А. Скляров - Утраченные технологии древности (часть 2)
Данный пост никак не связан с древней историей. Решили просто поделиться фотографиями альпак, живущих рядом с Саксайуаманом (Перу).
Дендера: свидетельства древних реставраторов
Интерес к этому месту возник давно, еще далеко до первой поездки в Египет. Широко известные “электрические рисунки”, конечно, привлекают внимание своей необычностью и сложностью трактовки, но это не первая и не последняя загадка, которую хранит в себе храм за всю свою историю, с момента заложения первого камня фундамента, исчисляющуюся далеко не парой тысяч лет, и чьи корни уходят глубоко за пределы воссозданной в наше время древней истории.
Кроме особенностей конструкций здания (полигональная кладка, многотонные плиты перекрытий 4-х ступенчатой крыши, крипты с углом нисходящего коридора в 26 градусов и т.д.) основанием для поднятия вопроса о датировки послужила еще и работа Йоханнеса Дюмихена, в которой приводится расшифровка надписи о причастности Тутмоса III к реставрации Дендерского храма (Источник: “Дендера: строительное освидетельствование”. Йоханес Дюмихен. 1865г.), а также запись из дневника Вильяма Вон Таппера со ссылкой на Гастона Масперо.
Дословный перевод А.И. Никишина:
Помимо того, что Тутмос III упоминается здесь как реставратор Дендерского храма, текст ещё интересен и тем, что к заслугам Тутмоса относят оказание помощи в поисках записей с жизнеописанием царя Хуфу.
Следы ремонта времен правления Птолемеев и не только, конечно же очевидны, и об этом свидетельствуют некоторые нижеприведенные фотографии. Но ремонт, и порой даже капитальный, необходим любому сооружению, а уж тем более святопочетаемому по какой-то (а значит было основание) весомой причине. Здесь нельзя не поблагодарить наших древних реставраторов за то, что сквозь тысячелетия помогли донести до нас исторический памятник Древнеегипетской Истории.
Но все же давайте попытаемся отвести взгляд от более-менее датируемой реконструкции и постараться увидеть то самое, что послужило началом того, что мы видим сейчас.
Крыша храма
Крыша храма имеет 4 уровня, выполнена из массивных блоков перекрытий и облицована плитами по технологии “полигональная кладка”, конечно же, с уже знакомыми нам по предыдущим храмам "шашками".
Первый уровень
Облицовка на месте:
Второй уровень
Облицовка снята. Здесь хорошо видны рельефные параллельные полосы, в которые заливался цемент, для фиксирования облицовочных плит:
Третий уровень
Тут мы видим хорошо сохранившиеся остатки плит облицовки и цементную прослойку между плитами и блоками крыши:
Четвертый уровень
Облицовка на месте. И если придерживаться логики строительства “блок-цемент-облицовка”, то в данном конкретном случае явно было что-то еще, т.к. мы наблюдаем все те же рельефные полосы для наполнения раствором, но уже поверх полигональной облицовки! (А. Ермолаев)
Свежие комментарии