О жизни без прикрас и лести
Когда заканчиваешь школу и отправляешься в свободное плавание по океану взрослой жизни, будущее кажется светлым и прекрасным, горизонт — близким, а волны — незначительными. Но позже, оторвавшись от родимого берега и потеряв его из виду, вдруг понимаешь, что штормы слишком сильны, опасности невероятно огромны, каждый новый день готовит испытание. Когда возникают ситуации, преодолеть которые кажется невозможным, человек впадает в депрессию. Слабый опускает руки и сдаётся на милость стихии. Его корабль обречён на крушение. Сильный вступает в битву с проблемой и раз за разом заставляет её отступить или исчезнуть вовсе. О женщинах, не боящихся невзгод и выходящих победительницами из схватки с бедами и болезнями, написан новый сборник рассказов Татьяны Овчинниковой «Вот такая она — жизнь...»
Простые судьбы не интересуют писательницу. Да и есть ли они в подлунном мире? Каждая история, которая вдохновила автора, очень реалистична и правдива. Характеры героинь срисованы с настоящих людей, которые могут стать примером для тех, кто пока находится на перепутье и уже готов отступить перед неизбежностью. Татьяна Овчинникова многие годы работала преподавателем. А потому её привлекают происшествия в школьных коридорах, судьбы учителей и учеников. Но никаких сладких сказок. Только реальность, иногда слишком суровая, но закаляющая подобно огню, из которого выходит острый клинок. Охватив несколько десятилетий от семидесятых до современности, автор создаёт не только портреты отдельных представителей нашего общества, но и обозначает перемены, произошедшие в социуме и повлиявшие на каждого из нас.
Значение подобных книг для современной русской литературы, полнящейся бесконечными фантазиями, велико. Именно такие произведения, написанные в лучших традициях классики и ставящие во главу угла не экшн, а духовный путь человека с его внутренними конфликтами и драмами, помогают лучше узнать себя и сделать выводы, полезные для решения проблем.
Правильный выбор — корень благополучия. Но надо иметь огромную силу духа, чтобы сделать его. Книга, где герои способны решать и достигать, становится мотивирующей и действует подобно беседе с хорошим психологом.
«Вот такая она — жизнь...» — сборник рассказов для тех, кто нуждается в советчике или друге уже сегодня и готов продолжить борьбу за лучшее будущее прямо завтра.
=0=0=
Чудеса планеты глазами современников
Книжные новинки
С детских лет человек слышит о том, как важно беречь природу. Родители строгим голосом велят не мусорить, не рвать цветы, не ломать ветки, относиться уважительно к птицам и зверям. Постепенно ребёнок привыкает вести себя правильно. Он всё ещё интересуется миром вокруг, но изучает его уже бережно, с некоторым пиететом и едва сдерживаемым восхищением. С течением лет одни забывают это светлое чувство, которое когда-то просыпалось в груди при взгляде на живописное озеро, бурную реку, еловый бор, берёзовый лес. Но другие, и их большинство, по-прежнему испытывают трепет, оказавшись один на один с природой. Именно такие люди, неравнодушные, эмоциональные, чуткие, становятся писателями и воспевают в своих произведениях прелесть планеты – нашего общего дома.
Издательство «Союз писателей» совместно с коллективом поэтов и прозаиков представляют вниманию публики новый сборник «В контакте с планетой. 2019». В него были отобраны лучшие стихи и рассказы, повествующие о красотах различных регионов России. Произведения пробуждают в душе волнение, рождают воспоминания о милых годах юности, звучат в сознании то весёлыми весенне-летними, то грустными зимне-осенними нотками. Сезоны вызывают ассоциации с периодами жизни. Но кто сказал, что осень обязательно должна быть тоскливой, а зима – мрачной?
Много настроений на страницах сборника, которые чередуются между собой, как мгновения в обыденной повседневности. Есть в строках некое торжество, очень много глубоких, искренних патриотических чувств. Но этот патриотизм не местечковой. Конечно, говорят писатели о родном крае, о необъятной и прекрасной России. Но, прежде всего, в этой книге воспевается сама планета. Такая огромная, необъятная, непостижимая.
Трудно было бы выделить какое-то одно, самое удачное, самое сильное, самое проникновенное произведение. Все они очень разные и являются отражением внутренней сути своих создателей. Кажется, что читатель проникает в некую тайную вселенную, откуда через волшебное оконце смотрит на привычные вещи и открывает их для себя заново, удивляя, поражаясь и восхищаясь одновременно. Такова запечатанная в этой книге, как в магическом артефакте, сила литературы, способной перевернуть мировоззрение и изменить читателя.
=0=0=
Путь между личным и общественным, или «Точная стенограмма несносной человеческой жизни»
О вышедшей книге
Человек и толпа — два понятия, которые с давних пор противопоставляются в литературных произведениях.
Читателям будто предлагается выбрать, что важнее — личное или общественное. Герои отражают психологию своего создателя и в зависимости от этого делают тот или иной выбор в решающий миг, подталкивая к нему того, кто держит в руках книгу. Кажется, что третьего варианта нет, как не существует и пути, ведущего куда-то помимо этих двух антагонистичных и враждебных друг другу полюсов.
Однако данное утверждение далеко от истины. Понять это позволяет внимательное и вдумчивое чтение произведения Бориса Алексеева «Свобода воли». Вместо того чтобы разделить социум и отдельного его представителя, а потом властвовать над душой сбитого с толку обывателя, оказавшегося между собой и всеми, автор стремится определить связи и продемонстрировать воздействие, оказываемое ими друг на друга. «На толпу нетрудно влиять. Броуновское движение её участников усредняет, вернее, обнуляет результирующий человеческий вектор.
Поэтому применение даже небольшой направленной силы может оказать на толпу реальное действие». Такой подход становится своего рода психологическим приёмом. Цель его — выяснить, способен ли один человек в действительности изменить мир или хотя бы собственную судьбу здесь и сейчас, а после «отыскать себя настоящего» под шелухой чужих мнений, решений и банального стечения обстоятельств.
Борис Алексеев намеренно берёт в качестве главного действующего лица персонажа утрированно незначительного. В лучшем случае это «маленький человек» по Гоголю, но, скорее, ещё меньше. Его Анатолий —типичный неудачник, не имеющий ничего за душой. Деньги, карьера, семья, любовь, дружба — это слова из чьей-то чужой жизни, которые не имеют к нему отношения. Даже цель и та отсутствует, как и какое-либо понимание смысла бытия или собственного предназначение. Фактически существование героя подобно странствию песчинки по бушующим волнам океана. Она ничего не меняет, ни на что не влияет, ничего не может изменить да уже и не хочет.
А любые попытки превратиться в нечто более значимое обернутся лишь необходимостью объединиться с другими песчинками, окончательно и бесповоротно потеряв индивидуальность. Итог такого объединения? Скала, о которую разобьются свободные от оков псевдообщности корабли.
И вдруг ни с того ни с сего, под воздействием момента, по случайному стечению обстоятельств тот самый Анатолий, о котором никто отродясь не слышал и собственные соседи с трудом на улице узнавали, оказывается в центре внимания, попадает под прицел фотокамер, ощущает вкус денег, славы, общественной любви. Одним словом, выигрывает лотерейный билет, приз в котором — все искушения мира.
Это так внезапно, так неожиданно, так противоречит всему, что было до сего момента, что читатель оказывается в некой прострации, пытаясь сопоставить «до» и «после». А пока суд да дело, герой, попав в волну, подхваченный новым течением, стремится вперёд и вперёд, увлекая в неведомые дали каждого, кто готов отправиться за ним...
«Медийная рептилия таки надкусила моё бедное сердце! Мне хочется повторить минуту славы и ещё раз пригубить зелёное вино мятежной власти над человеком...» А кому не хочется? Кто отказался бы? Так размышляет читатель, не без зависти читая страницу за страницей и не понимая, с какой целью писатель вселяет в душу Толи сомнения. Почему бы просто не упиваться тем, что свалилось на голову без каких-либо усилий? Не попробовать раскрутить удачу на максимум и не получить столько выгоды, сколько возможно? Когда ещё простому смертному выпадет шанс подняться над толпой и стать тем вектором, который направит её?
И тут-то возникает тот самый третий путь, о котором упоминалось в самом начале. Дорога, идущая между личным и общественным. Куда ведёт она? Борис Алексеев предлагает ответ. К Богу, говорит он удивлённому читателю, вполне возможно, воспитанному в атеистической среде и не готовому к откровениям, даже не задумывавшемуся над ними. «Бог — вершина, солнце, сияющее над пирамидой всего сущего», — убеждён писатель. Его герой, с одной стороны, понимает это. Но, с другой, столкнувшись с дилеммой, вынужденный бесконечно, день за днём, наступать на собственное «я», на совесть, на принципы, отказываться от того, что казалось верным, чтобы делать требуемое, не находит в себе сил отринуть искушения, противостоять им.
«Ради того чтобы «немного» подышать респектабельным зловонием, его ум готов лукавить и слёзно обещать Богу усердные в будущем покаянные упражнения». Лишь с течением времени, очень медленно, приходит осознание тщетности такого существования, пагубности попыток оказаться над головами окружающих и взглянуть сверху вниз на мир серых человечков, снующих туда-сюда в попытке подобраться хотя бы к подножию той лестницы, на вершине которой он стоит уже. «Да, в Бога я верю, только выходит: верю сердцем, а умом обманываю...» — признаётся Анатолий, делая шаг к истинному искуплению.
Книга Бориса Алексеева «Свобода воли» рассказывает о морально-этическом выборе, который приходится сделать человеку, и неотъемлемом праве на этот выбор, отсюда и её название. Читатель, как и герой, может остаться на пути Бога или слиться с толпой, потеряв себя раз и навсегда, может даже погнаться за личными благами в угоду алчности и тщеславию. Это и есть свобода воли.
Но надо знать: о торге со Всевышним, о каких-либо уступках и оплатах речи тут идти не может. Ибо нет в отношениях между людьми и Господом места ни демократии, ни либерализму. Эти казённые формулировки вовсе не метафоры, применимые исключительно к религиозным вопросам. Политические темы также поднимаются и жёстко обсуждаются на страницах, как и истоки национализма, экономические и психологические проблемы, имеющие первостепенную актуальность сегодня.
Однако именно поиск себя и становление на дорогу Божественного — краеугольный камень повествования, построенного как беседа между героями и читателями с откровенным высказыванием авторского мнения, насколько бы резким, непопулярным или странным в глазах подвластного модным течениям большинства оно ни было.
Писатель непримирим в своих убеждениях. Он не идёт на сделки с совестью, отказывается жить самообманом и ставит Человечность выше любых других ценностей бренного мира. Таким образом, как и все книги Бориса Алексеева, новый роман являет собой историю о большой Любви к Человеку, за исправление, искупление и возвращение к истинным ценностям которого он ратует всей душой.
=0==0=
Взгляд на мир и человека сквозь призму философии
Какое будущее ждёт литературу? Может ли мысль существовать отдельно от человеческого тела? Способно ли знакомство с произведением искусства отправить обывателя в далёкое прошлое? Как одно небольшое событие влияет на судьбу и мировосприятие? Все эти вопросы в той или иной мере относятся к числу философских, да ещё и фантастический налёт имеют. Однако, только дав волю фантазии и воспарив над действительностью на всемогущих крыльях воображения, получится познать себя и смысл бытия.
Именно такого мнения придерживается Алехандро Атуэй, автор сборника рассказов «Пиши под дождём». Писатель не имеет привычки разбрасываться словами или лить воду. Он очень чётко выстраивает свои сюжеты, предпочитая лаконичность велеречивости. Можно ли считать это недостатком? Отнюдь! Всем известно, что «краткость — сестра таланта». И Атуэй действительно талантлив.
Читатель, не готовый думать, желающий экшна и калейдоскопа цветов, вряд ли проникнется глубиной идеи, которую вложил создатель в свою книгу. Она адресована человеку, склонному смотреть на мир шире предусмотренных стереотипами рамок и воспринимать умозрительные вопросы всерьёз, понимая, что именно в ответах на них скрыта суть, позволяющая докопаться до тайн мироздания.
Алехандро заставляет своих героев спорить в надежде, что в этом противостоянии характеров родится истина. Он изучает искусство как науку, подвергая его анализу, а науку превращает в искусство, проникнутое глубокой философичностью. Сельские пейзажи и офисные будни — два антагонистичных стиля жизни — отражаются на страницах, чтобы показать многогранность бытия и массу возможностей, которые есть у современника.
Прошлое и настоящее сплетаются в клубок, путаются между собой и в конечном итоге соединяются в одну целостную картину, дающую полное представление о ситуации, вдохновившей писателя.
Алехандро Атуэй не боится экспериментировать и делает это в каждом из своих рассказов. Он верит в то, что мелочи, которые мы игнорируем, являются основой основ и стержнем нашей судьбы, а потому уделяет им особое внимание. Присущее автору чувство юмора заставит улыбнуться. Но и драматизм ему не чужд, ибо без него не обходится жизнь, а значит, и литературные произведения, даже самые фантастические по своей концепции.
Сборник рассказов «Пиши под дождём» позволяет новыми глазами взглянуть на мир, и в этом, пожалуй, его главная ценность для живущих и будущих поколений. Через сюжеты читатель научится смотреть вглубь, сквозь призму философии воспринимая то, что происходит с ним здесь и сейчас, настроится на романтический лад и сумеет познать себя, общество и, кто знает, возможно, само мироздание, взяв за пример происшествия из жизни героев и домыслив их самостоятельно.
=0=0=
Теперь Раскольниковы боятся старушек, даже если они не процентщицы
(Эмир Кустурица задумал переписать Достоевского)
Сербы и русские — братья навек. Действительно, наши страны объединяет не только славянское происхождение, но и давняя переплетающаяся история. Поэтому и неудивительно, что при всех различиях наши культуры достаточно близки и понятны друг другу.
Тем не менее, недавнее заявление Эмира Кустурицы — глыбы мирового кинематографа — вызывало немалый ажиотаж. Знаменитый серб замахнулся на почти что «наше всё» — Достоевского! При этом он не просто хочет снять фильм по программному произведению «Преступление и наказание», но сначала переписать сам роман, полностью изменив его концепцию!
Собственно, любви к России и непосредственно к Фёдору Михайловичу создатель «Андеграунда» никогда не скрывал. Да и литературный опыт у него имеется, путь и публицистический, а не художественный. Но начинать никогда не поздно, даже если тебе почти 65 и ты в своей области достиг фактически всего, что мир может предложить.
По словам Кустурицы, Достоевский тонко чувствовал грань между добром и злом, разделяя эти понятия, чего так не хватает современному поколению. Писатель задавался такими философскими вопросами, над которыми нынешний читатель редко задумывается, и очень просто и доходчиво на них отвечал.
Но поражает, прежде всего, не факт экранизации бессмертного произведения (эка невидаль!), а его новый сюжет, возникший в голове знаменитого режиссёра. По задумке Кустурицы в современном мире уже Раскольниковым стоит опасаться старушек, а не наоборот! Да-да, теперь в роли жертвы может предстать сам любитель разгуливать с топором, а безобидная с виду бабулька улыбнётся со страниц новой книги мастера кровожадной улыбкой убийцы!
На такую мысль натолкнуло великого Эмира событие, произошедшее не так давно в Сербии. Там старушка, вероятно, не поделив жилплощадь с застройщиком, просто-напросто застрелила его. О развитии столь захватывающего сюжета история умалчивает, но в богатом воображении известного серба не сомневается никто.
Старушка, например, может совершить злодеяние тайно, а потом долго водить за нос какого-нибудь Порфирия Петровича местного разлива. А возможно, войдёт во вкус и начнёт размахивать орудием убийства (боюсь даже предположить, что для этого выберет Кустурица) направо и налево. Но наверняка у гения современного кинематографа припасено что-то более заковыристое и ошеломляющее.
Правда, что именно, он пока не признаётся. Его почитателям остаётся только гадать да с осторожностью проходить мимо божьих одуванчиков, сидящих на лавочках у подъездов. Мало ли что, а вдруг в широком рукаве халата тускло поблёскивает лезвие топора, ожидающее новую жертву? Да, современные бабушки – они такие!
=0=0=
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая»…
Нынешний год — юбилейный для многих произведений о Великой Отечественной войне. Подъём патриотического движения в последние годы, о чём свидетельствует в первую очередь количество снимаемых фильмов, говорит об актуальности этой темы для современного зрителя и читателя. Поэтому предлагаем подборку о военных книгах-юбилярах, и начнём, как водится, сначала. С «Брестской крепости».
Именно она приняла первый бой и сопротивлялась до последнего солдата, когда фронт уже ушёл глубоко в белорусские земли. А ещё так называется книга Сергея Смирнова, которую он написал 60 лет назад. Он знал, о чём рассказать людям, ведь сам был непосредственным участником той страшной войны. Он воевал в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии на Северо-Западном фронте, а затем в звании капитана служил корреспондентом фронтовой газеты.
Но «Брестская крепость» — это не ужас первых дней войны. Это колоссальная работа, долгие исследования и сопоставления фактов, восстановление биографий… По признанию самого автора, поначалу была лишь смутная легенда о героической обороне, но что-то подтолкнуло его к тому, чтобы начать поиск выживших… И тут заговорили — и выжившие, и мёртвые, и даже камни разрушенной крепости…
Сергей Сергеевич, как мозаику, из разрозненных фактов и свидетельств собирал общую картину «славного боевого места преступленья» (как поёт в своей песне И.Растеряев). И в итоге появилась книга об отчаянии, несломленном духе и робкой надежде. Она не рассказывает историю — она сама история…
Полвека назад был написан ещё один, не менее известный роман «Горячий снег». Его автор Юрий Бондарев. Война ворвалась в его дом, когда он был школьником. Вместе с ровесниками Юрий строил оборонительные сооружения, а затем был направлен в пехотное училище, а оттуда — под Сталинград… Город, где не осталось ни одного целого дома, где танки шли в бой прямо с заводского конвейера, где земля выла железом, потому что снаряды попадали в снаряды, а земли уже не было…
Этой великой битве и посвящён роман Ю. Бондарева. Хоть и в художественной форме, книга — живое свидетельство тех страшных событий на Волге, за которой для нас земли не было… А потому герои самоотверженно вступают в бой, выполняя поставленную задачу — не пропустить фашистские танки.
Полгода длилась Сталинградская битва, в романе же описаны всего несколько дней, но точность и прямота автора раскрывают всю суть происходящего, а через судьбы героев показаны и весь ужас войны, и несгибаемая воля русского (в широком понимании этого слова) народа.
Свежие комментарии