СКИФИЯ
Трудно найти у нас человека, которому была бы не известна поэма раннехристианского поэта полу-языческого толка «Слово о полку Игореве». Но очень мало кому известна поэма автора Славомысла «Песнь о побиении иудейской Хазарин Светославом Хоробре». Она написана примерно в тот же период, что и «Слово….
», однако впервые опубликована лишь в 1847 году в Варшаве. «Песнь» была лито-графически воспроизведена в книге польского учёного Фаддея Воланского «Памятники Славянской письменности до Рождества Христова».
Фаддей Воланский, собрал в своё время памятники Славянской письменности почти за три тысячи лет до н. э. Когда труд Ф. Воланского вышел в свет то католический примас Польши, входившей тогда в состав Российской империи, обратился в Святейший Синод России с просьбой испросить разрешение у императора Николая I применить к Воланскому аутодафе (самосожжение) на костре из его книги. Но Николай I, затребовал, тем не менее, сначала книгу Воланского и вызвал из Москвы для её экспертизы Егора Классена.
Потом император приказал «взять потребное количество оной книги под крепкое хранение, остальные же, дабы не наносить вред духовенству, сжечь...». Классен в 1861 году в типографии Московского университета издал свою книгу «Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюрикового времени в особенности, с лёгким очерком Руссов до Рождества Христова» в которой опубликовал 10 таблиц из книги Воланского».
Дальше Иванченко пишет: «Была у Славян в те далекие времена и великолепная поэзия, продолжавшая традиции «Песни» Славомысла.
Достаточно сказать, что эта «Песнь» написана девятистопным дактилем с тремя цезурами, чего не знала никакая иная поэзия мира. Так например, знаменитый греческий гекзаметр имеет всего шесть стоп дактиля и две цезуры. Причём и он-то был создан женщинами с Непры (Днепра), то есть днепровскими Славянками, служившими пифиями в Дельфах, куда ни одна гречанка не допускалась. На древнегреческом языке просто невозможно было создать стихи девятистопного размера с тремя цезурами».
Судьба самого Ф. Воланского была непростой. По-видимому, ему не простили его научных исследований по истории Славян в Западной Европе. «ИЕЗУИТЫ СЛОЖИЛИ КОСТЕР… ИЗ ЕГО КНИГ…
Таковы были иезуиты в Польше в 1847 г.». За это деяние и сам Воланский, как мы видели выше, был приговорен иезуитами к аутодафе на костре из этой же книги, как «до крайности еретической». Ведь она не только выступала против иудо-христианства, но так же убедительно свидетельствовала, что письменность у Славян существовала задолго до Рождества Христова, и появилась гораздо раньше, чем у финикийцев, иудеев и греков, да и египтян. Однако благодаря Николаю I, который наложил запрет на казнь самого Ф. Воланского, и приказал сохранить несколько экземпляров книги для изучения, мы можем сегодня прикоснутся к истокам древней русской словесности.
Отрывки из «Песни….»
Перевод «Песни о побиении иудейской Хазарин Светославом Хоробре» сделан Александром Иванченко в древнем стиле с помощью размера девятистопного дактиля с тремя цезурами. Ниже дана современная обработка данного произведения сохранив в нём абсолютно всё, только перерифмовав.
* * *
Знаменитые Славяне
Жрец греков Клио, скифам изумлялся, обычай варварский уму его не поддавался,
Потомки варваров отцов и матерей так свято чтут!
Что, даже видя выгоду свою, убить их просто не дерзнут!
Да отчего же скифы так глупы,
что смертью только за предательство карают?
А если есть средь них воры, иль хуж того ростовщики,
то руки им мгновенно отрубают?
Мы реку нашу Непрой нарекли,
Чтобы врагам её пороги Не Пройти,
Погибелью не осквернится та вода,
что нивам хлебным и Славянам жизнь дала.
Но Непру грек по-своему назвал, и имя Борисфена он ей дал
Чтоб та река борьбою наполнялась,
Чтоб Непра кровью наливалась
и сполохом огня пылали нивы наши
да пусто было б в братской чаше.
Ведь греки душу скифов ни когда не понимали
И наше «Честь тебе», пустыми звуками считали.
Им не понятен смысл Славянского привета,
На слово «честь» у них в душе не найдено ответа.
Вернее же всего, в чём нет сомненья, здесь
Суть грека в злобных грабежах, и тут он весь.
Не может поделиться честью тот,
кто гонит это чувство от ворот.
И в толк ему не взять ни как,
Что щедрым можно быть и просто так.
А Славянин, не зарясь, скажет «Честь тебе»
И платы он от путников не требует себе,
Хоть сам с оружьем на коне… он не старается напасть.
и это Греку дивно, его иная гложет страсть.
Природою своей он плут, а также жаден,
а в битвах лют и кровожаден.
И только если друг хороший ты ему
разделит пополам с тобой еду.
Однако пифий, имена Славянские он никогда не изречёт
И первенство Славян не признает, грек лучше смерть свою примет.
И взгляд потупив вниз он так произнесёт:
«Пророча в Дельфах, то не дочери Руси стихом играют,
Олимпа жрицы то Оракула сужденья возвещают».
Загадка та сложнее мирозданья, и скрытных греков не понять,
То скифы варвары у них опять, но как доходит до гаданья,
где чёт, а где нечёт им дева скифская речёт,
К своим стопам, Элладу повергая,
И постиженье таинств грекам прорицая.
А там эллину мнится бездна роковая -
В бездонье том ужасна темень гробовая.
Не ведающий страха перед сечей злой,
от тайны рока он теряет разум свой.
А скиф судьбы таинства не боится
И волхв с Непры эллинами под грека уж рядится.
Всеслава вещего Анахарсисом прозвали,
А Любомудру из Голуни, когда его призвали, то имя Гераклита дали.
Славянская порода плодовита, и нашими Богами, в уменьях не забыта.
Те Любомудры, Светозары да Всеславы, пока у нас всё возрастали.
И матери волхвов должны рожать, чтоб нашей Родине и дальше процветать
Соседям в этом тоже утешенье, великого жреца рожденье.
Но вот зачем Сократа, своего предали
природного эллина, цикуту выпить заставляли?
он в Слове семь начал познал,
и мудрость древнюю к себе призвал.
Ему ж за то цикуту ту подали, — и хоть и был он свой, его предали.
Сравнить с зверями греков в сём нельзя,
От нелюдей пришла буза их вся…
Так лик эллинов многочуден, как басен Геродотовых язык о скифах труден…
* * *
… Лишь убоявшись мести Духа, пророчицы с Днепра,
Эллины её сына третировать не стали
И славным именем Пифа-гора, с тех пор его все звали,
Признав, что да, действительно он в Дельфах пифией рожден,
Славянкой той, что свой обет весталки не сдержала.
Когда затворённая в храме, пророчества оракула вещала,
она как просто смертная, мужчиной соблазнилась
и с вопрошателем пророчеств в соитии соединилась…
И по законам греков, что очень вероятно, казнённою была, когда сокрыть уж тайны не смогла, —
Но сын её, малец проворный, с власами Русыми, от матери сбежав,
В притворе храма древнего, дарами драгоценными играл.
А повзрослев он мудростью своей не Русь, а Грецколань уж прославлял.
И так же точно прочих же Славян, науками прославивших Элладу, -
В эллинов богоравных возвели и в изваяньях каменных их лики воссоздали.
Но вот значенья почему то не придали, что богоравные, Славянской внешностью блистали.
Род Любомудра из Голуни они от Зевса возвели,
Признали правнуком Геракла и Гераклитом нарекли.
А Здравомысл из Бусовграда, который на Руси родился, -
На Крите греческом пожив, он в Демокрита превратился
Средь Россичей известный нам Всеслав, у греков Анахарсисом вдруг стал,
Отец хартий, учение которого воспринял Клио Геродот.
наш бусовградец Яронит, у греков тоже стал уже не тот
сначала он правителя Афин — Перикла друг,
А после приговорённый к смерти как безбожник —
Он вновь обожествлён, и в камне он теперь — божественный Анаксагор.
Велик тот перечень имён эллинских, Славян скрывающий лицо,
В нём между прочими и проживавший на Самосе Аристар
и сиракузец Архимед, Сварожии читавшие скрижали
которые законы мира Яви провещали.
А в ремеслах искусные этруски, ведь тоже от брегов Днепра пришли
и град у моря прозванный Соленцы на славу Русским возвели
* * *
Обращение Светослава к Княгине Ольге
— Ты, братьев во Христе себе нашла, но совесть за серебро ты продала, наверно мать ты позабыла, что ВѢра Праотцов для нас, всегда священной была?
— Но изменить Отечеству тебя я не зову, и оскверненью пепла дедов не учу, опомнись сын, не клевещи, и веру новую прими!
— Меня ты, Ольга мудрая, сим с греками сравняла. Народ наш тоже видел их немало, его десница грека в битвах хорошо познала.
Не потому ль они, на русский меч молясь, и рукоять его на златоверхий храм подняли?
Но римляне, суть этого креста Славян, постигнув глубже, себя на перекрестье уж давно распяли.
Не клеветать, о Ольга Мудрая!
Опомниться меня ты призываешь!
Иль я хмельной теперь, иль честью пренебрёг, что ты ко мне взываешь!
Ведь это ты тем грекам отдалась, их песней хитроумной восхитясь!
Песнь знатная, в ней хитрость лиса, корысть волка, от этой песни мало толка.
Так Трою греки захватили, и кровью руссов реки напоили.
Но даже грек для иудея — быдло, которого и уничтожить не обидно
а я, Великий Русов Князь, для иудеев просто грязь!
Зачем же ты заветы тех евреев, что в библию вошли, мне вкупе подала?
Наверное, чтобы я, от бога иудеев изведал много зла,
или чтоб я, добро своё оставил, и зло, мне чуждое, принял,
И навсегда рабом их бога стал?
Как римляне безумные, погибели империи своей искавшие,
Да легковерные хазары, в пучине той во мгле стонавшие?
Или в Царьграде ты народ наш и меня, рабами грекам и евреям продала?
Скажи, открой мне правду не тая, ведь на реке ты перевозчицей была,
И трепет неуместен твой, тебя я не казню, на мать руки не наложу
Отцу и матери своей, ты знаешь Русич — не судья
И эту заповедь Богов, с пелёнок помню я.
Поэтому и в своей жизни и её кончине, ты полностью вольна,
Но говорю тебе ещё раз я, не смейте делать из меня — христианского раба!
* * *
— Помазанником божьим, Христа по-гречески зовут
и мессией провозглашают, а попросту вам нагло лгут,
Не мог, то ведомо тебе, воскреснуть он распятым на кресте.
Душа его слететь во мрак глубин была обречена.
Ни князю, ни царю, ни богу тьмы, не алтарю,
Изринуть тело тленное, такая сила не дана.
Как мне гор Русских не свернуть — камней с пещерами громада велика, —
И (Д) Непру вспять не повернуть — ведь морю Русскому она верна!
В твоих сединах заблужденье, твой фанатизм мне в огорченье.
Мне жаль тебя! Плоть смертна вся, и даже плоть распятого Христа.
Лишь мысль бессмертна, и душа, что разумом и духом, тем высям звёздным отдана.
В них ярость, Солнца восьмигранный луч и все цвета, что радугой цветут,
Когда дождём умоется гроза и ветер бурею насытится когда,
Не верь, что мысль, как тело наше, бренна.
В Сварожьих небесах она не тленна,
Там письмена незримые, живой энергией возлучены,
Волхвы премудрые их постигать должны.
Прости, но повторю своё я мненье: «Пагубой да воздастся в поколеньях
тому, кто ВѢру Пращуров предаст, и имя отчее забудет, и землю матушку продаст.
и братьям ложным со злобой в очах, детей Родных что собачат
он в рабство христианское отдаст».
Душой своей распорядись, как хочешь! Твоё — тебе и право выбирать!
Но за народ наш я в ответе, и пред потомками мне стыдно лгать.
Жрецы твои как слуги тьмы, все в ризах чёрных и златых крестах!
Предвижу! Русь тебе на утешенье сожгут они на огненных кострах.
Ты слышишь, Ольга мудрая? Великий Князь Руси тебе вещает!
Лишь только я умру, вы в рабство грезное народ мой окунёте
И книги Русские в обмен на библию сожжёте.
… Признаюсь, мать, душа моя от тяжести такой скорбит.
Но долг служения народу, сдаваться князю не велит
с прискорбием считаю дни, и чувствую… погибнут замыслы мои
трудами ратными зачатые, Богами нашими для созиданья датые.
Предательство лукавых, уже подле меня, но ближних не вини за зря.
Чужим же честь Славянина чужда, им только плата золотом нужна.
В друзья один из них набился, другой же будто Родичем моим Родился.
Но пред мечом присягу я даю: не чует душенька кровинушку свою.
Вересница с гарунами1 разум помутила, и сына Малка ведь не мне родила
душа его как студенец тот холодна, и нравом как у Парса2 ведь злобна.
В ночи я вижу полымя, пожаром Русь моя обагрена…
* * *
— Ведь Рим не перед воинскою силой пал, как финикийцев Карфаген бывало,
а братством во Христе, римлянам яд ведь дан, и искусив его мощи у них не стало,
И гордый римлянин не телеса, а душу вольную свою, повесил он на том кресту,
И пыл неукротимый духа усмиря, он кротко на колени пал, чтоб видно было за версту
И то распятие души сознанье вовсе помрачило, отринут пращуров завет, что силу римлян подточило.
И римлянин уже в земле своей лишь гость, бесправный гражданин, в которого бросают кость,
Так запустив в свой дом заразу, в раба он превратился сразу.
Я старых римлян чту, они через этрусков нам почти Родня. Энея помнят, как и ты и я,
Нелепый вымысел о нём Вергилий отвергал, он в мифе том подлог эллинов распознал.
Троянцы Сварога гармонию познали, но перед хитростью эллин они не устояли
(И Бог Перун, так в Ведах Мудрых просвещал, что Род Рассенов имунитетом против лжи не обладал)
Из пепла Трои гордый Рим они возградили, и жизнь счастливую по новому наладили.
И землю у племён латинов не отняли, а как братьев по крови к себе в союз приняли
Упрёк троянцам в страте мужества пустая болтовня, в военной доблести им греки не ровня,
Ведь боевая ярость Славянина, как молния Перуна, она не победима!
Эллады полисы, троянцы также разрушали, но греки снова их воссоздавали,
И им порукой было то, что на руинах они ведь не рыдали, на пепелищах тех под лиру танцевали,
и дым костров курился на пирах, и так эллины побеждали страх.
Распорядилась так для них судьба, и для возрожденья дух их призвала.
И в помощь для себя они рабов призвали труд, и полисы опять как те грибы растут.
Чтоб как пиявки к Руссам присосаться, и праздничным бездельем наслаждаться
Но всё же у бездельников погибельно начало, оно умы их постепенно разрушало
В сверкании снегов Олимпа, себе подобных бражников они вообразили,
Назвали их богами и жертву сотворя за их здоровье пили,
и призракам хвалу и гимны возносили
Их разум помутнел, они совсем забыли, что Боги нашими отцами были,
от них мы все Рода свои ведём и славу им безмерную поём.
Погибель в том и римлянам незримо зарождалась…
Ведь после разоренье Карфагена, им и Эллада покорялась.
Где совестью пренебрегая, обманом на торжищах эллины процветали
И корысти заразу как просо засевали и семена её проказой лютой в людях прорастали.
Эллада пуще прежнего взгордясь, в безумье праздном проживала
А созидать прекрасные труды рабам презренным отдавала.
И Рим, в отмщенье Трои повергнувший Элладу,
Безделием прельстился тем, найдя в нём для себя усладу.
Не ведал ослеплённый наготою статуй Рим, что от богов Эллады в разум влился пьяный дым.
=0=0=
Ржевская битва. «Верден» советско-германского фронта

В 1989—1990-е гг. подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне вываляли в грязи, старались лишить святости и смысла. Мол, «воевали плохо», «трупами завалили», «победили вопреки командованию и верховному главнокомандующему». В это время «засекреченная» Ржевская битва стала одним из главных символов низкого профессионального уровня советского командования, ошибок Сталина, огромных бессмысленных потерь Красной Армии и т. д.
Кино о том, как советских солдат расстреливали за листовки
К 75-летию Великой победы российский кинематограф снова попытался выдать соответствующий продукт. В начале декабря 2019 года вышел фильм «Ржев». Очевидно, кинематографисты попытались совместить несовместимое. С одной стороны, Великая Отечественная война снова, как в Союзе, священна. В условиях отсутствия реальных побед народ пытаются отвлечь подвигами предков. При этом умалчивают, что мы потерпели поражение в 1991—1993 гг. в «холодной» (третьей мировой) войне. Что в отношении русской державы и народа реализованы планы, которые вынашивали главари Третьего рейха. Великая Россия (СССР) расчленена, у нас отняли Киев – древнюю русскую столицу, Малую и Белую Русь, Прибалтику, Бессарабию-Молдавию, Закавказье, Туркестан. Русская культура и язык, образование и наука, социальная инфраструктура, хозяйство понесли такие потери, как будто по России несколько раз прошлись гитлеровские полчища. Русский народ стремительно вымирает, теряет русскость, своё «я».
С другой стороны, социалистический строй и Сталина хвалить не принято. Советский Союз по-прежнему считаются большей частью политической верхушки, либералами и интеллигенцией «проклятым временем», когда были репрессии, ГУЛАГ, очереди и галоши (В. В. Путин: «СССР ничего не производил, кроме галош!»).
Отсюда раздвоение. Великую Отечественную войну очернять уже нельзя, как раньше. Создан целый культ Великой войны. Проводятся масштабные парады, пытаются воспитывать молодежь на примерах героев войны, потоком идут фильмы и сериалы «про войну». Правда, в основном халтура, ничего похожего на советские шедевры нет. А с другой стороны, Мавзолей во время Парада Победы стыдливо закрывают фанерой, в стране господствует капиталистический прозападный строй, враждебный социалистическому, народному, при котором народ победил гитлеровский «Евросоюз». Знамя Победы не совместимо с «ответственным бизнесом», крупным капиталом, который занят торгашеством, лишает державу и народ будущего.
Отсюда и фильмы вроде «Ржева». Здесь присутствует традиционная антисоветская мифология: «победили вопреки командованию», «трупами завалили», «воюем непрофессионально», «раньше было лучше» (в старой, царской России, мол, воевали «по уму»). Офицеры-особисты, политруки занимаются борьбой со своими же солдатами. Солдата, который взял немецкую листовку, приказывают расстрелять и пр. Хотя в реальности особисты, контрразведка внесли большой вклад в общую победу, решали важнейшие задачи, выявляли вражескую агентуру, диверсантов и изменников. Расстрел за листовку – это откровенная чушь. Но всё же есть и положительные моменты: наши бойцы насмерть стоят за Родину; показано за что умирали советские люди и несли такие жертвы, чтобы одержать победу (найденные в подвале церкви жители деревни, убитые гитлеровцами); есть батальные сцены и эмоции и т. д.

Подбитые советский танк Т-34 и английские танки Valentine, под прикрытием одного из которых оборудована позиция немецких солдат. Район Ржева, 1942 г.
Советский «Верден»
Ржевская битва (январь 1942 – март 1943 г.), вопреки либеральной, антисоветской мифологии, не была «засекреченной». В действительности бои в районе Ржева не были секретными, на них просто не заостряли внимание, как на битве за Москву, обороне Ленинграда или Сталинграда. В советской историографии Ржевская битва рассматривалась не как одно сражение, растянувшееся больше чем на год, а как несколько различных операций. Кроме того, несмотря на длительность, упорство и большие потери, бои за Ржев никогда не имели ключевого значения на Русском фронте.
Дело было в том, что ни одна из сторон не смогла здесь добиться решительного успеха, которым мог бы изменить ситуацию на всём фронте. Вторая мировая война в целом была войной моторов, маневренной, основанной на танковых ударах и быстрых прорывах. А битва за Ржев во многом походила на позиционные сражения Первой мировой войны. Не зря немцы сами сравнивали это сражение с Верденским в 1916 году.
Один из участников летнего сражения под Ржевом, командир батальона Хоке из немецкой 6-й пехотной дивизии, позднее так вспоминал эти бои:
«Это больше не было войной автоматов и пулемётов, ручных гранат и пистолетов, как зимой. Это был «Materialschlacht», битва техники Первой мировой войны, битва, в которой атакующий пытался уничтожить противника сталью, ливнем стали, летящей в воздухе и несущейся на гусеницах, когда человек вмешивался только в последний момент, чтобы уничтожить, на этом лунном пейзаже, то, что ещё выжило в мясорубке».

Немецкие лыжники под прикрытием танка Pz. Kpfw. II Ausf. F из состава 7-й танковой дивизии вермахта в районе Ржева. Февраль 1942 г.

Немецкие солдаты спрыгивают с танка Pz. Kpfw. 38(t) на лесной дороге в районе Ржева. Лето 1942 г.
«Ворота к Москве»
При этом Ржевская битва, конечно, имела стратегическое значение. Немецкие войска захватили Ржев в октябре 1941 года. Но тогда это было обычное событие, пал очередной город. Решалась судьба Москвы, возможно, и всей войны.
Ржев приобрел важное значение после успешного контрнаступления Красной Армии в декабре 1941 года. Советская Ставка, переоценив свои успехи и недооценивая противника, задумало зимой 1942 года провести широкое стратегическое наступление с целью разгрома немецкой группы армий «Центр». Частью этого наступления стала Ржевско-Вяземская операция (8 января – 20 апреля 1942 года). Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) в своей директиве от 7 января 1942 года приказала охватывающими ударами армий правого крыла Калининского фронта под командованием И. С. Конева из района северо-западнее Ржева на Сычёвку, Вязьму и войск левого крыла Западного фронта под командованием Г. К. Жукова из района Калуги в направлении Юхнова, Вязи с одновременным наступлением остальных армий Западного фронта на Сычёвку и Гжатск окружить, расчленить и уничтожить основные силы группы армий «Центр» в районе Ржева, Вязьмы, Юхнова, Гжатска.
Это был наиболее успешный этап битвы за Ржев. Советские войска смогли отбросить противника на западном направлении на 80—250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, отбили многие районы Калининской и Смоленской областей. Результатом операции стало образование Ржевско-вяземского выступа. При этом обе стороны в ходе упорных боев понесли большие потери. Германская группа армий «Центр» потеряла около половины личного состава.
Наши войска также понесли тяжелые потери. Так ударные силы Западного фронта (33-я армия, 1-й гвардейский кавкорпус и 4-й воздушно-десантный корпус) были блокированы противником, вели бои в окружении. Действуя в тылу врага, части 33-й армии во взаимодействии с кавалерией, десантниками и партизанами до лета 1942 года, сражались в окружении, удерживали большой район и отвлекали на себя значительные силы противника. В ходе тяжёлых боёв в окружении погиб раненый командарм Михаил Григорьевич Ефремов (застрелился, чтобы избежать пленения). Многие части армии смогли прорваться к своим. Частично блокированными немцами в районе Холм-Жирковского оказались войска Калининского фронта (39-я армия и 11-й кавкорпус). В июле 1942 года 9-я немецкая армия провела операцию «Зейдлиц». 39-я советская армия и 11-й кавкорпус оказались в «котле», были рассечены на части и уничтожены. Часть советских войск прорвалась к своим.
Таким образом, в ходе боев – зимы – весны 1942 года был образован Ржевско-Вяземский выступ: плацдарм до 160 км в глубину и до 200 км по фронту. На территории Ржевско-Вяземского выступа проходили две крупные железные дороги: Великие Луки — Ржев и Орша — Смоленск — Вязьма. Ржевское направление было для немцев одним из ключевых. Оно располагалось между осажденным Ленинградом и Москвой. Здесь немцы планировали прорваться дальше на восток, отсечь Ленинград и север от Москвы, и снова атаковать русскую столицу. Поэтому Ржевско-Вяземский выступ немцы называли «воротами к Москве». И они всеми силами держались за это плацдарм. Здесь было сконцентрировано до 2/3 сил группы армий «Центр».
Всё это хорошо понимали и в Москве. Поэтому советское командование с таким упрямством пыталось «срезать» этот выступ. Для этого были проведены ещё наступательные три операции: Первая Ржевско-Сычёвская наступательная операция (31 июля — 20 октября 1942 года); Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция или операция «Марс» (25 ноября — 20 декабря 1942 года); Ржевско-Вяземская наступательная операция войск (2 марта — 31 марта 1943 года). В итоге победа осталась за нами. 3 марта 1943 года наши воины освободили Ржев.
Ведя здесь тяжелые бои, мы оттягивали внимание и силы противника и от Ленинграда, и от Волги, где уже начиналась подготовка к генеральному сражению. Чем больше немцы цеплялись за Ржев, на иллюзию снова пойти на Москву отсюда, тем сложнее им было вести наступательные операции на других участках и направлениях фронта, под Сталинградом и на Кавказе. Поэтому все рассуждения о «пустой трате времени и сил», «мясорубке», «попусту загубленных советских солдат», это либо глупость людей, которые ничего не понимают в военном деле, либо откровенная ложь и дезинформация с целью очернения Великой войны, Красной Армии.

Немецкие солдаты из 2-й авиаполевой дивизии люфтваффе в боевом охранении в районе Ржева. Один из солдат заряжает пулемет MG.30 (t) – трофейный чехословацкий станковый пулемет CZ-30. 1942 год

Немецкие артиллерийские позиции юго-западнее Ржева. В центре установленное на прямую наводку 88-мм зенитное орудие (8,8 cm FlaK 36/37). Зима 1942 г.

Немецкие пулеметчики, занявшие позицию на железнодорожной насыпи во время боя в районе Ржева. Май 1942 г.
Победа немцев?
В чём причины такой затяжной и кровопролитной битвы? Во-первых, немецкое верховное командование приказывало стоять насмерть, до последнего лелея надежду вернуться к операции по захвату Москвы. Ржевский плацдарм позволял возобновить битву за Москву. Поэтому здесь были сосредоточены 2/3 всех сил германской группы армий «Центр». Здесь располагались отборные немецкие части, к примеру элитная дивизия «Великая Германия». Немецкие войска не были разбавлены европейским «интернационалом» (румынами, итальянцами, венграми и пр.). Немецкий генералитет в целом был качественно лучше подготовлен, чем советский (качество управления). Немцы имели здесь мощные подвижные соединения, плюс в районе выступа располагались резервы группы армий «Центр» (танковые дивизии). Важным фактором был перевес немцев в артиллерии, особенно тяжелой. Летом 1942 года военная промышленность СССР ещё не вполне восстановилась от катастроф 1941 года и эвакуации. В отношении боеприпасов производство ещё сильно отставало от германского. На один тяжелый снаряд, выстреливаемый в сторону немецких позиций советской артиллерией, в ответ прилетало два или три. Перевес в огневой артиллерийской мощи позволял немцам успешно сдерживать натиск Красной Армии. Немцы создали мощную оборону, умело использовали резервы, наносили сильные контрудары.
Советское командование долго не могло создать решающего перевеса в силах и средствах, чтобы сокрушить противника. Это позволяло немцам успешно отбивать советские наступления. Красная Армия несла большие потери, чем противник. В целом это обычная ситуация, когда нет решающего перевеса в силах и средствах, а враг опирается на сильную оборону. Так можно вспомнить оборону Порт-Артура, когда японцы потеряли намного больше людей, чем обороняющиеся русские; или первый этап Зимней войны, когда Красная Армия умылась кровью на «линии Маннергейма». В целом потери в Ржевском сражении не слишком значительно отличались от потерь советских войск в начальном периоде Великой Отечественной войны. Наука воевать была кровавой. Чтобы сломать «непобедимый» вермахт и стать лучшей армией планеты Красной Армии пришлось заплатить высокую цену.
Ржевской битве создали миф о поражении Красной Армии. Мол, немцев «завалили трупами», а 9-я немецкая армия под командованием Моделя не была разгромлена и зимой 1943 года успешно покинула Ржевско-Вяземский выступ (операция «Буйвол»). Это явное передёргивание фактов. Модель безусловно военный талант. Однако почему немцы оставили «московский плацдарм»? Они потерпели поражение под Сталинградом, ударная 6-й армия погибла. Немецкой ставке пришлось срочно сокращать линию фронта (с 530 до 200 км), освобождать части 9-й армии и резервы, связанные на центральном направлении и прибывающие из Европы, чтобы ликвидировать последствия сталинградской катастрофы. Иного выхода, кроме оставления Ржевского плацдарма, у вермахта не осталось. С другой стороны, успех в Сталинграде был связан и с боями в районе Ржева. Мощные соединения вермахта были связаны на московском направлении и не участвовали в боях на юге.
Таким образом, победа была за Красной Армией. Планы противника по возобновлению натиска на Москву были сорваны. Потери были высокими, но называть их бессмысленными это глупость или подлый обман. Несмотря на наличие «ворот к Москве», немецкое командование так и не смогло осуществить новое наступление на советскую столицу. Так немцы, при бездействии Красной Армии на московском направлении, вполне могли летом – осенью 1942 года совершить бросок на Москву, который мог вызвать тяжелые последствия для нас. Однако это было просто невозможно из-за постоянного давления на противника Красной Армии. Все пополнения и резервы группы армий «Центр» сжигались в советском «Вердене». Эта кровавая битва подо Ржевом привела к тому, что судьба войны решалась на других участках фронта. Сталинградская битва, ставшая первой частью стратегического перелома в войне, была бы невозможна без сражения за Ржев. Также опыт боев в районе Ржева позволили советскому командованию получить опыт по взлому сильной обороны противника, формировались тактика и приемы использования и взаимодействия артиллерии, танков и пехоты, тактика использования штурмовых групп.

Красноармейцы под прикрытием танков «Валентайн» Mk. II (Valentine Mk. II) идут в атаку на Калининском фронте. Ржевско-Сычевское направление. 1942 г.

Советские танки Т-60 и КВ-1 «Ворошилов» из состава 2-го батальона 3-й отдельной гвардейской танковой бригады ведут бой в районе Ржева. Май — июнь 1942 г.

Расчет выкатывает на боевую позицию 76-мм дивизионную пушку образца 1939 года (УСВ) во время боев 178-й стрелковой дивизии под Ржевом. 1942 г.

Красноармейцы в уличном бою во Ржеве. Март 1943 г.
Свежие комментарии