Геометрия Великой пирамиды: образ вечности
За последних полторы сотни лет пирамиды Гизы были многократно измерены, тщательно изучены и описаны. Тем не менее, до сих пор мы не смогли разобраться даже с такими , казалось бы, очевидными вещами, как система измерений древних египтян.
Считается, что основной единицей длины во времена строительства пирамид был локоть, равный примерно 20.62 дюйма (52.37 см). Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь – на 4 пальца. Можно было бы ожидать, что геометрические размеры пирамиды и внутренних помещений должны измеряться в целых единицах – в локтях, ладонях или хотя бы пальцах. Но в действительности это не так: основание пирамиды, хорошо сохранившееся и тщательно измеренное, составляет 9068 дюймов или 439.76 локтей, то есть 439 локтей 3 ладони плюс 1/4 пальца. Другие измерения дают аналогичные результаты, за исключением размеров главного внутреннего помещения – “Камеры Царя” (KC).
Согласно измерениям Петри, ширина KC составляет 216.15 дюйма, длина – 412.3 дюйма, высота – 230 дюймов. Предполагается, что ширина и высота, измеренные в локтях, должны быть равны соответственно 10 и 20; а высоту камеры многие исследователи считают равной ~11.18=10*Ö5/2 локтей. Величину Ö5/2 обычно связывают с “золотым сечением” Ф=1.618=(1+Ö5)/2; ее легко получить, приняв диагональ параллелепипеда с основанием 10×20 равной 25 (рис.1); при этом диагональ меньшей из боковых сторон параллелепипеда равна 15.

Но вернемся к измеренной величине основания пирамиды, равной 9068 дюймов. Если считать, что основание отмерялось тем же самым измерительным инструментом, что и внутренние камеры, длина основания составила бы 439.87 локтей. Эта величина близка к 440, так что можно было бы считать разницу в 0.13 локтя строительной ошибкой. Но точность сооружения настолько велика, что разница между длинами сторон основания меньше предполагаемой ошибки.
Петри, считал, что древние строители ввели специальную поправку к базовому числу 440, чтобы достичь величины, более близкой к 1/2 длины окружности, диаметр которой равен высоте пирамиды, то есть 280 локтей. Теоретически, такая поправка должна была составить 440-280/2*pi=0.177 локтя или примерно 1 ладонь 1 палец при “точной” длине сторон основания 439.823 локтя. Петри не заметил, однако, одной детали, которая может иметь важное значение: если стороны основания равны 439.823, то диагональ составит 622.0036 локтя. Вполне возможно, что, как и в случае с высотой Камеры Царя, архитекторы выразили в целых числах не сторону, а диагональ! Тем более, что длина стороны горизонтального сечения пирамиды на уровне KC равна 311=622/2 локтя.
Число 311 может подсказать, откуда древним египтянам удалось узнать настолько точное значение pi: не исключено, что они просто измерили с высокой точностью длину окружности диаметра D, получив число pi как соотношение между длиной окружности и ее диаметром. Вспомним, что слово “геометрия” в переводе с греческого означает измерение земли, а древние египтяне с давних пор были искусными землемерами.
Джон Легон утверждает, что соотношение 22/7 как приближение к числу pi имеет “естественный” характер, связанный с системой измерений древних египтян, в которой которой базовая единица, локоть, делилась на 7 ладоней. Действительно, длина окружности диаметром 1 локоть=7 ладоней равна приблизительно 22 ладони. Аналогично, диагональ квадрата со стороной 10 локтей=70 ладоней составляет приблизительно 99 ладоней. Кроме того, как будет показано ниже, длина окружности, описанной вокруг квадрата со стороной 10 локтей, очень близка к 311 ладоням.
Проверим, насколько точны эти приближения.
1. Длина окружности диаметром 10 локтей=70 ладоней
l=pi*d=pi*70=219.915~220
e=0.04%

Возможно, древние египтяне смогли обнаружить расхождение в 0.09 ладони =0.6 см, измеряя окружность длиной примерно 16.5 метра .
2. Диагональ квадрата со стороной 10 локтей = 70 ладоней
d=sqrt(2)*70=98.995~99
e=0.005%

На этот раз ошибка составляет 0.005 ладони или 0.03 см . Но в данном случае обнаружить погрешность проще, поскольку измеряется прямая линия.
3. Длина окружности, описанной вокруг квадрата со стороной 10 локтей=70 ладоней
l=pi*d=pi*a*sqrt(2)=pi*70*sqrt(2)=311.0018~311
e=0.0005%

Теперь требуется измерить погрешность в 0.0018 ладони, что составляет всего лишь 0.013 см, при общей длине окружности 23.3 м . Можно с уверенностью предположить, что древние египтяне не могли измерять кривые с точностью до 0.0005%, следовательно, они вполне могли считать, что представленное построение есть точное решение задачи “квадратуры круга”. Следует отметить, однако, что в выражение входит иррациональное число sqrt(2); если вместо него использовать приближение 99/70, то число pi может быть выражено в виде 311/99=3.141414, что дает относительно большую погрешность вычисления.
4. Диагональ квадрата со стороной 99 ладоней
d=sqrt(2)*99=140.0071~140
e=0.005%

Интересно, что ошибка в данном случае равна по величине, но обратна по знаку ошибке из п.2, так что (99/70+140/99)/2=1.414214 дает приближение к корню квадратному из двух с точностью вплоть до девятого знака!
Предположим, древние египтяне хотели создать пирамиду, периметр основания которой был бы равен длине окружности радиусом в высоту пирамиды. Высота пирамиды берется равной 280=4*70; в основание кладется квадрат с диагональю 622=2*311. При этом периметр основания p=4*2*311/sqrt(2); а длина окружности l=2*280*pi=2*4*70*pi=2*4*311/sqrt(2) согласно п.3 .
Таким образом p=l , – требуемое условие достигнуто: периметр основания равен 1759.282=2488/sqrt(2), а длина круга составляет 280*pi=1759.292, что соответствует 2488/sqrt(2) c погрешностью менее 0.0005%.
Отметим, что архитекторы пирамиды таким образом обошли проблему иррациональнсти sqrt(2). Если бы пирамида проектировалась с другими базовыми параметрами, например, с шириной основания a=400 локтей, то высоту пришлось бы вычислять по формуле h=4a/pi~4*400/(70*sqrt(2)). Чтобы избежать иррациональности в конструируемых измерениях, архитекторы просто ввели ее в исходные данные, положив a=622/sqrt(2).
Таким образом, строители планировали площадку, измеряя диагонали, а не стороны. Это позволило к тому же контролировать положение центра, что представляется немаловажным для решения практической строительной задачи сведения граней в вершине пирамиды. Малейшее отклонение от центральной оси пирамиды могло бы вылиться в катастрофическую строительную ошибку; измеряя диагонали и отслеживая точку их пересечения, а также равенство боковых сторон, строители имели возможность безошибочно отслеживать положение углов относительно центра.

Чтобы убедиться в том, что древние архитекторы руководствовались подобными построениями, достаточно еще раз взглянуть на внутреннее устройство пирамиды. Стеккини заметил, что главная камера пирамиды (Камера Царя, KC) находится на такой высоте над поверхностью, на которой площадь горизонтального сечения пирамиды вдвое меньше площади основания (рис.4).

Иными словами, камера расположена на высоте, равной Hkc=Hp(1-1/sqrt(2)). Согласно п.2, эта высота должна составить 280-99*2=82 cu, фактическая измеренная величина равна 82.08 локтей дает погрешность не более 4.5 см . Далее, Легон показал, что положение и наклон верхних и нижних шахт можно с большой точностью связать с простой геометрической конструкцией, основанной на трех квадратах со сторонами 198 локтей (см.рис.5). В частности, горизонтальное сечение пирамиды в точках выхода верхних шахт составляет 198=99*2 локтей.

Назначение шахт внутри пирамиды до сих пор неизвестно. Модную в прежние времена теорию о том, что шахты могли использоваться для вентиляции усыпальных камер (?), теперь сменяют различные астрономические подходы. Действительно, можно связать ориентацию шахт с различными звездами. В соответствии с ритуалом, две части души, Ка и Ба, должны были бы соединиться, чтобы душа обрела бессмертие.
Древние египтяне представляли Ка и Ба в виде птиц с человеческими головами, живущих в небесах среди незаходящих вечных звезд Севера и созвездий Юга. Но звезды севера и юга заглядывают в шахты неодновременно; если бы древние египтяне считали, что Ка или Ба нуждаются в шахтах, чтобы добраться до образа Рен (статуи или мумии), им пришлось бы придумать какие-нибудь силки, чтобы удержать птичку, прилетевшую первой, до появления второй. Судя по всему, Ка и Ба должны были соединиться вне Рен; впрочем, у нас слишком мало фактов о религии и верованиях Древнего Царства, чтобы что-либо утверждать. Важно, что ни в одной другой пирамиде или захоронении подобных шахт не обнаружено.
Как бы то ни было, геометрическая интерпретация шахт существует и выглядит, на наш взгляд, достаточно убедительно. Возможно, эта геометрия каким-то образом отображает астрономические воззрения древних египтян; если так, то архитекторам безусловно удалось связать воедино космологию и геометрию “звездных” или “вентиляционных” шахт.
В целом, основные параметры внешней и внутренней структуры пирамиды характеризуются величинами и построениями, представленными на рис.6 и в таблице 1:

Точный уровень Камеры Царицы (QC) установить достаточно сложно, поскольку полы в камере отсутствуют. По некоторым предположениям, первоначально камера была устлана деревянными полами. В горизонтальном коридоре, ведущем к Камере Царицы, имеется ступенька высотой в 1 локоть (52.23см); таким образом, уровень пола QC должен был составлять от 40.5 до 41.5 локтей. Учитывая, что уровень верхней камеры составляет 82 локтя, можно предположить, что пол в QC, скорее всего, находился на высоте 41 локоть от поверхности, что составляет точно 1/2 высоты KC.

Уровень входа в пирамиду, согласно данным Петри, находится на высоте 668.2 дюйма или 32.4 локтя от поверхности. Эта величина очень близка по значению к 32.5=82-99/2 локтей. Возможно, дробь 99/2 как-то связана с углом наклона пассажей 1:2. На рис. 7 представлен фрагмент устройства пирамиды: видно, что положение входа и нисходящего пассажа в целом “привязано” к восходящему пассажу и к уровню KC.

Нижняя подземная камера расположена на глубине 57.8 локтей ниже уровня поверхности. Возможно, строители намеревались разместить эту камеру на глубине 58 локтей, на 99 лк ниже уровня QC.
Ясно, что все здесь представленные построения и расчеты – лишь возможное и далеко не полное решение небольшой части огромной головоломки под названием “Великая Пирамида”. И все же, весьма вероятно, что древние строители в самом деле выбрали основные измерения пирамиды равными 622 к 280, чтобы придать ей свойства “квадратуры круга”. Круг олицетворяет вечность, солнце, Ра. Древнеегипетский символ вечности, Шен, представляет собой кольцо с перекладиной внизу:

Происхождение символа Шен неизвестно. Считается, что в додинастические времена Шен представлялся в виде веревочной петли с узлом посередине. В более поздние периоды Шен можно увидеть в руках птицы-души Ба, подлетающей к умершему. На фотографии знаменитого амулета из гробницы Тутанхамона, сокол-Гор держит в лапах символы Шен. Имена богов и фараонов вписывались в овальные рамки (Шену) , это тоже форма Шен.

Квадрат символизирует материю, землю, четыре стороны света и четырех сыновей Гора. Круг вечен, цикличен, но в нем отсутствует направление, любое движение по кругу равносильно отсутствию движения. Квадрат, напротив, вводит систему координат, его направления и углы точны и совершенны. “Пробный камень” имеет форму квадрата; он предназначен для проверки точности углов и измерений. Квадрат – символ истинности и благородства, проявляющихся в материальном плане. Кроме этого, квадрату свойственна симметрия, которая есть проявление гармонии и красоты.
Что же означало это стремление древних архитекторов выразить через квадрат основания измерение круга? Хотели ли они символически придать таким образом материи вечность? А может быть, пирамида – это пробный камень инициации духом? Или знак кругового огня, который дарит Ра? Увы, сегодня мы можем только гадать, бросаясь из крайности в крайность, то полностью отрицая какой-либо символизм пирамиды, кроме погребального ритуала, то погружаясь в туман эзотерических изысканий, то принимаясь за создание техногенных фантастических мифов о пришельцах из далекого космоса.
Великая Пирамида – знак вечного движения. Стремительно проносящиеся по ее огромной поверхности тени от облаков делают пирамиду живой. В древние времена, когда пирамида сверкала в лучах солнца, это было поистине фантастическое зрелище: восходы и закаты окрашивали пирамиды в удивительные цвета. Солнце садилось за горизонт, но на протяжении четырех минут после заката оно продолжало освещать верхушку пирамиды. Чтобы пирамида скрылась из виду, нужно было удалиться от нее на расстояние свыше 40 километров…
С восточного берега Нила, погруженного в вечернюю мглу, пирамиды продолжали сверкать в лучах солнечного света. Не потому ли Великую Пирамиду в древних легендах называли гнездом Бенну, египетской птицы-Феникса? Цивилизации рождаются и умирают, но Великая Пирамида по-прежему стоит на плато Гиза, как символ вечного возрождения и вечного стремления человека приблизиться к истине, чего бы это не стоило. (А. Темаров)
-
Саккара: как меняется пирамида Джосера
Музей Импхотепа
Музей на территории комплекса открылся совсем недавно. Привлекает внимание барельеф, на котором изображена технология изготовления емкостей.

Считается, что таким способом и изготовлены каменные сосуды, стоящие рядом на полках (похоже, предметы – из Саккарской коллекции).







У бронзовых инструментов датировка не указана. А вот бронзовый сосуд сопровождает надпись, что он найден в могиле сановника V династии. Выходит, в Древнем Царстве уже знали бронзу?!.


Пирамида Джосера
За последние пару лет, в результате ведущегося здесь строительства, пирамида заметно преобразилась.


В значительной степени выстроена облицовка на южной стороне. Бревен, торчавших из кладки на восточной стороне, уже почти не видно.


Но что самое печальное: готовится к застройке и участок древнего ремонта (северный край восточной стороны см. Удивительные атефакты и сооружения египетской Саккары) – его явно собираются закрыть облицовкой.


Скоро будет полный диснейлэнд… (А. Скляров)


Что могло послужить причиной строительства первой пирамиды Египта
Центральным объектом Саккарского комплекса является Ступенчатая пирамида, авторство которой приписывают Джосеру – фараону III династии. Она считается первой пирамидой, построенной в Египте.
По мнению историков, пирамида строилась в несколько этапов. И прежде всего была создана не пирамида, а мастаба. В дальнейшем сбоку к начальной мастабе пристраивались наклонные ряды каменной кладки, а сверху водружались следующие ярусы.

Вот, например, как представлено поэтапное возведение Ступенчатой пирамиды в книге В.Заморовского «Их величества пирамиды»:
«Когда Джосер решил строить гробницу из нетрадиционного материала, он еще избрал для нее традиционную форму. Сначала он повелел строить ее как обычную мастабу с квадратной горизонтальной проекцией со сторонами 63 м и высотой 9 м; ее ядро из известняковых блоков местного происхождения он приказал обложить отшлифованными плитами из более тонкого известняка, добытого в каменоломнях на противоположном берегу Нила. (Возможно, он и не выбирал этот тип гробницы, ибо не исключено, что строилась она еще для его предшественника, а сам Джосер при вступлении на трон лишь присвоил его мастабу.) Во второй фазе Джосер приказал увеличить свою гробницу со всех четырех сторон на 4 м; должно быть, она показалась ему тесной, хоть и превышала все мастабы предыдущих царей. В третьей фазе он повелел продолжить ее на 10 метров в восточном направлении, так что она приобрела форму прямоугольника; эта пристройка, очевидно, отводилась под молельню или под камеры с погребальной утварью. Только в четвертой фазе гробница стала превращаться в ступенчатую пирамиду: на прежнюю постройку, расширенную примерно на три метра, Джосер велел поставить три террасообразные крышки высотой 40 метров. Но и эти размеры, до той поры невиданные в египетском строительстве, Джосера не удовлетворили. В пятой фазе он приказал эту (теперь уже четырехступенчатую) мастабу, или пирамиду, заново расширить, на этот раз с западной и северной сторон, и, кроме того, добавил еще две ступени наверху. В шестой и последней фазе постройка еще несколько увеличилась за счет дополнительной обкладки стен плитами турского известняка на северной, восточной и южной сторонах».
Количество этапов и порядок поэтапного строительства несколько отличаются у разных авторов, хотя и не очень сильно. И обычно приводится «классическое» доказательство постепенной достройки – вид кладки пирамиды с южной стороны.
С южной стороны видно, что такая достройка имела место на самом деле. И вроде бы просматривающиеся слои вполне соответствуют приведенному описанию. Но… Что считать самой первой постройкой?..
Египтологи считают таковой мастабу в девять метров высотой. Однако при этом забывают упомянуть один «маленький» нюанс. Внутренняя кладка и даже внешняя облицовка этой девятиметровой мастабы резко отличаются от самых нижних ее рядов. И лучше это заметно не с южной, а с восточной стороны пирамиды. Здесь видны несколько рядов из довольно крупных и очень хорошо обработанных блоков известняка, которые уложены без какого-либо раствора. Стиль и качество кладки этих рядов абсолютно не соответствуют всей остальной Ступенчатой пирамиде.

И вот поверх (и сбоку) этих нескольких рядов очень качественной кладки вдруг пристраивается абсолютно небрежная халтурная кладка из грубых камней на глиняном растворе! Неужели Джосер вдруг решил, что хорошая постройка ему уже не нужна?.. Или его строители внезапно все чем-то заболели и потеряли навыки обработки камня и качественного строительства?..
Все указывает, скорее, на то, что они никогда и не умели этого делать! Просто строили Ступенчатую пирамиду как умели и могли поверх более качественного и более древнего сооружения, которое досталось им в наследство от цивилизации древних «богов», правивших Египтом тысячи лет ранее!..

Наиболее показателен в этом отношении северный край этой начальной постройки. Здесь на очень малом участке сразу несколько видов кладки. К качественной древней кладке сбоку пристроен участок из таких же блоков, но уложенных уже не столь тщательно – просто в виде поленицы. Видимо, ко временам Джосера начальная постройка была уже частично разрушена, и рабочие просто сложили «поленицей» валявшиеся рядом блоки, которые ранее составляли разрушенную часть. Но ровные блоки быстро кончились, и строители (которые не могли изготавливать столь же качественные блоки!) начали использовать просто грубо обработанные крупные камни. Однако, подъем на серьезную высоту таких камней представлял для них немалую проблему, и выше идет кладка уже из мелких камней на глиняном растворе. Из таких же камней сложен и самый правый участок кладки, пристроенной явно позднее в процессе расширения сооружения.
Такое объяснение столь странного участка представляется гораздо более логичным, чем вариант быстрой утраты навыков и мастерства строителей непосредственно в ходе строительства…
К сожалению, в последние годы Ступенчатую пирамиду активно «реставрируют», закрывая ее снаружи уже современной кладкой. Останется ли после подобной «реставрации» виден описанный участок разной кладки как и сам древний бункер, неизвестно. Но если ориентироваться на то, в каких масштабах ведется строительство, то вряд ли…
Судя по всему, основную верхнюю часть пирамиды действительно строили при Джосере – технологии этой части вполне соответствуют возможностям египтян того времени. Вполне возможно и то, что Ступенчатая пирамида является первой пирамидой, построенной фараонами (но вовсе не самой первой египетской пирамидой).
Похоже также, что именно с Джосера началось не просто использование древних пустующих сооружений, но и их переделка. Что именно могло подтолкнуть фараона на это?..
Возможно, ответ на этот вопрос связан с весьма загадочной и уникальной коллекцией каменных чаш и сосудов, которая была найдена во внутренних помещениях Ступенчатой пирамиды и которая удивляет не только громадным количеством найденных экземпляров (порядка 35 тысяч штук!), но и следами высоких технологий, использовавшихся при изготовлении по крайней мере части из них. Это собрание предметов ныне известно под названием «Саккарской коллекции» и хранится в разных музеях мира.

Саккарская коллекция датируется египтологами периодом I-II династии. Выбор такой датировки, скорее, вынужденный, поскольку в додинастический период у египтян не было вообще сколь-нибудь развитых технологий обработки камня, а найдена эта коллекция непосредственно в подземных коридорах Ступенчатой пирамиды, относимой к фараону III династии.

Поверхности сосудов с круговой симметрией требуют для своего создания как минимум токарных станков и резцов, способных обрабатывать твердый камень. Однако в коллекции есть, например, сосуды с так называемыми эквидистантными стенками, то есть со стенками, везде имеющими одинаковую толщину. Как и чем в таком случае выбирался материал внутри сосуда, имевшего при этом весьма узкое горлышко?.. Да еще и так, чтобы внутренние стенки оказались не только выровненными, но и отполированными!..
Есть среди предметов Саккарской коллекции, ныне хранящихся в Каирском музее и такой загадочный объект, который египтологи назвали «вазой». Это – изделие из аспидного сланца (хрупкого камня) весьма странной формы в виде трех лепестков, загнутых к центру, объединенных общим ободком, и имеющее в центре отверстие цилиндрической формы. Во второй половине ХХ века в НАСА в качестве авторского изобретения был зарегистрирован объект аналогичной формы под названием «маховик с облегченным ободом», предназначенный для использования на орбитальных станциях…
Зачем бы древним египтянам могло понадобиться изделие такой формы, которая нашла применение лишь через почти пять тысяч лет?..

Добавим, что предметы саккарской коллекции имеют такое высочайшее качество изготовления, которое никогда больше не было достигнуто на протяжении многих тысяч лет египетской цивилизации. В сравнении с ними даже изготовленные из простой в обработке глины производят просто жалкое впечатление…
Зачем Джосер собрал и «похоронил» эту коллекцию вместе с собой?.. Может, это был его личный музей или кунсткамера изделий древней цивилизации «богов»?.. Увы, вряд ли удастся найти точные ответы на эти вопросы… (А. Скляров)
-
Уакрапукара: кто строил крепость на высоте 4300 метров
Древний город Мачу-Пикчу известен любому, кто хоть немного знаком с Южной Америкой. Раскинувшееся на высоте 2400 метров над уровнем моря, между горами Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу, забытое на несколько веков поселение инков сегодня является не только визитной карточкой Перу, но и, возможно, всего южноамериканского континента. В 2007 году город Мачу-Пикчу был признан одним из новых чудес света, что ещё более увеличило его популярность.

В то же время, в Перу есть ещё несколько древних объектов, являющихся если и не братьями-близнецами, то, по крайней мере, очень похожими как по своему расположению, так, по-видимому, и по назначению.
Одним из таких объектов является древняя крепость Уакрапукара.

Уакрапукара расположена куда выше Мачу-Пикчу – на высоте 4300 метров над уровнем моря. Как и её старший брат в долине Куско, Уакрапукара не была завоёвана испанцами. Впрочем, и предназначение сооружения оставляет некоторые вопросы. В качестве крепости Уакрапукару стали рассматривать, в первую очередь, из-за названия. На языке народа кечуа «уакрапукара» (Waqrapukara) означает «роговую крепость». Такое имя она получила по причине своего расположения между двух пиков, напоминающих рога.

В то же время, до прихода испанцев, индейцы не знали рогатого скота, и не совсем понятно, откуда взялась подобная ассоциация. Впрочем, у крепости есть и иное название Йамапукара (Llamapukara), то есть «крепость ламы». Некоторые историки считают второй вариант названия более правдоподобным, так как лама являлась (и является) культовым животным для индейцев. А то, что сейчас напоминает рога, вполне похоже на уши ламы.
Народ кечуа является наследником культурной традиции империи инков, но кроме того, история кечуа уходит куда дальше вглубь веков, чем история великой индейской империи. К моменту захвата конкистадорами власти, кечуа являлись одним из наиболее могущественных и развитых народов Южной Америки. И несмотря на всё это, история кечуа не смогла донести до нас изначального названия Уакрапукары. Впрочем, это неудивительно. Из-за своего удалённого расположения, крепость, как и Мачу-Пикчу, была надолго потеряна, и знали о ней лишь проживающие поблизости крестьяне. Не сильно изменилась ситуация и сегодня, когда Уакрапукара мало известна не только среди туристов, но и среди индейцев, проживающих в провинции Акомайо, где и находится этот археологический памятник.

Изучение Уакрапукару началось относительно недавно. Хотя это не помешало провести довольно масштабную реставрацию объекта.

Археологи сомневаются в том, что крепость являлась оборонительным сооружением, называя место скорее обсерваторией или святилищем.
"Уакрапукара - древнее святилище первого порядка, которое обозначает огромную политическую и религиозную силу, которая еще не изучена. Вся природная среда издалека предупреждает о том, что это особенное, необычное место несравненной красоты, в этом захватывающем видении природных образований, где древние люди создавали прекрасную церемониальную архитектуру, объединяя природные творения с лучшим из своей художественной архитектуры". (Мигель Корнехо Герреро, археолог из Перуанского Университета)

В качестве одного из главных аргументов в пользу того, что Уакрапукара могла использоваться в качестве обсерватории, используют окно в естественной пещере, находящейся между двух пиков-рогов. Из окна открывается потрясающий панорамный вид на всю долину, откуда удобно наблюдать также и за ночным небом.
На территории рядом с Уакрапукарой находится большое количество террас, где индейцами выращивались традиционные для них культурные растения, вроде картофеля, маиса и киноа.

По мнению археологов, на территории Уакрапукара могло одновременно проживать не более тридцати семей, что с одной стороны в очередной раз подтверждает сомнение в версии использования Уакрапукары в качестве крепости, а с другой – кажется странным такое большое количество жителей для священного объекта или обсерватории. Впрочем, использовать объект в разные периоды времени инки могли как угодно. Дело в том, что сегодня уже известно, что инки не являлись строителями Уакрапукары, а лишь использовали уже существующее между скал сооружение и реконструировали его, как это делают современные реставраторы.

Предварительно, постройку Уакрапукары относят к ранней южноамериканкской культуре канчи и периоду времени между 1500-1000 годами до нашей эры. То есть, минимум, за 2000 лет до инков! Впрочем, некоторые косвенные детали могут свидетельствовать и о том, что постройке куда больше лет.

Всё дело в элементах каменной кладки, оставшихся на части строений на территории Уакрапукары. Здесь встречаются неплохо обработанные блоки, аналогичные тем, что использовались как в Мачу-Пикчу, так и в других сооружениях, строительство которые археологи относят ко временам империи инков, например крепость Пука-Пукара или Тамбомачай.


Часть кладки из рваного камня относится к инкскому периоду и современной реставрации. Но как так получается, что одни блоки обработаны более качественно, чем другие? Культура канчи не славилась качественной обработкой камня. Так может это вовсе и не их рук дело, а кого-то, кто был до них? Канчи же, как и инки спустя много столетий, лишь использовали уже имеющиеся руины.

Возникает и ещё один вопрос: если нынешняя датировка Уакрапукары верна, а нижние блоки создавались культурой канчи, то не могло ли быть так, что и остальные известные инкские сооружения, включая Мачу-Пикчу, строились вовсе не инками? Но у культуры канчи, насколько она сегодня известна, не было ни ресурсов, ни возможностей, чтобы выстраивать столь грандиозные сооружения на территории от Боливии до Эквадора. А ведь есть ещё и остров Пасхи, где кладка слишком напоминает «классическую инкскую».

Так кто же вёл масштабное строительство на территории Южной Америки тысячи лет назад? Однозначного ответа на этот вопрос пока что нет. Недавнее открытие цивилизации Норте-Чико и так сильно удревняет возникновение развитых обществ в Южной Америки, но является ли это открытие конечным? Вряд ли.

Кому бы не принадлежало авторство строительства крепости Уакрапукара, ясно одно: эти люди знали толк в прекрасном. Даже если их теряющиеся в облаках сооружения и носили вполне утилитарный характер. (С. Дешевой)

Свежие комментарии