На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Восьмилетние циклы истории России в XXI веке Это не конспирология, а факты. Мало кто обращает внимание на то, что в...Значительно прево...
  • Юрий Ильинов
    Президент Финляндии: диверсии в акватории Балтийского моря не в интересах России Президент Финляндии Александр Стубб...МЗКТ нам поможет?
  • Юрий Ильинов
    Британский депутат раскрыл атаку США на Москву Депутат британского парламента Майк Мартин утверждает, что США отключ...Порядок, основанн...

Опричнина: религиозный Орден царя-игумена Ивана Грозного?

Исторические напёрстки

Опричнина: религиозный Орден царя-игумена Ивана Грозного?

Опричнина: религиозный Орден царя-игумена Ивана Грозного?

Случилось всё быстро и нежданно для государства Московского. 3 декабря 1564 года, отстояв обедню в Успенском соборе, Иван IV Васильевич Грозный спокойно вышел и плюхнулся немалым весом в царский возок.

Пнул кучера: «Правь в Коломенское, антихрист! Там Николин день встречать будем!». За царской повозкой потянулась длинная вереница саней. В загородную резиденцию государя отправилась вся семья, государственная казна, мощи и иконы святых в коробах из многих московских храмов.

Царица и дети были окружены многочисленной свитой царя, в полном вооружении и недобром молчании. «Война, что ли?» — перешептывались посадские… Оказалось, что «да». Поездка в Коломенское была предлогом, истинная цель демонстративного перенесения столичных дел за стены Москвы стала понятной только через месяц.

Сначала в столицу прибыли две царские грамоты: одна — митрополиту Афанасию, другая — «чёрному люду» (торговому и ремесленному населению города). Документы взорвали Москву. В первой подробно были перечислены «беззакония бояр, детей боярских и воевод». Их главная вина была определена в разорении государства, пока ещё Иван Васильевич сидел мальцом под присмотром боярским и неусыпным.

Иерархи Церкви повинны в постоянных ходатайствах за осуждённых на смерть или опалу преступников, став главными укрывателями измены. Всячески её поощряя. «Чёрный люд» столицы Грозный царь успокоил: на них он не гневается. Так Русь открыла новую страницу истории — «опричнину».

Супротив бояр?

Именно так трактуют опричнину большинство исследователей, особенно советской школы историографии. Взяв в оборот сочинениях князя-предателя Курбского, вырванные из контекста цитаты Ивана Грозного. Да поздние размышления чернецов монастырских, пытавшихся дать описания его царствования. Мол, всё против боярства спесивого было задумано. Ненавидел…

Сейчас векторы анализа чуть сместились, но немного. Всё равно сплошной негатив: внесудебное искоренение сепаратистских настроений «крамольной знати». Опричнина — уродливый и кровавый инструмент тиранического произвола Грозного. Развязавшего «террор против своего народа». Адепты этой версии хорошо известны: лично Курбский, анонимный составитель «Хронографа» 1617 года и князь Катырев-Ростовский.

Им возражает другой источник — Иван Пересветов. Стоящий за идею полного абсолютизма, призывавшего Грозного закрутить гайки ещё круче. Опираясь на новое служилое сословие, без чинов и родословных. Сочинения «русского кондотьера» Пересветова были отвергнуты Карамзиным, его последователями. Посчитав автора идеологом «опричного террора». Хотя вопрос куда глубже.

Сразу разберёмся с понятиями. Была ли вообще легендарная «боярская партия» против Грозного. Никто в Москве (тем более бояре) не покушался на верховную власть царя и целостность государства. Все документы говорят: принимался «помазанник Божий» безоговорочно, как данность. Обвинительная грамота митрополиту перечисляет грехи не сколько бояр. Там перепало всем: духовенству, воеводам, боярским детям (служилой знати) и «приказным людям».

Через десять лет, разыгрывая тонкую интригу с «воцарением» касимовского царевича Симеона Бекбулатовича, Иван Грозный пишет в послании к «Великому князю всея Руси»: «Дозволь, государь… перебрать людишек». Бояр, детей боярских, дворян и дворовых. То есть, собрать себе, удельному Московскому князю — новых «служилых людей». Накануне опричнины, после её отмены — бояре врагами не считались.

Нет упоминаний, что именно они (как феодальный класс) — главные виновники проблем государства, причина неудач Ливонской войны. Да, в письменной полемике с Курбским, Грозный осуждал многих бояр. Персонально. Что не удивительно. Они стояли ближе к царю, чаще всего становились громоотводами вспышек гнева.

«Кто был близок к великому князю, тот легко ожигался, а кто оставался вдали, тот замерзал».

Неправда, немец Штаден знатно привирает. Документальная статистика Веселовского, анализировавшего размеры «террора» Ивана IV Васильевича говорит: на каждого «пострадавшего князя или боярина» приходилось четверо служилых дворян. На каждого из них — дюжина простолюдинов из «приказных».

Тем более, половина списочного состава «опричнины» — это выходцы из бояр и дворян. Те же пропорции сохранились в «земщине». Среди опричников находятся имена всех известных княжеских и боярских родов. Из старых московских — в обязательном порядке. По знатности и толщине родословных Боярская дума опричнины — не менее аристократическое собрание, чем Боярская Дума «земщины».

Будем разбирать байку, по которой Иван Грозный «с кровью выдирал» бояр с насиженных отчих мест. А вотчины их дедовы раздавал худородным псам-опричникам. Побойтесь бога, в «опричнину» зачислялись земли служилого дворянства. Ни один удёл знати не тронули. Выселение бояр с опричных земель почти не практиковалось. Среди «пострадавших» — только родня казненных изменников, участников заговоров. Всё по суду Боярской Думы, её приговору.

Опричнина никак не изменила боярского характера крупного землевладения. Даже структуру не затронула. А «последнее поколение опричников», после зачистки «первых птенцов» — полный набор недорослей высшей титулованной знати. Причём из тех семей, которые пострадали несколькими годами раньше. В состав даже Шуйские угодили. Почти все конфискованные имения возвращались родственникам казнённых или опальных, это был стиль правления Грозного. Даже племянник лютого предателя князя Владимира Старицкого получил удел своего дяди.

«Опричнина не изменила общей политической структуры монархии, не уничтожила значения думы как высшего органа государства, не поколебала местнических порядков, ограждавших привилегии знати». (Профессор Скрынников)

Новая аристократия?…

Более вменяемой выглядит версия: опричнина потребовалась для переселения русского люда на новые земли, территория государства увеличилась вдвое. Присоединением Дикого Поля, Поволжья и западных рубежей Ливонии. Старое боярство и служилые отказывались покидать насиженные места. Даже «государевы люди» царского двора практиковали прямой саботаж царских приказов. Чтобы встряхнуть безалаберных домоседов, чуждых интересам государства, Грозный продемонстрировал недвусмысленно: в моей власти ввести новую систему управления. В виде «опричнины».

Причем, было всё законно. Иван Васильевич вправе пересмотреть «общественный договор» между самодержавием и существующей системой управления и землепользования. Это не было каким-то исключительным явлением. Опричнина существовала давно, как бы. В самых разных формах. Её не нужно считать учреждением, сформировавшим какой-то неведомый ранее класс или сословие.

Иван Грозный просто доработал принципы землевладения, пытаясь создать образцовое «государство в государстве». Наглядно показать архаичной «земщине», что может быть совсем по-другому. Если к службе царевой будете относиться халатно — опричнина станет хозяйкой земли всего государства.

Но чтобы новое стремительно могло опрокидывать старое… уговоров мало. Нужна система управления: жёсткая, строго иерархически устроенная. С железной дисциплиной… монастырской. Поэтому ряд историков опешили, когда стали детально разбираться в явлении «опричнины». Нашлось разительное сходство между ролью игумена (в описании митрополита Даниила) и ролью «православного царя». Которую церковные иерархи себе фантазировали в собственную пользу.

Да, кто-то говорил: жизнь Ивана и опричников в Александровой слободе — это пародия на монастырский уклад. Даже демонстративная хула паскудников на устои православия. Читаем описание, с вашего позволения, явную дичь митрополита отсеиваю. Как, вместо обеда, Грозный любил лично пытать кого-нибудь в подвалах. Итак:

  • большую часть времени царь посвящал церковной службе;
  • хотел обратить дворец в монастырь, а любимцев своих — в иноков;
  • сочинил монашеский устав, лично служил примером в исполнении;
  • подъём был в четыре утра. Царь, царевичи и Малюта Скуратов поднимались на колокольню благовестить к Заутрене;
  • опоздавших на службу сажали в ледник на восемь дней. Утренняя служба длилась восемь часов:
«Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда оставались у него знаки крепких земных поклонов».
  • в десять садились за братскую трапезу все, кроме Грозного, который стоя читал наставления:
«Между тем братья ели и пили досыта; всякий день казался праздником: не жалели ни вина, ни меду; остаток трапезы выносили из дворца на площадь для бедных».

Смешно и гротескно? Отличается от традиционной жизни православного монастыря? Конечно. Но только это не игра, не пародия. Опричнина здесь организована неким военно-монашеским Орденом. Всё взаправду, без дураков. Как государь-игумен решил, имел полное право. Но поскольку обетов монашеских никто не давал, что мешает государю прирезать опричнине землицы? Как монаршее пожалование? Это была очень сильная пощечина Церкви…

На Стоглавом Соборе восторжествовало стяжательство «иосифлянской идеологии». Несмотря на «царские вопросы», заданные откровенным «нестяжателем». Стоглав утвердил неприкосновенность монастырской земельной собственности. Их юридическую неотчуждаемость. Иван Васильевич вернул сторицей, назначив себя «игуменом монастырским». Войдя в иерархию церковную. С разгульным и вооружённым до зубов полу-монашеским братством. Намекнув: все частные вклады в монастыри — это тоже его собственность, кто готов оспорить желание «помазанника божия»?

Проблема церковной собственности получала вполне однозначное решение. Намёк был неимоверно толст: царь самоназначился духовным главой опричнины (игуменом братства). Любая параллельная иерархия (духовная или светская) оказывалась… лишней, прямой помехой. Тем более, сразу же вышел Указ. Грозный запретил «вступаться в опричнину», вмешиваться в её дела. Этого не понял святитель Филипп, митрополит Московский. За что огрёб выше макушки.

Орден «Опричнина».

Само название «опричнина» было хорошо известно до Ивана IV Васильевича, никого не пугало. Понималось просто, как «особое владение князя, отличное от великого княжения». Единственное нововведение — «опричник». Это уже изобретение царя. Корень «опричь» (кроме, особо, отдельно), с синонимом ближайшим — «иначе». Многие это понимали как «инок», лицо духовного звания. Литераторы аплодировали в XIX веке Грозному, считая это великолепным и изящным каламбуром государя.

Так народ сначала и понял это: «иноки-опричники» с «игуменом-царем». Наряд тоже подходящий был. Чёрные подрясники с головными уборами, наподобие скуфеек. Европцы замирали при виде опричников, недоумевая… что за:

«чёрное мрачное монашеское одеяние, какое носят братья-базилиане?».

Богослужение в Александровой слободе было вполне монастырским. Там не было титулов и званий, все «братья». Опричнина стилизовалась под традиционное монашество. Но было светской организацией. Иван Грозный ничего не придумывал, такие Ордена были на Западе.

«Орденскую практику Западной Европы Иван Грозный не мог не знать. А в Западной Европе XV-XVI веков на смену собственно церковным, монашеским папским орденам, появляются ордена светского типа: «ordres de noblesse», «ordres de mérite» (ордена знатности, ордена заслуг). Что нас особенно интересует — «ordres de cour», «Hausorden». (Придворные ордена)

Но более (по духу) опричникам должен быть Орден святого Доминика. Эти монахи-инквизиторы часто бывали в Новгороде, очень хотели устроиться в русских землях при архиепископе Геннадии. Кстати, эмблемой доминиканцев была собака с факелом и масличной ветвью в зубах (так пошла игра слов «domini canes» — псы Господни). Эмблема опричнины — пёсья голова и метла, явно заимствована именно оттуда.

Есть и документальные свидетельства. В 1547 году саксонец Шлитте писал к королевским дворам: царевич Иван расспрашивал его о рыцарских орденах, очень захотел иметь такие, как станет царем. Спустя двадцать лет немцы-опричники Таубе и Крузе клялись мамой: Грозный учредил именно орденское братство.

Версии

накидывать пора, что именно подразумевал Грозный царь под «опричниной». Борьба с ересью, на манер католических Орденов Папы Римского? Возможно. Грызня «нестяжателей» с «иосифлянами» гремела нешуточная. Если один лагерь победит… второй придётся записать в секту, выжечь калёным железом. Или же… Орден «Опричнина» должен уберечь государство от раскола, не приведи господь начнется религиозная резня. Как в «цивилизованных Европах».

Маслица, по гордыне и скудоумию своему, плеснул митрополит Филипп. Когда публично произнес:

«В сем одеянии странном (подрясники и скуфьи) не узнаю царя православного, не узнаю и в делах царства».

Это был перебор по всем понятийным нормам. Митрополит вторгся в сферу, в которую запрещено было «вступаться». Это была территория мирских дел, «домового обихода» слободского дворца. Хоть Магомету там можно молиться, полная воля хозяина. Ошибочка системная… Иван Грозный не бравировал опричниной, изолировал своих иноков-головорезов от государства и Церкви. Полностью соблюдая законы экстерриториальности. Неся личную ответственность за их поступки.

Для опричника предусмотрена была особая присяга на верность, безусловное послушание «царю-игумену». Неофит клялся изобличать изменников, невзирая на чины и знатность, даже личное родство. Отказывался от матери-отца. Любое мирское общение (кроме круга «братьев») запрещалось. Это были не фантазии самодура-царя. Калька… с «Общества Иисуса», Ордена иезуитов. Они уже вовсю орудовали в Польше, искореняя ереси. Легенды эффективности, ярости, непоколебимости «братьев» явно дошли до Москвы. Понравились Грозному царю.

Фактами, кто такие «иезуиты», как они действуют… Иван Васильевич не должен был располагать. Но Печать Опричного двора имела изображение единорога, общеупотребительного символа Христа в средневековой геральдике. Хм… очень интересно. Но что точно было известно русскому царю:

  • иезуиты использовали военную лексику. Главой ордена был «генерал», рядовые монахи были «воинами Христа», само общество — «Его войско»;
  • не секретом был «четвёртый обет иезуитов» — подотчётность и личная присяга на верность Папе Римскому, неподсудность любым церковным судам (экстерриториальность);
  • обет подчинения орденскому руководству имеет большее значение, чем монашеские обеты и… подчинение Папе Римскому.

Если прикинуть… то ересь любопытная получается. Православный государь, истово верящий… выбрал католический Орден в качестве прообраза опричнины? Не буду утверждать, но склонен временами верить. Особенно после присвоения Грозным себе титула «игумена». Который не оставлял никаких шансов на попытку оспорить его слово внутри «братства».

Вот и получилась очень хитрая конструкция мудрого государя. Истинный и абсолютный самодержец стоит вне («опричь») и превыше «земли» («земщина»). Как религиозное лицо «инок», прошедший через самоотречение от мира. В утопическом понимании государства: единственный глава, предводитель (ещё и «игумен») государства. Обязан направить подданных по пути Спасения. С «братией» сложнее… она принимает послушание Господу. На личную преданность настоятелю не подписывается. В строго монашеских правилах… Но, Орден-то светский!

Выводы.

Если думаем именно в русле приведённых фактов — замысел Грозного был грандиозным, моё почтение. Не вступая в острый конфликт со всеми слоями общества, он соединил обе власти, духовную и светскую. В своём лице, не нарушая никаких законов. Только трактуя их согласно своему статусу «помазанника Божия» — для мирян, защитника Церкви — для иерархов культа. Игумен идеального монастыря.

К чему это могло привести? Ни к чему хорошему. Для психологии и государственного мышления той эпохи. Кто был осведомлён о таких замыслах — категорически их отвергали на рефлекторном уровне. Для всех остальных современников — остались неразрешимой загадкой, «причудой, блажью, самодурством» тирана. Особенно остро чувствуется, когда понимаешь: внятных объяснений «опричнине» сам Грозный не оставил. Не полемизировал даже с Курбским на эту тему.

Все противники его воли… это «изменники, творцы крамолы». Или даже «еретики». Смертью повинны. Казни он не любил, народ такого не понимал, а неудачи в государстве множились. Вместо «Божия благословения» на царство приходили бедствия, одно за другим. Война стала обыденщиной, надежды на победу меркли. Страна впадала в период «болезни роста».

Где-то было хорошо, жизнь начинала налаживаться. Но коренные земли Руси впадали в запустение, поместное войско вообще стало походить на банду оборванцев. Советники и друзья (вплоть до «иноков» опричнины) становились рвачами, душегубами и изменниками. А тут ещё они трусливо допустили сожжение столицы православного царства… «безбожными агарянами» (крымскими татарами) в мае 1571 года. Так всё и закончилось. Как началось. Быстро и неожиданно:

«С этим пришел опричнине конец, и никто не смел поминать опричнину под следующей угрозой: виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу. Опричники должны были возвратить земским их вотчины. И все земские, кто только оставался еще в живых, получили свои вотчины, ограбленные и запустошенные опричниками». (Байка от Карамзина)

Перед кончиной, целых десять лет… жизнь Грозного царя выглядит какой-то душевной агонией. Он бросается в крайности: то рассылает по монастырям синодики с именами казненных… то опять вспыхивает гневом и творит расправы. Планирует план бегства в Англию, объявляет царем касимовского царевича Симеона Бекбулатовича. Всё делает верно и безошибочно, да. Но не видит просвета.

Оба старших сына погибли, младший наследник явно слаб умишком… Контроль над страной (даже над ближайшим окружением) слабеет. Москва не способна переварить приобретённое. Самые благие начинания буксуют, война катится к поражению, казна пуста. Завоевание Ермаком Сибири (1583 год) проходит вообще мимо царской воли, ведома и замыслов… Трудно быть теоретиком ядерной физики среди «троечников» арифметики начальных классов, ой, трудно…

-

Настоящий герой: ненавидим Украиной, забыт Россией…

Настоящий герой: ненавидим Украиной, забыт Россией…

Что же деется, православные… Под утренний квас распахиваешь газету, а там… Мудрый, строгий (с талантом писателя) Гарант всероссийский статью обстоятельную тиснул чёрным по белому: «Об единстве украинцев и русских». Очень увлекательно написал. Для некоторых умственно неполноценных обитателей улицы Банковой города Киева. Какой диалектический подход и хорошо поставленный слог, искреннее удивление происходящим безобразием…

Не буду пыхтеть самоваром. Негоже кирзовой пехтуре из окопа Главковерху советы давать. Хотя ожидал другого. Даже, не давно назревших Указов. Например, о строительстве прямого газопровода в Донецк и Луганск. О полной экономической ассоциации с геройскими республиками. Просьбе о проведении референдума по воссоединению с «русским миром». Не статьи нужны, некому там читать на Банковой. Они только считать умеют.

Мечта. Стратегия непрямых действий. Почему не обязать Главнокомандующему нашу интеллигенцию вшивую творческую возле государевой кормушки заняться полезным делом. Раз в жизни. Чтобы ж…пами, которые они на плечах носят, подумали: а может Украине нужно что-то хорошее рассказать и показать?

Что она хорошо забыла, не знала? Хватит декларировать, пора демонстрировать. Бандерами и Шухевичами уже оскомину набили, с этим зверьём давно всё ясно. Что хорошего мы через границу несём? Кроме общих фраз «триединого братства русского народа» и толстого тролинга убогих комиков? А ведь есть герои яркие, настоящие. Малороссы, украинцы…

Яким Семёнович Сомко

— первый, кто просится на страницы хороших книг, широкие экраны захватывающих блокбастеров, бесчисленных исторических сериалов. По обе стороны границы его имя неизвестно. Даже в добротных монографиях об эпохе середины XVII века — лишь мельком поминают. А зря. Есть чем гордится честным украинцам, зная биографию этого некогда славного казацкого вождя.

С одной стороны, понятно равнодушие обеих держав. Для «свидомых» сочинителей — «батько Яким» враг номер один. Потому что «насильно привёл Левобережную Украину под власть Москвы». Крайне неудобен наказной гетман нашим идеологам и историкам придворным — стыдно. Ведь его гибель целиком и полностью на совести русских. Цугцванг. Молчат или шипят все. Лишь бродят по Тырнету байки малодостоверные...

Дата рождения национального героя двух стран неизвестна. Сова на глобусе только ухнет: где-то между 1615-м и 1620-м годами. Не потомственный казак, выходец из переяславских мещан. Но скоро семья стала очень знаменита везде по «украине». Ганна (Анна), старшая сестра Якима, вышла за самого Богдана Хмельницкого, была первой его женой. Не простыми были эти мещане Сомко явно. Отец Ганны и Якима, Семён Сом, был участником выборного посольства, которое Малороссия отправила в Москву.

Успех казацкой карьеры не зависел от родства с Богданом, Ганна Сомко умерла задолго до событий, сделавших Хмельницкого знаменитым вожаком казачества. Тогда он был безвестным чигиринским сотником… Когда началась освободительная война 1648-1654 годов, Яким Семёнович самостоятельно поступает в Переяславский полк. Через пару лет он уже сотник, время от времени занимает должность наказного (временно исполняющего обязанности) полковника.

Принимает участие в Переяславской Раде, воссоединившую Малую Русь с Великой, где решено «вовеки вси едино было». Дает присягу на верность русскому царю. Как все. В отличие от большинства казачьей старшины — остаётся верным ей до самой смерти. Осенью 1654 года гетман Хмельницкий первый раз направляет Якима Сомко с письмом в царскую ставку. Впоследствии он станет выполнять многие щекотливые дипломатические пересылки с Россией.

Против предателей.

В 1657 году Богдан умирает, статус и положение Якима в казачьей старшине становится двусмысленным. Новый гетман Иван Выговский, змей подколодный, резко сворачивает дипломатический курс Войска Запорожского — в сторону Речи Посполитой. Запахло изменой. Яким не может выступить открыто против решения Войска, Выговскому ещё верили в Москве. Всех его противников считали бунтовщиками. Гетман вопросы политической оппозиции начинает решать расправами и убийствами.

Яким Семёнович бежит на Дон. Через год возвращается. Выговский открыто объявил об отделении Малороссии в пользу Польши. Гетман мыслит широко: мечтает реорганизовать Речь Посполитую в «триединую державу» (король Польский, Великое Княжество Литовское и Русское). Паны и шляхта похохотали над «холопьей выдумкой» Гадячского Договора, с треском прокатили проект на Сейме. Выговский начинает метаться, понимая… ему уготована роль пушечного мяса.

Без полной поддержки казацкой старшины не обойтись. Её он старается купить шляхетским достоинством, обращается к польскому королю. В списках есть и Яким Сомко. Но гордый казак отказывается продать честь за дворянство. Поднимает восстание против гетмана, осенью 1659 года изменник отрекается от власти, бежит к Яну Сапеге и князю Потоцкому в подольский Хмельник.

Булаву гетмана берёт в руки Юрась (Юрий) Хмельницкий, сын Богдана и племянник Якима. Полковник Сомко с триумфом въезжает в родной Переяслав. Но в конце лета 1660 года вынужден отправиться на войну, присоединившись к племяннику и войскам московского воеводы Василия Шереметева. Начался поход на поляков, неподготовленный и самонадеянный. Юрась заворачивает Якима, делая его наказным гетманом Войска. Нужно поддерживать порядок в тылу, готовить и снаряжать подкрепления.

Поход Шереметева закончился полной катастрофой. Окружённая под небольшим городком Чуднов армия капитулирует после яростных боев. Чуть раньше трусоватый Юрась Хмельницкий перекидывается на сторону панов. Признаёт над Малороссией власть польского короля. Большая часть населения смиренно соглашается.

Прекрасно понимая: сопротивление закончится полномасштабным вторжением Польши и татарской Орды из Крыма. Великорусских войск в регионе не осталось, поражения под Конотопом и Чудновом заставили многих впасть в отчаяние. Тем более, была надежда… Юрась убережёт народ от насилия. Яким Сомко другого мнения. Слишком хорошо знает природу польской шляхты и предателей из казацкой старшины. На уговоры племянника прекратить сопротивление, отвечает:

«Удивляюсь, что ваша милость, веры своей не поддержав, разрывает свойство наше с православием… Не хочу ляхам сдаться; я знаю и вижу приязнь ляцкую и татарскую. Ваша милость человек еще молодой, не знает, что делалось в прошлых годах над казацкими головами; а царское величество никаких поборов не требует и, начавши войну с королем, здоровья своего не жалеет».

Как в воду глядел. Поляки обломались крепко о непокорных, сорвав злобу на покорившихся. Татары тоже оставались без добычи, не в силах захватить непокорные гетману города. Начали тотальный грабеж лояльных населённых пунктов, уводя плен тысячи малороссов. Предатели лишь скулили, умоляя поляков и хана прекратить безобразия… Кто их слушал. Это стало позором Юрася Хмельницкого, народ стал его проклинать.

Предатель стал искать поддержки дяди, упрашивая того… то договориться с поляками, то обратиться за помощью к русскому царю. Гордый казак ответил:

«Лучше с добрыми делами умереть, нежели дурно жить. Пишите, что царское величество никакой помощи к нам не присылает: верь, ваша милость, что есть у нас царские люди и будут; а если б даже их и не было, то его воля государева, а мы будем обороняться от наступающих на нас врагов, пока сил станет».

Один против всех.

Когда случилось страшное поражение Шереметьева и весть об измене племянника достигла ушей Якима в Белой Церкви — он сразу устремился в Переяслав. Собрал на майдане почти всё население города, заявив: остаюсь верным присяге русскому царю. Духовенство, мещане и казаки одобрили выбор, избрали Сомко своим полковником. Прокляв перебежавшего к врагам Тимофея Цецюру. Трудные времена наступали. За гетманом Юрасем Хмельницким потянулась почти вся старшина Войска.

О своей покорности заявила вся Правобережная Малороссия (лишь Киев остался под контролем русских войск). Большая часть Левобережной тоже склонилась перед выбором казачьей старшины. Верными присяге остались Переяславский полк, Нежинский Василия Золотаренко и Черниговский полковника Иоанникия Силича.

Последние были далеко от Якима, ожидали подхода подкреплений из России. Сомко начал собственную войну. Размотав втрое превосходящие войска предателей и поляков, подступивших в Переяславу. Немедленно начав приводить в чувство отпавшее Левобережье.

Наказному гетману стали подчиняться казачьи полки и города. Когда из России пришла долгожданная подмога — дело было сделано. Юрася Хмельницкого дядюшка гонял самозабвенно в хвост и гриву. Племянничек то и дело выходил в набеги. То с татарами, то с поляками. Неизменно был бит. Яким Сомко утомился отражать наскоки, приступил к отвоеванию Правобережной Малороссии. Изящным манёвром размотал войска Юрася, взял Канев. Стал готовить полномасштабное восстание в польском тылу.

Но возникла иерархическая проблема. Капризные и своевольные запорожцы пеняли удачливому полководцу за его зыбкий пост наказного гетмана. Часто отказываясь подчиняться прямым приказам, многие полковники мнили себя ровней. Были правы. Только полноправный обладатель гетманской булавы мог требовать беспрекословного подчинения на войне, за отказ — смерть.

Часть войска выдвинула Якима на выборы, но свои претензии на гетманство заявили нежинский полковник Василий Золотаренко и кошевой Запорожской Сечи Иван Брюховецкий. Замазанные по уши в трусливых интригах русских воевод, посланных в Малороссию, — стали слать доносы в Москву. Обвиняя Якима в измене, тайном сговоре с Юрасем, польским королем и крымским ханом. Но главным соперником негаданно стал местоблюститель киевской митрополичьей кафедры, епископ Мефодий. Персонаж неожиданный…

Ещё до пострига, будучи протоиереем в Нежине и называясь Максимом Филимоновичем, — был ярым сторонником объединения Малой и Великой Руси. Многое для этого сделавшим. Но получив архиерейский сан и должность местоблюстителя Киева… превратился в нечто непонятное. Стал плести интриги, прорываясь к титулу Киевского митрополита. Идея стать главным церковным иерархом Западной Руси вскружила голову, наверное. Других причин не нахожу.

Мефодий рассчитал так: для соискания должности под рукой нужен «ручной» гетман. Москва утвердит… никуда не денется. Кошевой Иван Брюховецкий казался именно таким. Полковник Золотаренко, (а тем более) наказной гетман Сомко на эту роль не подходили, круты нравом были оба. Пообещав поддержку двум кандидатам, киевский местоблюститель присоединился к их доносительству, наклепав полдюжины писем.

Совсем плохо складывались отношения Якима Сомко с русскими воеводами. Они выглядели посмешищем среди казаков, наказной гетман опережал их везде и всегда. Оставляя без воинской славы и почестей царских. Некоторые кормились с руки конкурентов Якима Семёновича. Потому что слишком уж доверять стали доносам. Сообщая в Москву: этот казацкий вождь ненадёжен, склонен к измене. Потом начались проблемы с населением Малой Руси.

Москва угодила в страшный финансовый кризис: денег в казне вообще не было. Было принято странное решение. Чтобы поправить дела государства, стали чеканить медный рубль. Требуя от населения принимать его… за серебряный. В столице вспыхнул Медный бунт. А Малороссия категорически отказалась выполнять дурацкий приказ. Но жалование солдатам исправно выдавали медью. Которую никто к расчёту не принимал.

Голодные и оборванные служилые стали просто воровать и грабить. Яким Сомко взывал к воеводам отменить опасные эксперименты. Те негодовали, требуя утихомирить население, нагайками заставить принимать медную пустышку взамен серебра.

Выход был найден наказным гетманом. Из личных и полковых средств он одолжил русским войскам крупную сумму на раздачу жалованья. Написал несколько гневных писем в Москву. Подробно растолковав, как единение малорусов и великорусов трещит по швам. Правительство оклемалось, стало присылать серебряные деньги. Проблема была решена, но воеводы опять получили унизительный щелчок по носу. Над ними посмеивались в Малороссии, гневно пеняли из Москвы.

Что-то срочное нужно было делать с популярным и строптивым казацким вождём. Весной 1662 года на Казацкой Раде в Козельце Якима Сомко избрали полноправным гетманом. Но вал доносов от воевод, конкурентов и особенно киевского архиерея утверждение остановил. Москва не решилась, избрание не утвердила. Формально придравшись к отсутствию на выборах своего представителя.

Изменники

Дело доходило до прямого предательства. Доносы Яким Сомко опровергал делом, успешно разматывая поляков и крымчаков на подступах к Малороссии. Сначала ярым обличителем гетмана стал переяславский воевода князь Волконский. Как не в себе строчил доносы, уверяя столицу: Сомко со дня на день перейдёт к татарам.

А крымчаки в это время атаковали лагерь наказного гетмана, окружив его недалеко от ставки русского воеводы. Половину суток казаки рубились против пятикратно превосходивших врагов… Подмога от Волконского пришла после нескольких окровавленных вестников от Сомко, под яростным давлением жителей Переяслава, терявших своих родных в нескольких верстах от города. Воевода потом долго извинялся, сокрушался: поверил клеветникам, мол…

Потом доносчики из Нежина сообщили: Яким Сомко собирается сдать Переяслав племяннику Юрасю. Когда поляки, крымчаки и предатели-запорожцы подошли к городу… наказной гетман бросился в безнадежную вроде схватку. В тех боях погибли два его сына, закончилось всё полной победой Якима. Вроде бы пора остановиться клеветникам. А Москве верить в его преданность. Но увы…

Русское правительство так и не решилось утвердить гетманом честного казака. Постановило: таковой будет избран в июне 1663 года на «чёрной раде». То есть, пусть рядовые казачки (чернь) решают, кто люб больше. Местом проведения выборов назначили… Нежин. Далекий от войны и схваток Якима, его полков. Полковник Иван Брюховецкий хорошо подготовил электорат. Заранее собрал у города толпы натуральной черни, не казачьей даже. Его люди обещали голытьбе грабёж домов богатых казаков, которые поддержат наказного гетмана.

Представителем царя на Раде поручили быть князю Даниле Велико-Гагину. Прибыв на место, тот не стал вникать в малоросские дела. Лишь сутки напролёт читал доносы. Раз за разом посылая гонцов к Брюховецкому и киевскому архиерею, незнамо зачем. Якима предупредили о чём-то нехорошем, он прибыл на Раду во главе верных полков. Но казаки колебались, понимая: царский посланник настроен против их несгибаемого предводителя.

Яким пригрозил князю Велико-Гагину: таких «выборов» не признает в принципе, будет жаловаться в Москву. Аристократ взъярился, приказав арестовать бузотера с его окружением. Москва разыгрывала собственную карту, поскольку в темницу загремел и полковник Василий Золотаренко, тот ещё доносчик. Поздно понял наивный, что его использовал в своих интересах епископ Мефодий.

Единственным честным человеком среди русских воевод оказался… князь Волконский. Который раскаялся в доверии клеветникам после эпизода под Переяславом. Сказал ликующим сторонникам Брюховецкого:

«Худые-де вы люди, свиньи учинились в начальстве и обрали в гетманы такую же свинью, худого человека, а лучших людей, Сомка сотоварищи, от начальства отлучили».

Арестованных выдали на расправу новому гетману «черни». Якима Сомко, Золотаренко, Силича, других полковников признали виновными в измене, приговорили к смерти. Епископ Мефодий, видимо храня остатки совести, попытался спасти невиновных, смягчить приговоры… Тщетно. В сентябре 1663 года осуждённых обезглавили.

Малороссия вскинулась… Как так?! После измены Юрася Хмельницкого к полякам и крымчакам перекинулась абсолютно вся старшина казацкая… Лишь трое остались верны присяге царю — Сомко, Золотаренко и Силич. А «чёрная» Рада их казнила. Измена!

События показали, всё именно так. Яким Сомко перед смертью начал уверенно выбивать панов из Правобережной Малороссии. Было детально согласовано восстание паволочского полковника Ивана Поповича. Наказной гетман тщательно к этому готовился, был реальный шанс вернуть всё наследие Богдана Хмельницкого под руку Москвы. Нет сомнения, будь Самко жив… Правобережье избавили от поляков уже 1663 году.

Но восставшим помощи не оказали. Гетман Брюховецкий выступать отказался. Сторонников полковника Поповича раздавили, сам он погиб. Мало того, польская армия вторглась на Левобережье. Достойного полководца, способного вышвырнуть панов обратно за Днепр… не нашлось. Война тянулась несколько лет с переменным успехом. Закончилась в январе 1667 года подписанием Андрусовского перемирия. Малороссию разделили, оставив Правобережье под панским игом ещё на сотню лет.

А теперь печальный итог истории. Через год после перемирия Брюховецкий открыто предал Москву, приказав уничтожить все гарнизоны Левобережья. Война вспыхнула с новой силой, унеся десятки тысяч жизней. Измена Нежинской «чёрной» Рады вскрылась полностью. Предал и Мефодий, закончив свою жизнь в заточении монастырском. А подлец Иван Брюховецкий был забит насмерть прозревшими казачками. Только Якима было не вернуть. Осталось только стыдливо стереть его биографию и дела из истории. Что с успехом и сделано.

Картина дня

наверх