Кем считал себя Королёв - русским или украинцем?
Несколько дней назад президент Украины Зеленский назвал русского конструктора Королева "великим украинским ученым" на основании того факта, что он родился в городе Житомире, который находится на территории нынешней Украины. Очень странная логика. Прежде всего, потому, что национальность человека определяется не местом его рождения, а языком, который является для него родным, и, самое главное, тем, что сам человек думает по поводу своей национальной принадлежности.
Так вот, Сергей Королев всегда говорил и думал по-русски и считал себя русским человеком. В порядке ликбеза хотел бы представить здесь подборку цитат, документов и несколько фактов из биографии Сергея Королева, которые позволяют понять, кем же на самом деле считал себя Королев по национальности.
Итак, Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 г. (по старому стилю), 12 января 1907 г. (по новому) в Российской империи, в губернском городе Житомире. Никакой Украины как государства тогда еще не существовало, а население империи свободно перемещалось по её обширной территории независимо от национальности. Отец Королева, Павел Яковлевич Королёв (русский), преподавал русскую словесность в Житомире. Мать - Мария Николаевна Москаленко (украинка), занималась домашним хозяйством.
Мария Москаленко происходила из купеческой семьи и вышла замуж за отца Королева без любви, подчинившись настоянию родителей. Мария привыкла к достатку. Родители ей ни в чем не отказывали. Считать деньги она не умела. А Павел Яковлевич Королёв получал скромное жалованье. Словом, семейная жизнь не заладилась с самого начала. В 1910 году Мария Москаленко ушла от Павла Королева, забрав с собой сына. После этого она отправила трехлетнего Сергея Королева к своим родителям. Муж долго не давал ей развода, требуя вернуть сына. В 1916 году брак между отцом и матерью Сергея Королева был официально расторгнут, сын остался с матерью. Впоследствии Мария Москаленко вышла замуж за инженера Григория Михайловича Баланина, и Сергей Королев стал жить с матерью и отчимом.
Как сообщают биографы Королева, в доме говорили по-русски. Со всеми своими друзьями Королев тоже общался по-русски. Во всех учебных заведениях Украины преподавание велось на русском языке. Несмотря на то, что в 20-30-х годах большевики проводили на Украине политику принудительной украинизации, заставляя русских людей учить украинскую "мову" и называть себя "украинцами", Королев очень плохо говорил по-украински и пользовался этим языком крайне редко.
Именно официальной политикой украинизации можно объяснить тот факт, что в 1924 г. (т.е. в возрасте 17 лет), заполняя анкету при поступлении в Киевский Политехнический Институт, в графе "национальность" Королёв написал "украинец" (см. фото). Это помогло ему устранить возможные препятствия для поступления в вуз.
Однако, спустя два года, в 1926 г., заполняя анкету при поступлении в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в графе национальность Королев написал "русский".
В 1932 г. в СССР ввели паспорта, которые действовали в течение 10 лет. В первом паспорте С.Королева, который он получил в 25 лет и который выдавался на основе документов о рождении, полученных на Украине, в графе "национальность" указано "украинец" (см. фото).
К сожалению, более поздние паспорта С.Королева не сохранились. Поэтому трудно сказать, что там было написано. Но во всех других дошедших до наших дней документах Королев значится как русский.
Например, после ареста в 1938 г. в бумагах, связанных с его уголовным делом (в том числе в анкетах, заполненных им лично), Королев фигурирует как русский по национальности.
Цитата из книги Наталии Королевой (дочери С.Королева) "Отец": "25 августа 1938 г. Прокурор Союза ССР А.Я. Вышинский утвердил обвинительное заключение по делу отца, заканчивавшееся словами: «...Королев Сергей Павлович, 1906 г. рождения, урож. гор. Житомир, русский, гр-н СССР, беспартийный, по происхождению сын учителя, до ареста инженер научно-исследовательского института № З НКОП, обвиняется в том, что: являясь участником антисоветской троцкистской вредительской организации, с 1935 г. занимался срывом отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7, 11,8-17"...
Далее - еще одна цитата, но уже из книги Ярослава Голованова "Королев. Факты и мифы":
"4 октября 1957 г., в 22 часа 28 минут по московскому времени состоялся запуск первого в мире спутника. Королеву очень хотелось, чтобы люди поняли важность ими совершенного. На стихийном митинге, забравшись на импровизированную трибуну, Сергей Павлович взволнованно сказал:
– Дорогие товарищи! Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие умы человечества! ... Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна – страна Советов! Разрешите мне поздравить всех вас с этой исторической датой. Разрешите особо поблагодарить всех младших специалистов, техников, инженеров, конструкторов, принимавших участие в подготовке носителя и спутника, за их титанический труд... Закончил он свою речь хорошо и просто: «Еще раз большое вам русское спасибо!»
Далее цитата из письма Сергея Королева своей супруге Нине Ивановне, отправленного из командировки (взято из книги Ярослава Голованова "Королев. Факты и мифы"): «...Дела наши здесь идут с необычным (даже для нас!) напряжением и обилием всяких трудностей, – писал Сергей Павлович. – Это все, в общем, закономерно, т.к. наша ближайшая задача весьма трудна и сложна даже просто по своему замыслу... вероятно, русский человек без этого не может...»
Ну, и напоследок можно вспомнить книгу Александра Романова "Королев" (из популярной серии ЖЗЛ). Рассказывая о подготовке первого полёта человека в космос, Романов пишет, что "Сергей Павлович верил в успех. «Надо трудиться с умом, – очень часто повторял он, – и тогда удача обеспечена. И русский первым будет в космосе».
Прямая речь Королева, которую можно найти в его письмах и публичных выступлениях, недвусмысленно дает нам понять, что он не просто считал себя русским, но и был самым настоящим русским националистом (разумеется, в позитивном смысле этого слова), который мечтал, чтобы именно русский человек первым полетел в космос. Этому он посвятил всю свою жизнь.
Можно предположить, что он не делал никакой разницы между русскими и украинцами и поэтому в более ранних документах называл себя "украинцем". Если это так, то тем чудовищнее выглядят попытки нынешних киевских правителей, отделить Россию и русский народ от Королева. И остаётся только догадываться, какими словами и в каком направлении послал бы он всю эту майданную камарилью, если бы имел возможность обратиться к ней прямо сейчас...
Свежие комментарии