Ваши отзывы на полученные вами от меня труды доказали, что вы понимаете их и потому можете быть их хранителями и распространителями. Издать их я не в силах, в Академии наук они затеряются или будут забыты.
Вы молоды и, может быть, сумеете и успеете передать их людям после моей смерти или ещё при жизни. Так они не пропадут, а принесут добрые плоды.
Но если вы сочувствуете новым мыслям (или старым, лишь бы они были полезны людям), то принесите маленькую жертву: отдайте переписать их на машине и в доказательство пришлите мне один экземпляр (вместо полученного вами).
Посылать буду по одной статье и начну с самых малых и самых ценных. Только после получения от вас копии первой работы вышлю вторую.
Согласны ли вы на это, напишите.
С пятью полученными вами копиями делайте что хотите. Подарите их друзьям или оставьте у себя.
Хотя вы услышите многое вам уже известное, но иным сочетанием слов изложенное поможет вам усвоить истину. Поверьте мне потому, что мне 75 лет и ждать уже от жизни, кроме горечи, нечего. Значит, мне нет интереса быть пристрастным.
Я бы принял на себя все расходы по печатанию, но, во-первых, не хватает сил и средств, во-вторых, можно обмануться в друзьях, раз они неспособны к маленьким жертвам.
К. Циолковский
Определяя цель «Очерков», Циолковский в письме к А. М. Горькому в сентябре 1932 года писал: «…Я пишу ряд очерков, лёгких для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание Вселенной и философии, основанной на этом познании. Вы скажете, что все это известно. Известно, но не проникло в массы. Не только в них, но в интеллигентные и учёные массы».
«Очерки» учёный писал в последние годы жизни, поэтому с полным основанием можно сказать, что эта работа подводит итог его мировоззренческим исканиям, в которых человек рассматривается в качестве составной части космоса и будущее человечества неразрывно связывается с освоением космического пространства и возможностью контакта с внеземными цивилизациями.
В нескольких статьях Циолковский рисует картину бесконечной Вселенной с её неисчерпаемыми тайнами. Тем самым он хотел пробудить у своих читателей стремление и желание познавать их, выходить в своих мыслях за пределы своей планеты, вступать в контакт с иными обитателями космоса.
Хорошо осознавая, как нелегко человеку принять и познать это, Циолковский пишет, что не следует пугаться и отступать перед непознанным и непонятным, наши знания относительны.
В ряде статей он пытается представить совершенствование общества в широком смысле как необходимость всего космического прогресса.
Активным участником процессов космического масштаба является человек, отсюда на него налагается огромная ответственность за его деятельность. И вот, когда человек проникается мыслью, что космос един, что иноцивилизации объединены общей судьбой, он должен понять, что необходима одна единая «космическая этика», суть которой заключается в том, чтобы позволить иноцивилизациям со временем взаимодействовать таким образом, чтобы разумные существа космоса выполняли свою историческую миссию его преобразователей. Между «совершенными существами Вселенной» принципы солидарности и взаимной поддержки естественны, единственно мыслимы.
В заключение хотелось бы привести строки заметок Любови Константиновны Циолковской: «Этим статьям о вечной юности Вселенной и счастливом будущем живущих он придавал огромное значение, полагая, что все страдающие и скептики найдут в них утешение. Веру в целительность своей космической философии он почерпнул из писем к нему читателей… Я сначала хотела их напечатать со своим предисловием, но потом решила, что это будет напрасный труд – все равно не напечатают. Они, конечно, не в марксистском духе, но в материалистическом. А материализм подрывает суеверия и предрассудки – следовательно, он на руку прогрессу. Потому их напечатание было бы полезно».
Некоторые статьи «Очерков» печатаются не полностью: сейчас трудно сказать, не успел ли их закончить ученый или они оказались утраченными.
Необходимость космической точки зрения
Позитивизм – направление философии, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии как исследовании мировоззренческих проблем. Главные черты позитивизма – феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма.
Библия и научные тенденции Запада*
Клаузиус Рудольф Юлиус Эмануэль (1822-88) – немецкий физик, один из основателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты.
Демократия и иерархия*
Солон (между 640 и 635 – ок. 559 г. до н. э.) – афинский архонт, провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам.
Род или характеристика познания*
Знания теоретические или посредственные… – совершающиеся через посредство чего-то (книжн., устар.)
Свежие комментарии