На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Напоминание со спутника: «Роскосмос» начал публикацию снимков с аппарата «Ресурс-П» №5 освобождённых Красной Армией г...Путин опередил Тр...
  • Юрий Ильинов
    Украинский эксперт признал обреченность группировки ВСУ в Великой Новоселке на Донбассе Оборона ВСУ на Южно-Донецком...Путин опередил Тр...
  • Юрий Ильинов
    Трампа это не волнует. В США озвучили очень плохую новость для Украины Джон Болтон: Дональд Трамп хочет как можно бы...Подсказки от исто...

Загадки Православия. Что было скрыто за «ересью жидовствующих»?

Исторические напёрстки

Загадки Православия. Что было скрыто за «ересью жидовствующих»?

Загадки Православия. Что было скрыто за «ересью жидовствующих»?

Продолжим тему. Главную загадку русского Православия и становления Московского Царства колоть будем. Серьёзным потрясением основ и Скреп всяких стало в 1470-1504 гг. наличие, становление, расцвет и разгром пресловутой «ереси жидовствующих».

Отголоски непримиримой борьбы аукаются до сих пор, переродившись в самые разные формы антисемитизма. Ставшие визитной карточкой общества ещё со времен Ивана Грозного. 

Как смотреть будем?

Максимально равноудалёно предлагаю, поскольку тема паскудная… как по мне. Есть две главенствующие точки зрения на проблему «жидовствующих». Первая, самая громкая и бескомпромиссная — церковная. Для которой авторитет и правота главного обличителя еретиков (преподобного Иосифа Волоцкого) непререкаем. Речь тут идет не просто о ереси. Это отступничество от христианской веры, переходе в иудаизм.

Вторая точка зрения — более вегетарианская, светская. Здесь присутствует более широкий исторический анализ, попытки нащупать параллели с началом эпохи общеевропской Реформации. Но применительно к русским почвам. Еретики уже не такие уж и преступники, они почти прогрессивный элемент, носители идей «общечеловеческого гуманизма». А Церковь — оплот мракобесия, консерватизма и косности. Даже признаки классовой борьбы советские исследователи нащупали, очень убедительные временами (народное возмущение против главного феодала Руси — православной церкви).

Хвала небесам, начало формироваться и третье, «центристское» мнение на проблему. Без клерикального угара и «общечеловеческого гуманизма» Реформации. Гипотезы эти скучные, исключительно рационалистические. На которые аффтар приязненно посматривать изволит много лет как. Но обязуюсь быть взвешенным.

Жидовин Схария.

Этот пациент назначен главным виновником и рассадником «ереси жидовствующих». Преподобный Иосиф Волоцкий так решил. И год назвал, 1470-ый, когда в Новгород (со свитой киевского князя Михаила Олельковича) иудей-книгочей припожаловал. Вскоре на подмогу приехали еще два еврея — Иосиф Шмойло-Скаравей и Моисей Хануш. Троица начала вербовку:

«сначала прельстили попа Дениса и обратили его к жидовству. Денис привел к нему попа Алексея».

Итак, никаких других исторических источников (кроме «Просветителя» Иосифа Волоцкого) не существует. Которые бы рассказали об иудейской пропаганде в Новгороде. Тот же архиепископ Новгородский Геннадий, первым выявивший ересь «жидовствующих», — никакого Схарию не знает. Просто поминает о деятельности некоего «жидовина», без имени. Очень богатого. Учитывая, что Новгород был торговым «проходным двором». Евреев литовских тут пачками видели, особенно проезжающих.

Схария (Заккария) имел итальянские корни. Его дед был знатным и богатым генуэзцем, широко орудовавшим на Тамани. В генуэзской колонии Матрега. Формально здесь делами светскими заправляло мелкое княжество черкесов. Отец Схарии был женат на черкесской княжне Бике-ханум. И наш «еретик» имел после своего рождения — титул и положение князя Таманского. Стоит помнить, что Матрега в IX-X вв. именовалась — Самкерцем. Это был один из ключевых торговых центров Хазарского Каганата.

Город каким-то чудным образом уцелел во время геноцида хазар во времена Светлого князя Святослава. Собрал за своими стенами многие бежавшие еврейские общины после войн Владимира Красно Солнышко, упражнения папы продолжившего. Источники существуют добротные, рассказывая о сильном влиянии евреев на все дела Таманского полуострова, вплоть до XV века. В 1482 году упали на голову всем турки, полуостров захватили, Схария-Заккария был лишён реальных рычагов власти, сохранив формальный титул.

Иван III несколько раз (в период с 1483 по 1500 гг.) приглашал его переселиться в Москву, но тот предпочёл Крым и двор татарина Менгли-Гирея. После 1488 года Великий князь стал именовать Заккарию «князем таманским», относился к нему очень почтительно. Теперь главное. Схария был полиглотом, знал около шести языков. За плечами имел университетское образование. Как известно, иудеям такие плюшки не обламывались в антисемитской Европе. Он исповедовал католицизм, а тайные его предпочтения… тут поле для домыслов лишь. Но что был учён многим «еврейским премудростям» — тут согласен.

Князь Таманский Схария находился в очень непростых отношениях с государем другого причерноморского государства, Великого княжества Молдавского. Господарь Стефан Великий его очень хорошо знал. Дочь его (Елена Волошанка) в 1483 году стала супругой сына Ивана III, наследника русского Ивана Молодого. Впоследствии её назначили краеугольной фигурой в ереси «жидовствующих». Как и дьяка Федора Курицина, фаворита Великого князя. В 1482-1486 гг. он бывал в Причерноморье, вполне мог быть знаком с князем Таманским.

Фиксируемся. Схария не мог быть носителем ортодоксального иудаизма. Но вполне разбирался в книжной еврейской премудрости, астрологических знаниях, ложных толкования христианства, мистических учениях. Это было популярным в среде крымских евреев веянием и демонстративной модой.

Новгородские еретики архиепископа Геннадия.

Как известно, первым в набат по всей Руси ударил именно этот несгибаемый персонаж. Стал обличителем ереси, автором целого корпуса литературных и религиозных источников по «жидовствующим». Геннадий Гонзов, архиепископ Новгородский, прославленный Русской Православной церковью (память 4 декабря).

Постриг принял в Валаамской обители, наставником выбрав преподобного Савватия Соловецкого. В 1479 году он выступает на стороне Ивана III-го против митрополита Геронтия, когда разгорелся яростный процедурный спор освящения Успенского собора. Геннадий за нарушение внутрицерковной дисциплины и лай матерный на митрополита — был отправлен остудиться в ледник. Где прозябал почти пять лет.

Иван III вытаскивает озябшего Геннадия из заточения в 1484 году, назначает «на архиепископию Великому Новгороду и Пскову». Земля неспокойная, шесть лет назад силой сломлена, войдя в состав Московии. Республика уничтожена, вече разогнано, бояре разбежались или затаились. Одинаково скучая от московских порядков и опасаясь звать на помощь двуединую Литву-Польшу. Геннадий сразу показывает свой крутой нрав, начинает наводить «московские порядки». Они с новгородскими сильно различались, кстати.

Святые, почитавшиеся в Новгороде, не совпадали по значимости со столичными. Местные священники за несколько веков привыкли свободно критиковать церковные установления всей остальной Руси. Попытавшись ставить везде своих людей, новый архиепископ получил обвинение в мздоимстве. Против него восстал знаменитый псковский старец Захарий, из Немцова монастыря. Через три года борьбы Геннадию даже пришлось оправдываться перед митрополитом. Но удар новгородцев и псковичей он держит.

Судя по переписке церковной, Геннадий понимает: в этих землях духовенство уверено, что церковная иерархия Москвы насквозь коррумпирована (что было чистой правдой). Архиепископ пытается сломить скандального старца Захария, обвинить того в ереси. Якобы подвижник демонстративно не причащается. Когда знаменитый монах был вызван в Новгород, то объяснил это так:

«А у кого, деи, причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены».

Вот это уже интересно. Новгород и Псков открыто заявляют о своём легендарном благочестии, отрицают православную церковную иерархию. Даже митрополита в грош не ставят, считая того взяточником. Потом эту концепцию на вооружение возьмут «нестяжатели» при Иване Грозном. А зародилось это антиклерикальное движение еще в начале XIV века, став ересью «стригольников».

В 1487 году Геннадий начинает процесс против ереси «жидовствующих», обнаруженной им в Новгороде. Осталось немало его писем, просто целая библиотека. Он гневно слал воззвания всем иерархам церкви, подробно расписывая обвинения против еретиков. В 1490 году состоялся желанный им первый Собор. Саму ересь осудили. Но часть обвинений Геннадия отвергли за их откровенную фантастичность.

Читал это соборное решение, оно сохранилось. Ох, и нетипичный документик… Обвинения Геннадия — злы, лаконичны, конкретны и неимоверно детализированы. Обычно в ереси обвиняют простым способом — навешиванием ярлыков. Здесь же поимённые указания: кто, когда, как, почему и с каким умыслом творил непотребство против Веры. Как к этому относиться? Не знаю, но не склонен обвинить Геннадия в подлоге. Потому что вполне могло быть такое, противостояние Москвы и Новгорода (в религиозной среде) вышло на пик борьбы.

Это была схватка «еретиков Республики» и ортодоксов. Шла на поле критики существующих у тех и других церковных порядков. Новгородцы стремились к созданию собственной епархии, это очевидно. Москва железной рукой пыталась изжить здешнюю практику «поставление мирянами — мирян». На должности диаконов и священников, что противоречило церковным порядкам византийского устава.

Геннадий в Послании Прохору Сарскому негодует: «еретики» строго соблюдают десять заповедей Моисея, ведут себя внешне благочинно и аскетично. Чем увеличивают число своих приверженцев среди простого люда. Но, в действительности, они «исповедают месалианские ереси».

«Месалианством» обычно называли болгаро-византийскую ересь богомилов, отрицание догмата о Святой Троице (Дух и Сын произошли от Отца, а не составляют с ним единого целого) и дуалистические представления. Даже отголоски арианства находит Геннадий в своей епархии. Его повергают в ужас клерикала книги, которые изымаются в новгородских и псковских землях («Афанасий Александрийский» и «Слово Козьмы Пресвитера», например). Несмотря на их ортодоксальность, они посвящены спорным и острым вопросам в истории церкви.

Литература эта содержит критику еретиков. Но там обязательно присутствует собственная аргументация богомилов и ариан. Могло там что-то привлечь «жидовствующих»? Вполне. Особенно аргументация еретическая. Беспокойство Геннадия оправдано. В руках отступников от Православия это сильное и действенное оружие против ортодоксов и стяжателей в рясах.

Читая приговор каждому обвиняемому на первом Соборе (дела рассматривались строго индивидуально), можно понять, против чего так яростно борется архиепископ Геннадий. Во-первых — с отрицанием Святой Троицы, равенства Иисуса Христа Богу Отцу. Второе — с иконоборчеством и отрицанием «еретиками» святынь, сотворенных руками человека. И третье… открытое выступление против существующей церковной иерархии Москвы. Заметьте… доказательства перехода в иудаизм признаны Собором надуманными, неподтверждёнными.

Поклон Геннадию

глубокий должна бить ежечасно наша Православная церковь. Этот несгибаемый борец первым дошёл до очевидной глобальной проблемы: московская митрополия не имеет… полного кодекса всех книг Библии на родном языке! Мало того, многие «священные книги» вообще не имели хождение на Руси. Геннадий нашёл всё недостающее, под его руководством это было переведено. Но тут кроется один подвох… Составители библейского свода под редактурой архиепископа:

«ни к греческим рукописям, ни даже к греческим изданиям в Новгороде не обращались, но использовали Вульгату в латинском оригинале и чешском переводе». (Г. Флоровский)

Стахановскими темпами были переведены недостающие труды: две книги Паралипоменон, три книги Ездры, книги Неемии, Товии, Юдифь, Премудрости Соломона, две книги Маккавейские. При составлении комментария к библейским текстам использовали немецкий энциклопедический словарь Рейхлина. По заданию Геннадия в 1492-93 гг. пригласили в Новгород любекского первопечатника Готана. Сначала осыпали милостями, приняли работу, потом лишили имущества и утопили в Волхове. Устроив хороший погром «литвинам».

Вот тут вполне можно прищуриться на архиепископа: «Дядь… а почему ты исключительно «латинскими источниками» пользовался?» А потом примерял на себя доспехи Торквемады, легендарного Первого Инквизитора, умоляя Великого князя и митрополита ввести «православную инквизицию» с кострами, как у «шпанского короля»?

Но останусь взвешенным. Геннадий мог спешить, прекрасно осознавая объём и масштаб работы. Тысячу лет восточные славяне как-то обходились без полного свода Библии. А тут нарисовались вольнодумцы-новгородцы, которые вообще в каком-то своём, отдельном христианском мире живут. По арианским законам временами, как от подворья архиепископа на сотню вёрст отъедешь! По сообщениям абсолютно всех источников — еретики особо чтили книги Ветхого Завета, именно из них черпали аргументацию для подтверждения своей правоты. Возразить им никто не мог.

Переведённые срочно книги были как воздух нужны для эффективной борьбы с ересью. Сложилась любопытная ситуация, просто позор какой-то. Высшие иерархи Православной Церкви не имели значительной части священных книг. Даже в своем мире не могли найти их, пришлось к «латинянам» ходить. Еретики же обладали полными библиотеками, и здесь вопрос резонный возникает… откуда они полнились?

Тут «напёрстки»

можно только двигать. Самый очевидный источник — евреи Великого княжества Литовского. Уж они Новгород чуть ли не своей землицей считали. Географически опять же удобно, всё рядышком. Особенности политической ситуации второй половины XV века тоже не забываем. Еврейское происхождение имеют «Шестокрыл» (астрологическая брошюрка по гаданиям лунным), «Космография» и многие другие метафизические литературы. Часть из них имеет отчетливое еврейское происхождение, относится к корпусу каббалы.

Именно поэтому, по глубокому личному убеждению, архиепископ Геннадий использует любимый «латинский трюк» — антисемитизм. Ему специально переводят с латинского книги Николая Де-Лира и Самуила Евреина «на богоотметных жидов». Это самый простой и понятный инструмент европских инквизиторов в борьбе с еретиками. Зачем эти мерзкие книжонки благочестивому православному епископу? Только если обвинение в «жидовстве» обосновать. На ровном месте, поскольку ничего богословского там не найти. Лишь эмоциональные способы чернить оппонентов.

Дальше. Преподобный Геннадий вступает в тесный контакт с имперским послом, прибывшим на Русь в 1490 году. Получил подробную информацию о преследовании «тайных иудеев» в Испании. Опыт испанской инквизиции привёл владыку в восторг, он взахлёб хвалит в переписке «шпанского короля», который «свою землю огнём очистил».

Хочешь, не хочешь… тайно ли, явно. По недоразумению или злому умыслу. Но деятельность архиепископа Геннадия привела к усилению влияния Запада на северо-восточную Русь. Католиков тут крайне недолюбливали, относились подозрительно. А тут, такое сближение. Ватикан — важнейший идеологический союзник. Оставив собственные богословские разногласия, обе конфессии объединяются против общего врага — иудаизма (точнее — его призрака).

В чем «жидовствующие» получили фактическое обвинение? Правильно, в особом почитании Книг Ветхого Завета. Которых русское Православие не имело. Еретики вполне обоснованно углядели в этом козни. Мол, «скрывают Слово Божие» от людей. Именно поэтому новгородцы и псковичи черпали из них информацию для подтверждения своей правоты. Разыгрывали тайные «квесты» для получения нужной литературы, заигравшись в конспирологов.

А поставщики этой литературы… литовские евреи, стали хорошим предлогом сказать: «жидовствующие еретики». отступники от христианской веры хотят сами перейти в иудаизм. И Русь Святую утянуть. Детский сад…

-

Москва — Третий Рим! … Могут ли честные Отцы Церкви ошибаться?

Москва — Третий Рим! … Могут ли честные Отцы Церкви ошибаться?

Продолжим небольшой цикл статей, посвящённый ереси «жидовствующих». С разоблачением которой на Руси повелась увлекательная забава — во всех грехах обвинять, сами понимаете, кого. Недуг серьёзный, весь мир тяжко переболел. Но Святая Русь метастазами крепко недужит по сей день. Обещание давал крепкое — быть взвешенным. Держать слово намерен. Кто пропустил интересное, милости прошу ознакомиться с вводными для дальнейшего анализа:


  • «Ересь жидовствующих»: история темных времён Руси…
    Загадки Православия. Что было скрыто за «ересью жидовствующих»?

А был ли мальчик?

Так хочется спросить глыб отечественной историографии (исключительно по церковным источникам), очернивших имя одного митрополита, по имени Зосима. Его назначили в покровители «жидовствующим» еретикам. Очень долго ползал в поисках независимых источников. Результат оказался крайне неожиданным.

Митрополит Зосима, руководивший Русской православной церковью в 1490-1494 гг., — очень знаменит в среде историков. Он сформулировал основы общественно-политической концепции «Москва — Третий Рим». Потом его мысли окончательно оформил малоизвестный псковский старец Филолея. Или наоборот всё было, но не суть. Этот митрополит в истериках бился, толкая слабовольного Великого князя Московского Ивана III Васильевича на окончательный разрыв с Ордой, более агрессивную внешнюю политику. Но получил нелицеприятную оценку от коллег-современников, назначивших его «вторым Иудой».

«Обличители ереси жидовствующих», в первую очередь — преподобный Иосиф Волоцкий, особо с аргументацией не заморачивались. Просто говоря: митрополит был «скверным еретиком» и «злобесным волком». Основные источники таких эпохальный претензий: «Сказание о новоявившейся ереси» в «Просветителе» (главное богословское произведение, направленное против «ереси жидовствующих) и «Послание Нифонту от Иосифа Волоцкого».

Исследователи нашли несколько причин. Это личные проблемы вражды между митрополитом и Иосифом, идеологический спор в Православии, признаки покровительства митрополита «еретикам»… Придётся давать факты, суждения самостоятельно формируйте. Лично выскажусь в конце статьи.

Личная острая неприязнь, даже ненависть возникла у Зосимы с «первым инквизитором» Руси, архиепископом Новгородским Геннадием. Начало берёт в 1490 году, когда митрополит потребовал вторичного исповедания от новгородского владыки. Мотив понятен: ярый борец с «жидовствующими» был замечен в сношениях с литовской униатской митрополией. Чрезмерным увлечением всем «латинским» настораживал. Отсутствием церковной дисциплины в созыве первого Собора против еретиков. Кстати, Геннадия не пригласили туда. Просто зачитали его послание.

Иосиф Волоцкий в «Послании Нифонту» и «Просветителе» выдвигает против Зосимы лишь одно конкретное обвинение (в остальном ограничиваясь грязными ярлыками). Якобы митрополит отрицает загробную жизнь. Опаньки… приехали. Обвинение не имеет отношения к «жидовству», иудеи свято верили в загробную жизнь. Остальные обвинения носят общий и явно клеветнический характер. Запомним.

На самом деле, разногласия между Иосифом и Зосимой прошли по вопросу монастырских землевладений. Рукопись из Троицкого собрания «…Сия книга Зосимы митрополита всея Руси» имеет собственноручные пометки митрополита. Там очень любопытные выписки имеются. Зосима категорически выступает «против стяжаний».

В «молении за усопших» подчёркивает: спасение человека от «конечного воздаяния» заключено в нынешней жизни, а не в загробной. Размышляя «о правилах причащения», митрополит собирает несколько выписок. Которые прямо говорят: причащения недостойны сребролюбцы и «лукавые». Таких надобно отлучать от причащения и не впускать в церкви.

Есть подборка правил, касающихся «чистоты монашеской жизни». Подразумевается полное отлучение от мира, отказ от личного стяжания, иноки должны «жить от своего рукоделия». И вот оно, ключевое:

«Не подобает милостыня в монастырь давать село». А если клирик, подобные «лихвы истязуя» — «да извержется».
«Не подобает от неправды милостыня творити, Бога немилостива творят, но и раздражают, яко аще церкви или манастырю зидают от неправды, тожго подлежит вечному осуждении».

Именно на это правило в самый горячий разгар спора о монастырском владении селами ссылался Вассиан Патрикеев — яростный глава «нестяжателей». Итак, фиксируемся пока. Общее направление собственноручных выписок и пометок митрополита Зосимы: это идеализированная чистота церковной жизни, осуждение монастырских стяжаний, праведные дела. Оценку дадим позже. Для непонимающих, о чём идет речь, — справка:

Нестяжатели — стихийное монашеское движение в Православии. Появилось в конце XV века, как раз во времена митрополита Зосимы. Было серьёзной проблемой для церковных иерархов вплоть до первой половины XVI века. Ключевое разногласие — спор о монастырском землевладении. Нестяжатели считали это страшным грехом Церкви. Противостояли им «иосифляне» (по имени обличителя Зосимы — Иосифа Волоцкого).
Проблемы были глубже обычных имущественных вопросов. Споры разгорелись: как относиться к раскаявшимся грешникам, к поместным и обще-церковным «священным преданиям», кричащей пышности и дороговизне обрядов, замене внешней атрибутикой — истинного познания Бога. Противостояние закончилось победой «иосифлян», полностью оформив Православие в государственный институт феодального общества.

Главный обличитель ереси «жидовствующих» игумен Иосиф Волоцкий — личность противоречивая, если источники читать. Из мелкого боярского рода Литвы, 18 лет просидел в обители Пафнутия Боровского (Пафнутиев Боровский монастырь) — самом богатом центре православия калужских земель. Возглавив его, тут же рассорился с братией, которая привыкла к роскошной сытой жизни. Основал собственный Иосифо-Волоколамский монастырь, с самой жестокой аскезой Европы.

Одни превозносят Иосифа, характеризуют его деятельность святым подвижничеством, говоря о стойкости, несгибаемости. Для них содержание «Просветителя» — это догма антиеретическая. Документ, правдиво рассказавший события эпохи. Другие исследователи считают Волоцкого мракобесом, заклятым противник свободомыслия и диалога в Церкви. Он реакционер, инквизитор, убийца невинных и т.д. … А «Просветитель» — это сборник грязной клеветы против подкованных в богословии противников.

Ни одна характеристика не выдерживает критики. Тем более, не отражает сущность Иосифа Волоцкого, смысл написанных им произведений. Он был учеником преподобного Пафнутия Боровского. Первые сорок лет жизни в благочестии Иосифа не нужно сомневаться, наставник его был суровым игуменом. В двадцать лет принял монашеский постриг, в течение 15 лет ухаживал в обители за парализованным отцом (постригся в монахи по совету сына).

В заложенной им обители Иосиф установил просто драконовские порядки. Не было более строгих уставов в монастырях, не ищите даже. Многие монахи не выдерживали и месяца. У братии было общим всё: одежда, обувь, пища, питье; без благословения настоятеля брать вещи в келью не дозволялось. Кушали только сообща и скудно, носили дырявое, спали мало и урывками. Кроме обычного монашеского правила, инок отбивал тысячу поклонов в день. Обязательной была ежевечерняя исповедь.

Основное служение монашеское состояло в переписке богослужебных и свято-отеческих книг. Женщинам и детям вход в монастырь строго воспрещался, братия не имела права даже перемолвиться словечком с мирянами. Подчиняясь правилу, Иосиф отказал в свидании даже своей престарелой матери-инокине. Так что… нет оснований видеть в Иосифе личность порочную, способную на клевету. Тем более ради корысти. Личное мнение — Иосиф Волоцкий был фанатиком веры, далёким от любых интриг.

Но вопрос: а Иосиф Волоцкий был способен дать объективную характеристику явлению «жидовствующих»? С которым он не сталкивался лично, лишь многочисленные пасквили от Геннадия Новгородского читал. Что мог думать? Обнаружена влиятельная группа лиц, принадлежащих к церкви и великокняжескому двору. Они придерживаются таких… странных взглядов. Читают неизвестную «жидовскую литературу» (чаще всего — переводы с иврита Ветхого Завета с комментариями). В мистике богомерзкой по уши. В астрологии. Что за гранью понимания истового православного монаха.

Игумен Иосиф был кем угодно, только не человеком, способным на компромиссы. Тем более, проведя жизнь в монастырском затворничестве… где ему различать оттенки и полутона разгорающегося спора в Православии. Которое испытывало самый великий свой кризис. Оценки он давал, как жил: строго в черно-белой палитре. Назвал «жидовствующих» — отступниками от Веры, а не еретиками (большая разница, кстати).

Иосиф Волоцкий мог оперировать только теми понятиями, которые знал точно. Понимал безоговорочно. В церковном языке XV века фигурировали «жидовствующие», «месалиане» (богомилы), «стригольники». Всё. Не было «мыслителей прогрессивных», «гуманистов», «деятелей реформации». Садясь за свой «Просветитель», Иосиф выразил точку зрения исключительно в понятия, которые скопил за глухими стенами обители. Это мысли не ученого-теоретика. А принципиального борца-практика. Тем более, когда речь идёт об отрицании Троицы. Неравноценности Отца-Бога Сыну-Богу...

Кто не принимает «святые предметы», считая их идолами? Отступники! Кто ненавидит иконы, впадая в византийскую ересь иконоборчества? Отступники! Кто отрицает иерархию Русской православной церкви, называя её погрязшей в грехах симонии? Отступники! Кто может отрицать институт монашеств, как не соответствующий евангельской традиции? Отступники! Кто не читает «Жития святых», критикует их, предпочитая переводную литературу иудейского происхождения и богомерзкие книжки по астрологии? Страшные отступники! Склоняющиеся в иудаизм, «жидовствующие». Вот вся логика Иосифа Волоцкого. Упрекнуть его не в чем.

Конец света!

Уже упоминал, что ересь «жидовствующих» происходила на фоне величайшей смуты в умах всего православного мира. В соответствии с принятым на Руси летоисчислением (Александрийская эра), 1492 год считался последним. Когда истекает седьмая тысяча лет от Сотворения мира. Приближался страшный срок, с ужасом ожидаемый каждым христианином. Наступало окончание всей человеческой истории, должен придти Спаситель «судить живых и мёртвых».

Самый показательный пример таких умонастроений отразился в панике, охватившей всю верхушку русской Церкви. Православный мир жил от «пасхалии» к «пасхалии». Это такие таблицы, которые называли даты Дня Воскресения в календарях. 1470 год … в них обозначен «началом царствования Антихриста», исчисление величайшего христианского праздника доводится только до 1491 года. Дальнейший расчёт был нецелесообразен, потому что 1493-ий наступить никак не мог. Абзац и Страшный Суд.

О составлении новой пасхалии, иерархи русской церкви озаботились лишь в конце 1491 года. Собрались в Москве, дрожа от ужаса, чтобы:

«написати пасхалию на осьмую тысящу лет...по преданию св. Отец, иже в Никеи Седмаго Собора».

Но так не решились это сделать. Только через год митрополит Зосима плюнул на разброд и шатания, самолично составил пасхалии на 20 лет вперед. То же самое проделали пермский епископ Филофей (на 19 лет) и «инквизитор» Геннадий Новгородский (аж на 70 лет).

Жизнь средневекового человека на Руси — это круговорот христианских праздников, щедро сдобренных языческими суевериями. Но под исход XV века его ожидает страшное явление, которое даже древние волхвы не могли придумать: Солнце застынет на небосводе. Время остановится. Определена точная дата. В этом свято убеждены все высшие церковные иерархи, самые авторитетные духовные лидеры, любой деревенский попик. В наступление последнего 1492 года верили архиепископ новгородский Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий.

Следуя «Откровениям» от Иоанна, наступлению роковой даты предшествуют многочисленные знамения. Никоновская летопись в 1491 год просто перегружена ими. Тут и зловещая комета над Новгородом (9 января), грандиозное северное сияние (8 ноября), почти полное затмение солнца (8 мая) 1491 года. Вот уж барометр, так барометр. Восприятия людьми окружающей действительности. Ожидание надвигающихся великих событий.

К знамениям отнесли сильные пожары. Горит Владимир, горит Углич... Словно забыли все, что на деревянной Руси полыхало всегда. Жарко и дотла. Но в 1491 году эти неприятности привлекают особое внимание летописцев, им даются символические значения.

Однако ходят по Руси совсем другие люди. Ухмыляющиеся и спокойные. Потом названные еретиками «жидовствующими». Они были уверены в обратном, никакого Конца Света в 1492 году не предвидится. Пользовались для аргументации… о, ужас — «Шестокрылом». Книжкой, по которой можно легко вычислять фазы Луны, даты предстоящих лунных затмений.

Это всего шесть древних «лунных таблиц», сведённых воедино в XIV веке итальянским евреем Иммануэлем бен Якобом. Расчёт лет в «Шестокрыле» вёлся в соответствии с иудейским летоисчислением, а не византийским, принятым на Руси. Разница в 1748 лет позволяла отодвинуть светопреставление на далекое четвертое тысячелетие от Рождества Христова.

Само собой, такое «спасение» было крайне притягательным для затрушенных верующих, считавшими недели до нелицеприятной беседы с Господом. Концепции «жидовствующих» кардинально противоречили учению Православия. Это могло заставить людей отказаться от Веры? Поверить после 1492 года (прошедшего спокойно) другим еретическим «прелестям»: отрицанию догмата троичности, иконопочитания, ошибочности суждений ортодоксов? Вполне. Потому что пройдено мощное психологическое потрясение.

25 марта 1492 года было обычным днём. Наступило и ... прошло. Миновала страшная дата, жизнь продолжилась. Мощнейший аргумент в пользу правильности учение еретиков. Откровенный позор зазывалам из церквей и храмов, которые за несколько лет проели все кишки своими речами душеспасительными. С призывами покаяться перед пришествием Иисуса Христа в судейской мантии.

Спасти репутацию!

Угадайте, какая литература наводнила Русь после отмены даты Страшного Суда? Правильный ответ: астрологического и гадательного характера. Это было прямой реакцией на системную ошибку Православной Церкви, севшей в лужу со своей небесной математикой. Всплеск небывалого интереса был отмечен в начале XVI века, особой популярностью стали пользоваться всё тот же «Шестокрыл» и научно-астрономический трактат «Космография».

Любой читающий человек стремился это почитать, получить разъяснения. Явление повальное стало маркером для «жидовствующих», которых через дюжину лет начнут истреблять. Сидящий за монастырской стеной Иосиф Волоцкий это понял в своей прямолинейной манере:

«по звёздам смотрят рождение и житие человеческая».

Интерес к будущему, попытки его точно узнать — вот прямая реакция образованной публики на разрешение эсхатологического кризиса конца XV века. «Вольнодумством» оказались охвачены все слои общества, вплоть до верхушки церкви и Великокняжеского двора. Но на счастье Православия, хронологически этот период выпал на жёсткое укрепление государственной власти.

Новгород сломлен, смуты в семье Великого князя задавлены железной лапой, татары с позором убрались с Угры, амбициозный хан Ахмат удавлен конкурентами, Польша с Литвой в поте лица отмахиваются от крымчаков. Идеи митрополита Зосимы, что «Москва — это Третий Рим» — становятся доминирующими. Роковой рубеж «1492» пройдён, Московия осталась на политической карте мира единственным православным (независимым!) государством. Пора за работу, ковать железо… пока не остыла крица.

Как повело себя Православие? Правильно, вцепилось в эту цивилизационную идею мёртвой хваткой. Концепция «Москва — Третий Рим» отражала притязания на византийское наследство. Произошло чудесное спасение, конец Света отодвинут на неопределенный срок, это ли не знак свыше! Отвалилась сама собой угроза внешнего завоевания, не состоялось второе пришествие Христа, идея централизации зазвучала набатным колоколом. Одна только проблема… еретики.

Выводы.

Они будут неожиданными для махрового атеиста и постоянного обличителя церковного мракобесия. Совершенно спокойно стану утверждать: «жидовствующих» следовало выдумать, даже если они отсутствовали. Как социальное явление. Но они были. С явными чертами реформационно-гуманистического движения. Позволить им взять верх над ортодоксами «греческой веры» в фактически единственной православной державе?

На это не мог пойти даже сверхосторожный Иван III Васильевич. Нещадно пинаемый супругой, византийской принцессой Софьей Палеолог за нерешительность. Турки взяли Царьград, привычный тысячелетний мир рухнул. Заключение Флорентийской унии показало: католики одержали безоговорочную победу. Разрушить духовные основы, культурный фундамент русского общества? Ну уж нет…

Тем более, расследование Геннадия Новгородского показало: это не обычная ересь. Как было всегда во времена «зрелого христианства» второго тысячелетия. Противники канонических церквей проявлялись спорадически и анклавами, регионально выползали из подполья. Чтобы опять быть туда загнанными. Ересь «жидовствующих» была другого рода. Она захватила за неполные три десятка лет почти всю «думающую Русь».

Имело место отступничество в иудаизм? Нет. Причём, категорическое «нет». Об этом говорит только «Просветитель». Остальной корпус летописной и прочей литературы, переписка частная и государственная — такой проблемы не знают. Но теологически Иосиф Волоцкий безошибочен: обнаружено исключительно иудаистическое влияние на веру русскую и православную.

Не имея книг Ветхого Завета на русском языке в обороте (даже в наличии), Православие крепко село в лужу. Оказавшись неготовым к богословскому диспуту в момент острого духовного кризиса. «Нестяжатели» и «иосифляне» недобро смотрели друг на друга через прорези.

Ошибка первых была системной: слишком живой интерес к иудейской литературе, мудрости, науке и мистике. Возросшие контакты с прямыми носителями этой культуры, сидящими во враждебной Литве. Это читается во всех источниках. С точки зрения государственника Средневековья — измена. Поэтому, перед смертью Иван III санкционирует «костры инквизиции» 1504 года. Понимает: пострадают многие невинные, даже святые люди. Но такова логика державника: снявши голову, по волосам не плачут.

Тем более… дыма без огня тоже не бывает, многих «жидовствующих» откровенно занесло. В полное паскудство осквернения святынь действием. Поэтому, православный актив горько вздохнул и отправился в лес. Заготавливать сухие осиновые колы и дрова. Тоже проиграл, кстати. Впервые в истории вынуждены были Отцы обращаться с криком: «Помогите!» — к светской власти. Эпоха православной теократии, талантливо расшатанная еще св. Дмитрием Донским, — полностью и бесповоротно рухнула.

Теперь нужно было жить по-новому. В жёсткой догматике «Третьего Рима», который суть Москва. Но это светская игрушка, в храмах и церквах её положено лишь идеологически обслуживать… Подконтрольной государству организации.

Картина дня

наверх