Микены: "другая" история в камне
Всего в 20 километрах от Тирен находятся руины древнего города Микены, которые произвели ещё большее впечатление. Особое внимание хочется обратить на следующие участки:
1. Конечно, во-первых – это знаменитые львиные ворота (фото 15).
Поражают воображение огромные камни, образующие проем ворот, и треугольный монолит с изображениями двух львов – старейший монументальный рельеф в Европе датируется 1240 г до н. э. Но зачем строители использовали такие большие камни для сооружения стен (фото 16)?
С внутренней стороны львиных ворот видна граница между двумя периодами сооружения стены (фото 17).
Античные греки сложили стену из мелких необработанных камней. Тот же вопрос – почему через несколько столетий характер кладки настолько изменился?
2. Считается, что ворота были деревянные, и когда они закрывались, то подпирались бревном. В боковом камне проема ворот есть углубление, в которое, по-видимому, вставлялось это бревно (фото 18).
Отверстие кажется совершенно круглым, или просто его выровняло и отполировало бревно, которое вставляли и вынимали несколько сотен лет? Дно отверстия кажется плоским и составляющим прямой угол со стенками отверстия. Не возникает никаких сомнений, что отверстие высверлили.
3. На фото 19 – отчетливые следы обработки камня. Снова распил?
Если внимательно присмотреться, то видно, что поверхность покрыта параллельными бороздами (фото 19-а – часть кадра с фото 19, для масштаба – диаметр крышки объектива 78 мм). Такой след на поверхности камня мог быть оставлен фрезой.
4. Неоднократно встречаются прямоугольные в сечении сквозные отверстия, углом входящие в большие камни (фото 20). Такие пазы встречаются как во внешних углах больших камней, так и в середине поверхности. Их могли использовать для крепления веревки.
5. Небольшое примечание – описанные следы обработки всегда присутствуют на больших камнях, которые хорошо отличимы от лежащих по соседству камней и остатков кладки, которые приписываются античным грекам. Поздние строители в лице античных греков иногда даже не сдвигали эти старые, “циклопические” камни, а строили свои стены, неуклюже включая в них огромные старые камни (фото 21).
На фото 22 показано основание большой залы с колоннадой (видны основания под колоннами). Античные греки построили свои стены прямо поперек залы.
Возможно, колонны упали в результате землетрясения в глубокое ущелье, отделяющее гору от холма, на котором было поселение.
И в Тиренах, и в Микенах от застройки “циклопических” времен остались только основания зданий, участки наружных стен и ворота.
6. Фото 24 и 25: Некое подобие тронного зала при входе в Микены, сразу после львиных ворот. Круглая площадка окружена рвом (или коридором). Возможно, он был крытым, а вот его стены – из каменных пластин! Размер метр с хвостиком на три метра, толщина сантиметров 15. Изготовить такие пластины очень непросто!
Проще было сложить стенки из кирпичиков или небольших камней по типу как облицована чаша бассейна внутри (видно на фото). Не ясно не только, как это сделано, но и зачем потребовалось прибегать к столь сложной технологии.
7. Фото 26, 27 и 28 – Амфитеатр. Этот амфитеатр находится примерно в 50 км от Микен, в Эпидавре.
Имеет наилучшую в Греции сохранность. Потрясающая акустика, шепот в центре слышен наверху (даже сейчас здесь проводят концерты).
Рядом находится святилище Асклепия, одно из самых известных мест врачевания в Древней Греции, причислялось к главным святыням античного мира.
Датируется IV-III вв. до н.э. Поражает легкость, с которой древние строили подобное…
Вывод:
Совершенно отчетливый след на камне в Микенах (фото 19 и 19-а), как будто его сделали недавно, можно интерпретировать как след грубой фрезы. Можно предположить, что строители периода Крито-Микенской культуры обладали пилами и фрезами, позволяющими обрабатывать камни, в том числе базальт. Или же мы видим следы других цивилизаций, о которых нам ничего неизвестно, с удивляющими даже сегодня технологическими возможностями? (А.Дымников)
Авторы фото - участники экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Алексей Павлов, Андрей Жуков, Екатерина Манжосова, Максим Ляменков, Мария Дудакова, Александр Дымников.
Свежие комментарии