Экспедиция к предкам. «Папирус для забавы»
в воде среди рыб.
Он толкует с сомом,
он беседует со щукой…»
Песня древнеегипетского пастуха
История и культура. Мы продолжаем знакомить читателей ВО с искусством и культурой Древнего Египта. И сегодня мы вновь обратимся к египетским папирусам, как к исключительно важному источнику информации. Найдено их много, и не просто много, а очень много. Но при этом самым важным из них даже даны собственные имена, как по фамилиям их первооткрывателей, так и по месту хранения. Поэтому есть, например, «папирус Эберса», «Туринский папирус», «Московский папирус» и многие другие.
Сатирические сюжеты «Туринского папируса». Египетский музей, Турин
Читая их, лишний раз можно убедиться в том, каким благом является письменность, и для самой цивилизации, и для нё исследователей. Вот, например, тот же «папирус Эберса».
Это древнейший, наряду с папирусом Эдвина Смита, трактат по медицине. В нем описаны и симптомы различных заболеваний, и методы их диагностики, даны описания приготовления лекарств и способы лечения. Тут можно найти и сведения из области паразитологии, и стоматологии, и даже гинекологии, и… контрацепции. То есть египтяне во всем этом разбирались, и неплохо, хотя не брезговали и магическими заговорами, которые, по их мнению, должны были помочь врачу победить болезнь.
Попали в этот папирус и астрономические наблюдения, которые имеют важное значение для датировки исторических событий в Древнем Египте.
Кстати, папирус Эдвина Смита был куплен им в Египте ещё в 1862 году, а затем перекуплен за 15 тысяч талеров в 1872 году египтологом из Германии Георгом Эберсом для музея в Лейпциге. Длина его было более 20 метров!
К сожалению, во Вторую мировую войну он очень сильно пострадал от бомбардировки Лейпцига англо-американской авиацией, и не просто пострадал – многие его части были попросту утрачены. Сегодня как огромная драгоценность этот папирус хранится в библиотеке Лейпцигского университета.
Столь же информативно, в смысле нашего знакомства с жизнью древних египтян, и знаменитое «Поучение Хети». «Поучение» много раз переписывалось египетскими школьниками, поэтому до нас дошло около 250 папирусов, 19-й династии (1350–1200 до н. э.).
Текст «Поучения» сохранился и на иератическом папирусе «Саллье I», и частично на папирусе «Анастаси VII» из Британского музея. Встречаются отрывки из него и на различных предметах. Например, писчей доске из Лувра, папирусе Амхёрста из «Библиотеки и музея Моргана», 19-м папирусе Честера Битти из Британского музея, и более чем на 90 остраконах эпохи правления фараонов Рамессидов.
Однако все эти исторические артефакты относятся к серьезным документам. А мы сегодня познакомимся с «документом» совершенно несерьезным, но тоже помогающим в какой-то степени понять жизнь древних египтян – с «Туринским сатирико-эротическим папирусом» (или «папирусом № 55001»), который сегодня находится в Египетском музее Турина.
Остракон XIX династии с фрагментом Поучения Хети. Египетский музей, Турин
Обнаружил его первый в истории человечества египтолог, научившийся читать иероглифы – Жан Франсуа Шамполион, в 30-е годы XIX века. Его внимание сначала привлекли его анималистические изображения. Но потом, приглядевшись, он был поражен, как он сам заявил, «чудовищной непристойностью» других его изображений. В результате высокоморальные европейские египтологи долгое время даже отказывались его изучать, из-за чего копии этого папируса в печати появились лишь в 1973 году.
В СССР с этим папирусом были знакомы давно. «Картинки» из него, например, появились в печати в отрисованном в графике виде ещё в 1955 году, но… относились они только лишь к первой части этого артефакта.
Кот пасет гусей. Рисунок на остраконе явно сатирического содержания. Эпоха 19-й династии. Ок. 1120 г. до н. э. Египетский музей, Каир
Кстати, а сколько тогда получали египетские художники за свою работу?
Ведь иллюстрировали они не только (и даже не столько!) папирусные тексты, сколько… раскрашивали статуэтки и статуи, наносили роспись на стены погребальных камер в гробницах, раскрашивали саркофаги и… корабли, которые тоже (если судить по их моделям из гробниц), могли быть ярко расписаны.
В нашем распоряжении имеются документы о работе и оплате художника Маанахтефа, жившего в XII веке до нашей эры. Так, из его договора с заказчиком, которому он расписывал его саркофаг, он получил тюк ткани, меру фруктов, плетеное ложе и медное блюдо. О чем был составлен соответствующий документ.
Из другого документа, который был составлен немного позднее, можно узнать, что какой-то другой художник за свою работу получил в оплату: козу, тюк ткани, пару сандалий, два сосуда с жиром, деревянное ложе, циновку, сосуд с краской и что-то из еды. То есть обмен был тогда сугубо натуральным!
Погребальный папирус певицы Амона Нани (19-я династия, ок. 1050 года до н. э.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Но вот «Туринский папирус»… Как быть с ним? Его тоже кто-нибудь заказал нарисовать художнику? Или он сам по собственному желанию «отвел на нем душу»? Или этот папирус – плод творения шутника-художника? Потому что рисунки на этом папирусе и впрямь совершенно удивительны по своему содержанию.
Эротическая часть папируса
Кстати, и сам папирус, имеющий размеры 2,6 м на 25 см не соответствует стандартам обычных свитков административного или же религиозного содержания. Рисунки сделаны чёрной краской. При этом тематически папирус состоит из двух разделов. В первом 12 эротических изображений, а вот в другом – в определенном смысле он и впрямь интереснее, представлены сатирические сюжеты, в которых вместо людей изображены… животные.
Что до «эротики», то тут можно видеть сплошной реализм, для египетского искусства совершенно не свойственный. Так, на папирусе изображены мужчины низкого роста, с отвисшими либо выступающими вперед «пивными» животами, и гениталиями явно большего, чем положено, размера. То есть они абсолютно не соответствуют египетским стандартам мужской красоты. Женщины тоже немолодые, причем изображены с листьями вьюнка в руках, а также цветами лотоса. Все это были символы богини Хатхор, которая в Египте являлась богиней любви, а ещё опьянения, материнства, плодородия, веселья и… танцев.
Продолжение…
Но если с «эротикой» все понятно, то вот прочие изображения нуждаются в пояснениях, и насколько они точны, до сих пор не знает никто.
Ведь что здесь мы видим?
Битву кошек и гусей. Шакал-пастух с козой... Кот преподносит крысе в дар гуся. Лев и газель заняты какой-то настольной игрой. Да, понятно, что здесь изображены животные, но только безымянный художник имел в виду нечто совсем другое, а именно: высокопоставленных людей и даже, возможно, самого фараона. То есть художник использовал известный прием баснописцев, описывавших различных зверей, чтобы осмеивать человеческие слабости и пороки.
На одном из рисунков художник нарядил осла в одеяние вельможи. Его высокий посох и жезл обличают в нем важного сановника. Недаром в такой почтительной позе стоит перед ним на задних лапах кошка. А приволок её к ослу на расправу бык.
Вдумайтесь в сокровенный смысл этой карикатуры. Разве это не прямой намек на царское правосудие – осел в роли судьи!
А дальше прямо-таки сценка из крыловской басни про квартет. Только в качестве музыкантов здесь выступают осел, лев, крокодил и обезьяна – животные, хорошо знакомые египтянам. Да и инструменты взяты хорошо им известные, изображавшиеся на фресках во дворцах и гробницах египетских вельмож – арфа, лютня, лира и двойная флейта.
Есть на этом папирусе и батальная сцена. Она прямо-таки скопирована с бесчисленных картин военных сражений, которые так любили и которыми так гордились воинственные фараоны Нового царства. Тут и осада крепости, и лучники, и колесницы, и яростные рукопашные схватки... Только вместо воинов-людей сражаются кошки и мышки.
И не случайно, конечно, мышиный царь на колеснице, в которую впряжены борзые, находится в центре. Он представлен точь-в-точь в такой же позе, как победоносный и всесильный фараон... Понятно, что египтяне, особенно жители столицы, могли безошибочно угадать, что или кого имел в виду автор этого необычного папируса, стоило им только на него взглянуть.
Причем смелость неизвестного писца достойна удивления. Ведь одно непочтительное слово в адрес земного бога – фараона, и его могла бы постичь суровая кара. А тут целые развернутые повествования, правда, без слов, но совершенно всем понятные.
Впрочем, некоторые считают эти рисунки иллюстрациями к басням. Есть и другие мнения. Однако в любом случае все эти изображения носят чрезвычайно любопытный характер и, кроме того, говорят ещё и о том, что сделаны они были рукой профессионального и эрудированного писца, обладавшего независимым характером. Возможно, что он жил в промежутке между поздним Новым царством и Третьим переходным периодом.
Кроме того, изображения женщин и льва на «Туринском папирусе» схожи с подобными рисунками на «Папирусе дамы Херубен». То есть в то время так рисовал не только он один – это была уже определенная манера, характерная для рисунков именно на папирусе.
А может быть, он нарисовал все это просто для забавы, ни о чем «таком» даже и не помышляя. Эдакий «папирус для забавы»? Кто знает…
ß
Новые звезды Дома 2 – кошки тоже соревнуются друг с другом
Традиционный праздник – День кошек, отмечаемый 01.03.2024 знаменует начало весны и ожидание чего-то нового и радостного. Поскольку на поляне Дома 2 изобилие домашних питомцев, которых завели участники, то в эфирах котейкам и собачкам приходится конкурировать друг с другом.
Так, кота Лизы Субботиной Картье с успехом заменяет котенок-сфинкс Чудо, заведенный Сашей Черно. И уже увезенный с поляны Дома 2, передав пальму первенства опытному питомцу Алексея Безуса – Альпике.
В свое время Альпика еще и мышей ловила, теперь же все чаще она мелькает в выпусках телестройки. Её даже в невесты Картье пытались записать, но не вышло.
Поздравляем всех представителей кошачьего племени с праздником, все-таки они достойны «вкусняшек», любви и заботы, ежедневно делясь с хозяевами своей теплотой и признательностью.
И тех, кто любит этих чудесных питомцев, подкармливает бездомных животных и ищет им «добрые руки».
Свежие комментарии