Ежегодно 22 августа в России отмечается День государственного флага. Этот праздник появился в календаре в 1994 г. после того, как главным флагом страны вновь стал бело-сине-красный триколор. В преддверии памятного дня «Мосгортур» проштудировал исторические книги флаговедов из фондов музея-панорамы «Бородинская битва» и осмотрел раритетный стяг Николая II в Музее русского зарубежья.
От Древнего Рима до наших дней
Флагами, вымпелами и штандартами, их историей и принципами создания занимается целая наука — вексиллология. Название происходит от латинского «vexillum» — так в Древнем Риме называли матерчатый знак, имевшийся у каждой манипулы или турмы легиона со времён республики (VI — I вв. до н. э.). Дословный перевод — «маленький парус», потому что вексиллум представлял собой четырёхугольный кусок цветной материи, который крепился к древку с помощью горизонтальной перекладины. На ткань наносили номер или знаковый символ подразделения. Вексиллумы помогали легионерам определить своё место на поле боя, а также использовались как сигнал для манёвра (например, «начать движение»).
Первым в истории государственным знаменем считается «лабарум», появившийся в IV в при римском императоре Константине — тот же вексиллум с добавленной над ним монограммой имени Иисуса Христа.
В Российской империи одну из первых попыток обобщить историю отечественных флагов предпринял в 1865 г. помощник директора Оружейной палаты Лукиан Яковлев, а одним из основателей русской вексиллологии, благодаря своим работам начала XX в., считается историк-геральдист Пётр Белавенец.
Наука о флагах вышла на новый уровень, когда 3 сентября 1967 г. в Цюрихе была организована Международная федерация вексиллологических ассоциаций. В 2003 г. 59-м членом этой организации стала Россия в лице Российского центра флаговедения и геральдики.
Сейчас самыми популярными цветами, используемыми в национальных флагах, являются красный (есть на флагах 155 стран), белый (144) и жёлтый (102).
Занимательная этимология
Слова «флаг» и «знамя» лишь на первый взгляд кажутся синонимами, их отличие в том, что флаги массово тиражируются, а знамёна существуют в единственном экземпляре, например, «знамя полка». Однако раньше названий для этого символа в русском языке было больше — как и в Древнем Риме, эти слова пришли из военной сферы.
Первым был «стяг», который встречается уже в «Повести временных лет» начала XII в., а к концу столетия в «Слове о полку Игореве» к стягу присоединилась «хоругвь» — это слово имеется во многих славянских языках.
Со временем на флагах стали появляться священные образы, и в письменных источниках с XIV в. появилось новое обозначение — «знамение» или «знамя».
С появлением на русской службе иностранцев в употребление вошли «прапор», «штандарт», «вымпел» и «флаг», причём два последних первоначально употреблялись только на флоте.
Не было недостатка и в словах, обозначающих знаменосцев. Сначала был «стяговник», затем появился «знаменщик». Довольно долго в русской армии существовали такие воинские звания, как «хорунжий» (от «хоругвь»), «прапорщик» и «корнет» (от французского cornette — «штандарт»).
Самым неожиданным словом с флажной этимологией можно назвать «бандероль» (от французского banderole — «флажок») — так называли вымпел в виде продолговатой узкой ленты. Современное значение термин приобрел благодаря ленте со знаками почтового сбора, которой обматывали посылки.
Чехарда с триколорами
Более-менее полные сведения о российских флагах можно найти, начиная с царствования Петра I, с его именем связывают появление бело-сине-красного триколора, хотя первый известный флаг такой расцветки был замечен еще при его отце — царе Алексее Михайловиче.
По его воле в 1667-1669 гг. голландские мастера построили фрегат «Орёл» — первый русский парусник западноевропейского типа, для сопровождения купеческих караванов из Персии на Русь и обратно.
Среди необходимых материалов для строительства голландцы попросили ткань для флага, пояснив «… а цветами те все киндяки (прим. — вид ткани) как великий государь укажет; только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».
Присланный материал был «черчатого (прим. — красного), белого и лазоревого (прим. — синего)» цветов. Как эти цвета были скомбинированы на корабельном флаге, неизвестно — дойдя до Астрахани, «Орёл» был захвачен бунтовщиками Степана Разина и, по одной из версий, сожжён из-за сложности в управлении.
Как бы там ни было, Пётр Алексеевич вернулся к этим цветам в 1693 г. Тогда на его флагмане «Святой Пётр» был поднят «флаг царя Московского» — бело-сине-красный триколор с золотым двуглавым орлом посередине. Сохранился и сделанный Петром рисунок триколора без орла.
Вскоре этот флаг появился на всех торговых судах России, а флагом военно-морского флота стал бело-синий Андреевский крест. Поскольку иностранцы видели торговые корабли куда чаще, чем военные, коммерческий триколор стал восприниматься за границей как российский национальный флаг. (Забегая вперёд, в 1848 г. на панславянском конгрессе в Праге эта гамма была объявлена панславянской и со временем появилась на флагах Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории и Чехии, а Болгария взяла российский флаг, заменив на нём синюю полосу зелёной).
Пётр составил более 30 морских флагов, в их числе был и царский штандарт 1709 г. — на золотом фоне чёрный двуглавый орёл, держащий карты Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей, выход к которым Россия тогда имела.
При Елизавете Петровне штандарт трансформировался в коронационное знамя — орёл и золотой фон сохранились, карты морей пропали, но добавились гербы земель и территорий, упоминавшихся в титулатуре императрицы.
С петровских времён в каждой сфере использовались предписанные для этого флаги. Первым узаконил появление общегосударственного стяга Александр II, утвердивший в 1858 г. триколор «гербовых цветов» — чёрного, жёлтого и белого. Однако порядка от этого больше не стало.
Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль сокрушался:
Следующий российский самодержец, Александр III, в 1883 г. утвердил в качестве национального бело-сине-красный триколор, но при этом не отменил чёрно-жёлто-белый, который приверженцы монархии и сейчас считают своим.
Попытка объединить в одном флаге «имперские» цвета с общегражданскими была сделана при Николае II: с началом Первой мировой войны появился триколор с двуглавым орлом на золотом фоне в верхнем углу у древка, но стать национальным символом уже разобщённой страны этот флаг не успел.
Флажный этикет
Существует целый флажный этикет, которому следуют в большинстве стран мира, хотя он нигде не зафиксирован. Например, поднятый флаг не должен касаться земли и вообще того, что находится ниже полотнища. Чтобы этого не случилось при спуске флага, его подхватывает один из участников церемонии.
Во многих странах принято спускать флаг на ночь, исключение — ряд правительственных зданий. В нашей стране их перечень прописан в Федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации».
Там, где флаг поднят и ночью, он должен быть хорошо освещён. А вот скорость спуска и подъёма государственного флага может разниться от страны к стране: в России принято делать и то, и другое степенно, а, например, в США флаг должен спускаться медленно, но «взлетать» при подъёме.
Во время траурных церемоний флаг никогда не опускают в могилу, а передают близким покойного. Также в знак траура флаги приспускаются на флагштоках.
Государственные флаги компонуются для горизонтального расположения. Вертикальная позиция возможна в некоторых случаях, однако четыре страны — Бразилия, Пакистан, Саудовская Аравия и Шри-Ланка – запрещают вывешивать их флаги таким образом. Некоторые страны, например, Лихтенштейн, Словакия и Словения, имеют специально скомпонованные вертикальные флаги.
Поскольку катализатором появления флагов было развитие военного и торгового флота, множество флажных ритуалов сохраняются в этой области. Так, стоящие на рейде корабли ВМФ ежедневно проводят церемонию спуска и подъёма флага в присутствии всего экипажа. На российском флоте в будни флаг поднимают в восемь утра, по выходным и праздничным дням — в девять, опускают — с заходом солнца, а в условиях полярной ночи время спуска определяет командующий флотом.
Всё реже встречается взаимный салют при встрече кораблей в море, при котором флаг опускают на треть флагштока. По традиции гражданские суда первыми салютуют военным, а при встрече двух военных кораблей очерёдность определяется их рангом. Сегодня обычай отмирает, а вот в эпоху парусного флота какой-нибудь линкор мог преподать урок вежливости нерасторопному торговцу пушечными залпами.
Зато сохраняется так называемый «салют нации», когда военный корабль, заходя в иностранный порт, даёт 21 приветственный выстрел в зоне видимости флага другого государства. Этот ритуал известен со времён парусных фрегатов, которые, как правило, несли 40-пушечное вооружение. Тогда «салют нации» давался всеми орудиями одного борта поочерёдно, а поскольку его начинала и заканчивала одна и та же пушка, в сумме получался 21 выстрел.
На Русском Императорском флоте артиллерийский салют приветствовал не только иностранные порты, но и членов императорской фамилии, а также командующих высокого ранга. В пределах видимости штандарта императора или императрицы русские корабли давали 31 выстрел, наследников престола приветствовали 25 раз.
Свежие комментарии