Самолет-загадка
Каких только мнений относительно российской авиации не встретишь на просторах Сети! Чаще всего точки зрения две, и они полярные. Либо «Россия впереди планеты всей», либо ВПК «вообще не способен производить боеспособные самолеты». Но есть и оригинальные оценки.
В недавнем материале «Программа ПАК ДА для России важнее программы Су-57» Евгений Каменецкий затронул весьма щекотливую тему целесообразности для России истребителя Су-57.
Сразу оговоримся, что нет никакого желания очернить другой материал. Он не имеет конкретных технических ошибок, кроме, пожалуй, свойственной СМИ вольной интерпретации характеристик ПАК ДА, которые, как известно, пока держат в секрете. То есть сейчас остаются неизвестными и дальность полета, и число двигателей, и арсенал. Более или менее уверенно можно говорить лишь о прицеле на малозаметность и выборе дозвуковой аэродинамической схемы «летающее крыло».
Также отметим, что статью нельзя назвать пустой по содержанию. Вопросы конкретно к выводам автора.
Стратеги и тактики
Оставим первую часть, где речь идет о создании самолета, и перейдем сразу к сути. Тезис Евгения Каменецкого прост: ПАК ДА важнее, чем Су-57, поскольку его хотят сделать элементом ядерной триады. То есть, частью системы сдерживания.
— заключает автор.
Начнем, пожалуй, с того, что в 40-е и 50-е тяжелые бомбардировщики, такие как B-29 или скопированный с «американца» Ту-4, и впрямь можно было считать самым эффективным способом доставки ядерного заряда к территории вероятного противника. Однако в 1957 году СССР успешно испытал первую в истории межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, а уже в 1960-м принял ее на вооружение. Ракета имела дальность полета восемь тысяч километров, но также и множество недостатков. Начало было положено.
В наше время Россия имеет полноценную ядерную триаду: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и крылатые ракеты воздушного базирования. Впрочем, отчасти правы те, кто «ядерную триаду» считает «диадой». И дело не в недостатках самих стратегических бомбардировщиков Ту-95МС или Ту-160, выступающих носителями крылатых ракет с ядерными боевыми частями. Просто разрушительный потенциал крылатых ракет воздушного базирования в наше время не сравним ни с МБР, ни с БРПЛ. Тут играет роль и низкая скорость полета КР, и ее относительно небольшая дальность (в стратегическом масштабе, конечно же), и масса боевой части.
Рассмотрим вопрос более детально. Крылатая ракета воздушного базирования Х-55 имеет максимальную дальность полета в 2500 километров и мощность заряда 200-500 килотонн. Для сравнения, одна МБР комплекса Р-36М2 способна забросить десять боевых блоков мощностью по 800 килотонн на расстояние более 11 тысяч километров. В свою очередь, более новый комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет моноблочную БЧ с мощностью заряда одна мегатонна. И дальность до 12 тысяч километров.
Наконец, крейсерская скорость полета Х-55 и более современных крылатых ракет — дозвуковая. То есть, когда (если) они доберутся до территории вероятного противника, этого самого противника уже не будет «в живых». Напомним, что боевые части МБР/ БРПЛ в случае глобальной войны упадут на головы россиян и американцев примерно через 20 минут после запуска самих ракет. Интересно, окажется ли хоть один из находящихся на земле B-52 или Ту-160 к этому моменту на взлетно-посадочной? Лучше, конечно, не проверять, однако понимать разницу, нужно полагать, надо.
Убийцы террористов
Говорит ли это о том, что ПАК ДА потенциально плохой самолет? Вовсе нет. Просто задачи для него, скорее всего, будут иными, отличными от тех, которые были актуальны в 50-е или 60-е.
Посмотрим, как обстоят дела за океаном. Американцы очень долго не могли понять, как им пристроить свои стратегические бомбардировщики. Наконец, они нашли достойную роль: своего рода бомбовозов, способных резко повысить тактический потенциал армии США за счет массового применения дешевых высокоточных боеприпасов. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года B-1B ВВС США приняли активное участие в воздушных ударах по боевикам-исламистам в Сирии в городе Кобани. При том, что доля вылетов машин этого типа составила всего лишь три процента от общего числа вылетов, доля сброшенных боеприпасов составила почти половину от всех использованных авиацией.
А какой видит роль ПАК ДА военно-политическое руководство России? Если вкратце, то примерно такой, какой ее видят США для своих бомбардировщиков. То есть, самолет хотят сделать не столько узкоспециализированным элементом ядерной триады, сколько многофункциональным оперативно-тактическим комплексом.
— заявил в 2017 году научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Евгений Федосов.
Если же еще более внимательно проследить за сообщениями о ПАК ДА, то можно понять, что его роль в структуре боевой авиации ВКС до сих пор не определили. Так что задачи для перспективного бомбардировщика будут пересекаться с задачами Ту-160М2, Ту-22М3, Су-34. И даже, если верить военным, МиГ-31БМ!
В то же время главная задача Су-57 очень проста и понятна — завоевание превосходства в воздухе. И если Россия не получит в будущем полноценный истребитель пятого поколения, то она его (превосходство), образно выражаясь, потеряет. Поэтому говорить о том, что ПАК ДА нужнее Су-57 совершенно неверно. Истребитель пятого поколения — самая значимая для современной России программа в сфере боевой авиации. И наиболее значимая конвенционная программа вообще.
Что же касается Перспективного авиационного комплекса дальней авиации, то, к большому сожалению авиалюбителей, есть вероятность, что эту машину вообще никогда не примут на вооружение. Во-первых, из-за причин сугубо экономических. Это самый сложный и самый дорогой авиационный комплекс во всей русской истории. А деньги российскому Минобороны в последнее годы приходится считать.
Во-вторых, выступать в роли носителя управляемых бомб/тактических крылатых ракет вполне может Ту-160М2 новой постройки. Для «бомбовоза», воюющего с террористами, малозаметность не является ключевым параметром. Он может хорошо справляться со своими задачами и без нее, что показывает пример применения американцами B-52 и B-1.
А вот проект «невидимки» B-2, как мы знаем, постигла не самая лучшая участь. На выходе американцы получили фантастически дорогой и почти ненужный самолет, от которого, кстати, уже вскоре планируют отказаться, оставив при этом на вооружении… B-52, выполнивший первый полет в 1952 году. И создателям ПАК ДА предстоит очень сильно постараться, чтобы их детище не повторило судьбы B-2 Spirit.
Свежие комментарии