На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Выступивший против членства Украины в НАТО Шольц предложил её «финляндизировать» Выступивший ранее против принятия К...Рынок повел себя ...
  • Юрий Ильинов
    Париж и Лондон пытаются сорвать «мирный план» Трампа Британский премьер Кир Стармер и президент Франции Эмманюэль Ма...Рынок повел себя ...
  • Юрий Ильинов
    Нужна ли России Украина? Для Москвы самым выгодным остаётся полное поражение и капитуляция Украины, в точном соответ...Что в Белоруссии:...

Михаил Жванецкий: "С огромным трудом родился в 1934-м, и пришло ощущение праздника... "

Михаил Жванецкий: "С огромным трудом родился в 1934-м, и пришло ощущение праздника... "

 

Михаил Жванецкий — не просто талантливый сатирик. Это имя уже бренд, обозначающий юмор высшей пробы. Михаил Михайлович не выдумывает темы, он говорит о том, что происходит в обществе сейчас, и делает это весьма остро, однако таким образом, что заставляет людей не только смеяться, но и серьёзно задумываться.

«С огромным трудом родился в 1934-м, и пришло ощущение праздника. Одесса. Море. Воздух. Четыре, пять, шесть, семь лет. Бомбёжки, вагоны, драки, письма и хлеб. Съел — праздник!» —

рассказывал Михаил Жванецкий в одном из своих монологов.

И это тоже не выдумка. Будущий юморист появился на свет в «жемчужине у моря» Одессе. Его родители были врачами, и первые годы жизни мальчика действительно были счастливыми. А потом началась война. Отца мобилизовали на фронт, он служил в госпитале военврачом, за что впоследствии был отмечен орденом Красной Звезды. Мама с маленьким Мишей отправились в эвакуацию в Ташкент.

По дороге их эшелон разбомбили. Воспоминания о том, как из вагонов разбегались женщины с детьми и старики, а немцы по ним стреляли, остались у Михаила Михайловича на всю жизнь.

«Это сейчас я понимаю, какое это было бесчеловечное зверство — стрелять по беззащитным гражданским, а тогда воспринимались мелочи: то, как мама укрывала меня какими-то лопухами, забрасывала травой, стремясь сберечь мою жизнь», — рассказывал Жванецкий.

До Ташкента они в итоге добрались, и первые три класса Михаил учился там. В 1944 году, когда Одесса была освобождена, Жванецкие вернулись домой. Здесь будущий сатирик окончил школу для мальчиков, после чего поступил в институт инженеров морского флота. Михаил учился с удовольствием, однако общественная деятельность была ему гораздо интереснее: он стал комсоргом на курсе, а затем увлёкся самодеятельностью.

В институте в ту пору творческой молодёжи хватало, а потому вскоре появился и студенческий театр, с лёгкой руки Жванецкого получивший название «Парнас-2». На первом, как известно, обитали Музы, а на втором — Михаил Михайлович и другие, ставшие впоследствии знаменитыми артисты, как, например, Роман Карцев и Виктор Ильченко. Жванецкий писал миниатюры, с которыми поначалу выступали его товарищи, а потом со своими текстами вышел на сцену и сам.

С завершением студенческой поры и трудоустройством в Одесский порт, творческая жизнь М. Жванецкого не окончилась.

«Все эти годы, пока я работал, я встречался с обычными людьми — слесарями, крановщиками, рабочими. Они во многом и становились героями моего творчества», —

говорил об истоках своего вдохновения сатирик. И то, что многие фразы его монологов ушли в народ, это и наивысшая похвала автору, и знак качества для его юмора.

А потом в Одессе на гастролях оказался Ленинградский театр миниатюр, и сам Аркадий Райкин высоко оценил монологи Жванецкого. Мэтр эстрады предложил молодому человеку перебраться в Ленинград и писать для его театра. Михаил Михайлович согласился и стал завлитом. Следующим этапом совместной работы двух сатириков стала передача «Светофор», где впервые прозвучали монологи в исполнении автора. Но не забывает Жванецкий и о своих студенческих товарищах — Карцеве и Ильченко, — которым пишет миниатюры.

Немногим позже вместе с ними он возвращается в Одессу, где юмористы создают Театр миниатюр, который тут же начинает пользоваться успехом. Вскоре Михаил Жванецкий становится популярным во всём Советском Союзе. Это позволяет ему в 1988 году открыть театр миниатюр в Москве, которым он руководит и по сей день.

О том, что творчество Михаила Жванецкого востребовано и сегодня, говорит выпущенная в нынешнем году картина С. Урсуляка «Одесский пароход». Эта комедия снята по мотивам миниатюр сатирика, а играют в ней отечественные кинозвёзды первой величины — И. Муравьёва, С. Крючкова, Ч. Хаматова, С. Гармаш, Ф. Добронравов, С. Маковецкий, П. Деревянко, М. Пореченков и многие другие. Сам Жванецкий выступил в картине в роли Автора. По его словам, фильм получился грандиознее, чем он сам ожидал.

 

Путешествие в поисках доброты, тепла и любви

 

Рецензия на книжную новинку

В мире, где большая часть контента для детей основана на физическом противостоянии добра и зла, а супергерои, за которых ребята болеют всей душой, мало чем отличаются от своих антагонистов, родители, озабоченные воспитанием правильных духовных ценностей у будущих поколений, оказываются в тупике. Что читать крохам, если не очередную историю про Человека-Паука? Как рассказать ребятам о мире за окном, о людях и животных, о доброте и взаимоотношениях без драки Бэтмена и Джокера? Приходится немало потрудиться, прежде чем удаётся найти такие сказки, как произведение Татьяны Калашниковой «История маленького мышонка».


Классическое и традиционное в книге, написанной для детей и их родителей, а после с любовью проиллюстрированной талантливой художницей Алисой Дьяченко, переплетаются с новым и вполне современным, но без пошлости и попыток вогнать историю в некие новомодные рамки, заменив при этом посыл экшном. В центре сюжета оказывается одинокий мышонок, который борется с холодом и голодом, пытается найти свой дом и обрести возможность просто радоваться каждому дню, ничего не опасаясь:


Тяжёлым бременем на уши давит тишина,
От холода и страха хочет спрятаться душа,
Но – некуда. Малыш дыханьем согревает свои лапки,
Во тьму шагает осторожно и с оглядкой.


История делится на две части, разные по своей атмосфере. Первая – путешествие по лесу. Здесь зимние пейзажи увлекают суровой красотой: «Могучий чёрный лес встаёт бревенчатой стеной, / Там не найти тропинок, там напряжён покой». Ощущается параллелизм между состоянием природы и настроением героя. Навстречу с читателями спешат обитатели чащобы. Одни несут угрозу: 
«Два глаза, как два солнца, ярко ослепили – на ветке дерева сидит огромный филин!» или «Однажды след его учуяла голодная лиса, четыре дня за ним гонялась в сумрачных лесах». Другие обещают помощь и спасение: «А снегири мышонка к небу высоко подняли и для веселья в воздухе немного покачали».


Вторая часть сказки – приключения в городе. «Погружённые в мысли, спешат без остановки / Люди, носятся машины. Большие перекрёстки». Шумные автострады, равнодушные прохожие и маленький, незаметный, перепуганный мышонок, ищущий своё место... 
«Маленький мышонок сидит у остановки, его пугают шум и грохот улиц громких». Невольно напрашивается параллель с классическим «маленьким человеком» из взрослой литературы. Впрочем, эта мысль придёт в голову скорее мамам и папам, которые станут читать историю детям. Ребята не будут заниматься сравнительным анализом книги. Они просто от души захотят, чтобы кроха отыскал настоящего друга: «– Ты кто такой? – голос нежен, звучен, ласков. – И почему так смотришь на меня – с опаской?» И всем сердцем станут болеть за то, чтобы он, наконец, обрёл надёжный дом, а горести и опасности остались позади: «И в тишине уснувшей после праздника квартиры / На подоконнике встречал рассвет малыш счастливый».


Какие выводы сделают юные читатели, когда перелистнут последнюю страницу? Они поймут, что все живые существа имеют чувства, заслуживают внимания, уважения, любви и заботы. Им захочется быть добрее и помогать близким. Ну и, конечно, от приключений никто не откажется. Ведь в родном городе столько всего интересного. А уж в лесу за околицей!..

 

Александр III: самый русский из царей

 

Александра III называют едва ли не лучшим монархом Российской империи. Ещё бы — истинно русский царь, патриот до глубины души, при котором Россия не стала участницей ни одного военного конфликта. За свою миролюбивую политику он был прозван Миротворцем, а в Европе после его преждевременной кончины говорили: «Мы потеряли арбитра, который руководствовался идеей справедливости».

Александр был третьим ребёнком и вторым сыном императора Александра II и Марии Александровны. Наследовать престол должен был его старший брат Николай, Александра же готовили к военной карьере. Но он ничуть не завидовал тому, какое внимание уделяют наследнику престола. Не стремился ни к власти, ни к овладению науками — ему всё это было скучно. Гораздо интереснее было учиться верховой езде, владению оружием, выполнять физические упражнения — тренировать и так недюжинную силу.

Тем не менее к образованию детей родители подходили серьёзно: наставниками Александра были историк С.М. Соловьёв, военный теоретик М.И. Драгомиров, правовед К.П. Победоносцев. Именно Константин Петрович оказал на будущего императора огромное влияние, воспитав в нём патриотизм и уважение ко всему русскому.

С юных лет Александр Александрович был равнодушен к светским увеселениям, предпочитая в свободное время развивать свою силу. Братья подшучивали над ним: «Сашка — это Геркулес нашей семьи», — и ласково называли «бульдожкой».

Действительно, по оценкам современников, будущий император не был красив, отличался застенчивостью и «производил впечатление какой-то медвежатости».

Но несмотря на отсутствие системного воспитания и образования, специфическую внешность, Александр обладал тонкой душевной организацией и очень любил искусство. Более того, он сам учился рисовать у профессора Тихобразова и брал уроки игры на музыкальных инструментах. Впоследствии он будет оказывать значимую поддержку отечественному искусству, соберёт великолепную коллекцию русских художников, а в театрах при его правлении активно начнут ставиться русские оперы и балеты.

Николай Александрович говорил о младшем брате: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. Александр же один правдив и правилен душой».

Братья были очень дружны, и когда Николай во время путешествия по Европе заболел и внезапно скончался, Александр долгое время не мог в это поверить. Тем не менее отныне именно он являлся наследником российского престола, хотя и был к этому совсем не готов.

Времени осознать происходящее хватало, однако гибель отца, Александра II, в результате теракта вновь погрузила Александра Александровича в отчаяние: «Странное чувство овладело нами. Что же нам делать?»

Размышлял над этим вопросом самодержец чуть более двух лет — лишь в мае 1883 года состоялась его коронация. Однако уже по этому мероприятию было понятно, какой курс правления изберёт император. Знатоки дворцового церемониала всегда обращали внимание на коронационное меню. Что же необычного в нём было у Александра? Оказывается, для гостей были приготовлены «суп перловый, борщок, похлёбка, заливное из ершей, стручковый горох». Всё — не просто русское, а народное. И действительно, царствовал Александр по-русски.

Первым делом император отправил на покой министров-либералов. Затем обеспечил рубль золотым запасом — в результате в страну начался приток иностранного капитала, а экономика стала активно развиваться. Ряд его реформ был направлен на облегчение жизни простого народа, при этом Александр укрепил сословные права дворян-помещиков.

Много внимания император уделял формированию идеала большой патриархальной семьи и роли православной церкви в жизни общества.

Внешнюю политику монарха можно охарактеризовать одним эпизодом. Как-то австрийский посол во время обеда с императором решил похвалиться военной мощью своей страны. Якобы он сказал Александру, что в случае чего Австрия готова выставить против России три корпуса солдат. На что наш самодержец взял вилку и завязал её узлом. «Вот так я поступлю с вашими корпусами», — только и ответил он.

Немудрено, что при нём везде был порядок.

Но даже и такой огромной силы и мощи человек подвержен заболеваниям. Прогрессирующая болезнь почек, а затем сильная простуда привели к преждевременной смерти монарха — Александру было всего 49 лет. Престол наследовал его старший сын Николай.

Для России началась эпоха катаклизмов и перемен...

📢 Википедия:

Александр III – император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский. За годы его правления (1881-1894) Россия забыла о войнах, благодаря чему монарха стали именовать миротворцем. Этот человек заслуживает глубокого уважения, за время его правления Россия укрепила свои позиции на международной арене, стала сильнее в экономическом, военном отношении.

 

Борис Пастернак: «Что же сделал я за пакость?..»

 

1958 год выдался для СССР урожайным на Нобелевские премии. Тремя лауреатами стали учёные-физики за открытие и изучение «излучения Черенкова», а четвёртым оказался писатель Борис Пастернак. В газете «Правда» пришлось советским гражданам объяснять, что физика — это хорошо и объективно, а литература — политическая конъюнктура. Чем же так провинился Борис Леонидович?

Как выяснится значительно позже, кандидатуру Пастернака Нобелевский комитет рассматривал начиная с 1946 года, то есть более чем за десять лет до написания им романа «Доктор Живаго». Английский переводчик Сесил Морис Баура, работавший со стихами Пастернака, первым предложил выдвинуть Бориса Леонидовича на премию. В 1948-м его кандидатуру внёс литературовед из Швеции Мартин Ламм. Он же настаивал на Пастернаке и два года спустя.

О своей популярности на Западе поэт не знал, но догадывался. В стране резко увеличилась критика его творчества. Пастернак был вынужден оправдываться: «По сведениям Союза писателей, в некоторых литературных кругах на Западе придают несвойственное значение моей деятельности, по её скромности и непроизводительности — несообразное...»

И вот в 1958 году сразу пять литературоведов выдвинули кандидатуру Бориса Леонидовича. Мнение учёных мирового класса — Эрнеста Симмонса, Гарри Левина, Ренато Поджиоли, Романа Якобсона и Дмитрия Оболенского — уже сложно было игнорировать, и тогда Нобелевский комитет остановил свой выбор на Пастернаке. По другой версии дать премию Пастернаку предложил прошлогодний лауреат Альбер Камю. Кроме Бориса Леонидовича в тот год на премию претендовали Михаил Шолохов, Джон Стейнбек, Жан-Поль Сартр, Альберто Моравиа, Жорж Сименон.

Вопреки сложившемуся мнению «Нобелевку» Борис Леонидович получил не за «Доктора Живаго», а «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Именно так указано в обосновании награды.

О своей победе писатель узнал в тот же день и отправил телеграмму в Швецию: «Благодарен, рад, горд, смущён».

По воспоминаниям Евгения Борисовича, сына писателя, в тот вечер в семье все радовались, были уверены, что неприятности позади. Однако, как выяснится уже на следующий день, они только начинались.

Нобелевская премия Пастернака стала основанием для специального постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака». Его инициатором стал М. Суслов, курирующий в то время идеологию. Основной мыслью постановления явились обвинения Нобелевского комитета в разжигании Холодной войны.

На Пастернака ополчились всевозможные организации, а Союз писателей СССР даже потребовал выслать его из страны. Следом появилась статья в «Литературной газете», где Бориса Леонидовича обвиняли в том, что он стал виновником антисоветской пропаганды. «Убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение», — писала «Литературная газета».

А потом своё веское слово сказала и «Правда». Д. Завадский, давно недолюбливавший Пастернака, возмущался: «Захлёбываясь от восторга, антисоветская печать провозгласила роман "лучшим" произведением текущего года, а услужливые холопы крупной буржуазии увенчали Пастернака Нобелевской премией».

Под таким давлением Борис Пастернак отправил в Нобелевский комитет вторую телеграмму, в которой отказывался от премии. Ответ был незамедлительным: решение писателя приняли уважительно, сочтя его правом, однако нового голосования не было — Пастернак так и остался лауреатом 1958 года.

Несмотря на отказ Бориса Леонидовича от премии, он так и остался изгоем в советских литературных кругах. Нападки и отсутствие постоянного заработка обострили его болезнь, и весной 1960 года он скончался от рака лёгких. «Нобелевку» получил за него сын лишь в 1989 году.

Но навсегда в строках стихотворения Бориса Пастернака «Нобелевская премия» осталось его горькое сожаление о том, что в родной стране он так и не был понят:

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Георгий Юматов: фронтовик и актёр

 

«Родину защищать. Есть такая профессия, взводный, — Родину защищать», — слова из фильма «Офицеры» были близки Георгию Юматову, как никому. Он не понаслышке знал, что значит защищать Родину. Ведь уже 16-летним пареньком он воевал на фронте.

Коренной москвич, Георгий никогда не стремился стать артистом. Напротив, с самых юных лет он мечтал о море, хотя никогда его и не видел, да и из родни никто не был с ним связан. Но, чтобы стать моряком, следовало приложить немало усилий, и Георгий работал в этом направлении. Он прекрасно учился в школе, занялся атлетикой и боксом, развивал силу и выносливость.

Но стать моряком в мирное время у него не получилось, началась война. На фронт по малолетству его, естественно, взять не могли, а вот в военно-морскую школу приняли. И уже в 1942 году, когда Юматову ещё не исполнилось и 16, он был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный».

Боевое крещение Жора принял в Крыму, участвуя в составе Евпаторийского десанта. Эта операция советских войск имела временный успех, но в итоге из её участников выжили единицы. Среди них и Георгий Юматов, продолживший свой боевой путь.

О его храбрости и отваге в годы войны говорят награды — медаль Ушакова, орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Так что когда в картине «Офицеры» Георгий Александрович говорит о профессии защитника Родины, он понимает смысл этих слов. А когда в кадре видны шрамы на его спине — это не грим, не ретушь…

Несмотря на то, что несколько раз был на волоске от смерти, с войны Юматов вернулся живым и здоровым 19-летним парнем, у которого вся жизнь была впереди. Правда, он пока не знал чем заняться, хотя работа была крайне необходима, ведь кроме военной формы у молодого человека ничего больше не было.

Актёром он стал, по сути, случайно. Однажды он пришёл на киносеанс трофейного фильма. Естественно, в наглаженной морской форме. Время до начала ещё оставалось, и Георгий заглянул в буфет. Там это время находились Григорий Александров и Любовь Орлова, которые тоже пришли в кинотеатр.

Режиссёр сразу обратил внимание на атлетически сложенного моряка и предложил ему роль в своём фильме «Весна». Это был эпизод с одним лишь словом: «Разрешите», — но именно он позволил Юматову определиться с выбором профессии. Утвердили его в этом намерении и небольшие роли в фильмах «Рядовой Александр Матросов» и «Иван Грозный».

В 1947 году Сергей Герасимов набирал свой курс во ВГИКе, и Александров привёл к нему Юматова. Прослушав молодого фронтовика, педагог и режиссёр заявил, что тот уже готовый актёр и рекомендовал его в Театр киноактёра, где Георгию тут же дали роль. Сам Герасимов чуть позже пригласил Юматова к себе в картину «Молодая гвардия».

Актёр оказался востребованным, хоть и не всегда ему доставались главные роли. Тем не менее режиссёры с удовольствием приглашали его в свои фильмы, и уже в первые годы карьеры Георгий Александрович снялся в «Повести о настоящем человеке», «Трёх встречах», «Жуковском». Мечту о море он воплотил не только в реальной жизни, но и на экране, сыграв в картинах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы».

Но его звёздным часом стал фильм «Офицеры», где он исполнил роль Алексея Трофимова. На неё пробовались многие другие известный артисты — Станислав Любшин, Евгений Жариков, Георгий Бурков, Николай Рыбников, — однако автор сценария Борис Васильев настоял на кандидатуре Юматова.

«Когда я предложил его режиссёру Роговому, он взял его без всяких уговоров, даже без проб. Он сказал: „Да, это действительно Трофимов“», — позже рассказывал Васильев.

Сам же актёр как-то вспоминал: «В „Офицерах“ мне предложили две роли на выбор — я сразу же остановился на Трофимове. Он привлёк меня выстраданной, не взятой напрокат, а свойственной ему лично верой в необходимость своей военной профессии».

После этой роли Юматов был полон надежд, что дальше он будет покорять новые высоты, однако, хоть он и снимался регулярно, ни больших ролей, ни прежней славы у него уже не было. Виной всему стало пристрастие актёра к алкоголю. Он был непредсказуем в этом отношении, и режиссёры всё реже приглашали его сотрудничеству.

А 1994 год и вовсе стал для Георгия Александровича кошмаром. Из охотничьего ружья он застрелил дворника. Суд признал это превышением самообороны (дворник кинулся на актёра с ножом), но два месяца Юматов всё же провёл в «Матросской тишине».

Скончался Георгий Александрович в бедности и забвении в октябре 1997 года.

 

Антон Макаренко: педагог, не понятый в своём отечестве

 

Антон Семёнович Макаренко на мировом уровне был признан «одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке». На родине же при жизни он подвергался критике, а после смерти и вовсе его труды оказались неверно истолкованы и забыты.

Отец будущего педагога трудился в железнодорожном депо, был человеком достаточно образованным и квалифицированным, так что заработок позволял содержать дом с садом. Занимался Семён Григорьевич и самообразованием, к чему приучил и сына — вместо уличных забав с мальчишками Антон предпочитал чтение книг. Мальчик рос сосредоточенным и молчаливым, что вызывало насмешки, а порою и тумаки сверстников. Всё чаще он задумывался о смерти, но от суицида его уберёг местный священник, который подолгу беседовал с Антоном о вере.

С выбором жизненной стези Макаренко определился не сразу. Он окончил железнодорожное училище и уже потом, когда семья перебралась в небольшой город Крюков, педагогические курсы. Там же он стал работать учителем.

На службу в армию Макаренко не взяли из-за плохого зрения, но тогда-то он по-настоящему увлёкся педагогикой и поступил в Полтавский институт. Окончил он его отлично и обратил на себя внимание темой дипломной работы — «Кризис современной педагогики».

Разбираться с «кризисом» Антону Семёновичу доверил Полтавский Губнаробраз: по его поручению Макаренко основал трудовую колонию для малолетних правонарушителей неподалёку от Полтавы, присвоив ей имя «буревестника революции Максима Горького». Алексей Максимович интересовался педагогической деятельностью Макаренко и всячески его поддерживал.

И это притом, что однажды Антон Семёнович имел неосторожность показать Горькому свои литературные изыскания, и тот очень негативно высказался о них: «Писателя из вас не выйдет никогда». После этих слов Макаренко оставил творчество, но продолжал вести дневники, которые потом лягут в основу его произведений. Кстати, вернуться к литературному труду ему опять-таки посоветовал Горький.

На перевоспитании у Макаренко были не просто сироты, а правонарушители и даже несовершеннолетние уголовники. Контингент, мягко говоря, сложный и порою опасный. Обычные методы на них не действовали, поэтому Антон Семёнович разработал собственную систему воспитания, основанную на «трёх китах»: воспитании трудом, игре и воспитании коллективом.

Только это был не тот труд, который из-под палки, не использование дармовой рабочей силы. Сам Макаренко говорил об этом: «Эти мастерские, сапожная, швейная и столярная, считались альфой и омегой педагогического трудового процесса. Они вызывали у меня отвращение. Я совсем не понимал, для чего они устроены. Поэтому я закрыл их через неделю». А открыл... завод, который начал производить фотоаппараты марки «ФЭД».

Согласно легенде, в колонию приехала немецкая делегация, у одного из членов которой был новенький фотоаппарат «Лейка». Кто-то из воспитанников Макаренко, вспомнив лихую юность, аккуратно стащил его у зарубежного гостя. Аппарат разобрали по запчастям, сделали чертежи и схемы, после чего собрали и вернули владельцу со словами: «Вы потеряли, а мы нашли...» А потом появилась усовершенствованная версия «Лейки» под названием «ФЭД».

Стали бы всё это «проворачивать» подростки, принуждаемые к труду? Вряд ли, и потому основной принцип Макаренко — не просто трудотерапия, а труд, в котором он доверяет своим воспитанникам.

Кадр из фильма "Педагогическая поэма", 1955 год.
Кадр из фильма "Педагогическая поэма", 1955 год.

 

Однако несмотря на успехи в перевоспитании трудных подростков, педагогическая деятельность Антона Семёновича подвергалась острой критике со стороны Крупской и Луначарского: основное обвинение — рукоприкладство. Макаренко спокойно отвергал эти подозрения: «Рассказы воспитанников о наказании — это детский фольклор».

Тем не менее карьере педагога всё же постепенно наступал конец. Сначала его понизили в должности, а затем и вовсе вынудили уйти в отставку. Антон Семёнович переехал в Москву, вступил в Союз писателей и занялся литературой: он завершил «Педагогическую поэму», написал «Книгу для родителей» и «Флаги на башнях».

Но без любимого дела, которому он посвятил всего себя, Антон Семёнович стал угасать. В 1939 году он умер от инфаркта. На похороны к нему не явилась даже жена, пришли только воспитанники, которых он якобы бил...

Сегодня педагогическая система Макаренко весьма популярна в Германии и Японии. В своём же отечестве, как это принято, пророков нет...

Картина дня

наверх