Самый древний письменный язык человечества
Пока не все школьные учебники «Древнего мира» вычистили старое академическое утверждение: первая письменность принадлежит шумерам Двуречья-Месопотамии. Некоторые честно сообщают: есть более старые системы письма, но они не расшифрованы. Ждут своих «гениев одной ночи», как дешифровщик персидской клинописи Георг Фридрих Гротефенд.
Вглубь веков.
После понимания древнеперсидской клинописи востоковеды взялись за более старую — шумерскую. Сразу разделили ее на два типа: изначальное идеографическое (фигурное) письмо и созданную на его основе клинопись. Переход от одного в другое прослеживался хорошо, начался приблизительно в начале III тысячелетия до нашей эры. Завершился в эпоху династии Ур (середина III тысячелетия до нашей эры).
Тут в полный рост нарисовалась проблема. Ученые уже представляли себе, как эволюционировали письменные языки. Клинопись шумеров появилась из фигурного письма… А где обязательный атрибут еще один: шумерская пиктография? Своего рода пред-письменность. Ее следов даже с собаками не нашли в Двуречье. Как это понимать?
Как оказалось — просто. Современные исследования трех дисциплин (археология, лингвистика, антропология) показали, что не шумеры были аборигенами Двуречья. Они пришли откуда-то. Заселили вполне обжитые земли. Не каких-то дикарей подвинули, а вполне приличную цивилизацию. Весьма высокоразвитую и оседлую. Мало того, лучшие достижения этих людей они нагло и беззаботно присвоили себе. Письменность в том числе.
Ученые пригорюнились и стали разыскивать «пред-шумерскую» цивилизацию. Печаль была в том, что эти товарищи говорили с шумерами на разных языках, очень непохожих. По названию холма Эль-Убайд, где впервые была обнаружены следы этой цивилизации, они получили название — «убаидцы». А их система письма (идеографическая) была признана самой древнейшей. Возникшей задолго до подселения в Двуречье шумеров.
Интрига
закрутилась еще хлеще, когда выяснилось: «убаидская цивилизация»… не самая первая в этих благодатных землях Месопотамии. Убаидцы также являются пришлым племенем, происхождение их загадочно. Мнение основано на той скорости, как эти люди сразу и внезапно освоили плодородные земли устьев Тигра и Евфрата. Немедленно возвели многочисленные поселки, из которых позднее вырастут знаменитые шумерские города. Вывод был обескураживающий: убадийцы пришли, уже являясь носителями высокоразвитой культуры. Все их ближние и дальние соседи на тот период барахтались в очень примитивной каменном веке…
Стало понятно, что не в Месопотамии нужно искать истоки убаидского древнего «прото-письма». Мыслей, где может находиться такая геолокация «икс», не возникало. Полная растерянность академиков: где увидеть знаки, из которых отпочковалось убидийское, протоиндийское и протоэламское письмо. Для детального изучения выбрали последнюю культуру (эламскую). Как наиболее загадочную и неисследованную.
Об Эламе знают удивительно мало, даже сейчас (уверен) многие Читатели удивленно вскинут брови… мол, что за дичь начинается, альтернативщина какая? Нет, это действительно зафиксированная культура, ее носители обитали в горных областях Ирана. Там раскопаны древние города, предметы высокого искусства. И… что нас особо интересует — обнаружены письмена. Само собой, пока дешифровке не поддавшиеся. В эламской письменной культуре есть много общих черт с убаидской (про-тошумерской) культурой.
Взялись ученые за датировки. Время существования трех ветвей письменности (убаидской, прото-эламской и прото-индийской) относят нас вглубь времен… до пяти с половиной тысяч лет. Примерно в эту эпоху нащупаны зародыши возникновения культуры Древнего Египта в дельте Нила. С собственным прото-письмом. Вопрос: откуда всё это грамотное благолепие ползло, из какой конкретной точки?
Предположений накидали множество: Кавказ, Алтай, Индостан, Балканы и т.д. Постучались к жильцам, проверили археологические документы, закручинились. Ни один из этих адресов нужного «жильца» не представил. Так, намеки, гипотезы, домыслы и каждый… с жирной совой на глобусе. Неоспоримых и железобетонных аргументов не нашлось. То есть, не обнаружили памятники письма более древние, чем письмена Двуречья. Но, в тоже время на него похожие.
Чудо,
как обычно, случилось. В основании раскопа, заложенного на древнем и каком-то непонятном культово-религиозном объекте вблизи поселка Тэртэрия, отсутствующего на большинстве карт Румынии, нашли три маленькие глиняные таблички. Удача улыбнулась археологу Н. Влассу, на календаре был 1961 год. Почти все газеты мира вострубили о сенсации, находка румынского археолога собрала воедино все недостающие пазлы давнего «письменного» расследования.
Найденные таблички оказались почти на 1000 лет старше «шумерских». Они были покрыты рисунками и геометрическими знаками, местами полностью похожими на знаки письменности Двуречья. Используя популярный уже радиоуглеродный метод датировок, в глине дающий абсолютно точные данные, — возраст табличек назначили в 6500 лет с хвостиком. Вспомнили тут же версию югослава Васича.
Этот достойный всяческого уважения археолог, еще в 30-ые годы ХХ века, утверждал: существует неимоверно древняя цивилизация, куда бородатее «шумерской». Называлась она культурой «Винча — Винча-Турдаш». О ее возможном существовании… знало меньше дюжины специалистов во всем мире. Не особо в нее верили — половина из них. Потому что ее колыбелью считалось… Подунавье. Никак не Месопотамия. Фи… какая безграмотность, даже смотреть на находки не будем — говорили все.
Но после румынского «чуда» многие университетские запасники перетряхнули, внимательно пересмотрели отчеты с пометкой «неясное происхождение артефакта», «смещение культурных слоев» и т.д. Подключили радиоуглеродный анализ. Оказалось, безвестный югослав Васич прав: найдены следы древнейшей цивилизации Старого Света, период существования оной: с середины V до середины IV тысячелетия до н.э. Грянуло громко открытие. Так в европской истории подтвердилась «культура Винча», объясняющая многие загадки «первобытного периода» здешних широт. Эта культура имела значение, сравнимое с воздействием Древней Греции на «варварский» мир античности.
Культура Винча.
Во-первых, она была земледельческой и оседлой. Причем настолько увлеченной землепашеством и поставляющей хороший добавочный продукт, что специалистов-агротехников это даже сегодня удивляет (Читатель «Артем Антонов», буду рад экспертной оценке данного утверждения). В любом случае, глубина культурного слоя винчанских поселений достигает нескольких метров, значит умели выживать даже в засухи и «сырые годы».
Пахали на быках сохой, выращивали пшеницу трех сортов — однозернянку, двузернянку, спельту. Ячмень производился двух видов, популярно было просо. Сажали лен, вику, чечевицу, горох. Убирали урожай своеобразными «серпами», зерно хранили в больших корзинах, обмазанных глиной. Часть мололи в муку, умели выпекать хлеб. По числу останков костей домашних животных уверенно можно сказать: стада коров и отары овец были впечатляющих размеров.
Жили «винчанцы» в многочисленных поселениях, в поздний период появились города. Совершенно точно: их планировкой занимались архитекторы, очень рукастые строители возводили просторные здания, дворцы и храмы. Именно они построили первые «абсидные дома» — жилища с закругленной торцевой стенкой. Культуре «Винча» принадлежат и первые «мегароны», полноценные архитектурные комплексы для правителей или высших жрецов. Эта архитектурная традиция стала идеально законченной в Древней Греции.
Ремесло тоже было на очень впечатляющем уровне: гончары и плотники, ткачи и скорняки, металлурги и кузнецы владели навыками на приличном раннеантичном уровне. Художники, скульпторы, искусные резчики по кости — это было полноценное высокоразвитое общество-цивилизация. Первыми в Еуропах «винчанцы» стали плавить медь, строить рудники и выгребать в огромных количествах нужную руду.
Многое рассказали захоронения «культуры Винча». Покойника укладывали на бок в направлении «север-юг», под углом 30°. Лицо поворачивали на восход солнца. Могилы полны керамическими сосудами, костями жертвенных животных, ожерельями из морских раковин (признак обмена и торговли). Там лежит самый разный инвентарь, обязательный атрибут: серповидная секира для уборки злаковых.
Как и в цивилизации шумеров, грамотность была не уделом узкой касты жрецов. Умение писать предполагает умение читать, письменные знаки на предметах быта «винчанцев» говорят недвусмысленно: простой люд азбукам был обучен весьма широко. Винчанское письмо состояло из 210 одиночных знаков геометрического типа. Часто встречались в одиночном исполнением, иногда — по 2-3 штуки. Именно поэтому раньше на них не обращали внимания, считая орнаментами или «клеймом мастера».
Но когда были найдены в Румынии наши три тэртэрийские таблички, многие университеты перетряхнули запасники. И поверили-заговорили о знаках культуры Винча, как о свидетельстве древнейшей на нашей планете винчанской письменности.
Выводы
будут такими. Безоговорочно верить в доподлинность утверждений восторженной науки не советовал бы. И что это действительно самая древняя письменность. Кроме трех табличек с длинным текстом — больше ничего пока… Только буковки на самых разных предметах. Так что режим ожидания пока оставлю в голове, чего и Читателю желаю.
Нравится смелое предположение одно: винчанская письменность была частью некой «всеобщей», которую вручили человечеству извне. Не смейтесь, гипотеза всерьез обсуждается. Не только на диванах и пабликах Чудинова с древнючими славяно-ариями. Пока нет находок «про-винчанского» письма. Две сотни букв алфавита должны как-то эволюционировать. Из чего-то, именно так развиваются пиктограммы. Но пустота. Раз, и возникла массовая грамотность «из ниоткуда».
ß
Загадки караимов: религиозная секта, ставшая народом?
Караимы неразрывны с иудаизмом, в этом кроется самая главная проблема, возникает путаница. Поскольку эта религия сугубо национальная, принадлежит «известному богоизбранному народу». Была распространена в Восточной Европе и Средней Азии с первых веков нашей эры. Не стоит думать, что на Ближнем Востоке вокруг Иерусалима всё крутилось. Иудаизм — точка сборки и скрепа многочисленных общин еврейских переселенцев, где бы они не оказались.
Известно, что в I-III вв. РХ евреи жили в Фанагории, на Тамани и в Крыму, зацепились за Кавказ, хорошо себя чувствовали в Боспорских колониях Византии. К иудейским общинам примыкали группы «прозелитов» (новообращенных) в современных Керчи и Анапе, древнем Танаисе. Археология не возражает, поголовно грамотные иудеи оставили немало надписей-эпиграфий, ничуть не меньше греков. Занимались в основном торговлей.
Раскол иудейской веры.
Такое тоже евреи пережили, ничуть не менее драматично, чем все остальные монотеистические конфессии. В I-VI вв. н.э. иудаисты медленно и верно раскалываются на «раввинистов» (ортодоксов) и «каббалистов» (вольнодумцев). Первые считают себя последователями священного предания Талмуда, созданного фарисеями. Их оппоненты считаются еретиками и бунтарями, по уши погружены в мистическое учение Каббалы. Это аццкая смесь ересей, практик гностиков, густо заквашенных на греко-персидской философии. Впервые они были замечены еще в вавилонской общине, за этнической чистотой своих рядов не следили вообще, впитывая в свои сообщества кучу разношерстных элементов.
Так уж повелось исстари, Иран был генератором и плавильным котлом самых фантастических и оригинальных религиозных идей и практик. В нем обреталось примерно поровну общин раввинистов и каббалистов, весьма людных. Они тесно соприкасались с несторианами, монофизитами, манихеями. Между этими упертыми и твердыми в своих верованиях массами людей постоянно искрило.
В 491 г. РХ случилась страшная многолетняя засуха. Иран погрузился в полный хаос, свирепствовали голод и болезни. Вспыхнули восстания. Визирь шаха Кавада — Маздак — предложил очень любопытную концепцию спасения государства. Неизвестно, что сей муж хлебал (и как много), но доктрина получилась очень революционной даже для XIX-го века. Маздак сообщил: всё человеческое общество разделено на «царство света» и «царство тьмы».
Первое обладает качествами воли и разума, а второе — неразумной природной стихии с дьявольским началом. А терзающая мир несправедливость — суть следствие «неразумности». Положение не безнадежное, всё можно исправить… социализмом. То есть введением всеобщего равенства, с перераспределением материальных благ. На практике предлагалось: конфисковать имущество у богатых, разделить его между «маздакитами» (марксистами, ага), казнить «сторонников зла», не согласных с вождем Маздаком.
Шах Кавад оказался рохлей, решения определенного не принял. Немедленно стал марионеткой в руках дворцовой камарильи, яростных противников революционных идей Маздака. Они взяли власть в свои руки, развернули массовый террор против своих политических соперников, устроили грызню промеж себя. Против маздакитов велась кровавая борьба. Иудейские общины раскололись: «раввинисты» стали союзниками дворца шаха, «каббалисты» — их ярыми противниками. Народное восстание, подпитываемое идей «общего равенства», победило. После триумфа «маздакитов», раввинисты массово бегут в Византию. Но в 529 г. «революционеров Маздака» разгромили и предали казни. Остатки общин «каббалистов» бежали на территорию современного Азербайджана, где почти растеряли свою религию в кочевом мире тюрок и хазар.
В VII-VIII веках Византия ведет последовательную антисемитскую политику, искореняя иудаизм во всех проявлениях из своих земель. При покровительственной поддержке еврейских общин, раввинисты начинают переселяться в Хазарию, осваивая своими обособленными кварталами крупные города: Итиль, Семендер, Самкерц, Беленджер. По-прежнему занимаясь исключительно торговлей, а не презренным «караимским скотоводством».
К началу VIII века хазары и ортодоксальные евреи стали смешиваться, иудаизм раввинистского толка приняли некоторые Каганы, часть столичной знати. В 799 году верховная власть переходит в руки иудея Обадия. Он назначает свою веру — государственной. Иудаизм стал религией хазарских Каганов, правительства, части знати. Всем заправляли богатейшие еврейские купцы-рахдониты, держащие под контролем торговый путь из Китая в Европу. Огромные прибыли позволяли влиять на внешнюю и внутреннею политику, фактически управлять Каганатом.
Сказочке конец.
Чем закончилось владычество купцов-работорговговцев известно. Старая племенная аристократия хазар и других племен Каганата, неохотно принимая внешнюю атрибутику новой веры, оставались язычниками. На этой почве вспыхнула гражданская война (810-820 гг.), иудейская дворцовая община в ней победила. Именно тогда Каганат сделал своими данниками некоторые славянские, финно-угорские, тюркские племена, население Крыма, Поволжья и Северного Кавказа. Кто потом громил обнаглевших хазар — вопрос открытый, но подвиги записаны на буйного вояку Святослава Игоревича.
Склонен считать, вдумчиво пережевали хазар варяжские дружины Государыни Ольги, булгары и печенеги. Иудейские городские общины были уничтожены, выжившие растворились на просторах Евразии… Часть приняли ислам, попытались воссоздать Хазарию, но Владимир Красно Солнышко с огузами был против. Повторного погрома государство не перенесло, к концу Х века всякая жизнь иудейских хазарских общин замирает даже в Крыму. Они теряются среди касогов, алан и хазар, ничего конкретного. Возможно, крупная община караимов обитала в городе Тмутаракань (Матраха). Поскольку жили ремеслом, это стало их отличительной чертой.
Золотая Орда.
В последней трети XII века (1175-85 гг.) еврейский путешественник Петахия Регенсбургский обнаружил странных единоверцев в Крыму и на Кавказе… но с отвращением назвал их сектантами. Не раввинисты и не каббалисты. Караимы? Доподлинно известно: после монгольского нашествия евреи смогли удержаться среди городского населения Золотой Орды. Даже стали стремительно расширять свои общины в Поволжье, Крыму, на Кавказе. Род занятий — торговля и ремесла. Караимы предпочитали заниматься трудом, специально обосабливаясь от соплеменников-торгашей.
Но в их сортах мало кто разбирался, отношением вообще ко всем иудеям было крайне настороженным. Веротерпимые монголы (хан Мунке) освободили священников всех религий от податей. Сделав специальное исключение для раввинов. Явно похлопотали мусульманские купцы Булгарии и Хорезма, которым поперек горла сидели ростовщические проделки «богоизбранных коллег». Но они были нужны. Без еврейских купцов было нельзя.
Контролируя обороты с торговыми республиками Италии и прочим Западом, евреи занимали прочные позиции в Золотой Орде. Удивленный Ибн-Батута встретил на Маджарском рынке богатого еврея из Андалузии, в Хорезме (Ургенче) было насчитано 100 роскошных еврейских домов, в Балхе — процветал большой еврейский квартал. На Русь периодически заезжали откупщики, гревшие руки на татарском «выходе» в Орду. В 1321 г., во владения тверских князей:
«...приехал Гаянчар татарин с жидовином дележником и много тягости учинил Кашину».
Многие московские и тверские Рюриковичи ездили в Сарай, занимали деньги у евреев-купцов в Орде, через них заносили подарки и взятки беклярбекам, гарему Хана, членам его семьи, прочим влиятельным чиновникам и вельможам. Эти деньги могли даже превышать сумму ордынской дани. Бывали случаи, когда приходилось отдавать в залог крупные города, пока долг купчинам и ростовщикам не будет выправлен.
Крупные еврейские гнезда разрослись в торговых перевалочных хабах Крыма: Солхате (Старый Крым) и Кыры-Ере (Чуфут-Кале). Здесь вообще все запутано. Юридически они не принадлежали Золотой Орде, но их политическая и экономическая зависимость от Улуса Джучи была велика. Или наоборот, ханским вельможам нужно было договариваться о бесперебойном движении товаров с местными магнатами…
Итак, иудаизм в Крыму времен Золотой Орды больше в форме ортодоксального раввинизма. И… бинго! Наконец документально нащупываются наши потеряшки-караимы со времен хазарских. Вопрос об их происхождении запутан, но народом их никто не называет. Как потом, маркируя по турецкому языку. Крым знает пока только иудаистскую секту, не признающую Талмуд. Ближневосточные их коллеги и собратья очень удивлены: крымские караимы отказываются признавать основоположником секты Анана Га-Наси из Бетцуры (767 г.). Ему назначен лишь титул «хранителя вероисповедания». Своих же основателей они выводят из семьи Иегуды бен-Таби. История недопонимания такова...
Караимы.
В 529 году РХ, после бегства из Ирана, в прикаспийских землях каббалисты… немного одичали. Занялись полукочевым хозяйством, большую часть своих религиозных обрядов попросту забыли. Мирно сотрудничали с народами Северного Кавказа и Степи. Полководец Хазарского Каганата Булан в 730-731 году принял упрощенную версию иудаизма (без Талмуда и синагог), стал продвигать эти религиозные обряды среди своего окружения.
В итоге получилось «хазарское караимство». Странная религиозная иудейская секта, не признающая господство «раввинистов», нововведений в Моисеев Закон. Презирающая «каббалистов». В начале своей хазарской карьеры у них не было даже иерархической организации. Так в Степи и бродили, пока Каганов ортодоксы перековывали в правильных «талмудистов».
Слово «караим» — арамейское и древнееврейское, в давние времена означало «чтец». Караимы считают себя адептами самого древнего, самого единственного, самого национального правоверия евреев. Это некий ближний круг пророка Моисея и Моисеева Закона до «Вавилонского пленения», до разделения общего народа на израильтян и иудеев. Они ведут свое происхождение от колен израилевых, являются приверженцами истинной «Ветхозаветной Церкви». Отщепенцами и раскольниками считают фарисеев и их учеников — «раввинистов».
Кто там прав или нет у… богоизбранного народа, шайтан повесится. Но немного погрузившись в тему, предположу: между караимами и иудаистами огромная разница. Как между православными и… теми же иудаистами. Главной задачей добропорядочного караима является изучение Священного Писания. Толкователи, наставники и верх иерархии секты — мудрецы. Главная их распря с «раввинистами» принципиальна. Последние считают, что кроме «Письменного Закона» Моисея, Бог сообщил патриарху устное объяснение (Писания), в довесок выдав Талмуд. Эти две книги столь же святы и обязательны, как и «Писание».
Караимы с этим не согласны, обвиняют противную сторону в подлогах и искажениях, придерживаются только Священного Предания. Не особо верят в задушевные разговоры Бога с Моисеем. Тем более — в дополнения к Письменному закону. Их логика понятна: при толковании столь серьезных вещей человеческий разум сбоит, пытается упростить всё, извратить. В итоге — ничего божественного. Это лукавые изобретения поздних законодателей, подстраивающихся к обстоятельствам и потребностям времени. Караимы не отвергают совершенно Талмуд, просто не признают его Божественного происхождения. До кучи не принимая «Каббалу».
Разницу между этими «заклятыми друзьями» можно заметить в обрядовости. До крестовых походов, караимы жили в Палестине, Иерусалиме, потом переселились в Египет, Византию, на Пиренейский полуостров. Их общины были в Сирии и Марокко. А вот евреи-каббалисты, очутившиеся в Хазарии, забыли большую часть сложных предписаний Талмуда, философию каббалы и многие обряды. Где-то через 200 лет стали «хазарскими караимами».
Стать «народом»
караимам помогло расположение власть имущих. Кого они замаслили до полного благодушия, никто не скажет. Но во второй половине XIV века в Чуфут-Кале (в составе Золотой Орды) было создано караимское поселение. На специально отведенной территории к востоку от старого города. С востока эту часть города новоселы в 1396 г. огородили крепостной стеной (потом турки подновили и перестроили многое). Там караимы жили вплоть до XIX века. Вторая по значимости община обитала в Кафе, ремесленниками слыли знаменитыми.
Примерно в 1400 году Великий Литовский князь Витовт привел в свои земли из Чуфут-Кале четыре сотни караимских семей. Они были поселены в дюжине городов (Тракае, Луцке, Галиче, Львове, Киеве и т.д.). Некоторые живут по сей день, кстати. Во времена царской России быть караимом стало очень выгодно, если быть тюркоязычным. По сравнению с евреями, закон предоставлял им более значительные права и преимущества. На караимов не распространялось правило «черты оседлости». Так принадлежность к религиозной секте закрепилась за группой, исповедующей это вероучение — в качестве этнонима. Появился… народ.
Проверка на этнос.
Вопрос об этногенезе караимов спекулятивен и спорен. Но большинство этнографов не верят версии еврейского происхождения восточноевропейских караимов. А считают их потомками хазар, других тюркских кочевых народов Хазарского Каганата. Которые в VIII-IX веках приняли иудаизм. После разгрома славянами разбежались кто куда. По конфессиональному признаку принимали в свои общины евреев-переселенцев, помогая тем осваиваться в Великой Степи. Вопрос: кто какого сорта, Талмуд читает или нет — был вторичен.
Версия жизнеспособная, потому что караимский язык относится к северо-западной (кыпчакской) группе тюркских. Русский востоковед Василий Бартольд долго разбирался в вопросе, подняв все источники современников времен Хазарии… сделал вывод: язык хазар был (подобно языку болгар) непонятен для остальных тюрок. Вероятно, служил тем же языком, что и чувашский. Язык же караимов мало чем отличается от большинства тюркских наречий. Никакой схожести с чувашским не имеет. Вывод — хазары не были предками караимов. Но… фольклор караимов отражает их историческую связь с хазарами, они сами в IX-XVI веках называли себя двояко: караимами и хазарами. Короче, мало данных…
Интересное заключение выдал Гумилев, версия очень необычная. Он тоже признавал хазаро-еврейское происхождение караимов, но совсем иначе видел процесс этнического смешения. Итак, дети от смешанных браков VIII-X веков имели различную судьбу. Она зависела: кто именно был отцом и матерью ребенка. У евразийских племен членом рода признавали «по отцу». Давая весь набор прав в придачу.
Род был элементом этноса и культуры, членство в нем определяло этническую принадлежность. Происхождение матери в расчет не принималось. У евреев этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине. Но право быть членом общины (евреем) определялось только происхождением от еврейки.
Так, сын хазарина и еврейки имел все права и возможности отца и матери. Он был и евреем и хазарином. Сын еврея и хазарки был всем чужой, не имел права наследования имущественного, не допускался к обучению иудейской религии. А без этого… увы. Ты вне культуры-общины значит — не еврей. Рассчитывать на общину не можешь, только папа-мама тебе защита. За два века «хазарского иудаизма» таких изгоев набралось много. Они противопоставляли себя полнокровным евреям, постигали иудаизм по Библии без Талмуда. Это определило их стремление стать караимами. Вполне может быть.
Антропология осторожна в этом вопросе, но дает такие данные: происхождение караимов от хазар и других тюркских племен, смешавшихся с евреями, очень-очень вероятно. Караимы — тюрки (скорее всего — хазарские) с налетом монголоидности. Ближневосточный или средиземноморский антропологические типы. Единственное косвенное подтверждение караимской легенды — мы, мол, из Палестины. И так могло быть. Проникли в Восточную Европу через Кавказ, Среднюю Азию, приняли здешний язык. Остается лишь загадкой, почему в караимском языке не сохранилось никаких следов еврейского языка. Вообще…
Откуда упали?
ß
Суфии и дервиши: самые успешные проповедники мировой истории
Дальние земли в анализ брать не будем, бродить станем по родному и знакомому — в просторах Золотой Орды. Которая повелением Хана Узбека от 1313 года встала на рельсы новой государственной религии, ислама. Как показывает практика, схемы начальственного обращения подданных «сверху вниз» в новую веру эффективны для городских конгломераций (контроль присутствует). Или территорий компактного проживания населения, с хорошей транспортной связностью. Тугая и корявая христианизация бескрайней Руси тому яркий пример.
Золотая же Орда в начале XIV века крепко призадумалась на приказом Узбек-Хана. Почесала затылок под лисьим малахаем. Сплюнула, стукнула пятками по бокам усталой лошадки, затянула заунывно-долгую степную песню (про багатура-язычника) и поехала себе дальше. По неотложным кочевым делам. Ага, найди меня в Дешт-и Кипчаке, любимый Хан... Эх, святая ты степная простота. Не знаешь, вольный человек, что на тебя нацелилась…
Армия духовного типа.
Распространение ислама среди кочевников Золотой Орды было невозможно без миссионерской деятельности среднеазиатских суфийских орденов и братств. Это был не тот ислам, который существовал на Ближнем Востоке, в городах Хорезма. Он имел совсем другую специфику. Религиозно-мистическую. Как повелось с тех далеких времен, Золотая Орда получила ислам суннитского варианта ханифитского мазхаба. Он главенствует по сей день в Поволжье, Северном Причерноморье, Средней Азии и Казахстане.
Помимо этого вероучения на территории Улуса Джучи бледно и малолюдно присутствовали мусульманские общины иных толков. К ним относились сунниты маликийского и шафиитского мазхабов (торговцы, их челядь из Египта), а также шииты, попадавшие в Орду из земель современного Азербайджана и Ирана.
«Мазхаб».
Этим арабским словом обозначают школу шариатского права. Корень происходит от термина «захаба» («направиться», «пойти»). Мазхабом называют направления в исламе, которое сформировалось на основе чьего-то очень авторитетного мнения. Доподлинно выделяют шесть мазхабов, но распространены среди мусульман-суннитов лишь четыре, их последователи зовутся: ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Шииты практикуют джафаритский и исмаилитский мазхаб, они неизменны несколько столетий...
Как это выглядит? Очень умно и просто. В основе исламского законодательства лежит Коран, он свят. Многие его утверждения даже трогать не моги. Но в ряде второстепенных моментов среди мусульманских богословов всегда возникали определенные разногласия. Они касаются хадисов, которые являются в исламе (исламском праве) вторым источником по степени важности. После Корана разумеется. Хадисы — это предания о словах и действиях Пророка , объясняющие религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины .
Сама суть мазхабы — особое мнение. Одного богослова или группы священнослужителей. Так бывало на заре ислама, до некоторых земель хадисы просто могли не дойти. Физически. Но отвечать на насущные вопросы нужно, правила общежития «уммы» (религиозной общины) устанавливать. В рамках такой задачи выносится решение-толкование, оно может отличаться от другого. Далекого и неизвестного конкретной общиной.
Решение богословов принимают или не принимают. Иногда хадисы могут рассматриваться как недостоверные или неполные. Но основа знаний ислама остается незыблемой. Разногласия здесь отсутствуют, отличаются лишь практики принятия важных решений. Ханифатский мазхаб Золотой Орды подчинялся жесткой иерархии Решений, принятых ранее. Другие мазхабы могли опираться на прямое чтение Корана, поиск ответов в реальном времени. Примерно так всё работало.
Самые искушенные проповедники
обретались в среде ханифитского мазхаба. Они первыми попали в земли Золотой Орды из Средней Азии. Здесь был крупнейший центр миссионерской деятельности, расползавшийся из городов Хорезма на север и запад по Великой Степи. В IX веке ханифитский ислам принимает Волжская Булгария, в начале XIV-го его выбирает Хан Узбек для Золотой Орды. Но это были официальные тропки, проторены были в золотые шатры правителей и знати.
Простой народ, особенно кочевой, реагировал на ислам крайне туго. Не понимал, зачем менять тысячелетние уклады язычества. Городские богословы и имамы Хорезма не могли донести Слово, убедить вооруженное родо-племенное общество в его исключительности.
Нужны были другие проповедники. Они были, появились во времена мусульманского ренессанса Хорезма XII века. Взлет ислама несколько притормозил Чингисхан со своим переделом мира, но очень скоро Улус Джучи посетили адепты мистического пути познания Аллаха. Служители культов тюркского направления суфизма. Эти люди очень настойчивы, они вовсю трудятся в Средней Азии, строят и восстанавливаю мечети, создают новые общины. Суфийские ордена-братства начинают распространять ислам в Золотой Орде. Таким, каким его видят…
Суфизм (ат-Тасаввуф): мистико-аскетическое течение в исламе. Первые мистики появились сразу после смерти Пророка, были его сподвижниками-воинами. Датой идейного зарождения суфизма можно считать первые десятилетия хиджры. Полноценное оформление суфизма, как стойкой идеологии произошло в середине VIII века. Он очень стремительно прошел по всем странам исламского мира, собрал под свое крыло почти все мистические направления культа: от самых еретических до умеренных и официально признанных.
Суровая школа суфия.
Яркий признак всех многочисленных течений суфизма — демонстративная, яростная, безграничная, самоотверженная любовь к богу. Мистицизм суфизма завораживал стороннего зрителя, повергал его адепта в трепет. Возможностью «личного общения» (даже соединения) человека с Аллахом через «озарение». Чтобы научиться искать эти тропы — будущему суфию необходимо было впадать в состояние «божественного просветления».
Для это требовалось пройти путь самосовершенствования тарика . Новобранец-послушник (муpид) вступал в Братство или Орден (сильсила) под крыло наставника (шейха, пиpа, ишана, муршида). Подвергался ряду испытаний, проходил посвящение, отрекался от земных благ, становился нищенствующим аскетом (дервишем, факиром).
Высшая иерархия суфизма, шейх, оказывал самое большое нравственное влияние на своих мюридов. Знаменитые наставники могли за жизнь обучить сотни и тысячи последователей. Рекордсменом считается среднеазиатский мистик, глава могущественного ордена Накшбандийя, шейх Убайдулла Ходжа Ахрар (1403-1491). Он имел около 100 тысяч учеников-муридов.
В основном они становились дервишами. Полностью послушными (специально давали обет) и подконтрольными Слову и воле своего наставника. Представляли собой серьезную политическую силу, дисциплинированную армию. К известным шейхам, скрипя зубами, были вынуждены прислушиваться самые грозные владыки Востока. Их мюридам сходили с рук самые резкие выпады против светской и духовной власти, прощалось скандальное нарушение норм шариата и неуважение к законам.
Демонстративное безразличие дервиша к суетным делам людей, крайняя бедность, аскетизм и одержимость вызывали суеверный страх в народе. Суфий считался «дуана» (одержимым, юродивым), доказательством святости которого были «пророчества и чудеса». Именно суфизм поставлял в товарных количествах столь нужных религиозному сознанию простых людей «святых» (вали). Дервиши, их наставники удовлетворяли мистические, религиозно-бытовые потребности народа. Всегда ожидавшего чуда и помощи в мирских делах.
Ортодоксальный ислам проигрывал во всем суфизму, мог предложить пастве только больше молиться, полагаясь на волю Аллаха. Вступив в союз с умеренным мистицизмом, создав сложный культ святых, развив учение Корана о загробном суде, — суфии из культово-философской секты стали самым массовым средневековым течением ислама. Со строгой иерархией и оригинальными методиками обращения.
Цель ислама — Золотая Орда!
Не буду погружать Читателя в миры идей суфийских святых, хорошо сработавших при исламизации Улуса Джучи. Средневековые восточные письменные источники неоднократно называют имена среднеазиатских шейхов, почитаемых в Золотой Орде. Но проверить их историческую достоверность маловероятно. Хан Узбек, например:
«Почитал факиров, обращался милостиво с ними, посещал шейхов и благодетельствовал им».
Ибн-Батута заметил в Золотой Орде известных суфийских подвижников, называемых всеми в ханском шатре уважительно — «ата» (отец). Точно известно, там находился некий почитаемый духовный авторитет мира ислама: к нему обращались «Сейид-Ата». Это слово применимо только к прямым потомкам Пророка. По легендам, это был ученик известного шейха Сулеймана Бакыргани (Хаким-Ата), принадлежавшего к ордену ясевия.
Время правления ханов Узбека и Джанибека, объявивших ислам государственной религией, открыло шлюзы Дешт-и Кипчака для суфийских братств. Задачи формулировались глобальные, против тысяч аскетов-мистиков незыблимо стоял мир шаманизма. Практикующий сходные техники транса, экстаза, психологического воздействия на суеверного зрителя. Успехи суфиев с злобной горечью признает христианский монах Иоганка:
«Сарацины же, рыкающие по близости, нападают на них и стремятся совратить новообращенных из татар и других, а иногда отвращают от веры людей, которых некому научить христианскому закону. Сарацины, у которых свой Магометов закон, имеют некую секту, братьев которой зовут фалькариями (факирами); они носят обнаженные мечи, чтобы тотчас истребить тех, кто говорит против веры».
Методики.
Опорными пунктами ислама вне городов, где обретались благопристойные ортодоксы-сунниты, стали степные резиденции суфийских шейхов — «ханаки» («странноприимный дом, обитель»). Они были устроены умно, размещались на караванных и кочевых маршрутах. Это было своеобразное религиозно-культовое учреждение. Неподалеку всегда находились норы, пещеры, убогие домишки мистиков-отшельников (были такие). К ним совершались паломничества, слушались их «предсказания». Оракулы степные, ага.
Ханака была пристанищем странствующих дервишей, принимала и приглашала к себе вообще всех путешествующих. Там можно было бесплатно (!) получить укрытие, пищу, даже защиту местного шейха или духовного авторитета. Если ты мусульманин, конечно. Ибн-Батута писал:
«...Турабек, жена эмира устроила для меня пир, на который собрались правоведы и знатнейшие люди народа, в ските, который она построила и в котором (раздаются) яства приезжающим и уезжающим».
Крупные ханаки могли иметь в феодальной собственности большой земельный надел, с прикрепленными к нему зависимыми крестьянами (музориями) и рабами. Земельная рента и немалые пожертвования мусульман часто вызывали зависть светской власти, настолько много всего ценного там скапливалось. Согласно Уставу ханаки шейха Бахерзи, например, из ее средств ежедневно выделялись деньги на бесплатное угощение всех путешественников и кочевников.
Сопровождалось всё раздачей пищи и одежды неимущим мусульманам, особо привечались дервиши и бедные учителя Корана. Очень скоро многие ханаки получали покровительство местных феодалов. Самые крупные или популярные брались под опеку известными мусульманскими святыми, эмирами, беками Ханского Шатра, иногда — самим государем. Воровство в ханаке, попытка ее ограбить — преследовались по закону жесточайше. Ханом Узбеком был обнародован ярлык следующего содержания:
«Всякого кого схватят, со всем тем, что он украл, передавать немедленно мюридам шейха и затем не делать ни малейших притеснений; если же кто допустит проступок или упущение, то тело и душу таких мы отправим к месту восхождения неба и месту нисхождения земли».
Суфизм опирался на сложнейшую систему почитания святых. Их могилы становились центрами притяжения паломников. Там тоже строились специальные «аулие ханаки», за исцелением стекались тысячи мусульман. Что особенно важно — язычников, наслышанных о неимоверной магической силе таких погребений. Культ святых могил суфиев очень отчетливо трансформировал традиционные верования кочевников. Покойные шейхи обратили в ислам куда больше золотоордынцев, чем приказы Ханов и величественные мечети ортодоксов-суннитов.
Строительство суфийских ханак в Дешт-и Кыпчак, как миссионерских центров, получило дальнейшее развитие. Они стали появляться на стыке миров кочевников и полукочевников, в родовых и клановых сезонных центрах жизни степняков. Ортодоксы ислама были в гневе: суфии кощунственно приближали Веру к кочевым обычаям и традициям недопустимыми методами.
Изменяли священные ритуалы, говорили не на арабском во время культовых действий, собирали танцующие хороводы-зикры, использовали пиликающий джахp. О ужас, допускали участие женщин в церемониях, самолично практиковали особые способы жертвоприношения скота и… многое другое суфии адаптировали в тюркском мире, приблизив ислам к традиционным верованиям Степи.
Последствия.
Обращение огромной Великой Степи в ислам длилось порядка двух веков. До самых глухих сибирских медвежьих углов добрались суфийские духовные Ордена, дервиши, факиры, шейхи. Самым эффективным методом обращения стал «культ святых». Приверженность кочевников к тому или иному шейху иногда была настолько прочной, бессильны становились даже увещевания Великого Хана.
Честные, яростные, известные своей праведной жизнью и аскетизмом, чуждые подкупу и неохотно ходящие в шатры власть имущих. Знаменитые многочисленными чудесам и исцелениями, близкие практикам шаманизма, погруженные в мистику… ордена суфиев постепенно приняли на себя функции былых языческих божеств-покровителей кочевников. События их жизни обрастали фантастическим подробностями, становились сакральной памятью.
Известнейшим у всех народов Средней Азии покровителем («пиром») пастухов крупного рогатого скота считался шейх Зенги-Ата. В южных районах Хорезма долгие века жил культ шейха Сейид-Ата, покровителя охотников и распространителя земледелия, приручившего быков и коров.
Фиксируемся.
Ислам в Великой Степи нельзя было насаждать силой или традиционными методами, через «умму-общину». Именно суфийские ордена изобрели оригинальный способ обращения кочевников. Они просто трансформировали их религиозные представления и верования. Им верили. Потому что суфиям, как святым людям, было дозволено многое. Даже то, что считалось преступным для любого правоверного мусульманина.
Суфизм легко впитывал самые разные домусульманские традиции, даже не конфликтовал с тюркским шаманством. Формально оставаясь на стороне Коpана, очень аллегорически толкуя слова Пророка, суфии… были фактическими полу-язычниками. Изобретя убойную защитную и привлекательную формулу для паствы, осаждая шипящих на них ортодоксов:
«Не знает его толкования никто кроме Аллаха...» (суфийская формула о Коране)
Это позволяло проповедникам быть необычайно гибкими, даже подвергать сомнению отдельные постулаты ортодоксального ислама. Что особенно важно для привлечения неофитов — игнорировать обязательные для всех мусульман обряды. И ведь получилось…
Свежие комментарии