На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    А если по-плохому? Какие же мы можем сделать промежуточные выводы? К исходу третьего года СВО, наверное, уже должно ...Подразделения гру...
  • Юрий Ильинов
    По-хорошему не получилось? Коллективный Запад во главе с США не готов позволить Москве в одностороннем порядке менят...Подразделения гру...
  • Юрий Ильинов
    Для поражения ВСУ «Орешником» надо бить по Западу Итак, мы в очередной раз вынужденно возвращаемся к теме того, как ...Подразделения гру...

Последний рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург

Вячеслав Шпаковский

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Евангелие от Матфея 16:26
Последний рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург

 

Император Максимилиан I Габсбург. Портрет кисти Альбрехта Дюрера (Музей истории искусств, Вена)



Люди и оружие. Наверное, среди людей, интересующихся рыцарскими доспехами и оружием, равно как и историей Средних веков, нет такого человека, который не слышал бы о «максимилиановских доспехах», появившихся на рубеже XV-XVI вв.

и отличавшихся «желобчатой поверхностью», высокой прочностью и высокой ценой! То есть они знают, что придумал их и ввел в употребление император Максимилиан I (1459—1519), бывший королем Германии с 1486 года, эрцгерцогом Австрийским с 1493-го и императором Священной Римской империи с 1508-го. Но что это был за человек? Какие у него были устремления, был он гуманистом или тираном, его симпатии и антипатии, что он любил и ненавидел? Что нам известно обо всем этом? Коротко говоря, что это был за человек и какой след на земле он оставил, кроме разве что того, что по введенной им моде по всей Европе более 20 лет ковались рыцарские доспехи с желобками?

 

Один из ценнейших экспонатов этой выставки. Сплошь позолоченный доспех императора Maксимилиана I (1459—1519), изготовленный для него итальянским мастером Франческо да Мерата из Милана в традиционном «миланском стиле». Был сделан в 1508 году. Высота: 180 см (Имперская оружейная палата, Вена)



И вот сегодня мы вам об этом как раз и расскажем, воспользовавшись тем, что в США в Метрополитен-музее в октябре месяце открылась выставка «Последний рыцарь», которая совпадает с пятисотой годовщиной смерти Максимилиана и является самой масштабной выставкой европейского оружия и доспехов в Северной Америке за последние десятилетия. Она включает 180 предметов, отобранных из примерно тридцати государственных и частных коллекций в Европе, а также на Ближнем Востоке и в самих Соединенных Штатах. Познакомившись с ней можно узнать и о беспримерной страсти Максимилиана к атрибутам и идеалам рыцарства, и о том, как она питала его столь же безграничные амбиции, служила политическим конъюнктурным интригам, и… провоцировала на решительные действия, а также какие он предпринимал усилия, чтобы оставить после себя достойное его величия наследие.

 

Доспех противника императора Максимилиана на одном из турниров. Принадлежал Клоду де Водре, ок. 1485 г. Изготовлен также в Милане. Высота: 179 см (Имперская оружейная палата, Вена)



На этой выставке впервые представлено множество произведений, в том числе собственные роскошные доспехи Максимилиана, которые говорят о его покровительстве величайшим европейским оружейникам его века, а также связанные с ними рукописи, картины, скульптуры, стекло, гобелены и даже игрушки. И все это лишь подчеркивает рыцарские амбиции и самого императора, и приверженность идеалам рыцарства при императорском дворе и даже за его пределами, но в сферах его влияния. Конечно, у подавляющего большинства читателей «ВО» нет возможности сесть на самолет, слетать денька на два, на три в Нью-Йорк, там посетить эту выставку, и все, что на ней представлено, увидеть собственными глазами. У меня уж точно нет. Но благодаря тому, что мы живем в мир Интернета, мы, тем не менее, даже никуда не выезжая, можем и познакомиться с этой выставкой, и получить о ней достаточно полное представление.

 

Доспех императора Maксимилиана I для джостры ок. 1494 г.. работы мастера Йорга Хелмшмида Младшего, из Аугсбурга. Высота: 194 см (Имперская оружейная палата, Вена)



 

А это подшлемник для турнирного шлема «жабья голова». 1484 г. Инсбрук. Размеры: 37 x 25 x 30 см (Имперская оружейная палата, Вена)



Начнем с того, что происхождения Максимилиан I был самого благородного: его отцом был никто иной, как император Священной Римской империи и австрийский эрцгерцог Фридрих III, а матерью Элеонора Португальская, дочь короля Португалии. Как это и полагалось тогда в феодальных семьях, в раннем детстве воспитывался при матери и, как говорят, пошел в нее своим характером. Но в 1467 году она умерла и это стало для Максимилиана тяжелым ударом.

 

Будучи страстным любителем турниров, Максимилиан очень заботился о сохранении их «чистоты», приказывал делать зарисовки отдельных поединков, а затем собрал все это воедино в Freydal «Турнирной книге». Одна из 225 миниатюр этой книги. На ней изображен поединок рыцаря Фрейдала – его альтер эго, под этим именем представлен он сам, с Фридрихом фон Хорном (Имперская оружейная палата, Вена)


Поскольку его старший брат умер еще во младенчестве, судьба Максимилиана была предрешена: он должен был стать наследником отца. Тот считал, что под влиянием матери растет слишком изнеженным, и периодически назначал к нему строгих учителей. В частности, одним из них был монах, наставлявший его в вере. Но юный Максимилиан, опять же под влиянием матери, веровал в Господа по собственному разумению, порой расходясь с католической церковью в целом ряде вопросов. Да и вообще, даже его хронисты не скрывали, что учиться, в традиционном понимании ученья того времени, будущий император не любил. В то же время у него обнаружились способности к языкам. Он говорил на таких языках, как французский, английский и фламандский, но не мог освоить латынь, и вдобавок еще и заикался – порок, который учителям так и не удалось исправить.


Шпора. Ок. 1500 г. Шпора из железа, покрытого латунной фольгой. Есть копия XIX века, c покрытием из красной меди. Подлинный образец имеет клеймо мастера, букву R. Оригинал, который заменяет копия, хранится в Художественно-историческом музее в Вене (A131). Приблизительно в 1400 году длина шеек шпор в Западной Европе начала увеличиваться. В этот период поднятые боевые седла и очень специфический стиль езды с длинными ремнями у стремян и вытянутыми вперед ногами приводили к тому, что ноги всадника уже не касались боков лошади. Таким образом, новые стремена с длинными шейками ликвидировали последствия такой посадки. В первые десятилетия XVI в. положение всадника в седле опять изменилось, такие длинные шейки стали не нужны. Тем не менее, они продолжали использоваться с турнирными доспехами, поскольку средневековый стиль верховой езды именно на турнирах сохранялся значительно дольше. Длина 24,43 см. Вес 269,3 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Брачный возраст для особ королевской крови в то время наступал довольно рано. Вот и Максимилиану нашли невесту уже в 15 лет. Это была Мария Бургундская, дочь герцога Карла Смелого. Невестой она была очень завидной, ведь ее батюшке принадлежало фактически пол-Европы, включая такие богатые земли, как Фландрия, Голландия, Франш-Конте и Булонь. Сам король Франции Людовик стремился залучить ее в невесты для своего сына, и ясно почему. Были и другие претенденты, но Карл остановил выбор на юном Максимилиане и почему, тоже понятно. Быть женой императора все-таки лучше, чем быть женой короля.

 

Шлем армэ работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга (ок. 1445–1516), датируемый 1490 годом. Высота 32 см. Вес 5140 г. (Королевский арсенал, Лидс, Великобритания)



Но переговоры о бракосочетании шли ни шатко, ни валко. А все потому, что Карл тут же начал просить у Фридриха деньги на войну. И лишь после того, как Карл погиб в битве при Нанси, переговоры завершились браком, причем браком по доверенности, лишь позднее повторенной уже в Генте. Людовик XI не давал Марии разрешения на брак, и был в своем праве, так как после смерти ее отца являлся ее сюзереном. Но недаром сказано, что любовь все преодолевает. Брак между Максимилианом и Марией все-таки был заключен! Ну, а Бургундия? Бургундия оказалась в руках у Максимилиана, что для короля Людовика было очень обидно.

 

Мария Бургундская (1457—1482). Портрет кисти Никласа Рейзера. Считалась самой богатой наследницей в Европе. Пара по отзывам хронистов жила во взаимной любви, что для властвующих особ того время было совершенно необычным явлением. (Художественно-исторический музей, Вена)



Война за Бургундское наследство


Так возник повод к войне, получившей название «Войны за Бургундское наследство». Она началась уже весной 1478 года, причем интересно, но император Фридрих III сыну своему в этой войне совсем не помогал. Войны в то время шли с перемириями, так что решительная битва произошла лишь 7 августа 1479 года при Гинегате. И была выиграна бургундцами, и как отмечают – сыграло в этом мужество Максимилиана, решительно бросившегося в самую гущу схватки, и тем переломившего ход сражения в свою пользу.

 

«Левая рука» доспеха для джостры ок. 1490 г. работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга (ок. 1445–1516) или Йорга Хельмшмида Младшего. Длина 62,5 см (Имперская оружейная палата, Вена)



Зато потом молодому Максимилиану очень не повезло. В 1482 года его жена Мария, которую он очень любил, упала с лошади во время соколиной охоты и разбилась так сильно, что через три недели умерла. Ее похоронили в Брюгге, где как говорят, навсегда осталось сердце будущего императора. Богатые нидерландские семьи отказались признать завещание Марии, чем тут же решил воспользоваться неугомонный Людовик XI, который вновь заявил о своих правах на все наследство Карла Смелого.

 

Механическая бундкираса для бундреннена 1480–1500 гг. Вес 6950 г (Музей Армии, Париж)



 

Механическая бундкираса для бундреннена1480–1500 гг. (Имперская оружейная палата, Вена)


В этих условиях воевать Максимилиану стало особенно тяжело. Фламандцы хотели мира и не желали продолжения войны. В итоге Генеральные штаты, проигнорировав Максимилиана, в 1482 году заключили с Людовиком договор в Аррасе, по которому Бургундию разделили на части, так что что-то отошло Максимилиану, а что-то Людовику.

 

Германский саллет из Ландсхута, ок. 1480–1515 гг. ставший в итоге очень популярным турнирным шлемом (Музей Армии, Париж)



Чтобы вести войну дальше, Максимилиан в 1483 году организовал знаменитое наемное войско ландскнехтов, после чего война продолжилась до июня 1485 года, до тех пор, пока городской совет Гента не заключил мир с Максимилианом. Таким образом ему, хоть и не без труда, удалось закрепить свою власть не только над экономически развитыми Нидерландами, но и целым рядом областей, лежавших между Францией и Германией. Это сразу же резко повысило престиж имперского дома Габсбургов и выдвинуло их в ранг ведущих европейских политиков.


Ну а этот турнирный шлем «жабья голова» имеет свою и даже весьма драматическую историю. Принадлежал этот шлем знаменитому итальянскому рыцарю и турнирному бойцу Гаспару Сан-Северино д'Арагону по прозвищу Разрушитель, который в то время был настолько знаменит, что Максимилиан решил пригласить его к своему двору, чтобы лично сразиться с ним на турнирном поле. Но судьба распорядилась так, что незадолго до назначенного боя Максимилиан был ранен в бою и в турнире участвовать не мог. Но поединок все равно состоялся. Против Разрушителя вышел рыцарь, который лично обучал Максимилиана всем турнирным премудростям, но в поединке он погиб. А Разрушитель уехал к себе в Милан, однако оставил свой доспех Максимилиану на память, чтобы тот помнил, кто победил его самого лучшего бойца. Доспех был изготовлен в 1490 году в мастерской семейства Миссалья. Обратите внимание на дополнительные накладки на лицевую часть шлема, усиливающие его защитные функции. Настоящий шлем турнирного бойца-профессионала! (Имперская оружейная палата, Вена)

Война за Бретонское наследство


Затем последовала война за Бретонское наследство — военный конфликт, имевший место между Максимилианом I Габсбургом и французским королевским домом в 1488 – 1491 гг., в ходе которого ему удалось вернуть под свою руку графство Франш-Конте. Он разгромил французов в битве у Санлиса в 1493 году, но развить свой успех оказалось ему не по силам. Тем не менее, Франция была все же вынуждена в итоге официально признать права дома Габсбургов в Нидерландах.

 

Миниатюра из «Турнирной книги» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Поединок Фрейдала с Вольфангом фон Полхеймом (Национальная галерея искусств, Коллекция Розенвальда, Вашингтон)



Владычество в Австрии


После смерти своего отца Фридриха III Максимилиан в 1493 год стал эрцгерцогом Австрии, Штирии, Каринтии и Крайны, то есть унаследовал все земли Габсбургов. Затем, когда в 1500 году угасла еще и Горицкая династия, ему досталось еще и Горицкое графство, а также земли, находившиеся в Восточном Тироле.

Война с Матьяшем Корвином


Серьезной проблемой для Максимилиана стала Венгрия. Вернее, амбиции ее короля Матьяша Корвина. В 1485 году он сумел овладеть Веной, и сделал ее своей резиденцией. Мало того, он отбил у Фридриха III Нижнюю Австрию, Славонию, Штирию и Каринтию, так что после смерти отца, Максимилиану пришлось воевать еще и с Матьяшем Корвином. А дело это было трудное даже не столько из-за военных талантов последнего, сколько вследствие того, что, будучи женатым на неаполитанской принцессе, он получал помощь из Неаполитанского королевства.

 

Миниатюра из «Турнирной книги» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Поединок Фрейдала с Зигмундом фон Велсбергом (Национальная галерея искусств, Коллекция Розенвальда, Вашингтон)



Видя, что сил у него не хватает, Максимилиан предложил решить дело миром. Но к счастью для династии Габсбургов Матьяш 6 апреля 1490 года внезапно умер и тогда, набрав новые отряды ландскнехтов, Максимилиан вернул себе Вену и даже вторгся в венгерские земли. Из-за бунта среди своих наемников поход закончился неудачей. Но хотя королем Венгрии в итоге выбрали короля Чехии Владислава II, Максимилиан смел настоять на том, что если тот умрет, не оставив наследников, то Венгрия отойдет под власть Габсбургов. И в итоге так ведь и случилось после женитьбы внука Максимилиана Фердинанда на дочери Владислава II Анне. Благодаря этому династическому браку в 1526 году Венгрия и Чехия были присоединены к империи Габсбургов.

 

Миниатюра из «Турнирной книги» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Пеший поединок Фрейдала с Клодом де Водре. (Национальная галерея искусств, Коллекция Розенвальда, Вашингтон)



Споры за Баварское наследство


Затем в 1503 году разгорелась война за Баварское наследство. Война шла с переменным успехом, и опустошала огромные территории. Только лишь в сентябре 1504 года в битве при Венценбахе (около Регенсбурга) Максимилиану удалось разбить пфальцско-чешские войска, причем он сам проявил себя в этой битве, как настоящий воин. В итоге Бавария отошла его союзнику Альбрехту IV, но и Максимилиан добавил к своим владениям часть земель Тироля. То есть по сути дела завершил этим складывание той самой огромной Австро-Венгерской империи, что просуществовала в Европе вплоть до 1918 года.

Максимилиана I – реформатор


Многие правители пытаются идти курсом реформ, однако далеко не всегда это у них получается. Кинжал, яд, недостаточная целеустремленность – вот те враги, что подстерегают правителя на этом пути. Однако правление Максимилиана в этом плане для развития Австрийского государства было счастливым. Еще будучи эрцгерцогом, он развернул широкую программу преобразований в области государственного управления. Так в 1493 году в стране были созданы два округа: Верхняя Австрию и Нижняя Австрия. В них было организованы наместничества, глав которых назначал сам эрцгерцог, и штат советников. В Вене было создано единое для всех земель казначейство (перенесенное потом в Инсбрук) и счетная палата. В 1498 г. была создана стройная система высших органов государственного управления: Надворный совет, Надворная палата и Надворная канцелярия. Управление военными силами всех земель было также централизовано. То есть фактически заложен фундамент… будущей абсолютной монархии!

 

Многие выдающие художники того времени стремились изображать турнирные поединки, благодаря чему информация о них более или менее и сохранилась. Вот, например, гравюра самого Альбрехта Дюрера, представленная на выставке Метрополитен-музеем в Нью Йорке



Как водится, нашлись и те, кому реформы императора встали поперек горла. В частности, это было старое земельное дворянство, ратовавшее за сохранение сословного суда. Поскольку для того, чтобы воевать, а воевал Максимилиан практически непрерывно, требовались деньги, ему пришлось пойти на уступки, поэтому его административные реформы полностью завершены так и не были. Но, тем не менее, даже то, что он сумел сделать, укрепило государственную власть и это несомненно!

Картина дня

наверх