Оружие и фирмы. Сегодня нам вряд ли удастся найти мужчину среднего возраста, который не слышал бы фамилии Шмайссер. Более того, даже за пределами Европы людям известно, что «шмайссер» есть не что иное, как угловатый немецкий автомат периода Второй мировой войны. В советском кино с ним обычно немцы идут через поля, засучив рукава и стреляют длинными очередями от бедра.
Впрочем, продвинутые знают и то, что «шмайссером» называть это оружие совершенно неправильно, поскольку немецкий оружейник Хуго Шмайссер не был его создателем. Но, однако, он оставил в истории стрелкового оружия заметный вклад, а оружейная фирма, носящая его имя, существует и поныне.
«Должен и сын героем стать, если отец – герой!»
Родился будущий известный оружейник 24 сентября 1884 года в семье Луиса Шмайссера, одного из ведущих конструкторов фирмы «Бергманн», которая специализировалась на разработке и выпуске автоматического оружия. Так что профессию оружейника Хуго унаследовал от своего отца и впоследствии устроился работать в ту же самую фирму.
А затем именно он придумал и воплотил в металле нечто совершенно эпохальное – короткий скорострельный карабин, стрелявший пистолетными патронами, то есть первый в истории человечества пистолет-пулемет. Вообще-то, с формальной точки зрения, эта машинка была второй, поскольку первой был итальянский «Виллар-Пероза» M1915. Однако в первоначальном варианте это был настоящий пулемет, к тому же со щитом и двумя стволами, разработанный для вооружения аэропланов и лишь потом буквально случайно попавший в пехоту. Широкого распространения это оружие не получило, чего нельзя сказать о творении Шмайссера. Вот его пистолет-пулемет под названием MP18, не только оказался удобным для использования, но и стал прототипом для всех последовавших за ним конструкций этого вида пехотного оружия.
Оружие нового типа
Стреляя патроном калибра 9 мм от пистолета «Парабеллум», он имел приемлемые габаритные размеры, позволявшие без труда использовать его в окопах, удобный деревянной приклад с такой же ложей. Магазин располагался сбоку и это доставляло стрелку целый ряд специфических неудобств, но зато он мог вплотную прижаться к земле во время стрельбы из положения лежа — очень важное свойство для пехотинца на поле боя. Магазин конструкции инженера Леера на 32 патрона, использовался также люгеровский от P.08. Он был тяжелым, дорогим и сложным в производстве. Но время поджимало, поэтому Шмайссер использовал то, что было у него под руками. Поэтому магазины с прямой подачей емкостью 20 и 32 патрона к MP18 появились лишь после войны.
Всего в Германии под конец войны сумели изготовить 18 тысяч таких пистолетов-пулеметов – вроде бы внушительное число. Но вот в войска их попало значительно меньше, не более 10 тысяч. Так что никакой особой роли сыграть они просто не успели.
Образец вне закона
А дальше проигравшая войну Германия получила Версальский договор, который запретил ей производство и пистолетов-пулеметов — лишь незначительное их количество было позволено использовать в полиции. Все немецкие оружейные предприятия, кроме фирмы «Симсон», по этому договору закрывались, поэтому работавшим на них оружейникам ничего другого не оставалось, как перебраться за границу. При этом Теодор Бергманн и Хуго Шмайссер очень серьезно поругались из-за того, что тот передал право на производство MP.18 швейцарской фирме ЗиГ, между тем, как патент на него принадлежал, ни кому-то, а именно Шмайссеру.
Они расстались уже в 1919 году, причем Бергманн стал сотрудничать со швейцарцами, а вот Шмайссер, совместно со своим родственником Паулем Кохом сумел основать фирму Industriewerk Auhammer Koch Co. Занималась она выпуском запчастей для велосипедов и пневматических винтовок, но сам Шмайссер продолжал заниматься разработкой перспективных образцов пистолетов-пулеметов. В 1925 году предприятие Коха и Шмайссера обанкротилось, и они устроились на работу в фирму C.G.Haenel, принадлежавшую Герберту Генелю (или Хенелю).
Тем временем рейхсвер опробовал пистолет-пулемет MP28/II — усовершенствованную версию MP18, который имел более технологичную конструкцию и простой коробчатый магазин на 32 патрона. Конкурировать ему пришлось с пистолетами-пулеметами Бергманна MP34 и MP35, однако выяснилось, что конструкция, предложенная Хуго Шмайссером, все-таки более надежна и более эффективна. Новый образец тут же был принят на вооружение немецкой полиции, а его коммерческие продажи начались в страны Латинской Америки и Африки, и широко применялся в Китае, Испании, Бельгии и Японии. Применялся он в ходе целого ряда войн: война Гран-Чако, гражданских войн в Испании и в Китае, а также в годы Второй мировой войны.
В 1932 году Шмайссер вместе с Генелем вступили в НСДАП, шаг совершенно понятный, и свидетельствующий о том, что оба они очень хорошо понимали, что приход Гитлера к власти сулит военные заказы и новые барыши. Так и случилось. Как только Гитлер отбросил все ограничения Версальского мирного договора, деньги так и потекли их фирме в карман.
Все предвоенные годы Шмайссер продолжал заниматься любимым делом: сконструировал пистолет-пулемет MK.34/III с деревянной ложей от карабина 98K и образец 1936 года, имевший уже складной приклад.
К пистолетам-пулеметам MP38 и МР40 Хуго Шмайссер никакого отношения не имел – их конструктором был Генрих Фольмер, инженер из фирмы «Ерма». Фольмер даже судился со Шмайссером из-за того, что он использовал в своем пистолете пулемете 1936 года ряд его конструктивных деталей, причем Шмайссер этот процесс проиграл.
Пистолету-пулемету Шмайссера тоже довелось повоевать!
Зато в 1941 году Шмайссер создал пистолет пулемет MP41, в котором пластмассовую консоль затворной коробки, металлический складывающийся приклад и пистолетную рукоятку заменил на деревянную ложу с обычным прикладом от своего MP.28/II. MP41 получил возможность стрелять еще и одиночным огнем, причем за счет некоторого увеличения веса и размеров, а также благодаря наличию прочного приклада, пользоваться им пехоте стало удобнее. В том числе и драться им в рукопашном бою. Но несмотря на все свои достоинства МР41 хотя и был выпущен в небольшом количестве старые образцы пистолетов-пулеметов не вытеснил.
И он же создал знаменитый «Штурмгевер»!
Затем Шмайссер создал свою самую известную конструкцию: автомат (штурмовую винтовку) Stg.44. Это была одна из первых принятых на вооружение разработок стрелкового оружия под специальные промежуточные патроны (первым многие специалисты считают все-таки американский карабин M1). Контракт со Шмайссером на его создание был заключен еще в апреле 1938 года, но только лишь в апреле 1942-го, его первые образцы поступили на испытания. В 1943 году автомат прошел войсковые испытания и получил название MP43. Затем его переименовали в MP44, а после, наконец-то сообразив, что новое оружие стреляет значительно более мощным патроном, нежели пистолетный, дали название Sturmgewehr, (Stg)- то есть «штурмовая винтовка». Произведенный в количестве почти полумиллиона экземпляров Stg.44 использовался на заключительном этапе войны, но для него постоянно не хватало боеприпасов — патронов 7,92×33. Затем уже после окончания Второй мировой войны очередная успешная разработка Шмайссера производилась в самых разных странах мира, включая Аргентину, США, Китай, Югославию, Турцию и Чехословакию. Воевал он в Корее и Вьетнаме, нашел себе применение в различных локальных конфликтах, причем Латинской Америке полиция многих стран использует его до сих пор, благо патронов теперь для него хватает. В Западной и Восточной Германиях после войны этот автомат применялся вплоть до семидесятых годов прошлого века, однако выпускали к нему лишь запчасти и патроны, поскольку сами автоматы брались из запасов еще военного времени.
Шмайссер в плену
Когда фашистская Германия была повергнута, фабрику Генеля по требованию советского коменданта перепрофилировали на выпуск товаров народного потребления, да, собственно, людям тогда было и не до охотничьих ружей. Тем не менее в 1946 году производить и продавать охотничье оружие ей все-таки разрешили. А вот самого Хуго Шмайссер «взяли в плен», то есть предложили за хорошие деньги поработать в СССР, куда и увезли осенью того же года вместе с другими немецкими оружейниками. Работать он должен был на Ижевском машиностроительном заводе. Документы о пребывании немцев на Ижмаше были засекречены, отсюда и все домыслы о том, что автомат Калашникова – это детище Хуго Шмайссера. На деле работать он там особо не старался. Подготовил эскиз пистолета-пулемета под 9-мм «люгеровский патрон, еще пару малозначительных проектов, а главное, чем он там занимался было «консультирование по проектированию образцов пехотного стрелкового оружия».
Немного поработал на большевиков и… хватит!
В характеристике, которую на Хуго Шмайссера в 1951 году написал парторг завода, сообщается, что «никакой пользы за время пребывания не принёс», что с секретными работами завода он незнаком, а значит, ни о каком его участии в разработке новейших образцов советского стрелкового оружия и речи идти не может. В общем, привлечение его к сотрудничеству с советской стороной оказалось «выстрелом вхолостую». Невольник не богомольник, и этим все сказано. Хотя да, действительно, секторные магазины Stg.44 и АК 1947 г. внешне очень похожи. Однако внешне похожи, в общем-то, и молотки, и все самолеты, поскольку это сходство определяется их функциональностью.
Домой в Германию Хуго Шмайссера отпустили лишь летом 1952 года, а уже год спустя 12 сентября он умер в больнице города Эрфурта, в возрасте 68 лет.
Правильный маркетинг всему голова!
А потом уже в наши дни нашлись умные люди, которые подумали, что имя Шмайссера это отличный бренд и почему бы его не использовать? Т. Хофф и А. Шумахер, владевшие на паях фирмой «Waffen Schumacher GmbH», так и поступили – создали новое предприятие «Schmeisser GmbH». Находится оно в городе Крефельд, совсем неподалеку от знаменитого бельгийского города Льежа – кузницы» европейского стрелкового оружия. И если их прежняя фирма занималась лишь оптовыми продажами готового оружия и различных оружейных аксессуаров от разных производителей, но теперь они занялись его производством.
Тут, конечно, многое зависело от маркетинга, то есть выбора наилучшей модели для рынка. И они решили производить американскую винтовку AR-15, причем сразу для нескольких сегментов потребителей: тех, кто занимается спортивной стрельбой, для охоты, а также для полицейских формирований. До этого винтовки AR-15 в Европу импортировались из США и Великобритании, но потребностей рынка эти поставки полностью не удовлетворяли. Маркетинговый анализ показал, что выгодно производить их в Германии, сделав акцент в их рекламе на традиционное немецкое качество и именно на этом партнеры и решили сыграть!
Причем, и это самое важное, никаких особых изменений в конструкции AR-15 сделано не было. И винтовки, и карабины на ее основе работают по схеме прямого газоотвода, то есть пороховые газы действуют непосредственно на затвор без каких бы то ни было промежуточных деталей, а попадают они в ствольную коробку по длинной трубке, размещенной над стволом. Ну, а казенную часть ствола, как и у базовой модели, запирает вращающийся затвор.
Рукоятка его взведения вполне традиционной Т-образной формы, и, как и на исходном образе находится в задней части ствольной коробки, выше уровня приклада. При стрельбе она остается неподвижной. И также с правой стороны на ствольной коробке имеется характерное приспособление — досылатель затвора, чтобы стрелок мог иметь возможность закрыть его вручную в тех случаях, когда он не закрылся из-за засорения или вследствие недостаточного усилия его возвратной пружины.
Удобно, что окно для выброса стрелянных гильз закрывается специальной подпружиненной противопылевой шторкой, которая затем открывается автоматически, когда происходит взведение затвора. Главным отличием ударно-спускового механизма германских AR-15 является то, что он одинарного действия, то есть очередями эти винтовки стрелять не могут. Только одиночными выстрелами. Прицелы могут монтироваться самые различные, что зависит от модели, и вариантов их установки на оружие может быть очень много. Опять-таки интересно, что стволы — самую главную часть оружия делает отнюдь не фирма Schmeisser GmbH, а Lothar Walther. Впрочем, не только стволы, но и все детали винтовки Schmeisser AR-15 (как крупные, так и самые мелкие) тоже производятся по заказу и чертежам многочисленными сторонними производителями, а «шмайсеровцы» на своем предприятии осуществляют лишь сборку готовых образцов.
При этом все образцы оружия Schmeisser AR-15 полностью соответствуют последнему стандарту НАТО «Mil Spec», при 100% взаимозаменяемости всех ее деталей с уже выпускаемыми винтовками и карабинами данного типа. Для ствольной коробки используется прочный алюминиевый сплав 7075 T6, и он такого же высокого качества, как материалы, применяемые в боевом оружии. Затвор делается из лучшей стали «Thyssen Krupp». При этом поковки используются с минимальными допусками с использованием собственной оснастки Schmeisser GmbH. При этом процесс ковки проводится таким образом, что и уплотнение поверхностной, и внутренней структуры металла происходит в одинаковой степени. Отсюда и отличное качество всех деталей, пусть даже фирма и работает главным образом на гражданский рынок.
Ассортиментный ряд компании состоит из доброго десятка вариантов AR-15, которые выпускаются под патроны трех калибров: .223 Rem, .222 Rem и 9х19 мм. Основные различия заключаются в длине ствола и вариантах его крепления. Ну, это понятно, ведь в основе конструкции винтовки лежит разработка Ю.Стоунера. И все ее достоинства и недостатки, а известно — это и низкая надежность, и большая требовательность к уходу, наряду с легкостью и компактностью, перекочевали и на все «шмайсеровские» модели. Однако представители фирмы заявляют, что ее инженерам удалось с большинством из недостатков справиться, причем не только благодаря использованию новых технологий (например, это более качественные материалы и «скользкое» покрытие), но и путем незначительных, на первый взгляд, изменений в конструкции. Так что слоган компании «Made in Germany» это отнюдь не рекламное клише. Кстати, купить продукцию этой фирмы сегодня можно и у нас в России, были бы деньги, а так стоит только заказать и оплатить, и вам тут же все пришлют по почте.
AR-15 M5 – карабин со стволом 425 мм. Телескопический, четырехпозиционный приклад. Цевье сразу с четырьмя планками Пикатинни. Ствольная коробка из авиационного алюминия, а вся верхняя и нижняя часть цевья, как и боковые поверхности, представляют собой направляющие планки Пикатинни. В комплект входят съемная рукоятка для переноски и магазин на 10 патронов из пластмассы. Можно купить и 20 или даже 30-зарядные магазины. Возможна установка стандартного пластикового цевья. Калибр .223 Rem (стандарт) или .222 Rem (выбор заказчика)
AR-15 Solid 1 – самозарядная винтовка новой серии, выпущенная с учетом требований законодательства для армейских и полицейских формирований. Главная особенность ее дизайна заключается в том, что верхняя планка ствольной коробки выполнена заодно с цевьем, поэтому-то у нее и такое название — Solid (то есть монолит). Крепление приклада, и, соответственно, крепления в местах соединения деталей ствольной коробки, усилены. Длина ствола может быть и 425 мм, и 374 мм. AR15 Solid 2 — это гражданский вариант все той же армейской винтовки. Но верхняя планка разъемная.
Свежие комментарии