Абрамцево: усадьба вдохновения
Впервые село «Обрамково» упоминается в документах, датируемых второй половиной шестнадцатого века, как собственность некоего помещика Волынского. Далее сведения о знаменитом сегодня музее-заповеднике «Абрамцево» теряются вплоть до 1843 года, когда имение приобрёл известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков.
Поселившись в «сельце Абрамцеве», семейство Аксаковых оказалось весьма довольным этим приятным уголком на берегу небольшой речушки Вори неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Радовала не только красота природы, но и удобный дом посреди парка, и пруд с мельницей, где водилась рыба, и леса, изобилующие грибами. А для писателя, любителя рыбалки и тихой охоты, это было очень важно.
Сергей Тимофеевич называл свою усадьбу земным раем, здесь в полной мере раскрылся литературный дар Аксакова — появились его «Заметки об ужении рыбы», сказка «Аленький цветочек», автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».
С Н.В.Гоголем писателя связывала тесная дружба, и Николай Васильевич бывал частым гостем в Абрамцево, ему выделили свою комнату в мезонине, окна которой выходили на главный двор. В этой усадьбе Гоголь работал над вторым томом «Мёртвых душ» и даже читал первую главу уничтоженного впоследствии произведения хозяевам дома. Аксаков с волнением писал об этом: «С первых страниц я увидел, что талант Гоголя не погиб, и пришёл в совершенный восторг».
Как мы уже отмечали, Сергей Тимофеевич любил ходить по грибы. Однако с возрастом ему всё труднее было их находить. И в благодарность за гостеприимство Гоголь частенько, встав до рассвета, собирал в лесу грибы, а затем расставлял их в парке, где прогуливался Аксаков. Писатель радовался такой добыче, отмечая, как удивительно близко от дома можно набрать полное лукошко.
Однако вскоре хитрость Николая Васильевича была раскрыта, но Аксаков не подал виду, чтобы не расстраивать друга, отметив в своих записях: «Гоголь … много гулял и забавлялся тем, что находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой».
Кроме Гоголя в гостях у семейства Аксаковых часто бывали Тургенев, Тютчев, Загоскин, публицист Погодин, актёр Щепкин.
После смерти писателя Абрамцево оказалось в запустении. Однако в 1870 году усадьбу приобрёл Савва Мамонтов, богатый промышленник и известный меценат. Обладая врождённой предпринимательской жилкой, Мамонтов тем не менее очень любил творчество, и сам понемногу увлекался скульптурой. Однако он не ставил перед собой цели собирать предметы искусства, ему было важно продвигать таланты. И вот Абрамцево из дворянского гнезда превращается в художественный кружок, где бывают знаменитые писатели, учёные, художники.
Близким другом Саввы Ивановича был Илья Репин, на многих картинах которого запечатлены разные уголки усадьбы. «Девочка с персиками» Валентина Серова — это дочь Мамонтова Вера. Васнецовская «Алёнушка» сидит на берегу усадебного пруда. А «Видение отроку Варфоломею» на картине Нестерова происходит на берегу реки Вори. В Абрамцево Михаил Врубель знакомится со своей будущей супругой Надеждой Забелой и пишет с неё знаменитую «Царевну-Лебедь».
Смена эпох ничего особо не поменяла в истории усадьбы. В двадцатом веке в ней продолжали работать скульпторы и художники. А сегодня здесь расположен музей-заповедник, где каждому этапу насыщенной творчеством жизни поместья отведён свой уголок.
=0=0=
Искусственный интеллект: друг или враг, слуга или хозяин?
Роботы, компьютеры, искусственный интеллект никогда не смогут заменить людей. Они смогут создать приборы, имеющие «мозг», но без человека их существование невозможно. Такую мысль в далёком 1964 году высказал известный фантаст Айзек Азимов.
И вот спустя почти два десятилетия, 12 августа 1981 года, мир увидел первый персональный компьютер. Работы в этом направлении велись уже давно и несколькими странами, однако предшественники IBM 5150 (Ай-Би-Эм) либо были очень громоздкими, либо очень дорогими, либо сложнейшими в управлении и на персональный компьютер не тянули.
Айбиэмовский же стоил всего около полутора тысяч долларов, занимал немного места и достаточно просто управлялся. По сути, со временем ПК не сильно изменился.
И с тех пор прогрессивное человечество уже не представляет себе жизнь без умных машин. Фильмы мы смотрим на планшете, музыку слушаем со смартфона и даже книги уже читаем электронные, а не бумажные.
Но ведь всё начиналось именно с книг.
Термин «робот», которым мы сегодня называем любое «автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе», впервые появился в пьесе «Р.У.Р» («Россумские Универсальные Роботы») известного чешского писателя Карела Чапека.
Это слово ему подсказал родной брат Йозеф, так как у Карела «искусственные люди» поначалу назывались «лаборы» (от латинского — работа).
Роботы Чапека больше близки современному понятию «андроид» — внешне они похожи на людей, но выращены искусственно из разных веществ и призваны служить человеку. Один из героев произведения говорит: «Роботы — это не люди… они механически совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души».
Эти сходство и различие робота и человека заставляют Чапека задаться главным вопросом: этично ли использовать труд искусственных людей и каковы последствия этого?
Ответить на них берётся другой фантаст, о котором мы упоминали вначале, Айзек Азимов. Он формулирует законы робототехники, согласно которым робот должен повиноваться человеку и никогда — ни действием, ни бездействием — не причинять вред человеку и человечеству.
Подвигло его на это, вероятно, обилие созданных ранее фантастических романов, где герои-роботы, подобно Франкенштейну, восставали против своих творцов. Поэтому, по мысли Азимова, обозначенные им законы должны закладываться в искусственный интеллект ещё на этапе его задумки. А если робот нарушает закон — он ломается.
При этом сам писатель в своих произведениях всё равно выдумывает ситуации, в которых было бы возможно нарушение его же законов.
Опять же Азимов придумал и суперкомпьютер Мультивак (цикл фантастических рассказов «Мультивак»), управляющий всем на Земле. Он сутками обрабатывает миллиарды данных, но при этом оказывается не лишённым человеческих эмоций. Но сюжеты рассказов заставляют читателей задумываться о том, люди ли управляют Мультиваком или он людьми?
В общем, с появлением компьютеров возникает больше вопросов, чем ответов на них. Но пока жизнь без ПК уже трудно представить...
=0=0=
Евдокия Лопухина: последняя русская царица
В середине девятнадцатого века русский живописец-портретист Пётр Фёдорович Борель создаёт литографию, на которой изображена женщина в монашеском одеянии, держащая в руках раскрытую книгу. По современным меркам она не красавица — круглое лицо, густые брови, маленькие губы, вздёрнутые в лёгкой полуулыбке. Название картины гласит: «Портрет Евдокии Фёдоровны Лопухиной, в монашестве Елены».
Художника и натурщицу разделяет почти столетие, так что свой портрет он писал, скорее всего, с картины другого автора, композиция с которой совпадает до мелочей, — неизвестного художника, изобразившего инокиню Елену в 1740-х годах. В настоящее время первоисточник хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике.
Существуют и другие, более поздние портреты монахини, авторы которых также неизвестны. Как неизвестен и художник, изобразивший Евдокию Фёдоровну ещё до пострига. С полотна немного иронично смотрит на нас уверенная в себе женщина. Соболья шапка, богатая шуба и украшенная драгоценными камнями брошь свидетельствуют о том, что эта дама занимает весьма высокое положение в обществе.
И это действительно так. Евдокия Лопухина — первая супруга царя-реформатора Петра I. И последняя русская царица — не иноземного происхождения. Их брак состоялся по настоянию Натальи Нарышкиной, матери Петра, в достаточно раннем по нынешним меркам возрасте, и, вероятно, поэтому между молодыми людьми не возникло глубоких чувств. Несмотря на то, что за три года брака Евдокия родила трёх сыновей (двое умерли в младенчестве, хотя некоторые исследователи говорят лишь о двух рождённых сыновьях), Петра она мало интересовала. Гораздо веселее было проводить время в Немецкой слободе или с солдатами.
Евдокия, воспитанная в домостроевских традициях, тоже не понимала тяги своего супруга к различным новшествам. Молодые всё больше отдалялись друг от друга. И наконец Пётр возжелал полной свободы. Предложив Евдокии добровольно постричься в монахини и получив отказ, он насильно отправляет супругу в Суздальско-Покровский монастырь, оформляя таким образом что-то вроде официального развода.
Но Евдокия не смирилась со своей участью. Более того, на свою сторону она привлекла монастырское духовенство и некоторых мирян, так что во время церковных служб о ней молились не как об инокине Елене, а как о царице.
Да и вообще, монашеская жизнь была не по ней. Евдокия мечтала вернуться на престол, завела любовника и поддерживала связь с противниками реформ своего венценосного супруга. Всё это всплыло, когда началось расследование дела царевича Алексея, сына Петра и Евдокии.
Сколько в свидетельствах было правды, а сколько оговоров и самооговоров по причине допросов с очень большим пристрастием, вряд ли уже узнать. Но казнил Пётр всех без особого разбора: родственников Лопухиной, её любовника, даже сына своего не пощадил — отправил в крепость, где тот при загадочных обстоятельствах умер. А вот Евдокию выпорол и снова сослал в монастырь.
Она пережила своего супруга, его жену Екатерину I, которая ещё больше ужесточила условия пленницы, а при внуке Петре II была реабилитирована и восстановлена в правах. После смерти внука её кандидатуру рассматривали на престол, но Лопухина отказалась в пользу Анны Иоанновны, которая относилась к ней очень уважительно.
Евдокия Лопухина прожила долгую по тем временам и насыщенную жизнь, но было ли ей легко осознавать, что именно она стала причиной безвременного ухода родных. Один из современников как-то сказал о ней: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила...»
=0=0=
Легенды древней Демерджи
Чуден Крым при всякой погоде: немного перефразируя классика, начнём рассказ об одном из самых таинственных мест полуострова. И название у него под стать — Долина привидений. Наверняка вы о ней слышали, да и места эти видели, даже если ни разу в Крыму не были. А помог в этом вопросе режиссёр Леонид Гайдай и его легендарный фильм «Кавказская пленница».
Съёмки картины проходили в районе Алушты, где и находится гора Демерджи с её Долиной привидений. Гора не раз проходит фоном в кадре, однако одной из самых раскрученных достопримечательностей является так называемый орех Никулина. Дерево, с которого падает герой актёра, находится как раз на тропе, ведущей в Долину.
Рядом расположен огромный валун — некоторые называют его тем самым, на котором Наталья Варлей исполняет знаменитую песню про медведей. Однако местные жители провели тщательную исследовательскую работу с раскадровкой фильма и установили, что настоящий камень из картины расположен чуть дальше по тропинке и имеет не столь презентабельный вид, как тот, что лежит под орехом.
Хотя он тоже стал героем гайдаевского фильма, но уже другого — «Спортлото-82». Персонажи Пуговкина и Кокшенова проходят мимо него, когда занимаются поисками потерявшегося лотерейного билета.
Тут же проходила и часть съёмок картины по произведению Джека Лондона «Сердца трёх». Засветившиеся объекты — каменный хаос у подножия Демерджи и развалины крепости Фуна.
Фуна занимает центральное место в легендах о Долине привидений. Она была построена в тринадцатом веке в противоположность генуэзской и контролировала важные пути караванов, ведущие к морю.
В переводе с греческого Фуна означает «дымящаяся», а Демерджи с древнего крымско-татарского — «кузнец». Всё вместе это выстроилось в предание о злом кузнеце с вечно дымящейся кузницей на самом верху горы, который гнобил всё окрестное население: мужчин нещадно заставлял работать на него, ковать оружие, а девиц уводил и отрубал им головы. Есть несколько вариантов легенды, но все они один кровожаднее другого.
Но именно так и объясняется с мистических позиций возникновение Долины привидений — природных каменных изваяний, которым людское воображение придаёт антропоморфные формы.
В причудливых скалах, тысячелетиями обдуваемых ветрами, посеченных дождями и песком, намётанный глаз разглядит женщину, воина, сфинкса — да кого угодно! Но самым популярным объектом является «Голова Екатерины»: предполагается, что так звали девушку, которую первой обезглавил злобный кузнец. Хотя, возможно, речь идёт об императрице, так как некоторые видят не только голову, но и всё остальное, включая трон.
И таких природных чудес здесь сотни — от очень небольших до 25-метровых. Люди, звери, птицы... Но лишь меняются угол зрения, освещение, погодные условия, и очертания фигур мгновенно размываются, превращая добродушного гнома в зловещего тролля, а сказочную птицу в изготовившуюся к прыжку химеру.
Эти-то метаморфозы и послужили причиной для названия Долины. И люди, имеющие связь с тонкими материями и прочими паранормальными явлениями, утверждают, что не зря. Ибо в Долине привидений, по их мнению, находится самая что ни есть настоящая аномальная зона.
Поток туристов сюда не иссякает: кто-то просто хочет посмотреть на каменное чудо природы, а кто-то, уж чего греха таить, подзарядиться энергиями, источаемыми загадочными изваяниями.
Свежие комментарии