На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари

Вячеслав Шпаковский


Копия «Битвы при Ангиаре» работы Питера Пауля Рубенса (Лувр, Париж)

 

Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, —
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.

Дмитрий Мережковский





Искусство и история. Цикл статей, рассказывающих о доспехах и оружии, изображенных на полотнах великих мастеров, вызвал в целом положительную реакцию посетителей «ВО», а многие начали просить рассказать о тех или иных картинах, что привлекли их внимание. Но не всегда получается. Однако есть темы, мимо которых просто невозможно пройти. Это касается некоторых картин, принадлежащих самым выдающимся художникам прошлого. И сегодня мы рассмотрим сразу две таких: картину Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» и творение живописца и биографа великого Леонардо Джорджо Вазари – фреску «Битва при Марчиано».

Начнем с битв, поскольку обе они не слишком-то у нас известны, ведь это «разборки» между итальянцами, произошедшие на рубеже Средних веков и Нового времени, о которых в наших отечественных учебниках истории ничего не сообщалось.

Итак, начнем с первой. Она представляла собой сражение между армиями Милана и Итальянской лиги, которую возглавляла Флорентийская республика. Она произошла 29 июня 1440 года возле города Ангиари во время Ломбардских войн и закончилась победой войск лиги. Вторая случилась позже, а именно 2 августа 1554 года. Это было сражение самой последней из многочисленных Итальянских войн, имевшее место у Марчиано-делла-Кьяна. Последствием ее стало поглощение Сиенской республикой Флорентийским герцогством.

В тот день войска лиги находились у Ангиари, маленького городка в Тоскане, и насчитывали четыре тысяч войск папского престола, которыми командовал кардинал Людовико Тревизан, примерно такого же количества флорентинцев и 300 всадников-венецианцев под предводительством Микелетто Аттендоло. Некоторые из жителей Ангиари также решили выступить под знаменами Папы.

Армия миланского герцога Филиппо Мария Висконти, которой командовал знаменитый кондотьер Никколо Пиччинино, подошла к месту битвы на день раньше. Причем к миланцам присоединились еще две тысячи мужчин из города Сансеполькро, лежавшего поблизости. Пиччинино был уверен, что у него больше войск, чем у противника, и приказал атаковать его во второй половине следующего дня. Но когда миланцы шли из Сансеполькро в Ангиари, они подняли на дороге столько пыли, что Микелетто Аттендоло заметил их продвижение и успел привести войска в состояние боевой готовности.

Дорогу миланцам преграждал канал. Но через него шел мост. Однако венецианские всадники успели подойти к нему раньше миланцев. Они некоторое время сдерживали врага, и, хотя, подкреплениям капитанов Франческо Пиччинино и Асторре II Манфреди и заставили их отступить, папские войска успели за это время полностью подготовиться к битве и даже начать ответную атаку на правом фланге миланцев. Битва была очень упорной и продолжалась уже четыре часа. Однако это было лишь видимой частью этого боя. Дело в том, что, пока все это происходило, часть войск лиги совершала окружной маневр — с тем, чтобы отрезать треть миланской армии, которая переправилась через канал и оставила его у себя за спиной. Миланцы этого не заметили. В результате, хоть сражение и продолжалось до самой ночи и даже в темноте, миланцы, несмотря не свой численный перевес, сражение проиграли. Войска папкой лиги одержали полную победу.


«Битва при Марчиано» работы Джорджо Вазари, 1563 г. (Музей Палаццо Веккьо. Флоренция)


Что же касается битвы при Марчиано, то здесь все началось с того, что в 1554 году герцог Флоренции Козимо Медичи, заручившись поддержкой императора Карла V, решил выступить против своего последнего соперника - Сиенской республики, получавшую в свою очередь помощь от Франции, с которой воевал Карл V. Флорентийской армией командовал Джанджакомо Медегино — «маленький Медичи», как его называли. Причем в нее входили три корпуса. Первый – Федерико Барболани ди Монтауто, имевший 800 солдат (его целью был город Гроссето), второй – Родольфо Бальони, имевший 3000 солдат (он должен был взять Пьенцу), и основные силы под командованием самого Медегино, включавшие 4500 пехотинцев, 20 пушек и 1200 саперов. Главная атака должна была осуществляться против Сиены и вестись с трех направлений.

Сиенцы доверили защиту родного города генералу французской службы Пьеро Строцци. В боевых действиях на стороне сиенцев приняли участие французские войска, а также отколовшиеся от Медичи тосканцы.

Флорентийские войска подошли к Сиене в ночь на 26 января 1554 года. После провала первой атаки Джанджакомо Медичи начал осаду, хотя у него не было достаточно людей для полной блокады города. Бальони и Монтауто не смогли взять Пьенцу и Гроссето, а французские суда угрожали флорентийской линии снабжения, проходящей через Пьомбино. В ответ Козимо нанял Асканио делла Корния с 6000 пехоты и 300 конников, и стал ждать подхода имперских подкреплений.

Чтобы ослабить давление противника на Сиену, Строцци предпринял 11 июня вылазку. Оставив в городе часть французских войск, он двинулся на Понтедеру, чем вынудил Медегино снять осаду и пойти следом за ним, что, однако, не помешало Строцци соединиться у Лукки с французским контингентом из 3500 пехотинцев, 700 всадников и четырех пушек. 21 июня Строцци захватил городок Монтекатини-Терме, но не рискнул ввязываться в бой с Медичи, а решил выждать подхода французских подкреплений из Виареджо. У Строцци на тот момент было 9500 пехотинцев и около 1200 всадников, а у Медичи – 2000 человек испанских, 3000 германских и 6000 итальянских пехотинцев и 600 всадников, при этом на соединение с ним двигались еще и новые подкрепления из Испании и Корсики.

Тем временем Строцци возвратился в Сиену, поскольку положение со снабжением города стало критическим. Пьомбино взять не удалось, поэтому помощь со стороны французов в город не поступала. Было решено выйти из города и нанести поражение противнику в полевом сражении. В ближайшие три дня сиенцы заняли несколько близлежащих городков и вынудили противника собрать все свои силы для генерального сражения.



1 августа Строцци узнал, что имперско-флорентийские войска наконец-то подошли и готовятся к бою. Поутру войска противников построились друг против друга следующим образом: на правом фланге сиенцев встали 1000 франко-сиенских кавалеристов, 3000 ландскнехтов сформировали центр, 3000 швейцарцев – резерв, вставший позади, ну а 3000 французов расположились на левом фланге. Кроме того, здесь же находилось 5000 итальянских пехотинцев под командованием Паоло Орсини. Войско расположилось на пологом холме, что было удобно во всех отношениях.

Медичи на левом фланге поставил 1200 всадников легкой кавалерии и 300 тяжелой под командованием Маркантонио Колонна. В центре находилась пехота: 2000 испанских ветеранов и 4000 германских ландскнехтов, которыми командовал Никколо Мадруццо. Правый фланг был самым сильным: 4000 флорентийских пехотинцев, 2000 испанцев и 3000 итальянцев. Однако эти пехотинцы высокими боевыми качествами не отличались. Позади трех рядов пехоты стояла артиллерия, которая должна была вести огонь через головы своих солдат. В резерве находились еще 200 испанских солдат-ветеранов и еще рота неаполитанских конных аркебузиров.


«Битва при Марчиано» Дж. Вазари без обрамления


Бой начался атакой всадников Медичи на левом фланге. Они рассеяли франко-сиенских кавалеристов, бежавших с поля сражения. В ответ Строцци атаковал в центре. Ландскнехты быстро побежали с холма под уклон, но имперская артиллерия своими ядрами успела нанести им серьезные потери. В свою очередь Медичи также двинул вперед центр, что вызвало в войсках Строцци панику. А тут еще возвратилась тяжелая кавалерия Колонны и напала на германскую пехоту с тыла. Кончилось тем, что весь центр сиенцев бросился спасаться. И только французская пехота не только сохранила свой боевой порядок, но и, даже будучи окруженной со всех сторон, сражалась до конца. Сам Строцци был трижды ранен и был вынесен из боя телохранителями. Сама битва длилась всего два часа. Потери сиенцев были очень значительными: 4000 убитыми и 4000 ранеными или пленными.

Что касается интересующих нас картин, то «Битву при Ангиаре» должен был рисовать признанный к тому времени Леонардо, а вот фреску на противоположной стороне «Битва при Кашине» – молодой Микеланджело (27 лет). Обе фрески Флорентийская республика заказала для украшения Зала Совета дворца Сеньории во Флоренции, чтобы на века прославить свое могущество. Такова была цель заказчика, но оба мастера к этому времени испытывали острое чувство соперничества и прежде всего хотели доказать друг другу, кто из них, так сказать, «первее» во всех отношениях. За их работой следил третий гений – Рафаэль, которому в то время был 21 год.


Еще одна копия фрески Леонардо кисти Рубенса (Лувр, Париж)


Для своей амбициозной картины Леонардо использовал технику энкаустики («закрепление теплом»), о которой он прочитал в книге Плиния, и, увы, его постигла жесткая неудача. Да, картон с эскизом фрески он нарисовал, и комиссия Сеньории его одобрила. Да, и он, и картон его «противника» были выставлены на публике и заслужили всеобщее восхищение. По замыслу художника, эта фреска должна была стать его самым масштабным творением. Ее размеры составляли 6,6 на 17,4 метра, то есть она в три раза была больше «Тайной вечери». И Леонардо очень тщательно подготовился к ее созданию, изучал описание битвы и даже сконструировал особые раскладные леса, которые могли поднимать и опускать живописца на требуемую высоту. Да и сюжет он выбрал весьма необычный. Показал не всю битву с массами людей и коней, а лишь один из ее ключевых эпизодов— сражение нескольких всадников за знамя.

 

Картина дня

наверх