Истина лежит посередине
Что есть человеческое равнодушие? Если это опасная программа, то какое место она занимает в Вашей системе?
— Любовь дает ощущение единства. В Божественном мы абсолютно едины. На тонких планах мы сначала едины с живой и неживой природой, поднимаемся на более грубый план, ощущаем абсолютное единство всего живого. Мы вышли из точки и возвращаемся в точку. И чем больше раскрывается индивидуальность каждого человека, тем сильнее он должен стремиться к коллективному сознанию, к единству. Как только индивидуальное значительно перевешивает уровень единства, начинается распад личности. Поэтому воспитание коллективного сознания у детей и общества является вопросом физического здоровья и выживания социума в перспективе.
Человек, хотя бы раз испытавший чувство любви, ощущает в этом состоянии единство со всем миром. В этот момент он чувствует, что его личные желания, устремления, цели и ценности могут быть опасными, когда борются с любовью и отрекаются от единства. Принцип единства позволяет подтягивать слабых к сильным. Без этого невозможно развитие цивилизации. Индивидуальное сознание рождается из коллективного. Равнодушие — это отречение от любви и от чувства единства с другими. Это можно назвать болезнью.
Есть две точки зрения на то, как вести себя по отношению к страдающему человеку. Согласно восточной точке зрения, это его карма, человек ее заслужил и помогать ему не надо. Видимо, поэтому в Индии не подают нищим. Согласно западной точке зрения, в значительной степени вытекающей из основ христианства, тому, кто страдает, следует помогать. И в том, и в другом взгляде есть проблемы, и одновременно есть истина в обеих точках зрения. Сострадая и помогая друг другу, люди стремительно развиваются, обмениваются информацией. Но внутреннее сострадание приводит к тому, что человек берет проблемы больного на себя. Если страдание и неприятности человека определены его ошибочным мировоззрением и дурным характером, то чем более масштабную он получает помощь, тем хуже становится его характер и ошибочнее мировоззрение. Восточная точка зрения, избавленная от внутреннего сочувствия, способствует появлению разобщенности и тормозит развитие. Не случайно в Индии так долго существовали касты. Ты нищий — это твоя судьба, принимай ее и не завидуй богатому, не стремись изменить свой статус.
Истина, как принято говорить, лежит посредине. А если выразиться точнее, то истина не между двумя противоположностями, а над ними. Если попытаться соединить восточное и западное мышление, новая точка зрения, вероятно, будет выглядеть так: болезни, проблемы, несчастья человека — это результат его внутреннего состояния, несовершенства его души. Но помогать ему нужно, просто помощь должна быть правильной. В первую очередь это должна быть помощь душе человека, помощь формированию его характера и мировоззрения, а уже потом — телу.
Чтобы стать равнодушным, нужно истребить в душе любовь. Но часто равнодушие является результатом повышенного сочувствия и заботы о других. Когда мы помогаем не душе человека, то есть его устремлению к Божественному, когда для нас помощь — лишь услаждение человеческих желаний и благополучия, тогда нам начинают мстить за нашу помощь, а сострадание нередко превращается в равнодушие.
Вывод прост. Чтобы не стать равнодушным, нужно уметь видеть Божественное в каждом человеке и помогать в первую очередь этому Божественному. И тогда мы будем в состоянии видеть, когда человеческой оболочке необходима помощь, когда она допустима и когда запрещена. Чтобы видеть Божественное в другом человеке, нужно научиться видеть Божественное в себе, а для этого в любой жизненной ситуации непозволительно отрекаться от любви, обесценивать ее, пытаться управлять ею.
ß
Это подготовка к любви
Моя дочка два года встречается с парнем.
Их роман полон шероховатостей: периоды хороших отношений сменяются периодами ссор, размолвок, взаимных упреков. Недавно после одной из ссор дочка серьезно спросила меня: «Папа, неужели это и есть любовь?» Сергей Николаевич, что бы Вы в таком случае ответили молодой девушке?
Я бы сказал так: «Дочка, это подготовка к любви. В любви побеждает тот, кто готов отдать гораздо больше, чем получить».
Любовь становится несчастьем для того, кто хочет только получать. Обиды, упреки, повышенная требовательность — это все потребительство. Если тебе что-то не нравится в любимом человеке, меняй его, воспитывай, но не убивай обидами. Недопустимо наказывать обидой или нелюбовью. Если девушке не нравится в молодом человеке жадность, или высокомерие, или ревность, то, поверьте мне, у нее в глубине души находится то же самое. Изменяя свой внутренний мир, мы изменяем внутренний мир близкого нам человека.
Недавно на лекции я получил записку. Прислал ее молодой бизнесмен.
«У меня полный развал в бизнесе, в делах. Любые попытки изменить ситуацию приводят к краху, — писал он. — Мне терпеть, как Вы советовали, или, может быть, посоветуете что-либо еще?»
Терпеть-то как раз и не надо, — ответил я. — Просто менять нужно в первую очередь не ситуацию, а себя. Если ваши желания не исполняются, значит, они ущербны. А ущербными они становятся, когда в них мало любви. Знаете, что такое уныние? Это неверие в себя. И если вы не верите в себя, значит, вы прекратите попытки что-то делать, то есть не будете выделять энергию.
Если вы не отдаете энергию, к вам не приходит любовь. Поэтому лень и уныние всегда связаны друг с другом. Помните сказку о двух лягушках, которые попали в молоко? Одна трезво оценила ситуацию, сочла ее безнадежной, сложила лапки и утонула, а вторая продолжала трепыхаться и сбила из молока масло, и сумела вылезти. Чем больше в нас любви к Богу, тем больше попыток мы можем делать в изменении себя и в изменении окружающего мира, и тем успешнее будут эти попытки.
Фарадей провел десять тысяч опытов, чтобы открыть закон электромагнитной индукции, превращения механического движения в электрическую энергию. Тысячи и тысячи раз в нем были унижены желания, а значит, концентрация на жизни, благополучии, а любовь, вера и оптимизм сохранялись. И когда значимость непрерывной любви оказалась намного весомее человеческой жизни и желаний, открытие стало возможным. А ведь вся современная цивилизация невозможна без электрической энергии.
Чтобы дерево не погибло, зерно должно быть чистым. Поэтому любое дело, которое мы начинаем с любовью и оптимизмом, имеет шанс на успех и развитие. То же самое происходит тогда, когда завязываются отношения. Насколько мы готовы жертвовать, заботиться, прощать боль, настолько наши отношения с близкими людьми становятся разнообразными и красивыми. Чтобы получить, сначала нужно что-то отдать, хотя бы на тонком плане. Эти истины просты. Но чтобы они реализовались, нужно любить и непрерывно пытаться сделать себя лучше.
ß
Одноразовая авиация: самые знаменитые боевые планеры
Тихие крылья смерти
Как известно, с сентября 1939 г. по май 1940 г. на Западном фронте продолжалась так называемая «странная война», что означало отсутствие активных боевых действий. Немцы «отсиживались» за своей линией Зигфрида. Французы и их британские союзники чувствовали себя в безопасности за линией Мажино, представлявшей собой мощную систему укреплений с опорой на могучие бетонные доты, состоявшие из нескольких этажей. Однако, накопив сил и сверстав планы, немцы все же приступили к ликвидации Западного фронта. Как и в Первую мировую решено было атаковать Францию через Бельгию — так можно было обойти линию Мажино с севера.
Впрочем, в Бельгии гитлеровцев ждали не менее серьезные фортификационные сооружения. На границе Бельгии и Нидерландов в середине 1930-х был сооружен форт Эбен-Эмаль. Гигантское каплевидное в плане сооружение было частью обороны города Льежа, а по соседству находился голландский Маастрихт. Защищенный стенами десятиметровой толщины, ощетинившийся десятками орудий калибра 60, 75 и 120 мм, форт держал под обстрелом огромную территорию, оборонял мосты через Альберт-канал и мог нанести серьезнейший урон наступающим силам вермахта. Мог, но не нанес. 10 мая 1940 г. на крышу форта сели несколько планеров DFS-230, из которых высадились 78 немецких десантников. Перебив охрану, они закидали форт специальной привезенной с собой взрывчаткой, используя вентиляционные шахты. Значительное количество орудий было выведено из строя. Судьба форта была решена. Через сутки его гарнизон, состоявший из нескольких сотен бельгийских солдат, сдался подошедшему немецкому подкреплению. Разгром форта открыл вермахту путь в центральную часть Бельгии, что приблизило капитуляцию Франции и бегство союзников из Дюнкерка.
Дерзкая операция с использованием планеров сделала это средство десантирования очень популярным. Планер давал возможность доставить группу десантников в заданную точку, в то время как при индивидуальном парашютировании бойцов частенько разносило ветром на по довольно большой площади. Кроме того, планер позволял взять с собой дополнительный груз, который парашютисты просто не могут тащить на себе. А легковооруженному десантнику дополнительное количество оружия и боеприпасов в бою ох как не помешает! И главное: планер — это все-таки не настоящий самолет, и он не рассчитывался на многократное использование, был прост и дешев в производстве. Квадратный в поперечном сечении фюзеляж DFS-30 варили из стальных труб и обшивали тканью, крыло имело частично деревянное, частично тканевое покрытие. Максимально планер мог взять на борт одного пилота, 9 десантников и еще 270 кг груза. Буксировался летательный аппарат обычно военно-транспортным Ju-52 и при взлете разгонялся на отбрасываемой колесной тележке. Посадка осуществлялась на специальную лыжу. Планер обладал высоким аэродинамическим качеством — 18, чему способствовали крылья огромного размаха — почти 22 м. Это обеспечивало значительную дальность автономного полета.
Воодушевленное успехом в Бельгии, гитлеровское командование решило использовать DFS-230 в первой в истории крупномасштабной воздушно-десантной операции по захвату острова Крит в мае 1941 г. Операция закончилась победой Германии, но потери воздушных десантников (высаживавшихся в том числе на 80 планерах) были столь велики, что Гитлер принял решение ничего подобного впредь не проводить. Теперь планеры использовались в основном не для десантирования, а для снабжения попавших в «котлы» частей, например, в городе Холм, окруженном Красной Армией в январе 1942 г. Планеры показали себя довольно уязвимым средством военно-транспортной авиации, многие были сожжены советским огнем при приземлении, однако в итоге немцы выстояли, а затем к маю, прорвав окружение, отбили Холм полностью, удерживая его до 1944 года. Стоит заметить, что в дополнение к DFS-230 в Германии был построен более тяжелый планер Gotha 242, который мог брать на борт полезную нагрузку до 3200 кг. Об этом летательном аппарате мы еще вспомним.
На планере за «Дуче»
Еще один «подвиг» планера DFS-230 связан с успешным освобождением из-под ареста итальянского диктатора Бенито Муссолини в сентябре 1943 года. Операция была осуществлена группой немецких десантников под командованием мастера диверсий оберштурмбаннфюрера СС Отто Скорцени. Немцы высадились на планерах в горном районе Гран Сассо и атаковали отель «Кампо императоре», где под арестом содержался «дуче». Дерзкая операция имела большой резонанс, но жизнь Муссолини продлилась ненадолго и особого военного смысла не имела. Все же стоит признать, что звездным часом планера DFS-230 стало его первое боевое крещение при захвате форта Эбен-Эмаль.
Немцы много экспериментировали с планерами, стараясь улучшить их функциональность. Для того чтобы избежать слишком пологой глиссады, во время прохождения которой летательный аппарат оказывался уязвимым для огня противника, тот же DFS-230 оснащался тормозным парашютом, позволявшим быстро переходить к посадке после пикирования. Для сокращения пробега и более точного приземления применялись пороховые ракеты, отстреливавшиеся против хода планера и тормозившие его. Также прорабатывались варианты планера-автожира. Таким экспериментальным аппаратом был Focke-Vachgelis FA225. Фактически это был тот же DFS-230, на который установили ротор от вертолета Focke-Vachgelis FA223. После отсоединения от буксирующего самолета, планер должен был совершать посадку на авторотации. Прототип был построен, испытан, но в серию не пошел, в частности из-за того, что ротор снижал скорость буксировки.
В завершение немецкой темы вспомним еще один, совершенно сумасшедший проект. Даже транспортные DFS-230 оснащали пулеметами для того, чтобы при посадке планер обладал хоть какой-то возможностью защитить себя. Это были либо MG-15 или хрестоматийные полевые MG-34. Но, разумеется, и в голову никому не приходило рассматривать десантно-транспортную машину как ударное средство. Но со временем немцы и до этого додумались. Всю вторую половину войны Германию постепенно разбивали в щебень налеты союзной авиации из-за Ла-Манша. Английские и американские бомбардировщики шли в формациях — «боевых коробках» и весьма успешно отстреливались от вражеских истребителей. Ситуация стала для немцев еще сложнее, когда, «коробки» стали эскортировать истребители типа P-51 Mustang, которые эффективно обороняли «бомберы» от самолетов люфтваффе.
Тогда фирма Blohm&Voss разработала планер-истребитель, получивший индекс BV40. Главная идея — летательный аппарат должен был быть очень маленьким, меньше любого боевого самолета. Так его приближение было бы сложно заметить. Длина фюзеляжа «крошки» составляла всего 5,7 м, размах крыльев — 7,9 м. Нос был оборудован бронекабиной, в которой пилоту приходилось лежать на животе, опираясь подбородком о специальную подставку. Остальная часть фюзеляжа и крылья делались из легких материалов. Вооружением состояло из 2-х 30-мм пушек и комплекта из 70 снарядов. Боевое применение мыслилось следующим образом. При подлете «коробки» бомбардировщиков один или даже два планера буксировались «Мессершмитом» (Bf109) на высоту 7000 м, откуда планер пикировал, атакуя «коробку» сверху. Небольшого запаса снарядов должно было хватить для уничтожения хотя бы одного «бомбера», после чего пилот уводил свой летательный аппарат к земле и совершал посадку на «лыжу». Однако повоевать с «Ланкастерами» и B-17 BV-40 так и не удалось. После в целом удачных испытаний от затеи отказались.
Полет рядового Райана
Если после «пирровой» победы на Крите Гитлер отказался от крупных воздушно-десантных операций, то союзники, напротив, возлагали на своих планеристов большие надежды. 6 июня 1944 г. в день «D» была, как известно, совершена высадка англо-американо-канадских войск в Нормандии. Основные силы прибыли к нормандским пляжам морем, но морскому десанту предшествовал воздушный. Союзное командование опасалось, что вермахт за счет маневрирования резервами сумеет еще до захвата обширных плацдармов на берегу сбросить десант в море. Задачей парашютистов было помешать этому и дезорганизовать тыл обороняющихся на берегу гитлеровцев. Воздушные десантники должны были перерезать коммуникации противника, захватывать мосты и высоты, поражать боевую технику врага. Понятно, что без транспорта и артиллерии такая задача была бы не под силу легковооруженным бойцам. Поэтому часть десантников, а также джипы и 75 мм гаубицы для борьбы с бронетехникой были отправлены через Ла-Манш на планерах. Всего было задействовано 847 планеров, в частности использовался британский аппарат Airspeed Horsa, но главную роль сыграл знаменитый «американец» WACO CG-4, который уже успел поучаствовать в высадке на Сицилии. Первоначально предполагалось вообще обойтись без индивидуального парашютирования и ради обеспечения концентрации личного состава и вооружений в пункте высадки перевезти и оружие, и десантников на планерах. Но испытания в условиях, близких к реальным, показали, что в этом случае можно было ожидать больших человеческих потерь, поэтому планеры использовали в основном для перевозки техники, хотя и части десантников тоже (и без жертв при посадке не обошлось — потери составили 11% личного состава).
Длина аппарата составляла 14,8 м при размахе крыльев 25,5 м. В аэродинамическом качестве американский планер уступал немецкому DFS-230 (12 против 18) и также в отличие от «немца» не был вооружен. Максимальная взлетная масса составляла 3400 кг, максимальная скорость — 241 км/ч. Обычно планер буксировалcя военно-транспортным самолетом С-47. Как и у немцев летательный аппарат был простым и дешевым. Каркас фюзеляжа сваривался из стальных трубок, поверх металлического «скелета» натягивалась ткань. Пол планера был деревянным, для прочности он был выполнен в виде сотовой (ячеистой) конструкции. Загрузка производилась через носовую часть, при поднятой вверх пилотской кабине.
Надо отдать должное героизму англо-американских десантников: простота и дешевизна, а также необходимость экономить вес — все это делало WACO CG-4 малокомфортным и очень небезопасным средством передвижения по воздуху. Внутри планера стоял дикий рев от двигателей буксирующего самолета, дополняемый грохотом зенитных орудий, внутрь задувал ветер и затекали капли дождя, а ведь нужно было еще приземлиться и остаться в живых, а потом вступать в бой. Некоторые планеры были обречены еще в воздухе, когда вражеская пуля с земли убивала пилота. Тем не менее «рядовые Райаны» сыграли большую роль в успехе Нормандской операции, и первый населенный пункт на французской земле — городок Сен-Мер-Эглиз был освобожден именно воздушными десантниками.
Рождество слишком далеко
Вдохновленное успехом нормандской высадки, три с половиной месяца спустя союзное командование решилось на еще одну крупную воздушно-десантную операцию под кодовым названием Market Garden («Огород»). Суть ее состояла в том, чтобы высадить в занятой немцами Голландии англо-американо-польский десант, который разом захватил бы все мосты через крупные реки, устья которых сходятся как раз на территории Нидерландов. Самой дальней целью был мост через Рейн в городе Арнем. Если бы все удалось, как было задумано, подошедшие сухопутные войска могли бы разом пересечь все серьезные водные преграды на пути к сердцу Германии и недели через две-три (как мечтал английский фельдмаршал Монтгомери) взять Берлин. К Рождеству американские и британские солдаты уже рассчитывали вернуться домой.
По масштабам операция превышала воздушную фазу нормандской высадки. На территорию Голландии с неба спустились три воздушно-десантные дивизии и одна польская бригада. Примерно 20 тысяч бойцов десантировались на парашютах на парашютах, еще 14 тысяч — плюс джипы и орудия — на планерах (в основном WACO CG-4, всего более 2000 планеров). Замысел был сколь смелым, столь и авантюрным. Часть задач была выполнена, а батальону английских десантников даже удалось занять оборону в районе моста через Рейн в городе Арнем. Они неделю сражались с численно превосходящим врагом, но, в конце концов, не дождавшись подхода сухопутных сил сложили оружие. Немцы вцепились железной хваткой в Арнем и удерживали его до 1945 года. Рождества дома не получилось. А в 1977 г. о неудачной операции был снят замечательный батальный фильм «Мост слишком далеко», где главные роли исполняли такие суперзвезды, как Шон Коннери и Энтони Хопкинс.
Гробовщики угробили
Последнее крупное выступление боевых планеров состоялось в ходе Рейнской операции 24 марта 1945 г (Operation Varsity). Смысл операции заключался в форсировании Рейна и создании плацдармов на его правом берегу. Для высадки двух дивизий было задействовано 900 американских WACO CG-4 и 420 британских, среди которых были как уже упомянутые Airspeed Horsa, так и супертяжеловесы General Aircraft Hamilcar, способные поднимать до 8 тонн полезной нагрузки (например, легкий танк). Это была самая крупная в истории единовременная (в Голландской операции участников было больше, но она развивалась поэтапно) высадка воздушного десанта. Армада планеров шла в сопровождении истребителей и уже не подвергалась такой опасности, как прежде. Операция завершилась убедительной победой союзных войск.
Планер WACO CG-4 стал настоящим героем сражений на Западном фронте в конце войны. Всего их было построено без малого 14 тысяч экземпляров, а в производстве его принимало участие 16 субподрядчиков. Впрочем, судьба этого летательного аппарата могла сложиться и не столь удачно. В августе 1943 года один из субподрядчиков в Сент-Луисе задумал устроить шоу с демонстрацией планера. К этому времени WACO уже успел поучаствовать в высадке на Сицилии; до Нормандской операции оставалось меньше года. В присутствии зрителей мэр Сент-Луиса и другие почетные гости поднялись на борт планера и самолет отбуксировал машину в небо. Через некоторое время у планера неожиданно отвалилось крыло, и он рухнул на землю, убив всех, кто находился внутри. Скандал был ужасным, рассматривались версии саботажа, однако в конце концов выяснилось, что виной всему был бракованный болт — его поставил субподрядчик, чьей основной специализацией было производство гробов. Кстати, «летающий гроб» было в армии одним из прозвищ WACO CG-4.
К полюсу с миром
В Советском Союзе военные планеры разрабатывались и строились, например А-7, Г-11, КЦ-20, однако, так сложилось, что крупных воздушно-десантных операций с их использованием наше командование не проводило. Есть сведения, что 75 планеров готовили для участия в форсировании Днепра в 1943 г., но точно не известно, были ли они использованы. Планеры применялись в основном для снабжения партизанских групп. Кроме того, в советском арсенале не было тяжелых планеров для перевозки средних размеров боевой техники (типа General Aircraft Hamilcar). Созданием такого планера озаботились уже после войны, когда конструкторское бюро Яковлева построило ммашину Як-14 «по мотивам» трофейной Gotha 242. Планер мог поднимать до 6750 кг груза или брать на борт 35 десантников. Як-14 выпускали с 1948 года, но в военных целях он уже, конечно, не использовался. Главным «делом жизни» этого тяжелого планера стала доставка техники (например, бульдозеров) на дрейфующие полярные станции. В 1950-е годы интерес к использованию планеров в войсках угас повсеместно.
Свежие комментарии