Как Земля пережила удар 5-километрового астероида: ученые узнали подробности

Американские геологи обнаружили в Северной Каролине следы удара крупного метеорита, который столкнулся с Землей примерно 35 миллионов лет назад. Он обрушился в Атлантический океан непосредственно у побережья Северной Америки. Огромный ударный кратер остался под водой в районе Чесапикского залива. Его впервые обнаружили в 1990 году. А новое исследование раскрыло детали того, насколько разрушительными оказались последствия столкновения.
Оценка размера и формы кратера позволила предположить, что на Землю упал астероид, имевший примерно 5 километров в диаметре. Он врезался в планету на скорости более 64 000 км/ч. Однако описание самого места удара недостаточно для определения всего масштаба разрушений.
Изучая окаменелости примерно в 400 километрах от зоны падения этого астероида, геологи случайно наткнулись на необычный слой породы. Они обнаружили следы того, что за короткий отрезок времени существенно изменился ландшафт, а все живое в округе уничтожалось несколькими поражающими факторами.
Сформировавшийся пласт породы геологи разделили на несколько частей. Первый слой имеет толщину 43 сантиметра. Он богат углеродистым стеклом, фрагментами горных пород и глин. Содержание иридия в нем колеблется от 14 до 18 частей на миллиард. По этому редкому химическому элементу ученые обычно определяют отложения, связанные с падениями метеоритов — в них концентрация иридия резко отличается от окружающей среды.

Второй слой породы имеет толщину 9 сантиметров. В нем есть следы ила и слабо связанные массы кварца и углерода. Иридия здесь от 2 до 6 частей на миллиард. Третий слой толщиной 6 сантиметров содержит породы, характерные для морского дна. А четвертый, 15-сантиметровый слой состоит из крупнозернистого песка. Такое четкое разделение позволило составить картину произошедшего.
Падение метеорита создало гиперзвуковую ударную волну, уничтожившую сразу все живое на сотни километров в округе. А на тысячи километров разлетелась расплавленная порода, содержавшая частицы самого астероида — она в первые минуты покрыла огромную территорию. Следующий слой сформировался более мелкими оседающими из атмосферы фрагментами. Но третий и четвертый слой указывают на возникшее цунами колоссальной мощности. Оно далеко на сушу вынесло породу с морского дна.

Зона падения астероида оказалась оптимальной для возникновения гигантского цунами
Таким образом, ученым удалось восстановить картину разрушительной катастрофы, которая перекроила ландшафт огромной части Северной Америки.
Ранее мы рассказывали, что знаменитые астероиды Рюгу и Бенну оказались обломками одного и того же космического объекта.
ß
Гигант с печальной судьбой: почему погиб самый большой советский дирижабль
Обиженный генерал
В 20-е годы XX века казалось, что дирижабли — это стильно, модно и молодежно. Самолеты были еще ненадежным видом транспорта, их грузоподъемность была ограничена. Первый беспосадочный перелет через Атлантику был совершен только в 1927 году, и в попытках это сделать регулярно гибли люди. Перелететь из СССР в США через Северный полюс удалось и вовсе лишь десять лет спустя. В то время как дирижабль сделал это еще в 1926-м.
Тот самый полет к Северному полюсу был выполнен под руководством итальянского конструктора Умберто Нобиле. Проблема была одна — саму экспедицию организовывали норвежцы во главе с Амундсеном. Дирижабль был куплен, а Нобиле и итальянская команда наняты для управления воздушным левиафаном. Всю работу сделали итальянцы, но главными считались норвежцы. Мнительный Муссолини не мог этого стерпеть и приказал организовать уже вторую экспедицию, чисто итальянскую.

Нобиле построил новый дирижабль. Его назвали «Италией» и отправили на Северный полюс в 1928 году. А потом «Италия» потерпела крушение, и ее спасали всем миром. Принимали участие в помощи аэронавтам и советские ледоколы. Такого унижения в Италии Нобиле не простили, и он мигом слетел со всех что-либо значащих постов.
Нобиле рвал и метал, стремясь доказать всему миру, что он молодец, а его дирижабли надежны и эффективны. Сделать тогда это можно было только в одной стране мира. И отвергнутый генерал вместе с конструкторской группой отправился в Советский Союз.
Мечты-мечты
Там его поначалу ждали с распростертыми объятиями. В молодом СССР верили в науку и технику, сложные механизмы и идеи покорения очередной стихии вызывали энтузиазм. В Госплане подсчитывали, сколько экономии дадут развитые дирижабельные линии и лелеяли мечты о маршрутах из Ленинграда во Владивосток.
Руководство хотело строить большие жесткие дирижабли вроде «Цеппелинов», бомбивших Британию в годы Первой мировой или американских летающих авианосцев «Акрон» и «Мейкон». Но, чтобы строить их самим, требовалось пройти мучительный путь проб и ошибок. Или быстро пробежать его, заказав дирижабль у опытных иностранцев, и обкатав на его постройке и эксплуатации все необходимые процессы.
Большой дирижабль жесткой конструкции (с металлическим каркасом) могли построить немцы, но с ними не удалось договориться по цене. Требовали 5 миллионов марок, наши были готовы дать 4. С большим трудом удалось сбить цену до 4,5, но этого показалось много.

Вначале руководство СССР мечтало об огромных и дорогущих жестких дирижаблях, но жизнь заставила урезать осетра.
Тогда в СССР и решили обратиться к Нобиле. Он умел строить лишь полужесткие дирижабли, где металлической была только килевая ферма, придающая некоторую жесткость, но не могущая сравниться с полноценным каркасом. Такой дирижабль был сильно меньше, но и дешевле. Этот подход устраивал руководство страны, и Нобиле принялся создавать крупнейший советский дирижабль.
Итальянец, по сути, делал дирижабль, на котором он уже как-то раз покорил Северный полюс. Он вносил множество мелких изменений, но в целом конструкция оставалось той же. 100-метровый дирижабль объемом в 20 тысяч кубических метров был готов в 1934 году. Он получил индекс В-6 и название «Осоавиахим».

Доказать полезность
При этом В-6 испытывал те же проблемы, что и другие дирижабли. Начав развиваться раньше самолетов, они получили некоторую фору. Но темпы развития авиации были выше, чем у воздухоплавания. Самолеты дышали дирижаблям в спину, и вскоре начали их обгонять.
Сами дирижабли при этом имели ряд особенностей в эксплуатации. Они были легче воздуха. Это давало им подъемную силу, но это же и усложняло жизнь. Огромный и легкий дирижабль обладал большой парусностью. Страшнейшим врагом дирижаблей была погода — порывы сильного ветра могли представлять серьезную опасность. Помимо прочего, это требовало серьезных вложений в инфраструктуру. Например, постройки огромных и недешевых эллингов, внутри которых дирижабли могли пережидать штормы и ураганы.
Поэтому воздухоплаватели в 30-е годы были вынуждены постоянно доказывать свою полезность. Советские аэронавты на В-6 не были исключением — тем более что постройка дирижабля не шла гладко и предсказуемо, постоянно требуя увеличения сметы, которую в итоге превысили в 3,5 раза. А сроки все время сдвигались вправо.

Былой энтузиазм к дирижаблям давно был исчерпан и проекты находились на грани закрытия. Это заставляло спешить. Такая психологическая обстановка оказалась роковой. В феврале 1938 года, через сутки после вылета, выполняя рискованный полет на север в сплошном тумане, В-6 на полном ходу врезался в гору на Кольском полуострове.

Этот полет стал последним для 13 из 19 членов экипажа. Похоронил он и советское дирижаблестроение — больше воздушные корабли легче воздуха размером с В-6 в Советском Союзе никто не строил.

От iPhone 17e до MacBook Pro: что выпустит Apple в ближайшее время

Apple активно разрабатывает новые устройства
Компания Apple в течение ближайших месяцев собирается представить ряд новых устройств. Об этом сообщает журналист Bloomberg Марк Гурман, который часто публикует достоверную инсайдерскую информацию.
По словам Гурмана, с период с конца 2025 года по начало 2026 года техногигант представит десять продуктов. Вот что о них известно.
iPhone 17e

Так выглядит iPhone 16e
Весной 2026 года компания выпустила следующее поколение своего наиболее бюджетного смартфона. Согласно прогнозу, в нем будет процессор A19, который используется в базовой версии iPhone 17. Остальные подробности станут известны позднее.
MacBook Pro

В Купертино готовят и следующую версию ноутбуков MacBook Pro. Ожидается, что в январе покупатели получат модель с процессором линейки M5.
MacBook Air

MacBook Air
Скорее всего, на рынке появится и обновленный MacBook Air. Главным изменением будет процессор M5.
Apple Vision Pro

Шлем виртуальной реальности, представленный в начале 2024 года, впервые поучит новую версию. По словам Гурмана, Apple добавит в него более быстрый процессор, M4 или M5. Кроме того, изменится ремешок, который станет более удобным. Также возможно, что Apple Vision Pro получит черную расцветку.
Apple TV

Apple TV
Компания обновит и свою ТВ-приставку. Свежая версия Apple TV получит процессор A17 Pro, а также чип N1 для поддержки Wi-Fi 7 и Bluetooth 6. Кроме того, вероятно, в устройство добавят камеру для видеозвонков.
Studio Display

Apple Studio Display
Первая версия 27-дюймового монитора вышла в 2022 году. Спустя почти четыре года Apple представит второе поколение — с технологией Mini-LED.
HomePod mini

Слухи о новой версии колонки фигурируют давно, однако Apple ее так и не выпустила. Сейчас ожидается, что в девайс установят чип S9 или более новый, модем N1. Кроме того, улучшится звук, а также появятся новые варианты расцветки.
AirTag

AirTag
Умная метка для отслеживания геолокации различных предметов в новом варианте получит несколько изменений. В частности, вырастет радиус поиска и улучшится встроенный динамик.
Apple Home Hub

Новым устройством окажется специальный девайс для управления устройствами умного дома. Предполагается, что это колонка с сенсорным дисплеем в стиле iPad.
В начале сентября Apple представила линейку iPhone 17, в которую также вошел iPhone Air, самый тонкий смартфон компании.

Свежие комментарии