На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 440 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Конечно, будет постоянной. Кому надо этот тяжёлый металлолом туда-сюда таскать.Решение Путина пр...
  • Дмитрий Гурин
    Пусть выставку сделают постоянной с пополнениями. Ну нет просто времени на праздники в Москву съездить, да и гостиниц...Решение Путина пр...
  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Решение Путина пр...

Цифровизация народа – чем она ему грозит?

Сергей Лесков. Цифровизация народа – чем она ему грозит?

  • Дмитрий Медведев увлекся подсчетами. Например он заявил, что в России слишком много театров. Каков тут критерий, непонятно. В России 650 профессиональных театров, 40-е место в мире. Для страны с глубокими театральными традициями место постыдное. Еще хуже с ключевым показателем – посещаемость театров с 1990 года упала на 60 процентов. Посещаемость музеев, о которых премьер ничего не сказал, упала на те же 60 процентов. Главная причина – у потенциальных зрителей элементарно нет денег на билеты.

    А еще Медведев решил по-новому считать бедных. Сейчас их определяют по доходам. Но может ли власть доверять народу? Сами знаете, какие людишки у нас. Норовят в тень от налогов отползти, обмануть родную власть. Поэтому премьер предлагает узнавать бедных по их расходам. А то ведь как бывает – человек нигде не работает, а живет на широкую ногу, да еще за помощью к государству руку тянет. Медведев питает слабость к современным технологиям и со знанием дела обещает, что выяснить настоящий уровень расходов сегодня не так уж сложно.

    Конечно, кто-то может удивиться, почему власть намерена пересчитать бедных, если по уровню жизни России находится на 65-м, а по числу миллиардеров – на 7-м месте в мире? Не лучше ли богатых посчитать? Тем более нигде в мире они не платят такие смешные налоги как в России. Всего 13 процентов. В развитых странах – около 60 (и даже выше) процентов. В частоколе новых законодательных уложений, которые выворачивают наизнанку карманы российских граждан, нет даже намека на социальную справедливость. Богатые остаются для российской власти привилегированным классом, как пролетариат для большевиков.

    Но зато, как сказано в недавней жизнеутверждающей статье президентского советника Владислава Суркова, Россия живет по-честному, поэтому у нее будет долгая и славная история. Демократия – это иллюзия, а сила – у «глубинного народа». Ясно, что он должен оставаться бедным, иначе перестанет быть глубинным и помешает России исполнить ее предназначение.

    Поможет ли новый метод пересчета выполнить майский указ президента и уменьшить число бедных в два раза? Бухгалтерия – великая вещь. Вот ведь Росстату с помощью бухгалтерских выкладок удалось рекордно поднять рост ВВП.

    Статистика скоро окажется самой важной из наук, и ей, кстати, утечка умов не грозит. «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», – шлягер группы «Комбинация» станет гимном правительства. «Два кусочека колбаски» тоже как лыко в строку, ведь реальные доходы падают уже пять лет и 20 миллионов граждан (больше 13 процентов населения) имеют доходы ниже прожиточного минимума. После ревизии станет меньше бедных, хотя она им никакой колбаски не предложит.

    Российские реалии все больше приобретают признаки классовой неприязни. Один класс – властные и силовые структуры, заинтересованные в том, чтобы другой, то есть народ, находился в сумеречном состоянии. Не пикал и коленопреклоненно ликовал, когда к нему обращаются правители. Как говорил Фридрих Великий, голодной армии для поднятия духа очень полезно видеть сытого короля.

    Рост экономики и реальных доходов – очевидный риск для сложившейся власти, ибо предполагает формирование среднего класса, который может заявить свои политические претензии и потребовать независимого суда, честных выборов, свободы слова. Средний класс, о котором говорит Путин, и глубинный народ, о котором говорит его советник – два непримиримых антагониста. На новом политическом сленге это называется когнитивный диссонанс. И куда смотрит золотой петушок на кремлевских башнях, совершенно неясно.

    Кстати президент не ставил задачу научиться считать по-новому. Он ставил задачу в два раза снизить число бедных по старым расчетам. Доходы – общепринятый в мире критерий определения бедности. Но в развитых странах уровень бедности ориентирован не на прожиточный минимум, а на медианный доход. Если бы мы считали как в Европе, средний доход в России составил бы не 37, а 25 тысяч рублей в месяц, а количество бедных увеличилось бы еще на треть.

    Можно еще одну коррекцию сделать – если минимальную потребительскую корзину рассчитывать не по грани «чтобы не умереть с голоду», а по критериям здорового питания, то эта корзина подорожала бы еще на четверть. Понятно, такой перерасчет правительству невыгоден. Власть, как опытный официант, всегда ошибается только в свою сторону.

    В итоге наша экономика превратилась в бухгалтерию. Никаких экономических идей, одни арифметические ухищрения. Многие страны проваливались в кризис, но находились светлые головы, вроде Джона Кейнса в США во время Великой депрессии, которые подсказывали алгоритм выхода. Наше же правительство может быть занесено в Книгу рекордов Гиннеса: десять лет перманентного кризиса – и ни единой попытки хоть какого-то свежего решения. Только закручивание гаек, повышение налогов, тарифов, штрафов.

    Кейнс считал, что выход из кризиса возможен лишь при росте реальных доходов населения, чтобы повысить спрос и стимулировать производство. Наши бухгалтеры не знают, как реанимировать производство, повысить спрос на высокие технологии, запустить инновации и модернизацию. Единственное, на что они способны – стричь шерсть с покорных и безмолвных граждан.

    Впрочем эта покорность обманчивая. За минувший год число работающих пенсионеров в России снизилось на 5,6 миллионов – с 15,3 до 9,7 миллионов. Причина – отказ правительства от индексации пенсий работающим пенсионерам. Казна сэкономила на этом 250 миллиардов рублей. Но потеряла из-за массового ухода людей в теневую экономику не менее 700 миллиардов – налоги, отчисления в Пенсионный фонд и в другие внебюджетные фонды.

    Как говорится, скупые платят дважды. Но за ошибки наше правительство, объявленное Путиным безупречным и несменяемым ни в коем случае, не отвечает. Отвечает за все своей жизнью только наш народ.

    В результате возникает все больше вопросов к уровню компетенции нашей власти, напоминающей контору «Геркулес» из «Золотого теленка», которая приносит пользу только своим сотрудникам. У нее своя жизнь и свое мерило ценностей. В ее собственных глазах падение жизненного уровня и деградация страны не является свидетельством ее отвратительной работы.

    Ведь на их этаже все просто замечательно. Сколько самых золотых и пафосных проектов запущено! Сколько откатов с них ушло в карманы бенефициаров нашей экономики! Как говорил Александр Иванович Корейко, для хорошего человека и миллиона не жалко. Состояние узкого слоя богачей растет, а убедить бедных в справедливости их мизерного благосостояния поможет волшебница бухгалтерия.

    И новое послание Путина в этом плане не меняет ничего. Он пообещал всяко помочь российской бедноте за счет дополнительных подачек – но все это будет съедено, как и раньше, алчностью властных супостатов, умеющих за каждую данную народу копейку содрать с него две.

    А о том, чтобы менять эту систему – и речи нет. Правда, Путин сказал, что будет строгий спрос с тех, кто не осилит новые программы – но это явный треп. Правительство Медведева не осилило ничего из прежних благих обещаний типа 20-и миллионов высокотехнологичных рабочих мест – и с него взятки гладки. Ну, подкачает еще раз – дело привычное. Всего-то – цифра с цифрой не сошлась. А при объявленной тем же Путиным цифровизации всего – народ становится всего лишь цифрой в неком уравнении. Подумаешь – плюс-минус сбился чуть, не увольнять же целый Кабмин из-за такой ничтожной мелочи…

С. Обухов: Путин дал понять, что будет сидеть до последнего

Федеральное послание: делить пирог между олигархами и народом все сложнее

На фото: президент РФ Владимир Путин (в центре) во время выступления с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ в Гостином дворе

В среду, 20 февраля, Владимир Путин в 15-й раз обратился с посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. В этом ежегодном публичном обращении к обеим палатам парламента президент традиционно дал оценку текущей ситуации в стране и задал вектор внутренней и внешней политики.

Прошлогоднее послание получилось не совсем обычным — его назвали обращением скорее не к парламентариям, а к международному сообществу, причем весьма недвусмысленным. Значительную часть речи президент посвятил рассказу о новейших стратегических вооружениях страны, отметив, что системы ПРО потенциального противника будут против них бессильны.

Возможно, тогда на содержание послания повлияли грядущие президентские выборы, поэтому необходимо было рассказать об ударных в прямом и переносном смысле успехах. Но после выборов граждан ждало повышение пенсионного возраста, увеличение НДС на 2%, рост цен и замедление роста зарплат. Поэтому неудивительно, что в этом году президент сделал акцент на внутреннем развитии страны, социальной сфере и мерах по росту благосостояния населения, а также нацпроектах и майском указе.

Нынешнее послание можно разделить на три блока — первый посвящен социальной сфере и конкретным проблемам, а также решениям прямого действия, как выразился Владимир Владимирович. Второй — макроэкономике и национальным задачам на ближайшие годы, ну а третий — внешней политике.

Профессор Катасонов: Планы Путина хороши, если смотреть только телевизорПрофессор Катасонов: Планы Путина хороши, если смотреть только телевизор
Россия, имея нынешнее правительство, в принципе не в состоянии «рвануть вперед»

Первый блок президент начал с демографии или, как он сформулировал, с поддержки семей. В послании Путин озвучил немало шагов, которые должны улучшить благосостояние многодетных семей и, соответственно, побудить людей заводить не одного ребенка, а как минимум три.

Среди мер, названных президентом:

— увеличение выплат на первого и второго ребенка с полутора прожиточных минимумов до двух с 1 января 2020 года. Льготой смогут воспользоваться около 70% семей;

— увеличение пособия для детей с инвалидностью с 5,5 тыс. до 10 тысяч рублей;

— снижение налоговой нагрузки для многодетных семей. В частности, освобождение от налогов 6 соток земли, а также увеличение льготы на имущество для многодетных — вычет из налогообложения 5 квадратных метров за каждого ребенка в квартире и 7 кв. м. в доме;

— распространение программы ипотечной льготы в 6% на весь срок кредита, а не только на первые несколько лет. Для этого из бюджета дополнительно потребуется 7,6 млрд руб. в 2019 году, 30,6 млрд руб. в 2021. Программа может охватить 600 тыс. семей;

— погашение из бюджета 450 тысяч рублей ипотечного кредита, если в семье рождается третий и последующие дети. Это решение должно быть введено задним числом с 1 января 2019 года;

— распространение ипотечных льгот для многодетных и на индивидуальное жилищное строительство.

После этого Владимир Путин заговорил о борьбе с бедностью. «У нас слишком много бедных», — признал президент, и предложил выходить из этой ситуации с помощью такого механизма поддержки, как социальный контракт.

«Государство помогает в трудоустройстве, повышении квалификации, дает средства для собственного дела или подсобного хозяйства, и средства немалые. При этом человек берет на себя обязательства — пройти повышение квалификации, содержать семью и детей», — пояснил Путин. За пять лет такой поддержкой смогут воспользоваться 5 млн. человек. Со следующего года правительство должно начать работу с регионами по внедрению такой программы.

Кроме того, президент предложил ввести ипотечные каникулы для людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и оставшихся без источника дохода. ЦБ и правительству лидер поручил навести порядок на рынке микрокредитования, а властным структурам в целом наказал «дойти до каждой нуждающейся семьи», находя к ним индивидуальный подход.

После этого президент говорил о здравоохранении и образовании, анонсировав расширение программы «Бережливая поликлиника», увеличение расходов на борьбу с онкозаболеваниями, расширение возрастного ценза программы «Земский доктор» и старт аналогичной программы для учителей, дальнейшую цифровизацию в школах и поликлиниках и так далее.

Среди системных проблем, которые необходимо решить в нашей экономике, президент назвал:

— опережающий рост производительности труда, увеличение несырьевого экспорта в полтора раза за шесть лет;

— улучшение делового климата и рост инвестиций;

— снятие ограничений для экономики;

— подготовка кадров.

После этого президент перешел к любимой теме — внешней политике. «Россия была и будет суверенным независимым государством, это аксиома. Либо таким, либо ее не будет», — сказал он.

Ясно, что этот блок был направлен на внешнюю аудиторию, для внутренней же основной была именно первая часть послания, посвященная решению социальных проблем.

На словах все звучит хорошо: у многодетных семей скоро будет не жизнь, а сахар; всех бедных индивидуально выслушают, обогреют, выучат и помогут; в больницах все станут квалифицированными и вежливыми, а попасть туда можно будет в любое время без проблем; школы будут современными, эффективными и с быстрым интернетом.

На практике же о борьбе с бедностью, создании эффективной системы здравоохранения, улучшении образования, поддержке многодетных семей мы слышим последние 20 лет. Но даже несмотря на «тучные» нулевые эти проблемы в полной мере решены не были, а в последние годы даже власти признают, что ситуация во многих сферах ухудшается.

Реальные доходы населения падают пятый год подряд, за чертой бедности в 2019 году оказалось уже почти 20 миллионов человек по сравнению с 15 млн. в 2013-м. О здравоохранении вряд ли нужно говорить кому-то, кто имел несчастье болеть в последние годы.

Возможно, объявленные президентом меры и национальные проекты смогут, наконец, стать, переломной точкой, после которой дело пойдет на лад? Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич сомневается в том, что это произойдет, потому что без кардинальной перестройки системы российской экономики все эти декларации останутся только красивыми словами.

— Никаких оснований для прорыва и изменений в лучшую сторону, о которых говорил президент, нет. Непонятно, каким путем они собираются этого достичь, если проблемы, которые возникли далеко не сегодня, не решили даже в прошлые годы, когда у нас были большие деньги.

Если экономическая политика не изменится, в экономике будет оставаться все меньше денег. И делить их станет все сложнее. А все заявления президента адресованы как раз к дележке — надо дать детям, надо дать бедным. Страна трактуется, как некий собес — есть нахлебники с разных сторон, которым нужно что-то дать. Но нет разговоров о том, откуда все это появится, где источники экономического роста, развития предпринимательства и занятости.

Государство само по себе не может потянуть все эти расходы. Если оно будет нести военные расходы, да еще и раздавать деньги, оно вряд ли будет еще и инвестировать — это утопия. Значит, люди тоже должны что-то делать, у них должна быть возможность зарабатывать.

Россияне могут навсегда забыть о доступном жильеРоссияне могут навсегда забыть о доступном жилье
Совсем скоро ипотечникам придется платить за квартиры двойную цену

Для этого нужны изменения в промышленной и конкурентной политике, необходимо обеспечить доступ в различные сектора экономики новым участникам, малому и среднему бизнесу. Это позволило бы десяткам миллионов людей влиться в экономику. Потому что если никто не зарабатывает, раздавать всем деньги будет очень сложно, особенно в ситуации, когда их становится все меньше.

«СП»: — Почему это не делается?

— Потому что никто не соберется менять сложившуюся олигархическую структуру экономики, которая не предусматривает возможности самостоятельного заработка для людей. Узкий круг людей жирует, а все остальные трактуются как нагрузка, которой нужно время от времени подкидывать какие-то средства, чтобы они не совсем нищенствовали.

«СП»: — А в том, о чем говорил президент, нет выхода из этой ситуации?

— У нас нет программы реформ, нацеленных на развитие бизнеса и предпринимательства, нет стратегии экономического роста, которая бы обеспечила использование всех человеческих ресурсов и потенциала страны. Сейчас, по сути, экономика работает на десятую часть своего потенциала. Монополизация структуры управления и всех сфер экономики тормозит развитие страны.

Экономическая политика должна быть направлена на разрушение этой архаичной полуфеодальной структуры, изменение мотивации всех участников хозяйственной деятельности в сторону эффективности, производительности и конкурентоспособности. Но этого нет.

Предполагается, что те же люди, которые уже довели экономику до тяжелого состояния, и дальше будут ей руководить, причем как министры, так и олигархи, которые рулят всеми сферами и подавили все живое.

«СП»: — В каком смысле «подавили все живое?

— Правительство изымает деньги из экономики, посадив страну на 40 долларов за баррель. Остальные средства из экономики изымается и направляется в ФНБ. Это позволяет им оперировать гигантскими суммами, которые в бюджете никак не отражены. Они то появляются, то исчезают, и зависят только от властей.

За счет этого они хотят решить все проблемы, в том числе с инвестированием, хотя это самый плохой и нетранспарентный из всех возможных способов. Но их устраивает система, когда деньги крутятся в правительстве, которое стало главным предпринимателем в стране. При этом ни перед кем не отчитываясь, что приводить к чудовищной неэффективности и невозможности понять, куда эти деньги вообще деваются.

И уже из этой черной дыры деньги должны выдаваться на благие дела. Но при этом народ живет хуже, ему нужно выбивать деньги из этой дыры, и с каждым годом это становится все сложнее делать. Несмотря на это, у нас дискуссия об экономической политике фактически прекращена, и другие варианты не рассматриваются, к сожалению.

Так что я считаю, что социальная часть послания президента — это просто благие пожелания. Пирог не будет расширяться, а проблем станет больше. Люди беднеют, по мере роста потребностей они станут больше апеллировать к государству, требовать дать им то и это, что приведет к росту социальной напряженности.

Судьба разведчика: ГРУ открестилось от полковника КвачковаСудьба разведчика: ГРУ открестилось от полковника Квачкова
Его сдали не свои, зато «чужие» были из «своих» — к кому после тюрьмы примкнет человек, готовивший госпереворот

— Слушая Путина, так и хочется воскликнуть: вот что рейтинг падающий творит! — комментирует послание президента секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — С 11-й минуты выступления началась раздача денег. Браво, русский народ из действующей власти выколачивает себе хоть какие-то послабления!

Понятно, хотя настоящих выборов в стране нет, политическая стабильность нарушена. Рейтинг главы государства падает, что создает риски для системы. И поэтому рейтинг надо укреплять.

За счет чего это делается? В администрации президента посмотрели, где наибольшие электоральные потери. Это село, малые города и мегаполисы — собственно говоря, здесь наибольшая доля бедных.

Владимир Владимирович, конечно, лукавит, когда говорит, что в 2000-м году в России было 40% бедных, а сейчас всего 19−20%. Если брать за точку отсчета его новое пришествие — 2012 год — то тогда было 10% бедных. Плюс, Росстат обнародовал недавно данные за январь 2019 года, согласно которым снижение реальных располагаемых доходов россиян составило 1,3%. То есть, ситуация с бедными ухудшается.

Хорошо, конечно, что Путин обратил внимание на бедных — но опять это сделано в рамках либеральной «мутоты». Например, президент предложил многодетные семьи дополнительно освободить от налога по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребенка. Но беда в том, что у многодетных нет хором, как у главы «Роснефти» Игоря Сечина — пятиэтажных квартир по 1299 квадратных метров, с домашним кинотеатром. Так что многие этой новой льготы просто не почувствуют.

Цифры в послании вообще вызывают много вопросов.

Так, Путин предложил освободить от налога на прибыль региональные музеи, театры и библиотеки, сделав эту льготу бессрочной — это позволит экономить 4 млрд. рублей ежегодно. Плюс выделить на развитие сельских клубов и домов культуры в рамках нацпроекта «Культура» 17 млрд. рублей.

Это здорово, конечно. Но сразу вспоминается, что всего 36 топ-менеджеров «Газпрома», «Роснефти» и Сбербанка получили в 2018 году 11,893 миллиарда рублей дохода. Получается, этих денег хватило бы на целую национальную программу.

Говоря о нацпроектах, президент сказал: «Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти». Но посмотрите еще раз на доходы 36 топ-менеджеров: кто же от такой кормушки добровольно уйдет?!

Кстати, как раз накануне президентского послания стало известно: в Кремле разработали общую для внутриполитического блока администрации президента и вице-губернаторов по внутренней политике систему KPI. В частности, оценивать будут уровень доверия к президенту и губернаторам, вводятся и KPI по выборам.

То есть, оценивать будут явку на выборах и победу прокремлевского кандидата в первом туре. Получается, граждан предлагается немножко подкормить, а администраторов оценивать по тому, как они будут закручивать гайки — это смех сквозь слезы!

«СП»: — Какую информацию в послании можно считать знаковой?

— Горизонт планирования — несколько раз прозвучало, что речь идет о планах на шесть лет вперед. Путин пообещал в 1,5 раза повысить несырьевой экспорт через шесть лет, реконструировать 60 аэропортов к этому же сроку, а еще выделить 1 трлн. рублей на борьбу с онкологией.

Министр Орешкин заклинает поверить в рубль, отказав доллару и евро в храненииМинистр Орешкин заклинает поверить в рубль, отказав доллару и евро в хранении
Российской валюте не грозит ничего… кроме цен на нефть и санкций

Все это превышает официальный срок его президентских полномочий. Тем самым, я считаю, Путин нам говорит: буду сидеть до последнего.

«СП»: — Решают ли предложения Владимира Путина ключевые проблемы России?

— Ключевая проблема в стране, на мой взгляд — это работающие бедные. И здесь нам президент рассказал, что надо повышать производительность труда — мы это слышим с морковкина заговенья. В мае 2012 года, напомню, Путин пообещал создать в течение шести лет 25 миллионов модернизированных рабочих мест — где они?

Сегодня для работающих бедных у Путина тоже нет решения — он его перекинул на регионы, на индивидуальные программы помощи бедным. А какие индивидуальные программы, если региональные бюджеты разорены?!

Или вот — Путин погрозил пальцем правоохранителям за аресты предпринимателей. Но все понимают, что это проблема системная: правоохранители занимаются «дойкой», и пока не будет преодолено сращивание правоохранителей с теневым бизнесом, ситуация не изменится.

Скажу так: будет смена власти, придет оппозиция, начнет новая метла мести — тогда и будут перемены.

«СП»: — В нынешнем послании есть плюсы?

— Хорошо, что президент обратился к внутренней повестке — спасибо падающему рейтингу. Хорошо, что есть темы для обсуждения. Хорошо, что премьер Медведев во время послания не спал, как прежде случалось.

По сути, Путин повернулся к электорату, который от него уходит. Но он работает в роли «скорой», которая сначала наехала на толпу, а теперь ее спасает.

«У нас разные интересы»: Курц рассказал Трампу о «Северном потоке - 2»

20 февраля 2019 года в Белом доме (Вашингтон) состоялась встреча канцлера Австрии Себастьяна Курца и президента США Дональда Трампа. Об итогах переговоров Курц рассказал в интервью телеканалу ORF.





Нужно отметить, что главной темой общения двух лидеров, как не сложно догадаться, являлся «Северный поток - 2» (СП-2). У Австрии и США диаметрально разное отношение к этому важному газотранспортному проекту, что, впрочем, не удивительно.

Канцлер уточнил, что общение с Трампом получилось «очень противоречивым». Ведь США не скрывают, что являются противниками проекта СП-2, да и Трамп сразу напомнил Курцу об этом. На что канцлер ответил, что австрийские власти «это и так знают». В свою очередь Курц не скрывал, что Вена является сторонницей проекта СП-2 и заинтересована в российском газе. Она бы и рада покупать американский газ, но он значительно дороже российского. Кроме того, Австрия будет содействовать реализации проекта СП-2 и по другой причине. Она заинтересована в элементарной надежности энергоснабжения.

Я думаю, он как бывший бизнесмен может понять, здесь у нас просто разные интересы

- подытожил канцлер.

Понять Курца не сложно. Он прямым текстом рассказал американцам, что покупка дорогого СПГ из США, это элементарное нарушение рыночной логики. На планете царит капитализм и правит «рука рынка». Что касается надежности поставок, то «труба» по определению надежней флота танкеров с СПГ в бушующем океане. Причем СПГ ведь нужно после получения еще и регазифицировать (сделать снова газообразным), а только потом запускать в газотранспортную систему.

Так что не удивительно, что Курц, как впрочем и вся Австрия, выступает в поддержку СП-2 и с нетерпением ожидает окончание строительства и ввода в эксплуатацию. Ну, а реакцию США, на подобную «наглость», мы скоро узнаем, в этом нет сомнений.

Что такое социальный контракт, или о чем говорил Путин?

Что такое социальный контракт, или о чем говорил Путин?фото: pixabay

Государство поможет устроиться на работу, повысить квалификацию или стать самозанятыми до 9 млн россиян через механизм соцконтракта. Разбираемся, откуда возник социальный контракт, и как он должен помогать гражданам получить не деньги или еду в качестве госпомощи, а получить инструмент для приобретения постоянного дохода.

20 февраля в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил существенно расширить механизм использования социальных контрактов для борьбы с бедностью. По данным Росстата, бедных, или формально граждан с доходами ниже прожиточного минимума, в РФ в 2017 году было 13,2% населения, или 19,3 млн человек. Социальную поддержку, по данным вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой, получают 22% из них.

Бедных в России, конечно, больше, так как прожиточный минимум - показатель, который взят с потолка. Но эта деталь сути не меняет, бороться с бедностью нужно и можно, особенно когда государство имеет достаточно средств для помощи, что отметил в своей речи и Владимир Путин. Более того, государство уже посчитало, что дефицит годовых доходов всех россиян, чтобы каждому гражданину в стране иметь доход не менее прожиточного минимума (текущего), оценивается в 800 млрд руб.

«Это дефицит приблизительно в доходах около 800 млрд рублей. То есть если полностью бедность побороть, точно раздать, чтобы каждый рубль точно дошел до семьи, где есть дефицит доходов. Чтобы преодолеть бедность полностью, нужно около 800 млрд", - заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин на Гайдаровском форуме во вторник 15 января сего года.

Чем вредна бедность?

Государство должно заботиться о своих гражданах, но это не означает, что государство должно заниматься благотворительностью. Так подумали в США в середине XX века и придумали социальный контракт, который должен подарить бедняку «удочку для ловли рыбы, а не дать пару раз саму рыбу». Но прежде, чем перейти к его генезису* и сущности, стоит в двух словах напомнить, что такое бедность не с понятной точки зрения бедняка, которому не хватает денег на еду, а с точки зрения государства.

*Генезис - хорошее слово - умное; означает происхождение или возникновение чего-либо. SULARU его точно использует в первый раз, так как сейчас есть повод. В России наблюдается период «генезиса» борьбы с бедностью: вроде что-то происходит, а результат еще непредсказуем, так как любое изменение нельзя просчитать (см. Теорию хаоса).

«Человек - эта наша новая нефть!», - гласит модный в современном интернете постулат. Ёмко, грубовато, но верно не только в долгосрочной перспективе, но уже сейчас: в 2018 году обязательные неналоговые и налоговые платежи выросли почти на 15% при инфляции около 4%. Или как сказал один депутат с трибуны Госдумы РФ в феврале сего года: «Мы знаем, чем заканчиваются подобные инициативы - финансированием за счёт граждан».

В теории человек, когда много зарабатывает, платит больше налогов как абсолютно, так и относительно. С последним на практике не совсем согласен Минфин РФ, который говорит глупость про сложное администрирование подоходного налога, но так должно быть. Чтобы человек много зарабатывал должно сойтись два условия: у каждого гражданина есть большой человеческий капитал для высокой производительности труда и у государства есть грамотная социально-экономическая политика, которая обеспечивает условия для применения этого капитала.

Проще говоря, есть достаточно хороших рабочих мест с достойной заплатой для воспроизводства ещё большего человеческого капитала, требования к которому с каждым годом повышаются. Это утопия в любой стране мира, но мечтать всегда полезно.

Стоит также заметить, что если применить аналогию, или шаблонное мышление, то проблема бедности стоит очень близко к проблеме любого рода дискриминации. Так после Второй мировой войны на рынок труда пришли миллионы женщин, которые раньше были домохозяйками. Гендерное неравенство с тех пор сократилось, хотя и остаётся значительным. Главное, были созданы миллионы новых рабочих мест, которые обеспечили ускоренное восстановление экономики. Любая дискриминация, а бедность можно таковой считать, так как бедняки ограничены в доступе к образованию, медицине, полноценному питанию, сдерживает экономический рост страны.

Генезис социального контракта

Сущность социального контракта состоит в том, что в обмен на социальную помощь, предоставляемую в денежной или натуральной форме, а также в форме социальных услуг у получателей помощи возникают встречные обязательства. Государство надеется, что исполнение данных обязательств будет стимулировать активную жизненную позицию бедных граждан и их семей.

В российскую практику социальный контракт был внедрен исходя из зарубежного опыта. США считаются новаторами, поскольку стали первой (или одной из первых) страной, применившей подобный метод оказания помощи малоимущим. Для получения помощи американцам предложили обязательные общественные работы без заработной платы. В дальнейшем идею творчески развил президент США Дональд Трамп, который запустил уже не борьбу с бедностью, а борьбу с тунеядством.

Сторонники обязательных работ уверены, что здоровые и трудоспособные получатели социальной помощи должны трудиться на благо общества. При этом нежелание трудиться считается основанием для расторжений социального контракта. В Америке также верят, что труд на благо общество расширяет практические навыки человека, увеличивая его шансы на получение постоянной работы. Труд, говорят родоначальники соцконтракта, оказывает также благотворное влияние на развитие чувства самоуважения у получателей помощи. В СССР в подобных случаях говорили: «Труд облагораживает человека!».

В любом случае основной целью внедрения института социального контракта в США признавалась смена жизненных приоритетов получателей помощи на желание иметь трудовые источники доходов через работу за зарплату или самозанятость. Смена приоритетов потребовалась так как действующие программы преодоления бедности были малоэффективными, а бюджет вечно испытывал нехватку средств на расширение борьбы за счастливое будущее малообеспеченных, что обостряло вечную проблему нарастающего неравенства в США.

Соцконтракт в России

Если в США главной историей вокруг социального контракта стал лозунг - «Кто не работает, тот не ест!», то в России формулировка звучит мягче: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!». Суть от этого не меняется, государство хочет в перспективе, и правильно делает, не оказывать помощь бедным и сократить расходы бюджета. Но хочет в основном не по причине жадности, а по причине возможного чудесного избавления от бедности.

Социальный контракт появился в России с подачи премьер-министра России Дмитрия Медведева в 2010 году. Президент РФ Владимир Путин в 2019 году, видимо, оценил эксперименты с социальным контрактом в некоторых регионах страны позитивно и решил расширить практику. Стоит отметить, что публичной информации об успехах инициативы Медведева SULARU не видело. Поверим, что они есть.

Итак, по словам президента РФ, государство в лице регионов намерено оказывать помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставлении каждому «индивидуальных мер поддержки», включая «несколько десятков тысяч рублей», а человек взамен обязуется начать обеспечивать свою семью и детей: трудоустроиться, завести подсобное хозяйство, пройти профобучение, организовать малый бизнес и так далее.

Социальный контракт в России, по заявлению Путина, ориентирован на поддержку каждого «отдельного нуждающегося человека». Дмитрий Медведев ранее также заявлял, что государство сможет оказывать адресную помощь бедным. Более того, в 2019 году Минтруд пообещал составить «индивидуальный портрет» бедности по итогам обследования домохозяйств в восьми пилотных регионах (Кабардино-Балкарии, Татарстане, Приморском крае, Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областях), чтобы облегчить адресную поддержку в будущем.

Идея Министерства Труда, пожалуй, будет даже поинтереснее и покруче работы Университета Генпрокуратуры РФ по составлению психологического портрета среднестатистического коррупционера. Возможно, она даст и какие-то практические результаты, ведь ведомство намерено в рамках пилотных проектов индивидуально выявлять бедные семьи, анализировать причины и структуры бедности и разработать для этих семей индивидуальные меры господдержки.

Если вспомнить причины генезиса соцконтракта в США, провести аналогию, то российское государство де-факто расписалось в неэффективности прежних программ преодоления бедности и неравенства и готово смело начать новую героическую страницу в этой тяжёлой борьбе с бедностью.

А теперь проще и сложнее одновременно

Развитые страны теперь всё чаще говорят и экспериментируют не с соцконтрактом, а с базовом доходом, то бишь безусловной раздачей денег в размере не менее прожиточного минимума. Эксперименты пока неудачные, но относительно новая тенденция говорит о разочаровании в прежнем подходе. В России, слава богу, пока до подобной ереси далеко, но и возлагать чрезмерные надежды на соцконтракт не стоит.

Если упростить конструкцию, то для преодоления бедности нужно нарастить национальный человеческий капитал. Чтобы нарастить человеческий капитал нужно обеспечить равный доступ к образованию и медицине и дать веру, что «России всегда будет страной возможностей!», как говорил президент РФ Владимир Путин. Это, кстати, тоже (как и соцконтракт) калька с неоднозначного американского лозунга «США - страна великих возможностей!».

Итак, есть четыре задачи, которые нужно обеспечить в рамках страны для преодоления бедности:
- равный доступ к образованию,
- равный доступ к медицине,
- вера в себя и в страну,
- соответствие государства возможному росту человеческого капитала (социально-экономическое развитие).

Это все достигается только путём более справедливого перераспределения национального дохода и никак иначе. Этого нет. Конечно, мы все помним про нацпроекты, в которых прописана частичная реализация перечисленных задач, но это фасад за которым нет главного - справедливости, которую жаждут граждане.

В данной конструкции место социального контракта не проглядывается, или оно очень второстепенное. Но это не означает, что идея сама по себе бесполезная, Нет, нет и нет, так как любая адресная помощь бедным является прекрасной идеей. Так SULARU не понимает, почему отказались до 2021 года от реализации хорошей идеи Минпромторга с продуктовыми карточками, которые заодно помогли бы российским аграриям и пищевой промышленности.

Очевидно, что для многих граждан помощь, оказанная в нужный момент, очень важна. И если только 10% выберутся из нужды из-за соцконтрактов, то и это будет отличным результатом. SULARU больше смущает полная неготовность государства к переменам. Возьмем пример, о котором писал сегодня «Интерфакс»:

«В Приморье завели дело против родителей, избивших пятиклассника-хулигана за издевательства над их детьми. По факту причинения побоев 12-летнему ученику возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ (нанесение побоев). Уточняется, что назначена судебно-медицинская экспертиза, допрашиваются свидетели. Кроме того, следователи намерены дать оценку работе школьной администрации, где произошло ЧП».

Ситуация проста: родители "проучили" местного хулигана за то, что он систематически приходил на занятия с ножом, издевался над детьми, устраивал драки. Ранее пятиклассник сильно ударил в живот одноклассницу, которой теперь требуется операция.

Мальчику надо лечить голову, то бишь ему требуется или психолог или психиатр в зависимости от серьёзности его психологических отклонений. При этом родители до этого первый шаг по обращению к государству сделали: «Известно, что родители ранее неоднократно обращались с заявлениями в полицию и администрацию школы с требованием пресечь хулиганские выходки пятиклассника».

А в ответ тишина, и родители не придумали ничего более умного, чем заняться самоуправством. В такой ситуации хорошо, что не убили парня, так как тюремный срок для них будет меньше. Кого винить в создавшемся положении? Только плохие государственные институты. Ведь первый же звоночек от родителей должен был запустить механизм предупреждения будущего уголовного преступления и социализации пятиклассника по примеру социализации щенков в раннем возрасте. Не скорректировать поведение парня сейчас означает или его преждевременную смерть в будущем в пьяной драке, или постоянные хождения за решетку.

Механизм в Приморье не был запущен. А ведь это относительно простой случай по сравнению с проблемами у 19 млн человек, которые находятся в бедности, и которых из неё надо вытащить. У каждого из них свои проблемы, психологические, материальные и социальные ограничения, которые надо снимать через эти самые пресловутые и многочисленные государственные институты. А они (здесь можно поставить любое нецензурное слово) не работают.

И не будут работать, так как комплексного механизма внедрения того же соцконтракта не создано. А поэтому нельзя обеспечить и «соответствие возможному росту человеческого капитала».

Эти стенания о госинститутах могут показаться заумными и далекими от практики, но экономисты, которые говорят об институциональных ошибках, такое обманчивое впечатление создают регулярно, поэтому привыкли общие постулаты уточнять. Более конкретно всю глубину проблемы, стоящую перед государством в плане бедности, можно описать несколькими предложениями:

- каждому бедному человеку нужен наставник с опытом социальной инженерии, который поможет ему перейти личный Рубикон, а таких людей, объединенных волей государства, нет хотя бы по той причине, что социальная инженерия в стране ассоциируется прежде всего с мошенничеством, Чиновников Минтруда можно представить в таком качестве только в страшном сне, если сам министр труда вызвал подозрение, что не очень умеет считать;
- каждый регион должен знать, куда можно приложить силы миллионов бедных людей, а нормального понимания рынка труда в стране нет, есть только устаревшее представление о совокупной потребности в рабочей силе;
- о качестве действующих социальных работников, которые должны будут координировать лавинообразно растущую (из-за массового использования соцкотрактов) работу госорганов опеки и занятости на местах можно просто помолчать, еще раз вспомнив про пример из Приморья и нередкую безграмотность и коррумпированность чиновников, регулярно отмеченные Счётной палатой.

Однако президент России сегодня сделал всё-таки большой шаг. С чего-то начинать нужно. Как в таких случаях не очень благозвучно для русскоязычного человека говорят китайцы: «Ибу ибуди - хуйдао муди». По русски это звучит как «шаг за шагом можно достичь цели». То есть надо пробовать и экспериментировать, преодолевая вполне ожидаемые трудности и неудачи.

Картина дня

наверх