На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Тайна Ренн-ле-Шато

Тайна Ренн-ле-Шато
На юге Франции, в 40 километрах от города Каркассон, затерялась маленькая деревушка Ренн-ле-Шато. По данным на 2017 год, в ней проживало всего 80 человек. И чуть ли не все они сдавали жилье внаем, ведь Ренн-ле-Шато пользовалась (и пользуется) большой популярностью у туристов. И благодарить за это надо Беранже Соньера, приходского священника, затеявшего в конце XIX века реставрацию местной полуразвалившейся церквушки. То, что он нашел в ходе восстановительных работ, будоражит умы человечества вот уже больше 100 лет...
Деревенский затворник
Летом 1885 года в Ренн-ле-Шато появился новый приходской священник, 33-летний Беранже Соньер. Атлетического телосложения, полный сил и здоровья, он производил впечатление человека серьезного и знающего себе цену. До этого он преподавал в семинарии Нарбонны, но из-за приверженности идеям монархизма его перевели в Ренн-ле-Шато — забытую богом деревеньку, все население которой составляло 200 человек.
Новое назначение больно ударило по амбициям Соньера. Он исправно выполнял свои обязанности священника, но сторонился местного общества, предпочитая уединение. Компанию ему составляли лишь аббат Анри Будэ, священник из соседней деревни и местный краевед, да Мари Денарно, которую Соньер взял в дом в качестве прислуги, когда ей было 18 лет. По поводу возможной связи кюре с красивой крестьянкой ходило множество толков. Сами они всегда были выше сплетен и не считали нужным комментировать свое проживание под одной крышей. Но, забегая вперед, стоит сказать, что этот странный союз продержался до самой смерти Соньера.
А пока молодой кюре был занят тем, что много читал, совершенствовал знание латыни, изучал древнегреческий и даже взялся за иврит. Поскольку жалованье его было скудным, он ходил на охоту и рыбалку, добывая себе пропитание, да и вообще много гулял по окрестностям. Благо в Ренн-ле-Шато было на что взглянуть, ведь когда-то на ее месте находилась столица вестготов...
Неожиданная находка
Жизнь Соньера и дальше бы протекала размеренно и спокойно, если бы он не задумал отреставрировать старую церковь Марии Магдалины, построенную еще в 1059 году на древнем вестготском основании. Полуразрушенный храм находился почти в безнадежном состоянии: он в любой момент грозил обрушиться, но это не остановило деятельного кюре. Получив разрешение епископа Каркассона и финансовую помощь со стороны своих прихожан, в 1891-м Соньер приступил к ремонту церкви.
В ходе работ ему пришлось перенести на другое место алтарный камень, который покоился на двух колоннах, оставшихся от эпохи вестготов. Одна из них, к удивлению кюре, оказалась полой! Внутри он нашел четыре запечатанные деревянные трубки. Вскрыв их, Соньер обнаружил четыре манускрипта, помеченные разными датами с XIII по XVIII век.
Три первых документа касались генеалогии, а вот четвертый... Это был лист пергамента, исписанный с обеих сторон и содержавший отрывки из Нового Завета на латинском языке. На одной стороне документа слова были написаны без пробелов и с лишними буквами. Строчки на другой располагались хаотично, а над некоторыми буквами были надписаны еще и дополнительные. Все это походило на шифрограмму. И действительно, взятые все вместе дополнительные буквы после нескольких безуспешных попыток расшифровки сложились в довольно-таки связную фразу: «Дагоберту II королю и Сиону принадлежит это сокровище, и оно есть смерть».
Тот же метод, примененный к первому тексту, не сработал: как Соньер ни старался, у него выходила какая-то бессмыслица, в которой переплетались слова «пастушка», «Пуссен», «Тенирс», «лошадь», «демон»...
Поездка в Париж
Догадываясь о важности своей находки, Соньер отвез документы, прежде сняв с них копии, епископу Каркассона. А тот немедленно снабдил его деньгами и отправил в Париж — показать пергамент некоторым доверенным лицам, среди которых были директор семинарии аббат Бьель и его кузен Эмиль Оффе. Последний, несмотря на молодость, уже зарекомендовал себя как опытный эксперт в области языкознания, тайнописи и палеографии. Не обошло его стороной и модное в то время увлечение оккультизмом. Благодаря своим связям Оффе имел доступ в тайный кружок для избранных, в котором состояли такие небезызвестные личности, как поэт Стефан Малларме, писатель Морис Метерлинк и композитор Клод Дебюсси. Но главной «жрицей» кружка была популярная певица Эмма Кальве, с которой Соньер сошелся очень близко.
В течение трех недель, проведенных в столице, Соньер развил кипучую деятельность. Опекаемый аббатом и его кузеном, он повстречался с целым рядом церковных иерархов и представителей высшего парижского света, проявивших большой интерес к его находке. О чем он с ними беседовал, осталось тайной, но несомненно одно: повсюду деревенский священник был принят как желанный гость.
Соньер также посетил Лувр, после чего заказал копии трех полотен: портрет папы Целестина V, «Искушение святого Антония» Давида Тенирса и «Аркадские пастухи» Никола Пуссена. Имена этих художников, как вы помните, упоминались в неразгаданном тексте пергамента. Возможно, он рассчитывал найти на картинах ключ к шифру. Или... нашел?
Ходили слухи, будто Эмма Кальве и Беранже Соньер стали любовниками. Во всяком случае, певица регулярно посещала кюре в Ренн-ле-Шато на протяжении нескольких лет.
Странные причуды
В Ренн-ле-Шато Беранже вернулся другим человеком. От прежнего затворника не осталось и следа! Соньер вдруг вступил в переписку с какими-то неизвестными адресатами по всей Европе и в результате собрал солидную коллекцию марок. Для ее пополнения он тратил суммы, намного превышающие его скромное жалованье сельского кюре.
Больше того, начиная с 1896 года он израсходовал огромные средства. Многие миллионы франков ушли на строительство дороги и водопровода в деревне, оранжереи с экзотическими растениями, сооружение башни Магда-ла на вершине горы и роскошной виллы Вифания, в которой, кстати, кюре так и не довелось пожить. Кроме того, он дарил щедрые подарки своим прихожанам и устраивал для них банкеты. Соньер покупал редкие китайские вещицы, дорогие ткани, античные произведения искусства. Он собрал целую библиотеку, каждая книга в которой могла бы заинтересовать самого искушенного библиофила.
Разумеется, не забыл Беранже и о реставрации церкви Марии Магдалины, которая по завершении работ приобрела довольно странный вид. На ее портале появилась загадочная надпись: «Место сие ужасно». А прямо перед входом в церковь Соньер распорядился установить статую Асмодея — князя демонов и хранителя секретов и сокровищ. Преобразилось и внутреннее убранство древнего храма: на стенах появились доски с изображениями, никак не соответствовавшими канонам католицизма. Но высшие церковные иерархи закрыли на это глаза...
Да и вообще странности Соньера удивляли далеко не всех. Певица Эмма Кальве, госсекретарь Франции по делам культуры, эрцгерцог Иоганн фон Габсбург — кузен австрийского императора, посетившие деревенского священника в Ренн-ле-Шато, судя по всему, отнеслись к ним более чем серьезно. А эрцгерцог даже перечислил на счет Беранже значительную сумму денег.
Мадонна священника
Местные жители прозвали Марию Денарно «Мадонной священника», подозревая, что они были больше чем просто друзья. Предполагается, что ей были известны все секреты Соньера. После смерти своего хозяина Денарно тихо и скромно жила на вилле, ухаживала за оранжереей и занималась благотворительностью: Беранже оставил ей немалое наследство. Но после Второй мировой войны во Франции была проведена денежная реформа. Для обмена старых франков на новые требовалось предъявить доказательства законности доходов. Мария деньги обменивать не стала, предпочтя сохранить тайну Соньера. По словам соседей, она сожгла на костре целую кучу вышедших из употребления банкнот...
Тайны деревенского кюре
17 января 1917 года 65-летнего Со-ньера хватил апоплексический удар, хотя накануне он выглядел полным сил и здоровья. Но странным было даже не это, а то, что еще 12 января верная Мария Денарно заказала... гроб для своего хозяина.
К умирающему для исповеди и отпущения грехов пригласили священника из соседнего села. О том, что случилось дальше, сведения разнятся. Одни источники говорят, будто, едва кюре вошел в комнату Соньера, как тут же выскочил обратно, другие утверждают, что он провел там долгие часы. Но итог в любом случае был один: в последнем причастии, а значит, и отпущении грехов Беранже было отказано.
Он умер 22 января. Его труп, одетый в роскошные одежды, украшенные красными шнурами и кистями, усадили в кресло и выставили в башне Магдала. Проститься с покойным пришли не только местные жители, но и какие-то приезжие, оставшиеся неизвестными...
Об источнике баснословного богатства Беранже Соньера можно только догадываться. Согласно самой расхожей версии, сельский кюре нашел сокровище, принадлежавшее «Даго-берту II королю и Сиону». Чтобы понять смысл этой фразы, придется нырнуть глубоко в историю.
Сионом назывался один из холмов в Иерусалиме, на котором был построен храм, разрушенный в 70 году римлянами. Его величественное основание сохранилось до наших дней и известно как Стена Плача. Храм был не только главной святыней иудеев, но и государственной казной, и хранилищем важных документов. Разумеется, и то и другое было вывезено в Рим. Последний, в свою очередь, тоже не избежал разграбления: в 410 году вестготы до основания обчистили его. Впоследствии они создали свое государство, столица которого находилась как раз в Ренн-ле-Шато. Но неумолимые жернова истории перемололи и их.
В начале VI века вестготов, вместе со всеми сокровищами, завоевали франки. Править их бывшими владениями стали Меровинги, одним из самых ярких представителей которых был как раз Дагоберт II. Согласно одной из легенд, он спрятал свою казну, отправляясь в очередной поход, и погиб, унеся тайну клада в могилу...
Возможно, казну этого короля, включающую в себя и сокровища Сиона, и нашел Соньер. То есть это были и материальные, и духовные ценности, что объясняет жгучий интерес высокопоставленных лиц к деревенскому кюре и проливает свет на снисходительное отношение Ватикана ко всем его причудам.
Не исключено также, что Беранже обнаружил документы, содержавшие сведения о потомках Меровингов, имевших право претендовать на корону Франции, и сумел их выгодно продать или использовал для получения многочисленных даров от влиятельных персон. Впрочем, с тем же успехом он мог найти и сокровища тамплиеров, чей последний оплот — стоящий в руинах замок Монсегюр — находился всего в полудне верховой езды от Ренн-ле-Шато...
Что и говорить, в истории Беранже Соньера много белых пятен. Удастся ли когда-нибудь разгадать его загадку? Неизвестно. Но охотников хватает. Недаром всех, кто приезжает в Ренн-ле-Шато, встречает табличка, предупреждающая, что вести кладоискательскую деятельность в районе строжайше запрещено!
Владения Тамплиеров
Ренн-ле-Шато расположена на юге Франции — в исторической местности Лангедок. Семь веков назад именно в этих краях разыгралась трагедия под названием «Альбигойские войны», во время которой полчища крестоносцев на протяжении многих лет грабили, жгли и опустошали богатый и цветущий край под видом борьбы с еретиками. Но иные немые свидетели тех времен умудрились сохраниться до наших дней: неподалеку от Ренн-ле-Ша-то, на холме Безу, и сейчас можно увидеть руины средневековой крепости, некогда принадлежавшей тамплиерам. А на другом холме высятся останки стен и башен замка Бертрана де Бланшфора, четвертого великого магистра ордена рыцарей Храма...
Любимец Ватикана
Духовые власти сквозь пальцы смотрели на деятельность Соньера. Вопросы к священнику, живущему явно не по средствам, возникли лишь однажды — у нового епископа Каркассона. Он потребовал у священника отчета об источнике его богатства, но тот отказался говорить об этом. Тогда епископ обвинил его в спекуляции предметами культа и отстранил от должности. Беранже ответил тем, что подал апелляцию в Ватикан, и немедленно был восстановлен в прежнем звании...
Интересные факты
История священника Беранже Соньера послужила основой для книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и одноименного фильма.
Тихвинские болота
Даже те, кто не особенно любит лесные прогулки, знают, что болото — место гиблое.
Правда, грибников и охотников это не смущает. Ведь именно в болотистой местности много ягод и грибов, да и охота там приносит богатые трофеи. Тихвинские болота на Вепсской возвышенности, что севернее Санкт-Петербурга, пользуются особо дурной славой.
За последние три десятка лет здесь обнаружено несколько трупов людей без следов насилия. Что интересно, погибшие перед смертью разделись, причем сами.
МЕРТВАЯ СТАРУХА
Однажды по осени инженер из Санкт-Петербурга приехал поохотиться к своему приятелю в деревню Воложба Тихвинского района. В этих местах он был не первый раз, но, утром отправившись в лес, сразу заблудился. Целый день скитался инженер по лесу, а к вечеру вышел к странной избушке, стоящей на краю болота. Мужчина не верил в нечистую силу, поэтому его не насторожило расположение избы. Он смело зашел в дом и увидел, что на полу валяются банки от консервов, чуть в стороне лежит связка почти уже сгнивших дров. Решив, что в избе ночевали такие же заблудившиеся охотники, он спокойно стал устраиваться на ночлег.
Среди ночи инженера разбудил звук шаркающих шагов. В избе было темно, но он явно ощущал чье-то присутствие. Чиркнув зажигалкой, мужчина в ее слабом свете увидел, что у окна стоит пожилая женщина. От неожиданности он вскрикнул. Гостья мгновенно отреагировала на крик, повернулась к нему лицом и, широко раскинув руки, двинулась на инженера. Чем ближе она подходила, тем явственнее ощущался гнилостный запах разложения. То, что старуха давно уже мертва, подчеркивали ее пустые глазницы, проваленный рот и струпья кожи, свисавшие со щек.
Охваченный ужасом, инженер запустил в старуху тем, что было в тот момент в руках, — зажигалкой, которые в советское время выпускались довольно увесистыми. И попал прямо в лоб. Покойница издала дикий вопль, а мужчина бросился вон из избы. Так и бежал он, не разбирая дороги, прямо по болоту, пока не показались знакомые места.
Уже позже местные жители ему рассказали, что в этой избе когда-то жила ведьма Корениха. Ее главным сокровищем была старинная магическая книга. Во время войны в ведьму попал осколок снаряда, а ее труп упал в болото. То есть свой ведьминский дар она не успела никому передать. Поэтому и бродит по свету неприкаянная. Инженер не стал возвращаться в избу за своими вещами, ружьем и рюкзаком. А добравшись до дома, обследовался у психиатра. Но отклонений в его психике обнаружено не было. Потом он рассказал об этом случае исследователю паранормальных явлений Фридману, и тот предположил, что книга, о которой шла речь, — это редкое рукописное издание по магии XIII века. Что-то вроде известного «Некрономикона», где описывались ритуалы и заклинания по возвращению мертвецов в мир живых. И что именно из-за этой книги на Тихвинских болотах творится всякая чертовщина.
ПОСЛЕДНЯЯ ОХОТА
Несмотря на то, что Вепсская возвышенность расположена в европейской части России, она малообитаема. Да и кто будет жить на болотах, простирающихся на тысячи квадратных километров? Только по официальным данным здесь исчезает около 10 человек ежегодно. Но туристов и охотников этот факт не останавливает.
Александр Клоков вот уже лет 20 каждый год приезжал сюда с друзьями. Причем все они занимали солидное социальное положение. Здесь, на болотах, кто-то гулял по лесу с ружьем, кто-то с камерой, а кто-то ловил рыбу. В тот год, не нарушая традиции, друзья снова поехали в знакомые места. На третий день Клоков не пришел ночевать в охотничий домик, где расположилась вся компания. Друзья не особо волновались: все же охотник Клоков был опытный. Они подумали, что он решил заночевать в лесу. Но на следующий день он тоже не вернулся. Тогда начались поиски. Группа из 15 человек искала пропавшего охотника около недели. Шеренгой прочесывали местность, искали в заброшенных деревнях, но безрезультатно.
Труп Клокова обнаружили в лощине, как ни странно, всего в 5 километрах от домика. Поисковую группу ошарашило то, что Клоков был полностью обнажен. Причем его штаны и рубашка были аккуратно сложены на пеньке, а обувь и куртка исчезли. Тут же, прислоненное к дереву, стояло заряженное ружье.
За то время, пока Клокова искали, звери изрядно обглодали его труп, но экспертиза установила, что тело действительно его. Причину смерти определить не удалось. То ли произошла остановка сердца, то ли мужчина просто замерз, то ли обе причины одновременно.
НОВЫЕ ЖЕРТВЫ БОЛОТ
Вскоре после происшествия с Клоковым, на майские праздники, народ ринулся на природу. Неподалеку от места гибели охотника разбили лагерь пятеро рыбаков, тоже бывавшие в этих местах не один раз. В первый же вечер 35-летний Исаев вдруг поднялся от костра и молча направился к лесу. Друзья решили, что он пошел справить нужду. А через час спохватились. Стали искать и ночью, и на другой день. Только через два месяца тело Исаева нашел охотник из местных. Труп был объеден животными, а одежды, как и на Клокове, не было.
Следующей жертвой стал местный 30-летний лесоруб. Он не вернулся домой после смены. Его обнаженный труп нашли неподалеку от бытовки. Одежда лесоруба была разбросана так, будто он раздевался на бегу. Анализ крови не показал наличие наркотиков и алкоголя. Умер мужчина от удушения. Его рот, нос и глотка были заполнены жидкой грязью, она же была и под ногтями. Очевидцы рассказывали, что создавалось впечатление, будто он руками заталкивал в себя грязь.
Однажды осенью 60-летняя сельская учительница не вышла на работу. Ее труп был обнаружен рядом с болотом за селом. Похоже, что шла она не со стороны села, а со стороны леса. Дошла до болота, села в мох и скончалась. Золотая цепочка и кольцо остались на ней, а одежды и обуви не было.
В 1993 году было найдено тело сторожа лесопилки. И снова вся одежда была снята, и не просто снята, а, видимо, второпях, так как пуговицы с рубашки были сорваны. В конце 1990-х в течение месяца были обнаружены еще два обнаженных трупа местных жителей, и опять без следов насильственной смерти. В 2001 году был найден труп мужчины, собиравшего клюкву на болоте. Ягоды были рассыпаны по траве, а вместо них в корзине лежала аккуратно сложенная одежда.
Совсем недавно в 100 метрах от автомобильной дороги грибники наткнулись на труп местного жителя. На теле было только белье, а обувь, брюки и свитер валялись неподалеку.
Конечно, это далеко не весь список жертв Тихвинских болот. С 1993 года, когда стали вести статистику, зафиксировано 16 подобных смертей. Ну а количество людей, сгинувших в этих местах, чьи трупы не были найдены, исчисляется десятками.
ТИХВИНСКИЙ ЗМЕЙ
Местные жители уверены, что в их краях имеется неизвестный науке вид змей. Причем воспринимают они эту змею вполне обыденно, привыкли что ли? Кстати, криптозоологи полностью согласны с тем, что в Тихвинских болотах обитают летучие змеи, укус которых приводит к летальному исходу. Члены исследовательского общества «Лабиринт» занимались поисками летучих змей. На основании опроса очевидцев они сделали вывод, что у этих змей необычный облик. На голове самцов имеется нарост, напоминающий гребень петуха. Передвигаются они не как обычные змеи, а прыжками, будто в полете, приподнимаясь над землей на несколько метров. Они умеют лазить по деревьям и взлетать с них. За эту особенность их называют летучими гадами. Криптозоологи считают, что, как и джунгли, местность Тихвинских болот малоизученна, поэтому здесь могут встречаться неизвестные науке виды животных. Кстати, похожая летучая змея живет в Индонезии, ее там называют пальмовой.
Местное население даже выработало особую стратегию поведения при встрече с этими тварями. Если змея нападает, то нужно бежать от нее не по прямой, а в сторону, постоянно петляя. Это вполне объяснимо: гаду трудно в полете изменить траекторию. Второй совет можно найти в сборнике Л. С. Васильева «Тихвинские былинки о змеях», изданном в Санкт-Петербурге в 2000 году: «Если она, гадина летучая, бросится — сорви с себя что-нибудь из одежды и кинь ей. Пока она будет заниматься с тряпкой — ты дальше беги. Когда летучий гад поймет ошибку и вновь станет тебя преследовать, другую вещь бросай. Бывало, люди из леса голые прибегали, все с себя срывали!» Может быть, в этом причина того, что люди сбрасывали с себя одежду?
Кстати, имеется документально зафиксированный факт поимки тихвинского монстра. Произошло это в 1942 году. Бойцы власов-ской армии, которых тогда еще не считали изменниками, поймали летучую змею и посадили ее в деревянную бочку. Они хотели передать ее для изучения ленинградским ученым. Но потом стало не до того, начались серьезные военные действия, и про пленника в бочке забыли. Возможно, там змея и погибла без воды и пищи. А вот архивная запись сохранилась.
Когда закончилась Великая Отечественная война, леса и тех местах стали опылять гербицидами для уничтожения не имеющих ценности деревьев — берез и осин. От химикатов этих в лесу не осталось ничего живого. А во времена перестройки, видимо, стало не до леса, его перестали обрабатывать ядами, вот летучие змеи снова и появились.
И все же точно неизвестно, существуют летучие гады или это всего лишь герои народного фольклора. Зато таинственные смерти, объединенные в одну цепочку, имеются. Если бы можно было выделить в лабораторных условиях из трупов яд тихвинских змей, то нашлись бы ответы на многие вопросы. Но тела ищут неделями и месяцами, не факт, что за это время яд не разрушился бы, если он вообще был.
Существует также мнение, что Вепсская возвышенность представляет собой геопатогенную зону. Ее энергетика разрушает человеческую психику. Возможно, летучие змеи — это результат деятельности воспаленного мозга, видение. И смерть в этих случаях наступает от сильного страха, приводящего к параличу сердца.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Все случаи гибели на Тихвинских болотах имели некоторую закономерность. Они происходили с апреля по октябрь, следов насильственной смерти не было, жертвы перед смертью вели себя неадекватно: раздевались, ели грязь, высыпали собранные грибы и ягоды из корзин. Журналисты «Комсомольской правды», побывавшие в тех местах и собравшие информацию о происшествиях, предложили ее прокомментировать главному специалисту Московского бюро судебно-медицинской экспертизы С. Никитину.
Он отметил, что все происшествия носят сезонный характер. Но даже то, что люди умирали при плюсовой температуре, не дает повода исключать версию смерти от переохлаждения. Летальный исход может наступить, если температура тела упадет ниже 20 градусов. То, что все они раздевались, может означать, что им становилось в какой-то момент жарко. А после раздевания разгоряченное тело контактировало с холодным воздухом, что вызывало спазм сосудов кожи. Кожа становилась холодной, а внутренние органы, нагреваясь, увеличивались. Исход здесь один — смерть. Этот аргумент опять же в пользу переохлаждения. Да и неадекватность перед смертью могла наступить от сильного жара. А лесоруб, возможно, и не ел грязь, просто пытался высосать из нее воду.
Можно также предположить, что виной всему некий токсин, неизвестно как попавший в организм, вызвавший повышение температуры и помешательство. Вещество могло быть животного или растительного происхождения. Правда, экспертиза не обнаружила следов известных ядов. Но, вполне возможно, они успели разложиться, пока пропавших искали.
Сергей Трифонович, сотрудник НИИ фармакологии, считает, что причиной происходящего может быть багульник, которого здесь очень много. Выделяемые им эфирные масла вызывают головокружение и слабость. Хотя в этой полосе нет растений, способных вызвать настолько сильное отравление. Ядовитые грибы, видимо, следует сразу исключить из списка причин. Ведь среди жертв — большинство местных жителей, а они-то толк в грибах знают и вряд ли стали бы есть ядовитые, причем сырые и в лесу.
Из более-менее реальных предположений осталось одно — укус змеи. Однако на севере от Санкт-Петербурга из ядовитых змей обитает только гадюка. И ее укус не вызывает жара.
Гора Ангвундасчорр
Есть на Кольском полуострове загадочная гора Ангвундасчорр, у подножия которой раскинулось овеянное тайнами и легендами священное Сейдозеро, Такие там творятся чудеса, что диву даешься. Вроде и не может такого быть, но как не поверить собственным глазам.
ОЛЕНЬЕ БЕШЕНСТВО
В 70-х годах прошлого века появились в этих местах военные. Сначала бурили землю в разных местах, будто искали чего, потом стали взрывать гору, закладывая в специальные шурфы мощные заряды. Местные думали — идет добыча полезных ископаемых, в условиях Заполярья без взрывов не обойтись. Но потом будто случилось что-то. Все работы в одночасье прекратились, военные убрались восвояси и начались странности...
Сначала местные рыбаки заметили, что лед на Сейдозере тает на целый месяц раньше, чем в других местах. Да и рыба там оказалась заметно крупнее. Повалил туда народ на зимнюю рыбалку, Естественно, на оленьих упряжках, по-другому никак не доедешь. Олени — животные упрямые. Ими и умеючи непросто управлять, Но те, на которых рыбаки приезжали к озеру,здесь словно с ума сходили и, не реагируя на крики, неслись к подножию горы, разбивая сани, корежа упряжь, теряя седоков. Если кости после такой езды оставались целы, человек был обречен дни и ночи идти по глубокому снегу домой. Многие не доходили, заполярная зима — штука опасная.
Со временем сила горы росла и на зов ее стали бежать уже поселковые олени. Причем в основном молодые оленихи. А дикие олени все до единого ушли к той горе; По следам было видно.
Потом среди охотников пополз слух, будто на склонах Ангвундасчорра появились странные звери. Лохматые, рогатые и довольно агрессивные.
ЭКСПЕДИЦИЯ
Наслушавшись историй одна страшнее другой, решили как-то местные мужики отправиться к Ангвундасчорру и выяснить, что к чему. Проверить пошли летом, Снега в это время в Заполярье нет, но донимает другая напасть — тучи гнуса. Однако у подножия Ангвундасчорра, как и на самой горе, не оказалось ни одной мошки. Смельчаки стали забираться все выше, пока вдруг не услышали странный гул, будто гигантской силы ураган надвигается издалека. Гул приближался и возрастал с каждой минутой. Мужики решили не искушать судьбу (всех дома ждали жены и малые дети). Поспешили убраться восвояси и больше об экспедиции на опасную гору не помышляли.
Но зов тайны сильнее страха. И спустя месяц новая группа смельчаков отправилась к таинственной горе — похитительнице оленей. Несколько часов шли, поднимаясь все выше и выше. А когда стало темнеть, раздался тот самый гул, С каждым шагом к вершине он нарастал и делался нестерпимым. Мужики укрылись за огромным валуном, стали наблюдать. Через минуту 'на них сверху посыпались камни, а еще через мгновение они увидели источник шума.
Это было огромное стадо больших, довольно грузных животных, окрасом напоминающих оленей, Длинная шерсть даже ноги их делала лохматыми. Они двигались след в след быстрым шагом, низко опустив большие головы, увенчанные черными гладкими лировидными рогами. Затаив дыхание мужики смотрели на диковинных зверей, пока они не скрылись за каменистой грядой.
НЕБЕСНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК
С высоты отрогов Ангвундасчорра хорошо просматривалась соседняя гора Паргуайв. За ней лежало небольшое озеро Райявр, пользующееся дурной славой у охотников. Они рассказывали, что зимой на его льду образуется зона полной невидимости для всего живого, а летом оно несет погибель. По крайней мере, нм один человек, рискнувший подойти к нему, назад больше не вернулся.
Заночевать мужчинам пришлось у подножия Ангвундасчорра. На утоптанный снег поставили легкий брезентовый чум-куваску и забрались в спальники...
Среди ночи их разбудил какой-то шум. Чум буквально плавал в воде, как будто провалился под лед. В панике люди выбрались из спальников и заметили игру каких-то бликов на стенах своего хлипкого убежища, которое уже стало заваливаться набок. Кругом лежал снег, а в чуме стояла вода. Что же это могло быть? Пожар? Наводнение? Вырвавшись наружу, мужчины увидели, что черное небо напоминало бурлящий котел с яркими красками. Снопы света всех мыслимых и немыслимых оттенков метались из края в край, летали светящиеся дуги, мчались искрящиеся вихри, дрожали шлейфы разноцветных лент, колыхались полупрозрачные завесы, на концах которых подрагивала зеленоватая и розовая бахрома. Ледяные разводы озера и снег радостно отзывались снопами искр на каждый взрыв небесного фейерверка, и над всем стояла оглушительная тишина...
Это воавсхэсс (северное сияние) приветствовало конец зимы. Конечно, местным жителям и раньше приходилось видеть это невероятно красивое зрелище, но мощь игры небесного огня над горой Ангвундасчорр была ошеломительной.
365 ДНЕЙ В ГОДУ
Многие думают, что игра небесных огней бывает только на полярных широтах. Не зря же это явление называют северным сиянием. Но это не так. В годы усиления солнечной активности небесный огонь можно видеть даже на экваторе. Случается сияние в некоторых прибрежных районах Черного моря. Правда, не чаще чем раз в 10 лет. Зато на севере Англии или на Кольском полуострове небо играет по 100 дней в году. Но в районе горы Ангвундасчорр небо, по словам охотников, полыхает практически постоянно. Как это объяснить — никто не знает. Это началось сразу после взрывов, которые устраивали военные. Кто знает, возможно, люди ненароком вскрыли «артерию» с незнакомой нам энергией планеты? Ведь здешние места и в самом деле наделены сильнейшей энергетикой. Об этом знали еще в древности: недаром предки дали водоему такое имя — Сейдозеро, Сейд по-здешнему — нечто вроде языческого святилища, сложенного из валунов, в которых живут злые или добрые духи. Живут они, конечно, не только в валунах. Сейдом может стать дерево или озеро. То, что лежит у подножия Ангвундасчорра, священным считается с незапамятных времен.
Не так давно здесь была обнаружена древняя обсерватория по типу Стоунхенджа, а на дне озера найдены следы построек, предположительно времен гиперборейской цивилизации.
Местные жители по-своему используют энергетику этого места, Когда человек чувствует себя разбитым, его укладывают на снег или на землю (смотря какое время года стоит на дворе) лицом вниз, привязывают за запястья к оленю и волокут пару десятков метров. За эти несколько минут человек заряжается такой энергией, что никакие хвори и усталость ему не страшны.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО
Несколько лет назад поисковые отряды работали в горах, окружающих священное саамское Сейдозеро, и обнаружили остатки древних мегалитических культовых, оборонительных, навигационно-астрономических и иных сооружений, явственно свидетельствующих: когда-то в здешних краях существовала высокоразвитая культура.
Поднимаясь на гору Нинчурт, один из участников экспедиции на полпути к вершине обнаружил руины Гипербореи! Целый культурный очаг — выветренный, полузасыпанный скальным грунтом и тысячекратно проутюженный сходами лавин. Гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы. Стены с совершенными геометрическими пропилами. Ступени, ведущие в никуда... Кстати, независимая экспертиза каменных блоков, проведенная в Москве, подтвердила их техногенное происхождение и определила вероятный возраст изготовления — IX-X тысячелетия до нашей эры.
И наконец, пожалуй, самая впечатляющая находка: только представьте, в безлюдных краях, за полярным кругом, были обнаружены остатки древнейшей обсерватории!
В 2001 году с помощью современного георадара была проведена радиолокация Сейдозера (а также прибрежной территории и склонов некоторых гор), три группы аквалангистов досконально исследовали его дно. В результате комплексных исследований выявлены подземное убежище с высотой свода до 9 метров и забитый илом тоннель, идущий под дном озера от одного берега к другому и уходящий в недра горы Нинчурт.

Обитатели московского метро

 

Московское метро по праву считается самым красивым в мире. На его строительство не жалели средств. Под землей возводились сказочные дворцы, поражающие роскошью. Это, например, такие станции с удивительной мозаикой, как «Киевская Кольцевая» и «Комсомольская», или облицованная полудрагоценными камнями и расписанная знаменитыми художниками «Маяковская», или украшенная скульптурами «Площадь Революции»…

Обитатели московского метро

«Где ты, родной?»

Но, кроме картин, статуй и отделки из полудрагоценных камней в подземных переходах московского метро можно увидеть… призраков. Пассажиры, встретившие их на станциях, в вагонах или заметившие из окон мчащегося поезда во мраке туннелей, потом долгое время стараются пользоваться наземным транспортом.

Правда, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев (21 октября 1951 — 27 октября 2012 года) в одном из своих интервью, данном много лет назад, разочаровал журналистов:

— Метрополитен — очень скучная организация. Привидений здесь нет, еще чего-то такого — нет, призраков — тоже нет. Я работаю в метро 18 лет — еще никого не встречал. Ищу по ночам, кричу: «Где ты, родной?» Никого найти не удается.

Но Дмитрий Гаев лукавит. Призраки в метро обитают. Доказательством их реальности служат многочисленные фотографии и видеоролики, регулярно появляющиеся в Интернете. На них запечатлены бесплотные и безбилетные пассажиры московской подземки. Одновременно с ними в Сети демонстрируют заключения экспертов, подтверждающие, что показанные видео- и фотоматериалы не являются фальшивкой.

Обитатели московского метро

Дурь, да и только

Что же так неудержимо притягивает призраков к Московскому метрополитену? Существуют, по крайне мере, три гипотезы, которыми можно объяснить «любовь» потусторонних сущностей к подземному транспорту.

Первая из них была высказана более чем за полвека до начала строительства метро. В 1872 году инженер Василий Титов предложил проект прокладки подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянской площади. Проект зарубили на корню. Один из архиереев написал в Думу возмущенное письмо, в котором утверждал, что подземелье — это царство сатаны, а потому негоже православным спускаться туда по доброй воле. В этом подземном царстве можно встретить призраки умерших.

После революции новые власти объяснили такие аргументы дурью малограмотных торговцев опиумом для народа. Однако такая уж ли это была дурь?

Аварийные участки

Мнение представителей Церкви разделял президент когда-то очень авторитетной «Ассоциации инженерной биолокации» Григорий Хлопков. В центре Москвы еще со времен императрицы Екатерины II начали уничтожать погосты. На их месте появились скверы, бульвары. Эти не застроенные домами участки при проведении московского метро показались очень удобными для постройки станций. Специалисты из Ассоциации изучали геопатогенные зоны на территории столицы, совпадающие с бывшими кладбищами. На этих территориях неожиданно появлялись и так же внезапно исчезали загадочные белые фигуры. Если территорию бывшего кладбища пересекала автомагистраль, на участке пересечения часто происходили аварии. Водители пытались объехать призрачные фигуры и выезжали на встречную полосу.

После смерти

Чем же являются призрачные фигуры, появляющиеся там, где раньше были кладбища?

Дадим ответить на этот вопрос крупнейшему уфологу России Юрию Фомину:

— Смерть приводит к разрушению биологической структуры. После смерти тела остается его информационно-энергетическая часть, которую уфологи называют информационнораспределительной структурой. Она сохраняется после смерти человека и даже частично обладает самостоятельностью. Какое-то время она еще активна за счет запасенной энергии, а потом начинает подпитываться энергией живых людей.

Именно с такими информационными структурами, «обитающими» на территориях бывших кладбищ, и сталкиваются пассажиры метро и водители автомобилей.

Непригодны по состоянию здоровья

К числу станций метро, вблизи которых встречаются призраки, относится станция «Сокол». В начале XX века недалеко от нее находилось воинское кладбище, где хоронили погибших в Первую мировую войну. В 1918 году здесь были расстреляны и захоронены белые офицеры, юнкера и священники, принявшие участие в вооруженных столкновениях в Москве. Кладбище ликвидировали, а на его месте разбили сквер. Сегодня напоминанием об уничтоженном кладбище и расстреле служит возведенный там Крест с надписью: «Казаки, солдаты, юнкера, офицеры, генералы и ополченцы-добровольцы, павшие в войне 1914-19 годов. Вечная Память героям Брусиловым и Георгиевским кавалерам»*.

Туннель метрополитена, ведущий от станции «Сокол» к станции «Войковская», проходит под уничтоженным кладбищем. Близость к туннелю разоренных гробов дает о себе знать и сегодня. О неприятных ощущениях, возникающих вблизи станции, рассказывают не только пассажиры. Многие машинисты и рабочие подземки признаются, что возле станции «Сокол» у них возникает чувство, будто кто-то стоит за спиной. А ранним утром, когда станция еще закрыта для пассажиров, на путях и перроне неоднократно замечали странные прозрачные обнаженные фигуры.

Однажды машинист и его помощник передали по связи диспетчеру, что в туннеле перед поездом стоит на путях женщина в белом. Машинист произвел вынужденную остановку поезда, и женщина растворилась. После этого случая машиниста и его помощника сочли непригодными по состоянию здоровью к работе на метрополитене и уволили.

Обитатели московского метро

Путевой обходчик

Вторая гипотеза, объясняющая появление призраков в метрополитене, связана с явлением, называемым памятью места. Фантомы, бродящие здесь, обычно имеют отношение к несчастным случаям, когда-то произошедшим здесь. В момент гибели у человека возникает мощный энерго-информационный выброс. Эта информация «записывается» на стенах туннелей или станций и через определенное время начинает проявляться. И тогда на перроне или в салоне поезда появляются призрачные фигуры. Причем их часто видит не один, а сразу несколько человек.

Зрительные образы, связанные с феноменом памяти места, чаще всего возникают в Москве на станции «Авиамоторная». Именно на ней в 1982 году произошла трагедия на эскалаторе, унесшая жизни сразу восьми пассажиров.

Иногда причиной появления призрака является непреодолимое желание человека продолжать выполнять свою работу. Среди работников московской подземки ходят истории о том, что после полуночи в туннелях можно встретить призрак Путевого обходчика. Человек, и после смерти не желающий расстаться с местом своей работы, не мог себе представить жизни без привычных обходов туннелей. И отойдя в мир иной, он продолжает обследовать свое хозяйство.

Гражданская война

Третья гипотеза, самая неожиданная и потому, наверное, наиболее интересная, тается объяснить появление призраков временными и пространственными сдвигами, происходящими в Московском метрополитене.

Все авторы статей о призраках московского метро обязательно приводят рассказ москвича Александра Ушакова о событии, произошедшем с ним 14 мая 1999 года на отрезке пути между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская»:

— Поезд выехал из туннеля и стал приближаться к «Измайловскому парку». Неожиданно свет за окнами померк, вагон содрогнулся, как от подземного толчка. Вдруг тьма исчезла, за окнами снова засветило солнце. Вместо привычной картины с гуляющими по лесу людьми, вдоль рельсов на испуганных лошадях мчались всадники, одетые в гимнастерки и шинели времен Гражданской войны. Кругом невообразимый грохот, отдельные выстрелы перемежались пулеметными очередями… Пассажиры вагона онемели от изумления. «Наверное, кино снимают», — предположил кто-то… В одно из окон поезда со страшным хрипом ввалился, видимо, подстреленный, гнедой жеребец. Я чувствовал его раскаленное дыхание, видел пену, валившуюся изо рта. Меня объял ужас — какие-то сантиметры отделяли меня от обезумевшего животного… Но в последний миг конь, уже почти доставший меня копытами, вдруг начал таять на глазах и исчез. Поезд остановился у следующей станции. Люди, ставшие свидетелями происшествия, долго не могли прийти в себя, громко обсуждали увиденное. Я сверил свои часы с электронными, висящими на всех станциях метро. Мои отстали на пятьдесят минут…

Вход в преисподнюю

Было и еще несколько случаев неожиданных перемещений пассажиров метро во времени и пространстве.

Вот, например, что рассказывает жительница подмосковного Пушкино Ольга Руднева:

— Я возвращалась с работы около десяти часов вечера. Каждый день я еду от «Пушкинской площади», где работаю, до «Театральной», там пересаживаюсь и еду до «Комсомольской». В вагоне все сидели. Лишь один мужчина стоял и читал газету. На станции «Красные ворота» поезд резко затормозил, и мужчина едва не упал. Газета упала на пол, и я прочитала заголовок: «Вход в преисподнюю». Внезапно погас свет. Люди сидели в полном мраке и ждали. Поезд стоял, машинист молчал, тревога в вагоне росла. Прошло минут пять, вдруг раздался нарастающий гул. Мимо пронесся ярко освещенный состав. Многие из его пассажиров смеялись, но что-то было в них странное. Внезапно наш вагон тоже осветился, и поезд тронулся.

Выйдя на «Комсомольской», Ольга осознала, что было странного в пассажирах промчавшегося мимо поезда. Их платья, брюки и рубашки напоминали моду начала 1950-х годов. А когда Ольга пришла на Ярославский вокзал и посмотрела на электронные часы, то оказалось, что в темноте вагона она просидела не 5-10 минут, а три с половиной часа!

Мосты между параллельными мирами

Как же можно объяснить эти странные феномены с пропавшим временем?

Воронежский исследователь паранормальных явлений Генрих Силанов утверждает, что идущая из земли энергия — это мост, по которому можно путешествовать по параллельным мирам.

— Обычно такие мосты находятся глубоко под землей, — говорит Силанов. — Чаще всего в метро, подземельях и подземных переходах. Только мы еще не научились пользоваться ими по своему желанию.

Есть еще одно объяснение чудесам, происходящим сегодня в метро. Феномены, возникающие в столице под землей, связаны с появлением своеобразной пространственной структуры, образованной переплетением подземных систем московского пассажирского метро, засекреченного метро-2 и системами военных бункеров. Эта структура и может вызывать феномены искривления пространства и сдвига по времени и другие невероятные с точки зрения классической науки явления, с которыми сталкиваются сегодня работники и пассажиры московского метро.

 

Суровая правда: Воспоминания женщин-ветеранов ВОВ

В День Победы публикуем воспоминания женщин-ветеранов из книги Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо» – одной из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины.

«Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи… Уходи… У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с мужчинами…».

«Один раз ночью разведку боем на участке нашего полка вела целая рота. К рассвету она отошла, а с нейтральной полосы послышался стон. Остался раненый. «Не ходи, убьют, — не пускали меня бойцы, — видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнем за руку. Приволокла живого. Командир узнал, объявил сгоряча пять суток ареста за самовольную отлучку. А заместитель командира полка отреагировал по-другому: «Заслуживает награды». В девятнадцать лет у меня была медаль «За отвагу». В девятнадцать лет поседела. В девятнадцать лет в последнем бою были прострелены оба легких, вторая пуля прошла между двух позвонков. Парализовало ноги… И меня посчитали убитой… В девятнадцать лет… У меня внучка сейчас такая. Смотрю на нее — и не верю. Дите!».

«И когда он появился третий раз, это же одно мгновенье — то появится, то скроется, — я решила стрелять. Решилась, и вдруг такая мысль мелькнула: это же человек, хоть он враг, но человек, и у меня как-то начали дрожать руки, по всему телу пошла дрожь, озноб. Какой-то страх… Ко мне иногда во сне и сейчас возвращается это ощущение… После фанерных мишеней стрелять в живого человека было трудно. Я же его вижу в оптический прицел, хорошо вижу. Как будто он близко… И внутри у меня что-то противится… Что-то не дает, не могу решиться. Но я взяла себя в руки, нажала спусковой крючок… Не сразу у нас получилось. Не женское это дело — ненавидеть и убивать. Не наше… Надо было себя убеждать. Уговаривать…».

«И девчонки рвались на фронт добровольно, а трус сам воевать не пойдет. Это были смелые, необыкновенные девчонки. Есть статистика: потери среди медиков переднего края занимали второе место после потерь в стрелковых батальонах. В пехоте. Что такое, например, вытащить раненого с поля боя? Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом — вторая, третья… Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже немцы на какое-то время онемели от изумления. К часам десяти вечера все девчонки были тяжело ранены, а каждая спасла максимум два-три человека. Награждали их скупо, в начале войны наградами не разбрасывались. Вытащить раненого надо было вместе с его личным оружием. Первый вопрос в медсанбате: где оружие? В начале войны его не хватало. Винтовку, автомат, пулемет — это тоже надо было тащить. В сорок первом был издан приказ номер двести восемьдесят один о представлении к награждению за спасение жизни солдат: за пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием — медаль «За боевые заслуги», за спасение двадцати пяти человек — орден Красной Звезды, за спасение сорока — орден Красного Знамени, за спасение восьмидесяти — орден Ленина. А я вам описал, что значило спасти в бою хотя бы одного… Из-под пуль…».

«Что в наших душах творилось, таких людей, какими мы были тогда, наверное, больше никогда не будет. Никогда! Таких наивных и таких искренних. С такой верой! Когда знамя получил наш командир полка и дал команду: «Полк, под знамя! На колени!», все мы почувствовали себя счастливыми. Стоим и плачем, у каждой слезы на глазах. Вы сейчас не поверите, у меня от этого потрясения весь мой организм напрягся, моя болезнь, а я заболела «куриной слепотой», это у меня от недоедания, от нервного переутомления случилось, так вот, моя куриная слепота прошла. Понимаете, я на другой день была здорова, я выздоровела, вот через такое потрясение всей души…».

«Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стене. Потеряла сознание… Когда пришла в себя, был уже вечер. Подняла голову, попробовала сжать пальцы — вроде двигаются, еле-еле продрала левый глаз и пошла в отделение, вся в крови. В коридоре встречаю нашу старшую сестру, она не узнала меня, спросила: «Кто вы? Откуда?» Подошла ближе, ахнула и говорит: «Где тебя так долго носило, Ксеня? Раненые голодные, а тебя нет». Быстро перевязали голову, левую руку выше локтя, и я пошла получать ужин. В глазах темнело, пот лился градом. Стала раздавать ужин, упала. Привели в сознание, и только слышится: «Скорей! Быстрей!» И опять — «Скорей! Быстрей!» Через несколько дней у меня еще брали для тяжелораненых кровь».

«Мы же молоденькие совсем на фронт пошли. Девочки. Я за войну даже подросла. Мама дома померила… Я подросла на десять сантиметров…».

«У нашей матери не было сыновей… А когда Сталинград был осажден, добровольно пошли на фронт. Все вместе. Вся семья: мама и пять дочерей, а отец к этому времени уже воевал…».

«Меня мобилизовали, я была врач. Я уехала с чувством долга. А мой папа был счастлив, что дочь на фронте. Защищает Родину. Папа шел в военкомат рано утром. Он шел получать мой аттестат и шел рано утром специально, чтобы все в деревне видели, что дочь у него на фронте…».

«Помню, отпустили меня в увольнение. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны страшно любила конфеты. Говорю:

— Дайте мне конфет.

Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое — карточки, что такое — блокада? Все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: «Когда я дорасту до этой винтовки?» И все вдруг стали просить, вся очередь:

— Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.

И мне дали».

«И у меня впервые в жизни случилось… Наше… Женское… Увидела я у себя кровь, как заору:

— Меня ранило…

В разведке с нами был фельдшер, уже пожилой мужчина. Он ко мне:

— Куда ранило?

— Не знаю куда… Но кровь…

Мне он, как отец, все рассказал… Я ходила в разведку после войны лет пятнадцать. Каждую ночь. И сны такие: то у меня автомат отказал, то нас окружили. Просыпаешься — зубы скрипят. Вспоминаешь — где ты? Там или здесь?».

«Уезжала я на фронт материалисткой. Атеисткой. Хорошей советской школьницей уехала, которую хорошо учили. А там… Там я стала молиться… Я всегда молилась перед боем, читала свои молитвы. Слова простые… Мои слова… Смысл один, чтобы я вернулась к маме и папе. Настоящих молитв я не знала, и не читала Библию. Никто не видел, как я молилась. Я — тайно. Украдкой молилась. Осторожно. Потому что… Мы были тогда другие, тогда жили другие люди. Вы — понимаете?».

«Формы на нас нельзя было напастись: всегда в крови. Мой первый раненый — старший лейтенант Белов, мой последний раненый — Сергей Петрович Трофимов, сержант минометного взвода. В семидесятом году он приезжал ко мне в гости, и дочерям я показала его раненую голову, на которой и сейчас большой шрам. Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон… Таскали на себе мужчин, в два-три раза тяжелее нас. А раненые они еще тяжелее. Его самого тащишь и его оружие, а на нем еще шинель, сапоги. Взвалишь на себя восемьдесят килограммов и тащишь. Сбросишь… Идешь за следующим, и опять семьдесят-восемьдесят килограммов… И так раз пять-шесть за одну атаку. А в тебе самой сорок восемь килограммов — балетный вес. Сейчас уже не верится…».

«Я потом стала командиром отделения. Все отделение из молодых мальчишек. Мы целый день на катере. Катер небольшой, там нет никаких гальюнов. Ребятам по необходимости можно через борт, и все. Ну, а как мне? Пару раз я до того дотерпелась, что прыгнула прямо за борт и плаваю. Они кричат: «Старшина за бортом!» Вытащат. Вот такая элементарная мелочь… Но какая это мелочь? Я потом лечилась…

«Вернулась с войны седая. Двадцать один год, а я вся беленькая. У меня тяжелое ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала: «Одинаково теперь — рожай девочек или мальчиков».

«А я другое скажу… Самое страшное для меня на войне — носить мужские трусы. Вот это было страшно. И это мне как-то… Я не выражусь… Ну, во-первых, очень некрасиво… Ты на войне, собираешься умереть за Родину, а на тебе мужские трусы. В общем, ты выглядишь смешно. Нелепо. Мужские трусы тогда носили длинные. Широкие. Шили из сатина. Десять девочек в нашей землянке, и все они в мужских трусах. О, Боже мой! Зимой и летом. Четыре года… Перешли советскую границу… Добивали, как говорил на политзанятиях наш комиссар, зверя в его собственной берлоге. Возле первой польской деревни нас переодели, выдали новое обмундирование и… И! И! И! Привезли в первый раз женские трусы и бюстгальтеры. За всю войну в первый раз. Ха-а-а… Ну, понятно… Мы увидели нормальное женское белье… Почему не смеешься? Плачешь… Ну, почему?».

«В восемнадцать лет на Курской Дуге меня наградили медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды, в девятнадцать лет — орденом Отечественной войны второй степени. Когда прибывало новое пополнение, ребята были все молодые, конечно, они удивлялись. Им тоже по восемнадцать-девятнадцать лет, и они с насмешкой спрашивали: «А за что ты получила свои медали?» или «А была ли ты в бою?» Пристают с шуточками: «А пули пробивают броню танка?» Одного такого я потом перевязывала на поле боя, под обстрелом, я и фамилию его запомнила — Щеголеватых. У него была перебита нога. Я ему шину накладываю, а он у меня прощения просит: «Сестричка, прости, что я тебя тогда обидел…».

«Ехали много суток… Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки. Поют. Машут нам — кто косынками, кто пилотками. Стало понятно: мужиков не хватает, полегли они, в земле. Или в плену. Теперь мы вместо них… Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Может, и помогло — я вернулась домой. Я перед боем медальон целовала…».

«Она заслонила от осколка мины любимого человека. Осколки летят — это какие-то доли секунды… Как она успела? Она спасла лейтенанта Петю Бойчевского, она его любила. И он остался жить. Через тридцать лет Петя Бойчевский приехал из Краснодара и нашел меня на нашей фронтовой встрече, и все это мне рассказал. Мы съездили с ним в Борисов и разыскали ту поляну, где Тоня погибла. Он взял землю с ее могилы… Нес и целовал… Было нас пять, конаковских девчонок… А одна я вернулась к маме…».

«И вот я командир орудия. И, значит, меня — в тысяча триста пятьдесят седьмой зенитный полк. Первое время из носа и ушей кровь шла, расстройство желудка наступало полное… Горло пересыхало до рвоты… Ночью еще не так страшно, а днем очень страшно. Кажется, что самолет прямо на тебя летит, именно на твое орудие. На тебя таранит! Это один миг… Сейчас он всю, всю тебя превратит ни во что. Все — конец!».

«Пока он слышит… До последнего момента говоришь ему, что нет-нет, разве можно умереть. Целуешь его, обнимаешь: что ты, что ты? Он уже мертвый, глаза в потолок, а я ему что-то еще шепчу… Успокаиваю… Фамилии вот стерлись, ушли из памяти, а лица остались…».

«У нас попала в плен медсестра… Через день, когда мы отбили ту деревню, везде валялись мертвые лошади, мотоциклы, бронетранспортеры. Нашли ее: глаза выколоты, грудь отрезана… Ее посадили на кол… Мороз, и она белая-белая, и волосы все седые. Ей было девятнадцать лет. В рюкзаке у нее мы нашли письма из дома и резиновую зеленую птичку. Детскую игрушку…».

«Под Севском немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с их оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Болтается на кусочках… На жилах… В кровище весь… Ему нужно срочно отрезать руку, чтобы перевязать. Иначе никак. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка телепалась-телепалась на боку, и они выпали. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала… Бинтую, а раненый: «Скорей, сестра. Я еще повоюю». В горячке…».

«Я всю войну боялась, чтобы ноги не покалечило. У меня красивые были ноги. Мужчине — что? Ему не так страшно, если даже ноги потеряет. Все равно — герой. Жених! А женщину покалечит, так это судьба ее решится. Женская судьба…».

«Мужчины разложат костер на остановке, трясут вшей, сушатся. А нам где? Побежим за какое-нибудь укрытие, там и раздеваемся. У меня был свитерочек вязаный, так вши сидели на каждом миллиметре, в каждой петельке. Посмотришь, затошнит. Вши бывают головные, платяные, лобковые… У меня были они все…».

«Мы стремились… Мы не хотели, чтобы о нас говорили: «Ах, эти женщины!» И старались больше, чем мужчины, мы еще должны были доказать, что не хуже мужчин. А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: «Навоюют эти бабы…»».

«Три раза раненая и три раза контуженная. На войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала — дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная, потому что всегда на коленках ползешь, да еще под тяжестью раненого. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была!».

«Идем… Человек двести девушек, а сзади человек двести мужчин. Жара стоит. Жаркое лето. Марш бросок — тридцать километров. Жара дикая… И после нас красные пятна на песке… Следы красные… Ну, дела эти… Наши… Как ты тут что спрячешь? Солдаты идут следом и делают вид, что ничего не замечают… Не смотрят под ноги… Брюки на нас засыхали, как из стекла становились. Резали. Там раны были, и все время слышался запах крови. Нам же ничего не выдавали… Мы сторожили: когда солдаты повесят на кустах свои рубашки. Пару штук стащим… Они потом уже догадывались, смеялись: «Старшина, дай нам другое белье. Девушки наше забрали». Ваты и бинтов для раненых не хватало… А не то, что… Женское белье, может быть, только через два года появилось. В мужских трусах ходили и майках… Ну, идем… В сапогах! Ноги тоже сжарились. Идем… К переправе, там ждут паромы. Добрались до переправы, и тут нас начали бомбить. Бомбежка страшнейшая, мужчины — кто куда прятаться. Нас зовут… А мы бомбежки не слышим, нам не до бомбежки, мы скорее в речку. К воде… Вода! Вода! И сидели там, пока не отмокли… Под осколками… Вот оно… Стыд был страшнее смерти. И несколько девчонок в воде погибло…».

«Мы были счастливы, когда доставали котелок воды вымыть голову. Если долго шли, искали мягкой травы. Рвали ее и ноги… Ну, понимаете, травой смывали… Мы же свои особенности имели, девчонки… Армия об этом не подумала… Ноги у нас зеленые были… Хорошо, если старшина был пожилой человек и все понимал, не забирал из вещмешка лишнее белье, а если молодой, обязательно выбросит лишнее. А какое оно лишнее для девчонок, которым надо бывает два раза в день переодеться. Мы отрывали рукава от нижних рубашек, а их ведь только две. Это только четыре рукава…».

«Как нас встретила Родина? Без рыданий не могу… Сорок лет прошло, а до сих пор щеки горят. Мужчины молчали, а женщины… Они кричали нам: «Знаем, чем вы там занимались! Завлекали молодыми п… наших мужиков. Фронтовые б… Сучки военные…» Оскорбляли по-всякому… Словарь русский богатый… Провожает меня парень с танцев, мне вдруг плохо-плохо, сердце затарахтит. Иду-иду и сяду в сугроб. «Что с тобой?» — «Да ничего. Натанцевалась». А это — мои два ранения… Это — война… А надо учиться быть нежной. Быть слабой и хрупкой, а ноги в сапогах разносились — сороковой размер. Непривычно, чтобы кто-то меня обнял. Привыкла сама отвечать за себя. Ласковых слов ждала, но их не понимала. Они мне, как детские. На фронте среди мужчин — крепкий русский мат. К нему привыкла. Подруга меня учила, она в библиотеке работала: «Читай стихи. Есенина читай»».

«Ноги пропали… Ноги отрезали… Спасали меня там же, в лесу… Операция была в самых примитивных условиях. Положили на стол оперировать, и даже йода не было, простой пилой пилили ноги, обе ноги… Положили на стол, и нет йода. За шесть километров в другой партизанский отряд поехали за йодом, а я лежу на столе. Без наркоза. Без… Вместо наркоза — бутылка самогонки. Ничего не было, кроме обычной пилы… Столярной… У нас был хирург, он сам тоже без ног, он говорил обо мне, это другие врачи передали: «Я преклоняюсь перед ней. Я столько мужчин оперировал, но таких не видел. Не вскрикнет». Я держалась… Я привыкла быть на людях сильной…».

«Муж был старшим машинистом, а я машинистом. Четыре года в теплушке ездили, и сын вместе с нами. Он у меня за всю войну даже кошку не видел. Когда поймал под Киевом кошку, наш состав страшно бомбили, налетело пять самолетов, а он обнял ее: «Кисанька милая, как я рад, что я тебя увидел. Я не вижу никого, ну, посиди со мной. Дай я тебя поцелую». Ребенок… У ребенка все должно быть детское… Он засыпал со словами: «Мамочка, у нас есть кошка. У нас теперь настоящий дом»».

«Лежит на траве Аня Кабурова… Наша связистка. Она умирает — пуля попала в сердце. В это время над нами пролетает клин журавлей. Все подняли головы к небу, и она открыла глаза. Посмотрела: «Как жаль, девочки». Потом помолчала и улыбнулась нам: «Девочки, неужели я умру?» В это время бежит наш почтальон, наша Клава, она кричит: «Не умирай! Не умирай! Тебе письмо из дома…» Аня не закрывает глаза, она ждет… Наша Клава села возле нее, распечатала конверт. Письмо от мамы: «Дорогая моя, любимая доченька…» Возле меня стоит врач, он говорит: «Это — чудо. Чудо!! Она живет вопреки всем законам медицины…» Дочитали письмо… И только тогда Аня закрыла глаза…».

«Пробыла я у него один день, второй и решаю: «Иди в штаб и докладывай. Я с тобой здесь останусь». Он пошел к начальству, а я не дышу: ну, как скажут, чтобы в двадцать четыре часа ноги ее не было? Это же фронт, это понятно. И вдруг вижу — идет в землянку начальство: майор, полковник. Здороваются за руку все. Потом, конечно, сели мы в землянке, выпили, и каждый сказал свое слово, что жена нашла мужа в траншее, это же настоящая жена, документы есть. Это же такая женщина! Дайте посмотреть на такую женщину! Они такие слова говорили, они все плакали. Я тот вечер всю жизнь вспоминаю…».

«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу — оставляю, потом — другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?» Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград… Самые страшные бои. Самые-самые… Не может быть одно сердце для ненависти, а второе — для любви. У человека оно одно».

«Моя подруга… Не буду называть ее фамилии, вдруг обидится… Военфельдшер… Трижды ранена. Кончилась война, поступила в медицинский институт. Никого из родных она не нашла, все погибли. Страшно бедствовала, мыла по ночам подъезды, чтобы прокормиться. Но никому не признавалась, что инвалид войны и имеет льготы, все документы порвала. Я спрашиваю: «Зачем ты порвала?» Она плачет: «А кто бы меня замуж взял?» — «Ну, что же, — говорю, — правильно сделала». Еще громче плачет: «Мне бы эти бумажки теперь пригодились. Болею тяжело». Представляете? Плачет».

«Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет… Приглашать на встречи… А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины — победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими… У нас, скажу я вам, забрали победу… Победу с нами не разделили. И было обидно… Непонятно…».

«Первая медаль «За отвагу»… Начался бой. Огонь шквальный. Солдаты залегли. Команда: «Вперед! За Родину!», а они лежат. Опять команда, опять лежат. Я сняла шапку, чтобы видели: девчонка поднялась… И они все встали, и мы пошли в бой…».

 

СТАРИК ШАГНУВШИЙ в БЕССМЕРТИЕ

Семья Кузьминых. /фото из музея города Великие Луки. Реставрировано мной/
Семья Кузьминых. 

Удивительное дело, факт совершённого подвига был признан сразу, о нём писали газеты, книги, журналы, но почему-то только спустя 20 лет, уже после смерти героя, его посчитала необходимым наградить власть.

САМЫЙ ПОЖИЛОЙ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Его дружба с лесом началась с детства. Он знал здесь каждую тропинку, каждый кустик. Он рос и мужал среди родной природы, среди легенд и сказаний, уходящих к далекую древность, воспевающих любовь к своей земле, к своей Родине. Многое пережил на своём веку крепостной мальчишка. Матвейка, сын Кузьмы из деревни Куракино, потом глава большой семьи Матвей Кузьмич Кузьмин, уважаемый человек в округе, кумир и любимец сельских ребятишек восьмидесятипятилетний дед Матвей. Долго он жил. А вот теперь прощается с жизнью...

ТИ ДОЛЬЖЕН шагать! Форвертс! — толкает его в спину гитлеровец. Холодный ствол пистолета упирается в обнаженную голову старика. Дед Матвей медлит, стараясь выиграть время, торгуется:

— Господин офицер! Подкиньте ещё тысчонку! Хоть несколько сотен…

— Хо-хо! — смеётся фашистский офицер. Ему приятно. Он покупает честь старика ценой его предательства. Он покупает родину этого деда, ему не жалко нескольких сотен.

— Гут! Одна тысяча плюс! Форвертс!

Дед Матвей, тяжело переступая, идёт вперед. Рядом с ним вражеский офицер, за ним — батальон немецких лыжников. Дед Матвей ведёт их в обход советской воинской части.

Герой Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин. /изображение взято из открытых источников/
Герой Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин. 

Ещё несколько часов назад он был свободным советским человеком. Он шёл в эту лютую февральскую ночь 1942 года из соседней деревни, куда он успел уйти с отходящими советскими войсками, в свою родную деревню. Она осталась в нейтральной зоне. Там находилась и дочь с внуками. Дед Матвей с сыном Василием успел сходить туда один раз, вывезти ребятишек на санях. Сейчас они шли за продуктами, за одеждой.

Скоро рассвет. Ничего, успеем вернуться. — сказал старый Матвей, когда до деревни было уже рукой подать.

Резкий окрик немецкого офицера остановил их. Они наткнулись на авангард немецкого лыжного батальона, выступившего в ночной поход, чтобы снять боевое охранение обороняющихся советских частей и обеспечить внезапную атаку.

— Он хворый, в армию его не взяли, — заслонил собой щуплого сына коренастый Матвей.

— Гут. Кранк не надо. Ти здоров. Ти поведёшь. В тил советских войск, получайт много денег. Не поведешь... — черный глазок пистолета уперся в глаза старику.

У деда Матвея возник план: затянуть время, чтобы Василий успел добраться до ближайшей нашей части, предупредить опасности. Старик медлил. «торговался», просил «накинуть» лишнюю тысчонку.

— Пошли, — сказал он наконец. — проведу там, где никто не ходил…

До тылов наших войск можно было идти напрямую. Всего час пути. Дед Матвей свернул влево.

Вот он. родной лес. Не раз он спасал его от беды, а в давние времена — от голодной и холодной смерти.

— Спаси, родимый, ещё раз, — мысленно обратился дед к лесу, как к живому существу.

Долго дед Матвей кружил немцем по лесу и болотам. Наконец ольховые заросли оборвались у заснеженного поля. На краю его выросла фигура деда Матвея. Он распахнул овчинный полушубок, вытер пот со лба, с надеждой и тревогой вглядываясь вдаль. Знал Матвей Кузьмин, что наступил его смертный час, но был спокоен. Медленным взглядом обвел окрестность, с детства знакомые каждый кустик и деревцо. Прощай, лес! Прощайте, внуки, прощайте, дети, прощай, Родина!

С треском разорвалась тишина. Это сын его Василий Кузьмин привёл советские части.

— Сынки родные, не жалейте меня! Бейте гадов! — крикнул дед Матвей и рухнул с простреленным немецкой пулей сердцем...

Он умер. Но имя его бессмертно, оно вписано золотыми буквами в книгу истории нашей Родины.

На месте гибели советского патриота, повторившего подвиг Ивана Сусанина, стоит обелиск герою, была открыта и мемориальная доска. В 1965 году в дни празднования двадцатилетия Победы в Великой Отечественной войне, Матвею Кузьмичу Кузьмину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слева - место первого захоронения М.К. Кузьмина на Малкинской высоте. Справа - место захоронения Матвея Кузьмича на Братском кладбище в Великих Луках. /Данное изображение создано мной из нескольких фотографий, взятых из открытых источников/
Слева - место первого захоронения М.К. Кузьмина на Малкинской высоте. Справа - место захоронения Матвея Кузьмича на Братском кладбище в Великих Луках. 

Сначала Матвей Кузьмич был похоронен в родной деревне Куракино, но в 1954 году состоялось торжественное перезахоронение останков героя на братском кладбище города Великие Луки.

Улица имени Матвея Кузьмина в городе Великие Луки. /изображение взято из открытых источников/
Улица имени Матвея Кузьмина в городе Великие Луки.

В городе Великие Луки его именем названа улица.

Барельеф в городе Великие Луки. /изображение взято из открытых источников/
Барельеф в городе Великие Луки. 

В городе Великие Луки на стеле в честь героев Великой Отечественной войны на барельефе увековечен его подвиг.

 

Москва. Метро Партизанская. /изображение взято из открытых источников/
Москва. Метро Партизанская. 

В Москве на станции метро «Партизанская» установлен памятник - Матвею Кузьмичу Кузьмину.

Прекрасный финал жизни, отдать её «за други своя», за Родину свою, что может быть лучше?!..

Вечная Память герою!..

 

История Войны: черная эскадра Севера. Как викинги создали знаменитый флот драккаров
История Войны: черная эскадра Севера. Как викинги создали знаменитый флот драккаров
Грозный флот стал главным козырем викингов Скандинавии. Их юркие корабли драккары с одинаковым успехом пролезали в русский ручей чтобы ограбить Новгород и пересекали Атлантический океан чтобы открыть Америку. Рассказываю о флоте викингов, владыке средневековых морей. Драккары викингов сеяли страх одним своим появлением. Правда увидеть их до атаки было большой удачей. Проплывая во все заливы, ручьи и речки, викинги атаковали мгновенно и оставляя горы тел, быстро исчезали загруженные под завязку награбленным добром...

Виды кораблей

Когда прибрежные цели в Европе были разграблены викинги поплыли на своих кораблях по миру. Через Португалию они повернули на восток и по Средиземному морю дошли до Крита и Сирии. Другая группа пошла на запад и дошла до Гренландии с Канадой.

Викинги настолько любили свои корабли, что умирали в них, в драккарах хоронили знать. Конечно, неверно считать, что у викингов были суда только одно типа «драккары». Разнокалиберный флот скандинавских разбойников формировался под разные цели и различался по числу весел, размеру и грузоподьемности.

Гигантские драккары развозили банды м...
Гигантские драккары развозили банды мародеров по всему миру

Речной кораблик похожий на лодку имел 6 весел и назывался sexaeringr. Суда внутренних вод в 30 весел назывались karvi. Торговые мирные корабли называлиcь knar. Лишь потом шли прибрежные ударные корабли скеи, на Руси их назовут лодьями. И наконец гигантские ударные корабли - драккары в 22 метра, названные так за драконий нос.

Интересно, что до начала морских атак Европы в конце VIII века викинги не использовали парус. Ранние скандинавы были знакомы и с римским парусом и с христианским, но не применяли паруса. В северных фьордах, озерах и реках весел было достаточно. Лишь с началом набегов они стали ставить паруса, чтобы пересекать моря и океаны.

Речная скея перетаскивается волоком с...
Речная скея перетаскивается волоком славянами и викингами в верховьях Днепра

Как строили

Верфь, если так можно назвать небольшой цех, передавалась по наследству. Суда строились без чертежей, а весь план сборки находился в голове. Поэтому корабелы верфей высоко ценились ярлами по понятным причинам. Ведь за самого отважного воина дадут однократный выкуп, а семья корабелов будет приносить деньги постоянно как вклад в банке.

На верфи работала бригада мастеров и первой задачей было найти хороший лес. Дуб шел на хребет судна (киль) и обшивку, вместе они создавали дубовый корпус. Мачту и весла делали из сосны, а остальные детали комбинировали из двух пород. Отходов не оставалось, даже опилки шли в дело, ими коптили рыбу. Параллельно трудились кузнецы, они сваливали рядом мешки гвоздей и скоб, ими скрепляли деревянные элементы.

Устройство типичного порта морской ко...
Устройство типичного порта морской колонии прибрежного поселения викингов

К XII веку флотилии норманнов сновали между колониями викингов на двух континентах и множеством островов, разбросанных на тысячи километров. Маленькие и большие скандинавские эскадры плыли по Днепру из варяг в греки, плыл в Иран по булгарской Волге и Каспию, по Балтийскому,Средиземному морям, океану в Гренландию и Америку.

Викинги везли разбойничьи отряды удальцов, семьи колонистов, скот, лес и железо. Грабили, торговали, высаживались и исследовали. Отважные мореходы на драккарах плавали до 30 дней без захода в порт.

Не зная компаса, викинги следовали вдоль побережья не упуская землю из виду, а когда приходилось уходить в океан ориентировались по звездам, морским течениям, птицам и даже цвету воды. Это была кульминация морского дела накануне окончания Эпохи викингов в XII в.

Ученые предупредили о наступлении «невозможной» жары

 

Ученые предупредили, что в скором времени на Земле наступит «невозможная» жара. Об этом пишет Sky News.

Специалисты напомнили, что недавно в канадской деревне Литтон был зафиксирован беспрецедентный для этого региона температурный рекорд в 49,6 градусов, что спровоцировало лесные пожары и привело к гибели сотен людей в США и Канаде. По мнению ученых, планета переступила порог, при котором небольшое потепление может повлечь за собой экстремальный рост температур.

Ученые предупредили о наступлении «невозможной» жары

В результате статистического анализа эксперты пришли к выводу, что такая жара обычно случается в диапазоне тысячи лет и, если бы не глобальное потепление, это происходило бы в 150 раз реже, полагают специалисты группы по изучению погодных явлений из World Weather Attribution. «Не исключено, что сегодня мы наблюдаем экстремальную жару, которую ожидали при гораздо большем потеплении климата», — заявил Фредерике Отто из Оксфордского университета.

По прогнозу специалиста Королевского нидерландского метеорологического института Сьюкье Филиппа, в будущем такая жара на Земле будет гораздо чаще, хотя раньше такое было «невозможно». Если температура на планете к 2040 году повысится в среднем на два градуса, то катаклизмы, подобные тому, что происходило в канадском Литтоне, будут происходить каждые пять-десять лет, пришли к выводу ученые.

Ранее ученые из университета Монаша в Мельбурне и Шаньдунского университета в Китае подсчитали, что ежегодно из-за глобального потепления погибают несколько миллионов людей. Они проанализировали данные 43 стран на всех континентах и выяснили, что от простуды люди умирали на 0,5 процента реже, а число летальных исходов от жары выросло на 0,2 процента. Самый высокий уровень смертности от тепла зафиксирован в Европе, от холода — в африканских странах.

Картина дня

наверх