Деменко Татьяна
ЭКОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Чистые мысли как озон пространства.Листы Сада Мории. Озарение
Такие термины, как «экологическое сознание и мышление», «экология духа и этики», очень распространены. И это не случайно. Потребность современного человечества в обретении смысла жизни и внутренней сопричастности к эволюционному потоку очень велика.
Люди всё больше осознают влияние мышления на их собственную жизнь и на жизнь планеты. Выражение «мысль материальна» стало уже почти трюизмом.Обратимся к этической составляющей мышления и мысли — этой невидимой субстанции, которой мы пользуемся ежесекундно. Наши мысли постоянно активизируют определённую последовательность импульсов, проходящих через нервную систему, клетки и мускулы тела, что вызывает результат, в точности соответствующий причине. Как говорится, «что посеешь, то и пожнёшь». Это происходит как в пределах сознания одного человека, так и, как равнодействующая мысленных усилий всего человечества, — в масштабе всей Земли.
Вспоминая академика В.И. Вернадского и его концепцию ноосферы, можно сказать: планета — это зеркало общечеловеческих ментальных процессов. И только будучи основаны на этической платформе, глобальные процессы, происходящие на Земле, могут привести человечество к процветанию. Для сохранения жизни на нашей планете другого пути нет.
Очень большое значение фактору мысли придавал Н.К. Рерих. Горизонты его мысли имели всепланетный охват. Е.И. Рерих говорила, что у Николая Константиновича нет ни одной личной мысли.
Н.Д. Спирина называла Рериха Гигантом духа и мысли. Она писала: «Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему»1.
Неоднократно Н.К. Рерих говорил и писал о том, что граница между добром и злом проходит не по странам и континентам, а по сердцам и душам людей. И каждое мгновение любая наша мысль — на чашах весов добра и зла и увеличивает вес одной из них. Рерих считал, что осознание влияния мысли на судьбу планеты и овладение силой организованной мысли поднимет человечество на следующую ступень развития.
Приведём слова С.Н. Рериха из книги «Искусство и Жизнь»: «Фаталистическая точка зрения, что против предопределённых событий бороться бесполезно, является весьма деструктивной пораженческой позицией. Даже если мы признаем, что, вероятно, будут иметь место определённые события и нам придётся столкнуться с определёнными кармическими следствиями, всё же мы можем совершить столько хороших поступков, что надвигающееся зло будет значительно ослаблено и его перевесит добро. Следовательно, мы всегда должны придерживаться позитивной позиции и вести активную созидательную жизнь. Развивая самих себя, мы преодолеваем любое зло, которое может быть для нас уготовано, растём и достигаем гораздо более высокого уровня и состояния»2.
Многим людям кажется, что следствие мысли неочевидно, однако, признаём мы это или нет, помысленное никогда не исчезает и не растворяется. Любая причина всегда порождает следствие — это один из законов жизни, который — можно констатировать — пока ещё не признан на общечеловеческом уровне.
Скоро ли отступит обманчивая очевидность и в мире будет признана действительность — действительность тонкоматериальных процессов, которые оказывают огромное влияние на всё окружающее? Скоро ли учёные смогут зафиксировать действие мысли, чтобы экспериментально подтвердить, что «при эгоизме мышление прибавляет ещё одну порцию яда к заражённой атмосфере планеты»3, а чистая мысль действует как лучшее оздоровляющее средство. В книге «Надземное» читаем об этом: «...не забудем, что чистота мысли есть лучшая защита от тёмных сущностей. Они присасываются к каждой тёмной мысли. Уже вижу, как некие учёные возмутятся, ибо в их словаре не имеются тёмные сущности. Тогда скажем по их сознанию — каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное»4.
Из книги «Искусство и Жизнь»: «Скоро наука откроет те химические изменения, которые происходят в нас, когда меняется наша внутренняя точка зрения, наша позиция»5. «Наши мысли оказывают самое непосредственное воздействие на наши тела. По мере изменения нашего образа мышления изменяется и наше тело. (...) ...Мысли являются мощными разрядами энергии, и мы должны контролировать их импульсы и направление»6.
Уже неоспоримо, что мысли уныния и страха, тревоги и зависти, ревности и злобы буквально разрушают здоровье. Если в них упорствовать, то болезней не избежать. Эффективное развитие такого направления на стыке медицины и психологии, как психосоматика, служит тому убедительным примером. Мысленная зараза, психическое отравление, психический иммунитет — такие слова уже никого не удивляют.
Мышление человека не есть его личное дело, но явление общечеловеческое, ибо ядом нечистого мышления заражается всё окружающее, далеко разнося эту заразу и принуждая болеть не только хозяина подобных мыслей, но и планету.
В книге «Община» есть такое обращение: «Друзья, Повторяю — держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство»7.
Контроль над своим мышлением и его чистота — важнейшее достижение на пути духа, которое может быть доступно человеку, прилагающему систематические усилия в этом направлении. Без достижения этой ступени не взойти на следующую, которая будет несением Света в своей ауре.
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Сознательное несение Света в себе, который светит миру и людям, является высшим достижением человека. Стоит внимательно посмотреть вокруг, чтобы увидеть, что люди обычно несут тьму, которая их окружает. (...) ...Но Носитель Света в ауре своей Несёт благословение миру и благо всему живущему»8. Такие носители в Учении Живой Этики называются «оздоровителями и очистителями ауры земной», а чистые мысли — озоном пространства.
Приведём интересный факт из жизни Н.К. Рериха. Однажды художник посетил выдающегося индийского биолога Джагадиша Боше в его лаборатории в Калькутте. Боше, известный исследователь чувствительности, или «души», растений, показал Рериху процесс умирания цветка. «"Сейчас я дам яд этой лилии, и Вы увидите, как она вздрогнет и поникнет", — сказал он. Но, вместо поникания, лилия поднялась ещё выше. Учёный воскликнул: "Давно предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше". И действительно, когда Рерих отошёл, жизнь растения прекратилась»9. Благодатная энергия, исходившая от великого художника-гуманиста, на некоторое время нейтрализовала действие яда на растение.
«Мы таковы, каковы наши мысли, — пишет С.Н. Рерих, — не те случайные мысли, что порождены внешними впечатлениями и преходящи, как зыбь на поверхности воды, но те принадлежащие нам мысли, которые исходят из нашего внутреннего "я" и которые можно назвать направляющими»10.
Об этом же сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Служение Эволюции происходит внутри человека. Ни слова, ни дела не имеют никакого значения, если свет, который внутри, — тьма. Значит, суть не в словах и делах, а в сердце, несущем свет миру»11.
Вернёмся к тому, почему учиться мыслить во благо будет первейшей необходимостью не только для окружающих, но и для самого человека.
Разумеется, об ответственности за произнесённые слова знают все. А за невидимые никому мысли? В Учении Живой Этики говорится о том, что мысленные преступления и злодеяния должны ничуть не меньше осуждаться, чем видимые. Мысленно вредя кому-то, исходя злобой и раздражением, некто полагает, что результаты его мыслей направлены именно на тех, кому они посланы. Действительно, они страдают, наносится и пространственный вред — каждая низменная мысль затемняет ауру нашей планеты, но ещё больший вред причиняет человек своему собственному организму, отравляя его ядом недобрых чувств. Задумаемся, откуда же столько болезней и страданий? Конечно, не от добра. Но люди продолжают упорствовать в своём разрушительном мышлении и самоотравляться. Большой вред происходит именно от многолетнего самоотравления, которое даже не замечается, поскольку становится привычкой. Привычка раздражаться, злиться, лицемерить, привычка мыслить высокомерно, постоянно обижаться и обвинять других, привычка язвительного мышления, не замечаемое годами постоянное внутреннее недовольство — неужели весь этот багаж может направить человека к процветанию и прекрасному здоровью?
На Востоке говорят: «Освободитесь от зломыслия. Если не хотите думать о других, то подумайте хотя бы о себе». Можно сделать вывод: становиться более этичным выгодно даже для самого себя.
Как связаны между собой природная экология и экология духа, знали ещё древние, называя это по-своему. Вспоминается выражение «нет без Святого граду стояния» и то, как просвещённые правители древности просили святых людей селиться в местах, где существовала угроза землетрясения. Святой лишь одним своим присутствием мог уберечь целую местность от страшной стихии.
Недаром же все нравственные учения прежде всего настаивали на этической триаде: чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка — как на трёх основах для стремящихся подняться над уровнем человечества и присоединиться к богам.
С.Н. Рерих пишет: «Если б только мы смогли ясно представить себе, что наши мысли являются вполне осязаемыми энергетическими центрами, что наши мысли могут... оказывать влияние на других и даже на нас самих, то мы бы остановились, вникли в направление наших мыслей и привели их в соответствие с образом мыслей того человека, которому хотели бы подражать. (...) Желание быть лучше, желание становиться всё более совершенным человеком должно быть постоянной внутренней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия. Постепенно мы сможем сделать это желание частью нашей жизни, и оно преобразует нас в то, что является нашим идеалом»12.
А теперь рассмотрим с позиций Живой Этики, как мыслят дети.
Именно в маленьких детях ярко проявляется желание стать лучше — быть добрым, мужественным, спасителем слабых. Каждый ребёнок в своём сердце хранит тот идеал героя, на которого он хотел бы быть похожим.
В книге «Братство» читаем: «Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду»13. «Пусть с годами опять замрёт память о прошлом, но всё-таки останется искра прекрасного существования»14. Да, с годами память о прошлом — о пребывании в Тонком Мире — может замирать. Однако та искра прекрасного существования, о которой говорится в Учении Живой Этики, есть в каждом человеке. Значит, в каждом сохраняется то, что может разгореться в пламя.
Все мы, наверное, замечали в глазах детей до шести-семи лет удивительную чистоту, открытость и доверчивость. Елена Ивановна Рерих пишет о том, что детское воображение «ещё не растлено саморазрушающим сомнением»15.
На вопрос «зачем мы живём?», который мы задавали детям в ходе съёмок очередного детского фильма, первоклассник Ванечка ответил: «Чтобы любить друг друга». Четвероклассница Вера на вопрос «как узнать своё предназначение?» ответила (и хотелось бы, чтобы этот ответ запомнил каждый взрослый): «Нужно просто начать делать добро, а сердце потом подскажет». Таких примеров немало.
По мере взросления ребёнка начинается его активная социализация со всеми её атрибутами, и многие дети лет через пять-семь уже вряд ли так же искренне ответят на вопрос «зачем же мы живём?». Третьеклассник Сева так прокомментировал это: «Пока дети не пойдут в первый класс, они много чего знают, но в школе такое буйное расписание, что все мысли и воспоминания просто разлетаются».
Вспомним общеизвестный евангельский завет: «Будьте как дети». Сознание многих взрослых обременено массивами информации, наростами эгоизма и всего того, что связано с личностью и её малым мирком. Сознание ребёнка ещё не успело зарасти этим, и оно более или менее свободно. Свободно от ограничений и установок, стандартов мышления и ментального сора, потока бессмысленной и вредной информации, сомнений, отрицания. Оно ещё живо хранит воспоминания Тонкого Мира.
В книге «Надземное» говорится: «Ребёнок не зол, но очень быстро может усвоить наследие атавизма. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла. Так исчезает просветление, коснувшееся в Тонком Мире. Нужно понять, насколько погружение в плотное тело пресекает все впечатления Тонкого Мира»16.
Обратим внимание на слова «просветление, коснувшееся в Тонком Мире». Именно оно, ещё не замутнённое миром плотным, светится в глазах маленьких детей.
Отметим, что есть редкие люди, которые в течение всей жизни сохраняют в себе эту чистоту сознания и просветление, принесённое из более прекрасного, Высшего мира. Их связь с этим миром не прерывается и, укреплённая опытом жизни, может претвориться
в гуманизм и мудрость, в несение Света в своей ауре.
В Учении Живой Этики говорится о том, что сейчас на Земле сложились такие эволюционные условия, которые способны пробудить дух человеческий. Всё больше становится тех, кто воспринимает идущие на Землю новые энергии и осознанно начинает процесс самосовершенствования. Пробуждение духа может произойти в любом возрасте. И тогда человек путём сознательных усилий, направленных на борьбу со своей низшей природой, достигает всё большей степени контроля над своими негативными мыслями и эмоциями, постепенно вырабатывает положительные качества духа, которые во всех следующих воплощениях будут являться его неотъемлемым достоянием. Именно этот процесс самосовершенствования можно отнести к понятию экологии мышления и экологии духа.
Но, скажем прямо, большинство людей, вовлечённых в бурный поток жизни, в её «буйное расписание», как выразился мальчик Сева, просто не задумываются над этим.
Что же может дать толчок человеческому сознанию для того, чтобы оно пробудилось к изменениям?
Приведём фрагмент беседы с третьеклассником Севой из Москвы и десятиклассником Борисом из Новосибирска:
Сева, зачем человек живёт на Земле?
Сева: Человек живёт затем, чтобы понять, что такое жизнь и зачем он живёт.
Как ты думаешь, понимают ли это люди? Бывают ли у них проблески?
Сева: Бывают проблески. Но тогда они уходят на новую грань развития, восстанавливают эту картину у себя в голове, что такое жизнь.
Сева, ты чувствуешь себя ребёнком или сознательным существом?
Сева: Я чувствую себя уже сознательным существом. Я могу сам принимать решения.
У человека есть мозг, есть сердце. Они, конечно, выполняют разные функции. Сердце кровь перегоняет, мозг думает. А сердце, потвоему, ещё чтото делает? Иногда говорят: «сердце радуется», «сердце тоскует», «сердце сердцу весть подаёт». Зачем нам нужно сердце?
Сева: Это другое сердце. Другое, духовное сердце, я так думаю. Не физическое сердце, где кровеносные сосуды, а духовное сердце. И оно, может быть, в тысячу раз прекраснее нашего сердца, которое какой-то там формы и размером с кулак.
Борис, какие существуют пути развития человека, возможно пока не очевидные для большинства людей?
Борис: На мой взгляд, есть один ресурс, который существует на земле, — это мощный поток мыслей. У каждого есть какое-то своё мнение, точка зрения, и всё это хранится не только в голове у человека, это где-то в Космосе. Это как энергия. Получается, что в Космосе — огромное количество энергии, которая складывается из этих мыслей. И я считаю, что эту энергию можно черпать. Если будешь очень много думать о плохом, о негативном, то в конце концов это и произойдёт. Попробуй позитивный настрой — о том, что впереди ждёт большая светлая дорога. Ведь ты уже будешь нести в Космос не ту негативную энергию, а энергию добра. И другой человек, который тоже захочет взять оттуда энергии, он уже зачерпнёт не зло, он зачерпнёт хорошую энергию.
От слова «сердце» произошло понятие «милосердие». Расскажи, пожалуйста, как ты его понимаешь.
Борис: Милосердие — это скорее порыв, чем сознательное действие. Но, к сожалению, в обществе это в нас заглушается. Ведь это видно по лицам людей: когда они видят, что человек в беде, сначала происходит какая-то вспышка, как будто они тянутся к человеку на помощь, но затем они отворачивают взор и идут дальше.
Я определил для себя будущее как возможность повлиять на мир. Если не на весь мир, то уж точно
на мою родную страну или на мой город. Я хочу сделать их лучше.
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 66.
2 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М., 2004. С. 32 – 33.
3 Сердце. 55.
4 Надземное. 350.
5 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 44.
6 Там же. С. 35.
7 Община. 23.
8 Грани Агни Йоги. XII. 339.
9 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 561 – 562.
10 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 83.
11 Грани Агни Йоги. II. 375.
12 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. С. 17 – 18.
13 Братство. 470.
14 Надземное. 172.
15 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 337 (15.01.1932).
16 Надземное. 328.
Свежие комментарии