Сражаться с русскими «до последнего человека»!

Общая ситуация
К весне 1945 г. началась агония Германской империи. Советские войска разгромили южный фланг вермахта в Западной Венгрии и Австрии, взяли Вену. Гитлер лишился надежды удержать стратегический плацдарм в Альпах – «Альпийскую крепость» (Штурм крепости Гитлера на юге), и тем самым оттянуть конец войны, надеясь на разногласия внутри антигитлеровской коалиции.
Как позднее стало известно, надежды фюрера основывались на реальных фактах. Влиятельные круги в Британии и США уже готовились к Третьей мировой войне – против СССР, и были готовы использовать остатки боевого потенциала Германии против русских.
Красная Армия разгромила и северный фланг вермахта в Пруссии и Восточной Померании (Жестокое сражение за славянское Поморье; «Кёнигсберг, куда ни взгляни, представлял собой страшную картину»). Рухнула надежда германской Ставки, что Кёнигсберг станет неприступной крепостью и надолго свяжет крупные силы противника, отвлекая их с центрального (берлинского) направления.
После разгрома стратегических флангов противника советская Ставка могла сосредоточить всё внимание на берлинском направлении. В районе Кюстринского плацдарма армии 1-го Белорусского фронта (1-й БФ) были всего лишь в 60 км от столицы Третьего рейха.

Расчет 76-мм орудия сержанта Трифонова за обедом на подступах к Берлину
Западный фронт
На Западном фронте войска США, Англии и Франции, используя успехи стратегического наступления русских, смогли взломать оборону противника. В марте 1945 г. союзники заняли Рейнскую область и захватили стратегический железнодорожный мост через Рейн у Ремагена. Вскоре на правом берегу Рейна было 5 американских дивизий. 23 марта неожиданной атакой был захвачен плацдарм у Оппенгейма. Союзники начали наступление с целью уничтожения рурской группировки противника.
24 марта 2-я английская и 9-я американская армии форсировали Рейн в районе Везеля и начали обход Рура с севера. 25 марта 1-я и 3-я американские армии атаковали с плацдармов у Ремагена и Оппенгейма. 26 марта 7-я американская и 1-я французская армии форсировали Рейн у Мангейма и Карлсруэ.
Немецкий Западный фронт неожиданно рухнул. Гитлер считал, что это «предательство». 1 апреля передовые подвижные группы 9-й и 1-й американских армий соединились в Падеборне, замкнув кольцо окружения. В Рурский «котёл» попало 18 дивизий из состава 15-й и 5-й танковой армий группы армий «Б» (около 370 тыс. человек).

Немецкая бронетехника, брошенная на проселочной дороге в Германии. В кадре подбитая немецкая САУ StuG 40 Ausf. G и американские солдаты, осматривающие захваченный у вермахта трофейный американский танк M5A1 «Стюарт». Март 1945
Немецкое командование попыталось прорвать окружение в районе Хамма и Зигена, однако эти попытки не увенчались успехом. Окружённые войска были полностью деморализованы. Также ощущался острый недостаток боевой техники и вооружения, боеприпасов, топлива.
2 апреля американские войска начали ликвидацию окружённой группировки. 14 апреля войска 9-й и 1-й американских армий соединились у Хагена, тем самым расчленив немецкую группировку на две части. 17 апреля командующий группой армий «Б» фельдмаршал Вальтер Модель отдал приказ прекратить сопротивление и сам застрелился 21 апреля. В этот же день германские войска полностью прекратили сопротивление в Руре.
В плен к союзникам попало около 317 тыс. немецких солдат и офицеров, включая командующего 5-й танковой армией Й. Харпе и командующего 5-й полевой армией Г. фон Цангена. То есть сдались почти все окруженные войска, что показывает степень их разложения. На Восточном фронте окруженные немецкие войска сражались до последнего.

Подполковник Гейнц Гюнтер Гудериан (1914-2004) — старший сын знаменитого немецкого полководца Гейнца Гудериана — взятый в плен в Рурском котле вместе с остатками 116-й танковой дивизии вермахта в апреле 1945 года.
В результате Рурской операции была уничтожена последняя крупная немецкая группировка на Западном фронте. Рур являлся важнейшим военно-промышленным районом Германии, от которого зависела способность Германии продолжать войну, и его потеря вызвала тяжелые последствия для вермахта.
Разгром немецкой группы армий «Б» в Руре вызвал крушение всего немецкого Западного фронта. Фактически организованное сопротивление прекратилось, в результате чего союзники стали быстро продвигаться на восток и действовать в Германии свободно, встречая лишь небольшие очаги сопротивления немцев в ряде мест.
Союзники перенесли центр наступления с северного на центральное направление, и с 4 апреля три американские армии устремились к Эльбе. К середине апреля союзники передовыми частями вышли на Эльбу. До Берлина от участка Виттенберг, Магдебург им оставалось пройти 100–120 км. Правда, на Эльбу вышли лишь передовые отряды, основные силы серьёзно отстали. Союзники шли медленно, осторожно и основательно. Однако существовала возможность, что гитлеровцы (или часть их командования) просто откроет фронт для англо-американских войск для прохода на немецкую столицу.

Британский премьер Черчилль считал, что союзники должны как можно дальше пройти на восток и первыми занять Берлин. Это важно с политической и стратегической точек зрения.
Однако верховный главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр считал, что главный удар нужно наносить на Лейпциг, значительно южнее Берлина, чтобы рассечь вражеский фронт западнее Эльбы и встретиться с русскими на рубеже Эрфурт – Лейпциг – Дрезден. По данным американской разведки, в Южную Германию, Австрию эвакуировались главные учреждения Третьего рейха, создавался последний оплот нацистов.
Эйзенхауэр считал, что с военной точки зрения неразумно наступать на Берлин. Русские там уже в 35 милях от германской столицы. Командующий 12-й группой армий Омар Брэдли поддерживал эту точку зрения. Он считал, что прорыв к Берлину приведёт к потере 100 тыс. солдат, и это слишком высокая цена для престижа, особенно когда надо будет отойти назад и отдать город русским.
Аргументы Эйзенхауэра убедили председателя комитета начальников штабов США генерала Джорджа Маршалла и президента Рузвельта. 28 марта Эйзенхауэр пошёл на беспрецедентный шаг и направил письмо Сталину – как Верховный главнокомандующий Верховному главнокомандующему. Он подтвердил отказ американцев участвовать в битве за Берлин.
В итоге союзное командование решило сосредоточить усилия на севере и юге, наступать на Дрезден, чтобы соединиться там с русскими.
12 апреля скончался Рузвельт, который придерживался программы сотрудничества с Москвой (Великий американец). Это усиливало позиции откровенных противников России. Поэтому Берлин нужно было брать, и как можно быстрее. В Москве это хорошо понимали.

Капрал Лютер Боджер из 82-й американской дивизии читает плакат на фоне Кельнского собора, предупреждающий об опасности попасть под огонь. Это место находится недалеко от берега реки Рейн; в тот момент немецкие войска еще удерживали восточный берег реки и обстреливали позиции союзников с помощью артиллерии. Плакат говорит, что «своим появлением за этой точкой вы можете вызвать огонь, под который попадут наши сражающиеся люди». Та часть Кельна была захвачена союзниками только к 15 апреля, поэтому до 16 апреля 1945 года зона в 500 метров от берега была закрыта, и собор как раз оказался в ней.
Положение Третьего рейха
Германия находилась на грани полной катастрофы. Её военное, экономическое и политическое положение было безнадежным. Союзников не осталось. Экономическое положение (военное производство) после потери стратегических предприятий в Силезии, Венгрии, Австрии и Пруссии катастрофически ухудшалось. Военное производство резко упало. Топливо, которое было нужно бронетанковым и военно-воздушным силам, было на исходе, и взять его было неоткуда. Последние предприятия по добыче и переработке нефти были потеряны в Венгрии и Австрии. Ключевые производства по производству синтетического топлива были разрушены союзной авиацией.
Дивизии уже нельзя было, как раньше, полноценно пополнять живой силой и техникой. Потери вермахта возмещались лишь частично, и главным образом за счёт вспомогательного, тылового персонала, подростков 16–18 лет и людей преклонного возраста.

«Вперед на Берлин». Колонна советских бронеавтомобилей. Это бронеавтомобили МЗА1 Scout Car американского производства, вооруженные пулеметами Кольт-Браунинг М1919 и М2 (калибром 7,62 и 12,7 мм соответственно).
Гитлер продолжал приносить темным богам кровавые жертвы. Он считал, что если нация не может победить, значит, она должна погибнуть. Вооруженные силы Германии, несмотря на все потери и неизбежность поражения, продолжали умело и яростно сражаться. При этом главные усилия врага были направлены против русских. У германской Ставки оставалось 263 дивизии, 14 бригад, 82 боевые группы (все вместе 325 дивизий). На Русском фронте дрались 167 дивизий, из них 32 танковые и 13 моторизованных, и ряд боевых групп (все вместе 195 дивизий).
На Западном фронте было 57 дивизий (включая 4 танковых и 3 моторизованных), а также 18 боевых групп, что в общем составляло 70 дивизий. Многие находившиеся на Западном театре соединения и части были второстепенными либо переброшенными для пополнения и восстановления с Восточного фронта и нуждались в отдыхе, в технике и личном составе. Так, на Западном фронте у гитлеровцев было всего 200 исправных танков.

Жители Берлина возводят уличные баррикады. Март 1945
Берлинское направление
На берлинском направлении оборонялась группа армий «Висла» генерала Г. Хейнрици: 3-я танковая армия Х. фон Мантейфеля, 9-я полевая армия Т. Буссе. Они прикрывали непосредственно район германской столицы и территорию севернее до Балтийского моря. Южнее Берлина до границы Чехословакии обороняли войска группы армий «Центр» фельдмаршала Шернера в составе 4-й танковой армии Ф. Грезера и части сил 17-й армии В. Хассе. Авиационную поддержку сухопутных войск осуществляли: 4-й воздушный флот, 6-й воздушный флот, воздушный флот «Райх».
Всего 48 пехотных, 6 танковых и 9 моторизованных дивизий, 37 пехотных полков и 98 отдельных пехотных батальонов, а также большое количество отдельных артиллерийских, специальных, вспомогательных частей и подразделений. В составе этих войск было до 1 млн. человек, более 10 400 орудий и миномётов, 1500 танков и штурмовых орудий и 3300 боевых самолётов.
При этом немецкие соединения и части испытывали нехватку качественного личного состава, топлива и боеприпасов. На Восточный фронт для пополнения соединений и частей направляли запасные пехотные, танковые, артиллерийские и другие части, военные училища и высшие школы. Всех, кто ещё остался.

Йозеф Геббельс поздравляет 16-летнего солдата Вильгельма Хюбнера после награждения его Железным крестом 2-го класса. Город Лаубан (ныне Любань в Польше). Март 1945.
Перед 1-м БФ на участке от Шведта до Гросс-Гастрозе немцы расположили около 26 дивизий (расчётных). С учётом сил гарнизона Берлина немецкие войска в полосе наступления фронта маршала Жукова имели более 500 тыс. солдат, свыше 6 тыс. орудий и минометов, более 850 танков и самоходок.
В полосе наступления 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского от Берг-Дивенова до Шведта гитлеровцы имели 13,5 расчётных дивизий. Всего около 100 тыс. человек, 1800 орудий, минометов, около 130 танков.
Перед войсками 1-го Украинского фронта маршала Конева от Гросс-Гастрозе до Крнова гитлеровцы имели свыше 24 дивизий. Всего около 360 тысяч человек, 3600 орудий и минометов, 540 танков.

Мальчик из гитлерюгенда, вооруженный гранатометом «панцерфауст». Так называемая «Последняя надежда Третьего Рейха». Март - апрель 1945
Перед последними решающими сражениями Гитлер снова произвёл замены в руководстве вермахта. В конце марта вместо строптивого Гудериана начальником Генштаба сухопутных войск был назначен генерал Кребс. На пост командующего группой армий «Висла» вместо Гиммлера, который вообще практически не руководил войсками, был назначен Хейнрици, который считался мастером оборонительных операций.
В тылу пытались восстановить 8 ранее разбитых дивизий. В частности, севернее Берлина армейскую группу Штейнера (2 дивизии), в районе Дрездена корпусную группу Мозера (3 дивизии). В 20–30 км от линии фронта на берлинском направлении в резерве держали 16 дивизий. Кроме кадровых войск, для обороны Берлина привлекали всевозможные вспомогательные, дополнительные силы. Спешно формировались ополченские батальоны. Только в Берлине их было до 200. Формировали отряды истребителей танков, вооруженных фаустпатронами. Части гитлерюгенда.

Бойцы 1-го Белорусского фронта осматривают захваченные ДОТы немецкого укрепленного района на подступах к Берлину. Март 1945.
Оборона Берлина
Столицу рейха старались прикрыть как можно лучше. По западному берегу рек Одер и Нейсе находился мощный оборонительный рубеж из трёх полос общей глубиной 20–40 км, между полосами имелись промежуточные и отсечные полосы. Населенные пункты превратили в узлы обороны, которые прикрывались противопехотными и противотанковыми заграждениями. Наиболее сильная оборона была между Кюстрином и Берлином. Крупными узлами обороны были Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Губен, Гарц, Котбус и другие города. Общая глубина обороны доходила до 100 км.
Вокруг Берлина построили три кольцевых оборонительных обвода: внешний, внутренний и городской. В самом Берлине оборона делилась на 8 секторов по окружности, которые связывались через центральный сектор (9-й), где находились ключевые объекты столицы, включая Рейхстаг, Имперскую канцелярию и другие крупные здания. Каждый сектор был подготовлен к обороне, мосты через Шпрее и каналы — к уничтожению.
В марте 1945 г. был сформирован специальный штаб обороны столицы. Его возглавил генерал-лейтенант Рейман. Геббельс стал имперским комиссаром обороны, возглавил гражданские учреждения. Общее руководство осуществлял Гитлер, который остался в Берлине, при помощи Кребса, Бормана, генерала Бургдорфа и секретаря Наумана.
15 апреля фюрер обратился к солдатам с воззванием, призвал к беспощадной борьбе, чтобы «Берлин остался немецким». По приказу начальника верховного командования вермахта фельдмаршала Кейтеля и начальника партийной канцелярии НСДАП, личного секретаря фюрера Бормана, немцы должны были оборонять каждый город до последнего человека, капитуляция каралась смертью. Действие военно-полевых судов распространялось и на гражданское население. Солдат, офицеров и мирных жителей призывали сражаться с русскими «до последнего человека».
В то время как германская Ставка использовала тактику «выжженной земли» на территории Германии, когда уничтожались не только важнейшие объекты, но вся основная инфраструктура, все запасы. Колонны беженцев бежали на запад, женщины, старики и дети умирали от голода и холода, многие нацисты уже готовили себе «запасные аэродромы» в Швейцарии, Италии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Другие налаживали контакты с британскими и американскими спецслужбами, чтобы снова бороться с «русским большевизмом».

Адольф Гитлер и руководитель немецкой молодёжной организации «Гитлерюгенд» Артур Аксман (1913–1996) награждают в саду Имперской канцелярии юных членов «Гитлерюгенда». Март 1945.
На Берлин!
Разгромив силы вермахта на северном и южном флангах, советская Ставка смогла вернуться к решающей операции в войне. К проведению Берлинской операции привлекались силы трёх фронтов – 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского. Они должны были мощными фронтальными ударами при поддержке авиации дальнего действия прорвать немецкий фронт на ряде направлений и, развивая наступление, окружить берлинскую группировку противника, рассечь на части и уничтожить. На рубеже Эльбы советские войска должны были встретить союзников.
На южном крыле намечались наступательные операции 4-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов. Они должны были завершить освобождение Чехословакии, помешать немцам перебрасывать подкрепления с юга в район столицы.

Танк Т-34-85 7-го гвардейского танкового корпуса на дороге на подступах к Берлину

Колонна ИСУ-152 и Т-34-85 1-го Украинского фронта движется на подступах к Берлину
На главном направлении сконцентрировали превосходящие силы трех фронтов: 2,5 млн человек, свыше 42 тыс. орудий и минометов, более 6200 танков и САУ, 7500 боевых самолетов. На направлениях главных ударов создали подавляющее превосходство в силах и средствах.
Фронт Жукова создал три ударные группировки, чтобы разгромить немецкие силы на подступах к Берлину, овладеть им на 12–15 день с начала операции, выйти на Эльбу. Главный удар наносился в центре, с Кюстринского плацдарма, силами 47-й, 3-й ударной, 5-й ударной, 8-й гвардейской, 2-й гвардейскими танковыми армиями генералов Перхоровича, Кузнецова, Берзарина, Чуйкова, Богданова и Катукова.
На правом фланге фронта, севернее Кюстрина, наступали 61-я армия Белова и 1-я армия Войска Польского Поплавского. На левом фланге, южнее Кюстрина, атаковали 69-я и 33-я армии Колпакчи и Цветаева.

Батарея советских 152-мм гаубиц МЛ-20 на подступах к Берлину
2-й БФ Рокоссовского должен был форсировать Одер, разгромить штеттинскую группировку противника, выйти на рубеж Анклам, Деммин, Мальхин и Виттенберг. Необходимо было отсечь 3-ю танковую армию противника от Берлина и добить вражеские войска в прибрежных районах Балтики.
В ударную группировку фронта входили 65-я, 70-я и 49-я армии генералов Батова, Попова и Гришина, усиленные 1-м, 3-м и 8-м гвардейскими танковыми, 8-м механизированным и 3-м гвардейским кавалерийским корпусами. На побережье наступление поддерживал Балтийский флот.

Советские бойцы в окопах на подступах к Берлину. На заднем плане виден трофейный немецкий гранатомет «Панцерфауст».
1-й Украинский фронт под командованием Конева должен был разгромить вражескую группировку в районе Котбуса и южнее Берлина. На 10–12-й день операции войска фронта должны были выйти на рубеж Белиц, Виттенберг и далее по Эльбе до Дрездена.
Главный удар фронта был нацелен на район 30–35 км южнее Берлина. В состав фронта входили 3-я гвардейская, 13-я, 28-я, 5-я гвардейская, 52-я, 31-я армии, 2-я армия Войска Польского, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии генералов Гордова, Лучинского, Пухова, Жадова, Коротеева, Сверчевского, Рыбалко и Лелюшенко.
Сухопутные войска поддерживали крупные силы авиации: 4-я, 16-я, 2-я и 18-я воздушные армии генералов Вершинина, Руденко, Красовского и маршала Голованова.

Свежие комментарии