На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    "Наше поколение будет жить при коммунизме" предатель Хрущёв. Ленин победил интервенцию. Сталин победил Гитлера. Пришл...Великие ошибки СС...
  • M T
    "...вне социализма и власти партии большевиков она была обречена на развод по этническому принципу"? А кто и когда от...Великие ошибки СС...
  • Юрий Ильинов
    Продвижение под Красноармейском, бои под Сумами. Ситуация на фронтах СВО к 11 декабря ВС РФ освободили населенный пу...Трамп одной карти...

10 первых применений оружия в бою

www.techinsider

 

10 первых применений оружия в бою

Многие технологии, которые мы сегодня применяем в повседневной жизни, уходят корнями в военное дело. Мирные отпечатки войны можно сегодня найти и в бытовой технике, и в текстильной промышленности, не говоря уже о, например, авиации.

Лучшее от ПМ ко Дню защитника Отечества

А мы сегодня вспомним о том, когда те или иные военные технологии — широко известные сегодня — применялись в первый раз.

Порой первый опыт оказывался очень сомнительным, порой — вполне успешным. И да, мы далеко не всегда подозреваем, насколько на самом деле стары приемы, использующиеся сегодня на полях сражений.

  • Первая мировая война с ее окопной тактикой и массовыми потерями во время атак понудила англичан создать первый танк Mark 1. Его дебют состоялся 15 сентября 1916 года в Битве на Сомме. Бронемашина была неповоротлива, быстро раскалялась и часто ломалась, а ее экипаж состоял из 8 человек.
    Первая мировая война с ее окопной тактикой и массовыми потерями во время атак понудила англичан создать первый танк Mark 1. Его дебют состоялся 15 сентября 1916 года в Битве на Сомме. Бронемашина была неповоротлива, быстро раскалялась и часто ломалась, а ее экипаж состоял из 8 человек.
Хотя оптические прицелы устанавливались на ручное оружие, начиная с 1860-х годов, полноценные снайперские винтовки приобрели популярность лишь во времяни I Мировой. Первыми серийно оснащать оружие оптическими прицелами стали немцы (это была Mauser Gewehr 98), затем идею подсмотрели и подхватили военные других стран.
-

Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета

Детище военной машины XX века — тактический жилет — эволюционировало скачкообразно, от одного военного конфликта к другому. Жилет стал обязательным элементом экипировки боевых подразделений регулярных армий мира, отрядов повстанцев, партизан всех мастей и, в конце концов, туристов и простых любителей стиля милитари. «TechInsider» решила разобраться в хитросплетениях истории тактического жилета.
Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета

Предпосылки

Разгрузочный жилет всегда служил одной главной цели — увеличить боевую мощь солдата за счет большего количества боеприпасов. Одними из первых к созданию подобного элемента амуниции в 1908 году приступили британцы. Тогда в части пехоты поступила опытная система pattern webbing, которая представляла собой широкий пояс, два наплечных ремня с пряжками, пару подсумков и различные петли для оружия, противогаза и дополнительных грузов.

Новизна системы заключалась в том, что вся система в полной загрузке легко одевалась и снималась и не сковывала движений во время боя. Кроме того, разгрузка была сшита целиком из брезента. Позднее от кожи решено было отказаться в силу ее тяжести и неспособности сопротивляться влажной среде Туманного Альбиона. Система pattern webbing просуществовала без изменений вплоть до начала Второй мировой.

Разгрузочные системы Красной Армии

Походное снаряжение красноармейца образца 1930-х годов представляло собой достаточно объемный груз, состоящий из двух кожаных сумок для патронов, поясной гранатной сумки, саперной лопатки в чехле, фляги, подсумка для сухого пайка и столовых приборов и штык-ножа в ножнах. Все это развешивалось на двух ремнях, перекинутых через плечи крест-накрест. Все, что не удалось развесить на плечах, предполагалось нести в вещмешке. Такая система крепления амуниции была очень неудобной, тем не менее, всю Вторую мировую войну советские солдаты ходили именно так.

Специально для операции «Оверлорд», британцы разработали так называемые штурмовые жилеты Battle Jerkin. Амуниция нового образца изготавливалась из плотного брезента, имела встроенное заплечное отделение и восемь больших карманов. Боевая одежда позволяла обеспечить бойцам огневую независимость на несколько дней непрерывного боя. В то же время, в США на вооружение поступила ammunition bag M2, которая представляла собой модифицированный рюкзак, с возможностью носить его как на груди, так и за спиной.

Американские разработки

В США также велись разработки собственных разгрузочных систем. Американские солдаты во время первой мировой войны пользовались нагрудным жилетом Hand Grenade Chest Carrier. Простая, но в то же время удобная система послужила хорошую службу на фронтах Европы. Нагрудник с двенадцатью карманами выгодно отличался от портупей других армий эргономичностью и вместительностью.

Вторая мировая война указала на недостатки существующих разгрузочных систем, после чего началась активная разработка новых видов обмундирования. Первым прорывом стал американский тактический жилет LCE (Load-Carrying Equipment). В нем были использованы сразу несколько новых технологий, что сделало систему более удобной.

В поздних версиях жилета LCE в качестве основного материала начали применять нейлон. Кроме того, создатели серьезно пересмотрели подход к необходимой в бою амуниции: привычный набор был урезан до минимума. Индивидуальный боевой разгрузочный жилет LCE стал удачным изобретением — модифицированные версии входили в комплект обмундирования американских пехотинцев вплоть до 1980-х годов

Вьетнамский след

Несмотря на все попытки регулярных армий по обе стороны Атлантики ввести в обиход собственные тактические жилеты, первой по-настоящему успешной и массовой моделью стал жилет «Тип-58», разработанный и сшитый на фабриках коммунистического Китая. Американские солдаты назвали этот жилет ChiKom — «Китайский коммунист». Нагрудник «Тип-58» успешно использовался вьетконговцами, камбоджийскими повстанцами и вообще всеми милитаристами Юго-Восточной Азии. Жилет на три рожка для «Калашникова» и четыре гранаты РГД-5 шился многотысячными тиражами на фабриках Юго-Восточной Азии. Жилеты делались из брезента ярко-зеленого цвета и стоили совсем недорого.

Война в Афганистане

В конце 1970-х жилет «ЧиКом» из Юго-Восточной Азии попадает к отрядам мусульманских повстанцев в горных районах Афганистана. Военное присутствие СССР приводит к тому, что мусульманские радикалы начинают скупать оружие на черных рынках Азии. Лучше всего продавались автоматы АК-74 и жилеты «ЧиКом», которые моджахеды украшали вышивкой, расшивали бисером и традиционными узорами. В горных условиях жилет показал свою незаменимость: полностью загруженный нагрудник не мешал на узких тропах, обеспечивая независимость и боеспособность повстанца на несколько дней похода.

Полностью загруженный нагрудник не мешает на узких тропах, обеспечивая независимость и боеспособность повстанца на несколько дней похода.


Советские военнослужащие по достоинству оценили изобретение азиатских коллег и стали активно использовать трофейную амуницию. Неуставной жилет выгодно отличался от стандартной ременно-плечевой системы портупей. Возник даже своего рода внутренний черный рынок. Вплоть до вывода советских войск из Афганистана в 1989 году жилет «ЧиКом» являлся самым популярным элементом обмундирования обеих сторон конфликта.

«Пояс-А»

Плодом многолетних проб и ошибок советской армии стал первый полноценный тактический жилет «Пояс-А». Разработка велась с учетом реальных боевых условий, в ней принимали участие боевые офицеры. Карманы для патронов вмещали несколько рожков АК-74, в подсумки входило до десяти гранат. Впервые армейские дизайнеры обратили внимание на эргономику жилетов. Расположение карманов позволяло вынимать боезапас одной рукой, а снять и надеть загруженный жилет теперь можно было без посторонней помощи.

Современность

Современные тактические системы имеют больше прав именоваться жилетами, чем все предыдущие. Самой популярной вариацией как в армейской, так и в гражданской среде сегодня является система MOLLE (Modular Lightweight Load-carrying Equipment).

Разработанная в США MOLLE де-факто стала единым стандартом тактического жилета во всем мире. Он производится на фабриках в разных странах и имеет огромное количество MOLLE-совместимых дополнительных сумок, подсумков, креплений самого различного рода. Унификация превратила тактический жилет из сугубо практического приспособления для военных задач во вполне гражданскую вещь, надеваемую не только для переноски грузов.

-

Проект сверхтяжелого танка: каким бывает оружие пропаганды

Первая мировая война стала ареной для испытаний различных видов совершенно нового оружия. Для некоторых новинок, таких как танки, еще не была продумана тактика применения, поэтому особого впечатления они не произвели. После войны военные принялись разрабатывать способы использовать бронемашины, опираясь на опыт морских войн. Британский военный теоретик Джон Фуллер писал: «Флоты этих машин будут маневрировать между укрепленными фортами, уничтожая друг друга морскими приемами».
Проект сверхтяжелого танка: каким бывает оружие пропаганды

К концу XIX века единственным способом защиты войск от артиллерии противника были фортификационные сооружения. Военная техника для мало-мальски эффективного штурма эшелонированных линий обороны практически отсутствовала. Этот факт и стал предпосылкой к тому, что Первая мировая война носила «позиционный» характер. Именно в межвоенные годы и велось строительство многочисленных «непробиваемых» линий обороны, таких как «линия Мажино» и «линия Маннергейма». Но стремительно развивавшаяся промышленность уже могла предоставить технологическую базу для создания неуязвимых для пушечного снаряда «подвижных крепостей».

Танк

На советской стороне

В 1915 году майор британской Королевской военно-морской авиационной службы Хеттерингтон предложил проект «сухопутного» крейсера, предназначенного для прорыва укрепленных линий обороны противника. Машина должна была вооружаться шестью корабельными 102-мм орудиями и 12 пулеметами. Передвижение осуществлялось на трех колесах диаметром 12 м. Предполагаемая масса составляла 1000 т. Проект был забракован еще во время защиты как не соответствующий техническим возможностям. Примерно в то же время неизвестный русский изобретатель пытался убедить военное ведомство в целесообразности постройки бронированных «самоходов» — тяжеловооруженных амфибий, переделанных из устаревших броненосцев Черноморского флота путем установки на них изобретенного автором проекта движителя, принцип действия которого так и остался в тайне. Конструктор уверял, что соединение из таких машин сможет нанести сокрушительный удар по стратегически важным объектам северной Германии и таким образом предрешить ход войны.

Атака англичан на реке Сомме 15 сентября 1916 года показала, что на поле боя появился качественно новый вид оружия. Вскоре танками были оснащены Французская и Кайзеровская армии. Однако тема сверхтяжелых боевых машин пока не вышла на первый план: многие военачальники того времени были приверженцами «модной» доктрины итальянского генерала Джулио Дуэ, ставившего во главу угла массированные воздушные удары.

Танки
Слева: так мог бы выглядеть тысячетонный танк Эдварда Гроте, основное вооружение которого состояло из двух корабельных 305-мм пушек. На фоне гиганта – профили 150-тонного «Колоссаль-Вагена» (KW), построенного в 1918 году, и 180-тонного «Мауса» 1944 года с 240-мм лобовой броней, вооруженного 128-мм и 75-мм пушками. Справа: немецкий полуторатысячетонный танк P.1500, существовавший только в виде проекта, планировали вооружить совершенно фантастической (по масштабу, поскольку она существовала и даже стреляла!) пушкой «Дора» – 800-мм артиллерийским орудием. Фактически это был бы не танк, а самоходное орудие.

В 1932 году в Советском Союзе, непрерывно развивавшем танковую тематику, немецкий инженер Эдвард Гроте, работавший тогда по приглашению в КБ ленинградского завода «Большевик», выдал два эскизных проекта сверхтяжелых танков. Вооружение, расположенное в трех или шести башнях, должно было состоять из восьми пушек. В качестве «главного калибра» конструктор предлагал установить пару 305-мм корабельных орудий от линкоров типа «Севастополь». Экипаж танка должен был составить 40 человек, а боевая масса приближалась к 1000 т. Танк должен был приводиться в движение двигателями внутреннего сгорания суммарной мощностью около 24 000 л.с. В ходовой части предусматривались гидравлическая трансмиссия с электроуправлением и гидравлическая подвеска катков (передовое решение для 1930-х годов). Комиссия Управления моторизации и механизации Красной армии признала конструкцию танка чересчур громоздкой и нетехнологичной. После того как в 1933 году Гроте потерпел неудачу и со своим средним танком ТГ, инженеру предложили покинуть СССР.

Но на этом история советских гигантов не закончилась. УММ заинтересовалось проектом 600-тонного танка, разработкой которого занимался конструктор из научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА М.В. Данченко. Однако вскоре деятельность была свернута, по-видимому, не без влияния маршала М.Н. Тухачевского — приверженца легкой и подвижной военной техники.

Танк

Супероружие

Интерес к танкам возрос только после войны в Испании, которая показала необходимость присутствия на поле боя тяжелых бронемашин, способных «взламывать» вражескую оборону. Именно тогда многие страны начали развивать этот вид боевой техники, пытаясь наверстать упущенное. Работы велись в основном по двум направлениям: создание «легких» пушечно-пулеметных танков и «средних», вооруженных пушками достаточно большого калибра и одетых в противоснарядную броню. При этом с усилением вооружения, защиты и ростом мощности двигателей масса танков непрерывно возрастала.

В июне 1942 года фирма «Крупп» подготовила эскизный проект и техническое задание на танк Р.1000 «Ратте» («Крыса»). Инициатором проекта выступал уже знакомый нам инженер Эдвард Гроте, в те годы занимавшийся в германском министерстве вооружений разработкой подводных лодок. На танк невиданных размеров (длина 35 м, ширина 14 м, высота 11 м) предлагалось установить трехорудийную башню от «карманного» линкора типа «Дойчланд» со снятым центральным орудием. Проект «Ландкрейзер», как назвал его сам автор, был одобрен Гитлером. Фюреру, как и любому диктатору, были свойственны гигантомания и страсть к «супероружию» — особенно когда дело доходило до разработки перспективной военной техники.

Полутонный дуплет

Основное вооружение предполагаемого «сухопутного крейсера» состояло из двух уникальных по своим боевым характеристикам пушек SK C/28 калибром 283 мм. Эти орудия, разработанные в 1930-х годах, должны были свести к минимуму отставание униженных Версальским соглашением Кригсмарине от других военных флотов, при этом формально не нарушая условий договора, ограничивавшего максимальный калибр корабельных пушек. Достаточно широкая номенклатура 300-килограммовых боеприпасов позволяла эффективно поражать самые разнообразные цели. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения в 40 градусов достигала 36 475 м. Система заряжания при фиксированном угле в два градуса позволяла делать до трех залпов на ствол в минуту (хотя практическая скорострельность не превышала двух). В качестве вспомогательного «оружия самообороны» танка планировалось использовать 128-мм орудие PaK44, идентичное установленному на танках «Ягдтигер» и «Маус». Зенитное вооружение состояло из нескольких 20-мм автоматов, установленных в открытых рубках.

Танки

Силовая установка представляла собой два 24-цилиндровых «подлодочных» дизеля MAN V12Z32/44, способных обеспечить расчетную скорость в 44 км/ч. Машина передвигалась на двух трехрядных гусеницах шириной по 3,6 м. Такая конструкция позволяла добиться достаточно низкого для подобной машины давления на грунт примерно в 1,38 кг/см2 (для сравнения: удельное давление на грунт у Т-34−76 составляет 0,65 кг/см2, а у легкового автомобиля — около 1,4). Таким образом, внешние ряды гусениц были бы практически не нужны, если не принимать во внимание огромную силу отдачи корабельного орудия, которая буквально «впрессовывала» бы танк в землю.

Мышь из дома — тигры в пляс

180-тонный сверхтяжелый Maus до сих пор остается самым тяжелым из когда-либо построенных танков. Изготовлено было только два опытных экземпляра, участвовавших в испытаниях: машина так ни разу и не была опробована в бою. Один из построенных «Маусов» Гитлер планировал использовать как передвижной полевой командный пункт. Тем не менее в этой поистине уникальной машине конструктором Фердинандом Порше было применено большое количество новшеств – к примеру, автоматическая система пожаротушения (нашедшая применение в современных танках и БТР). Был разработан уникальный способ преодоления водных преград по дну: питание на маршевые электродвигатели подавалось по специальным кабелям с берега. При этом поступавшая через неплотности конструкции вода выкачивалась из боевого и моторного отделений мощными мотопомпами. 
Концепция сверхтяжелого танка долгое время оспаривалась. Знаменитый военачальник Хайнц Вильгельм Гудериан был категорически против отвлечения производственных сил для его постройки. Несмотря на невиданную 240-мм лобовую броню и мощное вооружение, целесообразность изготовления такой дорогой, громоздкой и сложной конструкции долгое время обсуждалась высшими чинами рейха, поэтому Порше пришлось начинать разработку на свой страх и риск. К тому же пожар двигателя, произошедший в 1944 году во время ходовых испытаний, сильно приостановил работу, и почти достроенные машины были взорваны при подходе Красной армии. Единственный восстановленный советскими специалистами экземпляр стального гиганта можно и сейчас увидеть в бронетанковом музее в Кубинке.

Бронирование состояло из многослойной цементованной брони, лоб корпуса закрывала 250-мм плита, гарантированно неуязвимая для любых средств противотанковой обороны. Конструкция корпуса сваривалась с использованием характерного для немецких танков соединения бронелистов «в шип».

Морская крыса

На «Ландкрейзере» инженер Эдвард Гроте остановиться не смог и уже к декабрю 1942 года представил комиссии Генштаба эскизный проект танка Р.1500 «Монстр» боевой массой 1500 т, вооруженного артиллерийским орудием — пушкой «Дора» калибром 800 мм, устанавливавшейся на железнодорожную платформу. (Кстати, «Дора» до сих пор остается самой большой пушкой в мире.) После выстрела гигантского орудия рельсовое полотно вминалось на 5 см в землю — такова была отдача при сгорании тонны пороха. Этот проект был отвергнут почти сразу же, особенно после испытаний самого орудия, не показавшего высокой эффективности. Начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер, охарактеризовал «Дору» как «настоящее произведение искусства, однако совершенно бесполезное».

Гусеничный транспортер для доставки пусковой платформы «Шаттлов»
Потомок динозавров
Гигантские машины иногда нужны и в мирной жизни. Самая большая из них – гусеничный транспортер для доставки пусковой платформы «Шаттлов». Транспортер массой 2720 т, длиной 35 и шириной 40 м, стоящий на четырех гусеничных шасси, способен развивать всего 3,2 км/ч в незагруженном и 1,6 км/ч в загруженном состоянии.

Летом 1942 года еще ничто не предвещало Германии сокрушительного поражения, и концепция такого танка вполне себя оправдывала при условии использования его в качестве тяжелой самоходной артиллерийской установки. Мощное орудие было бы просто незаменимо при взятии хорошо укрепленных позиций противника, при предполагаемом штурме больших городов, таких как Ленинград и Москва (эх, было бы такое у наших под Кенигсбергом!). В отличие от сверхтяжелых пушек, таких как «Дора», корабельное орудие обладало замечательной баллистикой и высокой точностью. Одно попадание снаряда гарантированно выводило бы из строя любую огневую точку.

Был и другой вариант применения. О нем говорит и то, что инициаторами разработки были Кригсмарине — военно-морские силы фашистской Германии. «Ратте» мог стать передвижной береговой батареей для отражения атак с моря и препятствования высадке десанта. Соединения из нескольких башен от линейного корабля, способные перемещаться со скоростью хотя бы 10 км/ч и меняющие позицию в темное время суток, могли бы стать сложнейшим препятствием для высадки союзников в Нормандии. Учитывая высочайший уровень развития связи и корректировки огня в немецкой армии и возможность использования заранее подготовленных позиций, «Ратте» могли бы нанести англо-американским войскам очень серьезный урон, вплоть до срыва операции «Оверлорд». Кстати, по одной из версий, орудийная башня от так и не построенного Р.1000 была установлена именно в качестве стационарной береговой батареи в Норвегии.

Танк

Охота на динозавра

Пропагандистский эффект от создания этих боевых машин сложно переоценить. Появление на поле боя исполинского чудовища могло вызвать панику и бегство войск противника. «Чудо-танк» стал бы устрашающим символом Панцерваффе. Однако подобный пиар очень дорого обошелся бы Германии.

Производство гигантского танка было возможно только на огромном заводе или судостроительной верфи. Потребовались бы колоссальные затраты ресурсов, в том числе и человеческих. Практики таких работ в мировом машиностроении еще не было, и разработчики неминуемо столкнулись бы с целым рядом чисто конструктивных проблем, ведь за счет простого пропорционального увеличения размеров деталей обычного танка сконструировать новую машину было нельзя.

Отдельным вопросом при создании бронемонстров было бы изготовление достаточно надежной трансмиссии и ходовой части, так как ремонт в полевых условиях крайне затруднен, а о буксировке исполина в тыл не могло быть и речи. Ведь даже подбитый или сломавшийся на поле боя крошка «Тигр» эвакуировался с помощью четырех-пяти гусеничных тягачей.

Поистине неразрешимая задача — переброска супертанка к месту боевых действий. Железная дорога отметается сразу. Если вопрос с доставкой 180-тонного «Мауса» еще удалось как-то решить за счет конструирования специальной двенадцатиосной платформы, то транспортировать миллион килограммов по железной дороге просто нереально. Своим же ходом машина могла бы добраться только ценой огромных материальных затрат и, что самое важное, потери драгоценного времени, рискуя при этом попасть под удар диверсантов или партизан.

Танк

Для боевого использования подобной машины пришлось бы создать отдельную инфраструктуру, занимающуюся обеспечением, боевым охранением и ремонтом. К тому же огромный танк был бы прекрасной мишенью для крепнувшей советской авиации. Ведь попадание 500-кг бомбы с пикирующего бомбардировщика если и не привело бы к пробитию брони, то вызвало бы гарантированную детонацию снарядов в боеукладке. А в советских ВВС были мастера, попадавшие бомбой и в менее габаритные цели. В случае разрыва бомбы рядом танк, скорее всего, был бы обездвижен и нуждался бы в сложнейшем ремонте, а летчики «Петляковых» быстро довели бы дело до логического конца.

Эволюция экскаватора

Приняв во внимание эти обстоятельства, в начале 1943 года опытный и всегда прагматично мысливший рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер лично приказал прекратить все работы по «Ланд-крейзерам» с целью высвобождения ресурсов и производственных мощностей для изготовления «обычного» оружия, потребность в котором росла с каждым днем. «Мышонку» Porsche 205 так и суждено было остаться самым тяжелым из построенных танков. Со временем стало понятно, что танк весом более 60−70 т, выдержать который не в состоянии ни один мост и ни одна платформа, — это не более чем источник неудобств. А с развитием управляемого ракетного оружия поражение даже таких высокозащищенных объектов, как «Ратте», свелось бы к точной доставке мощного фугасного или ядерного заряда. Тем не менее задел в области сверхтяжелых гусеничных машин оказался исключительно полезен при разработке карьерных роторных экскаваторов и тяжелых гусеничных транспортеров, наподобие «Краулеров», доставляющих «Спейс-шаттлы» к стартовой позиции.

Картина дня

наверх