На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...

Николай Рерих: шамбала и революция

Николай Рерих: шамбала и революция

 

Имя Николая Рериха слышал наверняка каждый, ведь в какой только сфере жизни он ни оставил след! Художник и писатель, мыслитель и учёный, общественный деятель и путешественник. Его творческое наследие громадно — несколько тысяч картин, литературные труды.

Николай Константинович появился на свет в семье нотариуса, и хотя с юных лет его манили живопись и история, он был вынужден подчиниться отцу, который хотел, чтобы сын продолжил его дело, и поступил на юриспруденцию. Но тяга к искусству была неодолимой, поэтому Рерих параллельно обучался у Куинджи в Академии художеств.

Уже в 18 лет Николай вступает в Русское археологическое общество и самостоятельно проводит раскопки в нескольких губерниях империи. Он увлечён историей, и однажды это занятие приводит его к князю Путятину. Однако дома он его не находит, зато гостя встречает племянница князя Елена Шапошникова.

Николай Рерих с супругой Еленой. Фото с сайта izent.ru
Николай Рерих с супругой Еленой. 

 

Девица поражает Рериха своей привлекательностью, и он на несколько дней остаётся в имении, дожидаясь Путятина. Молодые сближаются, и вскоре их союз благословляет Церковь.

Николай же совместно с князем занимается раскопками на Валдае, где они обнаруживают стоянки эпохи неолита. С этот момента Рерих начинает коллекционировать древности. А затем с супругой отправляется в путешествие по стране, посещая города, известные своей древней историей.

Николай Рерих. Христос в пустыне
Николай Рерих. Христос в пустыне

 

Начало двадцатого века ознаменовалось в России засильем оккультизма и прочей мистики. Не обошло это хобби и Рерихов. Елену Ивановну посещали странные видения, о которых она рассказывала мужу, а тот, улавливая образы, переносил их на холсты. И однажды Константин Николаевич заметил: то, что он изображает, имеет свойство сбываться. В ужасе они с женой достали ранние работы художника — сплошные катастрофы... Рерих хотел их все уничтожить, однако Елена Ивановна его отговорила — эта участь постигла лишь немногие полотна.

В 1917 году Рерихи из-за болезни Николая Константиновича перебрались в Карелию, но в результате произошедшего переворота эта территория оказалась частью Финляндии. И тогда художник принял решение посетить Индию, о чём уже давно мечтал — его манили легенды о загадочной Шамбале. В этой мифической стране, считалось, можно достичь духовных вершин и гармонии.

В Индии, встречаясь с мудрецами, Рерих расспрашивал о Шамбале, и, поговаривают, во время одного из ритуалов шаман подсказал ему путь. Он прошептал: «Рисуй!»

И Николай Константинович последовал его совету. Одна из самых знаменитых серий его картин называется «Гималаи». А ведь по легенде затерянная страна находится где-то в этих горных хребтах.

Заснеженные пики на закате и восходе, горные монастыри и высеченные из скал храмы — всё это находило отражение на полотнах Рериха, которых он написал более пятисот. Они словно иллюстрируют дневник его путешествий и исканий, указывают путь в мир прекрасного и таинственного.

«Где ещё можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далёкого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни», —

восхищался Николай Константинович.

Тангла. Песнь о Шамбале
Тангла. Песнь о Шамбале

 

Великая Отечественная война застала его в Индии. Чтобы помочь родной стране, Рерих организует выставки и продаёт свои картины, а вырученные средства направляет в СССР — в фонд Красного Креста и Красной армии. В выступлениях в прессе он всячески поддерживает советский народ.

По окончании войны Николай Константинович попросил разрешение на въезд в Россию, но так и не узнал, что ему отказали. Согласно индийскому обычаю тело умершего предали огню и установили на этом месте камень с надписью, которая завершалась словами: «Да будет мир».

Нашёл ли Рерих Шамбалу? Возможно...

 

Лев Толстой против Нобелевской премии

 

В последние годы, мягко говоря, странный выбор лауреатов подрывает доверие к Нобелевской премии. Однако и по сей день она остаётся самой престижной в мире. Тем не менее, как мы сейчас увидим, и в самом начале своего существования, то есть с 1901 года, она вызывала достаточно много вопросов.

Согласно завещанию её создателя Альфреда Нобеля, присуждать премию следует тем, кто содействует гуманизации и прогрессу человечества. Но так ли это на самом деле?

Поговорим о премии в области литературы. Впервые её присудили французскому поэту Рене Франсуа Арману Сюлли-Прюдому. Вы можете вспомнить хоть одну строку из его «бессмертных» творений?

Не переживайте, даже далеко не все французы это могут. Более того, не все они знают, кто этот человек. А ведь он — нобелевский лауреат! И это притом, что в то ж время творили Марк Твен, Оскар Уайльд, Эмиль Золя, Лев Толстой, наконец.

Кстати, начиная с 1902 года именно Толстой ежегодно выдвигался на «Нобелевку», но так ни разу её не получил.

В 1906 году мир облетела новость, что Лев Николаевич сам отказался от премии. Однако не стоит думать, что писателю её присудили, а он взял и отверг её. Дело в том, что сразу после первого награждения в европейском обществе началось волнение: многие деятели искусств подписали коллективное письмо Толстому, в котором говорили о том, что он единственный, кто достоин был первым получить эту награду.

Но ни в следующем году, ни через два года, ни через три Лев Николаевич не признавался лауреатом. В 1906 году в очередной раз теперь уже Академия наук России выдвинула Толстого на «Нобелевку». Академики Кони, Арсеньев и Кондаков давали самую высокую оценку его произведениям.

Узнав об этом, Толстой написал своему знакомому писателю из Финляндии и попросил того, если у него есть связи с членами Академии, повлиять на них с тем, чтобы ему премию не присуждали.

«Прошу вас сделать, что вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение — отказываться от неё», —

пишет Лев Николаевич.

Но почему писатель так настойчиво отказывается от вполне заслуженной награды? Сам он объяснял это достаточно просто: якобы любые деньги для него зло, и он совершенно не хочет думать над тем, как ими потом распорядиться.

Но мы-то прекрасно знаем, что Толстой всегда находил применение финансам: он кормил нуждающихся, помогал крестьянам, так неужели не придумал бы, куда деть нобелевский миллион?

Некоторые специалисты, предполагают, что таким образом он хотел насолить своей супруге Софье Андреевне. Но не слишком ли это мелко для гения такого уровня?

Гораздо более правдоподобной выглядит другая теория. Толстой просто не хотел быть в роли униженного просителя перед чиновниками, перебирающими бумаги и выносящими странные решения.

А премию по литературе в тот год получил поэт Джозуэ Кардуччи.

 

Дени Дидро. Любовь, доверенная письмам

 

Просветитель, писатель, философ. Переводчик, драматург, основатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Член Стокгольмской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий наук. Это всё об одном человеке, имя которому Дени Дидро.

Он родился в семье обычного французского ремесленника, и отец мечтал, чтобы сын сделал карьеру священника, а потому много времени и внимания уделял его образованию. В Париже, куда отправился 15-летний Дидро на учёбу, он увлёкся философией, которая стала его основной профессией.

Но о научных и литературных изысканиях Дени Дидро не рассказывал только ленивый. Гораздо интереснее ещё одно его увлечение — женщины. Он восхищался ими с раннего возраста, и в его голове и сердце они занимали не последнее место. Причём Дидро совсем необязательно было вступать с ними в связь — порою вполне достаточно оказывалось переписки.

Одним из его адресатов была русская императрица Екатерина Великая. Чтобы поддержать философа в трудный момент, она купила его библиотеку на очень выгодных для Дидро условиях: он пользовался ею до конца своих дней, да ещё и получал за это жалованье!

И всё же выбор спутницы жизни писатель сделал — он женился на Антуанетте Чампион (Шампьон), но лишь родилась дочь, названная Анжеликой в честь умершей матери Дени, он направо и налево, не таясь, стал изменять супруге. Романы на стороне длились обычно недолго.

Но вот в его жизни появляется Софи Волан. Одинокая и великодушная, она была готова покорно внимать его бесконечным рассуждениям на абсолютно любые темы. Виделись они редко, но вынужденная разлука лишь сильнее разжигала огонь их чувств. И всю нежную пылкость влюблённые выливали в письмах, которыми они обменивались более тридцати лет. Их сохранилось более пяти сотен, и все послания собраны в отдельный том и по сей день поражают глубиной чувств и романтичностью.

Такое постоянство ранее весьма ветреного Дидро не могло не удивлять друзей и знакомых. Но для него никого, кроме Софи, не существовало:

«Четыре года назад вы казались мне прекрасной. Ныне я нахожу вас ещё прекраснее; такова волшебная сила постоянства — добродетели наиболее требовательной и редкой».

Писатель сам удивляется тому, что с каждым годом любит свою избранницу всё сильнее, и при этом с каждым годом всё более уверяется в том, что Софи — его единственная любовь, которая может быть только раз в жизни.

Есть версия, что однажды Дидро попросил знакомого художника, имя которого история, увы, не сохранила, нарисовать портрет мадемуазель Волан. Тот набросал его на чистой странице томика Горация, с которым Дидро никогда не расставался. После смерти философа вся его библиотека, как мы помним, досталась российской императрице, а та раздала её нескольким книгохранилищам.

Возможно, где-то на дальних полках до сих пор пылится томик, в котором запечатлено лицо женщины, показавшей нежную и ранимую душу жёсткого и прямолинейного в других сферах Дени Дидро.

 

Ираклий Андроников: сочинитель и рассказчик весёлых историй

Фото с сайта culture.ru
«Основные качества моего характера с самого детства — застенчивость и любовь к музыке. С них всё и началось, Правда, в застенчивость мою теперь уже никто не верит. И сам я иногда начинаю сомневаться»...

Так начинается автобиографический рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде».

В узком кругу друзей и знакомых было известно о способности Ираклия Луарсабовича мастерски рассказывать истории. И вот однажды ему посоветовали не прятать талант, а выйти с ним на сцену. По одной версии советчиком был исполнитель А. Вертинский, по другой — музыковед И. Соллертинский.

Но это, впрочем, неважно. Андроников послушался, однако выступление его зрители не оценили. Другой бы оставил подобные занятия, но у Ираклия помимо его «застенчивости» была ещё и целеустремлённость: поражение он обратил в победу, уже в следующем выступлении описывая случай провала в юмористическом тоне. Зрители рыдали от смеха, да и сейчас рассказы Андроникова вызывают не менее яркие эмоции.

Однако изначально ничего в его биографии не предвещало артистической карьеры. Он родился в семье известного адвоката, в гостях у которого часто бывали представители творческой и научной элиты со всей страны. В общении с такими людьми у маленького Ираклия сформировалась склонность к литературе, наукам и искусству.

И когда пришло время выбирать вуз, Андроников одновременно поступил сразу в два: на историко-филологический факультет и на словесное отделение. Его трудовая деятельность была связана с библиотеками и издательским делом.

Ещё в студенческие годы Ираклий Луарсабович увлёкся творчеством Лермонтова: Михаил Юрьевич станет спутником Андроникова на всю жизнь. Он публикует статьи о поэте, разыскивает неизвестные факты его биографии, защищает кандидатскую диссертацию. А монографию Андроникова о жизни Лермонтова в Грузии ему засчитывают как докторскую.

При этом статьи Ираклий Луарсабович создаёт в необычной для науки форме — эссе. В них живым и доступным языком автор излагает научные факты, дополняя их интересными деталями. Исследовательская работа становится основой для Лермонтовской энциклопедии и цикла «Рассказов о Лермонтове». Прочитанные миллионам, они покорили зрителей СССР лёгкостью и высокой культурой, остроумием и простотой.

Свои выступления Андроников называл устными рассказами, причём всегда настолько владел темой, что на эстраде позволял себе импровизации, искромётные шутки. Ираклий Луарсабович, никогда не обучавшийся актёрскому мастерству, от рождения обладал удивительным даром перевоплощения и подражания голосам. Его номера получили в народе название «театра одного актёра».

В середине 50-х годов на начавшем активно развиваться телевидении выходят циклы передач «Ираклий Андроников рассказывает», которые становятся необычайно популярными. По словам К.И. Чуковского, «театр слова» полюбился зрителям потому, что, рассказывая, Андроников с головы до ног перевоплощался в того, кого изображал. Сам же при этом растворялся в образе без остатка.

Доктор филологических наук, народный артист СССР, фронтовик, Ираклий Андроников был отмечен многими государственными наградами, он внёс немалый вклад и в науку, и культуру нашей страны

 

Александр Шилов: "Либо искусство есть, либо его вообще нет!"

 

Портреты писали практически все известные живописцы, но исключительно ими они не занимались. Портретисты же при царских дворах изображали только лишь привилегированный класс. Современный мастер портретного жанра Александр Шилов своими вдохновенными работами снискал мировую славу. Однако пишет он по душевному порыву и только тех, кто его действительно вдохновляет.

Так, у художника есть целая серия портретов его дочери. Маша родилась в 1979 году и сделала Александра самым счастливым человеком, став его Музой. Он писал дочурку с самого её рождения — карандашом, пастелью, красками. Однако несчастный случай перевернул жизнь всей семьи. Полученная в детстве травма обернулась для Маши тяжёлой болезнью: девочка умерла в 16 лет от саркомы.

Смерть дочери повлекла семейный и творческий кризис. Но Александр Максович находил в себе силы и продолжал работать. Его трепетное отношение к искусству известно и развилось в целую систему взглядов: художник считает, что искусство — как душа народа — в ответе за безопасность страны.

"Дай бог вам здоровьица!" 1998г. Холст, масло. 140х120

 

Ведь если оно рушится, то утрачиваются ценности, нивелируется понятие красоты, а вместе с этим разрушается и страна.

«Искусство должно пробуждать в человеке всё самое светлое и возвышенное, чтобы даже не искушённый в области искусства человек, подходя к картине, смотрел бы на неё как на икону, задумывался о том, человеческая рука это сделала или Всевышний», —

говорит А.М. Шилов.

Ради такого вот образа художник готов в любой миг сорваться с места и ехать в глубинку, где живёт какая-нибудь бабушка, которая вдруг чем-то становится ему интересной. Ведь для Шилова совсем неважно, какой у человека социальный статус — герой, бродяга или нищий. Главное — яркий характер.

"Одиночество". Александр Максович Шилов

 

Ещё во время учёбы он задумал серию портретов героических людей, и тогда художника познакомили с М. Водопьяновым, лётчиком-полярником, Героем Советского Союза. Александр Максович портрет написал, положив таким образом начало своему залу боевой славы, который он назвал «Они сражались за Родину!».

Есть там и портрет бабушки из саратовской деревни. Во время войны она помогала зенитчикам — служила в расчёте прожектора, лучом которого выхватывались в ночном небе вражеские самолёты.

«В её облике, руках — а в них вторая биография человека — отражена вся жизнь», — отмечает художник. Он писал эту женщину восемь дней — женщину, смотревшую смерти в лицо, вырастившую детей, а теперь живущую в бедной избе. Как Шилов признавался позже, при виде рук старушки, её босых искривлённых ступней «трудно было не заплакать».

В зале боевой славы художника как известные, так и безымянные герои: актёр Владимир Этуш и драматург Виктор Розов, безногий солдат и монахиня, служившая в разведке.

Однажды президент В.В. Путин посетил галерею Шилова и предложил эту выставку экспонировать в городах воинской славы как дань памяти русском солдату. По словам А.М. Шилова, эти портреты уже побывали в двух десятках городов.

Утро. 1978.  Александр Максович Шилов
Утро. 1978. Александр Максович Шилов

 

Говоря об искусстве, художник утверждает, что оно не делится на современное или несовременное. По его мнению, либо искусство есть, либо его вообще нет. У него, считает Шилов, есть.

 

Марина Цветаева: самый счастливый год

Фото Марины Цветаевой
Фото Марины Цветаевой

 

Человеку, любящему творчество Марины Цветаевой, очень трудно говорить о её биографии. Гениальные стихи и жизнь, наполненная трагическими, хочется верить, ошибками, а не безразличием, отчуждением, жестокостью… Но, если бы она была верной женой, заботливой матерью, знали бы мы поэтессу?

Трудно сказать, как трудно описать её жизнь, где были измены, предательство детей, смерть дочери и самоубийство… Поэтому в день рождения Марины есть смысл вспомнить самый счастливый, по её собственному признанию, год.

В 1910 году выходит первый стихотворный сборник Цветаевой «Вечерний альбом», и тогда же она знакомится с поэтом Максимилианом Волошиным, которому, как она позже напишет,

«обязана первым самосознанием себя как поэта и целым рядом блаженных лет в его прекрасном, суровом Коктебеле».

Действительно, уже в марте следующего года Марина с сестрой Анастасией приезжают в Коктебель в гости к Волошину. Цветаева в творческой атмосфере, царящей в доме поэта, преображается на глазах, приобретая сказочную, неземную красоту.

Но не только разговоры о поэзии привели к столь разительным изменениям. Здесь, в Коктебеле, Марина встретила большую любовь — Сергея Эфрона. Его представили Цветаевой как начинающего литератора, и он оказался во всём ей созвучен — был таким, каким рисовало его её творческое воображение.

 

Темноволосый, с огромными серыми глазами, он, признанию Марины, был «так неправдоподобно красив», что ей даже было совестно находиться рядом с ним.

Они бродили по берегу Чёрного моря. Марина собирала камешки, и Сергей принялся ей помогать. И вдруг она решила: если юный красавец найдёт для неё сердолик, она обязательно выйдет за него замуж. И вот Сергей, не глядя — потому что смотрел только на Марину, берёт камешек и протягивает ей. И, конечно же, это был именно сердолик.

Позже этот камень Цветаева вставит в серебряное кольцо и не расстанется с ним до конца жизни. Эфрону же она посвятит удивительно трогательные строки стихотворения «Генералам двенадцатого года».

1911 год продолжается для Марины путешествием по Крыму — Старый Крым и Феодосия, улочки которой будто ведут в волшебные сказки Шахерезады. А потом вместе с Волошиным они плавали на лодке к гроту в скале, который Максимилиан назвал входом в Аид, к Золотым воротам и в Сердоликовую бухту.

Они поднимались на Кара-Даг, бродили по окрестным холмам и часами разговаривали. Марина духовно раскрепостилась, что не замедлило сказаться на её творчестве, из которого ушла внутренняя замкнутость и книжность.

Марина Цветаева в Коктебеле. Фото с сайта www.krimoved-library.ru
Марина Цветаева в Коктебеле. 

 

Немногим позже в письме Цветаева будет с глубокой искренностью благодарить Волошина:

«Это лето было лучшее из всех моих взрослых лет, и им я обязана тебе».

При этом с Сергеем Эфроном, с которым они поженятся уже в 1912 году, родят троих детей, будут расходиться и сходиться, до конца жизни она будет на «Вы». Но всё это будет потом, а сейчас у Марины — самый счастливый год…

Картина дня

наверх