Русь Есенин
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки за ветками,
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь — везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
Затомилась деревня невесточкой —
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой,—
Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут ро́дные грамотку,
За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
-
Караимский перстень: главная тайна талисмана Пушкина
Почти все, наверное, еще со школьной скамьи помнят знаменитый стих классика о талисмане. Произведение заканчивается строками:
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Наверное, многим будет интересно узнать, что этим загадочным талисманом было… караимское кольцо с древнееврейской надписью.
Как кольцо попало к поэту
Кто же подарил молодому Пушкину это кольцо? В период одесской ссылки поэт страстно влюбился в Елизавету Ксаверьевну Воронцову, жену Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссии. Та отвечала ему взаимностью. При расставании с поэтом 1 августа 1824 года Елизавета Ксаверьевна подарила Пушкино этот перстень. Кольцо было сделано из золота, с сердоликовой вставкой, на которой была сделана надпись на древнееврейском языке. Это было не обычное кольцо, а перстень-печатка, использовавшееся для запечатывания корреспонденции. По этой причине, древнееврейская надпись на сердоликовой вставки была сделана, что называется, «в негативе», а «позитивное» (т.е. правильное) прочтение надписи было возможно при отпечатывании надписи на сургуче или воске. Над надписью находится растительный орнамент, по-видимому, изображение гроздей винограда. В караимской и еврейской традиции виноград символизировал плодородие и народ Израиля в общем и целом. Второе кольцо, аналогичное этому, Воронцова оставила у себя. Из воспоминаний сестры Пушкина О.С. Павлищевой известно, что, «когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими же кабалистическими знаками, какие находились и на перстне ее брата, – последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе». Несомненно, что здесь идет речь о переписке поэта с Е.К. Воронцовой, которая запечатывала корреспонденцию таким же перстнем, что и Пушкин.
Как эти два перстня с древнееврейскими надписями попали к Воронцовой, можно только догадываться. Дело в том, что ее муж, М.С. Воронцов, над которым столь едко посмеивался поэт, неоднократно общался с богатыми караимскими семействами из Крыма. К примеру, известно, что с семейством Воронцовых были знакомы такие видные караимские деятели как Авраам и Гавриил Фирковичи, а также одесский караимский газзан (руководитель общины) Соломон Бейм, подаривший С.М. Воронцову (сыну М.С. Воронцова) отрывок из ценной древнееврейской рукописи XIV века. По всей видимости, дабы задобрить властного губернатора, кто-то из представителей караимской общины даровал ему два массивных караимских перстня. Вполне возможно, что этим дарителем был Симха, сын Иосифа, чье имя написано на одном из колец. Позднее один из перстней достался жене Воронцова; второй она подарила влюбленному Пушкину. В последующие годы Воронцова и Пушкин запечатывали этими перстнями свою тайную переписку.
Значение перстня
По словам Б.В. Анненкова, поэт верил в мистические свойства кольца: «Пушкин по известной склонности к суеверию, соединял даже талант свой с участью перстня, испещрённого какими-то каббалистическими знаками и бережно хранимого им». Поэт носил это массивное кольцо на указательном или на большом пальце. Его можно видеть на двух классических портретах Пушкина кисти В. Тропинина и К. Мазера. Пушкин даже оставил зарисовку собственной руки с этим перстнем на указательном пальце. Вдали на этом же рисунке можно видеть некую даму – видимо, изображение Е.К. Воронцовой. Сохранились также несколько писем поэта, запечатанных этим перстнем.
Что же было написано на кольце
На самом деле, надпись на пушкинском талисмане не содержала никаких мистических тайн. В XIX веке надпись на перстне переводили такие известные ученые-гебраисты как З. Минор, О. И. Бонет, а также два заядлых врага, занимавшихся историей караимов – А. Я. Гаркави и Д. А. Хвольсон. Надпись на кольце, которую Пушкин полагал цитатой из Корана, на деле была оставлена на древнееврейском языке караимским владельцем перстня и содержала его имя: «Симха б[ен] к[вод] р[ав] Йосэф а-закен з[ихроно] л[ивраха]» (в переводе: «Симха, сын почтенного господина, старца Иосифа, блаженной памяти»). О том, что этот перстень принадлежал именно караиму, а не еврею-талмудисту, свидетельствует тот факт, что надпись нанесена на кольцо караимским курсивным почерком XIX века. Так что знаменитый пушкинский перстень-талисман изначально принадлежал зажиточному караиму, обитавшему либо в Крыму, либо в Одессе, в которой к началу XIX века также была значительная караимская община. К сожалению, надпись, находившаяся на втором перстне, принадлежавшем возлюбленной поэта, до нас не дошла. Вряд ли эта надпись могла повторять надпись на перстне Пушкина – как правило, владельческие перстни-печатки изготавливались в одном экземпляре. Куда подевался этот перстень после смерти Е.К. Воронцовой, тоже неизвестно.
Отметим, что в последнее время о талисмане Пушкина и судьбе поэта с непозволительными выдумками стали писать различного рода отечественные авторы. По «смелой» концепции одного из современных авторов (А. Зинухова), прадед А.С. Пушкина, арап Ганнибал… был караимом, вследствие чего в жилах поэта также течет караимская кровь. Нет нужды говорить о том, что за эти выдумки не опираются на источниковую базу.
Дальнейшая судьба талисмана
После трагической гибели Пушкина кольцо-талисман последовательно принадлежало поэту В. А. Жуковскому, писателю И. С. Тургеневу и Полине Виардо. Пожалуй, история человечества не знает второго перстня с аналогичной судьбой – оно последовательно принадлежало трем выдающимся российским литераторам! Увы, вскоре после февральской революции перстень был похищен. По сообщениям тогдашних газет, 23 марта 1917 года «в кабинете директора Пушкинского музея, помещавшегося в здании Александровского лицея, обнаружена пропажа ценных вещей, сохранившихся со времен Пушкина. Среди похищенных вещей находился золотой перстень, на камне которого была надпись на древнееврейском языке». Укравший перстень «лицейский дядька» сбыл его какому-то старьевщику. После этого след перстня теряется… В результате, до наших дней дошел лишь оттиск с вышеуказанной надписью – что и позволило нам установить его происхождение.
Кто знает, быть может, этот знаменитый перстень, подобно толкиновскому кольцу всевластья, лежит в чьей-нибудь частной коллекции – и рано или поздно захочет сменить хозяина. И тогда, возможно, мы вновь увидим знаменитый пушкинский талисман воочию.
-
Гигантский гризли
Гигантский гризли (англ. Grizzly Giant) — секвойядендрон гигантский, стоящий в роще Марипоса, национальный парк Йосемити, штат Калифорния, США.
Возраст этого дерева был оценен примерно в 1900—2400 лет, высота — 63,7 м, длина окружности ствола у основания — 29,5 м, диаметр ствола на высоте 1,5 м — 7,8 м, объём — 963 м³., что делает его старейшим деревом рощи и вторым по объёму в роще. В 1932 году Гризли занимал 5-ю строчку в списке самых больших по объёму деревьев в мире, ныне же занимает 25-е место в этом списке. Ствол в нижней части сильно повреждён.
-
Гибель «Титаника» и другие самые невероятные совпадения в истории
Совпадения в нашей жизни — не такая уж редкость. Обычно мы относим их к случайностям. Но иногда они бывают такими шокирующими, что создается впечатление: не иначе это вмешательство неведомых сил. Вот некоторые самые удивительные совпадения, имевшие место в истории…
Наполеон и Святая Елена
На последней странице одной из школьных тетрадей Наполеона Бонапарта была обнаружена запись: «Св. Елена — маленький остров». 36 лет спустя после того, как она была сделана, великий император и полководец скончался именно на острове Святой Елены.
Двойник короля
Итальянский монарх Умберто I как-то обедал в небольшом ресторанчике в городе Монца. Обслуживал его сам хозяин заведения. Приглядевшись к нему, король с изумлением обнаружил, что ресторатор как две капли воды похож на него самого! Умберто заговорил с хозяином. Оказалось, что, кроме внешности, есть и другие совпадения. Так, и монарх, и владелец ресторана появились на свет в одном и том же городе и в один и тот же день — 14 марта 1844 года. И королеву, и жену ресторатора звали одинаковым именем – Маргарита. И еще одно совпадение: двойник короля открыл свое заведение в день, когда Умберто короновали. Все это показалось королю крайне забавным. Он решил следить за судьбой двойника, и вот в 1900 году узнал, что тот погиб: причиной стал случайный выстрел. Умберто отправился выразить соболезнования семье покойного, но по пути был насмерть сражен пулей анархиста.
Наследник убитого игрока
В 1858 году некий Роберт Фоллон выиграл в салуне в покер 600 долларов. Один из игроков обвинил его в шулерстве и застрелил. Никто из присутствующих не осмелился взять выигрыш убитого или занять его место за карточным столом. Но по правилам игру нужно было довести до конца. Тогда партнеры убитого решили пригласить за стол первого встречного. Вскоре они нашли на улице молодого человека, который согласился играть с ними, на деньги предшественника. Новичку повезло и он поднял сумму выигрыша до 2 200 долларов. Тем временем прибыла полиция, вызванная хозяином заведения в связи с убийством Фоллона. Главные подозреваемые были арестованы, а деньги Фоллона полицейские распорядились передать ближайшим родным покойного. И тут выяснилось, что приведенный с улицы удачливый новичок был… сыном Роберта Фоллона, который, правда, не видел своего отца более семи лет!
Невезучий Ричард Паркер
Эдгар По в 1838 году написал рассказ о потерпевших кораблекрушение моряках, которых много дней носило по морю и которые, в конец оголодав, решили убить и съесть самого молодого члена их экипажа – юнгу по имени Ричард Паркер.
А в 1884 году в море обнаружили ялик с тремя жертвами кораблекрушения, которые поведали, что изначально их было четверо. И четвертый, юнга Ричард Паркер, был съеден доведенными до отчаяния более взрослыми товарищами. Допросы показали, что рассказа По никто из матросов не читал.
Рок «Титаника»
В 1898 году был опубликован роман Моргана Робертсона «Тщетность». Речь в нем шла о крушении корабля под названием «Титан». После того как в апреле 1912 года потерпел крушение лайнер «Титаник», оказалось, что между сюжетом книги и историей реального корабля много общего. Кроме схожих названий, оба судна считались непотопляемыми, оба налетели на айсберг, и к тому же некоторые параметры «Титана» и «Титаника» (размеры судна, число винтов, скорость, водоизмещение) во многом совпадали.
Преследуемый молнией
История французского майора Саммерфорда поистине удивительна. Его злоключения начались в 1918 году, когда в него впервые ударила молния. Несчастный упал с коня, и у него парализовало нижнюю часть тела, ниже пояса. Но через какое-то время состояние Саммерфорда улучшилось. В 1924 году он отправляется с друзьями на рыбалку, где их застигает гроза и они прячутся под деревом. Но в дерево попадает молния, причем поражает она одного лишь Саммерфорда. Майор опять на несколько лет оказывается прикованным к постели.
В 1930 году он наконец встал на ноги. И как-то раз прогуливался в парке, когда началась гроза. В него снова угодила молния. На этот раз оправиться бедняге не удалось: после двух лет паралича Саммерфорд скончался. В 1934 году молния разрушила надгробие, установленное на его могиле.
Два мистера Брисона
В конце 1950-х годов некий Джордж Д. Брисон был по делам в Кентукки и остановился в гостинице под названием «Brown Hotel». После того как ему выдали ключ от №307, бизнесмен на всякий случай осведомился, не приходила ли на его имя какая-нибудь корреспонденция. Портье тут же вручил ему письмо, адресованное мистеру Джорджу Д. Брисону, проживающему в номере 307. Но откуда отправитель мог заранее знать, где именно остановится Брисон? Оказалось, что адресатом был другой человек с точно таким же именем и фамилией, останавливавшийся в том же номере незадолго до нашего героя!
Жанна в огне
В 1992 году французский художник Рене Шарбонно работал над картиной «Жанна д’Арк на костре». В качестве натурщицы ему позировала студентка химического факультета Жанна Ленуа. На другой день после того, как картина была окончена, в университетской лаборатории, где в это время находилась одна только Жанна, начался пожар. Девушка сгорела заживо, подобно Орлеанской деве, которую она изображала.
-
Двери Великанов
Одна из официальных версий огромных дверей – чтобы входящие чувствовали свое величие. Справа дверь – чувствуем величие. Слева дверь – куда пропало величие?
Свежие комментарии