Комплекс Саккары как зернохранилище: есть ли связь с Ветхим Заветом
Есть несколько других известных фактов относительно жизни Имхотепа, которые продолжают подтверждать гипотезу его отождествления с библейским Иосифом. Библия утверждает, что фараон Иосифа уже царствовал в течение неизвестного периода времени, когда Иосиф был наконец доставлен к нему, чтобы объяснить значение его сна. И свидетельства явно указывает, что Имхотеп не был премьер-министром Джосера с начала его правления. Фактически, не было сделано никаких упоминаний об Имхотепе на более ранних памятниках Джосера.
Имхотеп не был архитектором могилы Джосера, построенной в Бэйт Халлаф, строительство которой было, вероятно, предпринято вскоре после того, как он стал фараоном. В этой более ранней могиле, которая подобна могилам предшествующих династий и в чем-то схожа с могилой в Саккаре, есть запечатанные с погребальной землей кувшины, на которых присутствует надпись имени Джосера, надписи имени его матери и имен других многочисленных должностных лиц времени его правления. Но имени Имхотепа там нет, что указывает на то, что в то время он пока еще не был назначен на его высокий пост.
Вся доступная информация об Имхотепе продолжает доказывать его идентификацию с Иосифом. Например, некоторые записи о его титулах указывают, что он не был членом семьи фараона, но был “человеком, добившимся своего положения своими собственными силами”. Этот случай был уникальным, потому что премьер-министром фараона обычно был его сын.
Далее.
Имхотеп был “священником Гелиополя”. Библейское название Гелиополя – “Он”. Из истории Иосифа мы знаем, что его тесть был “священником Она” во время брака Иосифа:
“Фараон дал Иосифу другое имя: Цафнаф-панеах и дал ему в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (или Она). И стал Иосиф правителем всего Египта” (Бытие 41:45).
Так как Асенефа по своему возрасту в это время подходила для того, чтобы жениться на Иосифе, то из этого следует, что ее отцу в то время было где-то за сорок. В древнем Египте продолжительность жизни людей составляла, в среднем, приблизительно не более 50 лет. По его смерти или неспособности выполнять свои обязанности, вполне можно предположить, что его зять был назначен на его пост, особенно если тот зять был так высоко расценен фараоном, кем и являлся Иосиф.
Именно Имхотепу приписывают то, что он разработал проект первой пирамиды и начал строить из высеченного камня вместо распространенного повсюду сырцового кирпича, изготавливаемого из глины с добавлением соломы.
Построенную первой из всех известных, ступенчатую пирамиду и ее комплекс окружает очень красивая и сложная стена. От главного входа в восточной стене до выхода на южной – один вход, который ведет в длинный зал с 40 колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с главной стеной перпендикулярной ей перегородкой, формируя маленькие “кабинки” между каждой колонной.
Когда вы выходите из этой колоннады и проходите прямо вперед, то приближаетесь к ряду очень больших бункеров, которые уходят глубоко в землю. Они чрезвычайно велики в своих размерах, намного больше, чем любые известные погребальные палаты, и, вдобавок, соединены туннелем, который проходит намного ниже уровня основания земли. Кроме того, каждый бункер имеет лестницу, доходящую до его основания.
В целом: комплекс резко отличается по структуре от могил, которые не были так невероятно велики по своим размерам. К тому же эти огромные сооружения не были скрыты, как обычно скрывались могилы, а наоборот – были легко доступны. А ведь древние египтяне хоронили своих мертвых с большим количеством ценных предметов и всеми условиями для их “загробной жизни”, и разграбление могил всегда было их самой большой проблемой.
В довершении ко всему, на полу этих ям было найдено зерно. Египтологи объясняют это тем, что это остатки от пищевых продуктов, захороненных с умершими, однако никаких свидетельств погребений в этих ямах никогда не было найдено.
Проект этих одиннадцати ям-бункеров грандиозен. Их одиннадцать, и только одна из них имеет очень сложную лестницу, доходящую полностью до основания. Все ямы связаны друг с другом подземным туннелем. Когда ямы были заполнены зерном, то сверху они были запечатаны куполом, изготовленным из дерева и камня. Ко всему зерну можно было иметь доступ из одного входа, и есть один вход в ямы снаружи стенного ограждения комплекса.
И здесь опять находятся параллели между Имхотепом (архитектором комплекса Саккары) и библейским Иосифом.
Согласно Библии, Иосиф назначил людей повсюду по земле египетской, чтобы наблюдать за сбором и хранением зерна во всех городах:
“Да повелит фараон поставить над землей надзирателей и собирать в течение семи лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской; и тогда в течение семи лет эти люди соберут много зерна и соберут его в городах под ведение фараона до тех пор, пока она не понадобится, и только ты, фараон, будешь этим распоряжаться” (Бытие 41:34-35).
“Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской” (Бытие 41:55-56).
“Иосиф в это время был правителем Египта и распоряжался продажей зерна тем, кто приходил в Египет. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли” (Бытие 42:6).
Авторы гипотезы предполагают, что тем местом, куда прибыли братья Иосифа, была Саккара, где и до сегодняшнего дня сохранились останки этого фантастического комплекса. И именно здесь Джосер имел одиннадцать чрезвычайно больших построенных бункеров, которые весьма похожи на зернохранилища.
Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в этом комплексе в Саккаре такие огромные бункеры, которые могли хранить невероятное количество зерна – больше, чем нуждался бы отдельный город.
При входе в этот комплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которых имеет такой размер, что в эту кабину мог помещается один человек, который управлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с целью купить зерно. Могло быть также несколько таких “кассиров” для каждой группы языка, чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на различных языках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины были предназначены для статуй, однако никаких опор там не было найдено, а статуи всегда устанавливались на опорах (или постаментах). Статуи могли исчезнуть, но опоры обычно остаются.
Комплекс в Саккаре уникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описан Уильямом Хейесом как являющийся “настоящим городом по своей сути, запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов” (“Скипетр Египта”, том 1, стр.60).
Фактически, египтологи имеют тенденцию называть все, что они находят королевской “могилой”. Они так и назвали весь этот комплекс – мемориальный комплекс Джосера. Но все отличительные особенности этого комплекса фактически показывают, что он являлся, скорее, не “домом умерших”, а большим хозяйственным центром живых…
Любопытно, что в средние века имела весьма широкое распространение версия, согласно которой сами пирамиды Египта (и даже пирамиды на плато Гиза) были… зернохранилищами!..
Авторы вышеизложенной гипотезы видят в комплексе Саккары и личности Имхотепа очередное “доказательство” достоверности Библии. Приверженцам же других религий, равно как и атеистам, эта гипотеза предлагает неортодоксальный взгляд в прошлое Древнего Египта. (А. Скляров)
Свежие комментарии