Советские танковые асы. Николай Александрович Лебедев особо отличился во время боев по окружению группировки немецких войск под Сталинградом. Вместе с частями 69-й танковой бригады старший лейтенант Николай Лебедев принял участие в операции «Уран», пробиваясь вместе с однополчанами к городу Калач-на-Дону.
За пять дней наступательных боев в ноябре 1942 года отважный офицер-танкист уничтожил 17 танков, а всего на счету советского танкового аса было 28 выведенных из строя танков и самоходок противника. К сожалению, танкист погиб 23 ноября 1942 года в бою возле хутора Платоновский. 4 февраля 1943 года Николаю Лебедеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Николай Лебедев – дипломированный инженер-гидротехник
Будущий танкист и Герой Советского Союза Николай Александрович Лебедев появился на свет 5 августа 1914 года. Его родители были обычными крестьянами, которые проживали на тот момент времени в небольшой деревне Вдовино, которая сегодня территориально относится к Чухломскому району Костромской области. Первая мировая война и последовавшая затем гражданская война в России, а также начавшаяся урбанизация и индустриализация запустили в нашей стране серьезные потоки внутренней миграции населения, когда жители сёл и деревень потянулись за работой в города.
Семья Николая Лебедева не была исключением. После завершения семилетней Чухломской школы Николай вместе с матерью и двумя родными сёстрами перебрался жить в Кронштадт. Здесь, недалеко от Ленинграда, на местном морском заводе уже трудился маляром отец семейства. Как и многие свои сверстники, Николай продолжил обучение с целью дальнейшего трудоустройства на завод. Уже в Кронштадте в 14 лет он поступил в фабрично-заводское училище при заводе, в котором работал его отец. Окончив училище в 1932 году, Николай Лебедев получил профессию слесаря-котельщика. Получив образование, он начал трудиться в 9-м цехе Кронштадтского морского завода, материально помогая своей семье и одновременно поступив на вечернее отделение рабочего факультета ЛИИВТ – Ленинградского института инженеров водного транспорта.
Советская молодежь поколения 1920-1930-х годов была в хорошем смысле жадна до получения образования и использовала все возможности, если таковые были, чтобы учиться. Благо образование стало доступным для широких масс населения. В 1935 году после завершения учебы на рабфаке ЛИИВТ Николай поступил непосредственно на учебу в институт. После завершения третьего курса ЛИИВТ, будучи студентом, проходил практику в Мурманске на местном морском заводе, а уже в 1939 году успешно завершил преддипломную практику в изыскательной партии №19 Сталинградского технического участка Волжского бассейна управления пути.
В 1940 году Николай Александрович Лебедев успешно защитил диплом и окончил обучение в Ленинградском институте инженеров водного транспорта, став дипломированным специалистом – инженером-гидротехником. Тема дипломной работы будущего танкиста звучит достаточно монументально и сегодня: «Соединение Оки и Дона». Судьба распорядилось так, что именно в боях на пути к Дону Николай Лебедев увековечил своё имя в истории, сложив голову в грандиозном сражении по окружению 300-тысячной группировки немецких и румынских войск под Сталинградом в ноябре 1942 года. Операция «Уран» под Сталинградом, успешно проведенная советскими войсками, стала коренным переломом в ходе всей Второй мировой войны.
На пути из инженеров в танкисты
Практически сразу же после получения высшего образования, летом 1940 года Николай Александрович Лебедев был призван в ряды РККА. Специалисты с высшим образованием, особенно технических специальностей, нужны были в армии как воздух. Вооруженные силы страны, которые с каждым годом получали всё больше сложного вооружения, техники и военного имущества, нуждались в большом количестве хорошо подготовленных рядовых кадров и командиров.
Естественно, разбрасываться ценными кадрами было бы преступлением, поэтому Николая Лебедева достаточно быстро определили в танковые войска. В марте 1942 года Николай Александрович успешно окончил обучение на Ленинградских бронетанковых курсах и был отправлен под Воронеж в состав формируемого здесь 4-го танкового корпуса. Стоит отметить, что Ленинградские бронетанковые курсы в сентябре 1941 года были эвакуированы из Ленинграда в Магнитогорск в Челябинской области. Уже в 1943 году курсы переименовали в высшую офицерскую бронетанковую школу, присвоив учебному заведению имя наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова.
Прибыв в распоряжение 4-го танкового корпуса, Николай Лебедев принял участие в тяжелых летних боях 1942 года. В конце июня, реализуя план летней кампании на Восточном фронте, германские войска перешли в крупномасштабное наступление против войск Брянского и Юго-Западного фронтов. Наступление противника развивалось успешно и требовало от советского командования активных контрмер. Пытаясь сорвать продвижение немецких войск, на фронте организовали несколько контрударов с привлечением танковых соединений. Так, с целью разгрома немецкого XXXXVIII танкового корпуса генерала Гейма, которому удалось прорваться в район Горшечного, советским командованием была создана специальная оперативная группа войск, которую возглавил генерал-лейтенант Федоренко, на тот момент являющийся командующим бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии.
В состав оперативной группы включили 17-й и 24-й танковый корпуса, а также 4-й танковый корпус из состава войск Брянского фронта. Задачей 4-го танкового корпуса, в котором начал службу новоиспеченный лейтенант Николай Лебедев, был совместный контрудар с 24-м танковым корпусом из района города Старый Оскол в северном направлении. К сожалению, советские войска вступили в бой разрозненно, одновременного удара крупных сил не получилось. При этом советским танкистам пришлось лицом к лицу столкнуться с новой немецкой техникой: средним танком Pz IV и штурмовыми орудиями StuG III, получившими на вооружение новую длинноствольную 75-мм пушку, позволяющую эффективно бороться с советской бронетехникой на недостижимых ранее для немцев дистанциях боя.
К концу июля 1942 года немецкие войска оттеснили советских танкистов и пехоту за Дон. При этом советским войскам в своей массе удалось избежать окружения. Николай Лебедев вместе с остатками 4-го танкового корпуса отступал к Сталинграду. На Сталинградском фронте Лебедев продолжил службу в состав 69-й танковой бригады, которая активно действовала против немецких войск, прорвавшихся к Волге севернее города. Николай Лебедев вместе с бригадой участвовал в многочисленных боях, которые танкисты вели у населенных пунктов Орловка, Сиротинская, Россошка, пытаясь пробиться в Сталинград для соединения с войсками 62-й армии, сражавшимися на городских улицах. К сожалению, сделать этого не удалось. Однако за время летних и сентябрьских боев советские танкисты получили бесценный опыт реальных сражений, который очень пригодится им в ноябре при начале операции «Уран». В летних боях 1942 года экипаж танка Николая Лебедева подбил не менее 11 танков противника.
Николай Лебедев – гроза 1-й румынской танковой дивизии
1 ноября 1942 года 69-я танковая бригада была выведена из непосредственного подчинения фронта и вошла в состав 4-го танкового корпуса. Вместе с бригадой старший лейтенант Николай Лебедев, являющийся на тот момент также старшим адъютантом 152-го танкового батальона бригады (начальник штаба), принял участие в операции «Уран». Танкисты 69-й танковой бригады наносили удар в полосе 21-й армии, приняв участие в тяжелых боях возле населенного пункта Громки, который противник превратил в узел обороны.
Оглушительный гром артиллерийской канонады 19 ноября 1942 года возвестил всему миру о начале операции «Уран». Как и предполагалось, возле населенного пункта Громки танкисты 69-й танковой бригады встретили ожесточенное сопротивление противника. Наступающие здесь советские танки начали останавливаться, чтобы вести огонь с места, вместо стремительной атаки с ходу. Видя, что танки останавливаются и могут стать легкой мишенью для противотанковых средств врага, начальник штаба 152-го танкового батальона бригады, не медля ни секунды, вырвался на своем танке вперед, ведя огонь на ходу. Смелому танкисту удалось увлечь за собой основные силы батальона, что позволило ворваться на позиции противника и учинить врагу форменный разгром. Советские танки ворвались в Громки, где разгромили штабы двух полков 13-й румынской пехотной дивизии, полностью дезорганизовав управление и развалив организованную оборону на этом участке.
Успешные действия позволили бойцам 4-го танкового корпуса в первый же день наступления продвинуться в глубину обороны румынских и немецких войск на 30-40 километров, развивая основной удар в направление города Калач-на-Дону. Пытаясь парировать прорыв советских войск, румынское командование ввело в бой свой единственный подвижный резерв – 1-ю танковую дивизию, которая с 1944 года будет носить громкое имя «Romania Mare» (Великая Румыния). «Великой» дивизия не была ни в 1942 году, ни в 1944-м, как по составу и качеству вооружения, так и по боевому духу. В сентябре 1942 года на вооружении 1-го танкового полка данной дивизии находилось 109 легких танков R-2, представляющих собой румынский вариант чехословацкого танка LT vz.35, а также 11 средних танков Pz III и столько же Pz IV. По сути, сражаться с советскими танками Т-34 на равных могли только две роты, вооруженные немецкими средними танками, так как легкие танки R-2 представляли к тому моменту весьма условную боевую ценность.
Во время наступления к Калачу танк старшего лейтенанта Николая Лебедева все время двигался в составе головной походной заставы батальона. Возле хутора Манойлин (сегодня Клетский район Волгоградской области) Николай Лебедев вступил в бой с 15-ю танками 1-й румынской танковой дивизии, подбив и уничтожив 10 танков врага, а остальные обратил в бегство. В бою возле хутора Липов-Логовский (сегодня Суровикинский район Волгоградской области) танк Лебедева вступил в схватку с 10-ю танками противника. Умело маневрируя своей тридцатьчетверкой, Николай Лебедев и из этого боя вышел победителем, увеличив свой боевой счет ещё на 7 пораженных вражеских машин, которые остались неподвижно стоять в заснеженной степи под Сталинградом. Таким образом, всего за два боя экипаж Лебедева серьезно проредил боевые порядки 1-й румынской танковой дивизии.
К сожалению, на пятый день наступления, 23 ноября 1942 года, Николай Лебедев погиб. Советским танкистам к этой дате удалось прорваться к Калачу и замкнуть кольцо окружения вокруг частей 6-й армии Паулюса. При этом боевые действия на этом не закончились. 23 ноября танк Николая Лебедева вместе с двумя другими танками своего батальона прорвался к хутору Платоновский (сейчас здесь платформа 6-й километр). Это был удар внутрь образовавшегося кольца с целью расширения границ между внутренним и внешним фронтом окружения. Танкисты выбили врага из хутора, но уже в ходе преследования отступающего противника танк Лебедева был подбит. Дальнейшая история имеет два финала: либо старший лейтенант был тяжело ранен и погиб от ран в ходе этого боя, либо подбитый танк был окружен противником и, чтобы не сдаваться врагу, Николай Лебедев покончил с собой.
Погибшему герою-танкисту на тот момент было 28 лет. На боевом счету его экипажа значилось 28 подбитых танков и самоходок противника, 17 из которых он записал на свой счет в ходе пяти дней боев — с 19 по 23 ноября 1942 года. Также танком Лебедева было уничтожено 16 различных артиллерийских орудий, 3 миномета, 8 пулеметов и большое количество живой силы противника и его транспортных средств. Приказом от 4 февраля 1943 года старшему лейтенанту Николаю Александровичу Лебедеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Останки героя были похоронены в братской могиле в центре города Калач-на-Дону.
Свежие комментарии