На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

Спина болит из-за проблем с родными: Психотерапевт о том, как мысли влияют на здоровье

Спина болит из-за проблем с родными: Психотерапевт о том, как мысли влияют на здоровье

Инесса Григорьева, психотерапевт, ведущий научный сотрудник научного отдела РНПЦ психического здоровья, рассказала, почему иногда болезнь у человека задерживается надолго, как тело связано с психикой и почему многие годами при квалифицированной помощи медиков не могут выздороветь.

Инесса Григорьева уверена, что сегодня многие люди, которым нужна помощь специалиста, просто стесняются идти к психотерапевту. В итоге их психосоматические заболевания прогрессируют, а качество жизни ухудшается.

Как мысли влияют на здоровье
«Есть пациенты, которые не могут вылечиться год-два»

— Как много сегодня пациентов с психосоматическими заболеваниями?

— По данным Всемирной организации здравоохранения, около 38−40% пациентов, которые посещают терапевта, страдают психосоматическими заболеваниями.

— Эта статистика актуальна для Беларуси?

— Думаю, что да.

— Как вы определяете, что это психосоматическое заболевание, а не что-то другое?

— Во-первых, по рассказу пациента. Он начинает свою историю с того, что уже долго лечится, может быть, полгода, год, два. И ни одно лечение не дает результата.

Он приходит к терапевту, его обследуют, какие-то симптомы не укладываются в рамки традиционных симптомов заболевания. Доктор ему назначает препараты по протоколу, все как надо. Он уходит, и вроде бы становится лучше. Через некоторое время возвращается с теми же жалобами.

— Какие заболевания чаще всего могут быть психосоматическими?

— Есть Чикагская семерка таких заболеваний. Туда входит артериальная гипертензия, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, язвенный колит, нейродермит, ишемическая болезнь сердца, тиреотоксикоз (синдром, связанный с избыточным образованием гормонов щитовидной железы. — прим. ред.). Сейчас к этой семерке добавили и другие заболевания, которые относятся к психосоматическим расстройствам. Это и аллергия, и булимия, и анорексия, и даже онкологические процессы. Есть сейчас даже такое понятие, как психоонкология.

— Что может сделать терапевт, если видит, что у пациента уже полгода артериальная гипертензия, давление не падает, а анализы при этом хорошие?

— Его надо направить к психотерапевту. Есть специальные опросники и шкалы, которые пациенты могут заполнить даже у терапевта. Например, в шкале hads (шкала тревоги и депрессии. — Прим. TUT.BY) есть 14 утверждений. Семь на выявление тревоги и семь — депрессии. Пациенту нужно две минуты, чтобы ее заполнить, и доктору — 1,5 минуты, чтобы интерпретировать ответы пациента и сказать, есть ли у него тревога и депрессия. И если есть, то все равно направить к психотерапевту.

— Могли бы вы привести примеры из практики, когда к вам обращались с психосоматическими заболеваниями?

— Проще сказать, у каких пациентов психосоматических заболеваний не было. Моя кандидатская работа была связана с психотерапией пациентов, которые перенесли рак щитовидной железы. Сегодня говорят о том, что это тоже могла быть психосоматика. Хотя тогда мы считали, что это радиация. Но тогда почему не у всех людей болезнь появилась?

Щитовидная железа — это орган номер один, который реагирует на стресс. Она, как «щит». Если она справилась со стрессом, то у человека включается адаптивная реакция и ему легко. Если нет, то в этой зоне появляется хроническое напряжение. Функция органа нарушается.

Бывает, что приходят люди с хроническим болевым поведением: когда боль у человека является вторичной выгодой.

— Как это проявляется?

— С помощью боли человек уходит от ответственности. Когда он начинает болеть, к нему проявляют больше внимания. Он это фиксирует и запоминает.

— То есть на самом деле у него ничего не болит?

— Он чувствует боль. Это ипохондрики говорят, что болит, а на самом деле ничего нет. В случае с хроническим болевым поведением, например, приходит ко мне человек и говорит, что у него уже несколько лет болит голова. Я спрашиваю, когда появляется эта боль и связана ли она со стрессовыми нагрузками. Он говорит, что нет, просыпается утром, и голова болит. При этом при обследованиях ничего не обнаружили.

Потом оказывается, что когда-то он сидел на совещании в душном помещении, его при всех отчитали, эта информация стала для него психотравмирующей — и заболела голова. И эта головная боль зафиксировалась.

— На два года?

— Да. Каждый раз, когда кто-то выражал недовольство этим человеком, у него начинала болеть голова. Негативная информация связалась с головной болью.

Когда я протестировала этого пациента и поработала с ним, выяснилось, что первая психотравма была еще в детстве. Тогда папа отругал его прилюдно. Он расстроился, и у него заболела голова. После этого не болела. И вот в душном помещении на совещании снова заболела. Человек неадекватно понял это «поругивание» в детстве.

Из-за головной боли он не ходил в дальнейшем на совещания, и за него ходили другие сотрудники и рассказывали ему, что там было. Он, сам того не осознавая, использовал головную боль как манипуляцию другими людьми для получения необходимой информации.

Случается, что приходят люди, которые, когда ты им поможешь справиться с болью, остаются недовольны. Как-то пришла женщина с экземой на руках. Эта экзема у нее уже была десять лет. Дома она делала уборку в перчатках, но чаще всего этим занимались ее муж и дети.

Через несколько сеансов иглорефлексотерапии и психотерапии у нее руки стали чистыми. Я говорю ей: «Классно, это же хорошо!» А она отвечает, что руки-то чистые, но что, она сейчас будет дома мыть посуду и убирать? Тут я поняла, что попала на хроническое болевое поведение, когда боль являлась вторичной выгодой.

«Все заболевания связаны с психическими процессами»
— Какие еще случаи были?

— Была пациентка, которая писала жалобы на всех врачей в поликлинике. Она не была ипохондриком. У нее действительно были заболевания и была вот такая (показывает руками примерно 20 см в высоту. — Прим. ред.) карточка. Надо было, чтобы у каждого доктора был диагноз. Ее отправили ко мне, хотя волновались, что она может негативно отреагировать, что оказалась у психотерапевта.

Я ей говорю: «Вы меня видите?». Она отвечает: «Вижу». Я говорю: «Классно, значит, вы зрячая». Потом ей так тихо: «Вы меня слышите?» Она: «Слышу». Я: «А вы меня понимаете?» Она: «Доктор, я вас полностью понимаю». Я говорю: «Вот, значит, у вас с психикой все хорошо, психически вы здоровы. Так я и напишу». Она после этих слов расцвела. Она же боялась идти к психотерапевту. Я говорю: «Все в организме подчиняется психике. И если психика здорова, значит, все остальное мы обязательно начнем прорабатывать. Приходите ко мне завтра».

И что вы думаете? Она пришла, мы поработали, и оказалось, что у нее была психотравма еще со школы. Она была лидером и хотела выделяться, а учитель ее отругала. Это состояние зафиксировалось, и на протяжении жизни она все время всем что-то пыталась доказать. Это вызвало перегруз в системе. Если человек уходит в гнев, то у него напрягается система печени. Она стала гневной, любое замечание давало такую реакцию. В итоге у нее было много психосоматических заболеваний: и артериальная гипертензия, и стенокардия, и синдром раздраженного кишечника, и гастрит.

— Неужели это правда, что все болезни от нервов?

— В организме все взаимосвязано. Ты ударил пальчик, а слышишь его в мозге, болит-то везде. Холистический подход в психотерапии говорит о целостности. Сейчас даже новое направление есть — биопсихосоциальный подход. Настолько все едино у нас.

И безусловно, все заболевания связаны с психическими процессами, как и психические процессы находят отражение в каких-то реакциях тела.

— Часто ипохондрики приходят с психосоматическими заболеваниями?

— Ипохондрические расстройства встречаются не так часто. Это 1% от всех пациентов. Ипохондрики убеждены, что у них все болит и даже ставят себе диагнозы. Но никакие инструментальные методы их не подтверждают. У таких пациентов мы стараемся выяснить, что стоит за этим устойчивым желанием быть больным. Чаще всего это люди, которым мало уделяли внимания в семье. Поэтому они приходят к докторам. И ты уже по протоколу будешь проявлять внимание, обследовать его.

У меня есть пациент-игроман. Когда с ним работала, выяснила, что он контролирует свою игру. Он всегда берет маленькую сумму. Я и спрашиваю: «Зачем ты тогда посещаешь казино?» Он отвечает: «Вы не поверите. Там все время дают бесплатное шампанское, подходят такие красивые девушки, проявляют внимание».

Есть вторичная выгода? Ведь он говорит о внимании, а не о желании выиграть.

Иногда люди приходят к психотерапевту, потому что у них нет хороших материнских и отцовских отношений. Психотерапевт будет моделью этих отношений. Потому что он внимательный и заботливый.

«Если расстройство связано с прошлым, то может болеть спина»
— Насколько часто встречается психосоматическое бесплодие?

— Есть такое понятие, как психосоматическая стерильность. Когда ко мне приходят женщины с бесплодием, практически в 100% случаев мы находим вопросы, которые надо решать психотерапевтически. Это могут быть страхи перед изменениями тела, родов… У меня была пациентка, у которой мама умерла в родах, и она говорила, что это она маму убила. Чувство вины все блокировало, и девушка не могла забеременеть.

Иногда девушки пытались забеременеть и у них не получалось, но при этом они не хотели детей. Этого хотело общество или муж. Материнской зрелости не было. Бывают моменты несовместимости партнеров.

С женщинами, которые приходят с бесплодием, мы делаем картограмму. Они ставят точку на листе бумаги там, где у них муж, мама, бабушка, ребенок, которого планируют. У большинства оказывается, что ребенок стоит в том месте, где он противник для этой женщины, и поэтому она не хочет его рожать.

Порой дети на картограмме оказываются в прошлом женщины. И если они в прошлом, то как его родить? Девушка видит, что происходящее в ее жизни — психологическая расстановка, и мы начинаем с помощью психотерапии решать ее проблему. И через некоторое время беременность наступает.

Многие мамы беременеют после того, как берут детей из детского дома. Такое часто случается. Они проявляют свою чувственность, и включается материнство. Реально она уже стала мамой, снялся блок в голове.

— Насколько сильным должен быть стресс или травма, чтобы возникло психосоматическое заболевание?

— Самыми сильными психотравмами считаются смерть супруга или супруги, развод, расставание, тюремное заключение, увольнение с работы, смерть близких, несчастный случай, болезнь. Если у человека за последний год произошло несколько этих событий, то у развития психосоматического расстройства высокая вероятность.

Но бывает, когда на возникновение психосоматического заболевания повлиял хронический стресс. Когда что-то капало каждый день, и последняя капля переполнила чашу и запустила психосоматику.

— Можно ли понять, что у тебя заболит в зависимости от того, что это был за стресс?

— Можно. Если у человека расстройство связано с событиями из прошлого, какими-то нерешенными ситуациями с родными, то может болеть спина. Если это крестец, то ситуации связаны с дедушками и бабушками, если поясничный отдел, то это могут быть родительские отношения, если грудной — то отношения с противоположным полом.

Если человек начал плохо видеть или у него болят коленки и ноги, то значит, что он не видит для себя будущего с положительным исходом. Артериальная гипертензия говорит о том, что человек напряг себя до предела, а в тот момент у него не было благоприятных условий, чтобы с этим справиться.

Если пропал голос, то человек хотел сказать что-то, но обстоятельства не позволили и он себя заблокировал. При язве человек испытывает огромное чувство вины, «съедает» себя изнутри. Если он не спит, значит, есть тревога относительно того, что он не завершил дела правильно или что-то идет в жизни не так, как он предполагал.

«Люди, у которых нет психосоматических заболеваний, — есть»

— Тело может обманывать?

— Тело — это полная правда.

— Может ли человек помочь себе сам при психосоматическом заболевании?

— Если это что-то свежее и легкое, то может. А если есть моменты с множественными блокировками, он может запутаться. Специалист гораздо лучше решит вопрос.

— Как понять, что человек, который работает с психосоматическими заболеваниями, специалист, а не шарлатан?

— Надо обращать внимание на квалификацию специалиста. Если это психотерапевт, то у него должно быть медицинское образование, психокоррекцией может заниматься и психолог.

Серьезные школы имеют свои ассоциации. Разрешение на квалификацию дает компетентный орган, а рекомендации подтверждает ассоциация. Чтобы я могла работать в рамках психотерапевтической кинезиологии (интегративный подход, где для диагностики используют мышечное тестирование, а для коррекции — методы, упражнения и техники воздействия. — Прим. TUT.BY), мне надо было учиться три года, сдать экзамен и получить разрешение на проведение личной терапии со стороны ассоциации кинезиологов.

Также можно посмотреть отзывы о психотерапевте, но они не всегда могут быть объективными. Иногда люди хотят, чтобы им помогли за один сеанс, а их ситуация, возможно, это не предполагает. Тогда они остаются недовольны. Квалифицированный доктор скажет пациенту, сколько времени работать над каким вопросом. Иногда это один сеанс, а иногда и 11.

— Есть люди, у которых не бывает психосоматических заболеваний?

— Есть. Это люди, для которых здоровье, умиротворенность и комфорт являются высокой ценностью. Они всегда следят за собой и ведут абсолютно здоровый образ жизни.

Автор: Инесса Григорьева

Текст: Наталья Костюкевич

Фото: Дарья Бурякина

П.С. Информация поста не является истиной в последней инстанции. Используйте ее как отправную точку в самопознании и дальнейшем раскрытии истинной причины заболевания/недомогания.

 

ВОТ ТАКАЯ ВОТ ИСТОРИЯ-Я ТОЛЬКО ЧТО ПРИСОЕДИНИЛ ЗЕМЛИ ЮЖНОГО КАВКАЗА И АФГАНИСТАНА К ВЕЛИКОЙ АЛАНИИ-РУСКОЛАНИ!!!

АЛБАНИЯ-СТРАНА САКОВ-МАСКУТОВ-МАССАГЕТОВ-АЛАН ,АР-РАН по-персидски-КТО МОЖЕТ ЖИТЬ С СТРАНЕ АР-РАН-по-осетински АРИЙСКАЯ стРАНа.СТЫР РАНАЭ(большая страна по -осетински),КРОМЕ НАС,ОСЕТИН.Да ещё и прямое название АЛАУНК по-древнеармянски.АЗЕРЫ,ДАГИ,ГРУЗИНЫ,ПЕРСЫ-ОТДЫХАЮТ.АРМЯНЕ,КАК ОДИН НАРОД С АЛАНАМИ В ТЕ ВРЕМЕНА-ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ИСТОРИИ ОСЕТИН.Южнее -страна Антропатена,та же Алания.По-новоармянски Албания- Агванк,и это имя Аланов,которых Тимур-Алан повёл на завоевание Азии-Ассии(НИКАКИХ АЛАНОВ-НАС!! ТИМУР-АЛАН НЕ ВЫРЕЗАЛ,ОН ТОЛЬКО ПОВЁЛ ИХ ЗАВОЁВЫВАТЬ АЗИЮ,КОНЕЧНО КАВКАЗ ОБЕЗЛЮДЕЛ ИЗ-ЗА УХОДА БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ АЛАНОВ),где они основали Агванистан-Афганистан.А ВОТ ПРЯМОЕ УКАЗАНИЕ ИСТОРИИ ,ЧТО АРЦАХ БЫЛ ЧАСТЬЮ АРМЯНО-АЛАНСКОГО НАРОДА,ТАК ЧТО ОСЕТИНЫ НЕ ЗРЯ ПОГИБЛИ ЕГО ЗАЩИЩАЯ-БАТАЛЬОН АБАЕВА-ГЕРОЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА.В 387 году при разделе Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей территория Албанского царства была увеличена за счёт передачи ему двух армянских областей Арцах и Утик [13]. МОЁ НОВОЕ ОТКРЫТИЕ-АФГАНЦЫ-ЭТО МЫ,АЛАНЫ,КОТОРЫЕ УШЛИ С ТАМЕР-АЛАНОМ ПОКОРЯТЬ АЗИЮ С КАВКАЗА.КАК И АЛБАНЦЫ АЛАНЫ МАССАГЕТЫ СО СТОЛИЦЕЙ В МЦХЕТЕ-МАСХАТЕ-МАСАГЕТЕ.МАСАГЕТЫ ТОЖДЕСТВЕННЫ АЛАНАМ.

А ВОТ ТАКОЕ НИКТО ИЗ ВАС НЕ СЛЫШАЛ-УВЕРЕН В ЭТОМ!!!ОПЯТЬ ИНГУШСКИЕ УДОДЫ ПОЦЕЛОВАЛИ ШИШЬ СО СВОЕЙ ПАМИРСКОЙ ТЕОРИЕЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОСЕТИН ДЛЯ ДЕБИЛОВ. ДА И ВООБЩЕ СО ВСЕМ СВОИМ БРЕДОМ.И ДАЛЕКО НЕ ШИШЬ.А ЧТО ПОКРУЧЕ)))

ЭТО ИЗ КНИГИ АРМЯНСКОГО АВТОРА ДРЕВНОСТИ ЕСАИ ХАСАН-ДЖАЛАЛЯН КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛБАНСКОЙ(1702 — 1722)Перевод с древнеарм. языкаТ. И. Тер-Григоряна Предисловие и подготовка к изданию академика 3. М. Буният А ВЕДЬ ЭТО ПРЯМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТОГО,ЧТО ТАМЕР-АЛАН БЫЛ ИМЕННО АЛАНОМ ИЗ АФГАНИСТАНА! И ЧТО АФГАНЦЫ ТОЖЕ МЫ-АЛАНЫ!!! ПОЭТОМУ ИХ И НЕ МОЖЕТ НИКТО ИЗ СУПЕРДЕРЖАВ ЗАВОЕВАТЬ.И ВЁЛ ИХ НА ЗАПАД ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ ИХ НАЧАЛЬНИКАМИ И ВЛАСТЬЮ В ПОГРЯЗШИХ В РАСПРЯХ И ГРЕХАХ ЗЕМЛЯХ АЛАНОВ СВОИХ ЖЕ.ТО-ЕСТЬ НАС.........ТУТ УЖ ПОЦЕЛОВАЛИ ШИШЬ УЖЕ ВСЕ-ОТ И ДО.И ОПЯТЬ ВЕЛИКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ ОКАЗАЛИСЬ МЫ САМИ))) А АЛАН ТЕМУР-АЛАН ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ИСТРЕБИЛ НАС,А УГОВОРИЛ УЙТИ С КАВКАЗА ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ АЗИИ И ПОСТАВИЛ ПРАВИТЕЛЯМИ В АФГАНИСТАНЕ-АГВАНИСТАНЕ ,ПЕРСИИ,ПАКИСТАНЕ И ВСЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ-СВОЕЙ САКСКОЙ РОДИНЕ.КСТАТИ,СТАРОЕ НАЗВАНИЕ ДАГЕСТАНА ИМЕННО САКИСТАН-СТРАНА САКОВ-СКИФОВ-АЛАНОВ.ИХ ПОТОМКОВ,СОХРАНИВШИХ ЯЗЫК И ВИДЕЛА ТЕМИНА ТУАЕВА В СВОИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ....Случилось это при царе Султане Хусейне109. В районах Хорасана и Кандагара обиталоплемя, именуемое афганцами. Относительно этого племени говорят, что оно происходит отобитателей Кавказа из страны аланов110, что родом они агваны111и что они и до настоящеговремени носят прежнее свое наименование. Они были христианами, но завоевавший большуючасть света тиран Ланк-Тамурр, о котором свидетельствует историк112, вывел то племя из местаего обитания и поселил его в количестве 25 дымов в той стране. Спустя некоторое время они былиобращены в веру Магомета, а потом они размножились и стали ишханами113 и начальниками вкаждой части той страны и были самостоятельными до времени царя, именуемого Шах-Абасом,который при завоевании Кандагара захватил также и те районы, а их подчинил своей власти

По словам Фомы Мецонского, Тамерлан якобы переселил с Кавказа 10 тысяч албанцев-аланов ипоселил в Афганистане. Об этом и говорит автор. 111 Агваны — кавказские албанцы-аланы.

 

АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ

[греч. ̓Αλβανία; арм. Աղռւաճղ, Алуанк; груз. რანი, Рани; парф. Arda n; сир.  , Аран; арабо-персид.  , Ар-Ран, Арран], древняя страна в Вост. Закавказье на территории, примерно совпадающей с границами совр. Азербайджана.

Античные авторы говорят об А. К. как о стране, лежащей между Курой и Каспием (напр., Страбон. Геогр. XI). У ранних арм. историков Алуанк (А. К.) III - нач. V в. предстает примерно в тех же границах. С V в. возникает представление о «стране Алуанк» как о территории Албанского марзпанства (наместничества) державы Сасанидов, включившего кроме территории Албанского царства также бывш. провинции Великой Армении на правом берегу Куры; наконец, в ряде арм. текстов так называют только эти правобережные области. В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци), написанной в Х в. на арм. языке, под А. К. подразумевается территория от Аракса до Дербента, находившаяся в церковной юрисдикции Албанского католикоса. Географические границы термина А. К. (Арана) изменялись и в араб. эпоху. В большинстве работ совр. исследователей развивается т. зр., согласно к-рой с V в. А. К. называют церковно-политическое образование, населенное как собственно албанами (албанцами), так и др. народами (армянами Правобережья Куры, грузинами сев.-зап. областей). Поскольку однозначно определить границы А. К. для разных эпох не представляется возможным, далее речь пойдет об области, совпадающей с территорией Албанского марзпанства (V в.).

Политическая история. Древнейшей областью А. К. была сев. часть долины р. Куры к югу от впадения в нее р. Албан (арм. Алуан, груз. Алазани). В I тыс. до Р. Х. здесь начинают формироваться ранние городские общины, в т. ч. древняя столица А. К.- Капалак. Население страны было полиэтническим, его основу, видимо, составляли народности, говорившие на нахско-дагестан. языках (эры-раны, суджи, гелы, отены-уты и др.). Впервые албаны упоминаются среди участников битвы Александра Македонского с персами при Гавгамелах (331 до Р. Х.) в составе войска сатрапа Мидии. После разгрома державы Ахеменидов А. К. как часть сатрапии Атропатена входила в Селевкидское и Парфянское царства. Ко II в. до Р. Х. на основе объединения 26 племен (Страбон. Геогр. XI 4. 7) сложилось единое Албанское царство. В 65 г. до Р. Х. рим. полководец Помпей нанес поражение войску албан. царя Ороза, вынудив его заключить договор о мире и союзе. Позднее албаны восстали против Рима, но в 36 г. до Р. Х. рим. протекторат над А. К. был восстановлен. Албан. цари выступали союзниками Рима в войнах с Парфией, что, впрочем, не мешало развитию отношений с этой страной: находки серебряных парфянских монет свидетельствуют о широких торговых связях А. К. с Парфией на рубеже христ. эры. В I в. до Р. Х. сев.-зап. часть А. К. (Эрети в груз. источниках) попадает в сферу влияния Картлийского царства (Иверии).

В первые века по Р. Х. расселившиеся в прикаспийских областях мазкуты (массагеты) образовали гос-во с центром в г. Чол (Чор); правившая там династия Аршакидов временами распространяла свою власть до р. Куры. В сер. III в. Закавказье было завоевано иранцами, и А. К. наряду с Арменией, Картли и Баласаканом вошла в состав державы Сасанидов (о чем гласит победная надпись Шапура I на «Каабе Зороастра»). Фактически А. К. управляли цари из местной династии, зависимые от сасанидских шаханшахов, на стороне к-рых албаны выступали в войнах против Армении и Римской империи.

В IV в. албан. царь Урнайр, отступив от союза с Сасанидами, прибыл в Армению и был крещен вместе со своими приближенными. Христианство было провозглашено в А. К. гос. религией, но далеко не сразу получило повсеместное распространение, встретив сильное сопротивление приверженцев традиц. местных культов и зороастризма. В 450-451 гг. шаханшах Йездигерд II предпринял попытку обратить христиан Армении, Вост. Грузии и А. К. в зороастризм, что вызвало мощное антисасанидское восстание (см. Вардан Мамиконян). После этого Сасаниды отстранили от власти династию албан. царей (462), превратив А. К. в марзпанство. В его состав вошли как прикаспийские области, так и провинции на Правобережье Куры (Утик и Арцах), бывшие до кон. IV в. в составе Великой Армении. В 482-484 гг. произошло новое антииран. восстание, в результате к-рого Сасаниды прекратили гонения на христиан и признали царем А. К. Вачагана III Благочестивого (487-510). После его смерти вновь было образовано Албанское марзпанство в составе Северного кустака (округа) иран. державы. В связи с участившимися набегами кочевников с севера шаханшах Хосров I Ануширван (531-579) построил на побережье Каспия систему крепостей во главе с Дербентом. При этом он способствовал усилению в А. К. политической роли прикаспийских княжеств.

С кон. VI в. Кавказ становится местом столкновения интересов 3 великих держав: Византийской империи, Хазарского каганата и Сасанидского Ирана. А. К., попадавшая в зависимость то от одного, то от др. гос-ва, на рубеже VI-VII вв. добилась фактической самостоятельности под властью Михранидов, владетелей обл. Гардман (Утик). Наиболее известный представитель этой династии Джеваншир (Джуаншер, ок. 640 - ок. 680) вступил в союз с Византией. Но ослабевшая от долгих войн империя оказалась не в состоянии удержать надвигавшийся с юга натиск завоевателей-мусульман. Овладев Ираном, арабы вторглись в А. К., без труда подчинили ее, но были разгромлены при попытке вторжения в Хазарию (653). Джеваншир был вынужден сменить политический курс. В 60-х гг. VII в. он заключил договор с хазарами (взяв в жены дочь кагана) и признал власть халифата Омейядов, добившись в ходе переговоров в Дамаске с халифом Муавией существенного уменьшения дани. В период правления Джеваншира А. К. оставалась нейтральным гос-вом, лавировавшим между арабами, хазарами и Византией. Его преемник Вараз-Трдат пытался сохранять это положение, сблизившись с хазарами; в ходе миссии еп. Исраела хазар. правитель в Варачане (Баланджаре) был обращен в христианство. Но позже арабы, недовольные самостоятельной политикой местной династии (в частности, ее верностью визант. Православию), отстранили ее от власти (705). С этого времени Арран (А. К.) вошел в состав халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине) и оставался в его составе вплоть до кон. IX в. В городах Партав (араб. Бардаа), Дербент (араб. Баб-аль-Абваб), Шемаха разместились араб. гарнизоны, в стране расселялись кочевые араб. племена. Фискальная политика халифата вела к постепенной исламизации местного христ. населения.

Со 2-й пол. VIII в. начался распад Арабского халифата; в странах Закавказья развернулись национально-освободительные движения, что в свою очередь способствовало образованию новых феодальных гос-в. В IX-Х вв. на территории А. К. существовало неск. мусульм. политических образований: в Правобережье Куры - эмираты Ганджа (с сер. X в. под властью династии Шеддадидов) и Бардаа (в Х в. неоднократно подвергавшийся нападениям рус. дружин, приходивших по Волге и Каспию), в прикаспийских областях - гос-во Ширваншахов (нач. IX - сер. XVI в.), Дербент (Хашимиды) и ряд мелких владений. Наряду с этим к югу от Куры сохранялось неск. христ. арм. княжеств (Парисос, Хачен и др.), а на северо-западе оформилось христ. княжество Эрети, связанное с Картли. После разгрома в Вост. Закавказье восстания хуррамитов (816-837) правитель Эрети Сахл, сын Смбата (представитель одной из арм. династий), сдал арабам вождя восставших Бабека, за что халиф признал его правителем А. К. («батрик ар-Рани»). Позднее его потомок Амам принял титул «царя Албании» (893), претендуя на власть над землями по обоим берегам Куры.


План храмового комплекса городища Судагылан близ Мингечаура (Азербайджан). VI - VIII вв.

В Х в. Динар, дочь преемника Амама, «патрикия» и «царя албанов (ранов)» Адарнасе обратила Эрети в Православие. В результате этого народ Эрети, с древних времен в культурном и этническом отношении тесно связанный с Вост. Грузией, вошел в лоно Грузинской Церкви. К кон. Х в. Кахетинское княжество начало наступление на земли Эрети, завершившееся в 1010 образованием объединенного «царства кахов и ранов» (Кахети-Эрети).

Правители расположенного в Правобережье Куры Хаченского княжества, придерживавшиеся монофизитства и в Х - сер. XI в. также носившие титул «царей Алуанка», находились в вассальной зависимости от арм. царства Анийских Багратидов и в своем стремлении к самостоятельности противопоставляли им себя как наследников древних албан. царей. В Х в. было создано историческое соч. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци), в к-ром жители Правобережья Куры представлены в качестве особого народа алван (агван, албанов), имеющего издревле собственные светские и церковные традиции. Это было сделано с целью подтвердить права феодалов и духовных владык независимо властвовать в своей стране. В сер. XI в. титул «албанских царей» перешел к лорийским Кюрикидам (Ташир-Дзорагет).

В нач. XII в. груз. царь Давид Строитель присоединил к своему гос-ву Кахети-Эрети (1104), Ташир-Дзорагет (1118) и стал титуловаться «царем абхазов, картвелов, ранов, кахов и сомехов». С этого времени сев. часть албан. Левобережья Куры испытывает сильное этническое, конфессиональное и общекультурное груз. воздействие. Небольшая часть исторической А. К. входит в состав совр. Грузии (об истории и культуре Эрети с XI в. см. в ст. Грузия).

Процессы межэтнической интеграции христ. монофизитского населения бывш. А. К. вели к арменизации местных народностей. С XII в. обостряется осознание правобережным населением своей общеарм. принадлежности; в кон. XII - XIII в. освобождение от сельджукского ига привело к расцвету арм. культуры в княжестве Хачен (о христ. культуре и памятниках Арцаха и Утика с XII в. см. в ст. Армения).

Большинство жителей территории бывш. Албанского марзпанства (включая часть Правобережья) подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с XI в.- тюрк. народами. Вторжения сельджуков и др. тюрк. племен изменили этнический облик страны, древнее название к-рой сохранилось лишь как обозначение области, на к-рую распространялась церковная юрисдикция Албанских католикосов.

Албанская Церковь - одна из древнейших христ. Церквей на Кавказе. Согласно местной традиции, начало христ. проповеди в этих краях относится к I-II вв. и связано с именем ап. Елисея, ученика ап. Фаддея. После мученической кончины Фаддея в Армении ап. Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова, брата Господня, и направился в А. К. Апостол начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоре) (Ист. Ал. I 6; II 4; III 16/17; III 23/24). Там, «в краю мазкутов», ап. Елисей принял мученическую смерть; позднее были обретены его мощи. Хотя почитание Елисея установилось, по-видимому, лишь в VI-VII вв., он стал подлинным символом албан. христианства: местная Церковь неизменно чтила его память, житие Елисея включено в арм. синаксарь. В той же вост. части буд. Албанского марзпанства проповедовал и др. ученик ап. Фаддея, Дади, над могилой к-рого во 2-й пол. I в. был основан мон-рь Дадиванк.

«Второе крещение» А. К. имело место при св. Григории Просветителе в нач. IV в. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому еп. Фоме из г. Саталы (М. Армения). Согласно арм. источникам, в 30-е гг. IV в. внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (ок. 338); его гробница находится в Амарасе. К этому же времени относятся сообщения груз. источников о Крещении Эрети св. Нино (Нины), к-рой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом (КЦ. Т. 1. С. 125). В документах Соборов персид. Церкви Востока (410, 420) Аран (А. К.) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне, но это подчинение было, видимо, чисто номинальным.


План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в.

Возобновление проповеди христианства среди народов А. К. ок. 420 г. связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля, к-рым источники приписывают создание албан. алфавита (см. ниже раздел Язык и лит-ра). Судя по материалам I Двинского Собора (506), албан. являлся офиц. языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Арм. католикос Бабген писал о христианстве кавк. стран к своим персид. единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке». Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в груз. палимпсесте. С VII в. интенсифицируется процесс арменизации Албанской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на арм. языке. Впрочем, албан. письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албан., так и арм. надписи сер. VII в.).

Первым албан. правителем, принявшим христианство, был царь Урнайр, крестившийся в Армении ок. 370 г. В кон. V в. албан. царь Вачаган III Благочестивый, в союзе с Арменией и Грузией выступивший против попытки Сасанидов запретить христианство, торжественно принял Крещение и объявил христианство офиц. религией, приняв суровые меры против язычников (в стране был распространен и зороастризм вплоть до Х в.). Важное значение имел созванный по его инициативе Албанский (Алуэнский) Собор (487-488), к-рый выработал ряд канонов, защищавших правовые и экономические интересы духовенства и знати (один из первых памятников арм. юридической лит-ры). Вероятно, уже в это время Албанская Церковь пользовалась фактической автокефалией; при этом и «Алуэнские каноны», и «Повесть о Вачагане» (2-я пол. VI в.) продолжают исторические традиции Армянской Церкви.

В сер. VI в. обозначился статус Албанской Церкви в триаде Церквей Закавказья: ок. 551/52 г. ее предстоятель Абас получил титул «католикоса Алуанка, Лпника и Чола» с кафедрой в г. Партав (летняя резиденция разместилась в крепости Бердакур). Из «Книги посланий» известны названия входивших в состав Албанского католикосата епархий: Партав, Чол, Капалак, Амарас, Хашу, Талдзанк, Салиан, Шаки. Сохранилась печать «великого католикоса Албании и баласакана», выполненная пехлевийским (среднеперсид.) письмом и датируемая VI в. Совместной акцией Армянской и Албанской Церквей явилась неудавшаяся попытка Крещения кочевников к северу от Дербента в нач. 80-х гг. VII в. Через А. К. христианство проникло на территорию совр. Сев. Дагестана, где оно было распространено еще в XII в.

В нач. VII в. Грузинская Церковь приняла Православие (халкидонитство), в 631/32 г. Армянская Церковь на нек-рое время также приняла дифизитский догмат. Приверженность Албанской Церкви догматам Всел. IV Собора в Халкидоне сохранялась, видимо, до Партавского Собора (706), когда арм. католикос Елия I Арчишеци при поддержке араб. властей добился низложения албан. католикоса-халкидонита Нерсеса. Во 2-й пол. Х в. население левобережной А. К. (Эрети) воссоединилось с Православием в лоне Грузинской Церкви.


Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в.

Эпоха араб. завоеваний (с сер. VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албан. католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви (с 20-х гг. VIII в.).

В период политической раздробленности (IX-XII вв.) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в мон-ре Хамши (обл. Миапор); центрами церковной жизни были Арцах (XI в.) и Кахи-Закаталы (XII в.). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. мон-рь Гандзасар, фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в нач. XIX в. Сев. Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и вик-ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви.

Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551-595); Виро (595-629); Захария (629-644); Иоанн (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес (689-706); Симеон (706-707); Микаел (707-744); Анастас (744-748); Овсеп (748-765); Давит (765-769); Давит (769-778); Матте (778-779); Мовсес (779-781); Аарон (781-784); Соломон (784); Теодорос (784-788); Соломон (788-799); Ованнес (799-824); Мовсес (824); Давит (824-852); Овсеп (852-877); Самуел (877-894); Ховнан (894-902); Симеон (902-923); Давит (923-929); Саак (929-947); Гагик (947-958); Давит (958-965); Давит (965-971); Петрос (971-987); Мовсес (987-993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079-1121); Степанос (1129-1131); Григорос (ок. 1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита).
Э. Н. Г.

Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

Понимание такого сложного, в нек-рой степени условного явления, каким является культура средневек. А. К. (V-XI вв.), требует сбалансированного обращения к памятникам разных областей страны и совокупного учета факторов развития этнически неоднородной культуры на севере и северо-востоке А. К., т. е. в исторической Албании и ее прикаспийских землях - от Дербента на севере до устья Куры на юге (сев. и вост. части совр. Азербайджана, юг Республики Дагестан РФ, крайний юго-восток Грузии), а также арм. культуры на западе и юго-западе (территории, ограниченные с запада Курой, Араксом и вост. границей Армении, за исключением Лачинского р-на, а также часть марза Тавуш на северо-востоке совр. Армении). При этом необходимо отказаться как от ставшего традиц. для очерков по истории искусства средневек. А. К. представления памятников лишь «собственно Албании», так и от принципа исследования памятников Арцаха и Утика кон. V-XI в. лишь в контексте арм. культуры. В то же время не представляется возможным рассматривать их только в рамках национальной культуры Азербайджана. На протяжении веков А. К. испытывала культурную экспансию владевших ею держав: Ирана, Византии, Арабского халифата. Значительным, особенно в вост. районах, оказалось влияние тюркоязычных племен, культура к-рых постепенно укоренилась и по сей день развивается на большей части территории исторической А. К. Христ. культура сохранялась в ХХ в. лишь в отдельных анклавах, а с 90-х гг. ХХ в.- в Нагорном Карабахе и сопредельных районах.

Языки и литература. Согласно традиции, албан. письменность была создана Месропом Маштоцем, прибывшим из Армении между 415 и 420 гг. и получившим содействие со стороны албан. царя Арсвала, еп. Иеремия и помощь иерея Бениамина (Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981. С. 116 (на арм. яз.)). На албан. язык были переведены важнейшие библейские тексты: Книги Пророков, Деяния Апостолов, Евангелие (Там же. С. 212); в течение нек-рого времени албан. письменность была принята в офиц. переписке в А. К. Языком новой письменности явился один из 26 племенных языков страны, принадлежащий многочисленной народности, понятный царскому двору и большинству новообращенной паствы. Предположение о том, что этим языком был древнеудинский (Шанидзе. 1960. С. 189; Абрамян. 1964. С. 38), оспаривается (Мурадян. 1990. С. 53-60), в частности, на том основании, что алфавит был создан для богатого гортанными звуками языка гаргарейцев (гаргарцев) (Моисей Хоренский. III 54; Ист. Ал. II 3); впрочем, возможно, что термин «гаргараци» употреблялся в арм. источниках в качестве пейоративного эпитета для обозначения автохтонного населения Албании (Акопян. 1982). Албан. алфавит, содержащий 52 буквы (9 - для гласных фонем и 43 - для согласных), был обнаружен в арм. рукописи из собрания Эчмиадзина (№ 11) (Абуладзе. 1938). Известно также неск. албан. эпиграфических памятников. Тем не менее эта письменность пока окончательно не расшифрована, хотя само существование албан. лит-ры не вызывает сомнения у исследователей (Тревер. 1959. С. 309; Шанидзе. 1960. С. 160; Климов. 1967. С. 68; Мурадян. 1990. С. 58 сл.). Недавние находки албан. текстов среди рукописей мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2 грузино-албан. палимпсеста), возможно, позволят найти решение этой сложнейшей проблемы (Алексидзе. 1998; Alexidze. 2000).


План ц. Аствацацин мон-ря Цвиз (Армения). Сер. VII; XII в.

В VII в. офиц. языком (как адм., так и церковным) становится арм., но церковная служба продолжала вестись и по-албански. к 640 г. относится надпись на албан. языке о возведении ц. во имя св. Елише в 30 г. имп. Ираклием (Абрамян. 1964. С. 20-49). Она высечена на капители в комплексе у Мингечаура рядом с арм. надписью (Тревер. 1959. С. 335-339; Муравьев. 1981; Акопян. 1987. С. 138-139; Мурадян. 1990. С. 58; всего в Левобережье сохранилось 8 надписей на древнем албан. языке). В албан. мон-ре Панда, находившемся к востоку от Елеонской г. в Палестине, обнаружены надгробия знати VI-VII вв., снабженные исключительно арм. надписями, что свидетельствует о широком функционировании арм. в албан. среде. На арм. языке были созданы и все известные исторические и лит. произведения, связанные с А. К. Прежде всего это «История страны Алуанк» (между 982 и 988) Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) - произведение, принадлежащее к арм. средневек. лит-ре и являющееся важнейшей частью культуры А. К., как правобережной ее части, так и всего бывш. марзпанства, на к-рую распространялась в Х в. юрисдикция Албанской Церкви.

Градостроительство, архитектура и монументальное искусство. Известны 3 крупных города средневек. А. К.: Капалак (Кабалака, Кабала), Чол (отождествляется с городищем Топрах-кала южнее совр. Дербента) и Партав, последовательно являвшиеся столицами этого административно-территориального образования. С Капалаком идентифицируются развалины крепостных сооружений близ с. Чухуркабала Куткашенского р-на Азербайджана. Искусственный ров разделял город на 2 части, юж. из к-рых имела пятигранную стену с башнями, а сев.- более развитую фортификационную систему (Ахундов. 1986. С. 198; Шарифов. 1927. С. 117).

В долинном Арцахе на р. Трту (Тертер) находился последний адм. центр Албанского марзпанства - Партав, построенный, согласно средневек. источникам, во 2-й пол. V - нач. VI в. (датировку VI в. см.: Акопян. 1987. С. 123-124). C 551/52 г. по нач. IX в. здесь располагалась кафедра католикосов. В кон. VIII в. город становится вторым по значению (после Двина) центром араб. провинции Арминия и приходит в упадок после монг. нашествия. В Партаве существовала большая ц. во имя св. Григора (Ист. Ал. С. 319), возможно, кафедральный собор; др. церковь была раскопана в 1970 г. Согласно археологическим изысканиям, она разрушилась от пожара в нач. VIII в. Стены этой трехнефной базилики (11×6 м) выложены из обожженного кирпича, к-рым устлан и пол храма (Геюшев. 1971; об истории и памятниках Партава см.: «Барда». 1987; Карапетян. 2000. С. 212-216).

Своеобразием планировки отличается город-крепость Дербент, заключенный между 2 параллельными крепостными стенами, спускающимися с гор и уходящими в море. Толщина стен колеблется от 230 до 380 см, высота - от 12 до 15 м. В связи с христианизацией Хазарии можно упомянуть 2 церкви VII-VIII вв. на городище В. Чирюрт (Магомедов М. Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта // Сов. Арх. 1979. № 3).

Культовые памятники дохрист. периода малочисленны (храмы в Капалаке и Гявуркале). К древнейшим и античной эпохам восходят основы ряда средневек. крепостей. Памятники из чистотесаного камня встречаются только в правобережной части и являются, возможно, постройками мастеров из Армении. Постройки, выполненные в более грубой технике, из колотого и булыжного камня, или в смешанной технике с добавлением кладки из обожженного кирпича и тесаного камня, распространены были на всей территории страны и имеют аналоги в Армении и Вост. Грузии, в т. ч. в Кахети. Вероятно, смешанная каменно-кирпичная или булыжная техника служила основой формирования албан. архитектурной школы средневек. зодчества Закавказья. Кроме того, в долине Куры применялся и сырцовый кирпич. Все эти храмы требуют внутренней штукатурки и, судя по скупым сведениям, были расписаны. Небольшое количество сохранившихся памятников IV - сер. IX в. не имеет точных датировок, за исключением Дербентской крепости и усыпальницы в Амарасе. Датировки христ. храмов, фигурирующие в научной лит-ре, установлены на основе сопоставления их архитектуры и археологического материала с памятниками соседних стран (по критериям пространственных решений, убранства и строительной техники). Это обстоятельство не позволяет датировать албан. постройки ранее их ближайших аналогов в Центр. областях Армении и Грузии.

«История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) содержит сведения о возведении неск. церквей и мартириев. Большинство из них связано с обретением и положением святых мощей и локализуется на правобережье Куры. Среди христ. центров известны: Дарахоч и Сухар, где царем Вачаганом были обретены мощи свт. Григория Просветителя, святых Гаяне (Гаиании) и Рипсиме (Рипсимии); Амарас, где были обнаружены мощи епископов Григориса, Захарии и Пандалеона и помещены в мартирии, рядом с церковью, основанной Григорием Просветителем; Дастакерт-Хнчик и Дютакан (резиденция царя Вачагана III), где хранятся частицы мощей Григориса и др. Тот же царь в мон-ре Джрвштик (Елиша) установил мемориальную колонну над могилой ап. Елисея, на к-рой провел остаток жизни принявший монашество один из придворных царя. В том же мон-ре похоронен и сам царь Вачаган, обитель стала центром епархии.

В VII в. в крепости Гардман князь, а затем правитель Албании Джеваншир построил богато украшенную церковь «для всей страны» (Ист. Ал. II 25). При этом царе развернулась активная строительная деятельность (Там же. 22). Известны и др. древние церкви и мартирии правобережной части А. К. (Акопян. 1987. С. 243, 260). Еще в V-VII вв., несомненно, существовали величественные соборы в резиденциях Албанских католикосов: Капалаке, Чоле и Партаве, а также храмы в центрах епархий (во 2-й пол. VI в. их было 8). Ко времени до IX-X вв. относятся упоминания о ряде мон-рей (Гандзасар, Дадиванк, Гтчаванк и др.), однако сохранилась лишь усыпальница Григориса в Амарасе - полуподземное сооружение, оказавшееся под алтарем церкви постройки 1858 г. Структура усыпальницы, кладка из крупных, хорошо отесанных блоков базальта и резной декор позволяют отнести ее ко времени царя Вачагана III (489).


План церкви у с. Мамрух (Азербайджан). XII - XIV (?) вв.

Не менее древним является комплекс полупещерных церквей у Ванкасара (Агдамский р-н Азербайджана). По мнению его исследователей, отдельные постройки относятся к первым векам по Р. Х., т. е. к начальному периоду христианизации Закавказья (Симонян. 2000. С. 218-220). В то же время элементы декора, представляющие разные типы рельефных крестов, имеют аналоги с постройками IV-VII вв.

Церковь на горе Ванкасар (Бешидаг) представляет собой купольный триконх типа свободного креста (9,70×8,30 м). Ее архитектурные особенности, метки мастеров на камнях (аналогичные арм. храмам в Сисаване, Иринде и др.), арм. эпиграфические надписи VII и последующих веков на стенах церкви, рельефный крест на тимпане зап. входа (не сохранился) свидетельствуют о том, что она была построена в посл. трети VII в. бригадой мастеров из соседних арм. провинций (Айрарата или Сюника), с к-рыми А. К. поддерживала в то время тесные культурные связи (в результате реставрации 80-х гг. ХХ в. храм претерпел невосполнимые утраты) (Ямпольский. 1960; Мкртчян. 1989. С. 63-64; Карапетян).

Др. раннесредневек. центричным храмом Арцаха является ц. Охтдрниванк (гавар Миус-Абанд) близ с. Мохренис и мон-ря Гтич (Гадрутский р-н Нагорного Карабаха). Постройка принадлежит к распространенному в Армении и Грузии архитектурному типу тетраконхов с угловыми нишами (древнейший из них - собор в Аване, 90-е гг. VI в.), но в отличие от большинства таких храмов он не имеет угловых камер и дополнительных пространств перед вост. и зап. экседрами. Все экседры, включая т. н. угловые ниши, подковообразного очертания, плавно переходящие в округлые формы подкупольных пилонов. Единственный вход - в зап. экседре. Размеры церкви изнутри - 8,0×8,25 м; снаружи - 10,3×10,5 м; диаметр купола - ок. 4 м. Сохранились лишь стены постройки и часть арок. В 671 г. Арцах был, видимо, ненадолго включен в состав Сюникского княжества, и именно этим временем, исходя из сопоставительного архитектурного анализа, датирует Мохренис М. Асратян (1985; см. также Мкртчан. 1989. С. 71-75). В то же время особенности кладки стен из колотого камня и ближайшие аналоги оформления алтарных капителей (портал базилики в Елварде, 660) свидетельствуют о возможном возведении храма местными мастерами в VII в. Вблизи церкви находится фрагмент хачкара 997 г. и хачкар 1044 г.

К раннесредневек. эпохе относится нижняя зона (до арок) ц. Аствацацин (Богородицы) мон-ря Црвиз (исторический гавар Мец-Куенк, совр. марз Тавуш Республики Армения), представляющая собой простой тетраконх (8,8×9,0 м) с полукруглыми изнутри и снаружи экседрами (за исключением прямоугольного снаружи зап. рукава). Имеет богато украшенные резьбой капители и горизонтальный пояс под конхой апсиды. Их профилировка и орнаментация родственны зодчеству Армении сер. VII в. Верхняя часть церкви перестроена в XII в.

В том же районе находится мон-рь Макараванк, наиболее раннюю его церковь, относимую исследователями к Х в., логично рассматривать в ряду памятников А. К. Это небольшая крестово-купольная постройка с 4 помещениями в углах, выложенная из отесанных блоков темно-розового андезита. Композиция подобна ранней ц. Григория (X-XI вв.) мон-ря Агарцин и мн. др. арм. храмам этой эпохи. Богатый растительный и плетеный орнамент присутствует на фронтальной стенке алтарного возвышения и на внутренних обрамлениях оконных проемов (Халпахчьян. 1980. С. 413).

На правом берегу р. Хачен в Арцахе при раскопках городища Гявур-кала (Агдамский р-н Азербайджана) выявлен однонефный храм VIII-IX вв. с полукруглой апсидой и дополнительным помещением с северо-востока. Стены сложены из известняка, пол вымощен камнем (Геюшев. 1984. С. 85; Карапетян. 2000. С. 222).

К раннему периоду монастырского строительства относится комплекс Акопаванка (X-XI вв.; Мартакертский р-н Нагорного Карабаха), состоящий из 2 однонефных сводчатых церквей и притвора. Входы в церкви открываются в галерею, оформленную снаружи 3 арками. В стену зап. церкви включен хачкар 853 г. (Асратян. 192. С. 82-84).

Отдельные археологические находки - каменные капители с орнаментами и мотивами креста в ободе, обнаруженные у мон-ря Бри Елци и в с. Чартар (Мартунийский р-н Нагорного Карабаха) и относимые к V-VII вв.,- подтверждают возможность выявления новых раннесредневек. построек.

На юге Утика, в 3 км от с. Тазакенд (Алджабедский р-н Азербайджана), на холме Чататепе, раскрыты развалины трехнефной базилики с 2 парами крестообразных столбов, U-образной изнутри и полукруглой снаружи алтарной апсидой и пастофориями по сторонам от нее, к-рые также завершаются апсидами. Внешние размеры - 16,5×9,25 м. Сопутствующий археологический материал - керамика - позволил локализовать памятник в пределах VI в. (Геюшев. 1984. С. 86-87) и идентифицировать постройки с ц. Панталеона, возведенной, согласно «Истории страны Алуанк», албан. католикосом Лазаром (до 551) (Карапетян. 2000. С. 266). Отдельные черты плана Тазакенда, устройство алтарной части и форма окон сближают памятник с архитектурой церквей развитого средневековья. Ранняя церковь на этом месте, возможно, была перестроена.

На территориях правобережных областей А. К. активно развивалось искусство хачкара, свойственное в восточнохрист. регионе только арм. культуре. Это обстоятельство, а также возникновение первых хачкаров (VIII-IX вв.) значительно позже вхождения Арцаха и Утика в Албанское марзпанство свидетельствуют о развитии искусства этих областей в соответствии с основными процессами эволюции арм. культуры.

На левом берегу Куры в 1948 г. обнаружен и в 1971 г. раскрыт храмовый комплекс в городище Судагылан у Мингечаура. В основе застройки - 3 церкви зального типа, отличающиеся небольшими размерами.


План церкви на г. Килисадаг у с. Беюк-Эмили (Азербайджан). XII - XIV вв. (?)

Толстые (1,5-2,05 м) стены этих построек возведены из сырцового кирпича с небольшим применением обожженного. Перекрытия были деревянными, опирающимися в средней части на деревянные колонны, кровли - черепичными. Строительство датируется VI-VIII вв. Один из храмов, обнесенный ограждением, имел резные архитектурные детали из белого камня и стука с орнаментами, аналогичными арм. и груз. произведениям VII в. (собор в Двине, Егвард, Одзун, Джавари во Мцхете, Самцевриси). Там же обнаружена кубообразная капитель с изображением 2 павлинов по сторонам от цветка лилии - «древа жизни» - и с однострочной албан. строительной надписью (640), дублированной по-армянски на известковом камне из той же церкви. Капитель скорее всего завершала мемориальную колонну и была увенчана крестом, гнездо от к-рого имеется в середине верхней плоскости.

4 христ. постройки в сев. и центральной частях левобережной А. К. (на территории раннехрист. Албанского царства) выделяются особенностями своей архитектуры и составляют отдельную группу памятников. В основе композиции трехнефной базилики у с. Кум (Кахский р-н Азербайджана) - слегка удлиненный зал с 2 парами мощных Т-образных столбов и алтарной частью на востоке. Храм окружен сводчатым обходом, сев. и юж. стороны к-рого завершаются на востоке приделами. Датируется храм V (Ахундов. 1986. С. 223) или VI в. (Усейнов и др. 1963. С. 31), хотя аналоги композиции наоса и галерей с открытыми аркатурами (Одзун, сер. VII в.; Самшвилде, 2-я пол. VII в.; Вачнадзиани, XI в.), а также 8-частных сводов над тромпами в пастофориях (впервые - в храме Рипсиме в Валаршапате, 618) не позволяют отнести постройку ко времени ранее сер. VII в.

3 др. постройки этой группы - центричные купольные сооружения. Ближайший от Кума храм в архитектурном комплексе у с. Лекит того же Кахского р-на (албан. обл. Шаки) - вписанный в круг и обнесенный кольцевым обходом, возможно трехъярусный (реконструкция С. Мнацаканяна) небольшой тетраконх с экседрами на аркатуре (по 3 колонны в каждой экседре). Вероятная датировка - VII в.

Композиционно родственны Лекиту храмы у с. Мамрух (Закатальский р-н Азербайджана), впервые обмеренный в 1974 г., и на горе Килисадаг у с. Беюк-Эмили (Куткашенский р-н), изученный в 1971 г. Оба имеют по 3 входа, 2 круглых в плане пастофория и кольцевой обход вокруг центральной купольной ячейки, образуемой в Мамрухе 4 мощными столбами, в Килисадаге - 8 круглыми колоннами. В Мамрухе с востока выступает полукруглая апсида с прямоугольным предалтарным пространством, при юж. и сев. входах имеются маленькие квадратные приделы. Внешний диаметр стены в Мамрухе равен стене храма в Леките (18,8 м), в Килисадаге - 12,4 м. Храмы находятся в развалинах. Вопрос об их датировках спорный, их отнесение к постройкам языческих культов (Ахундов. 1986. С. 206-208) никак не обосновано. Килисадаг был датирован его первыми исследователями VIII в. (Ваидов и др. 1972. С. 488), формы апсиды, оконных проемов и карнизов Мамруха позволили поставить памятник в ряд построек XII-XIV вв., непосредственно связанных с архитектурой Кахети (Маилов. 1985. С. 143). Судя по декорации приделов (пастофориев) Килисадага сдвоенными полуколонками и обнаружению фрагментов неполивной и поливной строительной керамики, а также формам и декору перемычек проемов, эта постройка также была возведена в XII-XIV вв. С др. стороны, установление датировок периодом развитого средневековья позволило бы рассматривать Мамрух и Килисадаг в рамках груз. зодчества. К груз. постройкам XI-XIV вв. стилистически тяготеет небольшая церковь типа свободного креста в Орта-Зейзите Шекинского р-на (Маилов. 1985. С. 143. Рис. 4).

В Дагестане раннесредневековые христ. храмы возводились под влиянием арм. и, возможно, иран. архитектуры. 2 храма с прямоугольным алтарем были открыты на курганном могильнике Беленджера - города в прикаспийском Дагестане (Ковалевская. 1981). С IX-XI вв. христ. архитектура Дагестана развивается в русле процессов груз. зодчества (храм Датупа, XI в., и др.) (Муртузалиев, Ханбабаев. 2000).

В качестве памятников А. К. логично рассматривать и ряд церквей, расположенных в исторической обл. Камбисена, сохранившихся на территории совр. Грузии (Чубинашвили. 1959). Это особенно оправдано в случае отнесения храмов в Гурджаани и Бодбе к эпохе VII-IX вв., до включения области в царство кахов и ранов.

Декоративно-прикладное искусство. Художественные вкусы албан. знати IV-VII вв. характеризуются неск. памятниками торевтики из числа бронзовых сосудов: водолеев, курительниц, кувшинов и блюд, обнаруженных в горном Дагестане. IV-V вв. датируется блюдо из чеканной бронзы с изображением в центральном медальоне всадника, скачущего в сопровождении собаки (ГЭ). Сюжет повторяет известные изображения на рим. и визант. памятниках. Среди кувшинов выделяется образец «сасанидского» типа, туловом к-рого является человеческая голова; др. кувшин, относимый к VI-VII вв. (ГЭ), выполненный в технике литья по восковой модели и инкрустированный красной медью, содержит изображение птиц по сторонам древа жизни. Прямой орнаментированный ствол дерева, его завершение пятилепестковой пальметкой и снабженные ожерельями с развевающимися лентами птицы-павлины имеют ближайшим аналогом рельеф на капители из Мингечаура. Оба образца схожи также плоскостной трактовкой изображений (Тревер. 1959. С. 316 сл.). На территории А. К., вероятно, уже в раннесредневековый период, высокого уровня достигли стеклоделие, ковроткачество и др. ремесла.

Картина дня

наверх