На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

Загадки доставки Колыванской вазы в Санкт-Петербург. В исторических документах слишком много противоречий...

Ломая копья

 

Загадки доставки Колыванской вазы в Санкт-Петербург. В исторических документах слишком много противоречий...

Сравнивая время доставки монолита для изготовления Большой Колыванской вазы со временем строительства пирамиды Хеопса, мы наткнулись еще на ряд загадок, связанных как с изготовлением, так и с доставкой уже готовой вазы в Санкт-Петербург.

Пробуя разобраться в хитросплетениях исторических документов, нашли в них много противоречий, поэтому решили рассказать вам о сделанных на их основе выводах. Причем в данной статье не будем касаться вопросов самого изготовления достопримечательности, хранящейся в Эрмитаже. Об этом писали много и многие. А воз и ныне там. Так что займемся только ее доставкой из Колывани в столицу...

Начну с того, что в нескольких документах того времени (замечу, что это уже 19-й век, когда канцелярии постоянно строчили разные приказы и указания, получая в ответ не менее подробные описания выполнения этих указов) проставлены не только разные даты изготовления вазы, но и даты ее доставки в Санкт-Петербург. Интересно, а почему так вышло? Ведь по логике даты не должны различаться, причем у такой выдающейся вазы. Но... Смотрим на фактические документы.

Большая Колыванская ваза
Большая Колыванская ваза

Загадки доставки Колыванской вазы в Санкт-Петербург. В исторических документах слишком много противоречий...
Согласно данным Петербург-Центра, да и Википедии тоже, закончили делать Большую Колыванскую вазу на фабрике в 1843 г., а затем в середине февраля того же года занялись ее доставкой. Сначала перевезли в Барнаул на особых санях лошадьми упряжкой в 154-180 шт. Я не представляю, как их можно так запрячь, поэтому пропускаем. Затем из Барнаула обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Плыли по рекам Чусовой, по Каме и Волге, затем по обводному каналу перебрались в Неву.

Закончилась доставка через полгода в августе 1843 г. В 1845 г. было решено поставить вазу в проезд зданий Нового Эрмитажа, но для этого еще 4 года сооружали специальный фундамент. И только в 1849 г. поставили на место, где она и стоит до сих пор.

Похожие сведения содержит статья "Сибирского вестника" 1820 г., но даты там другие.

«Сибирский вестник», 1820 г.


Однако натыкаюсь на реальный документ об истории Колыванской фабрики, в котором написано, что отправка вазы осуществлялась с левого берега реки Белой. И кому тогда верить? Далее другая нестыковка. Дата выгрузки в столице совпадает – август 1843 г. А дальше такая фразочка - ваза водворилась в один из залов Нового Эрмитажа только через восемь лет. То есть в 1851 г., а ранее была дата 1849 г. И такие противоречия везде, когда начинаешь сравнивать источники и документы.

Теперь проследим по карте путь готовой вазы из Колывани. Хотя уже не понятно, откуда он реально начинался. Из Барнаула до Чусовой или с левого берега Белой? Ну начнем все же с Чусовой, которая впадает в Каму, Кама в Волгу, дальше - обводной канал. Тут ничего странного. Но как доставили вазу до Чусовой? Смотрим.

Из Колывани в Барнаул, затем из Барна...
Из Колывани в Барнаул, затем из Барнаула по реке Чусовая. Google-карты. Коллаж автора


Приличное расстояние получается. И опять со временем какая-то загадка. Пусть с февраля вазу везли в Барнаул. Находим источник, когда там обычно вскрывается лед, иначе не поплывешь. Данные такие. Согласно МЧС за 2020 г. в середине марта на реках Алтая начался паводок, но еще везде стоит лед, который местами приходится взрывать. Барнаул стоит на Оби, которая только-только начала очищаться ото льда 7 апреля. Интересная дата, не правда ли? Сходится с "Сибирским вестником".

А нужно ведь еще, чтобы река стала судоходной. То есть еще недели две, как минимум. Значит, отгрузка и отправление где-то в начале мая. Получается, что общая доставка составила 4 месяца вместо 6-ти. Реально ли это? Не знаю, хотя возможно. Но я не привык отступать. Поэтому далее разбираемся с историей сплава по реке Чусовой.

Сплав по реке Чусовой
Сплав по реке Чусовой


Долгое время Чусовая была транспортным путем Урала, о чем писал В.И.Ленин в свое время, указывая, что до самого последнего времени доставка продуктов из Урала в Москву происходила главным образом посредством примитивного сплава по рекам раз в год. Баржи шли с верхних пристаней в Пермь, 500 км весенний караван проходил за 5-6 дней. Вроде все понятно. Только вот речка эта была самой опасной из уральских рек:

"Сотни отвесных скал - «Олений», «Высокий», «Разбойник», подводные камни, перекаты, где скорость течения достигает 30-ти км/ч, подстерегали суда. Требовалось большое умение и выдержка, чтобы преодолеть препятствия. Не каждому лоцману это удавалось. Десятки барж разбивались, гибли сотни людей, тонули ценные грузы. Сплав на Чусовой – одна из самых трагических страниц в истории горнозаводского Урала"


Это из истории. Причем 20-го века. А что там было в 19-м? Думаю, что то же самое. Поэтому после такого описания становится интересно, а как доставщики вазы не испугались везти по непредсказуемой речке такую махину из цельного монолита зелено-волнистой яшмы весом 19 тонн и высотой 2,5 м? Чуть неправильный поворот и ага. Приземлилась ваза на дно. Попробуй потом подними эти 19 тонн из быстрой реки. И не факт, что при этом ваза она не расколется при ударе о дно.

 

Река Чусовая
Река Чусовая


Хочу заметить, что проект реконструкции Чусовой был разработан гидротехником Климентием Ушаковым только в 1850 г., а как мы помним в это время ваза уже стояла в Эрмитаже. Ну и хочется немного добавить о самой вазе. Не удержался. На сайте Петербург-Центра написано:

"Яшма – камень твердый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить".


Удивились? Вот откуда была взята версия о заделывании трещин? Именно в статье о Колывановской вазе. И каким способом эти трещины заделывали? В мелкую труху крошили яшму и затирали или замазывали чем-то? Вопрос, ответ на который содержит не безызвестный "Справочник кустаря" 1931 г., в котором куча рецептов искусственного камня.

Большая Колыванская ваза
Большая Колыванская ваза


Я сделал такой вывод. Вполне возможно, что никто ничего огромного и хрупкого из несусветно далекой сибирской глубинки не доставлял. Потому что транспортировка вазы нереальна даже в пределах города. Подумайте, это же цельный камень, по которому при случайном ударе может пойти трещина, и конец многолетнему труду резчиков по камню. Но это мое личное мнение, которое никому не навязываю. Однако, оно подкреплено еще несколькими фактами.

Например, 6-метровая армированная жб-плита запросто лопается под своим собственным весом в 1,5 м от края. К тому же, несмотря на монолит, каждая горная порода имеет трещины и может раскалываться в разных направлениях, в зависимости от давления на породу, что доказано профессором М.М.Протодьяконовым в книге "Давление горных пород и рудничное крепление" 1930 г.

Вот такое интересное открытие можно сделать, всего лишь сопоставив известные факты...

-ö-ö-

«Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, а они продолжают по нам стрелять»: 18 советских солдат полторы недели сдерживали немецкий батальон

Из дневника немецкого солдата:

«6 октября. Чертов элеватор. К нему невозможно подойти. Наши потери превысили 30%.

10 октября. Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли.

15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек. Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов».

Свидетельство ефрейтора Губерта Коралла не менее красноречиво: «Они сражались до последнего, даже раненые, и те не подпускали нас к себе. Один русский сержант, безоружный, со страшной раной в плече, бросился на наших с саперной лопаткой, но его тут же пристрелили. Безумие, самое настоящее безумие. Они дрались, как звери, — и погибали десятками».

Наводчик орудия зенитной батареи 199-й отдельной танковой бригады Ю.В. Владимиров попал в плен вечером 24 мая 1942 года. Случилось это в Балаклеевском районе Харьковской области, при выходе из котла. Шедший в колонне военнопленных, он наблюдал следующую картину: «В какой-то деревне мы увидели на околице группу плачущих женщин. На траве лежал мертвый молодой старшина в гимнастерке с четырьмя темно-красными блестящими треугольниками на красных петлицах. Три женщины рыли могилу. Кто-то из пленных сумел узнать, что этот старшина скрывался у местных жителей, но утром он был обнаружен немцами, отстреливался и покончил с собой, выстрелив себе в сердце».

Кто был этот старшина-герой, к сожалению, мы уже не узнаем никогда. Но то, что это был настоящий русский солдат, мужественный и смелый человек, сомневаться не приходится. Его «метод» также не мог понравиться фашистам, потому что само по себе сопротивление одиночек не предвещало врагу ничего хорошего.

Кто-то из немцев таких русских одиночек называл фанатиками, кто-то — настоящими солдатами, но факт остается фактом: их было много и в 1941 году, и в 1942-м. Благодаря им в первую очередь немецкий блицкриг забуксовал на российских просторах. План молниеносной войны провалился. Ибо все учли немецкие генералы, кроме одного — русского характера.

ПИСЬМА НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ ДОМОЙ

Источник: Смыслов О. С. Забытые герои войны. — М.: Вече, 2014

Картина дня

наверх