Заветные обряды Славянского царства
Современный человек не может себе представить жизнь своих далеких предков и дело не в отсутствии летописей и рукописей, просто сегодня жизнь настроена абсолютно на другие ценности. Наши пращуры были совершенно уверены в том, что живя так как мы сейчас, нельзя получить посмертный родительский статус, а значит нельзя воссоединиться со своими родичами и помогать потомкам.
Смена одного Бога на другого, тоже мало поможет. Даже энтузиасты пытающиеся сегодня восстановить ведические обряды, в большинстве своем отдают предпочтение внешней стороне процесса. Ближе всех к исконной старине находятся общины староверов, живущих в сельской местности по заветам, сохраняемым изустно. Как же жили наши предки и какой мiр мы потеряли?

Роение
Напомню, что в древности произошло разделение населения практически во всех евразийских державах, на два параллельных мира: сельский и городской. Сельский, крестьянский мир, оставался носителем общинного мировоззрения, основанного на древнейших родовых устоях, в которых коллективное было бесконечно важнее личного. Городской же мир торил дорогу индивидуализму и космополитизму.
А. В. Пыжиков предложил употреблять для обозначения общинности термин "роение". Действительно, аналогия более чем уместна: каждый индивидуум роя пчел или муравейника, имеет строго отведенную роль, выполняет только определенные ему задачи, которые направлены исключительно на благо роя - своей общины.
Жизнь и смерть отдельно взятого муравья или пчелы не значит ничего по сравнению с интересами роя-общества. Также и в крестьянских общинах, люди ее составляющие сплетали свои жизни, энергию, беды и радости в единый клубок, вычленить из которого чью-то отдельную судьбу было достаточно сложно. Не случайно, люди по каким-то обстоятельствам покинувшие общину, были изгоями или извергами.
В понимании человека того времени, не было доли страшнее, чем оказаться извергнутым из своего общества. Нам это может показаться странным, но вступить в другую общину было чрезвычайно сложно, там никто не горел желанием принимать чужаков. Рой без преувеличения можно сравнить с отдельным организмом, разумным и уникальным.

Ясно, что у каждого роя/общины была своя территория, необходимая для жизнедеятельности. Поэтому деревни, также как ульи или муравейники, никогда не стояли вплотную друг к другу и имели свои ареалы. Теперь сравните этот принцип с городской застройкой - совсем другое дело! С точки зрения крестьянского мировоззрения, город - скопище изгоев, место, где сгорают их души. Большой костер душ.
А как же городища? Они по мнению А. В. Пыжикова, несколько другое явление, которое можно определить как конгломерат производственных мастерских и торжищ. Вредные, шумные и опасные производства были вынесены ближе к местам торговли, что с экономической точки зрения вполне логично. БОльшая часть населения городищ там работала, но не жила постоянно.
А крупный город был местом проживания большого количества людей и как правило, окружен городищами/пригородами, в которых размещались мастерские и торговые склады. Со временем город разрастался, поглощая городища и появлялись городские концы - мастеровые слободы, в наше время районы. Само собой, города являлись источниками власти, религии и .... денег - самых ярких проявлений индивидуализма.

Триединство духа у славян
В общине деньгам места нет, там ценится эквивалент участия, труда, вложения в общую копилку ценностей, за которые можно получить то, чего тебе недостает. Отличается и понятие веры, имевшее повседневное, обыденное проявление на всех этапах жизни крестьян. Вера, обряды и знания впитывались сызмальства и не нуждались в записи, зачем фиксировать то, что и так известно? Записывалось чужое, привнесенное извне, то что было неизвестно ранее.
И в этом отличие христианских догматов от народной веры. Совершение обрядовых действий по записям в книге, требовавшее ко всему прочему специального обучения, говорило о чуждости производимых действий. Волхвы к примеру, не учились по книгам не потому, что были неграмотны, а потому, что основы веры в них были заложены с младенчества и отражали основы бытия. Им достаточно было понимать законы природы.
Еще один яркий пример - отношение к насильственной смерти. В наше время это называется убийством, то есть прерыванием существования физического тела человека. У наших предков это рассматривалось куда как более глубоко и называлось душегубством. Губление бессмертной души, а не бренного тела! Более подробно об этом рассказано в статье о заложенных покойниках - Хранители Рода восточных славян.

Имуществом убиенного нельзя было пользоваться, оно автоматически попадало в разряд вымороченного. А душегубы принимали на себя груз кармической расплаты, которая по мнению людей того времени, настигнет если не их самих, то уж их потомков обязательно. Разбойнички-душегубы, убивающие ради имущества и людьми-то не считались, именно поэтому с ними не церемонились - они уже были ходячие трупы.
Как это может быть нам сейчас не удивительно, но в системе ценностей необразованных крестьян главенствовал дух! Триединство духа, это три его состояния приобретаемых на протяжении жизни человека: плотский (от рождения), закладной (приобретенный по жизни) и родительский (получаемый после смерти в том случае, если первые два этапа были пройдены верно).
Надо ли говорить, что в течении жизни мы часто берем на себя заклады, которые отработать не в силах? И тут на помощь приходила община, но не просто абстрактная компашка, а коллектив единый духом, который с помощью всех его членов брал на себя не реализованные заклады, чем позволял ушедшему в другой мир, получить заветный родительский статус и бессмертие в той реальности. Вот для чего нужна была община!

С небес на землю
Излишне ли будет уточнять, что участники социальной сети не подходят на роль общины? То же самое соседи, сослуживцы, попутчики по жизни и прочая, прочая, прочая. Хотя побратимы - близкие духом, считались выше кровной родни! А также повитуха, помогавшая появиться ребенку на свет, которая имела статус в общине выше любого из знахарей.
Она на ряду с матерью, считалась ответственной за плотский дух младенца, до исполнения тому года жизни. До семи лет отроду, ребенок не имел полной, сформировавшейся души и жил под покровом родителей или родичей. Но с 7 полных лет получал роль в общине, участвовал наряду с взрослыми в ее жизни и некоторых обрядах.
С этого времени он(а) начинал(а) получать заклады (хорошие или плохие) по жизни, то есть брал(а) судьбу в свои руки.

В следующей части я расскажу вам о одном из самых древних сакральных обрядов славян, распространенном по всему ареалу их расселения. А также сообщу вам некую ассоциацию, которая не лежит на поверхности, но понимании её, позволит вам взглянуть на нашу новейшую историю совсем, совсем другими глазами! И она же послужит переходом к следующей серии статей по материалам А. В. Пыжикова.
-
Был ли СССР проектом староверов и что значила круговая порука у славян?

Как крестьяне представляли себе природу распространений заразных болезней и боролись с распространением эпидемий? Правда ли, что Советский Союз пытались построить по древним принципам равенства и общинного устройства общества? Можно ли провести параллели между обрядами славянской верви и некоторыми бессмысленными (на первый взгляд) порядками в СССР? Попробуем разобраться...
Центром устройства славянского этноса долгое время являлась община, потеснить которую из обихода, смогло лишь насаждение христианства римского образца. На землях южной-балтийских славян, это было католичество, навязанное с помощью кровавых крестовых походов. Адриатических славян опутало византийство, не слишком отличавшееся от римского варианта.
Дольше всего сопротивлялись восточноевропейские славяне. Начало экспансии византийского уклада положил князь Владимир в конце 10-го века, а окончательный перевод на римские догматы произошел под давлением польско-литовских ставленников Романовых. Но так ли это на самом деле? И где можно было обнаружить старинные обряды, берущие свое начало в дохристианские времена?

Славянская вервь
Напомню, что с усилением роли и влияния городов, естественным образом росло и влияние городской власти, возглавляемой сначала Вече и посадниками, а затем потомственными, самовластными князьями. Силовой захват управлением бОльшим количеством земель на Русской равнине варяжско-русской династией Рюриковичей, потребовал к началу 11-го века упорядочения отношений между населением и элитой.
В изданном Ярославом Мудром сборнике законов "Русская Правда", как один из резидентов упоминается Вервь, то есть община с действующей круговой порукой в отношении всех её членов. Интересно, что подобное наименование зафиксировано также у адриатических славян в Полицкой республике и своде ее законов "Полицкий статут".
Название это означает слово "веревка", но почему община называется, как бытовой предмет? И в чем заключается смысл круговой поруки членов общества?

Все дело в древнейшем обряде, характерном для всех славянских родОв - плетение верёвки, имевшим совершенно особенное значение для общин. В определенный день в общинном доме собирались все её члены, включая детей от 7 лет и дееспособных стариков. Каждая семья приносила свой вклад - конопляную (или крапивную) основу для плетения. Обязанности распределялись таким образом, чтобы участвовали абсолютно все.
Веревки плели без перерыва в течении всего дня, поэтому обряд именовался обыденным, то есть произведенным в течение одного дня. Ни в коем случае не допускалось наличие на верви узлов - считалось, что это знаки разлада и ссоры, их старались избегать даже на концах веревки. После окончания плетения, бОльшую часть оставляли для общинных нужд, а участникам нарезали необходимые куски.
Подобный этому, существовал обыденный обряд изготовления полотенца, части которого широко использовалось как в повседневной, так и в обрядовой жизни общины. Украшенные вышивкой с ведическими символами и родовыми знаками полотенца, вывешивались в окнах изб по праздничным дням, висели в красном углу каждого дома, сохранившись там и во времена христианства наряду с иконами.

Такие полотенца развешивали в священных рощах, подавали на них хлеб-соль, использовали практически во всех ритуальных, сакральных действиях. Наверняка многие из читателей помнят, что вплоть до недавнего времени, гроб опускали в могилу именно на полотенцах и это тоже отголосок общинных порядков с использованием обыденных вещей.
Таких обрядовых обыденных ритуалов было множество и все они были призваны не просто сплотить общину, но настроить их личные вибрации на одну волну. И эта общность, единение людей и было самым главным смыслом круговой поруки, хотя ее экономическую и организационную часть также никто не отвергает.
Но главная суть объединения лежит в энергетике, вибрациях, ветрах - как говорили крестьяне. В этом качестве, круговая порука - это общая ответственность за закладные поступки каждого из членов сообщества, для его успешного перехода к родительскому статусу и бессмертию на том свете. Все остальные смыслы второстепенны.

Вибрации против эпидемий
Характерным примером роли общинности и представления крестьян, может служить их отношение к эпидемиям, временами навещавшими российские просторы. В наше время всем понятно, что самый сильный удар заразные заболевания наносили в скученных городах, но селам тоже доставалось не слабо.
Как назывались эпидемии в народе, мы помним еще до сих пор - поветрия. Это прямая отсылка к пониманию природы эпидемий и распространению их по ветрам/вибрациям, которые присущи всему живому в этом мире. Боролись с заразой крестьяне тоже по своему. Считалось, что тяжелый физический труд блокирует восприимчивость и излучение вибраций человеком.
Исходя из этого постулата, чтобы не пустить в себя болезнетворную вибрацию/ветер, крестьяне лучшим средством считали повседневный тяжелый труд, причем любой и желательно коллективный. Надо ли пояснять, в какой ужас приходили образованные доктора того времени? Все их попытки пойти в народ и попытаться разделить людей, а именно изолировать их друг от друга, обособить - встречали ярое сопротивление.
Сами того не понимая, доктора и власти, посягали на самое святое в жизни и мировоззрении крестьян, то, на чем строился весь их мир! И всякий отказ выполнять предписания докторов и чиновников, воспринимался, как проявление дремучей отсталости, необразованности и мракобесия. Власть уже тогда совершенно не понимала свой народ, но вскоре случились события, которые могли изменить этот тренд...

Социальный эксперимент
А. В. Пыжиков осторожно предполагал, что строительство СССР на его ранних этапах, можно отнести к попытке реализации масштабного эксперимента устройства государства по общинным принципам. За это он подвергался особенно жестокой критике, вплоть до прямых оскорблений. Особенно удручает то, что его пояснений никто не слушал, рациональное звено в них видеть никто ни не пытался. А оно между тем есть.
Профессионально занимаясь периодом создания государства рабочих и крестьян, историк работал в архивах. Он досконально изучил времена прихода Сталина к власти и его борьбу с сильными группами троцкистов, бухаринцев и зиновьенцев, представлявших интернационал. Этим людям было глубоко плевать на Россию, народы ее населявшие и заниматься их благополучием, они на стремились совершенно.
Их единственной задачей являлась мировая революция и число жертв брошенных в топку, для продвижения по этому пути, их ровным счетом не волновало. Сталин, по утверждению А. В. Пыжикова, стоял особняком и вынужден был искать себе опору для продвижения по иерархической лестнице. Нашел он эту опору в среде людей, которые относились к коренным русакам, а многие из них имели и вовсе староверские корни.

Это совсем не значит, что октябрьский переворот - проект староверов, но факт борьбы интернационалистов с представителями носителей коренных принципов веры и мировоззрения, по мнению А. В. Пыжикова неоспорим. И он доказывал этот тезис на биографиях приближенных к Сталину людей, на заре советской власти. Интернационалисты в итоге, как мы знаем, были изжиты и государство стали строить, во многом, по уже знакомым нам принципам общины.
Известная идеологема того периода "люди, это винтики государственного механизма" - прямая отсылка к роению, идеологии роя, муравейника или общины/верви, объединения на принципе круговой поруки. Даже сам этот термин, стал широко применяться именно в советские времена, правда с отрицательной наполненностью. Все попытки советской власти выровнять уровень жизни и доходы, исходили из устоев общины.
Кассы взаимопомощи трудовых коллективов - это совсем не советское изобретение, так поступали члены общин, давая деньги для начала какого-то дела, неким образом подъемные, общественную "ношу", отдав которые, человек сбрасывал эту "ношу с плеч". Смысл поездки в колхозы одним днем (обыденное дело), тоже очень похож на попытку (обряд) не просто сплочения коллектива, но его настройку друг на друга.

Экономической пользы, как вы понимаете, от таких выездов было крайне мало, если не наоборот. А поездки студентов сразу после поступления? Выборные из коллективов, профсоюзы, общественные организации, например пионеры и комсомольцы, которые в период перестройки не пинал, разве уж совсем ленивый, были (на мой скромный взгляд) излишне политизированы, но не имели другой цели, кроме как дать навыки жизни в общине и более крупно - в обществе!
Совсем другой вопрос, как получилось реализовать на практике хорошие, достойные и полезные сами по себе идеи, но на мой взгляд, понимание их сути, только добавляет положительных оценок.
-
Генетики выяснили происхождение этрусков. Сенсация не ставшая новостью
Славянофобы и русофобы всех мастей, получили чувствительный удар от европейских ученых. Вдвойне тяжелее он получился оттого, что результаты исследований касаются не абы кого, а одного из древних и ключевых народов Европы - этрусков. А итоги и выводы получились очень интересные и наводят на дальнейшие, непростые размышления.

Дело прошлое...
Для тех кто не в курсе: столь повышенное внимание к этрускам имеет под собой вполне реальное основание, ведь фундамент западной модели цивилизации - Древний Рим, а он в свою очередь основан на достижениях соседей по полуострову - этрусков. Строительство, культура, военное дело, право и многое, многое другое римляне, как прилежные ученики скопировали именно у них.
Понятное дело, всех и всегда интересовал вопрос: кто такие эти ребята, откуда и когда пришли на Апеннинский полуостров, а также куда в итоге подевались. И ведь нельзя сказать, что у ученых не было материала для анализа, как раз наоборот, всего в достатке. И материальные памятники, и документальная история (в составе римской), письменность, сложные технические сооружения и предметы культуры - всего навалом.
Но ученые продолжали делать вид, что теряются в догадках. Язык признали нечитаемым, а народ таинственным и незнаемым. Здесь следует отдельно оговориться, что в отличии от нынешних ученых мужей, античные историки еще не были настолько политизированы и рубили правду-матку, как она есть на самом деле.

Существует две античные версии происхождения этого народа. Согласно первой, которую представляли Геродот и Гелланик с острова Лесбос, представители загадочного этноса мигрировали из Западной Анатолии, то есть оттуда, откуда после Троянской войны переселили на побережье Адриатического моря проигравших энетов.
По второй версии, которую приписывают Дионису Галикарнасскому, этруски считаются местным племенем, развивавшимся в пределах полуострова и в окружении автохтонного населения. На мой взгляд, обе эти версии не так уж и далеко друг от друга, как кажется на первый взгляд. В обоих случаях, мы имеем дело с индоевропейцами, пришедшими (каждые в своё время) из Причерноморского и Приазовского регионов.
Но сделать подобные выводы, означало признать, что в основе нынешней европейской модели цивилизации лежат достижения народа, который можно отнести к прапредкам славян, а это возмутительно и недопустимо на взгляд по-европейски толерантных историков. Это ж стыда не оберешься! Столько веков они придумывали гадости про "неисторических и диких" славян, а тут на тебе - мудрые предки римлян.

Скромная сенсация
Однако, как не крути, рано или поздно во всей этой истории должна была наступить ясность. И вот, пожалуйста. Генетики из Института Макса Планка (Германия) и Университета Флоренции (Италия) провели исследования 80 особей, захороненных в интервале от 800 года до н.э. до 1000 года н.э. Результаты получились весьма и весьма интересные (опубликованы в журнале SCIENCE ADVANCES).
Секвенирование костных фрагментов этрусков, показало их полную идентичность останкам италиков, населявших Апеннинский полуостров и прилегающие острова. Более того, генетики смогли проследить их родословные до земледельцев эпохи неолита и степных скотоводов бронзового века. Другими словами, индоевропейцы проникая на Апеннинский полуостров, постепенно смешивались с его населением.
Таким образом, предками этрусков можно считать представителей Ямной культуры - индоевропейцев, локализованных в южной части Восточно-Европейской равнины, включая северные побережья Черного и Азовского морей, делают вывод ученые.

Генетики не увидели разницы у этрусков и собственно латинян, которых считают первоначальным населением Римского царства. На мой взгляд, это только подтверждает гипотезу о неслучайности переселения части троянцев на север полуострова, поближе к родственникам. Об этом же говорит и легенда о основании Рима троянцем Энеем, который был "ласково принят царем местных аборигенов Латином".
Дальше тоже интересно: обнаружился значительный генетический вклад народов восточного побережья Средиземного моря в имперский период Древнего Рима (I-IV до н.э.). Ученые посчитали, что таким образом отметились бывшие рабы или их потомки, привезенные из военных походов. Надо полагать, что это были племена семитских народов.
Вот тут учеными остался не выясненным вопрос: почему именно эти пронырливые рабы сумели внести столь заметный вклад в генетику популяции, а другие народы с окраин огромной империи, в этом замечены не были. Ушли напряженно думать...

После разделения Римской империи на Западную и Восточную, генетики стали находить в геноме жителей Центральной Италии черты населения Северной Европы. Понятное дело, решили ученые, кроме германских народов это было сделать некому!
Современная историческая наука, вопреки утверждений античных, а также средневековых историков и хронистов, продолжает считать вандалов, готов, лангобардов и другие народы - истинными германцами.
Ну и в завершении, небольшой штришок - смелости ученых, по сути признавших свою зависимость от наших предков, не хватило на признание "нечитаемого" этрусского языка, родственным славянским языкам. Впервые об этом заявил польский ученый Тадеуш Воланский в своей книге «Памятники славянской письменности до Рождества Христова».

Польский ученый легко читал "нечитаемые" тексты, составлял словари и предоставлял веские аргументы своей версии. За свою смелость он был подвергнут обструкции и едва не сожжен Папской инквизицией.
К сожалению, как это часто у нас бывает, услышан он не был, но возможно это случится при следующем приступе честности европейской науки? Во всяком случае, будем на это надеяться... Как минимум, теперь благодаря генетике, одной исторической тайной в мире стало меньше! ©

P.S. По результатам комментариев, вынужден внести необходимые пояснения. В период формирования предков этрусков в степях Причерноморья и Приазовья (примерно 3500-4000 лет назад) славян еще не было, зато были скифы (условное название). Тоже сложносоставной этнос, включающий в себя многие гаплогруппы, как и позднее славяне.
Люди жившие на тер-рии (более поздних) славян, говорившие на праславянских языках, имевшие праславянскую культуру и активно участвовавшие в формировании славянского этноса - могут называться праславянами, одними из предков славян. У славян R1a в среднем около 50%, так что же, представители других гаплогрупп не славяне??? Или вы считаете, что скифы не участвовали в этногенезе славян??
Думайте, что пишите, уважаемые "знатоки", не уподобляйтесь махровым нацикам. У прапредков славян, вполне могли быть другие процентные пропорции, не забывайте об этом. Народы России - все родственные и сегодня переплетенные в одну нацию. Напомню, что у славян близкий по духу человек, считался ближе чем родственник по крови!
Свежие комментарии