Начало «Русского Мира»: есть общий праздник для России, Украины и Белоруссии

Тон выберем для статьи — примирительный. Постараемся вникнуть в логику украинских (серьёзных) историков, которые ещё сохранили человеческий облик, не заставляют «древних укров» заселять Месопотамию и копать Чёрное море. Речь пойдёт о главном событии Древней Руси, которое «Повесть временных лет» назвала: «начася прозывати Руська земля». Прозываться она начала не с призвания Рюрика в Ладогу 862-го. Тем более, не с захватом Вещим Олегом Киева в 882-ом. Редколлегия Нестора посчитала другое событие отправной точкой древнерусской государственности.
Под статьей «Историю необходимо переписать. В каком году появилось государство Русь?» немало толковых комментариев нашёл, готов кое-что даже переосмыслить. Двинуть «напёрстки» в направлении более широкого осмысления фактов, очень скупых в летописной историографии Руси и Византии.
Источники
нам рассказали: 18 июня 860 г. русский флот в составе 200 кораблей атаковал столицу Византийской империи. Город русы взять не смогли, но знатно выпотрошили окрестности, до жути напугав ромеев. У которых вся армия сдерживала арабов в Малой Азии, флот гонялся за пиратами острова Крит. Весь недельный страх беззащитной столицы оставил нам в документах непосредственный очевидец и участник тех событий — патриарх Фотий.
«Повесть временных лет» говорит: от захвата и разрушения русскими язычниками Константинополя спасло чудо. После молебна и положения патриархом Фотием влахернской ризы Богородицы в море… неожиданно поднялась буря и «безбожныхъ Руси корабли смяте». Никоновская летопись событие дополняет фразой:
«Возвратишася Осколдъ и Диръ отъ Царяграда въ мале дружине, и бысть в Киеве плачь велий».
Тоже самое написала пропавшая Иоакимовская летопись Татищева. Смутные сведения находятся в Густынской летописи, Киевском Синопсисе и Хронике Феодосия Сафоновича. Сведения русских источников дополняют свидетельства о нападении руси в 860 году на Царьград — болгарский Хронограф Георгия Амартола. Он отдаёт предпочтение руководству похода «руси» — Оскольду (Аскольду) Киевскому. Без именных подробностей говорят о неприятном для ромеев событии более десятка византийских хроник.
Греческие источники единодушны: потерпев поражение от божественных сил под стенами Царьграда, возвратившись «восвояси» — русские князья «спустя немного» прислали к византийскому императору послов. Между двумя странами был заключён типовой мирный договор. Поставивший безвестную «Русь» в ряд с другими политическими государственными образованиями мира. Состоялось дипломатическое признание Древнерусского Государства.

Откуда появилась
эта самая «русь»? Самый любопытный и спекулятивный вопрос. Особенно в новейшее время, как история избавилась от оков «норманнского» прочтения событий. Став полянкой борьбы для политической конъюнктуры. Проблема понятна: в Украине заинтересованы в разработке новых обоснований, что Среднее Поднепровье будто бы являлось "точкой сборки" древнерусской государственности. Именно Киев стоял у истоков Руси. Был подлым обманом присоединён к «москальской» Новгородской земле коварными варягами.
Подобные гипотезы бродили ещё в середине XIX века. Были основаны на частных предположениях, не имели достаточной доказательной базы. Даже во времена СССР, как установленный исторический факт — не принимались. Несмотря на точку зрения некоторых глыб исторической науки. Совокупность анализа древнерусских летописей и археологических изысканий никак не могли сойтись в одной точке. Почётный директор Института археологии НАН Украины, советский и украинский историк Пётр Толочко писал:
«Ни один другой центр Среднего Поднепровья, кроме Киева, не может претендовать на то, чтобы из него осуществлялись далекие походы на Византию. Поход 860 г. на Константинополь определённо организован Киевом. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с первыми датированными статьями «Повести временных лет»... Неоспоримым доказательством этому являются также находки в Киеве византийских монет».
Так себе утверждение, особое подозрение вызывает дата написания труда «В поисках загадочного русского Каганата» (2008 год). В советские времена уважаемый учёный придерживался совсем другой гипотезы. Более осторожной, которую высказывал академик Борис Рыбаков. Всё хорошо, только «центром сборки» Киев вряд ли был. Особенно когда пытаются указывать:
«древнейшие славянские культурные наслоения, обнаруженные на Старокиевской горе, датируются VIII-IX вв. Находки этого периода обнаружены также на горах Дитинка, Киселевка и Щековица, а также на Подоле. Именно Киев был административным центром начального восточнославянского государственного образования». (Седов В.В. «Славяне: Историко-археологическое исследование». 2002 год)

Хех… Что с людьми патриотизм (на государственные деньги) и политическая конъюнктура делают… Так называемые «киевские культурные наслоения» VIII-IX веков — это полное издевательство над историей. Эпизодические, без проблеска ремесёл. С отсутствием серьёзного военного поселения. Небольшие деревеньки на двух холмах. Существовали недолго, жители их покидали в течение поколения-двух. Потом опять возвращались, как угроза от кочевников становилась не столь острой.
Нет. Роль Киева во время организации похода 860-го года не стоит считать ничтожной. Но вешать на шею князя Оскольда гривну верховного главнокомандующего — поостерёгся бы. Поскольку искать место локализации начальной «Руси» стоит всё-таки вне Киева. Легко сказать… потому что необходимы неопровержимые доказательства, которых в распоряжении современной науки почти нет.
Из имеющихся… все те же летописные свидетельства. Что был поход русов на Царьград. Из него с огромными потерями вернулся в Киев князь Оскольд. Другие центры Руси не названы. Не написано, значит — их не было! Хвала Тенгри, археология упрямая штука. Киев теоретически в 860-ом году не мог самостоятельно организовать столь масштабный поход. 6 - 8 тысяч воинов появилось под стенами Царьграда! И это было не сиволапое славянское ополчение киевских пресловутых «полян».
Не лишним будет поднять «тмутараканскую теорию» профессора Вернадского. Предположив: поход организовали три равноценных и равноправных (согласно арабским источникам) центра «руси»: Куявия, Славия и Артания. Окопавшиеся в северном Приазовье и Причерноморье. Оставив вопрос верховенства «киевской руси» за скобками…
«В 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева.
Объединённая флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Чёрное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору». (Вернадский Г. В. «Указ»)

Созвучен с маститым профессором был Дмитрий Иловайский, автор пятитомной «Истории России» XIX века. Более конкретизировав поход. Назначив в его состав «Днепровскую или Полянскую Русь», но с помощью «приморских родичей киевских русов». Вот это уже что-то. Поляне-славяне не были способны строить военные флоты для морских переходов. Тем более — их оснащать. Это целая индустрия, следов которой в Киеве IX-Х веков не обнаружено.
Константинопольский поход осуществлялся объединённой армией различных славянских племён под началом «киевских русов»? Может быть, хотя маловероятно. Киев был деревней, расположенной умно и стратегически изобретательно. Как небольшой форпост днепровской «руси». Это ни о чём не говорит. Пиратские и торговые фактории Причерноморья-Приазовья, Подонья и вполне определённо — Дуная, имеют порой более серьёзные фортификации, куда большую населённость, развитие ремёсел и полноценную торговлю.
А причастность Киева к походам на греков при Вещем Олеге, Игоре (это вопрос), Святославе, Владимире и Ярославе — всего лишь летописные строчки, мало согласующиеся с ареологией. С большим вопросом: из этого ли города начинались походы.
Например, главный возмутитель спокойствия более поздних времен… Светлый Воин Святослав Игоревич свою ставку держал в Дунайской Болгарии. Собирался там собственную Русь основать, презирая матушкин якобы стольный Киев. Явно что-то знал мужчина.
Кто и где крестился?
Летописные источники пестрят сообщениями: киевские князья неоднократно «воевали страну Корсунскую». «Русы» имели огромный интерес к этому региону, закладывали собственные колонии и базы. Постоянно нагнетая своё присутствие в торговых и военных делах Крыма, Причерноморья и Приазовья. Эти опорные пункты появились еще до Оскольда, Рюрика, Олега, примерно в самом начале IX века. Данные точные, археологические. Но говорить о «государстве русов» не приходится. Хазары и Византия заметили бы.
А если вчитаться в описания патриарха Фотия: речь идёт о «неизвестном народе». Собственных соседей ромеи знали в лицо, это точно. То есть… опять Киев, так получается? Довольно далече от Проливов. Хорошо, пусть так. «Киевские русы» могли в IX веке иметь свои колонии, базы и опорные пункты в Крыму и Приазовье. Чем-то радикально отличаясь от дунайской, каспийской, черноморской «руси»? Чем, скажите на милость…
Ладно, попробуем вот как версию развернуть. Князь Оскольд принимает послов и епископа, святых Кирилла и Мефодия, проводит Вече где-то за пределами Киева. Красно Солнышко Владимир Святославич почему-то крещение принимает (по слабой на достоверность легенде)… в крымском Херсонесе. Ничего не настораживает? Это ли не умаления княжеского достоинства? Почему не в стольном Киеве? Ведь значимое политическое мероприятие международного масштаба, как бы.

Стоит более внимательно почитать предание о крещении Оскольда, соотнося его с «Паннонскими Житиями св. Кирилла и Мефодия». Где говорится о созыве Веча, чуде несгораемого Евангелия, крещении «языческого кагана и его бояр», прочих подданных. Никоновская летопись тоже ведь утверждает именно это. Специальным разделом, подзаголовком «О князи Русьтемъ Осколде».
Именно к этому времени (860-861) «Жития св. Кирилла и Мефодия» говорят о прибытии грамотеев-братьев в Херсонес. Вместе с официальным византийским посольством. Именно в Херсонесе Кирилл и Мефодий впервые знакомятся с текстами, начертанными «русскими письменами». Здесь была изобретена общеславянская письменность. Что можно плеснуть в «напёрсток»?
Предположение. Послы императора изучали в Херсонесе русский язык. А учителями выступало посольство русского князя. Год этого контакта вполне определённо говорит: мирные переговоры имели место сразу после великого похода 860 года. Проходили в Херсонесе.
Византийские источники повествуют: крещение приняли русы, что ходили походом на Царьград. Если идти в рамках этой гипотезы, получаем: Русь Киева и Азово-Черноморская крестилась в IX веке. При непосредственном участии князя Оскольда Киевского. Факт полностью не отразился в летописях, народной памяти язычников по причине удалённости события. Произойдя за пределами Киева.
Клады киевские могут что-то прояснить. Если поход «русов» действительно был неудачен, то летописи… привирают крепко. Никаких «щедрых даров» из Царьграда не могло быть в принципе. Корабли разметала буря, лихая Русь убралась «во свояси». Именно поэтому в киевских кладах нет монет константинопольской чеканки. Зато (больше чем нужно) найдено византийских монет херсонского монетного двора. Наиболее ранние принадлежат Михаилу III (правление 842-867 гг.) и Василию Македонянину (правление 867-886 гг.).
О чём это говорит? Эти монеты попали в клады после похода 860-го года. Когда был заключён мирный договор между русами и византийцами. Где вполне оправдано поднесение «щедрых даров». Судя по херсонской чеканке… могли быть преподнесены русам там, где договор был подписан. Не в Константинополе, как принято думать. Это вполне согласуется с другим фактом. Точно так же получал в Херсонесе «щедрые дары» Красно Солнышко Владимир Святославич. Заключив свой Договор и приняв крещение через сто лет.

Набираем фактуру.
О Крещении «руси» в IX веке подробно сообщает император Константин Багрянородный. Это было сугубо добровольное деяние, русский князь согласился на процедуру после решения Веча, совместно с боярами, дружиной и народом. О том же пишут и другие византийские авторы Кедрин, Скилица, Зонара, Лев Грамматик, Михаил Глик. Киевский Синопсис даже указывает точный год принятия на Руси христианства:
«крестилася Русь года от Рождества Христова 863, в царство царя греческого Михаила, патриархом Константинопольським был Фотий».
Церковный Устав св. князя Владимира тоже упоминает патриарха Фотия, именно в его время Русь принимала крещение. Иоакимовская летопись вообще князя Оскольда назвала «блаженным». Поэтому Татищев и утверждал: этот факт почитания говорит о князе, как о первом русском мученике за веру христианскую.
Это вполне может быть. Дополнительный аргумент заключается в летописном известии о процессе похорон Оскольда. После его убийства варягами язычника Вещего Олега, киевский князь не был сожжён по господствующей религиозной традиции, а погребён: «несоша на гору и погребоша». Позже там построили храм в честь св. Николая.

Что в Киеве было за христианство, сейчас почти невозможно представить. Изменение традиций и обрядов происходило очень медленно (читаем академика Рыбакова). Языческая традиция кремации и христианская традиция ингумации — долгое время продолжали совмещаться. Даже в пределах одного захоронения.
То есть, археология захоронений и летописные сведения говорят: крещение приняла часть элиты (около 200 семей по «Паннонским Житиям»). Именно так шёл процесс христианизации через сотню лет, при Владимире Ярославиче. Византийские Хроники повествуют о князе и части его дружины. Основная масса населения Руси в IX веке оставалась языческой ещё очень долго. Почему не получила вера распространения после 863 года?
Христианство принимали участники одного боевого похода. Ратное ремесло «руси» …подразумевает неизбежные потери. Очень поверхностное отношение к религии в воинском братстве. Поэтому, число последователей христианства на Руси было мизерным. Осознанно следовали ему… единицы. Что подтверждает погребальная археология Киева и окрестностей IX-X веков.
Христианство Оскольда Киевского имело возможность хоть как-то развиваться… всего два десятка лет. После пришли варяги Вещего Олега, загнав его в «катакомбное» подполье. Мировоззренческие перемены в такой глухой провинции, без массового притока проповедников, с отсутствием государства… просто невозможны в принципе. К тому же, есть подозрение: варяги (хлебнув лиха от германских епископов на Балтике) провели целенаправленное истребление христианского элемента в Киеве. Вплоть до уничтожения кладбищ, разрушения всех «домов молитвы».
Византийцы пишут: на Руси IX века была учреждена епархия (митрополия под номером 61). Устав св. Владимира, Густынская летопись, Киевский Синопсис, «Степенная книга», «Палинодия» Захарии Копистенского называют первым митрополитом Киевским — Михаила, назначенного именно патриархом Фотием. Хотя есть другие имена из более поздних рукописей — епископ Алексий и митрополит Леон.
Не суть, сам факт показателен. Что на Русь IX века как минимум дважды посылали архиереев. Русская епархия существовала задолго до официального Крещения Владимиром Красно Солнышко. А вот где был её центр?

Выводы
пора делать. Древняя Русь стала полноценным государством именно в 860 году, вряд ли этот факт оспариваем. Нестор Летописец пользовался несколькими источниками, чтобы заявить: «стала прозываться Русская земля» в царствование византийского императора Михаила III. Что дало право киево-печерской редколлегии XII века начать хронографический отсчёт: «с этой поры начнем и числа положим».
Теперь к политике вопроса. Больному месту украинских историков, которые упрямо называют «Русскую митрополию» IX века — Киевской. Господа, это не так. Митрополита в Киеве никто не видел ещё лет сто с хвостиком. Он где-то в Причерноморье резиденцию имел. Или из Крыма носа не казал в земли махровых язычников. А знаменитое летописное высказывание Вещего Олега относительно Киева, как о «матери городов русских» — церковная псевдо-историческая провокация. Которая должна убедить весь честной люд, что статус Киева — это митрополия времён еще князя Оскольда.
Фокус работает так. Стольный город. Но его имя (мужского рода) ассоциируется у Олега с женским началом — матерью. Что является нонсенсом историческим. Столичный Киев должен быть «отцом», это такая традиция. Не только на Руси. А тут… мамаша. Нестор и редколлегия идут на этот подлог сознательно, слишком смело предположив: Русь была уже крещена, Киев имел статус митрополии. Дословный перевод древнегреческого слова «митрополис» (μητρоπоλις) — материнский город.
Это во годы написания «Повести временных лет» так было, но во времена яростного варяга-язычника Вещего Олега… увы. Глупо вкладывать такие слова в эти-то уста. Для него «митрополия» — это кафедральный богатенький храм. Который по древнему обычаю надлежит выпотрошить до фундамента. Священников скормить воронью. Так мог сказать… крестившийся Оскольд Киевский. А после редактирования летописей в XII веке (Мстиславская редакция 1118 года) события переписали в реалиях нового политического курса. Ну... как вариант «напёрсточный».
В 882 году произошёл прямой захват Киева «варяжской династией» из Новгорода. Явно по причине политики князя Оскольда в вопросах религии. Столь бескровный «переворот» мог произойти только с одобрения местных элит «руси». Это согласуется со сведениями Иоакимовской летописи. О заговоре киевлян против князя Оскольда. Не исключён и «хазарский след», изящно предложенный Гумилевым.

Каким бы не было это событие… спонтанным, случайным, продуманным — оно стало закономерным. Итогом политического, экономического и военного развития древнерусского государства. Где Киев не был главенствующим. Чтобы совершить столь организованный, хорошо подготовленный поход 860-го, с далеко идущими политическими целями — уже должно существовать «государство».
С россыпью банд речных и морских разбойников, пусть и собравшихся во внушительную армию… международные договоры Византия никогда не подписывала. Она платила «отступные» каждому племенному вождю персонально.
Возникнуть в одночасье «государство Русь» не могло. Нужны несколько десятилетий минимум, чтобы вооруженная купеческая вольница пришла к пониманию: они «есть земля русская». Какой центр выбрали? Не Киев. Слишком далековато от торговых маршрутов, неудобен для промысла и занятий хищников. А вот захват власти на Днепре, убийство киевских князей-христиан Аскольда и Дира новгородским князем-язычником Олегом в 882 году многое изменило. Связало в единую государственную систему Балтику и южные моря.
Сменив славянскую династию на варяжскую, формирование государства под условным названием «Киевская Русь» пошло по понятным векторам. Когда не сядешь Великим Князем в «матери городов русских», не пройдя процедуру одобрения у «отца» Новгорода. Все наследники трона обязательно немало времени проводили на Волхове или Ладоге. Но считать появление там в 862-ом году «менеджера» Рюрика — началом государственности… тоже огромная ошибка. При нём лишь накоротке вспыхнуло местечковое варяжское княжество.

Русское государство росло долго. Основательно освоив (запугав) Подунавье, Приазовье, Причерноморье, Подонье и частично — Крым. Стало достаточно сильным, чтобы бросить в короткий промежуток времени вызов двум огромным державам — Византии и Хазарскому Каганату. Роль Оскольда тоже не будем принижать. Он с Киевом был самым северным форпостом днепровской «Руси». А приняв христианство, получил «чёрную метку» от военной корпорации.
Лично импонирует идея: чтобы правильно хранить историческую память сегодня разобщённых народов России, Украины, Белоруссии… нужен «День Единства». Когда действительно было признано государство «Русь». Случилось это в 860-ом году. Ну что, господа Читатели… будем петицию поддерживать? Пока частным порядком поздравляя друг друга с «Днем Древней Руси» 25 июня. Глядишь, в Москве-Минске-Киеве одумаются. Как надоест друг дружку смехотворным образом валтузить, занимаясь написанием трёх разных историй. Вместо одной общей…
-
Самый первый «АД». Каким его видели сибирские и алтайские шаманы?

Давно обещал, ленился… но настойчиво напомнили Читатели. Подробнее рассказать о мирах шаманов. Материала крайне много, но последовательно пройдёмся по всем аспектам явления несколькими статьями. Об индоевропейском шаманизме, в самом широком смысле, поговорим чуть позже. Сегодня сфокусируемся на шаманизме алтайском и (частично) сибирском. Последний не так интересен, поскольку является производным от первого.
Терминология.
Здесь нет научного полного согласия. Поскольку… точного определения до сих пор не существует: что стоит понимать под «шаманизмом». Всякое экстатическое явление? Или специфическую магическую технику? Закопаться можно на несколько увесистых томиков. Займёмся пока ключевыми вещами: шаманское «нисхождение в Ад», чтобы вернуть души больных или проводить умерших.
Обряды древнего Алтая в столь важных аспектах человеческого бытия являются самыми сложными. Обычно совершались в течении трёх дней. Сопровождались чтением очень длинных поэтических текстов (до 2 000 строк), под аккомпанемент пения. Или же речитативом в сопровождении бубна. Такие шаманские тексты можно отнести к древнему жанру «алкыш». То есть «хвала, благословение, прославление». В более современном исполнении это стало «моление, молитва, гимн». То, что сегодня называется «камланием».
В таких текстах шаман (в зависимости от цели обряда) обращается к светлому или тёмному божеству (Кудаю, Ульгену, Эрлику, их «сыновьям»). Чтобы эффект усилился — призывает в помощники духов-покровителей семьи и домашнего огня Среднего Мира (Алтаю, Земле-воде, Медному господину). Желая ещё больше окрепнуть, шаман может попросить помощи у своих предков, духов ушедших шаманов. Они могут помочь в путешествии, предупредить об опасности.

Прерванный полёт.
А вот сибирские шаманы «летают». Это самая древняя магическая способность колдунов и знахарей, известная всем народам мира. Некоторые превращаются в соколов или сов, это самые архаичные культы. Но более современные — полёт рассматривают, как движение «духа». Сохранились уникальные описания обрядов енисейских шаманов и их коллег-колдунов народа маринда из Новой Гвинеи. Когда «специалисты по полёту» заходят в хитро устроенный шалаш, надев костюмы из перьев птиц. Поджигают это строение, не выходя из него. Дым и пламя должны поднять шамана или колдуна ввысь, чтобы они птицами полетели в нужное место.
Эта техника имеет древние корни. Выросла из убеждения, что когда-то люди умели летать. Орнитологическая символика нарядов сибирских шаманов тому свидетельство. Провожая душу умершего, дякцы принимают образ птицы. Поступая точь-в-точь, как ведические жрецы. Которые забираются на верхушки скал или ритуальных лестниц — расправляют руки, подражая пернатым и восклицая: «Мы достигли Неба!».
Это до сих пор осталось в поверьях всех народов Евразии, которые расскажут сотни сказок и преданий о ведьмах и колдунах. Перемещающихся самостоятельно или при помощи магических предметов по воздуху. Индия поведает тоже самое, подразумевая йогов, факиров и алхимиков. Только там это перешло в другую плоскость бытия. «Полёт» носит исключительно духовный характер. Совершает его «сознание» для понимания тайн и метафизических истин. «Ум (манас) — самая быстрая птица» — говорится в «Ригведе». Или же: «Тот, кто понимает, имеет крылья».
То есть, во всех шаманских практиках, исполнители ритуала опираются на два мифологических мотива: представление души в образе птицы. И концепцию птицы, как проводника душ. Колдуны и шаманы сколько пожелают, могут «оставлять тело». Таким образом достигая смерти. Которая имеет свойство превращать простых смертных в «птиц». Именно поэтому шаманы вызывали всегда мистический трепет. Своей способностью наслаждаться состоянием бесплотных существ — душ. Обычным людям доступно такое счастье только раз, в момент смерти.

Здесь заложен корень особого отношения к шаманам. Их обряды магического полёта выражают исключительность. Поднимаясь в воздух птицей или «духом» нормального облика, шаманы демонстрируют… упадок человека. Почти все мифы индоевропейцев содержат воспоминания о доисторических временах. Где люди могли возноситься на Небо, вскарабкиваться на любую гору, седлать огромных птиц.
Неправильные действия человечества привели к гневу «божеств». В качестве наказания была отобрана способность к физическому полёту. Прежний «дар» возвращается только в момент смерти, только душе. Лишь избранные могут подниматься в Небо сколько угодно раз, летать как птицы.
Традиционная космология.
В сибирском, алтайском, части монгольского шаманизма — мир разделён на три сферы: Верхний мир (небесный), Средний мир (земной) и Нижний мир (подземный). Обычно «рай» отождествляется с Верхним миром. Понятие «ад» относят к самому глубокому ярусу Нижнего мира. Точного описания, как в мифологии господствующих религий… не существует. Слишком много ветвистых представлений. Иногда с тонким заходом, персональным. Каждое божество Верхнего и Нижнего миров, духи-хозяева Среднего мира могут «рай-ад» сотворить для каждой конкретной души.
В алтайском и других тюркских языках «ад» обозначается лексемой «tamug». Пришло из согдийских языков, когда иранцы активно занимались в Центральной Азии не только торговлей, но и миссионерством. Будучи приверженцами манихейской религии. По шаманской мифологии алтайцев «ад» — воображаемое пространство, тёмное место. Там вершится суд над человеческой душой, назначается наказание.
Почему нет точного единого описания? Потому что тема табуирована. Как многое, что связано с эпитетом «кара» (чёрный). Чернота является пространственным признаком бездны и мрака. Запретны словосочетания «тёмное место», «чёрная большая земля», «место суда». Согласно мифу алтайцев, будущий бог смерти и хозяин Подземного мира Эрлик попросил у своего брата Ульгена кусок земли с кончик своего посоха. Когда получил, воткнул посох себе под ноги, провалился под землю. Стал там владычить.
Шаманы «путешествуют» в Нижний мир крайне неохотно, лишь в редких случаях. Когда необходимо спасти чью-либо очень-очень важную жизнь, вернуть душу. Но только в случае её попадания туда… по недоразумению или из-за козней Эрлика. Такая смерть считается неестественной и преждевременной. От неё можно избавиться, совершив обряд жертвоприношения. Но если душа была осуждена за серьезные проступки… увы. Такая смерть считается предопределённой, избавиться от неё нет никакой возможности.

Процедура.
В момент неминуемой смерти (забытья тяжёлой болезни) душа отделяется от тела человека, принимает вид прозрачного пара. За «порогом жизни» она вступает в мир, который называется «другая земля». Путь шамана в Подземный Мир начинается с долгих приготовлений, иногда длящихся несколько часов, даже дней. Шаман громко объявляет присутствующим, что он «уходит» туда не по своей воле. А по просьбе родственников умирающего.
Сначала задабривается (угощается) дух-хозяин бубна, дух-покровитель рода и семьи, дух домашнего огня и дух порога. У них шаман спрашивает, послана ли болезнь «светлым духом». Получив формальный отрицательный ответ, он обращается к «духу порога» с просьбой сообщить: кто из «тёмных» сущностей является виновником болезни. Порог юрты или «священный круг» для шамана — символический переход в потусторонний мир.
Алтайские и сибирские шаманы единодушны: «ад» находится где-то на закате (западе), на перекрёстке семи дорог. Вход в него представляет собой вулканическое жерло, откуда с силою выбрасывается огонь. «Ад» имеет семь или девять слоев, каждому присущи определённые символические образы, у каждого есть собственный хозяин из подземных божеств. Найдено интересное сходство шаманизма и шумеро-вавилонских верований. Последние тоже приносили жертву и дары семи подземным божествам. Которые символизировали столько же препятствий.
Современные шаманы подрастеряли былую хватку, сегодня набор образов-символов и порядок их перечисления не столь богат, как в былые времена. Но кое-что реконструировать сравнительным анализом получится. Итак, всё для путешествия в «ад» зависит от памяти и практического опыта каждого конкретного шамана. Лишь единицы способны пройти весь путь, вернуться обратно.
«Путешествие» начинается у «чёрного пня». Это такой судья первой инстанции, возле него всегда толпятся души больных и умерших. Если шаман сделал щедрое жертвоприношение, «чёрный пень» возвращает на землю человеческую душу, случайно попавшую в Нижний мир. Но если приношение не принято, было недостаточно обильным… судья направляет искомую шаманом душу прямиком к Эрлику. По её следам устремляется и наш астральный путешественник.

Это пришло в алтайский и сибирский шаманизм из Двуречья, может быть — из минойской мифологии. Метафорическое отождествление «чёрного пня» с судьей — прямая ассоциация с храмовниками в чёрных туниках. На мраморных тронах во время утверждения смертных приговоров. В шумерской мифологии ануннаки (судьи подземного мира), сидящие перед владычицей подземного мира Эрешкигаль, тоже выносили такие вердикты, последней инстанции.
Недалеко от «чёрного пня», по направлению к «земной пасти», стоит вечно кипящий чугунный котёл огромных размеров, наполненный головами особо опасных грешников. Это символ наказания в аду, знакомый многим мифологиям, даже древнеславянским.
Рядом с казаном обязательно присутствуют кузница или кузнечные инструменты, изготовленные хозяином Нижнего Мира. Миф такой: уже проклятый всеми хозяин «ада» Эрлик попросил у своего брата Ульгена пригоршню негодной земли. Вернувшись в свои владения, сотворил из неё молот, наковальню, меха, клещи, все остальные кузнечные принадлежности. Именно поэтому, покровителем кузнечного ремесла у алтайцев считается Эрлик. Это «фишка» многих других религий и верований Евразии.
Кузнец и содержимое его кузни всегда носят сакральный характер в фольклоре тюркских и других народов. Если во время «путешествия в ад» шаман неожиданно теряет сознание… значит, не выдержал грохота и шума «кузницы Эрлика». Этим действительно страдают молодые шаманы, выпадая из транса. Поэтому, проходят подготовку только с опытными коллегами. Которые могут спасти неофита, вовремя «эвакуировав» его из многочисленных подземных кузниц.
Если путешествие продолжилось благополучно, шаман встречает в «аду» самых разных обитателей. Одни из них антропоморфны (человек и человекообразные существа), другие — зооморфны. К первому типу относятся «чёрные кузнецы», «ведьма с козами» в ожидании своего суда, «сыновья и дочери» Хозяина Подземного мира (уродливые мелкие божества, злые духи, демоны и титаны).

Зооморфные обитатели — это самые фантастические животные и ползучие гады. Обитателями ада также становятся души самых отъявленных грешников из рода человеческого. Но такой «почёт» заслужить крайне трудно…
Самым интересным образом является «ведьма с пятью козами». Или «злая баба со змеями». Это препятствие Нижнего Мира символизирует волшебство колдунов. Которые магией избегают справедливого суда, оттягивают срок низвержения в Огненную Бездну. Отсюда берут корни фольклоры многих народов, где так называемый «Сатана» — существо в обличье козла.
Пройдя «вредоносную бабу», шаман должен вырваться из другого слоя «ада», избежав колдовства и козней «чёрных кузнецов». Тут тоже понятно, откуда уголёк. «Кузнечные мифы» всех древних народов — это анимистические верованиями о духах и божествах (светлых или тёмных), которые научили людей обрабатывать металлы.
Некоторые поверья прямо говорят: кузнецы получают свой дар при рождении от повелителей Подземного Мира. Обладают огромной духовной силой, иногда превосходящую умения шаманов. В любом случае — наделены сокровенными знаниями, сверхъестественными способностями.
В сибирских и алтайских культурах работа кузнеца и шамана часто совмещалась. Сделанные такими «многостаночниками» огнива, очаги, топоры, наконечники стрел наделялись магическими силами. Хранились веками в семьях, передавались по наследству. Но в сибирских верованиях опытный шаман никогда не подойдёт к кузне, она может отнять его силу и способности. Также от этих товарищей следует держаться подальше в мире потустороннем.

После «чёрных кузнецов» шаман обязательно сталкивается с персонажами «ада», известными как «жёлтая или чёрная женщина». Это образы дочерей Подземного Владыки. Иногда они пытаются смутить шамана развратными действиями… Сильный специалист обычно откупается от них небольшой жертвой, безделушкой из драгоценного металла. Неопытный может попасть в «морок страсти». Тогда с него спустят штаны, задушат в объятиях ночной оргии.
Спускаясь всё ниже, шаман попадает в миры зооморфных чудовищ. Это чёрные козы (размером с мамонта), великаны-лягушки с коровью грудину, морские чудовища, рычащие чёрные медведи, ревущие и бодающиеся между собой быки, водяные чудовища-живоглоты. Они заняты сотворением всяких природных катаклизмов: землетрясений, извержений вулканов, наводнений и пожаров.
Наиболее опасен стоящий на дыбах медведь. Это самое мудрое существо в мифах алтайцев, других тюрко-монгольских народов. Он один обладает способностью подниматься в Средний мир, не боится солнца, может управлять прочим животным миром. В особых случаях — вершить суд и наказывать людей по своему усмотрению. Убивать его ни в коем случае нельзя, он «старший брат» человека. Если охотник всё-таки посмеет поднять руку на медведя, его ждет незавидное послесмертие. Страшный суд самого Подземного Владыки.

Чтобы пробиться дальше в «ад», шаман должен пройти через круговерть схватки девяти чёрных быков, бодающихся между собой. Это одни из самых жутких демонических животных, одержимых злым «духом». Чтобы пробраться через эту страшную арену, необходима крайняя осторожность, выдержка и знание пары-тройки очень длинных текстов «камлания» почти шёпотом.
Дальше шаман попадает в странные миры природных ландшафтов самого «ада». Они представлены скудной растительностью, тут много песка и пыли, закручивающихся в сильные вихри. Кривые и причудливых форм деревья — без всяких признаков жизни. Шаману нужно найти в этом тусклом мирке особую рощу «гаданий» чёрного тальника. Там можно будет получить ответ от самого Подземного Владыки.
Если душа умирающего попала в Нижний Мир случайно, роща озарится голубым, синим или зелёным светом. Обряд можно заканчивать и спокойно возвращаться назад. Но если заблестит бледно-голубым… беда, жди несчастья. Чтобы точно это узнать, придётся посетить Чёрное (или Красное) озеро. Наполненное слезами грешников, или — грудной кровью из страданий человеческих душ. Но ходят туда только самые опытные шаманы. Основная масса «поворачивает» назад после «рощи гаданий».
Обходить Озеро нужно крайне осторожно, стараясь не попасть в «красный яр» или глубокий овраг. По которому души умерших идут в сторону Огненной Бездны. Дорога к ней трудна вне этой тропы, покрыта обрывами и расселинами. Сорвёшься… всё, сеанс закончен в обоих мирах со смертельным исходом для шамана.
Перед гигантской воронкой Огненной Бездны протекает коварная пылающая река (иногда смердит ядом огромное болото). Тут придётся серьёзно поразмыслить над следующим своим действием. Шаман должен найти мост из одного длинного конского волоса. Безгрешные души по этой струне проходят в рай (сильный шаман может попасть в Верхний Мир при желании). Опасность одна присутствует: грешные обязательно сорвутся вниз. Так что прикинуть расклады придётся, стоит ли так рисковать.
Если всё в порядке с балансом грехов и благих деяний, шаман проходит по мосту до самого конца, попадая в железный дворец Подземного Владыки. Иногда он сотворен из чёрной грязи, которую нанесли девять рек, сливаясь в одну и низвергаясь в огненную воронку Бездны. Тут уже можно выдохнуть, побеседовать с восхищённым смелостью путешественника Властелином подземного Мира.

Рассказать о своей поисковой проблеме. Поторговаться о жертве, за которую душу «клиента» можно выкупить. Но иногда бывает поздно, она уже сорвалась с волосяного моста. Или проследовала через узкое, глубокое каменное отверстие. За которым находится вечное Забвение. Туда нос боится сунуть даже сам Эрлик или другой повелитель Царства Мёртвых. Возвращение назад происходит тем же маршрутом, опасность застрять тут навечно остаётся прежней.
Подводим краткий итог...
В шаманских текстах алтайцев, тюрок и сибирских народов — ад… довольно неприятное местечко. Представляется мрачным, тёмным семи- или девятислойным пространством, окружённым реками, озёрами, морями. Густо населённым злыми духами, призраками умерших, «нечистыми» демоническими животными и чудовищами. Которых творит, в силу разной степени нездоровой фантазии, главное божество этого мира. Эрлик или другой персонаж.
Преодоление семи или девяти препятствий шаманом в аду — полностью соотносится с шумерской и аккадской традициями. Последовательно приносить жертвы и дары семи подземным божествам (проходить «круги ада» в христианской мифологии). В основе символического путешествия шамана по трёхъярусному миру лежит какой-то один «миф-сценарий». Знакомый почти всем народам Евразии.
Согласно ему необходимо преодолевать препятствия, достичь жилища божества этого мира. Если есть желание — услышать его мнение по поводу собственной судьбы или любого другого человека. Мифологема «ада», его образы и символы в шаманской культуре имеют чрезвычайно архаичный характер. Возможно, именно алтайские и некоторые сибирские культы позволят реконструировать многие мифологии Евразии.
Именно тюркские народы Южной Сибири, собрав во время своих тысячелетних миграций образы и символы «ада», — сегодня позволяют распутывать и понимать шумеро-аккадскую, древнеиранскую, древнегреческую и иудеохристианскую мифологии. Сохранив в народной памяти немногочисленных шаманов элементы текстов, разнообразные сюжеты и мотивы. Беречь нужно…
-
Всем-всем! Пора выбрать самый комфортный ад…

Сегодня последую яростным советам некоторых Читателей (которые якобы отписались и друзей забрали, ага), забивших комментарии человеколюбивыми христианскими пожеланиями: «Гореть тебе в аду!». Пока не обуглился, но придётся выбирать. Поскольку унылый атеист. Самое время размыслить над наиболее изученными некоммерческими предложениями. Из популярных, открытых круглосуточно клерикальных лавочек.
Советую поступить таким образом… абсолютно всем. Даже если считаете себя крайне религиозным человеком. Потому что верить в райское попадание — не советовал бы. Объективно. «Прейскурант грехов» с богословскими суровыми комментариями давно перечитывали? А биографию согласно прочитанному не анализировали? Только честно. Особенно старательно припоминая наиболее пикантные и приятные эпизоды…
Вывод (если вы честный, трезвый и математически подкованный человек) будет грустный. Чтобы современному человеку попасть в древние райские кущи…. Нужно быть крайне везучим. Потому что всё остальное явно потянет многопудовой гирей в противоположном направлении. Какой вывод? Правильно, вовремя перековаться. Помнить, вы — свободная личность! Любой ад всегда ждёт с распростертыми объятиями своего «верующего». Главное успеть выбрать себе преисподнюю по вкусу. Перед этим — наиболее интересную и соответствующую религию.
Есть в чём придирчиво покопаться, по каждой из них снято куча фильмов, написаны монбланы томов литературы. Но образованный человек обязательно найдёт кучу несоответствий, откровенного вранья. Которое никак не укладывается в первоначальную версию Источника. Чтобы не говорили коммивояжеры скандинавского эпоса, не выбирайте Хель.

Ледяная мгла,
мрак с едва видимыми проблесками высоченной стены… угрюмые молчаливые обитатели, похожие на шатающихся от слабости зомбарей. Вот Вальхалла другое дело! Но туда без полного набора тяжких статей УК РФ с применением холодного и режущего — не пробраться. Рай для хорошо подвыпившего самца… Поэтому не рекомендую оба варианта. Особенно «адский». Если ревматизм с простатитом, предрасположенность к простудным соплитам — тем более. Один плюс: в скандинавском древнем аду никто вас не трогает. Не пытает, не читает нотаций. Полная, унылая тишина.
Содомитам, любителям острых ощущений, путешествий и античной архитектуры, спилиологам, аквалангистам и альпинистам (с полным отсутствием обоняния из-за Ковид-19) можно рекомендовать Царство Аида и его женушки Персефоны. Место крайне вонючее из-за ядовитых испарений четырёх подземных рек… но чутка повеселее, чем Хель. Можно поболтать с кучей интересных исторических персонажей, героями, философами, даже полубогами и высшими существами из греческого Пантеона.
Можно попытаться прикормить трехглавого пса Цербера, вступить в коррупционные отношения с «ходоком на волю» перевозчиком Хароном (вдруг портвеша с куревом прикувыркает за мзду малую). Будут напрягать вечный плач, стенания, нытьё всяких лузеров. Которые не смогли сильно нагрешить для приговора полной аннигиляции. Или за них вносили «отступные жертвы» в мире живых. Смягчая жестокосердие стражей Тартара.

Интерьер ада довольно насыщенный, в стиле ампир, есть на что поглазеть. Приставать с наказаниями не особо будут, главной проблемой станет банальная скука. Если со времен Гомера не провели интернет, не подключили кабельное. А вот древнегреческий рай, на Острове Праведников, выше всяких похвал. Тучные поля пшеницы, реки вина, одалиски и вечное веселье с танцами в компании Ахилла. Но дорога туда закрыта, увы…
Шеол
еврейский… так себе. Тот же Хель, только пустынный и пыльный. Там даже физкультурой не займёшься толком. Потому что место напоминает отстойник-накопитель душ. В ожидании Страшного Суда. Компания будет пёстрая, в одном пространстве толкаются грешники и праведники. Все очень любят поспать. Само собой, есть трудность с пересечением границ. Не уверен, насколько тамошние погранцы разумеют грамоту, но израильский паспорт вполне могут потребовать. Или штаны снять.
Впрочем, выход есть. Если время позволяет, заведите родственников по фамилии Кац. Сошлитесь на благожелательное к вам отношение тети Сони с Привоза. Если не пройдет афёра: смело вступайте в богословский спор. Сославшись на Адама или сыновей Ноя. Для этого придётся немного вызубрить последовательность странной эволюции человека.
Когда Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а тот Иуду и кучу другого всякого… Но научно подкованный человек выкрутится, ткнёт в пейсатые физиономии тамошних стражей генетическую карту. Пусть сверятся, одна из восьми «еврейских» гаплогрупп — J1c, J2a, E1b1b1, R1b1a2, G2c, T1, R1a1-Z93, Q1b — у вас обязательно найдётся. Пусть утрутся. Или перепишут свои убогие инструкции о происхождении человечества.

Джаханнам,
мусульманская Скверная обитель, уготованная Аллахом в День воздаяния для многобожников, возгордившихся и нечестивцев, неверующих людей и джиннов… хех, сплошное разочарование. Во-первых, пока он закрыт. Хотя (если верить пророку Мухаммаду) давным-давно создан. Но чтобы грешники не пачкали полы — до Судного Дня врата в этот дворец печали и справедливого суда не отверзнутся. Возникает вопрос… где находится приёмник-накопитель для уже преставившихся?
Существует подозрение, от нас что-то скрывают. За 1400 лет существования ислама просто не успели силами криворуких шайтанов сотворить что-то приличное. Когда объект сдадут, обещают неплохое шоу. Закованным в цепи грешникам выдадут одёжу, скроенную из огня (или смолы, там ещё не договорились), на головы будут лить кипяток. С кормёжкой вообще труба.
Имамы-ботаники вырастили для Джаханнама дерево Заккум, вкус его ядовитых колючек и плодов напоминает гной, запах — отвратен, видок тот ещё наверняка. Запивать придётся сию гастрономию — кипятком или коктейлем из крови и гноя, без возможности проглотить. Так себе угроза, поскольку смерть от голода отказникам не грозит: «обступит его смерть со всех сторон, но не заберёт его, ибо его ждёт суровое наказание». Полная белиберда, вопрос не проработан… садитесь — «два!».
Кого этой диетой испугать сегодня можно? Неженок, привыкших ко всему халяльному? Три раза «ха!». Русский человек из 90-ых, обитатель Крайнего Севера, китаец, итальянец, француз и небогатый гражданин Индонезии вам в лицо рассмеются. В очередь за пайкой выстроится, просьбой добавки замучает.
Гнилые сыры с личинками мух, пикантные рагу на рыбьей тухлятине, живые жирные гусеницы и нажористые жареные жучки-сверчки-тараканы… А кто в Советской Армии на дальнем гарнизоне лямку служилую тянул… вы кого пугаете! Запить кипятком? Ничего, даже сейчас прихлебываю. Чай называется.

Но есть хитрость одна. Слабовато Мухаммад и его последователи подошли к вопросу Джаннама, если честно. Чтобы вполне спокойно коротать там денёчки, при жизни заведите полезную привычку устраивать себе разгрузочные дни. Потому что плоды и колючки харчевни «Дерево Заккум» можно не есть. Никто не заставит. А умереть от голода не получится. Так что… сила воли и привычка подавлять аппетит вам в помощь.
Вторая хитрость. Ислам необходимо принимать заблаговременно. Выучить Формулу Веры и… навсегда забыть о ней. Главное в этом аттракционе: чтобы вас считали мусульманином окружающие. Можно не знать в какой части света находится Мекка, как выглядит Коран, в собственном жилище закусывать бурячный самогон украинским салом и баварскими свиными сосисками…
Смысл такой: пребывание в Джаханнаме для неверующих — вечно. А грешников-мусульман спустя какое-то время… как Аллах решит, — ожидает условно-досрочное. С почётным переводом в рай. Там не то чтобы хорошо, но жить можно. Хотя бы поржать от души, наблюдая за пищеварением прозрачных гурий, прихлёбывающих «непьянящее вино».

Преисподняя христиан.
Лютый треш и угар. Во-первых… спёрли у евреев. Неправильными переводами и больными фантазиями навертели такого, хоть иконы выноси. В современном переводе Библии слово «ад» упоминается 3 раза. Преисподняя — 58, а есть ещё «геена огненная», ровно в дюжине эпизодов. Слово «рай» найдёте всего-то 7 раз. Математический итог — — 7 к 73-м, десятикратный разрыв… мозга. При такой частоте цитирования тема адского быта — абсолютно не раскрыта. Напротив, присутствует факт адской путаницы.
По Ветхому Завету (в неправильном прочтении древнегреческих переводов) в «преисподнюю» отправляли всех оптом — праведников и грешников. Затем явился Сын Божий Христос и разрушил ад к такой-то сатанинской тётушке. Сверяясь по бумажке, избирательно вывел нескольких праведников и раскаявшихся. Оставив чертям в наказание несколько ветхозаветных Пророков. С того великого дня все праведники начали попадать в рай, а вот грешники…
Тут огромный вопрос. Вина их не доказана, окончательный вердикт будет выносить божественный «триединый трибунал» на Страшном Суде. После рассмотрения каждого персонального дела арестанты будут либо оправданы (отправлены в скучный и отстойный рай), либо — обречены на вечные муки. Где корчиться будут — тайна великая, ибо ад разрушен. Есть предположение: выделят какой-то уголок рая, рядом с компостной кучей. Хотя подозрение гложет, нарезать придётся до 99% территории Эдемского Сада…
Насколько это страшно? Ничуть, могу успокоить. Умный человек туда просто обязан стремиться. Потому что мучиться там придётся… самостоятельно. А главным палачом станет… ваша личная совесть. Так себе страшилка, если честно. Поэтому. Земная регулярная тренировка, в рамках договороспособности с этой субстанцией — лишней не будет. Можно приступать.

Как быть с католическими и православными чертями? А никак. Плюнуть и растереть. Не бойтесь, не до вас будет. Сидеть придётся на холодной сковородке, в котле с прохладной водичкой, самостоятельно перебирать тупые ржавые шампура перед жаровней. Черти обязаны мучиться вместе с вами, по гениальной христианской концепции. Тоже совестью. Думаете, ворон ворону глаз выклюет? Три раза «ха!». А сторонники БДСМ там ещё скандалы будут закатывать, как бог свят…
Главнокомандующему этого аццкого бардака тоже не до вас, как и его забавным зверушкам. У них последний рабочий Судный день будет расписан по секундам: безуспешно сразиться с ангелом-ключником, получить на лодыжки и запястья наручники, лететь бесконечно в отворённую бездну. Там тысячу лет посидеть-подумать, выбраться ещё разок на поверхность. Стрёмно, с величайшим позором проиграть вторую битву. Теперь уже навеки веков быть погружённым в «озеро огненное и серное».
Детский лепет какой-то. Это что, победа над Злом? Такое впечатление, Князя Тьмы сначала подставили, затем цинично попользовали. Чтобы в конце времён с почётом отправить на пенсию, поправлять пошатнувшееся здоровье. В самом престижном геотермальном источнике «Геенна Огненная». Которое не озеро совсем, кстати.
Не вздрагивайте в ужасе, услышав такое словосочетание. «Геенна огненная» только звучит пафосно, на самом же деле это пригород Иерусалима (долина Еннома). Где сыновья Енномовы проводили обряды якобы человеческих жертвоприношений в ветхозаветные времена. С появлением понятия монобожия Яхве язычников разогнали, лавчонку с истуканами — прикрыли.
Устроив в долине Еннома свалку бытовых отходов и полигон для сожжения трупов подохших от болезней животных. Это страшно? Да, не «Мишлен» о пяти звездах, но жаркое всегда найдётся. А маски таскать на физиономии уже приучены, так что… неплохое такое место. Тем более, выглядит сегодня очень даже респектабельно.

Нарака —
буддистский мир адских существ, которые подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний. Из всего приведённого выше — вершина продуманности, организации, рациональности, разнообразия и изящества. Ад последователя Будды — это странная многоярусная слоёная пирамида. Восемь уровней которой предложат приятный термальный выбор: холодный и горячий. Сауна из 16 комнат, а не преисподняя!
Ледяные амфилады не блещут разнообразием интерьера, лишь термометры показывают разные цифры. Но в «горячей зоне» всё иначе, чувствуется рука пыточных дел мастера, божества Йамы. В одном «аду» грешников заливают расплавленным металлом, в другом — кромсают на части, в третьем — перекручивают в котлетный фарш и т.д. Там от процедуры мучений не отвертишься, не откупишься. Персонал обслуживающий внимателен, имеет божественную сущность.

Одно радует сначала, терпеть эти изощрённые мучения вроде бы долго не придётся. Пребывание в каждом буддистском аду временное. Перекрутили на тефтельки, поджарили огоньком, переломали косточки и содрали шкуру пару раз… вот и всё. Карма свежа и чиста, как дыхание горного утра. Можно отправляться к новым воплощениям с полной амнезией. Вроде… вот оно, самое то! Но буддизм для того и создан, чтобы мозги набекрень сворачивать. Не всё так просто, если вопрос изучить досконально…
В уныние погружает… банальная арифметика. Минимальный срок отбывания наказания: «столько времени, сколько понадобится для того, чтобы опустошить бочку зёрен кунжута, если раз в сто лет брать по одному зерну». Без калькулятора понятно — это почти 2,8 миллиарда лет! Если буддийская средняя бочка — 160 литров, то при весе 1 литра кунжута (700 грамм) и весе 1000 семян (4 грамма каждое)… печаль-тоска начинает глодать.
Если посчитать сроки уже назначенных наказаний особо выдающимся грешникам… может вообще плохо стать. Срок отсидки начинается от 162х1010, чистых 1620 миллиардов лет. С учётом того, что Большой Взрыв произошёл какие-то мизерные и неполные 14 миллиардов лет тому назад. Людям, которые привыкли всё планировать наперёд тоже тоскливо, наше Солнце закончит своё существование гигантским взрывом через 7 миллиардов лет.
Думаете, это такие «пугалки» для буддистов? Ан нет, это учение крайне конкретно в математике. Каждая из 16-ти преисподен предельно точно «оцифрована». Расположение, удалённость, размеры… указания детальны и дотошны.

Самый маленький из «адов» Санджива-нарака расположен под континентом Джамбудвипа (полуостровом Индостан), на глубине 1082 километров. То есть, ведические математики его разместили… над Южной Америкой, проткнув матушку Землю насквозь своими вычислениями (диаметр Земли всего 12742 км). Размер этого ада — 10000 йоджан (мера ведической и современной длинны в индуизме, 13 824 м.), то есть около 138 тысяч километров, треть расстояния от Земли до Луны. Этот ужас висит на орбите у нас… Жуть.
Самый большой буддийский ад Авичи-нарака удалён на 40 000 йоджан, его размер 20 000. В несколько раз больше Юпитера. Это уже коллапс Солнечной Системы, потому наш газовый гигант имеет максимальные гравитационные показатели. Планеты больших размеров не могут существовать, не нарушая законов физического мира. Дальше только схлопывание, превращение в звезду класса «коричневый карлик».

Вот и грустим. Буддисты как-то ухитрились замаскировать шестнадцать объектов, по объёму превышающих Юпитер. Это всё рядышком с нашим ничтожным каменным шариком! Вопрос… зачем такое строить, если через малое количество времени не будет самой Земли, всех планет, Солнца. Вообще всей Галактики.
Куда всех накопленных грешников отправят? Так что, рекомендую такие мысли обсудить смелым учёным (астрофизикам и космологам) и любителям научной фантастики с божеством Йамой. Он обязан шарить в таких космогонических вещах. Сам туда — ни ногой, и вам не советую!
Свежие комментарии