Вячеслав Шпаковский
Исход 39:30
Древние письмена рассказывают. В нашей прошлой статье про раскопки в Виндоланде мы рассказали о находке там деревянных табличек, ставших древнейшими письменными памятниками на территории Великобритании.
На сегодня найдены и более древние таблички, так называемые таблички Блумберг. Но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня нам о своем содержании пусть повествуют таблички из Виндоланды, они ведь являются очень богатым источником информации о жизни на северной границе римской Британии.
Выглядят они так: это тонкие деревянные пластинки размером с почтовую открытку, на которых написан текст черными чернилами. Датируются они I- II веками нашей эры (то есть они современники строительства стены Адриана). Хотя записи на папирусе были известны по находкам в других местах Римской империи, деревянные таблички с чернильным текстом не находились до 1973 года, когда археолог Робин Бирли обнаружил их в Виндоланде, римском форте в северной Англии.
Как и тексты новгородских берестяных грамот, тексты этих табличек абсолютно не структурированы, то есть носят случайный характер. Есть тексты, относящиеся к вопросам жизнеобеспечения форта, есть личные сообщения воинам гарнизона Виндоланды, их семьям и рабам. Найдено даже приглашение на вечеринку по случаю дня рождения какой-то дамы. Вечеринка состоялась примерно в 100 году нашей эры, так что этот текст, возможно, является самым старым из сохранившихся до нашего времени документов, написанных на латыни женщиной.
Почти все таблички хранятся в Британском музее, но часть была все-таки выставлена в Виндоланде. Тексты 752 табличек были переведены и опубликованы в 2010 году. Причем находки табличек в Виндоланде по-прежнему продолжаются.
Деревянные таблички, найденные в Виндоланде, были изготовлены из разных пород дерева: березы, ольхи и дуба, которые здесь же и росли. А вот планшеты-стилусы, которые тоже нашли и которые предназначались для письма металлическим стилосом на воске, являлись импортным товаром и изготовлены были не из местной древесины. Толщина пластинок составляет 0,25–3 мм, типичный размер 20×8 см (размер современной открытки). Они складывались пополам, надписью к надписи, причем чернилами были сажа, гуммиарабик и вода. Только в 1970-х и 1980-х годах было выкопано около 500 таких табличек и все благодаря местной бескислородной почве, в которой древесина могла сохраняться, не разлагаясь.
Первые обнаруженные в марте 1973 года пластинки доставили к эпиграфисту Ричарду Райту, но быстрая оксигенация дерева привела к тому, что они почернели и стали нечитаемыми. Тогда их отправили Элисон Резерфорд в Медицинскую школу Университета Ньюкасла для многоспектральной фотографии. Были сделаны фотографии в инфракрасном свете, на которых впервые удалось разобрать текст. Но результат оказался все равно неутешительным, поскольку тексты сначала расшифровке не поддавались. А причина была проста. Никто из исследователей такой формы рукописного шрифта просто не знал! Тем не менее, Алан Боуман из Манчестерского университета и Дэвид Томас из Даремского университета смогли произвести его расшифровку.
Форт Виндоланда служил базой для гарнизона и до строительства стены Адриана, но большинство табличек несколько старше стены, которая была начата в 122 году нашей эры. Всего удалось выделить пять периодов в начальной истории этого форта:
1. Ок. 85–92 н.э., построен первый форт.
2. Ок. 92–97 г. н.э., проведено расширение форта.
3. Ок. 97–103 гг. н.э., дальнейшее расширение форта.
4. Ок. 104–120 гг. н.э., перерыв и повторное занятие форта.
5. Ок. 120–130 гг. н.э., период, когда была построена стена Адриана.
Выяснилось, что таблички были изготовлены в периоды 2 и 3 (ок. 92–103 гг. н.э.), а большинство было написано до 102 г. н.э. Они использовались для официальных записей о делах в лагере Виндоланда и личных дел офицеров, а также их домашних хозяйств. Самая большая группа текстов относится к переписке Флавия Цериалиса, префекта девятой когорты батавов и его жены Сульпиции Лепидины. Несколько табличек содержат записи торговцев и подрядчиков. Но вот кто они, из табличек не ясно. Например, некий Октавиан, автор таблички №343, явно торговец, потому, что занимается торговлей пшеницей, шкурами и сухожилиями, но все это не доказывает, что он является гражданским лицом. Он вполне мог быть и одним из офицеров гарнизона, и даже рядовым.
Самым известным документом является табличка №291, написанная около 100 г. н.э. Клаудией Северой, женой командира близлежащего форта, Сульпиции Лепидине, которая содержит приглашение ее на вечеринку по случаю дня рождения. Приглашение является одним из самых ранних известных примеров написания текста на латыни женщиной. Интересно, что на планшете присутствуют два стиля рукописного письма, причем большая часть текста написана одной рукой (скорее всего, домохозяйкой), но с заключительным приветствием, видимо, лично добавленным самой Клаудией Севера (в нижней правой части таблички).
Таблички написаны латиницей и проливают свет на уровень грамотности в римской Британии. Одна из табличек подтверждает, что римские солдаты носили трусы (subligaria), а также свидетельствует о высокой грамотности в римской армии.
Еще одно маленькое открытие касалось того, как римляне называли аборигенов. До открытия табличек историки могли лишь догадываться, было ли у римлян какое-нибудь прозвище для британцев. Оказывается, такое прозвище было. Называли римляне их бриттункули (сокращение от Бритто), то есть «маленькие британцы». Нашли его на одной из табличек Виндоланды, и теперь нам известно, каким уничижительным или покровительственным термином пользовались в римских гарнизонах, которые базировались в Северной Британии, для описания местных жителей.
Своеобразие текстов из Виндоланды заключается в том, что они как будто написаны буквами, отличными от латинского алфавита. В тексте редко встречаются необычные или искаженные формы букв или экстравагантные лигатуры, которые можно найти в греческих папирусах того же периода, просто они несколько по-другому написаны. Дополнительными проблемами для транскрипции являются использование аббревиатур, таких, как «h», для человека (human), или «cos» для consularis (консульский), и произвольное разделение слов в конце строк из-за размеров табличек.
На многих табличках чернила сильно выцвели, поэтому в некоторых случаях различить написанное невозможно. Поэтому приходится обращаться к инфракрасным фотографиям, которые дают гораздо более разборчивую версию написанного, чем оригинальные планшеты. Тем не менее, фотографии содержат отметки, которые выглядят как написанные, но это не буквы; кроме того, они содержат очень много линий, точек и других темных меток, которые не были написаны. Поэтому некоторые знаки приходилось интерпретировать весьма субъективным образом, исходя из общего смыслу написанного.
Среди текстов встречается много писем. Например, кавалерийский декурион Маскулус написал письмо префекту Флавиусу Цериалису с вопросом о точных инструкциях для его людей на следующий день, включая и вежливый запрос на отправку еще большего количества пива в гарнизон (который полностью употребил весь предыдущий запас пива). Непонятно, почему он не сделал этого устно, но, по-видимому, их разделало определенное расстояние, а встретиться им мешали дела службы. В документах много информации о различных обязанностях, которые выполнялись мужчинами в форте. Например, им приходилось быть смотрителями бани, сапожниками, рабочими-строители, штукатурами. Среди людей, приписанных к гарнизону, были врачи, смотрители повозок и печей, истопники-банщики.
Кроме Виндоланды, деревянные таблички с надписями были найдены в двадцати римских поселениях Великобритании. Тем не менее, большинство из них представляли собой планшеты-книжки со стилосом, чтобы писать на их покрытых воском страницах.
Тот факт, что письма были отправлены из разных мест на стене Адриана и за ее пределами (Каттерик, Йорк и Лондон), заставляет задать вопрос, почему в именно Виндоланде их нашли больше, чем в других местах, однако однозначный ответ на него дать невозможно. Дело в том, что анаэробные почвы, обнаруженные в Виндоланде, не являются уникальными. Подобные почвы встречаются и в других местах, например, в некоторых районах Лондона. Возможно, из-за их хрупкости в других местах произошло их механическое уничтожение в ходе раскопок, потому что этим «деревяшкам» просто не придали значения.
Сегодня таблички хранятся в Британском музее, где их коллекция выставлена в галерее «Римская Британия» (зал 49). Они были включены в список британских археологических находок, отобранных экспертами Британского музея для документального фильма «Наша десятка сокровищ» (BBC Television, 2003 год). Зрителям было предложено проголосовать за самые понравившиеся им артефакты, и эти таблички заняли среди всех прочих первое место.
Свежие комментарии