«Загадочная темная масса сожрала торпеду»: что военные встретили в глубинах океана
В далеком 2004 году ныне отставной командующий военно-морским флотом США Дэвид Фравор встретил в 130 км от побережья Сан-Диего нечто необычное, таинственное существо в океане.
Он совершал рейд в своем палубном истребителе «Супер Хорнете» F/A-18F Super Hornet и уверяет, что увидел из кабины неопознанный летающий объект овальной формы, примерно 12 метров в длину. В 2017 году он рассказал об этом в интервью New York Times.Казалось бы, что в этом такого? Сеть полнится слухами о встречах военных с НЛО и других таинственных существ в океане. Очередной рассказ, не подкрепленный доказательствами, не должен был вызвать особого интереса. Однако на эта давняя история всплыла вновь, и все благодаря одному весьма интересному обстоятельству. Дело в том, что представители ВМФ США подтвердили, что снятый из кабины ролик — это не фейк.
Обнаружение Фравором таинственного существа в океане произошло примерно во время опубликования двух отчетов в New York Times и Politico. В них описывалась секретная многомиллионная программа Пентагона, направленная на расследование «неопознанных воздушных явлений», более известных как «НЛО». Программа началась в 2007 году и, возможно, все еще существует.
Таинственное существо в океане видели и другие
В интервью с комиком и подкастером Джо Роганом Фравор рассказал новую историю, которую услышал от пилота вертолета ВМФ. В 90-х годах работа этого летчика состояла в том, чтобы добывать из океана беспилотники и подводные телеметрические торпеды. Пилот в то время совершал облет на самолете CH-53, «тяжеловозе, который Корпус морской пехоты использует для особых операций», как пояснил сам Фравор.
Операция проходит следующим образом: с борта самолета десантируется ныряльщик, он подбирает дрон и возвращается с ним на борт. Вот только на этот раз из воды к ним навстречу поднялось «загадочное темное тело», которое после просто вернулось на глубину, как только груз был извлечен из воды.
Несколько месяцев спустя пилот вертолета увидел то же самое. Он уверял, что это была не подводная лодка: «Увидев силуэт подводной лодки один раз, вы его уже ни с чем не перепутаете. Этот же объект был круглой формы, совсем не похожей на лодку». Дайвер, которого срочно подняли на борт, уверяет, что темное нечто буквально всосало в себя торпеду, после чего ушло в глубины океана.
Обратимся к мнению исследователя НЛО Мика Уэста. Он предполагает, что таинственное существо океана ни что иное как дефект отснятого материала. Так, Уэст выделяет следующие суждения в защиту своей версии: отсутствие у объекта поворота при наклоне, удары перед поворотом, соответствие количества поворотов камеры количеству деротации, необходимой для отслеживания цели. Тем не менее, исследователь отмечает, что объект, бросает вызов аэродинамике. То, что мы видим, на самом деле является бликом, скрывающим другой объект. Именно он до сих пор неизвестен и может быть интересным, но информация, полученная из видео Военно-морского флота, предполагает, что НЛО — не лучшее объяснение.
Верить или нет — решайте сами. До сих пор никто не смог дать внятный ответ на вопрос о природе этого явления. Необычный кит? Неизвестное науке таинственное существо в океане? НЛО? Мы можем лишь строить догадки.
Как атомной субмарине удается прокладывать путь сквозь полярные льды
Видео было сделано в ходе испытаний подлодки «Хартфорд» в море Бофора.
Подводные лодки обычно весят около 7000 тонн и даже больше, поэтому у них есть масса и возможность проломить арктический лед. В видео вы можете увидеть, как выглядит этот подъем, причем как из отсека управления, так и снаружи. Оно было сделано в ходе ICEX 2018, учений ВМФ США, во время которых проверяется арктическая навигация и навыки выживания в экстремальных температурных условиях.
По видео хорошо видно одно: лед не оказал подлодке никакого заметного сопротивления. При контакте субмарина даже не вздрогнула, судя по видео с мостика, не было даже ощущения, что она с чем-то столкнулась.
Как дрифтует гигантский авианосец: 100 000 тонн на вираже
Представить себе эти размеры достаточно трудно. Для сравнения — длина классической «хрущевки» на четыре подъезда составляет примерно 80-90 метров, то есть авианосцы серии «Нимиц» длиннее, чем четыре таких дома в ряд. Прочие габариты столь распространенных в России типовых домов: высота 15-17 метров, ширина 10-12 метров. Иными словами, если не считать надстройки, только корпус этого гиганта эквивалентен 48 «хрущевкам». При этом, он будет вдвое легче такой гипотетической конструкции — примерная масса одной подъездной секции данного типа домов составляет порядка тысячи тонн, что в сумме дает около 192 000 тонн, а CVN-72 весит «всего» 105 тысяч метрических тонн.
Тем удивительнее наблюдать, какие фортели способен исполнять «Авраам Линкольн» на полном ходу:
Как правило, большие корабли и прочая крупная техника перемещаются очень медленно, однако в случае с авианосцами размер может быть весьма обманчив — это одни из самых быстрых военных судов. Но их движение на максимальной скорости в открытом море наблюдать можно довольно редко: в боевых условиях или походах они должны держаться в составе ордера, так что «на всю катушку» авианосцы разгоняются только на испытаниях. Именно этот процесс и запечатлен на видео.
Спущенный на воду в 1988 году «Авраам Линкольн» после 24 лет службы находился на попечении Newport News Shipbuilding более четырех лет в 2013-2017 годах. За это время ему планово заменили ядерное топливо в реакторе, а также обновили значительную часть бортового оборудования. Как и положено после столь масштабного обслуживания, кораблю предстояло пройти полноценные испытания в море. Приемка авианосца флотом включает в себя активное маневрирование на скорости близкой к максимальной при наличии на палубе самолетов и обслуживающей техники, а также почти всех работающих системах и судовых службах.
Причем CVN-72 далеко не первый авианосец, который испытывается подобным образом. В 2015 году после очередной модернизации флот проверял на прочность USS Dwight D. Eisenhower CVN-69 («Дуайт Эйзенхауэр»):
Максимальная скорость авианосцев класса «Нимиц» — цифра секретная. Согласно официальным источникам, она составляет «более 30 узлов» (55,56 км/ч), что уже много. В ряде пресс-релизов по итогам испытаний называлась цифра в 35 узлов (почти 65 км/ч), а некоторые неофициальные и вполне авторитетные авторы указывают, что как минимум в одном случае корабль этого типа на протяжении 8 часов двигался со скоростью 42 узла (без малого 78 км/ч). Кроме того, существует байка американских моряков, что однажды «Линкольна» разогнали до 50 узлов (92,6 км/ч), но судно стала сотрясать опасная вибрация и эксперимент прекратили.
В любом случае, даже 50-60 километров в час для корабля такого размера — очень много. Особенно если учесть, что атомному авианосцу не составляет проблемы поддерживать ее долгие часы, тогда как суда с газотурбинными или дизельными силовыми установками таким ходом идут лишь непродолжительное время и с большим перерасходом топлива. Эта способность поддерживать высокую скорость длительное время является одним из факторов защиты: во-первых, позволяет быстро уклоняться от близкого контакта с противником, а во-вторых делает практически бесполезным применением по авианосцу ракет большой дальности — за время их подлета он выйдет из зоны первоначального обнаружения.
А вот подобные трюки в исполнении USS Gerald R. Ford CVN-78 («Джеральд Р. Форд»), который еще мощнее и совершеннее «Нимицев»:
На фото в начале статьи — USS Ronald Reagan CVN-76 («Рональд Рейган») заваливается на бок выполняя очередной крутой вираж.
Как подводные лодки связываются друг с другом под водой: нейтринные коммуникации
Свободно движутся сквозь воду лишь волны частотой несколько герц и длиной в десятки и сотни тысяч километров. Однако генерация таких сверхдлинных радиоволн требует огромной энергии, и каждая станция связи, способная использовать крайне низкие частоты, – чрезвычайно сложный и дорогостоящий проект, большинству стран либо не слишком нужный, либо вовсе непосильный. Насколько известно, подобные системы применяются лишь российским («Зевс») и американским (Seafarer) «подплавом».
При этом для принятия сигнала субмарина должна выбросить магнитную антенну достаточной длины и буксировать ее, снижая свою невидимость. Эффективность такой связи невысока: с помощью медленно колеблющихся волн возможно передавать в минуту не больше пары бит данных.
Для полноценных коммуникаций приходится использовать более короткие радиоволны диапазона очень низких частот. Они способны проникать на глубину примерно 20 м, позволяя подводникам оставаться под водой, ограничиться более короткими антеннами и увеличить пропускную способность примерно до 50 бит/с. С излучением такого сигнала справляются не только циклопические радиостанции, но и, например, специализированные командные самолеты с буксируемыми тросами-антеннами длиной до нескольких километров. Все эти сложности возникают из самой природы электромагнитных колебаний и, кажется, в принципе непреодолимы.
Новые источники связи
Ученые не оставляют попыток наладить принципиально новый канал связи с подводными аппаратами, в котором роль радиосигнала отводится модулированному пучку нейтрино. Эти частицы не несут заряда, почти ничего не весят и свободно проходят сквозь самую плотную среду. Нередко упоминается, что нейтрино способен пролететь насквозь слой свинца толщиной в тысячу световых лет. Тем более не помеха для них километры океанских глубин. Потоки нейтрино прилетают к нам от Солнца, из далекого космоса, и продолжают свое путешествие, ничего не замечая. Лишь редчайшие из них, столкнувшись с частицами атомного ядра, оставляют хоть какие-то следы своего визита, – и в этом случае их удается детектировать.
В получении узконаправленных потоков нейтрино особых затруднений нет: для этого существуют синхротроны. Разогнав пучок протонов и направив его в мишень, можно получить целый «душ» мезонов, быстрых и короткоживущих частиц, которые через долю секунды распадаются с образованием узкого, коллимированного пучка мюонных нейтрино. Такой излучатель способен обеспечить передачу сигнала в любую точку планеты, просто просвечивая ее насквозь и пересылая в минуту уже целые десятки байт.
Прием и передача
Уловить нейтрино непросто, но отдельные частицы из потока все-таки можно зарегистрировать и с подлодки. Для этого корпус можно покрыть тонкой металлизированной оболочкой, превратив его в многометровый детектор. Еще перспективнее оснастить судно датчиками черенковского излучения, которое создают некоторые нейтрино, пролетая сквозь воду. Этот подход намного увеличивает размеры принимающей «антенны»: вспышки можно обнаруживать с расстояния до нескольких километров, а искусственный интеллект наверняка поможет выделить нужный сигнал из естественного светового шума океана.
В 2012 году нейтринная связь была продемонстрирована на практике. Используя источник Fermilab NuMI, физики передали сигнал на расположенный в километре от него детектор MINERvA, экранированный 210 м скальной породы. Первым словом было «нейтрино», и на его пересылку со скоростью 0,1 бит/с ушло почти 2,5 ч. «Для практического применения потребуются существенные усовершенствования генераторов и детекторов», – резюмировали ученые.
Но даже если такой прогресс будет достигнут, нейтринная связь останется односторонней – как радиоточка или телевизор. Единственным выходом из этого кажется установка на подлодке настоящего синхротрона, собственного источника нейтрино, – задача уж совсем фантастическая. Но ведь когда-то и ядерный реактор на борту судна казался чем-то невероятным.
Свежие комментарии