На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

Доспехи для «бедных самураев»

Вячеслав Шпаковский

Доспехи для «бедных самураев»

Классические самураи эпохи Хэйан. На макушках шлемов отверстие, через которое видна макушка шапочки эбоси. Считалось, что оно необходимо, дабы через него в самурая входил дух бога война Хатимана. Огромные боковые отвороты затыльника шлема сикоро: фукигаэси не позволяли нанести удар мечом в лицо сбоку. Рога кувагата в моду еще не вошли. Рис. Ангуса МакБрайда


Перепела в полях
Квохчут, квохчут: должно быть, решили,
Что ястреб дремлет.
Басё


Доспехи и оружие самураев Японии. В Японии в средние века для окраски шнуров из шелка пользовались естественными красителями, которые отличались большой стойкостью. И, разумеется самые стойкие цвета поэтому использовались чаще, чем другие. В японских доспехах для шнуровки очень часто использовался красный цвет – ака, оранжевый – хи («огненный»), малиновый – курэнай, черный – куро, зеленый – мидори, синий – кон, желтый – ки, коричневый – тя («чайный»), белый – сиро и фиолетовый – мурасаки. Синий цвет, который давала краска индиго, был популярен, так как эта краска защищала шелк от выцветания, а вот марена и соя – соответственно красный и фиолетовый цвета, его разрушали, так что красно-фиолетовая шнуровка должна была восстанавливаться чаще, чем другие. Конечно, всегда находились те, кто принципиально носили именно такую шнуровку, чтобы показать все, что «они могут себе это позволить». Ну а самые бедные носили черные шнуры. Их окрашивали или сажей, или краской на основе «чернильных орешков». Любители всего элегантного использовали кожаные ремешки одосигэ белого цвета с оттиснутыми на них красными цветами вишни.


О-содэ с плетением из белых кожаных шнуров одосигэ с оттиснутым на них пятилепестковыми цветами сакуры

Красивые доспехи, полные насекомых


Что и говорить, японские доспехи были очень красивыми и яркими, но любая красота требует немалых жертв, и японцам за свои шнурованные доспехи также пришлось заплатить немалую цену. Например, плотная шнуровка, так украшавшая их снаружи, только задерживала острие копья — вместо того, чтобы позволить ему соскользнуть, еще и намокала под дождем и становилась намного тяжелее. К тому же просушить доспехи в полевых условиях стоило немалого труда. Однако их вес не только обременял воина. В мороз мокрые шнуры смерзались, и снятые доспехи становилось невозможно надеть. Более того, они при этом ломались! К тому же никакая стирка не могла целиком и полностью очистить шнуровку от грязи, которая неизбежно в нее попадала. Поскольку в походах ухаживать за ней было некому и некогда, шнуровка начинала дурно пахнуть, в ней заводились насекомые – муравьи и вши, что далеко не лучшим образом отражалось на здоровье самураев и понижало боеспособность всей армии! Так что вряд ли большим преувеличением будет утверждение, что в древности в отдельных случаях все эти прекрасные шнурованные доспехи были самым настоящим скопищем всяких противных насекомых. Да, конечно, их переплетали, шнуры стирали, а намоченные доспехи старались просушить у огня… Но очевидно и то, что вся эта возня отнимала у воинов немало времени и сил!


Сине-бело-красный доспех до-мару периода Муромати из Токийского национального музея со шнуровкой в стиле ката-цумадори одоси. Это единственный известный доспех со шнуровкой такого типа. Высота шлема 15,0 см, кирасы — 32,5 см. Отметим широкий назатыльник шлема (каса-сикоро), характерный для XIV-XV вв., и роскошные кувагата с вертикальным мечом Хатимана. Имеет статус важного культурного достояния

Доспехи до-мару


Поэтому, как ни хороши были доспехи о-ёрой, как ни мечталось о них каждому самураю, были они далеко не у каждого. Поэтому те, кто был беднее, облачались в доспехи до-мару, что означает «вокруг тела», которые появились в одно время с доспехами о-ёрой, а может быть, и несколько ранее. Они также состояли из рядов сошнурованных между собой пластинок, но только устроены были таким образом, что отдельная пластина ваидатэ в них была не нужна. В до-мару можно было «завернуться», обернув его вокруг тела, завязав ремешки на правом боку. То есть надеть до-мару было намного легче и быстрее, чем доспехи о-ёрой.


Этот доспех до-мару состоит из горизонтальных полос, составленных из чередующихся кожаных и железных пластин, которые связаны между собой и покрыты черным лаком. Полосы связаны вертикально. Верхняя часть доспеха и наплечники связаны пурпурными, красными и белыми шнурами, а нижняя часть — черными кожаными ремешками. Обращают на себя внимание пластинки гёё и юбка кусадзури, состоящая из семи небольших частей. Изображение львов и пионов на коже характерны для периода Муромати. Высота кирасы 30,3 см. Имеет статус важного культурного достояния



О популярности до-мару среди японской знати лучше всего говорит тот факт, что именно этот доспех, сделанный в 1570 году, был подарен королю Англии Якову I сёгуном Токугавой Хидедата в 1610 году. Мастер Иваи Ёзаемон. Предположительно доспех предназначался Такеда Катсуори. Несколько раз подвергался реставрации. Сегодня находится в Королевском Арсенале Тауэра

Огромные наплечники о-содэ у них обычно отсутствовали, а вместо двух нагрудных пластин разного размера стали использовать пластинки гёё в форме древесного листа, которые крепились к ватагами. Число кусадзури возросло до 7-8 секций, чтобы одетому в до-мару слуге было бы удобнее идти или же бежать рядом с конем своего господина. Стало очевидно, что доспехи о-ёрой не годились для пехотинцев, а так как их становилось все больше и больше, популярность доспехов до-мару непрерывно росла. И со временем в них облачились даже многие знатные самураи, хотя и носили их с наплечниками о-содэ, чтобы хоть так подчеркнуть свой высокий ранг, ну а сами доспехи постарались украсить понаряднее.


Самураи XIV в. Рис. Ангуса МакБрайда. 1 – самурай, успевший надеть только боковую пластину доспеха о-ёрой; 2 – самурай в доспехе фусубэ-кавацуцуми-харамаки, но без «пластины труса»; 3 – знатный самурай в доспехе харамаки, связанном кожаными шнурами белого цвета с голубым рисунком

Харамаки-до: «доспех, который обматывался вокруг живота»


Еще один доспех появился в XIV веке. Назвался он харамаки-до (либо просто харамаки), что переводится как «обмотка вокруг живота». Это также были пластинчатые доспехи, но завязывались они на спине. Ряды пластинок там не сходились, поэтому узел агэмаки разместить было негде. А нет узла — и о-содэ закрепить невозможно. Но выход все-таки был найден.


Кинкодзане курэнаи-ито-одоси накадзиро харамаки – полное название доспеха харамаки, которое в переводе на русский язык будет означать следующее: доспех харамаки из золотых санэ, скрепленных красным шнуром и украшенных по центру белым шнуром. Такие доспехи должны были носить «бедные самураи», однако в период Адзути-Момояма военачальники высшего ранга стали заказывать себе такие доспехи, но носить их с огромными наплечниками о-содэ. Этот доспех предположительно принадлежал самому Тоётоми Хидэёри. Статус — важное культурное достояние

Просто в этом месте поместили дополнительную пластину сэ-ита – длинную и узкую и с одним кусадзури внизу. Впрочем, считалось, что, так как самурай не может поворачиваться спиной к противнику, то и пластина эта ему не нужна. Недаром название ее переводится как «пластина труса». Но с другой стороны на нее удалось прикрепить бант агэмаки, а значит, и носить с этим доспехом о-содэ. Так появился довольно-таки странный гибрид ёрой-харамаки с наплечниками от старых и дорогих доспехов о-ёрой, хотя сами доспехи были значительно более легкими, удобными и… дешевыми!


Доспех харамаки. Период Муромати, XV век. Статус — важное культурное достояние

Доспех хараатэ: проще некуда!


Пехотинцев в армии самураев становилось все больше, и снабдить их всех доспехами было очень трудно. Выход японские оружейники нашли в доспехах хараатэ («защита живота»), похожих на фартук с передником. В них было по шести рядов пластин, связанных самым минимальным количеством шнуров. Держался это «фартук» при помощи наплечных ремней на пуговицах и на завязках, перекрещивающихся на спине. Кусадзури обычно было всего три, а то и одна, что прикрывала воину самый низ живота. Вместо шлема с хараатэ носили хаппури — полумаску из черного лакированного металла, на лоб, щеки и виски, и самые простые наручи котэ, сделанные из кожи. Но удобство хараатэ заметила и японская военная элита, и этот доспех ее представители стали носить со своей повседневной одеждой (вернее, будет сказать, под ней), чтобы спастись в случае неожиданного нападения.


Хараатэ, XVI век. Исторический музей Матсаура, префектура Нагасаки

Реставрация старых доспехов в середине XIX века стоила очень дорого, а значит, изготовление их вряд стоило дешевле. Так, изготовление доспеха до-мару в 1856 году стоило 215 золотых рё, семь лет спустя за копию о-ёрой отдали 300 рё, а за реставрацию шлема известного мастера Миочина Нобуи 1534 года в 1865-м взяли 19 рё! Тогдашний рё содержал около 3 граммов золота. Значит, 300 рё в сегодняшнем исчислении равнялись бы стоимости почти целого килограмма золота!

Защита рук и ног


Хотя понятно, что доспехами следует защищать не только торс и голову, но и другие части тела, первые наручи, причем для левой руки, державшей лук, на японских доспехах о-ёрой стали появляться лишь в конце XII века. На правой был лишь пышный рукав поддоспешного одеяния хитатарэ, и этого считалось вполне достаточно. Необычно выглядел и наруч на левую руку — котэ, который имел вид мешковатого рукава, который следовало надевать отдельно. Он обшивался пластинками, а для защиты тыльной части кисти имел профилированную пластину тэкко, которую двумя петлями за средний и большой палец руки крепили к тыльной сторону ладони. Благодаря этим петлям ни эту пластину, ни сам рукав «потерять» было нельзя. Вот только левый рукав хитатарэ, такой же пышный, как и правый, внутри довольно-таки узкого котэ уже не помещался, поэтому его с руки спускали и носили под доспехом, заправив его за пояс. То есть основой его была ткань, из-за чего ранние образцы котэ не сохранились. С XIII в. в моду вошли котэ на обе руки, а XIV в. на ткань стали нашивать кольчугу, и вот они-то до нашего времени сохранились и экспонируются в японских и зарубежных музеях.


Панцирный рукав ода-готэ XVI—XIX вв. Для них были характерны защитные пластины, имевшие форму тыквы – фукубэ. Если на них были ребра, то такие пластины назывались сива-фукубэ. Маленькие прямоугольные пластинки, вплетенные в кольчугу, назывались икада

Кстати, в отличие от других стран, в Японии кольчуга как таковая стала использоваться очень поздно, лишь в период Эдо. До того ее обычно нашивали на ткань или же кожу, ну и, разумеется, тоже покрывали черным лаком, причем даже тогда, когда цвет всех прочих деталей доспеха был другим. Весьма оригинальной и не похожей на европейскую была и конструкция японской кольчуги. Например, одно круглое кольцо соединяли с четырьмя или шестью кольцами, то есть использовалось четырёх- и шестиугольное плетение. Такая кольчуга плотно ложилась на ткань, а ее кольца было удобно соединять с пластинками из металла. Но главное отличие было в том, что японцы кольца соединяли встык, либо они делали каждое кольцо из двух-трех оборотов проволоки и при сборке заводили кольца друг за друга, как это делается с современными кольцами брелоков для ключей.

Намбан-гусари или «кольчуги южных варваров» в Японию попали только в XVI веке, и, хотя японцам они понравились, кольца своих кольчуг они продолжали, как и раньше, сводить! Котэ целиком из кольчужной ткани были редкостью: японцы все-таки больше доверяли пластинчатым доспехам. Вплоть до XII века ноги всадников серьезно не защищались. Самураи надевали обычные сандалии и носили на икрах плотные обмотки. Но тогда же появились и башмаки куцу, обшитые медвежьим мехом, и поножи сунеатэ.


Куцу. Музей искусств Портленда

Обычно их делали из трех металлических или же кожаных пластин, соединявшихся при помощи петель. Пластины покрывали лаком и украшали золоченым орнаментом. Матерчатые обмотки кяхан носили под сунеатэ, чтобы они не натирали ноги. Крепились они на голени с помощью шелковых шнуров, которые завязывались сзади.


Цуцу-сунеатэ с наколенниками из нашитых на ткань шестигранных пластинок

Позднее, уже в XIV веке, к поножам приделали пластинчатые наколенники самэ-огэ и татэ-огэ (с наколенниками большого размера), а меховые башмаки теперь стали привилегией лишь самых знатных самураев. Поскольку при скачке пластины кусадзури у доспехов харамаки-до часто оставляли бедра открытыми, то их сначала попытались защищать металлическими пластинками, нашивавшимися непосредственно на штаны. Но оказалось, что это было не очень удобно, поэтому были придуманы особые набедренники хайдатэ, представлявшие собой нечто вроде раздвоенного матерчатого передника, обшитого снаружи металлическими или же кожаными пластинами.


Кольчужные хайдатэ XVI—XIX вв.

Хайдатэ часто подвязывались либо застегивались на пуговицы под коленями, что сделало их похожими на… панцирные штаны. Правда, ходить в них и ездить верхом было не очень удобно, так что широкого распространения они не получили. Существовали поножи целиком из кольчуги, нашитой на ткань (кусари-сунеатэ). Их знатные воины носили под штанами, но, поскольку они не могли защищать от сильных ударов, распространения они не получили.

Картина дня

наверх