https://x-files
Кого изображают нефритовые статуэтки древней культуры Хуншань?
Таинственная культура Хуншань исчезла тысячи лет назад, но ее создатели оставили после себя удивительные произведения искусства, восхищающие до сих пор. Лишь сравнительно недавно стало ясно, что эта культура сыграла жизненно важную роль в истории древнего Китая.
На протяжении долгого времени считалось, что китайская цивилизация зародилась в бассейне Хуанхэ — Желтой реки. Исторические предания сохранили память о первой династии императоров Ся, правившей приблизительно с 2070 по 765 г. до н.э.
Однако задолго до появлении этой легендарной династии в других областях Китая существовали культуры еще более древние.
Одной из самых ранних является неолитическая культура Хуншань, возникшая приблизительно 6500 лет назад на землях, лежащих между Внутренней Монголией и современными китайскими провинциями Ляонин и Хэбэй.
Расцвет ее пришелся на 4700—2900 гг. до н.э. В конечном счете именно люди культуры Хуншань, как предполагается, создали первое государственное образование на территории Китая. Они первыми начали обрабатывать нефрит, вырезая из него удивительные по совершенству фигурки и украшения.
По видимому, они считали его священным камнем, поскольку нефритовые изделия часто находят в могилах, относящихся к этой культуре. Считается, что именно в эпоху Хуншань в Китае зародился культ дракона.
Именно этим периодом датируется самое раннее дошедшее до наших дней изображение дракона, вырезанное также из нефрита. Мотив дракона часто присутствует в произведениях древних мастеров культуры Хуншань, к числу которых принадлежат не только резные нефритовые изделия, но и расписная керамика.

Археологические исследования последних лет позволили узнать немало интересного о жизни этого древнего народа, однако очень многое из того, что касается его духовной и обыденной жизни, все еще покрыто тайной.
Известно, например, что люди Хуншань, подобно некоторым другим народам древности, строили пирамиды. Одну из таких пирамид китайские археологи обнаружили в 2001 г. на севере Китая, в области Внутренняя Монголия. Возраст ее составляет более 1000 лет.

На вершине этого трехъярусного сооружения найдены руины алтаря, каменная статуя богини высотой в человеческий рост и семь захоронений. В погребениях, а также поблизости от алтаря, отыскалось немало нефритовых украшений и статуэток.
Некоторые из фигурок изображают существ, совершенно не похожих ни на одного современного обитателя нашей планеты. В попытках объяснить их символику ученые просто сломали себе головы.
Кто-то полагает, что это изображения демонов или духов, связанные с шаманскими ритуалами, кто-то видит и них стилизованные изображения свиней (свинья в культуре Хуншань являлась священным животным), другие считают, что это просто люди в страшных масках.
Есть предположения, что речь здесь может идти о каких-то мифологических существах, связанных с культом изобилия, а может быть, в таком виде люди культуры Хуншань представляли себе бога Солнца.

В кругах приверженцев паранормального бытует мнение, что нефритовые фигурки культуры Хуншань изображают космических пришельцев, и сторонников этой гипотезы можно понять: уж слишком «не по земному» выглядят странные статуэтки.
Тщательность изготовления, отличающая эти произведения древних резчиков, заставляет предположить, что статуэтки предназначались для религиозных церемоний и обрядов. Интересно, что ни в одной другой китайской культуре подобные изображения неизвестны.
Точно так же не имеют аналогов в традициях Древнего Китая массивные — выше человеческого роста — статуи загадочных божеств, найденные в подземном храме Нюхэлян, наиболее впечатляющем памятнике древней цивилизации Хуншань.
Обнаруженный в 1983 г., этот огромный религиозный центр является самым значительным памятником духовного наследия культуры Хуншань. Центральным пунктом святилища, охватывающей территорию в 50 квадратных километров, служит подземный храм, где поклонялись богине плодородия и каким-то неведомым богам, о которых не сохранилось никакой памяти.
Археологи нашли здесь фрагмент глиняной скульптуры, изображающей голову женщины с глазами, инкрустированными нефритом, и массивные фигуры божеств, размерами в три человеческих роста, изготовленные из дерева и соломы и обмазанные глиной. По одной из версий, подземный храм был посвящен богине плодородия, но что были призваны изображать эти огромные глиняные истуканы, остается неясным.

Ритуальный комплекс Нюхэлян иногда сравнивают с британские Стоунхенджем, поскольку ряд его сооружений — вертикальные камни каменные круги и т.п. — явно имеет астрономический характер.
Возможно, эти ориентиры использовались для фиксации точек восхода и захода солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также наблюдений за другими астрономическими явлениями.
Очевидно, в святилище Нюхэлян совершались сложные ритуалы, связанные с культом небес и земли Характер их все еще остается неясным, равно как и система религиозных представлений людей Хуншань, и только дальнейшие исследования, возможно, дадут ответы на все имеющиеся вопросы и прольют свет на тайну загадочных существ, образы которых с такой тщательностью запечатлели в нефрите мастера древнего народа.

Грани Агни Йоги 1959 г. 112. (Март 20). Расстояние существует для трехмерного сознания и предметов трехмерного мира. Луч дальней звезды, устремляясь в пространство, несет особою отпечатки всего, происходящего на ней. Планета может погаснуть и быть разрушена, но лучи от нее, летящие в беспредельном пространстве, несут с собою все, что когда-либо случалось на ней, все, от начала ее жизни и до конца. Прошлое запечатлено в этих, несущихся в бесконечность лучах, и в них существует. Настоящее есть разрез этого луча, взятый в той или иной точке его космического местоположения. А так как расстояний в высших измерениях пространства нет, то настоящее это существует ныне и здесь, и всегда. Луч, устремляющийся в пространство с начала и до конца жизни планеты, есть материальное тело, вытянутое в этом пространстве по всем направлениям. Планеты давно уже нет, но пространственно луч существует, существует материально, но не в виде материи планетной. Тайна времени и пространства велика есть. Также иных измерений и память человеческая, и структура мысли, и сознание – они не трехмерны. Как вчерашнего дня нет на планете, ибо он умчался в пространство в лучах, отраженных планетой, так же нет и прошлого, запечатленного памятью в теле человека, оно вне его, там же, где и вчерашний день. Проникать в эти слои мысленно можно и ощущать реальность вибраций, наполняющих их. Так, погрузив человека в гипнотический сон, можно заставить его переживать реально и ярко то, что было много лет назад. Все здесь и ныне для сознания, могущего настроить себя на определенной, созвучной желаемому явлению волне. Если перед утопающим проносится вся его прошлая жизнь в целом, то где то, очевидно, существует запечатленная фильма ее. Пространственное клише прошлого существует в свитках Акаши, в слоях тончайшей материи высоких измерений. Благодаря устремленному движению вперед всех неплотных тел, не повторяется ничего и нов каждый момент жизни. Духу доступно прошлое, ибо оно и в настоящем. Луч далекой звезды, когда-то потухшей, но лишь сейчас постигающий Земли, несет в себе это прошлое, уявляемое в настоящем. Звезды уже нет, но луч передает свое содержание в аспекте настоящего и является для воспринимающего сознания настоящим. Так прошлое закончено в настоящем, в какой-то точке пространства, близость или дальность которой существует лишь для трехмерного мира, но не в действительности. В действительности все ныне и здесь, но в разных слоях пространства, или в разных его измерениях. Настоящее есть следствие прошлого, будущее есть следствие настоящего. Процесс вытянут по направлению четвертого перпендикуляра, то есть во времени, которого нет, ибо все здесь и ныне. Тайна пространства и времени приоткрывается частично при освобождении от тела или при сознательном выходе в своем тонком теле. Иначе, изменение пространства тогда тот час же ставит сознание в иные условия, непохожие во многих отношениях на условия плотного мира. Сохраняется впечатление отдельных воспринимаемых объектов, и последовательность видимых и ощущаемых явлений, чувств (пять чувств) тонких формируется, двигая мысль и тело, тонкое тело, способное к полетам. Реальность Тонкого Мира несомненна для тех, кто в нем побывал, хотя он и не материален, то есть материален, но поиному, чем мир плотный, ибо материально все, даже мысль. Также материально и прошлое, существующее и запечатленное в мире незримом, в пространстве иных измерений. Прошлое заключено в лучах, находящихся в безднах пространства на неисчислимых расстояниях, если их измерить поземному, но не существующих для огненного сознания духа.

Мир Огненный ч.3, 292 Взаимодействия между телами нужно исследовать, ибо так же, как состояние физического тела действует на состояние астрального тела, конечно, так же воздействует астральное тело на физическое. Болезненное состояние организма отражается на астрале, и духовное недомогание астрального тела отражается на физическом. Все духовные переживания имеют свое влияние на астральное тело, также и на физическое. Но в этих явлениях нужно очень тонко разбираться. Но каждое переживание на духовном плане не сразу накладывает свой отпечаток на грубо здоровое тело. Конечно, когда тонкое тело собирает вокруг себя все отравленные флюиды, которые заражают астральное тело, то происходит заражение и грубо здорового тела. В зараженном астральном теле происходит утверждение взаимодействия. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле. Потому так важно врачу знать духовное состояние больного. При болезнях в борьбе с ними нужно иметь в виду согласованность тел и неразрывную связь между ними. Такое чуткое отношение нужно выработать на пути к Миру Огненному.
Наполеон Орда и Украина

В данном очерке пойдет речь о человеке, который смог остановить время. Белорусский, литовский и польский литератор, музыкант, композитор, художник, скульптор, педагог Наполеон Матеуш Тадеуш Орда родился 11 февраля 1807 году в родовом поместье Вороцевичи, Пинском уезде, Минской губернии (ныне - Ивановский район Брестской области). Отец Наполеона, инженер-фортификатор Михаил Орда, происходил из обедневшего татарского рода, предки которого в XIV веке во времена правления Великого князя литовского Витовта переселились из Улуса Джучи и честным служением новой Родине заслужили признание и уже в XVIII веке были достаточно состоятельными шляхтичами. Мать Наполеона Орды, талантливая пианистка Жозефина Бутримович являлась дочерью известного общественного деятеля, Пинского старосты Тадеуша Бутримовича (польск. Butrymowicz).
Начальное образование получил дома от своих родителей, после чего обучался в гимназии в Свислочи. В 1823 году поступил в Виленский университет на физико-математический факультет. За участие в деятельности тайного студенческого общества «Зоряне» в 1827 году был исключён с 4-го курса университета и арестован. После 15-месячного заключения в Вильнюсской тюрьме вернулся в Вороцевичи, где находился под надзором полиции.
Принял активное участие в восстании 1831 года, за что был награждён крестом ордена «Virtuti Militari» и получил звание капитана. После подавления восстания в 1833 году Наполеон Орда был вынужден оставить свой дом и под чужим именем эмигрировать в Париж. Находясь в эмиграции, проживал в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже. В это время определяются его основные приоритеты в творчестве — занятия музыкой и живописью.
Парижский период жизни принес Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Он был знаком с Ф. Листом, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Гуно, Г. Берлиозом, О. Бальзаком, А. Стендалем, П. Виардо, И. Тургеневым. Вместе с Фредериком Шопеном он музицировал на вечерах в домах Плятеров и Чарторийских. Принимал участие в литературных собраниях, сопровождая игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича.
С 1833 года учился рисованию в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.С 1847 директор Итальянской оперы в Париже до её закрытия во время революции (1848). Принимал активное участие в деятельности так называемой Великой польской эмиграции. После того, как Александр II в 1856 объявил об амнистии для участников восстания, вернулся на родину. С 1856 года жил в Пинске. В 1862 году переехал на Волынь и по приглашению генерала Адама Ржевуского был домашним учителем музыки.
Первые рисунки датируются 1840 годом. Начиная с 1872 в ежегодных летних путешествиях систематично запечатлевал достопримечательные места Волыни, в 1875—1877 — Белоруссии, Литвы, Жмуди, Лифляндии, в 1878—1879 Галиции и Восточной Пруссии, в 1880 — Царство Польское. Общая коллекция рисунков Наполеона Орды составляет более 1150 пейзажей.
Представляем вашему вниманию несколько рисунков Наполеона Орды, которые он сделал находясь на территории украинских земель.Всего до нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины.

Дворец князей Сангушко — барочная постройка, часть архитектурного комплекса, расположенного в центре города Изяслава (Украина), на мысу образованном впадением реки Поноры в Горынь.
Был построен в XVIII веке по инициативе княгини Барбары Сангушко и до середины XIX столетия являлся одной из главных резиденций князей Сангушко. Планировка дворца типична для крестово-коридорных зданий, получивших распространение в Речи Посполитой со второй половины XVII века и имеет итальянские корни. Соединен через двор с дворцом князей Заславских и Новозаславским замком.
Фактически, уже при строительстве дворца комплекс утратил оборонное значение, и выполнял функции магнатской резиденции и хозяйственно-административного центра волынских владений князей Сангушко. С конца XIX века дворец находился в российских руках (в то время он пережил существенные перестройки изменившие его внешний вид). До 1970-х использовался советскими войсками. Ныне дворец заброшен и пребывает в состоянии разрухи.

Старый замок Каменца-Подольского — средневековый замок города Каменец-Подольский, один из исторических памятников Украины.
Замок предположительно существовал ещё во времена Киевской Руси (как детинец древнерусского града), однако каменный замок построили литовские князья Кориатовичи. С 1362 по 1434 года крепость в комплексе с оборонными сооружениями города стала главным форпостом литовской, а с 1434 по 1793 года — польской власти в Подолье, и играла значительную роль в отражении турецко-татарских походов на Запад.
Крепость в Каменце-Подольском впервые упоминается в 1374 году в грамоте князя Юрия Кориатовича (одного из четырёх братьев Кориатовичей, которые владели Подольем). В то время башни и стены были уже каменными и частично деревянными. Крепость находилась у входа в город, к которому вел узкий 9-метровый перешеек, и была его надёжной защитой (город располагался в петле речки Смотрич). Именно при Кориатовичах город стал столицей края (и удельного княжества), а крепость — стратегическим оборонным пунктом.
В XV в. край был захвачен поляками. Польские князья Бучацкие выманили литовского воеводу Довгерда на переговоры и, пленив его, захватили Каменецкую крепость и контроль над городом. Позже они продали его королю, и Каменец-Подольский стал центром воеводства, важным пограничным форпостом обороны Речи Посполитой, «крайним бастионом христианства». По описи 1492 года замок состоял из башен и каменных стен с двумя воротами на юг и север. Примыкавший к замку двор был обнесён деревянной стеной с обустроеными в ней «клетями». В середине XVI в. все деревянные укрепления крепости под руководством зодчего Иова Брейтфуса были заменены каменными. С этого времени замок приобрёл свой современный вид. Крепость является вытянутой формы многоугольником. Она обнесена высокими стенами с башнями на каждом углу. Слева от восточных ворот находится Папская башня, за ней Колпак, Тетчинска башня, башня № 8 Ляцкая, Дневная башня, Новая западная башня, Малая западная башня, Рожанка, Комендантская башня, Башня Лянцкоронская, Чёрная башня (фундамент), Новая восточная. Около речки находится башня Водная.
В 1672 году город Каменец-Подольский захватила турецкая армия. С тех пор замковый мост начали называть «турецким». В конце XVII века замок вернулся Польше, а немного позже при разделе Речи Посполитой — отошел к Российской империи. В XIX веке Каменец-Подольский замок утратил военное значение. В 1928 году крепость стала республиканским заповедником, а в 1937 году в ней был организован музей-заповедник. На данный момент вместе с кафедральным костёлом и городской ратушей относится к главным достопримечательностям города.

Золотые ворота — памятник оборонного зодчества Киевской Руси времён княжения Ярослава Мудрого. Исторически служили главным въездом в киевский Верхний город с южной стороны. В наше время реконструкция Золотых ворот, включающая некоторые сохранившиеся средневековые элементы, является одной из достопримечательностей Киева.
Золотые ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилоны, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен.
Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.
Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Церковь была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749—1754 годах местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина на месте, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный во время его путешествия на север воздвиг крест (согласно «Повести временных лет» и другим). Оригиналы чертежей Андреевской церкви хранятся в венской Альбертине. На месте церкви в древнерусское время, по одной из версий, находился деревянный Янчин монастырь, который был сожжён монголами после взятия города в 1240 г.
В оформлении церкви принимали участие художники Иван Вишняков с учениками (25 икон), И. Роменский, И. Чайковский (иконы на оборотной стороне иконостаса), а также Алексей Антропов, расписавший кафедру, купол, ряд икон иконостаса и образов в алтаре. Символическая композиция в нижнем ярусе иконостаса изображает семь таинств. Среди икон сцена проповеди апостола Андрея среди киевлян киевского художника П. Бориспольца и картина И. Эггинка, на которой святой князь Владимир выбирает веру. На обратной стороне иконостасной стены изображены символические картины, в частности, сцена поклонения царей Царю небесному (вероятно, кисти Григория Левицкого). За престолом — образ Тайной вечери, выполненный Антроповым. В интерьере отличаются изящными линиями собор для проповедей с балдахином, который поддерживают два ангела. Кафедру украшает резьбы и росписи, иллюстрирующие евангельские притчи. В этом сооружении сплелись достижения европейского искусства, воплощённые Растрелли, и украинских художественных традиций с их лиризмом, ясностью форм и красок.

На месте сегодняшнего замка существовали более древние укрепления, которые упоминаются около 1530 года. По заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского который купил замок в 1633 году у Подгорецких, известный архитектор фортификаций Гийом Левассер де Боплан создал проект укреплений, а Андреа дель Аква — двухэтажного дворца с трёхэтажными павильонами по сторонам и башней, в стиле барокко и позднего ренессанса. Строительство велось на протяжении 1635—1640 годов. Служебные помещения образовывали квадратный двор с террасой, приспособленной для возможной обороны. С трех сторон дворец был окружен глубоким рвом, с северной стороны, обращенной к равнине, у него была красивая терраса с балюстрадой и скульптурами. К замку выезжали через большую арку — портал с двумя колоннами. Уже в 1646 году замок посещает король Владислав IV, в честь которого устраивается фейерверк. Во время боевых действий в период освободительной войны под командованием Богдана Хмельницкого замок получает серьёзные повреждения. Станислав Освецим в 1651 году писал:
«Я видел Подгорцы, красивый дворец и крепость… теперь по большей части руками разозленных холопов разрушены и испорчены».
В 1656 году начинается восстановление дворца. Внук коронного гетмана дарит замок Яну ІІІ Собескому вместе с селами Подгорцы и Загорцы с условием, что тот будет контролировать бродовскую крепость до полнолетия Якуба Собеского. Реставрация замка продолжалась до 1680 года, а в 1688 году он пострадал от нападения татар.
В 1720 году замок вместе с окружающими селами покупает у Константина, сына Яна ІІІ Собеского, Станислав Ржевуский. В 1728 году его сын Вацлав Ржевуский начинает масштабную реконструкцию Подгорецкого замка. Между павильонами и стеной строятся дополнительные помещения и дворец становится трехэтажным. Подъемный мост с другим павильоном разбираются. Для частых посетителей имения строится так называемый Гетманский заезд с солнечными часами. Вацлав Ржевуский собрал большую коллекцию ценных картин и старинного оружия, перевозит ценнейшие вещи из Олесского замка. Создаются типография, театр.
В 1779 году умирает Вацлав Ржевуский, который прожил последние годы как монах-капуцин. Проходит три аукциона по распродаже имущества и на последнем, в 1787 году, Подгорцы вместе с селами Хватов, Гутище и Загорцы выкупает сын Вацлава Северин Ржевуский, который известен своими алхимическими опытами и поисками кладов. В это время замок постепенно приходит в упадок. Фактическим владельцем становится управитель Ремишевский, который постепенно распродает ценности.
Интерьеры Подгорецкого замка поражали современников своей красотой и пышностью. Залы и кабинеты, которые носили названия: Китайская, Золотая, Рицарская, Зелёная, Зеркальная, Мозаичная — соответствовали этим названиям. Отдельно хранились вещи, которые принадлежали королю Яну ІІІ Собескому. Комнаты украшали портреты владельцев замка, копии Рафаэля, Рубенса, Тициана, Караваджо. Картины польского художника Чеховича, полотна Якоба де Баана на исторические темы — «Осада Смоленска» и «Приём шведских и бранденбуржских послов Владиславом IV». Столовую украшали портрет гетмана Конецпольского и 72 портрета известных политических и духовных деятелей, чёрный мраморный стол, на котором крестили короля Яна ІІІ.
Такое положение продолжается и при наследнике Северина Ржевуского Вацлаве, который проводит большую часть времени в путешествиях и погибает в 1831 году. В 1833 году в замок переезжает Лев Ржевуский (1808-69). Он восстанавливает сорванную крышу, двери, приводит замок в порядок. Из-за того, что он был бездетным, Леон передает замок князю Евстахию Сангушке с условием, что тот отреставрирует замок. В 1867—1903 годах проводятся грунтовые реставрационные работы.
До 1939 года в замке действовал частный музей князей Сангушко. В 1940 году, с приходом советской власти, замок-дворец передается Львовскому историческому музею. Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал. В 1945 году он был разграблен военнослужащими Золочевского гарнизона. В 1947 году музей был закрыт и в 1949 году открыт санаторий для больных туберкулезом. В 1956 году в Подгорецком замке был большой пожар, который уничтожил большую часть внутренней обстановки, после чего проводились реставрационные работы. В дальнейшем здесь продолжает функционировать санаторий.
В замке снимались эпизоды советских фильмов «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Дикая охота короля Стаха». В советский период внутри замка размещался туберкулёзный диспансер.

Острожский замок расположен на вершине холма в районном центре Острог, Ровненской области. Замок был построен на месте деревянного укрепления Киевской Руси, разрушенного монголо-татарами в 1241 году. Первоначально это была башня-донжон, которая теперь носит название «Вежа мурованная».
Замок на протяжении XIV—XVI веков был родовым гнездом князей Острожских — богатейших магнатов Речи Посполитой тех времён — и наибольшего своего расцвета достиг при Константине Ивановиче Острожском. На протяжении веков замок неоднократно перестраивался и модернизировался. В настоящее время ансамбль замка составляют Башня Мурованная (XIV век), Круглая башня(XVI век), Богоявленский собор (XV—XVI века), надвратная колокольня (1905 год) и фрагменты стен.
Башня мурованная находится в юго-восточной части замка. После завершения строительства во второй половине XIV века представляла собой донжон, в дальнейшем несколько раз перестраивалась и окончательный вид приняла в конце XIX века. Сейчас башня представляет собой трёхъярусное сооружение сложенное из песчаника и кирпича, в плане приближается к прямоугольнику. С юга, запада и востока укреплена контрфорсами, появившимися в XV—XVII веках. В настоящее время внутри башни действует краеведческий музей.
Круглая башня расположена в юго-западной части замка. Это трёхъярусное сооружение из камня и кирпича укрепленное тремя контрфорсами, круглое в плане с трапецеидальным вырезом со стороны замкового двора. Верхние ярусы обеих башен в конце XVI века приобрели ренессансный облик.
На территории города Острог, кроме замка сохранились несколько объектов городских укреплений. К ним относится Луцкая надвратная башня и Татарская надвратная башня. Обе башни были построены во второй половине XV начале XVI веков из песчаника. Это трёхъярусные сооружения в плане представляющие собой соединение овала с прямоугольником. Внутри луцкой башни в настоящее время расположен музей книги (в саду у стен замка находилась типография, где Иван Фёдоров напечатал Острожскую Библию). Татарская башня сохранилась хуже, утрачена значительная часть эллиптической части здания.

Первое упоминание о Летичеве зафиксировано в 1210 году, поэтому эту дату и считают датой основания города. Датой основания деревянного замка Летичев указывается 1362 год, построен литовскими феодалами, которые владели Летичевом. Расположился Летичев на речке Волк, впадающем в Буг и первоначально звался Лещин. Считается что именно в 1362 тут построили первый, еще деревянный замок. В последствии Летичесвский замок перестроен под укреплённый Доминиканський монастырь.
В 1429 -м Летичев получил статус города, а с 1434 — королевского города. После польско-литовской войны город перешел Литве, но — согласно договору — только до 1432, когда он опять вернулся под крыло польского орла. Воцарилось относительное спокойствие, длившееся 50 лет, во времена которого, в 1462 году, Король Стефан Баторий (Stefan Batory) даровал городу Магдебургское право. Вскоре о себе напомнили татары — в 1482 состоялся первый опустошительный набег. Они продолжались с завидной периодичностью. Ну а в 1523 году на смену татарам пришли турки. Летичев был сильно разорен татарами, его архив сожжен. Примерно в 1579 Ян Потоцкий взялся за перестройку деревянных укреплений в крепкий каменный замок. Первым нарисовал замок французский инженер Вийом де Боплан. Благодаря нему мы можем сказать, что строение в то время было четырехугольной формы с круглыми башнями.
Замок ограждался валом с частоколом. Между стенами замка и валом был глубокий ров, который заполнялся водой из реки Волк (впадает в южный Буг). В исторических источниках говорится, что этот замок был уникальным на Подолье, однако он так и не дотягивал до названия Летичевская крепость.
В 1601 году Летичев стал уездным городом, а в 1606 году епископ Каменецкий Павел Волуцкий начинает строить на территории замка доминиканский костел. Надо сказать, что в период основания города, когда Летичев был только на левом берегу реки Волк, там уже был построен деревянный костел. В 1592 году Папа Римский Климент III (Clemens III) подарил доминиканцам образ Богоматери, сделанный по образцу иконы римской базилики Санта Мария Магиора. Он вошел в историю как образ Летичевской Богоматери. В 1648 козаки Богдана Хмельницкого устроили в костеле конюшню. Доминиканцы вывезли образ и укрыли его во Львове, где он пробыл более ста лет — образ вернулся в Летичев только в 1772 году.
Во времена войн Богдана Хмельницкого с Польшей Летичев контролировался Гетманом, но после 1649 года вновь отошел к Польше. С этого времени начнется упадок города.
Шишка Е.А.
Свежие комментарии