На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 440 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Городской совет Парижа принял решение о переименовании моста Пон-Аваль в мост Красной Армии Городские власти столицы ...COVID-19: всё-так...
  • Юрий Ильинов
    Пресса США: Решение Белого дома прекратить поставки боеприпасов Израилю вызвало серьёзную озабоченность у израильског...Ливия: логистика ...
  • svet alex
    События развиваются! Ждемс!ДЕЛО ЗАММИНИСТРА ...

Трюки и подмена понятий: что Библия говорит о «святости и праведности»?

Исторические напёрстки

Трюки и подмена понятий: что Библия говорит о «святости и праведности»?

Трюки и подмена понятий: что Библия говорит о «святости и праведности»?

Как-то так получается странно, но Священное Писание говорит возмутительные вещи. Что нет… ни одного безгрешного человека: «Все согрешили и лишены славы Божией». Мало того, рисует в заветах странные картины. Оказывается, апостолы, пророки и патриархи были самыми обычными людьми:

  • — Петр допускал лицемерие (Послание Галатам),
  • — Павел считал себя грешным (Послание Римлянам),
  • — Варнава с Павлом имели разногласия (Деяния),
  • — Пророк Иона уклонялся от исполнения воли Господа и роптал против явленной Им милости (Иона),
  • — Иаков в сговоре с матерью Ревеккой и обманул отца, чтобы получить первородство (Книга Бытия),
  • — Десять основателей колен Израиля (дети Иакова) вообще продали в рабство своего брата Иосифа (Книга Бытия).

Эпизоды можно перечислять бесконечно. Только один персонаж не имеет греха — Иисус: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех».

Еще более странным выглядит повальное увлечение христианских церквей, начиная века с VI-го, назначать умерших христиан «святыми».

Ничего не имею против нескольких десятков персонажей. Мыслителей и отцов церкви, мучеников и подвижников, философов, историков, строителей и военачальников. Которые двигали цивилизацию, боролись с ересями и бредовыми фантазиями коллег-церковников, искренне шли умирать за идеалы веры на поле брани. При прочих равных… уважение их поступки иногда вызывают.

Не имею ничего против: называть их великими или выдающимися людьми. Но «святыми»? Возносить на небо? Поклоняться мощам и прочим материальным выдумкам, молиться персонально? На основании частных церковных решений и «преданий»? Кто там первые пострадавшие были? Правильно, апостолы. Предлагаю ознакомиться с их точкой зрения на вопрос.

Апостол Петр во время своего головокружительного турне, битком набитого всяческим волшебством… не давал преклонить перед ним колени.

«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». (Деяния)

Павел и Варнава после чудесных исцелений на корню пресекали попытки их «обожествить»:

«Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». (Деяния)

Откуда такое скромное и демонстративное поведение? Потому что, на этом построен Новый Завет. Кротость, смирение, внимание, учение. В первые годы христианства в голову никому бы не пришло поклоняться ученикам Христа. Несмотря на их трюки со Святым Духом. В церкви они считались самыми опытными и уважаемыми людьми. Обязательно — равными всем остальным членам общины. Резко контрастировали с «высшей кастой посвящённых», жрецами и жрицами языческих пантеонов.

У них были помощники и соратники, но не было слуг. Апостолы навербовали не счесть последователей, среди которых были весьма состоятельные господа. Но демонстративно терпели лишения, неся Благую Весть по миру. Повторяя своим примером более чем скромную жизнь Иисуса. Возвысить кого-либо, помимо Мессии и Бога-Отца? Я вас умоляю. Это догмат, главная «фишка» христианства. Богатым проповедникам-сибаритам верят только сегодня, при полном отсутствии критического мышления у современного человека. В древности так не работало.

Совсем не исключено, что именно благодаря такому запредельному и самозабвенному «служению» апостолов родились легенды о неких «сверх-людях», учениках Иисуса. «Святыми» их стали называть в понимании абсолютной чистоты и безгрешности. Очень может быть, если даже считать их реальными персонажами. Наделенными Святым Духом, что атеисту представить трудно… Ну пусть.

Однако, верующему человеку нужно быть максимально дисциплинированным и осторожным. Думая о Спасении, сверять сказки и байки, «предания и традиции» — с Ветхим и Новым Заветами. Там ни один (действительно верный Богу и его учению) человек… не назван «святым» в современном понимании. Даже «чистым и безгрешным», кроме Мессии. Значит, имеем дело с многовековой фальсификацией, как обычно.

Терминология.

Открываем словари Стронга и Винокурова. В Новом Завете слово «святость» представлено греческим словом «αγιος,» в значениях:

1) святой, благочестивый, праведный,
2) посвященный.

В Ветхом Завете «святость» представлена еврейским «קָדוֹשׁ קֹדֶשׁ». Перевод абсолютно тот же, в двух значениях. «Еврейская энциклопедия», глава «Святость»:

В Библии «святость» обозначается словом «קֹדֶשׁ» кодеш, … а то, что считается святым «קָדוֹשׁ» — кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша, трактуют глагол с корнем «קדש» (кдш) как «быть отделенным», «обособленным».

Бог, источник святости, именуется Святой (Кадош). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости».

Мнение языковедов с богословским образованием едино — термин «святость» в Библии обозначает:

— отдалённость от греха (нечистоты и беззакония);
— отд
елённость, посвящённость для Бога.

Это уже сложные понятия, на первый взгляд. Но чем хороша Библия (иногда), так простотой выдаваемых инструкций. Как-что следует понимать правильно. Догмат неопровержимый: по-настоящему святым является только Бог. Он постоянно призывает свой народ: «Будьте святы, ибо Я свят». Скромно и со вкусом.

Говоря о «святости», Создатель не учит отстранению от абстрактного зла. Оно слишком многогранно и коварно, голову сломаешь. Даны простые наставления, категорические — не нарушать Господние конкретные повеления. Главными условиями «святости» Господь называет исполнение заповедей закона Моисея:

«Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». (Книга Левит)
«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе». (Книга Левит)
«Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь … Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти». (Книга Левит)

Вот и всё, что нужно знать неофиту или хитрому иудею. Святость — это не просто безгрешность (понятие крайне спекулятивное). А обязательное исполнение людьми Божьего Закона. Именно Его нарушение — тот самый «грех». Новый Завет закрепляет пройдённый материл:

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести … Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». (1-ое Послание Фессалоникийцам)

Главный фокус

Церквей заключается вот в чём. Как стало ясно, святость — это полная чистота и безгрешность. Но Библия так называет… вообще всех христиан и иудеев. Ветхий и Новый Завет читаем:

«Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле». (Второзаконие)
«Вы — род избранный … народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий». (1-е Послание Петра)

Это что такое, противоречие? Нет. Просто придётся расширить горизонт анализа, узнать: как в истории евреями понималась «святость», в отрыве от непосредственного богопочитания. Берём очень интересную и древнюю традицию этого народа, ветхозаветную. До сих пор обряд бракосочетания у иудеев не обходится без одной фразы. Когда жених протягивает невесте золотое кольцо (раньше его заменял кусочек золота), он говорит:

«Отныне ты становишься святой (посвящаешься) для меня согласно закону Моисея и Израиля».

После следует ответ-согласие невесты и все присутствующие хором провозглашают: «Освящена!». С этого момента молодые считаются мужем и женой. Что это значит? Став женой, девушка становится «святой» для мужа. Во втором понимании из словарей — отделённой для него, запрещённой для всех остальных мужчин.

Именно в таком переводе и стоит понимать Бога, когда он называет себя мужем «своего народа»: «Творец есть супруг твой». Евреи, затем и христиане, заключив с Создателем завет, стали освящены. Выделены или отделены для Него. Логика небожителя понятна — эгоист и собственник. Творец желает, чтобы все люди были Его народом святым. Принадлежали только Ему. Статья уже была, где поднималось понятие «ревнитель». И когда Его «святой народ» совершает прелюбодеяние с идолами и иными богами — страшнее греха нет.

Как стать «святым».

Первый аспект этого качества под силу людям, принявшим призыв Господа жить не по человеческим традициям и установкам. А беспрекословно следуя Божьим заповедям. Само собой, такое очень трудно провернуть в обычной жизни. Среди евреев (после заключения завета на горе Синай) и первых христиан всегда находились те, кому ноша была непосильна. Вот почему Бог называет своих вестников «святыми». Они святы во втором понимании этого слова, отделены для Творца его волей и выбором.

Теперь о народах «святых». Все иудеи и христиане были избраны Богом. Первые заключили «брачный завет» у горы Синай, названы святым (отделённым) народом. При соблюдении обязательных условий «контракта»: обоюдная верность и исполнение «супругой» Божьих заповедей.

«Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его». (Второзаконие)
«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня … народом святым». (Исход)
«Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (1-е послание Петра)

Двойную проверкой логикой можно провести ещё, не отдаляясь от Библии. А может быть так, что человек назначен «святым», но его чистота и безгрешность — под большим вопросом? Да, так и есть. Из послания к Евреям понятно: «святые» — это не только духовные наставники, но и простые верующие:

«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых».

В этом же послании «святыми» называются все участники дарованного Иисусом спасения:

«Братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа».

Обращаясь к Коринфянам, апостол Павел что говорит?

«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа … церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым». (1-е и 2-е Послание к Коринфянам)

Дальше вообще чудеса, церковникам бы это объяснить следует, вообще-то. Апостол говорит, что «святые братья» — это обыкновенные люди, среди них немного мудрых, сильных и благородных. Как они неверно понимают учение Христа, погрязнув в грехе и слабостях:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». (1-е Послание Коринфянам)
«Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».

Именно такое обращение (как к «святым») присутствует ко всем остальным народам. Им отправлялись апостольские Послания: к Римлянам, Ефесянам, Филиппийцам и Колосянам. Новый Завет не раз призывал служить «святым», читаем правильно слова Павла:

«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым».

Кому он там собирался «служить»? Синедриону еврейскому или кому-то, кого назначили так скоро «святыми старцами»? Конечно, нет. Речь идёт о христианах, которые уверовали в Мессию. Апостол призывал к «помощи святым»? Да, это называется благотворительностью. Для жителей других городов, которые поразил голод и неурожай:

«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше … Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением … Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу». (2-е Послание Коринфянам)

Подмена понятий.

Сегодня «святым» принято молиться, обращаясь к ним за помощью. На это есть куча волшебной литературы церковных лавок, душещипательных «преданий», как полезно и необходимо это делать. Однако… за кого апостолы призывали братьев-христиан молиться? За каких «святых»?

«Молитесь во всякое время … со всяким постоянством и молением о всех святых». (Послание Петра Ефесянам)

За себя просили молиться апостолы? Да. Но в каком качестве себя рассматривали? Правильный ответ: речь шла о необходимости…. «молитесь друг за друга» (Послание Иакова).

Теперь ещё одна ловушка, в которую попадает невнимательный неофит христианских традиционных церквей. По чертежам лукавым со «святостью» ему трактуют понятие «праведность». Говоря, что это «безгрешность». Неверно. Не без греха были многие библейские герои. Но их называет Писание — праведниками.

Авраам (не доверявший Богу) дважды готов был поступиться честью своей жены Сарры. Моисей убил египтянина. Давид взял чужую жену Вирсавию, отправил на смерть её мужа Урию. Лот, в скотском и пьяном виде, дважды допустил инцест со своими дочерьми… Это как понимать? Только, как простой и непреложный факт: среди людей нет «святых». В смысле безгрешности. Так же нельзя встретить по этому маркеру — «праведных».

«Нет праведного ни одного … потому что все согрешили и лишены славы Божией». (Послание Римлянам и Екклесиаст)
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». (1-е Послание Петра)

Праведниками (как и святыми) Библия назначает не безгрешных людей. А тех, кто… старается жить правильно, согласно заповедям Творца:

«В сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам». (Второзаконие)
«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». (1-е Послание Иоанна)
«Если кто праведен и творит суд и правду, …к идолам … не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет … никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник … говорит Господь Бог».

«Праведники» в Библии никогда не сравниваются с обыкновенными людьми. Не называются «лучшими из народа». Их всегда противопоставляют грешникам. Чаще — с преступившими закон Божий. Кто отверг заповеди Творца:

«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие». (Книга притчей Соломоновых)
«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром». (там же)
«Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». (Лука)

Вот и самый короткий вывод: Библия прямо говорит, что «святой и праведник» — это простые люди, которые грешны. Но всеми силами стараются жить по заповедям Творца. Ничего более… Без «прокладок» из десятков тысяч каких-то непонятных личностей. Которым еще нужно специальные молитвы творить.

-

Тройка, семёрка и дюжина: самые священные числа в истории...

Тройка, семёрка и дюжина: самые священные числа в истории...

Ну, как «соображали на троих» во времена моего счастливого советского детства — рассказ отдельный, не сегодня. Но цифра была сакральной, со времен «кукурузника Никиты». Тогда бутылка водочки стоила 21 рубль, поэтому бытовал закон — «по семь рваных с носа» (семь рублей с участника экспресс-попойки). После деноминации рубля беленькая стала стоить 2 рубля 87 копеек.

В одну харю такое позволить себе мог не каждый служащий или работяга не очень высокой квалификации. Поэтому принцип «соображать о трёх» сохранился. Каждый скидывался по рублю, на сдачу приобретался легендарный плавленый сырок или «завтрак туриста». Хлеб у всех был (в столовках почти бесплатно лежал). Остальная закусь выскребалась из обеденных «тормозков».

Святая «тройка».

Она же триада, троица, принцип троичности. С самых древних времен считалось первым «совершенным числом», с эпитетом «всё». Первые верования были завязаны на три уровня вселенной (верхний, нижний, срединный миры), означало это так же: прошлое, настоящее и будущее. Любые пути-дороги делились на начало, середины, конец; космогония строилась на трех фазах Луны. Зачатки философии опирались на божественные троицы и триады (знак причастности сразу несколькими сферами мироздания),

Любой человек рассматривался как триединое существо из тела, души и разума (духа), обязательно проходил через рождение, жизнь, смерть. Преодолевая по пути детство, зрелость и старость. Многое в цифре «три» проходило через социальные устои. Семьей (минимальный уровень) считались отец, мать и дитя. Чтобы всё было в порядке с потусторонними мирами — важные ритуалы проводились трижды. Часто коллективные решения племен и родов вершились судами и советами из трёх старейшин.

На Руси через «тройку» проходило много чего. Народные сказки не могли существовать без трёх богатырей и медведей, всегда загадывались три желания, дорог на перепутье столько же было. У любого зрелого мужа (царь или бедняк) были три сына, а жили они в тридевятом государстве, тридесятом царстве. Над которыми обязательно летал трёхголовый Змей Горыныч.

Умники всякие считали, что земля стоит на трёх китах (или слонах). Христианство это крепко заквасило на божественном Триединстве, три волхва принесли весть о рождении мессии, апостол Петр трижды отрёкся от Христа, Вера с Надеждой и Любовью — стали символами христианских добродетелей и т.д. ...

Получить любой цвет можно, смешав три краски: синий, жёлтый и красный. Любой фольклор, загадки, поговорки, пословицы вращаются вокруг трёх деревьев, рек, гор. Тут наши «три короба» не грех вспомнить, «третьи уста и руки», троеженство и наиболее эффективное распределение труда.

Про символизм вообще отдельная книга получится: треугольники, триграммы, трёхлучевые свастики, пересекающиеся символы, трезубцы и трилистники, трёхликие боги и богини, трёхпалые и трёхногие существа «скрытых миров»… продолжать можно бесконечно… но не очень интересно. Другие «священные цифры» больше доставляют.

Семёрка.

Вот где настоящая магия и космогония начинается! Некий Франческо Сиззи как-то прослышал: Галилей сообщил об открытии четырех новых планет-спутников Юпитера. Взял перо и наваял «нетленку»:

«В голове имеется семь отверстий: две ноздри, два уха, два глаза и рот, подобно этому и в небесах две благоприятные звезды, две неблагоприятные, два светила и единственный Меркурий, неопределённый и безразличный.
Отсюда и из многих других аналогичных явлений природы, таких, как семь металлов и тому подобное, которые было бы утомительно перечислять, мы заключаем, что число с необходимостью должно равняться семи…
Кроме того, евреи и другие древние народы, как и современные европейцы, приняли разделение недели на семь дней и назвали их по семи планетам; если теперь мы увеличим число планет, вся эта система рухнет…
Более того, эти спутники невидимы невооруженным глазом, и потому не могут оказывать влияние на Земле, и потому были бы бесполезны, и потому их не существует».

Представляете уровень доказательной базы? Какая поэзия и логика Средневековья! Не существует спутников. Не может быть в принципе, потому что «устои рухнут». И все цепляется за «семёрку», как столп мироздания. Она не менее «тройки» присутствует в народном обиходе. На Руси не реже употреблялась, например.

«Семь раз примерь, один отрежь», «Семь бед — один ответ», «Семеро с ложкой, один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «Семи пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе», «У семи нянек дитя без глазу», «Макару поклон, а Макар на семь сторон» и так далее…

Откуда такие дровишки? Что-то понятное лично нам (Индию и Китай и прочие далекие востоки не трогаем), оформленное в мировоззрение и культы — это Древняя Греция. Семеро великих героев сражаются против Фив (начало истории создают); семь городов спорят за честь именоваться родиной Гомера; только семь мудрецов могут почитаться эллинами; семь чудес света — это основа гармонии.

В первых записях упоминаются только четверо мудрецов, как основа: Фалес, Биант, Питтак и Солон. Трёх остальных выбирали из длинного списка претендентов. За самые мудрые высказывания. В разное время в «священную семёрку» попадали Клеобул из Линда, Периандр, Питтак Митиленский, Биас из Приены, Фалес из Милета, лакедемонянин Хилон, кекропиец Солон и др.

Отсюда и выходит в широкое обращение цивилизационная установка: только семеро мудрейших могут составить полноту картины мира. Это становится опорой для множества рассказов, стихов, пословиц. Даже своеобразной народной философией греков, частью народного просвещения. Это не какая-то «божественная мудрость», а именно человеческая. Направленная своими высказываниями на поучение себе подобных.

В изречениях «семи мудрецов» отражается новое «революционное мышление», именно они стоят у колыбели древнегреческой философии. Естественно, этот принцип начинает проникать в миры учёных людей, уже на первых страницах Библии «семёрка» становится знаковым числом. И до последних строк никуда не отпускает читателя.

Христианство.

Шесть дней пошабашив над сотворением мира, Господь благословляет и освящает седьмой день. Когда «почил… от всех дел Своих». Семь пар чистых животных и семь пар птиц небесных (тоже чистых) велено взять Ною в ковчег. И нужно спешить, поскольку катаклизм разразится… через семь дней. Каждую седьмицу нужно выпускать с посудины голубя на разведку.

Семь тучных коров и семь тощих — видит во сне фараон. И семь колосьев полных, семь — тонких. Семерых девиц встречает убежавший от фараона Моисей, семь дней в память об исходе из Египта полагается есть пресный хлеб. На седьмой день положено отпускать раба на волю. Зверюга Иисус Навин возле неприступного Иерихона кружит молча со своим воинством шесть дней. По разу в день семеро священников трубят в семь труб. На седьмой день стены Иерихона рассыпаются от общего гвалта евреев.

Семь евнухов служат царю Артаксерксу, советуют ему столько же князей. Семеро сыновей или семь дочерей рождаются то у одного, то у другого библейского персонажа. По семь агнцев приносят они в жертву. У кого банковский счёт толстый, он богач — непременно имеет семь тысяч голов скота. Кто замышляет недоброе, имеет в сердце семь мерзостей. Семью хлебами кормит Иисус несколько тысяч слушателей его проповеди, ещё семь полных корзин остаётся. Семерых бесов отправляет в бездну Христос из Марии Магдалины.

Сходит с ума от этой цифры Иоанн Богослов: видит семь золотых светильников и семь звёзд в деснице Божией. Говорит о семи церквях и стольких же Ангелах, им покровительствующих. Более трёх десятков раз только в одном Откровении (Апокалипсисе) цифра встречена. Свыше полутора сотен — в самой Библии. «Серебро» (140 эпизодов) — «тройка». «Бронза» у «десятки».

«Семёрка» является общим символом для всех религий. С самых первых документированных Древнего Востока. Все классификации группируются «по семь»: объекты, события, персонажи. Семь дней недели и цветов радуги, космических эр, Небес, областей ада, основных планет и соответствующих им металлов, мировых сфер, лучей Солнца, музыкальных нот… и продолжать можно бесконечно. Есть и математика сакральная.

3+4=7. Это соединение Неба и Земли, души и тела. Так строится пирамида с четырьмя треугольниками. 6+1=7 (седьмой луч Солнца) путь, по которому человек переходит из этого мира в следующий. Символическая значимость семёрки определяется. «Семёркой» обозначали связь с астрономией, делили время. В арабской традиции числу семь приписывают способность оберегать от зла. А семиглавые драконы Индии, Персии, Дальнего Востока — это хранители границ миров: доброго и дурного.

Дюжина.

12 знаков Зодиака и 12 месяцев года; 12 ветхозаветных сыновей Иакова и 12 апостолов Иисуса Христа; 12 часов в сутках у древних народов и 12 животных восточного календарного цикла… вот еще одно священное и сакральное число человечества. Это собственность «богов», кстати.

Наука нумерология всегда от него без ума была. С самых первых дней цивилизации: 12 — это символическое «1+2». Но из этого получается и наша вроде бы скучная «тройка». Символ божественной сущности, горнего мира, триады языческих богов.

Тримурти (триединство) Брахмы, Шивы и Вишну в индуистской мифологии, постоянные «соображения на троих» в египетских группировках божеств (с умножением еще на «три» — для более сильной «девятки»), образ трёх Мойр, трёх (или девяти) Муз, трёхликая Геката у греков, триады богов в римском культе… Явление трёх ангелов библейскому Аврааму, три способности души (память, мысль, любовь)…

Дальше. 12 — это «3 x 4», где «четвёрка» — число материальных стихий, сторон света. Символ всего земного и человеческой природы в том числе. Тут хоть складывай цифры, хоть умножай, — они всё равно свяжутся в нечто «священное». Единое целое. Мир земной и мир небесный. Нижний и верхний. Дольний и горний. Согласно Платону, Творец Мира придал всеобъемлющему эфиру форму додекаэдра, идеального 12-гранника.

Вспоминаем солнечного бога Ра, что плывёт над Египтом в священной ладье Манджет. На границе света и тьмы меняет транспортное средство, пересаживается в ночную посудину Масктет. Отправляется в путешествие по подземному Нилу. Это долина с 12-ю вратами, разделённая на дюжину частей. Знаменитый египетский лабиринт — это 12 связанных между собой храмов. Главный принадлежит Солнцу, сообщается с 12 знаками Зодиака.

Монументальная зала в храме Карнака украшена 12 массивными колоннами. В главном храме «Города Солнца» (Гелиополис) тоже было 12 колонн. Там подхватывает у Ра преемственность солнечный бог Гелиос. Пересев из ладьи на огненную колесницу. Для древних греков он мчится над Геей-землей, по Урану-небу. Пять детей Гелиос заводит от одной нимфы, семь сыновей от другой, дочери Афродиты. Всего дюжина сорванцов. Каждый из них небывало сведущ в астрологии.

Ему и нимфам в пику, Гея и Уранос породили 12 могучих титанов и титанид (6 братьев и 6 сестер). Устроив привычный греческий инцест, переженились и породили новые поколения богов. В конце концов на Олимпе утвердились 12 богов-олимпийцев, стали главными в пантеоне (Зевс, Посейдон, Аполлон, Арес, Гермес, Гефест, Гера, Деметра, Артемида, Афродита, Афина, Гестия). Круг 12-ти богов римляне заимствовали у греков и этрусков. Как и греки, их поделили на пары, получив союзы: Юпитер — Юнона, Нептун — Минерва, Марс-Венера, Аполлон — Диана, Вулкан — Веста, Меркурий — Церера.

Дюжина управляла всем Римом. Основой римского права был закон 12 таблиц, хвалу и праздничные речи императорам возносили 12-ю латинскими панегириками. От холма Палатина и Квиринала назначалось по 12 жрецов. Эти «прыгуны» исполняли ритуальные танцы, одевшись в доспехи, пели песню богу Марсу. Который когда-то уронил на землю свой щит, а римский царь Нума Помпилий приказал сделать еще одиннадцать.

12 алтарей (по числу месяцев в году) было посвящено двуликому богу Янусу, Кое-где он считался богом небесного свода, отворяющим ворота Солнцу. Первой служительницей Теллуры (древнейшая италийская Светлая богиня), была жена пастуха Фаустула. Который нашел близнецов Ромула и Рема. У нее было 12 своих сыновей. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, знаменитых Арвальских братьев. Рим не могли начать строить, пока не было знамения из дюжины коршунов.

12 быстрых жеребят породил с кобылицами Эрихтония сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари) бог северного ветра Борей. 12 дочерей (и 50 сыновей) было у последнего царя Трои Приама. Столько же пленных троянских юношей принёс в жертву над погребальным костром Патрокла — Ахиллес. 12 раз объезжали участники соревнования во время скачек и бегах на колесницах ипподром в Олимпии. На 12 кораблях вышел в поход Одиссей.

Политическим объединением древнегреческих полисов и общин Пелопоннеса был Ахейский союз, в который входили 12 городов. Уже в конце VII в. до н. э. возникла конфедерация 12-ти этрусских городов-государств. Римский император Диоклетиан объединил 12 провинций. Каждый из царей 12 городов (12 племен) Этрурии имел свиту в 12 ликторов… Можно бесконечно считать.

В Священном Писании

пророки разделены на больших и малых. Большие — Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил — оставили людям обширные пророческие книги. Малых была дюжина: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Сафония, Аггей, Захария и Малахия. Столько же волов из меди держали «Медное море». Огромный сосуд в Храме Соломона для омовения рук и ног священников перед входом в святилище.

Местечко близ Гаваона — «поле скал», «поле мечей» или «сильных мужей». Легенда единоборства между 12 вениамитянами (со стороны Иевосфея, сына Саулова) и дюжиной храбрых воинов Давида.

«…Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок и пали вместе».
«…И было у Соломона 12 приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году».

Не трое, а 12 волхвов приносят дары новорожденному Иисусу по версии сирийской и армянской церкви. Образ Небесного Иерусалима с его пропорциями, ступенями и количеством драгоценных камней, где всё подчинено числу «12». Дюжина апостолов Христа. С зодиакальной обязательной символикой. Каждый из них — от 12 колен Израилевых.

Как они появились? Глядя в небо. Разделившись, каждое из колен подняло собственное знамя. Украшенное соответствующими символами созвездий. В Иерусалимском храме подлунный мир разделён: сначала на четыре части, а затем окружен двенадцатью знаками Зодиака. Так было и в лагерях Израиля, где одно колено первосвященников (разделенное на 4 фаланги) шло, окруженное прочими двенадцатью. Первые четыре предводителя имели на своих знаменах изображения: Иуда — льва, Рувим — человека (или водолея), Эфраим — быка, Дан — скорпиона.

Почему всё так?

Потому что за год Земля делает один оборот вокруг Солнца. За это время Луна почти 12 раз проходит всю последовательность смены своих фаз. Которые сменяются приблизительно через 7 суток. Именно Луна «выделила» впервые Зодиак. Вот вся разгадка священного числа «12». Неосознанно человечество построило все свои цивилизации вокруг этой «дюжины».

Но… есть и тонкость одна. Не зря Платон и пифагорейцы говорили о «скрытой структуре мира» в виде додекаэдра. Им сейчас осторожно вторят современные астрономы, геофизики и астрофизики. Загадка до конца не разгадана, оказывается. Что удалось понять в «лунной математике» — не совсем полно объясняет картину мироздания. Считать и раскалывать многие другие «священные цифры» нужно. Есть варианты?

-

Орден Иезуитов: первая политическая партия мира...

Орден Иезуитов: первая политическая партия мира...

Год 1540-ой. Очень грустное время для католицизма. Европские события первой четверти XVI века разрушили мнимое могущество Церкви, её позиции были подорваны или попросту развеяны по ветру вихрями Реформации. Из-под контроля Ватикана вышли Германия, Англия, Швейцария, колебалась Шотландия. Протестанты стали реальной политической силой в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Острым был вопрос удержания хоть какой-то власти папства.

Но проблемы множились, католики понесли слишком серьёзные политические и экономические потери. Ни денег, ни влияния на назревшую Контрреформацию не было. Если раньше можно было опереться на внешнюю чистоту монашеских нищенствующих орденов, либо крестоносное воинство и интеллект подвижников… то теперь всюду был клин, куда ни кинь.

Именно в этот период и появился Орден иезуитов. Общество Иисуса (Societas Jesu). Так правильно называть организацию. Была создана баском по происхождению Игнатием Лойолой, утверждёна Папой Павлом III в 1540 году. С самого первого дня иезуиты отличались от прочих католических орденов, причём очень сильно. Потому что, к обычным трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и послушания) добавился новый, главный обет. Беспрекословного послушания и верного служения Папе Римскому. Он был заключён в строжайшие правила внутренней дисциплины. С полным подчинением по вертикали. Британский философ Арнольд Тойнби сказал:

«Лойола родился в католическом христианском обществе в эпоху, когда средневековому укладу римской церкви как главному институту западного мира был брошен вызов и когда устои его содрогались под ударами возрождающегося язычества в Италии и протестантизма в континентальной Европе».

Гений к месту.

Немного понимания, кто и как создал этот инструмент Ватикана для хирургических мировых операций (без наркоза). Его называли «генералом Папы Римского» и был он испанским идальго, доном Игнацио Лопесом де Рекальдо Лойола. Родился в 1491 году в богатой семье, по молодости блистал при испанском дворе, нравом был горяч и неукротим. Получив вполне приличное образование, начал военную карьеру у вице-короля Наварры. Очень быстро стал легендой, блестящим офицером, вполне мог поразмыслить о золотой шпаге военачальника. Но в тридцатилетнем возрасте дон Игнацио чуть не погибает, получив тяжелое ранение при штурме Памплоны 28 марта 1521 года.

В родовом замке чудом выживает, постоянно размышляет о падении нравов и христианской морали, торжестве Реформации (как он сам говорил). Сделав своей настольной книгой «Жизнь Христа», Лойола отправляется в Иерусалим нищенствующим паломником. Там он пробует испытать силу своей веры на поприще обращения мусульман в христианство. Результат был нулевым.

На родине наш герой занимается наукой, плотно садится за парту в изучении тонкостей богословия. В Париже обучение продолжает, заражая своим фанатизмом католика некоторых неглупых людей. Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес и несколько истово верящих испанцев становятся ядром его «революционного кружка».

Они остро переживают падение авторитета Папы, с ужасом наблюдают реформаторские веяния в университетской среде. В постоянных спорах и бесконечных совместных молитвах вырабатывают две простые и понятные доктрины Контрреформации:

  • — «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним»;
  • — «вернуться к подлинной евангельской бедности».

Просто и смешно? Ничуть. В те годы устои веры настолько были расшатаны, что и такие очевидные установки казались (за стенами немногих аскетичных монастырей) — новацией. Друзья решили, что после окончания учёбы вместе отправятся в Иерусалим. Но обстановочка мировая была жаркой, кругом полыхали войны. План «Б» тоже существовал: пойти в Рим, пасть перед Папой на колени и умолять назначить им служение во имя Церкви, для

«всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года в часовне Мучеников холма Монмартр были принесены личные обеты «борцов за веру», во исполнение своих планов. Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее, их благословил. Из-за войны с турками в Святую землю десять единомышленников не попали, по плану «Б» — отправились в Рим. В ноябре 1537 года были приняты папой Павлом III. Поступили на службу церкви в неопределённом статусе — «для выполнения любых миссий».

После этого, к первым двум своим клятвам — напросилась третья. Чтобы их союз единомышленников не был разрушен:

«лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Так стал формулироваться Устав нового Ордена. Энтузиастам помогли богословы Лайнез и Бовадильи. К этому времени у отставного испанского офицера дона Игнацио Лопес де Рекальдо Лойола уже оформился стойкий и верный ему круг почитателей. Проект монашеского ордена «Общества Иисуса» был окончательно сформулирован и 27 сентября 1540 года утвержден Папой.

Ватикан встряхнуло, как от хорошего землетрясения. Неслыханно! Папа наделяет «светских выскочек» чрезвычайными привилегиями! Это в тот момент, когда все остальные монашеские Ордена подвергаются суровым ревизиям. Реформаторов и папской курии. Именно они назначены «козлами отпущения» за упадок в Церкви. Отношение в обществе к ним… крайне негативное. А тут еще новый соорудили. Опасно!

Следующим потрясением стало… назначение Игнацио Лойола — первым генералом ордена. Как в армии. Это было что-то очень революционное. Ни один монашеский Орден такой сомнительной чести не удостоился. Но сведущие люди знали — грядёт великая война. А командовать новой «армией» должны именно генералы.

Казарма.

Дон Игнацио сразу расставил нужные акценты, сформулировал простые идеи. Для того, чтобы бороться с Реформацией, придётся (очень скорыми методами) воспитывать особых, «избранных людей». Желательно — фанатично преданных католической церкви. Не боящихся смерти и крови. Безжалостных, изворотливых, беспринципных, преданных только исполнению приказа.

Как опытный солдат, любимец отмороженных на всю голову испанских терций из отчаюг, авантюристов и наёмников — Лойола знал хороший рецепт. Лучший способ быстро перевоспитать человека (для нужного дела): завоевать его воображение. Генерал ордена не особо доверяет проповедям и увещеваниям (хотя большой мастер и того и другого). Требует действия. Выбора цели жизни для новых рекрутов.

Так разрабатывается специальный комплекс упражнений, идеально соответствующих его задаче. Появляются детально прописанные «Духовные упражнения». Первые — самые сложные, растянуты на сорок дней. Каждый иезуит должен их проделать всего два раза в жизни. При вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании Курса Молодого Бойца… пардон, перед выпускным экзаменом.

В уединённой келье посвящаемый должен пробыть один, в молчаливом сосредоточении. Общение — только с духовным наставником в режиме «исповедь». Необходимо полностью уйти в себя, работая над заданными воображаемыми образами… Любой опытный сотрудник спецподразделений вам скажет: именно так построен психологический тренинг. Когда нет нужды думать, событие необходимо «переживать». Потом давать правильные ответы.

Тут есть место всему, самому грязному и тёмному, что только есть в душе человека. Его выворачивают наизнанку, заставляя находить «верные решения» в самых немыслимых ранее для него поступках. Очень скоро адепт начинает органично предлагать практические решения, за которые вздёрнет любой самый милосердный судья, проклянёт самый распущенный епископ. Так «ковалось воинство» иезуитов. Отдельная статья будет, там поспорим более основательно. А пока, первые…

Размышления.

Как политолог и немного марксист, склонен считать Орден иезуитов… революционной партией, по лекалам которой товарищ Ленин потом создал своих немногочисленных большевиков. Выпнув из «революционного ордена» Мартова с его либерастическими взглядами на внутреннюю дисциплину и пути достижения конкретных целей. Задачи Иезуит решал тоже исключительно политические.

Сразу был создан для страшной, упорной борьбы. Без компромиссов и уступок. Формально взяв лозунг «К вящей славе Божией», почти сразу переформатировал его: «Любой ценой и средствами». Цель была понятной. Всегда и всеми способами увеличивать Славу Божию (для авторитета Папы Римского), а схоластика, типа «служение вере и распространение справедливости» — обычная пропаганда.

Потому что, оставаясь спаянными жесточайшей дисциплиной внутри себя, — для достижения успеха Орден разрешает многим своим последователям вести светский образ жизни. При соблюдении обета «страшной тайны», что те состоят в организации. Которая обладала небывалыми привилегиями на протяжении веков.

Иезуиты были освобождены от многих религиозных предписаний и запретов, ответственность несли только перед орденским начальством и Папой. Такая свобода маневра и неподсудность выковали из Ордена самую прочную и долгоживущую организацию. Гибкую, скрытую от посторонних глаз, с непонятными внутренними законами. Небывало скоро они стали очень влиятельной силой. Опутав своими интригами и сетями весь мир.

И по сей день… после всех преступлений, крови и коварства — это самый многочисленный католический орден, около 20 тысяч членов. Его деятельность всегда была тайной и загадкой. Даже в Ватикане не очень многие знали их текущие задачи. Тем более — конечную цель их деятельности.

Да, без сомнения: Орден создавался энтузиастами-мирянами. С благими намерениями. Но иезуиты как-то сразу не ограничили свою работу только территорией Европы и Ближнего Востока. Как декларировалось. Контрреформация шла, причём довольно успешно. Как бы сама собой. Орден отправился в Индию, Китай, Японию, Латинскую Америку. Методы там резко отличались от крутого нрава «псов папского престола» в Старом Свете.

Во всех странах Южной Америки иезуиты вели очень умную и гибкую миссионерскую деятельность. Благодаря иезуитам католичество смогло взять реванш на европском континенте, небывалым цветом вспыхнуть в Новом. Ими была создана эффективная система народного образования, специального «умного воспитания». Когда не требуют от учеников слепого подчинения католичеству. Даже креститься в веру не заставляют!

В разное время из стен иезуитских школ вышли очень яркие и неоднозначные личности: Богдан Хмельницкий, гетман Иван Мазепа; Конан Дойль, Антуан де Сент-Экзюпери; Альфред Хичкок, Фидель Кастро… сотни других, хорошо известных Истории. Одни Орден иезуитов проклинают. Другие — восторгаются. Но никто не скажет, что их работа была не эффективной. В рамках конкретных исторических задач и тенденций.

Проклятием Ордена (до сих пор) является восхищением им — Шелленбергом и Гиммлером, другими видными нацистами. Его структура послужила основой для формирования различных спецслужб. Речь о ЦРУ, кстати (но это неточно, ага). С другой стороны, выпускники иезуитских школ и колледжей, подозрительно широко мыслили. Против «империализма» выступали крайне резко временами. Как и против Церкви.

Всем известно: некогда Иосиф Виссарионович Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот что будущий товарищ Сталин обучался в Александропольском колледже иезуитов (г. Гюмри) — как-то странно забыто. Лидер Кубинской Революции Фидель Кастро прошёл обучение в нескольких иезуитских колледжах («Долорес» и «Вифлеем»). Один из которых закончил со степенью доктора в области права. Выпускником иезуитского колледжа Людовика Великого был президент Франции Жак Ширак.

Что с церковью творили первые два великих персонажа — известно. В подпол загнали. Но давайте и правильно политику Ширака оценивать. Он вернул Францию к «голлизму» послевоенному, толстый кукиш показав «империализму США». Демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа, явный и демонстративный крен в социальную (почти социалистическую) политику.

А уж как полоскал соседей через Канал… За их «англосаксонский ультра-либерализм». Можно представить очень длинный список интересных политических деятелей, людей культуры и искусства, бизнесменов и военных… Которые имеют «корочки» выпускника иезуитского учебного заведения. Так что вывод пока будет один для этой статьи: Ордену удалось создать блестящую систему образования. До сих пор учиться там считается очень престижно. Но цель… Какова она была? И остаётся сейчас…

Картина дня

наверх