На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Генерал ЦАХАЛ: Израилю ни в коем случае нельзя портить отношения с Россией Израилю ни в коем случае нельзя портить от...Судьба Волжской Б...

Абрамцево: усадьба вдохновения

Абрамцево: усадьба вдохновения

Абрамцево: усадьба вдохновения

 

Впервые село «Обрамково» упоминается в документах, датируемых второй половиной шестнадцатого века, как собственность некоего помещика Волынского. Далее сведения о знаменитом сегодня музее-заповеднике «Абрамцево» теряются вплоть до 1843 года, когда имение приобрёл известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков.

Абрамцево: усадьба вдохновения

 

Поселившись в «сельце Абрамцеве», семейство Аксаковых оказалось весьма довольным этим приятным уголком на берегу небольшой речушки Вори неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Радовала не только красота природы, но и удобный дом посреди парка, и пруд с мельницей, где водилась рыба, и леса, изобилующие грибами. А для писателя, любителя рыбалки и тихой охоты, это было очень важно.

Сергей Тимофеевич называл свою усадьбу земным раем, здесь в полной мере раскрылся литературный дар Аксакова — появились его «Заметки об ужении рыбы», сказка «Аленький цветочек», автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».

С Н.В.Гоголем писателя связывала тесная дружба, и Николай Васильевич бывал частым гостем в Абрамцево, ему выделили свою комнату в мезонине, окна которой выходили на главный двор. В этой усадьбе Гоголь работал над вторым томом «Мёртвых душ» и даже читал первую главу уничтоженного впоследствии произведения хозяевам дома. Аксаков с волнением писал об этом: «С первых страниц я увидел, что талант Гоголя не погиб, и пришёл в совершенный восторг».

Как мы уже отмечали, Сергей Тимофеевич любил ходить по грибы. Однако с возрастом ему всё труднее было их находить. И в благодарность за гостеприимство Гоголь частенько, встав до рассвета, собирал в лесу грибы, а затем расставлял их в парке, где прогуливался Аксаков. Писатель радовался такой добыче, отмечая, как удивительно близко от дома можно набрать полное лукошко.

Мастерская и кухня.
Мастерская и кухня.

 

Однако вскоре хитрость Николая Васильевича была раскрыта, но Аксаков не подал виду, чтобы не расстраивать друга, отметив в своих записях: «Гоголь … много гулял и забавлялся тем, что находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой».

Кроме Гоголя в гостях у семейства Аксаковых часто бывали Тургенев, Тютчев, Загоскин, публицист Погодин, актёр Щепкин.

После смерти писателя Абрамцево оказалось в запустении. Однако в 1870 году усадьбу приобрёл Савва Мамонтов, богатый промышленник и известный меценат. Обладая врождённой предпринимательской жилкой, Мамонтов тем не менее очень любил творчество, и сам понемногу увлекался скульптурой. Однако он не ставил перед собой цели собирать предметы искусства, ему было важно продвигать таланты. И вот Абрамцево из дворянского гнезда превращается в художественный кружок, где бывают знаменитые писатели, учёные, художники.

Абрамцево: усадьба вдохновения

 

Близким другом Саввы Ивановича был Илья Репин, на многих картинах которого запечатлены разные уголки усадьбы. «Девочка с персиками» Валентина Серова — это дочь Мамонтова Вера. Васнецовская «Алёнушка» сидит на берегу усадебного пруда. А «Видение отроку Варфоломею» на картине Нестерова происходит на берегу реки Вори. В Абрамцево Михаил Врубель знакомится со своей будущей супругой Надеждой Забелой и пишет с неё знаменитую «Царевну-Лебедь».

Царевна-Лебедь. М. Врубель
Царевна-Лебедь. М. Врубель

 

Смена эпох ничего особо не поменяла в истории усадьбы. В двадцатом веке в ней продолжали работать скульпторы и художники. А сегодня здесь расположен музей-заповедник, где каждому этапу насыщенной творчеством жизни поместья отведён свой уголок.

=0=0=

Искусственный интеллект: друг или враг, слуга или хозяин?

Искусственный интеллект: друг или враг, слуга или хозяин?

 

Роботы, компьютеры, искусственный интеллект никогда не смогут заменить людей. Они смогут создать приборы, имеющие «мозг», но без человека их существование невозможно. Такую мысль в далёком 1964 году высказал известный фантаст Айзек Азимов.

И вот спустя почти два десятилетия, 12 августа 1981 года, мир увидел первый персональный компьютер. Работы в этом направлении велись уже давно и несколькими странами, однако предшественники IBM 5150 (Ай-Би-Эм) либо были очень громоздкими, либо очень дорогими, либо сложнейшими в управлении и на персональный компьютер не тянули.

Айбиэмовский же стоил всего около полутора тысяч долларов, занимал немного места и достаточно просто управлялся. По сути, со временем ПК не сильно изменился.

И с тех пор прогрессивное человечество уже не представляет себе жизнь без умных машин. Фильмы мы смотрим на планшете, музыку слушаем со смартфона и даже книги уже читаем электронные, а не бумажные.

Но ведь всё начиналось именно с книг.

Термин «робот», которым мы сегодня называем любое «автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе», впервые появился в пьесе «Р.У.Р» («Россумские Универсальные Роботы») известного чешского писателя Карела Чапека.

Это слово ему подсказал родной брат Йозеф, так как у Карела «искусственные люди» поначалу назывались «лаборы» (от латинского — работа).

Роботы Чапека больше близки современному понятию «андроид» — внешне они похожи на людей, но выращены искусственно из разных веществ и призваны служить человеку. Один из героев произведения говорит: «Роботы — это не люди… они механически совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души».

Эти сходство и различие робота и человека заставляют Чапека задаться главным вопросом: этично ли использовать труд искусственных людей и каковы последствия этого?

Ответить на них берётся другой фантаст, о котором мы упоминали вначале, Айзек Азимов. Он формулирует законы робототехники, согласно которым робот должен повиноваться человеку и никогда — ни действием, ни бездействием — не причинять вред человеку и человечеству.

Подвигло его на это, вероятно, обилие созданных ранее фантастических романов, где герои-роботы, подобно Франкенштейну, восставали против своих творцов. Поэтому, по мысли Азимова, обозначенные им законы должны закладываться в искусственный интеллект ещё на этапе его задумки. А если робот нарушает закон — он ломается.

При этом сам писатель в своих произведениях всё равно выдумывает ситуации, в которых было бы возможно нарушение его же законов.

Опять же Азимов придумал и суперкомпьютер Мультивак (цикл фантастических рассказов «Мультивак»), управляющий всем на Земле. Он сутками обрабатывает миллиарды данных, но при этом оказывается не лишённым человеческих эмоций. Но сюжеты рассказов заставляют читателей задумываться о том, люди ли управляют Мультиваком или он людьми?

В общем, с появлением компьютеров возникает больше вопросов, чем ответов на них. Но пока жизнь без ПК уже трудно представить...

=0=0=

Евдокия Лопухина: последняя русская царица

9 августа (1669  — 1731) родилась  Евдокия Лопухина - русская царица (1689-1698), первая жена Петра I.
9 августа (1669 — 1731) родилась Евдокия Лопухина - русская царица (1689-1698), первая жена Петра I.

В середине девятнадцатого века русский живописец-портретист Пётр Фёдорович Борель создаёт литографию, на которой изображена женщина в монашеском одеянии, держащая в руках раскрытую книгу. По современным меркам она не красавица — круглое лицо, густые брови, маленькие губы, вздёрнутые в лёгкой полуулыбке. Название картины гласит: «Портрет Евдокии Фёдоровны Лопухиной, в монашестве Елены».

Художника и натурщицу разделяет почти столетие, так что свой портрет он писал, скорее всего, с картины другого автора, композиция с которой совпадает до мелочей, — неизвестного художника, изобразившего инокиню Елену в 1740-х годах. В настоящее время первоисточник хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике.

Существуют и другие, более поздние портреты монахини, авторы которых также неизвестны. Как неизвестен и художник, изобразивший Евдокию Фёдоровну ещё до пострига. С полотна немного иронично смотрит на нас уверенная в себе женщина. Соболья шапка, богатая шуба и украшенная драгоценными камнями брошь свидетельствуют о том, что эта дама занимает весьма высокое положение в обществе.

И это действительно так. Евдокия Лопухина — первая супруга царя-реформатора Петра I. И последняя русская царица — не иноземного происхождения. Их брак состоялся по настоянию Натальи Нарышкиной, матери Петра, в достаточно раннем по нынешним меркам возрасте, и, вероятно, поэтому между молодыми людьми не возникло глубоких чувств. Несмотря на то, что за три года брака Евдокия родила трёх сыновей (двое умерли в младенчестве, хотя некоторые исследователи говорят лишь о двух рождённых сыновьях), Петра она мало интересовала. Гораздо веселее было проводить время в Немецкой слободе или с солдатами.

Евдокия, воспитанная в домостроевских традициях, тоже не понимала тяги своего супруга к различным новшествам. Молодые всё больше отдалялись друг от друга. И наконец Пётр возжелал полной свободы. Предложив Евдокии добровольно постричься в монахини и получив отказ, он насильно отправляет супругу в Суздальско-Покровский монастырь, оформляя таким образом что-то вроде официального развода.

Но Евдокия не смирилась со своей участью. Более того, на свою сторону она привлекла монастырское духовенство и некоторых мирян, так что во время церковных служб о ней молились не как об инокине Елене, а как о царице.

Да и вообще, монашеская жизнь была не по ней. Евдокия мечтала вернуться на престол, завела любовника и поддерживала связь с противниками реформ своего венценосного супруга. Всё это всплыло, когда началось расследование дела царевича Алексея, сына Петра и Евдокии.

Сколько в свидетельствах было правды, а сколько оговоров и самооговоров по причине допросов с очень большим пристрастием, вряд ли уже узнать. Но казнил Пётр всех без особого разбора: родственников Лопухиной, её любовника, даже сына своего не пощадил — отправил в крепость, где тот при загадочных обстоятельствах умер. А вот Евдокию выпорол и снова сослал в монастырь.

Она пережила своего супруга, его жену Екатерину I, которая ещё больше ужесточила условия пленницы, а при внуке Петре II была реабилитирована и восстановлена в правах. После смерти внука её кандидатуру рассматривали на престол, но Лопухина отказалась в пользу Анны Иоанновны, которая относилась к ней очень уважительно.

Евдокия Лопухина прожила долгую по тем временам и насыщенную жизнь, но было ли ей легко осознавать, что именно она стала причиной безвременного ухода родных. Один из современников как-то сказал о ней: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила...»

=0=0=

Легенды древней Демерджи

Легенды древней Демерджи

 

Чуден Крым при всякой погоде: немного перефразируя классика, начнём рассказ об одном из самых таинственных мест полуострова. И название у него под стать — Долина привидений. Наверняка вы о ней слышали, да и места эти видели, даже если ни разу в Крыму не были. А помог в этом вопросе режиссёр Леонид Гайдай и его легендарный фильм «Кавказская пленница».

Съёмки картины проходили в районе Алушты, где и находится гора Демерджи с её Долиной привидений. Гора не раз проходит фоном в кадре, однако одной из самых раскрученных достопримечательностей является так называемый орех Никулина. Дерево, с которого падает герой актёра, находится как раз на тропе, ведущей в Долину.

Легенды древней Демерджи

 

Рядом расположен огромный валун — некоторые называют его тем самым, на котором Наталья Варлей исполняет знаменитую песню про медведей. Однако местные жители провели тщательную исследовательскую работу с раскадровкой фильма и установили, что настоящий камень из картины расположен чуть дальше по тропинке и имеет не столь презентабельный вид, как тот, что лежит под орехом.

Хотя он тоже стал героем гайдаевского фильма, но уже другого — «Спортлото-82». Персонажи Пуговкина и Кокшенова проходят мимо него, когда занимаются поисками потерявшегося лотерейного билета.

Тут же проходила и часть съёмок картины по произведению Джека Лондона «Сердца трёх». Засветившиеся объекты — каменный хаос у подножия Демерджи и развалины крепости Фуна.

Легенды древней Демерджи

 

Фуна занимает центральное место в легендах о Долине привидений. Она была построена в тринадцатом веке в противоположность генуэзской и контролировала важные пути караванов, ведущие к морю.

В переводе с греческого Фуна означает «дымящаяся», а Демерджи с древнего крымско-татарского — «кузнец». Всё вместе это выстроилось в предание о злом кузнеце с вечно дымящейся кузницей на самом верху горы, который гнобил всё окрестное население: мужчин нещадно заставлял работать на него, ковать оружие, а девиц уводил и отрубал им головы. Есть несколько вариантов легенды, но все они один кровожаднее другого.

Но именно так и объясняется с мистических позиций возникновение Долины привидений — природных каменных изваяний, которым людское воображение придаёт антропоморфные формы.

В причудливых скалах, тысячелетиями обдуваемых ветрами, посеченных дождями и песком, намётанный глаз разглядит женщину, воина, сфинкса — да кого угодно! Но самым популярным объектом является «Голова Екатерины»: предполагается, что так звали девушку, которую первой обезглавил злобный кузнец. Хотя, возможно, речь идёт об императрице, так как некоторые видят не только голову, но и всё остальное, включая трон.

Легенды древней Демерджи

 

И таких природных чудес здесь сотни — от очень небольших до 25-метровых. Люди, звери, птицы... Но лишь меняются угол зрения, освещение, погодные условия, и очертания фигур мгновенно размываются, превращая добродушного гнома в зловещего тролля, а сказочную птицу в изготовившуюся к прыжку химеру.

Эти-то метаморфозы и послужили причиной для названия Долины. И люди, имеющие связь с тонкими материями и прочими паранормальными явлениями, утверждают, что не зря. Ибо в Долине привидений, по их мнению, находится самая что ни есть настоящая аномальная зона.

Поток туристов сюда не иссякает: кто-то просто хочет посмотреть на каменное чудо природы, а кто-то, уж чего греха таить, подзарядиться энергиями, источаемыми загадочными изваяниями.

Картина дня

наверх