На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Доспехи подлинные и доспехи поддельные

Вячеслав Шпаковский

— Это великий Ван Гог.
— Что великий, естественно. Но Ван Гог ли это?
Диалог из фильма «Как украсть миллион»



Военные музеи Европы. Вот наконец-то и выдалось время на то, чтобы рассказать о давно обещанном, а именно — определение подлинности старинного оружия и доспехов. В самом деле почему-то очень многие считают, что… доспехи в музеях Европы совсем новые, а должны быть ржавыми. А раз, мол, следов ржавчины на них нет, то и сделали их недавно. Ну, скажем, в прошлом году. Почему-то такие люди совершенно игнорируют тот простой факт, что доспехи рыцарям не падали с неба, что они их заказывали мастерам, а те вступали с ними в товарно-денежные отношения. Выполнение требований сторон обеспечивалось следующим образом: в присутствии нотариусов оформлялись детальным образом прописанные договоры, отпускались деньги из казны, а изготовленные доспехи, в свою очередь, принимались рыцарем по описи. Рисовали эскизы доспехов и узоры на них известные художники, создававшие целые альбомы образцов, которые затем воплощались в металле. Все это сохранилось до наших дней, хотя, и не все, конечно, и не на каждый доспех. Но на многие, это уж точно. На многих доспехах к тому же стоят клейма известных в прошлом мастеров, и, хотя само клеймо подделать вроде бы и ничего не стоит, подделать стиль, «почерк мастера», технологию изготовления, наконец, сам металл, стоит очень дорого и такая работа не окупится совершенно.



Доспехи подлинные и доспехи поддельные

 

Первая картинка из популярного в 60-е годы американского комедийного фильма «Как украсть миллион» режиссера Уильяма Уайлера. В главных ролях неподражаемая Одри Хепбёрн и харизматичный Питер О’Тул. Мы видим, как Николь Боннэ внушает своему папе Шарлю Боннэ, что подделки в мраморе не удаются!



Сегодня в качестве иллюстраций к этой статье мы используем кадры из трех кинофильмов, в которых, наверное, лучше всего рассказывается о подделках в области искусства. И это будет наша первая тема. Вторая тема – как всегда фото реальных артефактов и, интереса ради, мы будем их чередовать. 

Впрочем, было время, когда доспехи и в самом деле подделывали. Это как мода – в одну эпоху подделывают картины, в другую – рыцарские доспехи и изделия из золота и серебра.


Парадный шлем бургиньот герцога Алессандро Фарнезе (1545—1592), герцога Пармы и Пьяченцы, ок. 1580 г. Изготовитель: Лучио Пиччинино, Милан. Технология изготовления: чеканка по железу с полировкой, воронением, и отделкой серебряной и золотой фольгой и проволокой. (Императорский арсенал, Вена) Шлем принадлежал к гарнитуру для всадника и коня, который не сохранился. До наших дней дошли лишь отдельные детали. Шлем не выставляется, так что в принципе это идеальный объект для подделки. Однако, ну кто возьмется сегодня все это в этой же манере воспроизвести?

Опять-таки в том же Египте существовали целые кланы людей, занимавшихся изготовлением «самых теплых антиков», но сегодня этот промысел приобрел совершенно иное звучание. Но опять же было время, сразу же после открытия Шампольона, когда на все египетское в Европе была мода и на безнравственный путь египтян толкала сама европейская публика. Было модным коллекционировать «антики», и «антики» подделывались. Была мода иметь дома собственные картинные галереи (она и сейчас не прошла!), и картины и крадут, и подделывают. То же самое и с доспехами. Однако открытия в области науки и техники сделали профессию фальсификаторов слишком уж опасной и малорентабельной.

 

А вот это уже кадр из кинофильма наших дней: детективной комедии польского режиссера Юлиуша Махульского «Винчи» (в российском прокате «Ва-банк 3») 2004 года выпуска. Вот эта красавица должна подделать картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», являющаяся национальным сокровищем Польши и экспонирующаяся в музее в Кракове



 

А вот этот очаровательный негодяй Цума должен ее украсить



Это в прошлом специалист по доспехам, оценщик и продавец древностей, а также и покупатель (и в первую очередь покупатель!) должны были знать, что доспехи тех или иных лет должны были соответствовать своей эпохе, особенно если предмет был связан с конкретным историческим лицом. Декор, надписи и гербы не должны вызывать ни малейших подозрений и опять же у любой эпохи был и свой стиль в шрифте и рисунке, и своя техника их нанесения. Если на доспехах имелись надписи, то очевидно, что каждому времени соответствует своя форма выражения мыслей, а в поэзии – определенное направление. Фальсификатор не может знать всего. Он мастер-технолог, кузнец и металлист, и чтобы не ошибиться, ему нужны знания в области филологии или истории культуры. Но… когда и где их приобретать, когда желательно ковать и поскорее. Приглашать специалиста же опасно либо дорого. А делить поровну вообще никто не хочет!

 

С живописью все просто: соскреб грунтовку со старых полотен XIX века, благо посредственных живописцев было во все века как грязи, подготовил краски на масле того времени и с нужными красителями, и смотри себе в эпидиаскоп и пиши… Вот папаша Боннэ именно так и делал, а потом продавал, когда краска высохнет окончательно… («Как украсть миллион»)



 

А еще он был очень рад, что великий Ван Гог подписывался так коротко!



Вот, например, вы решили подделать старинные пластинчатые доспехи, ну скажем 1500 года. Тут следует помнить, что, хотя делали его и делались из железного листа, сам этот лист получали отнюдь не прокатом, а расплющивая кузнечным молотом куски кричного железа. Их проковывали многократно, а затем придавали ему требуемую форму плоскими молотками. При этом лист всегда прогревался неравномерно. Местами он был раскаленным, а где-то лишь горячим. Из-за этого на обратной стороне деталей доспеха всегда должны были оставаться следы молотка. Сегодня на такой лист достаточно посмотреть в микроскоп, чтобы определить, до или после проката по металлическому листу «стучали» молотком. А можно поступить еще проще: сжечь кусочек металла в пламени и посмотреть на его линии спектра через особую линзу. Этот метод называется спектральным анализом, и он безошибочно покажет состав металла. Поскольку есть данные по металлу доспехов, подлинность которых не вызывает сомнений, достаточно сравнить их спектры, чтобы увидеть… где старый металл, а где новый. Ну и наличие радиирующих металлов тоже говорит само за себя. Кстати, выковать лист железа толщиной 1,5 или 2-3 мм очень трудоемкое занятие, а ведь таких листов требуется много. 



 

Однако даже вот такие «куцые» турнирные доспехи подделать очень сложно. Дело в том, что это они снаружи такие гладкие и блестящие, а изнутри несут на себе массу следов от ударов молотка



Очень трудно сделать нагрудник доспеха, то есть кирасу, это, во-первых, а во-вторых, еще и очень трудно сделать шлем, в особенности шлем XVI века. Тот же морион мастера того времени ковали из одного цельного листа. Точное изготовление такого шлема по старинной технологии всю прибыль от продажи сведет к минимуму. Поэтому морионы делают из двух половин, аккуратно сваривают их вдоль гребня, а шов зачищают. Но от микроскопа зачистить его невозможно.

 

Иногда проще написать картину-подделку, нежели найти доску из ореха, на которой был написан оригинал. Приходится покупать и «потрошить» комод XV века… В кино это выглядит красиво и естественно. Но вы попробуйте найти таким образом что-то подходящее для рыцарского доспеха?



Выдают подделку, вернее, выдавали ее специалистам XIX века обыкновенные заклепки. Дело в том, что средневековые мастера делали их вручную, а уже в то время их делали на станках. И стоило сравнить два доспеха, как разница становилась видна даже простым глазом. 

 

Шлем морион из Музея Армии в Париже. Он очень красиво прочеканен, но хорошо видно, что откован он из двух половин, сваренных по гребню, пустому внутри




Еще один парадный шлем бургиньот и к нему парадный круглый щит. Очень красивые изделия, можно сказать, даже слишком. И совершенно очевидно, что их подделка вручную, что как раз и позволит получить на металле все нужные отметины и следы потребует такого колоссального труда и мастерства, что… проще сделать десять гальванокопий этого шедевра и продать их именно как копии, нежели трудиться всего лишь над одной его подделкой!

Впрочем, с 1580-х годов действительно можно встретить шлемы этого типа, которые были сделаны из двух половин; например, знаменитые морионы с лилиями, которые всегда состоят из двух частей. И потом кузнечная сварка всегда сильно отличается от электродуговой! Но даже если вы сделали доспех из металла, нужен кто-то, кто позаботился бы о коже и старинном бархате, которым отделывались доспехи изнутри. Да, и еще шелк тоже бы не помешал, а где сегодня взять шелк того же 1580 года? Когда нашему российскому историку В.Горелику, например, понадобилась сбруя для реконструкции снаряжения восточного воина, он отправился в Стамбул и купил там нужные ему кожаные детали, включая седло. Но и он, и музей, для которого он все это делал, знали о том, что это реконструкция, и никто за подлинную древность ее не выдавал. Да и кожей от нового снаряжения пахло не один месяц… И на коже не было ни трещин, ни следов использования. Так что реконструкция, в том числе и музейная, это одно, а вот подделка старинного артефакта — нечто совсем другое.

 

После долгих приключений картина Винчи возвращается на место, а богатые мошенники остаются с подделками в руках! («Ва-банк 3»)


На бронзе от времени возникает патина и современная химия позволяет ее имитировать. Так вот и ржавчина на железе тоже некоторым кажется признаком древности, но это не так. Это мнение зеленых дилетантов, не знающих на самом деле, что это совсем не доказательство старины, что есть изделия из железа, не имеющие ни единого пятнышка ржавчины, которым по четыреста лет и более. Но ржавчину можно создать искусственно, обрабатывая металл серной и соляной кислотами. Раньше кто-то подвешивал изделия в дымовой трубе, кто-то зарывал их в землю; вот ржавчина на них и появлялась. Но при этом возникает ржавчина, имеющая ярко-рыжий цвет, и она легко стирается пальцем, и находится она не в углублениях, а на ровных и открытых поверхностях. Понятно, что с ней надо что-то делать. Но убрав ее, вы не сможете изменить металлографический и спектральный анализ металла, то есть все ваши старания в итоге пойдут прахом и дорого вам продать ваш доспех попросту не удастся. А зачем его тогда подделывать, если он не очень-то и дорогой? Проще сказать правду, что это новодел, точная копия доспеха из такого-то музея. Это в любом случае даст заработок его изготовителю, вот только не такой большой.

 

Ну, а делать вот такие доспехи и вовсе смысла нет. Они обойдут дороже оригинала! (Императорский арсенал, Вена)



Есть и еще один занятный способ определить подделку в металле прямо на глаз. Посмотреть следы износа, которые в любом случае получаются только в определенных местах. Можно взять подлинную деталь старинного доспеха и дополнить ее недостающими частями и украшениями, чтобы сделать весь доспех более ценным. Но… вопрос в том, где его добыть и как заставить оценщиков смотреть только на нее. Опять же многие люди, которые подделывали доспехи в прошлом, были невежественны. Не все они, например, знали, что средневековые граверы, нанося рисунок на объект, процарапывали его на нем либо инструментами из кости, либо из дерева. Железные использовались редко. Это было… не принято. Но затем об этом забыли, так что позднюю работу всегда можно отличить от старой по слишком уж тонким линиям. И потом фальсификаторы не любят возиться с кислотами. Но даже когда они его и применяли, то подлинное травление всегда оказывалось глубже, чем поддельное. Точно так же определяется и поддельное золочение. В прошлом применялось золочение ртутной амальгамой. Поэтому в золоте сохраняются следы ртути. Даже через сотни лет! В современном золочении при помощи электролита ртутью и не пахнет!


Как это ни удивительно, наиболее приемлемыми для фальсификации на сегодня являются… детские доспехи. На них нужно меньше металла, по ним сохранилось меньше документов, то есть это не такая редкость «о которой все говорят». Вот, например, один из двух аналогичных доспехов, изготовленных около 1635-1638 гг. для двух сыновей эрцгерцога Леопольда V Зигмунда Франца и Фердинанда Карла по заказу их матери Клавдии Медичи. Мастер: Ханс Фрик из Инсбрука. Материалы: вороненое железо, кожа, голубой и темно-вишневый атлас. Однако и по ним работы будет ну просто очень много (Императорский арсенал, Вена)

Многие считают, что если уж изделие инкрустировано золотом или серебром, то подделкой оно быть не может. Может, конечно, но тут есть одна тонкость. Средневековые мастера-инкрустаторы вставляли в контуры рисунка кусочки золота, которые проковывали молотком, из-за чего они получались многоугольного сечения и… короткими. В позднее время в рисунок стали зачеканивать золотую проволоку, поэтому ее кусочки были длиннее. И под увеличительным стеклом хорошо видно, что в одном случае отрезки проволоки короткие, а в другом – длинные. Трудно и воронить предметы. Самый простой способ – нагреть металл в горячей золе, но… золы нужно много, она должна быть хорошо прогрета, а это требует много… древесного угля. А современный древесный уголь насыщен… радиоактивными элементами, которые впитывались живым деревом во время ядерных испытаний. Сегодня есть даже дендрохронологическая таблица таких испытаний, время и место которых определяют по годовым кольцам древесных спилов и процентном содержании в них тех или иных изотопов. Чернение переносит некоторую их часть в поверхностный слой, на что и укажет все тот же спектральный анализ.

 

Этот шлем достали со дна моря. И что тут можно подделать? Слои минеральных и биологических отложений? (Музей моря, Айя-Напа, Кипр)



Чеканка по металлу требует немалого труда и большого мастерства. Сегодня чеканные доспехи можно производить на потоке, можно с легкостью делать их гальванопластические копии и даже… распечатывать их в технологии 3D. Вопрос только в том, что все это так дорого, что «овчинка не стоит выделки». То, что будет изготовлено, можно продать как новодел, но за… «современную цену». Всякий покупатель «антика» потребует подтверждающие документы, а если их нет – результаты двух или трех независимых экспертиз. И на этом этапе все и закончится!

Даже украшения из эмали и то сегодня подделать целая проблема поскольку старинная эмаль и не очень чистая и местами довольно тусклая. Сегодня непрозрачные белые эмали сделать несложно, но зато в старых присутствуют крошечные пузырьки, которых в новейших не встречается. Даже старинный японский фарфор подделать проще, чем доспехи. Достаточно приготовить изделие, покрыть поливой и обжечь не в газовой печке, а в печке на дровах и в момент, когда полива начнет плавиться, не сильно постучать по ее стенкам. В расплавленную поливу обязательно попадут крошечные угольки и то, что обжигали изделие в печи на дровах не вызовет ни у кого ни малейшего сомнения. И вряд ли кто-то позволит отколупывать от его хрупкой чашки кусочек глины, чтобы провести ее спектральный анализ. А вот с металлом проделать такое можно запросто.

Кстати, если детали доспехов были окрашены масляными красками, а такое тоже практиковалось, то тем, кто хотел бы сохранить ее следы в углублениях, следует помнить, что старая масляная краска от современной очень сильно отличается: и по оттенку, и по составу она напоминает чистое льняное масло. А толстый слой лака с добавлением смолистых веществ начали использовать лишь только в XVIII веке. Конечно, и это древность, но не такая уж и большая.

 

Здесь придется подделать не только металл, но также и древесину щита, кожу и краску! (Императорский арсенал, Вена)



Вообще, с накоплением наших знаний о прошлом и обеспечением повсеместной доступности Интернета заниматься подделками становится невыгодно во всех отношениях. Даже не обращаясь к экспертам, можно, например, узнать из информации в Сети, что искусство, например, гранить драгоценные камни не такое уж и древнее. Хотя известно также, что полировщики алмазов в Нюрнберге упоминались в документах уже в 1385 года, а в 1456 году Людвиг фон Беркан научился шлифовать алмазы алмазным порошком. Тем не менее лишь 1650-х годах по распоряжению кардинала Мазарини первые алмазы подверглись огранке в форме бриллиантов, а широкое распространение началось только лишь в конце XVII века. Так что даже если кто-то и найдет документ, ну, скажем о том, что в 1410 году были заказаны рыцарские доспехи, украшенные жемчугом и алмазами – а это подлинный факт, что некий рыцарь Джон де Фиарлес именно в 1410 году отдал бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, украшенные жемчугом, да еще и бриллиантами, то на самом деле речь не может идти о бриллиантах в нашем понимании этого слова. Алмазы не были огранены, они были только лишь обточены и отполированы. И если этого не знать, а попытаться сделать доспехи… на основе этого документа и современных граненых алмазов, определить, что это подделка поможет даже Википедия!

 

Очень трудны в подделке и чеканные доспехи. Например, вот такая кираса из Музея Армии в Париже



Известный специалист в области оружиеведения, собственно, даже человек, заложивший его основы – Венделин Бехайм, хранитель императорского оружейного собрания в Вене, в конце XIX века в своей «Энциклопедии оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. СПб.: Оркестр, 1995», писал, например, о том, что в это время в Европе распространились поддельные рукояти кинжалов и сабель, отделанные гравированным нефритом. При этом фальсификаторы стали жертвой распространенного заблуждения, что необработанные куски нефрита в Европе в продажу не поступали. Между тем этот полудрагоценный камень, известный уже в древности и часто использовавшийся в Средние века на Востоке для украшения оружия, попал в Европу в начале XVIII века. А сделать из него копию популярного изделия было тогдашним мастерам вполне по силам. Да, но это было тогда, то есть во время написания им его книги. Сейчас различные виды анализов камня на камне не оставят от любой, даже самой качественной подделки.

 

Вряд ли какой-нибудь коллекционер оружия устоял бы перед вот таким шлемом бургиньотом с чеканными украшениями и драконом вместо навершия из Музея Армии в Париже. Вот только технология его изготовления превращает этот артефакт в нечто немыслимо дорогое. А все дорогое должно иметь заверенный множеством специалистов сертификат подлинности



 

Круглый чеканный щит-рондаш XVI века. Музей Армии в Париже. Такие щиты имели и боевое, и парадное предназначение. С ними у дверей в покои королей и герцогов стояла стража, а среди воинов-рондашьеров или носили офицеры, демонстрировавшие таким образом… не только свои материальные возможности, но и знатность!



При оценке древности и подлинности любой работы в первую очередь важны особенности изделия, обусловленные вкусами времени. Например, мне попадало в руки обручальное золотое кольцо конца XIX века. На нем было клеймо: «92ЧЗ». ЧЗ – это червонное золото, а 92 – его проба. Но самое удивительное, что на нем была видна белая металлическая полоска, то есть оно было… паяно серебром! Хозяин рассказал мне, что по молодости не раз сдавал его в ломбард и… тамошние оценщики, стоило им только попасть на эту пайку, тут же обвиняли его чуть ли не в мошенничестве, но… попробовав металл кислотой рядом, тут же соглашались с его высокой ценой. Но очень удивлялись его «древности». И еще тому, что оно было больше похоже на медное, нежели на наше современное, золотое. И вряд ли кто-нибудь сегодня смог бы за реальные деньги подделать такое кольцо. А кто бы и смог, потребовал бы за него такую плату, что она обесценила бы всякий смысл его продажи.

Столь же трудно подделать и старое дерево, которое иной раз попадается в оружие минувших веков. Дело в том, что старое дерево обычно бывает повреждено древоточцем. Такое дерево ищут, скупают и перепродают по высоким ценам как раз таким вот мошенникам-фальсификаторам. Но замечено, причем давно, что древоточец никогда не грызет древесину вдоль резьбы, а делает в ней длинные поперечные ходы. Так что переделать одну «деревяшку» в другую очень сложно. Написать картину на доске из старинного ореха еще можно. Но как сделать из старого комода древко рыцарского копья или же ножны для меча? И в каком сарае у какой бабушки может быть найдена такая подделка?

Еще больше хлопот предстоит принять тем, кто задумает осуществить подделку старинного огнестрельного оружия. Дело в том, что в XVI веке было можно украшать дерево ложи и приклада инкрустациями из кости и перламутра. В те далекие годы это делалось вручную. А вот сегодня врезать узор можно на станке с ЧПУ. Но… будет он слишком уж ровным и точным. Между тем, как при ручном резании всегда имели место незначительные дефекты. Пластинки перламутра для того, чтобы на рисунке не оставалось ни малейшего зазора, приходилось долго и трудно подгонять. Фальсификаторы XIX века возникающие зазоры заполняли мастикой разного состава «под дерево». Сегодня без этого можно обойтись, но тогда понадобится трудоемкая работа по искусственному старению самого изделия. И тем не менее и здесь легко ошибиться. Достаточно взять «не ту химию», как она сразу же оставит свои следы и сделает объект подделки уязвимым для анализа.

 

Доспех Вольфганга фон Полхейма (1458 — 1512). Изготовлен около 1510 г. Возможно принадлежали знаменитому Вольфгангу фон Полхейму, который стал Рыцарем Золотого Руна в 1501 году и занимал высокие судебные посты при дворе императора Максимилиана I. Материал: железо с травленой отделкой и следами ржавчины. Детали доспеха для рук отсутствуют (Императорский арсенал, Вена)



В итоге мы имеем на сегодня следующий вывод: современная подделка старинных доспехов и оружия на уровне, гарантирующем их сбыт музеям и очень богатым коллекционерам попросту невыгодна. Она не окупится. Копирование доспехов из музеев – да сколько угодно и чем не точнее будет это копирование осуществлено, тем дороже, естественно, окажутся эти доспехи. Какие-то подделки периода XVIII – XIX вв. вполне возможно существуют и поныне, но украшают кабинеты и апартаменты богатых граждан. На сегодня это уже своя категория «антиков» и ценны они уже тем, что были сделаны в указанное время. Что же касается известных музеев, то возможности экспертизы имеющихся у них артефактов настолько велики, что… можно данную тему применительно к их экспозициям считать закрытой навсегда! Украсть известную картину или даже рыцарские доспехи, конечно, можно и сегодня. Продать их уже будет очень сложно. Подделать…будет технически очень сложно и попросту говоря невыгодно!

 

«8 подруг Оушена». Еще один американский комедийно-криминальный фильм режиссера Гэри Росса про подделки и ограбление. Его героини работают на самом современном оборудовании – установке для 3D печати. И тем не менее, их подделка может обмануть только лишь громил-охранников. Специалист обнаруживает ее сразу



Вот примерно таким же можно сегодня сделать и копию любых рыцарских доспехов. Вот только подменить их будет непросто. Как-никак, многие из них весят по 28-30 кг, а если еще и с конскими латами – то и все 50 и более!

Картина дня

наверх