Все, что бы вы ни решили делать, нужно по мере возможности выполнять, хотя бы для этого пришлось много раз начинать все заново. Такая практика укрепит вашу волю, и тогда вам надо будет только отчетливо представить цель, к которой ее следует приложить.
Короче говоря, нужно обобщить все свои знания о собственном характере и так научиться контролировать свои движения, чтобы стать настоящим хозяином своей природы и исправить то, что требует исправления.
Все остальное будет зависеть от того идеала, во имя которого мы трудимся, дабы овладеть своим характером и изменить его. Ценность усилий и результатов будет зависеть от ценности выбранного идеала. Эту тему мы рассмотрим в дальнейшем в связи с интеллектуальным воспитанием.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Интеллектуальное воспитание - это самый известный и чаще всего используемый раздел воспитания. И, тем не менее, за редким исключением, обычно используются далеко не все его возможности, что делает его неполным и, в конечном счете, малоэффективным.
Вообще считается, что школьное обучение вполне обеспечивает необходимое интеллектуальное воспитание. И если ребенок в течение нескольких лет обучался каким-то предметам – становясь, скорее, «напичканным» знаниями, нежели действительно образованным, - то считается, что все необходимое для его интеллектуального развития было сделано. Но в действительности никакого воспитания не было предпринято вообще. Даже когда такое обучение преподается с должной мерой и проницательностью и не оказывает постоянного вредного воздействия на мозг, оно не в силах развить у человеческого разума те способности, которые делают его достойным и полезным инструментом. Такого рода обучение остается в лучшем случае некой умственной гимнастикой, повышающей гибкость ума. В этом смысле каждый из разделов человеческого обучения это, по сути, свой особый вид умственной гимнастики, и каждому такому разделу соответствует свой особый, хорошо оформленный язык, со своими словесными определениями.
Настоящее же интеллектуальное воспитание, способное подготовить человека к более высокой жизни, предполагает пять существенных моментов, пять ступеней. Обычно они следуют одна за другой, но у особо одаренных людей могут чередоваться или даже сочетаться. Вот вкратце эти ступени:
1. Развитие силы концентрации, способности сосредоточивать внимание.
2. Развитие способности расширяться, способности к широкому охвату, к комплексному подходу, к богатству восприятия.
3. Организация представлений вокруг центральной идеи, высшего идеала или наиболее светлого образа, который будет руководить жизнью.
4. Контроль мышления, отказ от нежелательных мыслей, так чтобы каждый мог научиться в конечном итоге думать только о том, о чем он хочет и когда хочет.
5. Развитие безмолвия ума и совершенного покоя, постоянный рост восприимчивости к тем влияниям, которые приходят от более высоких сфер нашего существа.
Здесь невозможно говорить подробно о конкретных методах применительно к каждой из ступеней воспитания и учесть все индивидуальные особенности. Однако некоторые пояснения можно дать.
Нельзя не согласиться с тем, что из всех препятствий на пути интеллектуального развития ребенка самым большим будет постоянная рассеянность мысли. Его мысль порхает беспорядочно, подобно мотыльку, и требуется неимоверное усилие, чтобы ее остановить. И, тем не менее, способность к этому у него есть. Так, если вам удастся заинтересовать его чем-то, он в состоянии уделить этому достаточно внимания. Тогда искусство воспитателя будет состоять в том, чтобы приучить постепенно ребенка к способности дольше сохранять внимание и к возможности все глубже и глубже погружаться в выполняемую им работу. Полезным будет все, что позволяет развить способность быть внимательным: возможны любые средства в зависимости от потребностей и окружающих условий - от игр до награды. Но важнее всего психологическое действие: самыми лучшими будут средства, пробуждающие в ребенке интерес к предмету, который он хочет изучать, вкус к работе, желание развиваться. Любить учиться это самый дорогой подарок, который можно преподнести ребенку: любить учиться всегда и при любых обстоятельствах. Пусть все условия, все события в жизни станут постоянно возобновляющейся возможностью узнавать все больше и больше.
Для этого необходимо, чтобы внимание и способность сосредоточиваться дополнялись наблюдательностью, точным описанием и хорошей памятью. Способность наблюдать может быть развита самыми разными и неожиданными упражнениями, позволяющими использовать любой повод для того, чтобы сохранить широту, подвижность, быстроту мышления ребенка. Важно следить, прежде всего, за ростом понимания, а потом уже памяти. Мы знаем только то, что поняли. Вещи, воспринятые на веру, механически, постепенно затуманиваются и, в конце концов, забываются. То, что вы поняли, вы не забудете. Более того, никогда нельзя отказывать ребенку в том, чтобы объяснять все его «как» и «почему». Если не можете сделать это сами, отошлите его к тому, кто это сможет, или к книге, которая даст ответ на вопрос. И тем самым вы пробуждаете в ребенке вкус к настоящему исследованию и привычку прилагать усилия, для того чтобы узнавать новое.
Так мы естественным образом подходим ко второй ступени развития, на которой ум должен стать шире и обогатиться.
По мере того как ребенок развивается, вы будете показывать ему, что при правильной постановке вопроса объектом, достойным изучения, может быть буквально все. Самая лучшая школа это повседневная жизнь, каждый ее момент: она наполнена разнообразными, сложными, непредвиденными опытами, проблемами, ждущими решения, ясными и точными примерами и очевидными последствиями. Как легко пробудить в ребенке здоровое любопытство, если только отвечать умно и ясно на все его бесконечные вопросы! Интересный ответ вызывает в свою очередь другие, и ребенок, заинтересовавшись, узнает гораздо больше, чем он узнал бы сидя за школьной партой. Тщательным и толковым подбором книг нужно помочь ему привить вкус к здоровому чтению, которое было бы одновременно и поучительным и привлекательным. И в этом случае вам также не стоит бояться ничего, что пробуждает и поощряет его воображение: именно воображение развивает творческие способности ума и именно благодаря воображению обучение становится живым, а ум с радостью развивается.
Для того чтобы повысить гибкость и понятливость ума, необходимо не только следить за подбором большего числа и разнообразия тем для обучения, но, в частности, и за различными приложениями одной и той же темы; таким образом, ребенок на практике поймет, что существует множество подходов для решения одной и той же интеллектуальной проблемы. Это даст возможность избежать косности ума и обеспечит в то же время богатство и гибкость мысли, способной к обобщению и осмысленному синтезу. А ребенок вместе с тем проникнется чувством крайней относительности интеллектуального знания и мало-помалу начнет пробуждаться к тому, чтобы впитывать знания из истинного источника.
Действительно, по мере того как ребенок растет и развивается, его ум также становится все более зрелым и способным к обобщению; а вместе с этим неизбежно приходит и потребность в некой несомненности, в знании, достаточно надежном, чтобы служить основой для интеллектуального построения, способного выдержать все разнообразие, разрозненность, а подчас и противоречивость представлений, собранных в уме, организовать их и упорядочить. Такое упорядочивание в действительности крайне необходимо, для того чтобы избежать путаницы в собственных мыслях. Любые противоречия возможно превратить в противоположности, дополняющие друг друга, но для этого нужно вначале открыть более универсальную идею, которая может их гармонизировать. Полезно каждую проблему рассматривать с разных точек зрения, чтобы избежать частного и ограниченного понимания ее: но для того чтобы мысль стала действенной и плодотворной, всегда в конечном итоге должен быть предпринят естественный и логичный синтез всех рассмотренных точек зрения. Однако если вы хотите, чтобы такое обобщение было действенным и конструктивным, вам нужно с особой тщательностью отнестись к выбору центральной идеи вашего интеллектуального обобщения, так как от этого будет зависеть ценность вашего синтеза. Чем более возвышенной и широкой будет ваша центральная идея, чем более она будет универсальной, превосходящей нынешние обстоятельства, тем большее число и сложность представлений, понятий и мыслей она сможет организовать и гармонизировать.
Понятно, что работа по организации ума, не может быть выполнена в один прием. Чтобы у человека сохранились бодрость и юность мышления, ум должен все время развиваться, пересматривать свои старые понятия в свете новых знаний, расширяя свои представления, включая в них новые понятия и, тем самым, переопределяя и перестраивая свои мысли так, чтобы каждая из них могла найти надлежащее место среди других, а целостность оставалась гармоничной и упорядоченной.
Все сказанное касается только рассуждающего ума, ума изучающего. Но изучение это только одна часть активности ума; другая, не менее важная, это созидательный труд, способность придавать форму и, тем самым, готовить к действию. Эта часть ментальной активности, хотя и очень важная, редко становилась темой какого бы то ни было специального исследования или дисциплины. Только тот, кто по каким-то причинам стремится добиться прямого контроля своих умственных активностей, озабочен исследованием и дисциплинированием этой способности формировать: но и тогда, берясь за ее тренировку, он сталкивается с трудностями, которые кажутся почти непреодолимыми.
И все же овладение этой формирующей деятельностью ума остается одним из самых важных моментов в самовоспитании: можно сказать, что без него невозможно никакое интеллектуальное мастерство. Когда речь идет об изучении, исследовании, приемлемы любые идеи, и они должны быть включены в обобщение, сама суть которого быть как можно более разносторонним и полным, но когда дело касается действия, все как раз наоборот. Все идеи, принимаемые к воплощению в действие, должны проходить строгий контроль. И только те, которые согласуются с общим направлением центральной идеи, вокруг которой построено интеллектуальное обобщение, могут быть допущены к возможности выразиться в действии. Это значит, что каждую мысль, проникающую в сознание ума, нужно проверять центральной идеей; если ей находится подходящее место среди уже сгруппированных мыслей, она может быть допущена к обобщению, если нет, ее надобно отвергнуть, чтобы она не оказывала на действие никакого влияния. Такую интеллектуальную чистку необходимо проделывать регулярно, чтобы поддерживать постоянный контроль над всеми действиями.
Для этой цели полезно ежедневно выделять какое-то время для того, чтобы спокойно просмотреть все свои мысли и навести в них общий порядок. Развив в себе такую привычку, вы сможете поддерживать порядок в мыслях даже во время работы и действия и будете способны не допускать того, что не полезно для предпринимаемого дела. В частности, если способность сосредоточиваться и быть внимательным все время совершенствуется, активное внешнее сознание будет соглашаться только с необходимыми мыслями, и тогда они станут более динамичными и действенными. А если в процессе интенсивной сосредоточенности понадобится совсем перестать думать, то можно будет остановить всякое движение в уме и добиться практически полного безмолвия. В этом безмолвии можно постепенно открыться более высоким зонам ума и научиться воспринимать влияния, идущие оттуда.
Но и до наступления этого момента безмолвие само по себе будет крайне полезным: у большинства людей, имеющих сколько-нибудь развитый и активный ум, он никогда не отдыхает. Если в течение дня его активность еще находится под каким-то контролем, то ночью, пока тело спит, контроль бодрствующего состояния почти полностью прекращается, и ум допускает случайные и подчас никак не связанные между собой движения. Это создает сильное напряжение, ведущее к утомлению и ослаблению умственных способностей.
Подобно другим частям человеческой природы ум тоже нуждается в отдыхе, но он не получит его до тех пор, пока мы не поймем как его обеспечить. Умение предоставлять уму возможность отдыха это то, ради чего следует потрудиться. Смена умственной деятельности дает хороший результат, но самый полный отдых приносит безмолвие. А в отношении умственных способностей - несколько минут, проведенных в покое безмолвия, дают гораздо лучший отдых, чем долгие часы сна.
Когда человек овладеет способностью достигать по желанию безмолвия ума, тогда не останется больше задач, которые он не сможет решить, не будет такого интеллектуального затруднения, из которого он не сможет выйти. Беспокойная мысль становится невыразительной и беспомощной; когда же покой воспринят, может проявиться свет и осветить новые горизонты возможностей человека.
ПСИХИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
До сих пор мы касались воспитания, которое может быть дано всем детям, родившимся на земле; оно связано с чисто человеческими способностями. Но на этом нельзя останавливаться. Каждый человек скрывает в себе возможности более высокого сознания, превосходящего пределы его обычной жизни, с помощью которого он может участвовать в более возвышенной и не столь ограниченной жизни. Действительно, именно такое сознание определяет жизнь выдающихся людей, формирует внешние условия их жизни и их индивидуальную реакцию на эти условия. То, чего не дано знать и исполнить человеческому разуму, ведомо и выполнимо для этого сознания. Оно - подобно сияющему свету в глубинах человеческого существа, проникающему наружу сквозь толстые покровы его внешнего сознания. Некоторые люди смутно подозревают о его присутствии, многие дети находятся под его влиянием, что довольно отчетливо проявляется временами в их непроизвольных действиях, а иногда даже в словах. К несчастью, родители обычно не знают, что это такое, и не понимают, что происходит с их детьми, а потому, как правило, недовольны подобным явлением; и все их воспитание состоит в том, чтобы заставить ребенка утратить, насколько возможно, связь с этой областью, сосредоточив все его внимание на чисто внешних вещах и выработав, тем самым, привычку заботиться только о них, как о наиболее важных. Сосредоточенность на внешних вещах весьма полезна, но ею нужно пользоваться правильно. Три направления воспитания - физическое, витальное и интеллектуальное - относятся к тому, что может быть названо средствами построения личности, пробуждения индивидуальности из бесформенной подсознательной массы, превращение ее в хорошо выраженное сознающее себя целое. В психическом же воспитании мы сталкиваемся с проблемой истинного смысла жизни, с причиной нашего существования на земле, к открытию которой должна вести вся жизнь, и, как следствие этого открытия, с посвящением индивидуальности ее вечному принципу. Такое открытие связывается с мистическим чувством, с религиозной жизнью, потому что именно религии были связаны с этим аспектом жизни. Но это не обязательно так: мистическое представление о Боге можно вполне заменить более философским представлением об истине; и хотя суть этого открытия будет оставаться той же самой, однако путь, ведущий к ней, сможет пройти даже наиболее непримиримый позитивист. Так как в подготовке к психической жизни интеллектуальные представления и идеи имеют второстепенное значение. Гораздо важнее живой опыт, так как он несет в себе свою собственную реальность и силу, независимые от теории, которая может предшествовать, сопровождать или следовать за ним; теории - это объяснения, даваемые главным образом для того, чтобы получить, скорее, иллюзию знания, а не само знание. Человек облекает свой идеал, или абсолют в различные имена, в соответствии с теми условиями, в которых он родился, и воспитанием, которое получил. Сам опыт, если это настоящий опыт, может быть, по сути, одним и тем же: хотя слова и фразы его выражающие будут отличаться, в соответствии с представлениями и интеллектуальным воспитанием человека, получающего этот опыт. Любая формулировка приблизительна; точность и совершенство могут возрастать, по мере того как опыт становится все более точным и согласованным. И все же, чтобы дать общее представление о психическом воспитании, нам нужно вначале понять (насколько бы относительным это понимание ни было), что мы подразумеваем под психическим существом. Можно сказать, к примеру, что создание индивидуума это результат проекции во времени и пространстве одной из бесчисленных потенциальных возможностей Высочайшего Первоисточника всего проявленного бытия, которая через индивидуальное или вселенское сознание конкретизируется в закон или в истину индивидуума и, таким образом, благодаря постоянному развитию, становится его душой или психическим существом.
Хочу подчеркнуть, что все, о чем я здесь упоминаю, является лишь кратким описанием этой обширной темы и ни в коем случае не претендует на полноту изложения. Это только общее пояснение, полезное для практического применения, и его можно взять за основу воспитания, о котором идет речь.
Благодаря присутствию психики проявляется истина индивидуума, становится доступной ему и условиям его жизни. Чаще всего такое присутствие действует как бы из-за покрова, оставаясь неузнанным и неизвестным; в отдельных случаях его удается распознать и обнаружить его проявления; и очень редко присутствие психики бывает вполне явным, а действие ее достаточно эффективным. Те, кому это присуще, идут по жизни уверенно, с доверием к себе, оказываются хозяевами своей судьбы. И вот в том, чтобы овладеть этим мастерством и научиться сознавать присутствие своей психики, и состоит задача психического воспитания. Но для этого необходим особый фактор - нужна личная воля. Поскольку до сих пор открытие психического существа, отождествление с ним не являлось признанной темой воспитания. Правда в специальных работах можно найти полезные и практические советы по данному вопросу, а кому-то, возможно, посчастливится встретить того, кто способен указать путь и дать необходимую помощь для движения по нему. Но чаще всего стремление к этому опирается на личную инициативу человека: такое дело становится частным делом каждого и требует великой решимости, сильной воли и непрерывной настойчивости, для того чтобы цель была достигнута. Каждый вынужден проложить путь через собственные трудности. Цель в какой-то мере известна, так как многие из тех, кому удалось ее достичь, составили более-менее ясное описание пути к ней. Но высочайшая ценность такого открытия именно в его спонтанности, его уникальности: оно ускользает от всех привычных правил ума. И вот почему тот, кто готов предпринять такое путешествие ищет обычно вначале кого-то, кто его уже проделал и способен оказать поддержку и указать направление. Но есть и одинокие странники, им могут быть полезны некоторые общие указания.
Исходную точку нужно искать внутри себя - такую точку, которая не зависит от тела и внешних условий жизни, не является производной ума, языком, на котором вы говорите, привычками и обычаями той среды, в которой вы живете, страной, где вы родились, эпохой, к которой принадлежите. Вы должны обнаружить в глубине своего существа то, что вселяет в вас чувство всеобщности и безграничной вездесущности, беспредельной протяженности. Тогда у вас исчезнет центр, вы распространитесь, расширитесь, вы будете пребывать во всем и в каждом; рухнут барьеры, отделяющие индивидуумов друг от друга. Вы начнете думать их мысли, реагировать на их ощущения, испытывать их чувства, жить одной жизнью со всем. То, что казалось неподвижным, станет наполненным жизнью, оживут камни, растения будут чувствовать, желать и страдать, животные говорить на языке без слов, но ясно и выразительно, все наполнится удивительным сознанием без времени и границ. И это только одна сторона психического откровения. Есть множество других. Все объединяется, чтобы вытянуть вас за пределы вашего эгоцентризма, за барьер вашей поверхностной личности, за важность ваших действий и несостоятельность вашей воли.
Но как я уже говорила, путь, ведущий к такому откровению, долог и труден, усеян ловушками и непростыми задачами, а чтобы встретиться с ними, требуется решимость принять с одинаковой ровностью все испытания и злоключения. Этот путь подобен исследовательской экспедиции, пробирающейся сквозь дремучий лес в поисках неведомой земли, навстречу великому открытию. Психическое существо это такое же великое открытие, достижение которого в не меньшей степени зависит от силы духа и выносливости, чем открытие новых континентов. Тем, кто решается его предпринять, может пригодиться следующее:
В первую очередь и важнее всего никогда не забывать, что разум не способен руководить духовными вещами. Все, кто когда-либо писал о дисциплине йоги, говорили то же самое, но мало кто освоил это практически. И все же, для того чтобы продолжать свой путь, совершенно необходимо отказаться от всех суждений ума, его представлений и реакций.
Оставить всякое личное стремление к комфорту, удовольствию, наслаждению или счастью. Гореть исключительно желанием идти вперед, все, чтобы к вам ни приходило, воспринимать как помощь такому движению и сразу же использовать в его целях.
Стараться получать удовольствие от всего, чтобы ни делал, но никогда не делать ничего ради удовольствия. Никогда не быть возбужденным, нервным или взволнованным. Оставаться полностью уравновешенным, с чем бы ни пришлось столкнуться. И при этом быть всегда готовым не упустить возможности сделать шаг вперед и не мешкать с ним.
Никогда не воспринимайте физические события буквально, поскольку это не более чем грубый способ выразить нечто иное, истинное, ускользающее от поверхностного понимания.
Никогда не выражайте недовольства поведением другого, пока не будете способны изменить в его природе то, что заставляет его так себя вести; а если вы в состоянии это сделать, измените его вместо того, чтобы выражать недовольство.
Что бы вы ни делали, никогда не забывайте поставленной перед собой цели. В этом путешествии к великому открытию нет ни большого, ни малого; вещи одинаково важны и могут либо ускорить, либо замедлить его достижение. Так, приступая к еде, сосредоточтесь на несколько секунд на том, чтобы пища, которую вы собираетесь есть, стала тем веществом, которое поможет создать в теле прочную основу вашему усилию достичь великого открытия, чтобы она дала ему энергию, необходимую и способствующую этому усилию.
Перед тем как лечь спать сосредоточтесь на несколько секунд на том, чтобы сон помог восстановить усталые нервы, дал мозгу тишину и покой, чтобы, пробудившись, вы могли с обновленными силами продолжить путешествие к великому открытию.
Прежде чем начать действовать, сосредоточтесь на том, чтобы ваше действие способствовало или, по крайней мере, никоим образом не мешало вашему продвижению к цели великого открытия.
В разговоре, прежде чем слова сорвутся с ваших уст, отнеситесь к ним с особым вниманием, позволяя себе высказать лишь то, что совершенно необходимо и не повредит вашему успешному продвижению к великому открытию.
Короче говоря, никогда не забывайте о направлении и цели вашей жизни. Стремление к великому открытию должно всегда незримо вас сопровождать, довлея над всем, что бы вы ни делали, кем бы ни являлись - подобно огромной солнечной птице, парящей над всеми движениями вашего существа.
Под неослабевающим давлением вашего усилия внутренняя дверь однажды распахнется, и вы окажетесь в ослепительном великолепии, которое принесет вам уверенность в бессмертии, реальность ощущения, что вы жили всегда и будете жить вечно, что отмирают только внешние - внешние по отношению к вашей реальности - формы, спадающие подобно изношенным одеждам. Тогда вы, освободившись от всех оков, сможете, наконец, распрямить свою спину и вместо того, чтобы продвигаться вперед с трудом под тяжестью внешних, налагаемых на вас природой, обстоятельств, которые вам приходится выносить и терпеть, вы можете, не желая быть раздавленным ими, двигаться прямо и уверенно, сознавая свою судьбу, побеждая собственную жизнь.
И все же подобное избавление от всепобеждающего рабства плоти, освобождение от всякой личной привязанности это еще не самое высочайшее достижение. Чтобы достичь вершины, надобно проделать иные шаги. А за ними последуют еще и еще, прежде чем распахнутся врата будущего. И эти последующие шаги будут уже относиться к тому, что я называю духовным воспитанием.
Но прежде чем мы перейдем к этой новой стадии и займемся вопросом подробно, требуется пояснение. Почему необходимо разделять психическое воспитание, о котором мы только что говорили, и воспитание духовное, о котором мы теперь намерены вести речь? Их необходимо разделять потому, что их обычно смешивают, называя «практикой йоги»* (* слово йога означает соединение, соединение индивидуального «я» человека с всеобщим «Я», высочайшим, с Богом, Абсолютом - прим. перев.), хотя цель в каждом случае своя: цель первого - высшее постижение в условиях земли, цель второго - выход за пределы земного проявления, даже космического, и возвращение к непроявленному.
Можно сказать, что психическая жизнь это бессмертие жизни в мире форм - в бесконечности времени и безграничности пространства, в постоянном развитии, в нерушимой непрерывности. Духовное сознание, с другой стороны, означает жизнь бесконечности и вечности, выход за пределы творения, за пределы времени и пространства. Чтобы полностью осознать свое психическое существо и жить психической жизнью, вам нужно преодолеть весь свой эгоизм; но в духовной жизни у вас должно отсутствовать само понятие «я».
Точно также и в духовном воспитании мы будем обращаться к тем конкретным именам, которые соответствуют нашему окружению, избранному пути и особенностям нашего темперамента. Если у вас склонность к религии, вы будете называть это Богом, и ваше духовное усилие будет направлено на отождествление с Богом, превосходящим любые формы, с Богом Непостижимым, в отличие от Бога Вездесущего, имманентного, пребывающего в каждой форме. Другие назовут это Абсолютом, Первоисточником, а третьи, напротив, Нирваной; те, кто воспринимает мир как нереальность, иллюзию, назовут это Единственной реальностью, а для тех, кому все проявленное кажется ложью, неправдой, это станет Единственной Истиной. И в каждом из этих определений содержится доля истины, но все они остаются неполными, подчеркивающими какое-то одно свойство того, что имеется в действительности. Но и здесь определение ума не играет особой роли: как только вы проходите промежуточные стадии, откровение оказывается всегда тем же самым. И в любом случае самым правильным подходом, самым быстрым методом будет полная преданность, самоотдача. Ибо, нет радости более совершенной, чем полностью отдаться тому высочайшему, которое доступно вашему пониманию: для одних это понятие Бога, для других Совершенства. Если вы продолжаете отдавать себя настойчиво и с жаром, наступит момент, когда вы превысите собственное понимание и достигнете состояния, превосходящего любые описания, но которое почти всегда оказывает на человека одно и то же воздействие. По мере того как ваша преданность, ваша самоотдача становится все более и более совершенной и полной, она приносит с собой стремление к отождествлению, к абсолютному соединению с Тем, кому мы себя отдаем, и мало-помалу это стремление преодолевает все различия и все сопротивление, особенно если устремлению вашему свойственна, вдобавок ко всему, еще и интенсивная и спонтанная любовь; тогда ничто не сможет помешать вашей настойчивости, дарующей победу.
Есть существенная разница между таким отождествлением и соединением с психическим существом. Последнее может становиться постепенно все более и более длительным, а в некоторых случаях оно оказывается непрерывным и никогда не покидает того, кто его достиг, каковы бы при этом ни были его внешние действия. Другими словами, соединение достигается уже не в медитации и при сосредоточении; его действие ощутимо непрерывно, и во сне, и наяву.
С другой стороны, освобождение от внешней формы и отождествление с тем, что находится вне формы, не может протекать во всей полноте, так как это неизбежно привело бы к потере материальной формы. Некоторые традиции говорят, что такая потеря неизбежно наступает через двадцать дней после абсолютного отождествления. И все же в этом нет необходимости. Даже если опыт оказывается кратковременным, он производит в сознании такие последствия, которые никогда не исчезают и дают отклик на всех уровнях существа, и внешних, и внутренних. Более того, случившись единожды, такое отождествление может возобновляться вновь и вновь, позволяя вам понять, как вернуть себя в те же самые условия.
Такое проникновение в бесформенное приносит величайшее освобождение, которого ищут те, кто стремится уйти от существования, переставшее быть для них привлекательным. И не удивительно, что их не удовлетворяет мир в его нынешнем состоянии. Но освобождение, которое оставляет тем же самым мир и никак не затрагивает самих условий жизни, от которой страдают другие, не может удовлетворить тех, кто отказывается жить счастьем, приносящим радость лишь нам одним, и кто мечтает о мире, достойном восхищения, скрытого за видимым беспорядком и общей ничтожностью. Они мечтают о том, чтобы другие тоже были достойны чудес, открывшихся им в их внутренних поисках. И теперь, когда они достигли вершины восхождения, средства к тому в пределах их досягаемости.
Из-за пределов формы можно призвать новую силу, иную силу сознания, не проявлявшуюся до сих пор, которая своим вмешательством будет способна изменить ход событий и дать рождение новому миру. Так как истинное решение проблемы страдания, невежества и смерти не в индивидуальном спасении бегством от земных невзгод в непроявленное и не в сомнительном коллективном спасении от вселенского страдания общим и окончательным возвращением творения к его творцу, то есть исцелением вселенной путем ее уничтожения, но в преображении, во всеобщем превращении материи как естественном завершении восходящего движения Природы, стремящейся к совершенству, в создании нового вида, для которого человек станет тем же, чем для человека является животное. И так проявятся на Земле новая сила, новое сознание и новое могущество. Вместе с этим придет и новое воспитание, которое можно было бы назвать супраментальным воспитанием; оно будет, благодаря своему всемогуществу, иметь дело не только с индивидуальным сознанием, но и с самой субстанцией, из которой оно создано, и с теми окружающими условиями, в которых оно живет.
В противоположность тому типу воспитания, о котором мы вели речь до сих пор, и которое начинается с нижних частей человека и захватывает постепенно, по мере их возвышения, все более и более высокие зоны, супраментальное воспитание будет развиваться сверху вниз, его действие, начинаясь сверху, будет распространяться от одного уровня человека к другому пока не коснется последнего уровня, физического. Это последнее преображение проявится зримо только тогда, когда внутренние уровни человека будут уже достаточно преобразованы. И поэтому было бы неправомерно пытаться судить о присутствии супраментального сознания по физическим проявлениям. Физическое изменяется в последнюю очередь, супраментальная сила может работать в человеке достаточно долго, прежде чем что-то из этого проявится в жизни тела.
В заключение, можно сказать, что целью супраментального воспитания будет не столько совершенствование человеческой природы, не столько постепенное развитие ее скрытых способностей, сколько преобразование самой природы, преображение самого существа во всей его целостности, новое восхождение человеческого рода, преодолевающего свои пределы, к сверхчеловеку и рождение, в конце концов, на Земле божественной расы.
ЧАСТЬ II
БЕСЕДЫ МАТЕРИ С УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ
ШКОЛЫ АШРАМА
Каков правильный метод изучения трудов Шри Ауробиндо?
Правильный метод - время от времени читать понемногу, сосредоточившись, сохраняя предельную тишину ума, не силясь напряженно понять, но обратившись ввысь, в тишину, и внимая свету. Постепенно придет понимание.
А позже, через год-два, снова прочитав то же самое, вы поймете, что первый контакт был не очень ясным и полным, и что настоящее понимание приходит позже, после того, как попытался применить изученное на практике.
14 октября 1967
Вы пришли на Землю для того, чтобы учиться познавать себя. Читайте книги Шри Ауробиндо и внимательно наблюдайте за собой, углубляясь как можно больше.
4 июля 1969
МАТЬ В КЛАССЕ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ
Как следовало бы учить детей французскому?
Лучше всего рассказать им сказку, используя очень простые слова и фразы так, чтобы им было понятно, (небольшую историю, короткую и интересную или смешную), а потом попросить их описать то, что они услышали.
Да, но дети очень шумят.
Некоторая тишина конечно необходима. Я знаю, что самые недисциплинированные дети обычно и самые способные. Но им, чтобы вести себя тихо, нужно ощущать давление интеллекта, который был бы более мощным, чем их собственный. И поэтому нужно уметь не опускаться на их уровень, и в первую очередь уметь не обращать внимания на то, что они делают. По сути, это проблема мастерства в йоге.
Может ли покой учителя способствовать решению всех этих проблем?
Да, но для этого покой должен быть совершенным во всех частях существа, чтобы сила могла проявиться через учителя.
(Из письма учителя): Я верю Вам и с Вашей помощью я верю детям; сам же я не знаю ничего и не хочу ничего больше того, что Вы хотите для нас. Только указывайте мне всякий раз, что нужно делать и как отвечать. Ведите нас, и пусть мы будем в глубине сердца молча следовать за Вами, каким бы ни оказался внешний результат. Лишь бы только дети росли и расцветали в Вашем Мире и Любви. Чтобы все жили дружно ради Вас.
Конечно, важнее всего те отношения, которые установились в классе между вами, детьми и мной, и их надо оберегать, во что бы то ни стало. Но это в большей степени зависит от внутреннего отношения, чем от внешней организации работы, от ее структуры. В действительности такое же отношение должно быть во всей школе и в каждом классе, среди всех учителей и учеников. Именно этого надо достичь и ради этого стоит трудиться.
(В классе обстановка значительно улучшилась. Учитель написал Матери:) Все то, что так сильно изменилось, оказалось следствием Вашей работы внутри нас, не так ли?
Да, конечно.
МАТЬ В КЛАССЕ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
(Мать дала этому классу имя «Солнечное дерево», в соответствии с пожеланиями, высказанными самими детьми. Она пояснила:)
Дерево это жизнь, оно устремлено и растет. Солнце это свет Истины.
Расти и цвести помогает не холодный свет разума, но теплый живительный Свет Истины, солнце, посылающее свои радостные лучи в мир.
*
...Минута тишины и сосредоточенности полезна всем детям. Но молитва не должна быть принудительной. Тех, кому она по сердцу, нужно поддерживать. Можно было бы повесить в классе надпись, сделанную большими буквами: «Мать всегда здесь, рядом с нами, чтобы помочь нам и направить». Большинство детей поймут, а некоторые смогут даже почувствовать.
декабрь 1960
(Учительница нашла детей буйными, ленивыми и болтливыми.
Она спросила:)
Это оттого, что у них нет настоящего интереса к учебе?
Да.
Что надо делать, чтобы в классе установилась настоящая тишина, покой и дети начали заниматься?
Единственно, что может оказать необходимое действие, это создание или пробуждение у них настоящего интереса к учебе, потребности учить и знать, пробуждение их интеллектуальнойсерьезности.
(Учительница пожаловалась на неудачу в этом).
Только по прошествии месяцев или даже лет усердных, постоянных и настойчивых усилий можно сказать наверняка (да и то не всегда), что это было бесполезно и неплодотворно.
Что же делать?
Принуждение это не самый лучший и действенный способ воспитания.
Задача настоящего воспитания обнаружить то, что уже присутствует в развивающемся существе, и дать этому раскрыться. Подобно цветку, расцветающему под солнцем, ребенок растет в лучах радости. Разумеется, что радость предполагает не слабость, беспорядок и путаницу, но светлую доброту, которая поощряет хорошее и не настаивает на плохом.
Милость ближе к Истине, нежели правосудие.
Что делать для того, чтобы Мать могла действовать в классе?
Никакой метод или процесс сам по себе не плох: все зависит от духа, в котором это делается.
Если вы хотите моей помощи, вы сможете ее получить, но не оттого, что будете воспринимать один принцип действия и отвергать другой, а оттого, что сосредоточитесь перед уроком на том, чтобы установить в своем сердце (а также, если возможно, и в голове) покой и мир, и позволите мне присутствовать; обратитесь ко мне с искренней устремленностью, чтобы я могла поддерживать все ваши действия. Только не таким способом, каким я, по вашему мнению, должна была бы действовать (так как это будет просто-напросто вашим капризом и не более, а значит заведомо неверным движением), но с готовностью в тишине и покое спонтанно ответить изнутри. Это единственный верный путь преодолеть ваше затруднение.
А пока вы этого не достигли, делайте лучшее, на что способны, тихо и настойчиво, в соответствии с вашими способностями и окружающими условиями, просто и не беспокоясь ни о чем.
Милость всегда с теми, кто стремится поступать достойно.
То, что Мать называет «настойчивым», касается и работы с детьми?
Я имела в виду, что всегда, чтобы ни делал, предпочтительно спокойно продолжать, пока за внутренним психологическим изменением не последуют плавно и внешние перемены. Это я называю настойчиво.
январь 1961
Свежие комментарии