SPQR | Древний Рим и Древний Мир
В «Гладиаторе» отец Коммода желает снова сделать Рим республикой, передав всю власть сенату, отчего сын проникается к нему ненавистью. Однако на самом деле Марк Аврелий искренне любил своего сына и вовсе не хотел лишать его правления. Из-за своих родственных чувств он даже попрал римскую традицию, по которой наследником становился не родной сын императора, а приёмный. Император дал юному Коммоду титул августа, тем самым официально сделав его своим преемником. Марк Аврелий действительно умер в походе против германцев, но погиб он во время эпидемии чумы. У Коммода не было никаких причин желать смерти родному отцу, который во всём потакал любимому сыну.
Неожиданная смерть отца сразу же обернулась для Коммода большими проблемами. Он стал императором, но ему пришлось заканчивать начатую отцом войну против варваров. Не умея и не желая воевать, Коммод тут же заключил с врагами мир, крайне невыгодный для Рима. Что негативно сказалось на его популярности среди правящей элиты Римской империи. Простой народ радовался окончанию войны, которая за 14 лет успела всем надоесть. А вот полководцы и сенаторы Коммода возненавидели.
Практически сразу после возвращения Коммода в Рим на него покушаются. Причём покушение это весьма странное. Несостоявшийся убийца признался, что его послал сенат. Более того, он заявил об этом, как только вошёл в комнату Коммода и вытащил меч. Стража его немедленно схватила, а Коммод сразу начал репрессии против видных сенаторов. Выяснилось, что к заговору причастная родная сестра Коммода, Луцилла. Брат отправил её в ссылку на остров Капри, где она через несколько лет скончалась. Коммод убил и свою жену Бруттию Криспинну, заподозрив в супружеской измене.
Безусловно, Коммод был подозрительным и нервным человеком, возможно даже параноиком. Но создаётся впечатление, что кто-то близкий к новому императору сознательно и целенаправленно устранил его близких, а также вбил клин между ним и сенатом. Ведь никто не проверял подлинность показаний несостоявшегося убийцы Коммода. Об участии в заговоре многих сенаторов стало известно лишь со слов преступника, который мог быть подослан совсем другими людьми.
Больше всех в изоляции Коммода от родни и сената были заинтересованы его фавориты: сопрефект претория Тигидий Перенн и императорский спальник Клеандр, вольноотпущенник фригийского происхождения. Именно они стали решать все государственные вопросы, предоставив Коммоду развлекаться, чем тот и занялся.
Но их всевластие не продлилось и трёх лет. Перенн был обвинён в попытке узурпировать власть и его казнили. Клеандр, которого теперь уже ничто не сдерживало, стал обогащаться всеми способами, вплоть до продажи государственных должностей и спекуляции государственным зерном во время голода.
Действия Клеандра вызвали всеобщее возмущение. Во время мятежа, случившегося в 190 году н.э., Коммод отдал своего фаворита на растерзание толпы. Но печальная судьба бывших любимцев Коммода не остановила желающих занять освободившееся место возле трона. Как и прежде, император не доверял никому, кроме самых близких людей. Теперь ими стали новый префект претория Квинт Эмилий Лет, управляющий императорским двором вольноотпущенник Эклект и Марция, любовница Коммода. В отличие от предшественников, они-то хорошо понимали — в случае нового бунта император без колебаний бросит их толпе, или прикажет казнить, если сочтёт поведение своих приближённых подозрительным.
Вскоре их тревоги оправдываются. Мальчик, с которым любит играть Коммод, утаскивает с его стола какой-то список, в котором перечислены их имена. Испуганные приближённые императора решают нанести упреждающий удар. В заговор вовлекают и префекта Рима Публия Гельвия Пертинакса, пообещав сделать его следующим императором. А также атлета-раба Нарцисса, с которым Коммод занимается борьбой. Перед новым, 193 годом, Марция поит любовника отравленным вином, но у Коммода начинается рвота. Становится ясно, что яд его не убьёт. Тогда Нарцисс душит императора и наутро обрадованные сенаторы посмертно объявляют Коммода врагом народа Рима.
Роковыми для Коммода стали излишняя подозрительность и неумение разбираться в людях. Раз за разом сын Марка Аврелия приближал к себе совершенно неподходящих для государственных дел личностей, что не могло не завершиться трагедией...
Тайная Москва — недоступные ходы и другие странные находки в подземельях Кремля
Московский Кремль — главная архитектурная достопримечательность Москвы. Он построен множество лет назад и до сих пор бережно хранит свои тайны. Особенно много их скрывается в подземельях.
Здесь переждем осаду
Стратегическая функция Кремля была продумана еще на этапе строительства. Именно поэтому здание разрабатывалось сразу и над землей, и под наземными постройками. Цель тайных помещений, скрытых от посторонних глаз, — защита от врага в случае нападения на город и штурма Кремля. В подземелья можно было доставить боеприпасы и там же хранить провизию во время гипотетической осады.
Здесь еще предстоит отыскать множество других загадочных находок.Изучение подземелий Кремля начиналось несколько раз. Но далеко не все попытки были успешными. Крепость упорно не хотела делиться своими тайнами. Своды подземелий часто обваливались, происходили обрушения и внезапные затопления коридоров. Во время обрушений выяснялось, что под землей скрыто еще множество неизведанных ходов.
Золота нет
Тайные места всегда манят искателей сокровищ. Пономарь Кононов тщетно искал сундуки с богатствами, но потерпел фиаско. Следующий знаменитый золотоискатель — князь Щербатов. Однако князя интересовали интеллектуальные сокровища. Щербатов пытался найти утерянную библиотеку Ивана Грозного. К именитым людям часто присоединялись и простые, желающие наживы горожане.
Сундуков с драгоценностями там, как известно, обнаружено не было. Зато Кремль подарил другие находки. Среди найденного был странный скелет в древних доспехах. Исследования 30-х годов прошлого столетия явили миру множество человеческих останков.
Примерная схема известных подземных ходов.Есть версия, что под Кремлем были пыточные камеры. Некоторые найденные пустоты оснащены цепями и кандалами. Также было обнаружено огромное количество бытовых предметов. Часть из них предназначалась для ритуальных действий. Например, кубик с загадочными надписями и странными символами. Предположительно он использовался для гадания. Находки показали, что жители Кремля разных лет любили роскошные вещи из заморских стран.
Французы под Москвой
Подземелья подарили и довольно странные исторические открытия. В коридорах под Кремлем нашли свидетельства пребывания здесь солдат наполеоновской армии.
В конце 80-х годов во время ремонтных работ рабочие наткнулись на гроб под Чудовым монастырем, в котором лежала кукла в старинной парадной форме. Вероятно, кукла использовалась при похоронах князя Сергея Романова.
ß
Гигантские скелеты бросают вызов всему, что мы знаем об эволюции человека
«Одна из наиболее популярных книг в мире — Библия, рассказывает о том, что раньше боги находились на Земле и были гигантами. Однако, если вы начнёте обсуждать эту тему с окружающими, то наверняка услышите смех – люди будут думать, что вы шутите. При этом Библия действительно полна ссылок на гигантов», — пишет Майкл Теллинджер (Michael Tellinger).
Работы Теллинджера
Майкл Теллинджер говорит о Нефилиме, который описан в Библии в Книге Чисел 13:33: «Мы видели Нефилима здесь. Мы казались сами себе кузнечиками и точно так же выглядели для него». Майкл является автором, ученым и исследователем, ставшим Индианой Джонсом реального мира, сделав несколько невероятных открытий в области прогресса древних цивилизаций, исчезнувших с лица Земли. Его исследования были сосредоточены на Южной Африке, а интересные доказательства могут заставить человечество по-новому взглянуть на происхождение людей и на то, что написано в книгах по истории.
Исполины или нефилимы в Пятикнижии и некоторых неканонических еврейских и раннехристианских писаниях (см. Книга Еноха) — существа, появившиеся в результате связи «сыновей Господа» (в некоторых толкованиях — ангелов) и «дочерей человеческих».
В некоторых переводах Библии слово «нефилим» трактуется также как «гиганты» или «титаны». В других писаниях говорится, что «нефилимы», рождённые от ангелов и дочерей человеческих, могли даровать прощение «падшим ангелам», тем самым возвращать их на небеса и поэтому в древние времена был послан потоп, чтобы истребить всех нефилимов.
История и гиганты
Стоит отметить, что приведенные в Библии истории о гигантах не могут выступать в качестве доказательств сами по себе. Но интересен тот факт, что они появляются в источниках разных культур на протяжении всей истории человечества. Даже Авраам Линкольн, предположительно, верил в них. В 1848 году у Ниагарского водопада он сделал такое заявление: «Глаза вымершего вида гигантов, чьи кости наполняют курганы Америки, смотрели на Ниагару так, как мы смотрим на нее сейчас».
Вещественные доказательства
Существуют многочисленные примеры вещественных доказательств, способные подкрепить теорию о том, что гиганты когда-то населяли Землю. Одним из ярчайших доказательств является верхняя часть ноги и тазобедренный сустав гиганта, который (исходя из данных, полученных благодаря этой кости) был ростом не менее 3.5 метров. Эта кость находилась в хранилище университета в Йоханнесбурге с начала шестидесятых годов прошлого века, когда и была обнаружена шахтерами на севере Намибии. Это один из самых ценных и редких образцов, доступных на сегодняшний день, который четко указывает на то, что гиганты существовали в Южной Африке более чем сорок тысяч лет назад.
Находки во время раскопок
Подобное открытие было сделано в 1883 году, когда Смитсоновский институт (организация, управляемая правительством и вооруженными силами США) отправил группу археологов на курган Южного Чарльстона (Charleston), США. В отчете было обозначено, что в ходе раскопок были обнаружены многочисленные гигантские скелеты ростом от 2.1 до 2.7 метров. Они были украшены тяжелыми медными браслетами, а также другими религиозными и культурными предметами. У некоторых скелетов сохранился череп, который по сравнению с обычным человеческим был сжат и приплюснут. И это совпадает с описанием того, что было обнаружено в Южной Африке и Египте.
Более ранние ошеломляющие находки
Подобные находки были и ранее. Например, в 1774 году поселенцы обнаружили то, что они прозвали «Городом Гигантов». Находка содержала несколько гигантских скелетов, один из которых был определен как мужской – его рост составил 2.4 метра. Этот список можно продолжать бесконечно, причем подкрепляется он мнениями десятков различных уважаемых ученых, исследователей и археологов.
Как были созданы гигантские конструкции?
Наличие на Земле большого количества разнообразных огромных конструкций также подкрепляет теорию о существовании гигантов. Например, в египетской долине Хефрена находится храм, основа которого полностью построена из гигантских блоков известняка, каждый из которых в длину имел 5.5 метров, в ширину – 3 метра, а в высоту – 2.4 метра. При этом были блоки и крупнее: отдельные из них имели в длину 9 метров, в ширину – 3.7 метра, а в высоту – 3 метра. Каждый блок весил не менее 200 тонн, а всего этих элементов в конструкции насчитывается более сотни. Поэтому просто невозможно понять, каким именно образом были построены такие здания, особенно если брать во внимание идеальное размещение и математическую точность положения каждого из блоков. И дело не только в том, что эти блоки нужно было перемещать в пространстве – их также нужно было поднимать, причем на высоту до 12 метров. Задумайтесь об этом на секунду. Ведь даже с современными технологиями, доступными людям сегодня, подобная работа была бы невероятно сложной и потребовала бы серьезных затрат, как финансовых, так и временных.
Самостоятельное изучение данной тематики
Данная тема является невероятно интересной и многие люди, которые ранее о ней не задумывались, начинают ее исследовать, как только узнают о ней. Если и вас заинтересовала теория гигантов, то Майкл Теллинджер – это именно тот человек, который вам нужен. Изучение материалов о гигантах в истории человечества лучше всего начинать именно с его работ. У Майкла есть даже документальный сериал «Скрытое происхождение», в котором ведутся разговоры на многие темы, такие как происхождение человечества, существование гигантов, передовые технологии древности, природа реальности и многое другое.
Как всем прекрасно известно, в истории ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов, потому что прошло много времени и многие воспоминания уходят в небытие. Некоторые события не остались задокументированными на бумаге. Однако, это не означает, что их не было. И наоборот, если что-то записано на бумаге, то это не становится истиной в последней инстанции. Поэтому крайне интересно изучать то, что случилось или могло случиться с Землей и ее обитателями в течение всего хода истории. Естественно, никто не заставляет вас верить в гигантов с первого же текста, который вы прочитаете. Но чем больше вы будете изучать данную тему, тем лучше у вас будут складываться все кусочки мозаики.
ß
Мир будет измельчен до состояния пасты. Сенситивы немного в панике.
Пандемия COVID-19 еще, похоже, или в самом разгаре, или вообще только началась, однако, даже за пару лет она очень мощно успела врезать по всем аспектам текущей цивилизации. И главное, что пандемия сломала, это существующую в умах абстрактную систему парадигм, таких как права человека, демократия, законы экономики и всё такое.
Всё, что раньше было в мейнстримах медиа (выборы, споры политиков, борьба революционеров, прогнозы экономистов и так далее) потеряло смысл, поскольку вдруг до многих дошло, что всё это было постановочным цирком и спектаклем, что главные решения всегда принимали и принимают не начальники в телевизоре, а какие-то другие люди, мотивы которых не имеют ничего общего с политологией, экономикой и прочими дисциплинами, научные труды по которым исчисляются килотоннами.
Что на уме у этих держателей рычагов совершенно непонятно и как прочитать их мысли никто не знает. Раньше политолухи, комментируя болтовню марионеток-политиков иногда могли сделать довольно убедительные прогнозы, которые при хорошей квалификации аналитика еще и сбывались. А теперь кого слушать и кого комментировать, если ни один великий начальник вечером не знает, что ему будет приказано сказать утром?
Так, когда в Ухане люди начали падать замертво, начальники рассказывали, что все под контролем и ничего страшного не будет. Спустя пару месяцев ввели локдауны, которые объявили временной мерой. Но временная мера растянулась на два года и конца-края борьбе с пандемией не видно. Прививки, которые, как все уверяли, будут добровольными перешли в ранг обязательных. И так далее и тому подобное.
В общем сегодня, похоже, единственным источником информации для людей, как во времена Железного Занавеса стали пророчества. Раньше, в Совке, они ходили по рукам в списках, сейчас, благодаря Интернету обмен информацией стал немного попроще, хотя и с интернетом есть свои проблемы. Тем не менее, люди по всему миру получают какие-то послания или телепатического, или какого-то другого характера, после чего делятся ими с другими людьми.
Так, в частности, 3 ноября канал World Esther поделился сообщением женщины из их религиозной общины, полученном в ходе недавнего молитвенного собрания:
….Многим откроется тайна о том, что задумала власть. Будут страшные звуки. Вера многих людей будет поколеблена и они станут впадать в панику. Снова придет волна эпидемий на Землю. Придут новые страшные болезни. Все будут спешить привиться, но потом у этих людей на телах будут язвенные болезни. Они себя обнадежили, думая что все будет хорошо, что теперь все будет в порядке, но они просто не знают, что они приняли.
Враг сейчас имеет великий успех, но всё изменится громко и неожиданно ибо на Земле изменится власть. Молитесь за свою страну ибо буря впереди. Будет война и раскол. Нарушится мир во всем мире. Изменятся все границы. Начнется великое смятение. Даже стойкие в вере священники начнут колебаться и не будут знать, что ответить народу. Но теперь ни в чем не нужно участвовать, нужно быть в стороне от всего, что предложит власть.
А смятение будет увеличиваться. Будет шторм. Со всех сторон будут вести, что везде раздоры, что кто-то куда-то пошел в наступление. Ужас постигнет многих. Земля будет трепетать от ужасов и скорбей так, что поколеблется сама её основа. Начнутся страшные землетрясения, обвалы и штормы которые везде принесут разруху….
С точки зрения конспирологов-эсхатологов эта женщина не сообщает ничего нового – общий сценарий Конца Света известен со времен Иоанна и время от времени другие пророки и медиумы только добавляют какие-то детали. Однако, исходя из сказанного возникает ощущение, что все изложенное в пророчестве начнется уже вот-вот – именно так, например, сообщает 6 ноября медиум Элизабет Мари: ВНИМАНИЕ: очень скоро !!! – так называется её послание.
Еще один сенситивный господин 3-5 ноября получил откровение, которое пересказал так:
…Смотрите, как я переворачиваю ваш мир с ног на голову. Вы коррумпированные политики, марионетки своего хозяина сатаны. Ваша земля, ваши города и заводы, ваши порты, ваши дороги, сама ваша жизнь перевернутся вверх дном. Вы проглотили отравленное яблоко, которое предложил вам король змей, и теперь вы должны заплатить цену. Ваш мир будет измельчен до пасты, порошка или жидкости, которую ревущие ветры Моего гнева разнесут по всем четырем углам земли. Горы хлама, накопленные вами на Западе, будут превращены в порошок, превращены в жидкие вещества и в пепел…
Еще один сенситив, с ником Изреель, пишет практически то же самое, но называет время: ноябрь/декабрь.
Не знаем, конечно, насколько это сообщение про ноябрь/декабрь достоверно, поскольку сами мы к пророкам и медиумам не имеем никакого отношения. Но, как-то так удивительно совпало, что на канал Невеста зажги светильники прислали пророчество, где всё то же самое! То есть похоже, что цепочка домино начнет свое бегущее по столу обрушение буквально вот-вот:
Причем, что интересно, в предупреждении сказано, что будут какие-то жесточайшие гонения на верующих, при том что World Esther приводили ролик ролик с вангом про то же самое буквально вчера.
Исходя из всей этой информации мы полагаем, что какие-то жесткие приключения будут уже скоро, возможно уже в ноябре. Но являются ли эти приключения сценарием глобалистов или кто-то будет колотить по ним из космоса молотом – тут мы не знаем, так что остается только следить за развитием событий.
ß
В посудной лавке
Странности вокруг Грааля начинаются с его названия. Современное английское слово grail в староанглийском писалось именно так, как мы привыкли его слышать, — graal. Пришло оно из старофранцузского, где graal или greal означало кубок или чашу, изготовленную из дерева, металла либо глины. В прочих родственных языках — старопровансальском, старокаталанском и разнообразных диалектах, которые были распространены на территории современной Франции, — похожие слова обозначали другие типы сосудов.
Все они, по наиболее популярной версии, происходят от латинского gradalis, которое, в свою очередь, происходит от древнегреческого krater (большой сосуд с широким горлом, используемый для смешивания вина с водой). Альтернативные версии возводят слово graal либо к слову cratis — «плетёная корзина», либо к gradus — «порядок»: так называли различные типы посуды для еды, подающейся к столу по определённому расписанию.
Вот так привычная нам чаша для вина превратилась не то в большой сосуд, из которого это вино разливали, не то в целый сервиз. И в зависимости от того, когда Грааль появился в европейской мифологии, он мог быть тем или иным типом посуды — для вина, для еды или вообще для приготовления пищи либо напитков.
Так пьют из Грааля или едят? Из наиболее вероятного предшественника этого кубка — магического котла из кельтской мифологии — как правило, ели. По легенде, дети богини Дану, волшебный народ Туата Де Дананн, принесли с собой на землю четыре чудесные реликвии: котёл, камень, копьё и меч. Котёл давал вечное изобилие — от него никто не уходил голодным. Подобным свойством обладало блюдо Риддерха — полулегендарного короля бриттского королевства Страйклайд. Это блюдо, по преданию, могло накормить своего владельца любой едой, какую бы он ни пожелал. Кстати, рыцарские романы приписывают Граалю и это свойство тоже. А вот у короля-великана Брана Благословенного (имя Бран, по некоторым источникам, носит Король-рыбак, хранитель Святого Грааля) имелся котёл, в котором оживали мёртвые.
Особое место среди кельтских котлов занимает котёл Керидвен, богини плодородия. По легенде, она варила в нём напиток мудрости для своего уродливого сына Афаггду, однако второй её сын (по другой версии — мальчик-слуга) Гвион Бах по случайности отведал именно те три капли этого напитка, которые обладали волшебным свойством. Разъярённая богиня съела своего сына, превратившегося в зёрнышко. Однако в её чреве он переродился и появился на свет легендарным бардом Талиесином — иногда его отождествляют с волшебником Мерлином. Котёл Керидвен — или другой волшебный котёл — хранился в загробном мире Аннун, странствие по которому описано в древней валлийской поэме «Сокровища Аннуна», а позже — в знаменитом сборнике кельтских легенд «Мабиногион». Это путешествие в поисках котла — похоже, самая ранняя версия «квеста Грааля».
Первое явление Святого Грааля в литературе обошлось без больших букв. Кретьен де Труа, автор неоконченной поэмы «Персиваль, или Повесть о граале» (между 1180 и 1191), упоминает некий богато украшенный сосуд (un graal, имя нарицательное), который главный герой видит в замке Короля-рыбака. Рыцарь Персиваль, обедая с Королём в заколдованном дворце, наблюдает странную процессию, шествующую через зал: юноша несёт окровавленное копьё, двое мальчиков — канделябры, и последней идёт дева с этим самым граалем с маленькой буквы.
Кретьен де Труа был поэтом-трубадуром, полжизни провёл при дворе Марии Шампанской, а последние годы — при дворе Филипа, графа Фландрии. В диалектах его современников слово graal означало большое плоское блюдо, на котором обычно подавали к столу рыбу. В поэме Персиваль замечает, что вместо рыбы на блюде, которое несёт таинственная дева, лежит облатка для причастия. Но так как Персиваля предупредили ничему не удивляться и ни о чём не спрашивать, он не интересуется назначением этой процессии. И лишь позднее узнаёт, что если бы он задал правильный вопрос («Кому предназначено это блюдо?»), то замок Короля-рыбака перестал бы быть зачарованным, а сам правитель исцелился бы от своей давней незаживающей раны.
Итак, в ранних текстах грааль — это некий волшебный сосуд, обладающий чудесными свойствами, но не более того. Однако практически одновременно с поэмой Кретьена де Труа появляется цикл романов некоего Робера де Борона, где образ Святого Грааля (уже с больших букв и в единственном экземпляре) становится не эпизодическим, а центральным. Он соединяет судьбы трёх легендарных персонажей: святого Иосифа Аримафейского, короля Артура и Персиваля.
Именно святой Иосиф, по версии де Борона, заварил всю эту кашу с поисками Грааля. Он привёз на Запад чашу, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую была собрана кровь из его раны, когда он умирал на кресте. Если верить автору, когда Иосиф Аримафейский был заключён в тюрьму за свои убеждения, к нему явился Иисус и преподнёс ту самую чашу. Он же открыл святому, что его миссия — основать на Земле своего рода филиал Тайной Вечери: особый стол, вокруг которого будут собираться самые достойные и истинно верующие люди. Иначе говоря, идея Круглого Стола, по мнению Борона, принадлежала не Мерлину и не Артуру. Это вполне логично для эпохи: кельтские корни легенд об Артуре и его рыцарях окончательно утратили актуальность, на смену языческой мистике пришла христианская.
Кубок для чемпиона
Грааль не случайно стал Святым и получил свою большую букву именно на рубеже XII-XIII веков. В культуре это было время перехода от ранней готики к высокой — не только в архитектуре, но прежде всего в богословии, которое в Средние века заменяло философию. Пока крестовые походы обогащали церковь (и литературу, породив основу для рыцарского романа), религиозные мыслители углублялись в тонкие материи отношений человека с Богом посредством христианской церкви. Богослужения становились пышнее, музыка — затейливее, богословские тексты — сложнее.
Служение сюзерену и Прекрасной Даме (куртуазная любовь) приравнивалось к служению Богу и Деве Марии, а рыцарские ордена немногим отличались от монашеских. Привычные вещи, «подсвеченные» религиозными метафорами, обретали сакральное значение. Именно так мыслили люди средневековья — за материальным миром им всегда виделся возвышенный, духовный, и любое действие имело последствия не только на земле, но и на небесах.
В 1239 году король Людовик Святой начал свозить в Париж с Востока, из разграбленного крестоносцами Константинополя, священные христианские реликвии — так называемые Орудия Страстей. Это все предметы, имеющие отношение к пыткам и казни Иисуса Христа, от тернового венца до кошеля с тридцатью сребрениками Иуды. Людовику удалось обрести немало таких реликвий, но чаши, в которую была собрана кровь Христа, среди них не было. Это сделало ещё более популярными легенды о её поиске.
Англия, которой тогда принадлежала часть территории современной Франции, поддерживала легенды артуровского цикла, по которым Грааль находился на Британских островах — по одной из версий, в аббатстве Гластонбери, куда якобы привёз чашу Иосиф Аримафейский. Соперничество Франции и Англии, выраженное не только на политическом, но и на религиозном уровне, в конце концов вылилось в Столетнюю войну. Можно сказать, что воевали славные рыцари в том числе и за Грааль.
Тайная Вечеря, символическим отображением которой стала христианская месса, завершающаяся причастием, была основой для мистических построений богословов. Этот эпизод Евангелий содержит в себе подсказку, как можно приобщиться к Богу, стать его частью. Вино и ритуальный хлеб во время причастия на символическом уровне действительно были кровью и плотью Христа, а потир (церковный сосуд для вина) — Святым Граалем.
Но подлинный Грааль, в чьём существовании средневековые верующие не сомневались, представлял собой квинтэссенцию всего пути Иисуса Христа (его кровь символизирует не только мученическую смерть, но и надежду на воскрешение) — а значит, владеть им мог только подобный Богу. Максимально, насколько это возможно, приблизиться к Христу — такова была цель любого верующего, будь он рыцарем, священником или крестьянином. Символическим воплощением этой цели и стал Святой Грааль. Так простой сосуд для вина начал превращаться в грандиозную метафору. А значит — терять свою изначальную форму и назначение.
Уже в романе немецкого поэта-мистика и, что немаловажно, рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (первая четверть XIII века) Святой Грааль — это вообще не посуда. Это Lapsit Exellis — «камень, упавший с небес» (метеорит?), обладающий всеми свойствами Грааля: он дарует пищу, возвращает мёртвых к жизни, делает своего владельца практически бессмертным. Грааль у фон Эшенбаха хранится в замке Мунсальвеш (в другой транслитерации — Монсальват, «гора спасения»), а охраняют его рыцари-храмовники. По мнению автора, обретение Грааля становится закономерным завершением всех странствий и подвигов героя.
Помимо Парцифаля, только три рыцаря из всех романов артуровского цикла обрели Святой Грааль — в разных текстах это Галахад, Борс и Гавейн (последний — только в малоизвестном немецком романе «Корона»). История Галахада подробно рассказана в «Вульгате» — самом полном своде артуровских легенд, созданном во Франции в XIII веке. Другое название «Вульгаты», отражающее её основное содержание, — «Ланселот-Грааль».
Галахад, согласно «Вульгате», был сыном Ланселота от Элейны, дочери Короля-Рыбака, которого здесь зовут Пелеас. Родился Галахад в результате обмана: опоённый колдовским зельем рыцарь принял Элейну за свою возлюбленную Гвиневеру. Непорочный и набожный юноша вместо своего грешного отца становится первым рыцарем, успешно завершившим «Квест Грааля». Да, именно в романах артуровского цикла слово «квест» впервые употребляется в привычном нам значении.
В «Вульгате» описано явление Святого Грааля — уже как символической вещи: он сам собой явился рыцарям Круглого Стола в тот день, когда ко двору прибыл и был посвящён в рыцари юный Галахад. Видение Грааля сопровождалось дивными ароматами, а все рыцари испытали такой невероятный душевный подъём, что из их глаз потекли слёзы.
Замок, в котором хранится Грааль, по версии «Вульгаты» называется Корбеник — больше это название нигде не встречается. Когда Галахад обрёл Грааль, приняв его из рук самого Иосифа Аримафейского, он попросил Бога забрать его к себе на небо, считая, что на Земле ему уже делать нечего. После смерти благочестивого рыцаря с неба простёрлась рука, которая забрала и чашу. Больше её никто никогда не видел.
В XV веке история Артура и его рыцарей, взыскующих Грааль, обрела свой окончательный канон — грандиозный роман англичанина Томаса Мэлори «Смерть Артура», написанный главным образом на основе «Вульгаты», — и перестала прирастать новыми сюжетами. Наступило время интерпретаций — уже не только в рамках христианской культуры.
Почти сразу после того, как была написана и обрела бешеную популярность «Вульгата», некоторые средневековые комментаторы интерпретировали старофранцузское словосочетание San Graal («Святой Грааль») как созвучное ему sang réal — «королевская кровь». На этой игре слов впоследствии выстроилась самая известная псевдоисторическая спекуляция на тему Грааля — «Святая кровь и Священный Грааль» Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна. Согласно этой книге, Грааль на самом деле означал не сосуд, а династию, якобы основанную детьми Иисуса Христа и Марии Магдалины. Этой идеей воспользовался Дэн Браун, создавая свой знаменитый криптоисторический детектив «Код да Винчи», удостоившийся не только гигантских продаж, но и шумного негодования католической церкви (и, как следствие, ещё больших продаж).
Грааль на шесть персон
В фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» главный герой должен был узнать Грааль среди нескольких десятков самых разнообразных чаш. Доктор Джонс верно рассудил, что сосуд, из которого Иисус пил на Тайной Вечере, должен быть кубком простого плотника, а не богато украшенной посудиной из драгоценных металлов. Однако все «Граали», которые всплывали в самые разные времена человеческой истории, были далеки от такого аскетизма. До наших дней дошли два (что интересно, оба признаны католической церковью как «тот самый Грааль» — видимо, на всякий случай), и совсем недавно наметился третий.
В кафедральном соборе Сан-Лоренцо в Генуе хранится восьмигранная чаша — точнее, глубокая тарелка — из зелёного стекла, которое до XIX века считалось изумрудом, пока посудину не забрал в Париж Наполеон и она не вернулась повреждённой. Эту чашу то ли привезли из Первого крестового похода, то ли отвоевали где-то в Испании во время войны против мавров, где генуэзцы помогали королю Альфонсо VII.
В Валенсийском кафедральном соборе хранится чаша, сделанная из агата. Её нашли в монастыре в Каталонии, а туда её будто бы привёз Святой Лоренцо, который был родом из этих мест, — ему якобы вручил эту чашу папа Секст II. В Рим же Грааль привёз сам Святой Пётр. Как видите, никакой Иосиф Аримафейский в этой истории не фигурирует. Как, кстати, нет и указаний на то, что чаша, из которой пил Иисус на Тайной Вечере, и та, в которую была собрана его кровь, — это одна и та же чаша.
В начале 2014 года в Испании вышла книга историков Маргариты Торрес и Хосе Ортеги де Рио «Короли Грааля». Учёные на основе некоторых свеженайденных арабских рукописей утверждают, что настоящий Грааль был привезён в XI веке в испанский город Леон арабами, которые долгое время правили территорией Испании, и подарен испанскому королю Фернандо I в знак заключения мира мусульман с христианами. К арабам в Египет Грааль попал вместе с семьями первых христиан, спасавшихся от преследований.
Сейчас знаменитая реликвия известна под названием «Чаша доньи Урраки» (Уррака была дочерью Фернандо I) и хранится в базилике Сан-Исидоро. Эта ониксовая чаша с драгоценной оправой тоже не очень-то похожа на «кубок простого плотника» — впрочем, оправа могла появиться на ней намного позднее, как и на всех прочих знаменитых реликвиях.
А в 1908 году на территории Турции, в Антиохии, был найден так называемый Антиохийский клад, в составе которого была искусно выполненная серебряная чаша, украшенная чеканкой. Антиохия была одним из центров раннего христианства — видимо, по этой причине чашу окрестили Святым Граалем и под этим именем экспонировали в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Позже специалисты датировали чашу VI веком нашей эры, но до этого она успела породить новую волну интереса к легенде о Граале.
Грааль в кустах
Интерес к артуровским мифам вообще и к Граалю в частности вернули романтики XIX века, влюблённые в средневековье. Легенда о Граале была им особенно близка: поиски духовного совершенства, да и вообще сам процесс стремления к чему-то прекрасному и неведомому, — один из лейтмотивов романтизма.
В романе немца Новалиса «Генрих фон Офтердинген» главный герой видит во сне прекрасный голубой цветок и решает посвятить жизнь его поискам. Он ненадолго обретает этот цветок в своей возлюбленной, а когда она умирает — находит его в поэзии. Ничего религиозного в этой истории нет, но аналогия бесконечного путешествия в поисках «того — не знаю чего» очевидна. Именно романтики привнесли в мифологию Грааля идею о том, что священный сосуд может быть чем угодно — у каждого свой Грааль, как свой смысл жизни.
После того, как английский поэт Альфред Тенниссон изящным слогом пересказал историю короля Артура и его рыцарей в объёмном цикле поэм «Королевские идиллии» (1859–1885), миф о Граале прочно вошёл в массовую культуру. Художники создавали картины на рыцарские сюжеты, которые впоследствии затмили собой мифы. Знаменитый прерафаэлит, художник и поэт Данте Габриэль Россетти изобразил в образе девы Грааля свою возлюбленную Джейн Моррис.
Теннисон уже напрямую помещает Грааль не на земле, а в иных сферах. Персиваль, пересказывающий в его поэме историю поиска Святого Грааля, вспоминает, как после долгих скитаний встретил Галахада и увидел его поднимающимся в небеса на сияющей лодке, с бесплотным образом чаши Грааля над его головой, — и так понял, что доблестный рыцарь, обретя цель своих поисков, уже не принадлежит земному миру. Поэмы Теннисона полны сюрреалистических образов, символов и аллегорий — они уже со всей очевидностью изображают не реальное (или пытающееся казаться таковым) странствие, а метафорический «трип» в ином мире, в сфере духа.
Не остались в стороне и композиторы. Историю поисков Грааля пересказал Рихард Вагнер в своей последней опере «Парсифаль» (1882), основанной на повести Вольфрама фон Эшенбаха. Композитор сплёл вокруг приключений Парсифаля сложный сказочный сюжет, связанный с соперничеством рыцарей Круглого Стола и злого волшебника Клингзора за обладание Граалем. Прекрасная дева Кундри, которая служит Клингзору, одновременно и служительница Грааля, а также орудие соблазна для непорочного рыцаря.
Вагнер, вслед за своим учителем Шопенгауэром, считал плотскую страсть непреодолимым препятствием на пути к духовному совершенству. Поэтому в его опере Грааль означает высшую, духовную Вечную Женственность и противостоит телесному влечению, которое в Парсифале возбуждает Кундри — кающаяся грешница, переосмысление образа Марии Магдалины. Интересно, что в третьем акте Кундри опускается на колени перед Парсифалем, умащает ему ноги благовониями и утирает своими волосами — именно так, согласно Новому Завету, падала на колени перед Иисусом Магдалина. Рыцарь, достойный созерцать Грааль, должен быть подобен Христу — не больше и не меньше.
Сам Вагнер считал «Парсифаля» не столько оперой, сколько религиозной мистерией, и разрешал ставить её только в своём собственном театре, причём на представлении было запрещено аплодировать. «Как может спектакль, в котором на сцене открыто явлены самые возвышенные таинства христианской религии, быть поставленным в театрах, где в остальные дни удобно разместилась фривольность?» — вопрошал композитор. Однако одновременно с христианскими в идеологию оперы просочились и восточные духовные ценности, модные в конце XIX века: Грааль воплощает не только приобщение к христианскому Богу, но и буддийское просветление.
Масла в огонь подлил немецкий религиозный философ Оскар Эрнст Бернхард, который в своей работе «В Свете Истины. Послание Грааля» (1931) описывает Грааль как ни много ни мало воплощение источника силы, необходимой для творения и поддержания мироздания. Бернхард, по собственному утверждению, не стремился создать новую религию, но культ вокруг его произведений всё равно образовался: после Второй мировой войны в Австрии появилось Международное движение Грааля, существующее до сих пор. Тоталитарной сектой его не назовёшь — это что-то вроде теософского движения для людей, увлечённых духовным развитием. Однако этот прецедент наглядно продемонстрировал, какой энергией оказался «заряжен» Грааль как символ.
В системе архетипов (первообразов коллективного бессознательного) Карла Густава Юнга и его последователей Грааль и вообще символ Чаши — один из образов Самости, духовной целостности, к которой бесконечно стремится душа человека, в конечном счёте — один из самых мощных символов в человеческой истории вообще. Это заставляет нас с особенным вниманием присматриваться к произведениям, в которых фигурирует Грааль, — особенно написанным в пост-юнгианскую эпоху.
Юнгиански точная история об обретении Грааля рассказана в прекрасном фильме Терри Гиллиама «Король-рыбак» (1991). Совершенно в средневековом духе режиссёр рассказывает историю сумасшедшего бродяги Перри на двух повествовательных планах одновременно: на одном из них Перри и его новый друг Джек скитаются по реальному Нью-Йорку, на втором — по фантастическому миру артуровских легенд, в котором Перри, сошедший с ума после трагической гибели жены, мечтает найти Грааль. Его обретение приводит к тому, что Перри по-настоящему выздоравливает (как и легендарный Король-рыбак), — в мире, который проживается одновременно как настоящий и символический, иначе и быть не может. Многие психотерапевтические направления так и работают.
Конечно же, фантастическая литература с её любовью к квестовым сюжетам не обошлась без Грааля. Его ищут герои эпопеи Бернарда Корнуэлла «В поисках Грааля», действие которой происходит во время Столетней войны. Хранителями Грааля выступает семья фон Бек в Мультивселенной Майкла Муркока. Поиски Грааля переносятся в космос — в романе Сэмюэля Дилэни «Нова», в сериалах «Вавилон-5» и «Звёздные врата». Наконец, в море конспиролигических триллеров, наводнивших книжный рынок после «Кода да Винчи», поисками Грааля занимаются спецслужбы, безумные учёные и сыщики-любители. Времена изменились — для владения священной реликвией уже не нужны богобоязненность и душевная чистота.
«Ибо я считаю, что Грааль — женщина. Тому, чтобы её отыскать и завоевать, чтобы её понять, стоит посвятить много времени и усилий». Так заканчивает своё блистательное эссе «Мир короля Артура» Анджей Сапковский. Версия не лучше и не хуже других — потому что Грааль, как всегда, ускользает от тех, кто алчет его слишком жадно. И, может быть, честнее всех оказались вампиры из вселенной «Мира тьмы», которые приписывают ему невероятные свойства — от исцеления вампиризма до уничтожения всех вампиров сразу, но честно признаются, что понятия не имеют, что это такое на самом деле.
Пожалуй, тут та же история, что с буддийским просветлением: никто не знает, что это такое, но безошибочно отличит это состояние от множества других. Ибо каждый из нас — сам себе Персиваль, Галахад и Индиана Джонс, и если мы найдём свой Грааль, то уже ни с чем его не спутаем.
11.11.2021 — день силы и предпоследняя зеркальная дата года. Что нужно сделать в этот день, чтобы изменить судьбу
В каждом числе своя уникальная энергетика, но особой, сакральной силой обладают зеркальные даты. Они помогают корректировать свою судьбу.
Это самые благоприятный дни, когда открываются врата Вселенной, посылая нам судьбоносные события и удивительные дары. Такие дни наполнены магией, привлекающей в жизнь удачу, здоровье, любовь. Одним словом, все, о чем вы так мечтаете.
Этот год был богат на зеркальные даты, но самые сильные нас ждут впереди. И ближайшая — 11.11.2021 г.
Единица — символ завершения цикла и выхода на новый уровень. Она помогает разрешить старые проблемы и двигаться вперед. А в этой зеркальной дате — их пять!
Но в дате 11.11 есть еще один секрет. Если сложить четыре единцы, получится не менее магическое сочетание 22. Это число самых высоких вибраций, которые привлекают денежную энергию и формируют благоприятное стечение обстоятельств, чтобы превратить мечты в реальность.
Только представьте какой силой обладает дата 11.11.2021! И если правильно воспользоваться ее энергией, можно одним махом избавиться от всех проблем и даже невозможное сделать возможным.
Не удивляйтесь, если в этот день почувствуете острую тягу к чему-то новому. Совершенно не исключено, что зеркальная дата притянет к вам удивительные события, которые перевернут вашу жизнь и надолго оставят глубокий след.
Будьте особо внимательны к подсказкам Вселенной в этот день, а их будет очень много. Особое внимание обращайте на повторяющиеся цифры. Они могут о многом вас предупредить.
Что нужно сделать в день силы, чтобы изменить свою судьбу
В первую очередь, разобраться в себе, проанализировать свою жизнь, постараться ответить на все, даже самые неприятные вопросы и решить в какую сторону двигаться дальше. Энергия даты поможет найти правильное решение.
По возможности, постараться завершить все начатые дела. Вы удивитесь, но именно в этот день удастся с легкостью обойти все подводные камни. Все будет складываться, как по волшебству. А вот обещаний давать не стоит, если не уверены, что сможете их выполнить.
Если запланировали крупную покупку — лучшего дня не придумать. Вам непременно повезет, а условия окажутся даже более выгодными, чем можно было представить даже в самых смелых мечтах.
Постарайтесь избегать ссор и конфликтов в этот день, любое бранное слово может разрушить энергетику зеркальной даты и обречь вас на неудачи. Да и энергетические вампиры могут забрать ваше везенье, так как становятся в такие дни намного сильнее,
Не забудьте помочь нуждающимся, это притянет к вам денежный поток. Не важно, что это будет: милостыня, одежда, небольшая сумма на благотворительность или просто пакетик корма для бездомной кошки.
Непременно загадайте желание, когда стрелки часов будут на 11.11, произнеся его вслух.
Но лучше всего, напишите себе письмо, в котором изложите подробно свою мечту. Не стесняйтесь и не экономьте время! Чем больше деталей — тем точнее его выполнит Вселенная. Отправьте письмо самому себе. Желание исполнится, как только конверт окажется в вашем почтовом ящике.
А если вам срочно нужны деньги, не поленитесь провести простой ритуал. Мощная энергетика даты притянет к вам деньги максимально быстро. Поверьте!
Когда стрелки часов покажут 11.11 — встаньте перед зеркалом, возьмите в руки деньги, лучше — самую крупную купюру, которая есть в кошельке. И прошепчите: «Деньги идут к деньгам. Богатства — больше, несчастий в жизни нет . Да будет так!»
А особыми везунчиками в этот день окажутся Стрельцы, Близнецы и Водолеи.
Стрельцы смогут воплотить в жизнь какие-то смелые проекты, которые раньше казались недосягаемой мечтой.
Близнецы — найти работу мечты, причем совершенно неожиданно и без особых усилий.
Водолеи — наладить свою личную жизнь., взглянуть на мир совсем другими глазами и наконец-то, начать радоваться жизни.
Но главное, что в разы усилит число зеркальной даты — это ваша вера в то, что мысли материальны. Поэтому, выбросьте из своей головы ненужные страхи, негатив и нездоровый скепсис. И пусть каждому этот день принесет счастливые перемены.
Свежие комментарии