Срединный коридор – в чем опасность для российско-казахстанских отношений?
Геополитические изменения в мире в последние несколько лет предоставили странам Центральной Азии реальный шанс повысить свою значимость на Евразийском континенте. Развернувшееся противостояние Запада, с одной стороны, и Россией, а в перспективе и Китаем – с другой, превратили государства региона в игроков, от которых во многом будет зависеть развитие ситуации на всем континенте.
Особую роль в данном случае играет их географическое положение, позволяющее играть на противоречиях крупных мировых держав, в том числе в процессе развития традиционных и формирования новых транспортных коридоров.Одна из наиболее неоднозначных ситуаций сегодня сложилась вокруг так называемого Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, или Срединный коридор), за развитие которого резко взялся Казахстан.
Стоит напомнить, что в Центральной Азии существуют два международных транспортных маршрута – Южный коридор, проходящий через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, и ТМТМ, проходящий через Казахстан. При этом они не только конкурируют друг с другом, но и являются своеобразной альтернативой Транссибу и Северному коридору, который проходит по территории России.
В отличие от Южного коридора, который практически не интересен Казахстану, ТМТМ всегда рассматривался Астаной как один из инструментов диверсификации своего экспорта и возможности получения дополнительной выгоды от транзита товаров. Именно поэтому Астана была одним из подписантов так называемого Ашхабадского соглашения 2011 года о создании транспортного коридора Центральная Азия – Персидский залив. Участниками соглашения также стали Узбекистан, Туркменистан, Иран, Индия, Пакистан и Оман, а сам документ был направлен на создание «надежного транспортного коридора для бесперебойной перевозки и транзита товаров между странами Средней Азии и портами Персидского залива и Оманского моря». Причем часть коридора должна была пройти по железной дороге, связывающей Узбекистан, Туркменистан и Иран, а часть – по морю от иранских портов Бендер-Аббас и Чахбахар до морских гаваней Омана.
Предполагалось, что новый маршрут сможет обслуживать поток транзитных грузов из России, Казахстана, а также из Западного Китая и обратно из Ирана, стран Персидского залива и Индии. В силу соглашение вступило в 2016 году, однако за последующие несколько лет ТМТМ так и не смог выйти за пределы регионального значения. Главными причинами этого многие аналитики называют сложности прохождения товаров через границы стран-участниц, слабую инфраструктуру на Каспийском море, нестабильную ситуацию на границах Армении и Азербайджана, Грузии и России и пр.
Ситуация начала меняться в последние несколько лет, когда в 2019 г. в новой центральноазиатской стратегии ЕС была подчеркнута растущая стратегическая значимость региона. Тогда же региональные программы Евросоюза в ЦА были сопряжены с европейским проектом «Глобальные ворота». Позже Брюссель сделал акцент на необходимости реализовывать в Центральной Азии транспортные, энергетические и цифровые сети.
После начала специальной военной операции на Украине интерес к ТМТМ со стороны Евросоюза резко увеличился. Стремясь изолировать Россию и отрезать ее от основных транспортных артерий на Евразийском континенте, страны Запада активизировали свою деятельность в Центральной Азии, а Срединный коридор был назван чуть ли не безальтернативным маршрутом для работы с Китаем и странами Персидского залива. В этой связи в 2023 году европейцы даже определили 33 инициативы в области «жесткой инфраструктуры», включая логистику и пересечение границ, а также семь действий по «мягкой связности» (правовые, нормативные, политические, институциональные). Тогда же были анонсированы инвестиции в размере 10 млрд евро в развитие транспортно-логистических проектов в Центральной Азии, а всего ЕС пообещал потратить на совершенствование транспортных систем ЦА до 300 млрд евро различных инвестиций в период с 2021 по 2027 год.
Учитывая возросший интерес к Срединному коридору со стороны стран ЕС, в последние несколько лет в игру вокруг данного маршрута активно включился Казахстан, который преследует в ней свои собственные цели. В частности, еще в 2022 году, осознав, что конфликт Запада и России затянется не на один год, в Астане приняли решение продвигать идею развития ТМТМ на самых различных международных площадках. В ноябре того же года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев организовал встречу с главами иностранных диппредставительств, аккредитованных в республике, где заявил, что Транскаспийский международный транспортный маршрут приобретает все большее значение для обеспечения энергетической безопасности. Через год, выступая на общеполитических дебатах 78-й сессии Генассамблеи ООН, казахстанский лидер снова вспомнил про Срединный коридор, заявив, что он может значительно укрепить взаимодействие Востока и Запада и увеличить темпы торговли между важнейшими рынками.
В январе 2024 года Токаев расписывал преимущества ТМТМ и действия по его развитию со стороны Казахстана перед представителями итальянского бизнес-сообщества, который он пригласил «принять активное участие в развитии наших портов, совместном производстве транспортных судов и создании логистических центров». Более того, не упустил шанс напомнить о Срединном коридоре казахстанский лидер и в ходе встреч с китайскими партнерами. Например, выступая на открытии пленарной сессии Боаоского азиатского форума в китайской провинции Хайнань, он, говоря о потенциале инициативы «Один пояс, один путь», подчеркнул, что важно наращивать совместные усилия по развитию как существующих, так и новых транспортных маршрутов. По его словам, в их число входит и ТМТМ, который «наиболее эффективно обеспечивает безопасность цепочек поставок между Азией и Европой».
В данном случае важно то, что в последнее время Токаев, обращаясь как к западным, так и восточным партнерам, все чаще стал упоминать слово «безопасность», прямо намекая на то, что Срединный коридор, проходящий за пределами РФ, в нынешних условиях является чуть ли не самым надежным маршрутом следования товаров из Азии в ЕС и обратно. Проще говоря, Казахстан решил предложить себя в качестве замены России в транспортной логистике на всем евразийском пространстве.
Сегодня Астана и вовсе перестала стесняться своей позиции даже в рамках Евразийского экономического союза. Это прекрасно продемонстрировало выступление К.-Ж. Токаева на прошедшем в мае саммите лидеров ЕАЭС в Москве. Здесь президент Казахстана также вспомнил о ТМТМ, и выглядело это довольно неожиданно, если учесть, что остальные участники объединения с данным маршрутом напрямую не связаны. В частности, Токаев заявил, что износ транспортной и логистической инфраструктуры стран ЕАЭС может стать более ощутимым в ближайшие годы, поэтому объединению следует модернизировать и расширять единый Евразийский коридор. Одновременно он призвал своих партнеров присоединиться к ТМТМ для «выхода на рынки Залива». Такое предложение вызвало удивление даже в Китае, где аналитики задались вопросом, для чего Токаеву в Москве понадобилось продвигать проект Срединного коридора и говорить об укреплении связей с Китаем, если ТМТМ в значительной степени конкурирует с проходящим через Россию коридором «Север - Юг»?
Ответ в данном случае кроется в нынешней политике казахстанских властей. Для Казахстана развитие ТМТМ, как и иных транспортных путей, пересекающих его территорию, важен с точки зрения получения не только экономической выгоды, но и геополитических дивидендов. Особенно сегодня, когда из-за западных санкций Россия во многом оказалась зависима от отношений с Астаной, что позволяет казахстанской стороне чувствовать себя если не хозяином положения, то как минимум равной Москве. Поэтому совершенно неудивительным является то, что, играя на противоречиях коллективного Запада и России, Казахстан, как и иные страны ЦА, стал постепенно наращивать критику РФ и связанных с ней интеграционных объединений, добиваясь таким образом наиболее выгодных для себя условий.
В то же время, используя такую тактику, Казахстан, как и остальные центральноазиатские республики, рискует попасть в ловушку, которую для него сегодня готовит ЕС, убеждая в своей заинтересованности в наращивании экономического и политического сотрудничества в обмен на сокращение государствами ЦА связей с Россией. Например, средства, выделяемые ЕС для стран, входящих в различные логистические проекты, в первую очередь Срединный коридор, являются кредитами, а также связаны с набором обязательств, которые в ряде случаев далеки от экономики. Как заявляли ранее в Европейском банке реконструкции и развития, 50% проектов в ЦА были включены в «зеленую повестку дня», а еще две трети имели «гендерный и инклюзивный компонент». Проще говоря, выкачивая из стран ЦА природные ресурсы и формируя из них еще одну антироссийскую площадку, Запад не отказывается от постепенной политической и идеологической их трансформации со всеми вытекающими из этого последствиями. Понимают ли это в Казахстане – вопрос довольно спорный, так как сегодня Астана пытается заработать «здесь и сейчас», обращая лишь минимальное внимание на то, что может произойти в будущем.
Конечно, продвижение ТМТМ для Казахстана сегодня является крайне важным с точки зрения повышения логистической роли страны в евразийском регионе. Более того, в случае дальнейшего развития этого маршрута Астана получит не только дополнительную прибыль, но и возможность более гибкого и удобного выхода на транспортные коридоры соседних стран через упрощение региональных процедур.
Однако в данном случае казахстанским властям все же стоит учитывать интересы и своего важнейшего политического и экономического партнера – России, соотнося их со своими. Только в этом случае у Казахстана будет возможность не оказаться у разбитого корыта, когда и Срединный коридор не заработает в полую силу, и иные транспортные маршруты, проходящие через российскую территорию, окажутся закрыты для казахстанских грузов.
Свежие комментарии