На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

Языческий Первомай под красным стягом?

Языческий Первомай под красным стягом?

Самые глубокие чувства человека - ассоциативные, из них состоят все языческие верования народов мира. Религиозные конфессии давно это поняли и вместо борьбы со старыми привычками людей, стали попросту приспосабливать их под свою веру. Также поступили и большевики.

Публикация создана по материалу доктора исторических наук, профессора Пыжикова А. В.

радость, музыка и смех - все как завещали нам предки
радость, музыка и смех - все как завещали нам предки

Реет, реет над страною красный флаг

Для населения проживающего на территории бывшего СССР, красный флаг прежде всего напоминает о временах победившего социализма, для тех кто постарше - о первомайских демонстрациях и парадах, фильмах про Великую Отечественную войну.

Однако история красного стяга гораздо, гораздо древнее. Кто только его не поднимал! Как правило, выступали под его сенью протестующие.

От восстания "краснознаменных" в Персии 8-го века, крестьянской войны 16-го века в Германии и тайпинов 19-го в Китае до Парижской коммуны, (когда красный флаг официально признали символом революционного движения) - везде над головами восставших развевались красные стяги.

Интересно, что в Российской империи красное знамя впервые было поднято также крестьянами, во время бунтов в Пензенской области, протестовавшей в апреле 1861 года против условий освобождения крепостных крестьян. Снова и снова встречаем использование именно крестьянскими массами разных стран и эпох красных стягов. Почему?

красный цвет символичен и для русских/славянских князей
красный цвет символичен и для русских/славянских князей

Возможно потому, что живущие на земле и крепко зависящие от природы люди, являлись носителями древних верований и традиций пращуров, своеобразными хранителями заветов старины.

И такие действия органично вписывались в их мировоззрение, мифологию, веру. Было кстати говоря еще одно сословие, свято помнящее и соблюдающее заветы и приметы - воины.

Утверждение, что одевая красные плащи воины Спарты таким образом пытались скрыть свои истекающие кровью раны - нелепое утрирование. Воин не боится и не стесняется вида крови, ни своей, ни тем более чужой. А использование красного цвета в традициях многих армий мира, говорит о чем-то более древнем и важном, в особенности на пороге возможной скорой смерти.

самый исторически верный предмет на этом культуристе - красный плащ
самый исторически верный предмет на этом культуристе - красный плащ

Красный - главный цвет языческих верований. Нам достаточно вспомнить значения слова "красный" - это не только цвет, но и оценка превосходной степени "красивый", а еще глубже к-РА-сный, то есть к свету ведущий, символизирующий соединение с миром Богов.

Возможно поэтому, идя на смертный бой, языческие воины зачастую таким образом призывали Богов и предков к помощи или (если не повезет в схватке) к скорой встрече в мире Слави (Светлая Навь).

У меня нет сведений, намеренно или случайно цветом революций был выбран именно красный. Как бы то не было, но для русского человека он оказался близким по духу и мироощущению. В большой степени традиционным, давно и прочно используемым в заговорах, устном творчестве и рукотворных символах (ткани, шитье, узоры и так далее). Это еще и цвет Зари встающей с Востока - оттуда, куда обращены молитвы и заговоры.

майский пикник в царской России
майский пикник в царской России

Маевка - праздник поминовения предков?

И опять всякие справочники и интернет-ресурсы вбивают в нас историю перенесения празднования Первомая из-за рубежа, прочно связывая его с демонстрациями рабочих в Чикаго, Варшаве, а также конгрессом 2-го Парижского интернационала.

Получается необыкновенная вещь - практически мгновенно, пришедшая с запада новая традиция вдруг полюбилась огромной патриархальной, крестьянской стране. Просто подарок для пропагандистов!

По языческим представлениям (не только славянским!) календарный год на земле (мир Яви) равен одному дню проведенному нашими пращурами в мире Слави. При этом день предков разделен на условные времена суток и соответствует обычному распорядку земного дня. 1 мая считался днем, когда предки наши бодрствуют и можно провести время в духовной близости к ним. Для этого проводили поминальную трапезу.

В отличии от греческо-христианских поминок, славяне поминали предков веселясь и гуляя. Это же встреча с близкими! Радость встречи, ликование. Наших людей не нужно было приучать к новому празднику и выгонять на гуляния (так сначала называли майские демонстрации) - все и так выходили в этот день на улицы, празднуя соединение с предками!

на восходе солнца - зорька красная, различалось ее 30 разных оттенков
на восходе солнца - зорька красная, различалось ее 30 разных оттенков

Это был "неподвижный" праздник, день когда открывались врата в другой мир, всегда наступал именно 1 мая. Назвали его Красная горка - праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Самое настоящее народное гуляние! Церковь во все времена относилась к этому празднику не приветливо. Это и понятно: славят Ярилу и Живу, проводят игрища....

Но несмотря на все усилия, запретить его совсем так и не смогли. Пришлось приспособить к христианскому календарю и назвать народно - христианским праздником. Единственное что получилось - привязать его к (плавающей) дате Пасхи - ровно через неделю.

Но это сейчас, а в 19-ом веке, когда старые обычаи и традиции еще не были окончательно забыты, 1 мая как и сотни лет до этого, праздновали Живин день (другое название Красной горки) и гуляли.

весна, крестьянин торжествуя....встает в веселый хоровод
весна, крестьянин торжествуя....встает в веселый хоровод

Наверное именно поэтому, большевистский праздник труда и солидарности в виде гуляний (демонстраций) проводимых под красными знаменами, так полюбился в нашей стране.

И все кто мог, стремились провести его на природе, кушая на свежем воздухе, веселясь в дружной компании - так работает родовая память, когда мы делаем правильные действия, даже не подозревая об этом.

И уж конечно, последнее о чем мы думали жаря на природе шашлыки - о солидарности с трудящимися всех стран и дружбе народов. Весна, любовь, веселье, смех - радость нам и радость за нас нашим предкам. Помните о своих корнях и о традициях исконных.

ß

Ушкуйники. Дрожь Золотой Орды

Ушкуйники. Дрожь Золотой Орды

После мусульманского переворота 1313 года в Золотой Орде к власти пришла группа Чингизидов, отвергавшая Ясу основателя империи и ставившая выше всего деньги. Трехлетняя гражданская война в Орде закончилась в 1315 году поголовным истреблением приверженцев старого порядка. Только в первые дни переворота было зарезано около 120 принцев Чингизидов.

Сменилась и политическая линия. Отношения с Русью изменились, став вместо союзнических ограниченно-вассальными. Вероятно ордынские ханы и хотели бы полного подчинения русских княжеств, но сил для этого у них не было. Зато старый принцип разделяй и властвуй приносил еще нужные результаты.

Участившиеся налеты на мирные поселения редко были отомщены, окраинные земли начали приходить в запустение. Но на Севере нашлась сила, которую ордынские ханы подкупить не смогли. Братство вольных воинов - ушкуйников, не подчинялось и не зависело от воли князей и боярства. Они развернули свои ушкуи на юго-восток и по рекам пошла потеха молодеческая. Города татар застонали от ответных набегов.

схема поселений на Оби
схема поселений на Оби

За 219 лет до похода Ермака

После прекращения отвлечения значительных сил на вразумление шведов и норвежцев, внимание ушкуйных ватаманов (от слова ватага) переместилось на восток и юго-восток. В 1363 году несколько десятков ушкуев дошли на реку Обь, где ватаги разделились: одна часть пошла к Студенному мору (к океану), а другая часть направилась в верховья - на стык Золотой Орды с другими улусами. Все вернулись без потерь и с добычей.

Пожалуй следует особо отметить освоение Сибири новгородскими купцами и ушкуйниками. Оно началось и успешно происходило задолго до экспедиции Ермака. Но кто об этом вспоминает? В 1364 году на восточной стороне Уральского хребта ушкуйники даже основали цепь укрепленных городков, опорных баз с небольшими гарнизонами! И кто сегодня об этом знает? Узкий круг специалистов.

Примерно в то же время, во второй половине 14 века, началось и активное противодействие грабительским набегам ордынцев на русские земли. Со времени переворота в Орде прошло почти 50 лет, перемены к худшему в отношениях бывших союзников стали очевидными. За это время разведка ушкуйников смогла собрать нужную информацию и обзавестись нужными людьми в татарских поселениях.

это было не слабое государственное образование - Новгородская республика
это было не слабое государственное образование - Новгородская республика

Жукотин брал, Булгар брал, Сарай... тоже брал

В 1360 году ушкуйники как снег на голову упали на крупный ордынский город Жукотин, как полагается в таких случаях разграбив его, а потом спалив дотла. Взяв богатую добычу ушкуйники ушли в Кострому на отдых. Ордынский хан Хидырь то ли побоялся, то ли постеснялся сам придти в Кострому за ватажниками, он просто потребовал выдачи удальцов у русских князей .

Великий князь Владимирский Дмитрий, Нижегородский Андрей и Ростовский Константин, подговорив бояр костромских и городскую старшИну, напоили, пленили и выдали ушкуйников татарам. Это предательство впоследствии аукнется им всем, но об этом расскажу подробно в следующей части статьи.

В 1366 году несколько ватаг попросту перерезали торговый тракт между Казанью и Н. Новгородом, грабя басурманские караваны, сжигая и топя их суда, освобождая плененных татарами рабов. Поймать новгородцев не удалось и хан снова потребовал, теперь уже у Великого князя Дмитрия (в будущем Донского) наказать, а еще лучше выдать "злодеев".

карта местности одного из излюбленных маршрутов ватажников
карта местности одного из излюбленных маршрутов ватажников

Князь понятное дело послал официальный запрос новгородскому посаднику, тот ему ответил честно и коротко: мол было дело, ходила молодежь погулять на Волгу, но то без нашего ведома и гостей (купцов) твоих не трогала, а только басурманских. Как говорится в таких случаях: на нет и суда нет, а кому есть что предъявить - пусть приходят.

В 1369 году гуляли ушкуйники на Каме, Волге, под городом Булгаром. А вот в 1371 году уже по просьбе князя Дмитрия (Донского) напали на Сарай - ставку хана Золотой Орды. Похоже достали уже ордынцы своей наглостью князя Московского. Столицу Орды пожгли, взяли золота и девок ханских, пошли домой без потерь. Нормально сходили.

и конный, и пеший, и в судовой рати - универсальные воины
и конный, и пеший, и в судовой рати - универсальные воины

Потеря бдительности и трагедия

1374 год также отмечен большим походом, взятием откупа с Булгара и разграблением Сарая. Вообще создается впечатление, что грозную столицу Золотой Орды грабили и жгли по принципу "шли мимо, как не зайти, зашли конечно". Но это не так.

К каждому малому, а тем более большому походу ушкуйников, предшествовала серьезная подготовка. Читая короткие строки о походе, добыче и возвращении без потерь, мы видим не просто верхушку, а малый краешек вопроса.

Доказательством тому стал поход 1375 года, когда после удачного прохождения привычного "маршрута" Булгар - Сарай, был взят откуп с первого (там "страшные татары" даже не пытались сопротивляться - сразу платили) и разорение после жаркого боя второго, было принято решение продолжить плавание на свой страх и риск, уже без подготовки.

Подойдя к Астрахани и получив безропотный откуп от местного хана, ушкуйники расслабились и позволили заманить себя в ловушку: пир, пьянка, внезапное нападение, резня. Уйти тогда удалось немногим. Остается отметить, что "непобедимые" татары и в мыслях не держали сопротивляться в открытом бою, только хитростью.

внезапность - самый любимый принцип ушкуйников
внезапность - самый любимый принцип ушкуйников

Промысел у нас такой - татар бить

В одной из старых книг приводится диалог крестьянина с молодым ушкуйником, приехавшим домой на побывку и удивившим селян своим богатством и удивительными рассказами. "Как же татар бить, ведь не можно их осилить? - Ну пойми же дядя, одни белку бьют, другие бобра добывают, а мы татар бьем - промысел у нас такой!".

Вот так, просто и буднично ходили новгородские ушкуйники мстить татарам за набеги, били их нещадно, грабили и освобождали попавших в рабство. Сегодня память народных защитников извратили и оболгали.

В 1380 году новый поход на Жукотин и Кашан (столица Кашанского улуса, третий по величине город в регионе после Булгара и Жукотина). Булгарские летописи после очередных причитаний докладывают, что ушкуйники пошли вниз к Сараю (не нарушать же традицию, тем более тут рядом совсем), грабя по дороге басурман.

тихо скользят корабли по рекам, врагам на погибель
тихо скользят корабли по рекам, врагам на погибель

Интересный случай описан в 1471 году, когда ватаман с 400-ми ватажниками (уже из города Хлынова) в очередной раз разграбил и сжег "многострадальный" Сарай, забрав золота без счета и ханский гарем в придачу. Хан Ахмат срочно вернувшись в столицу, бросился было в погоню, да куда там.... Однако он смог передать весть казанским татарам, а те перегородили реку цепями и лодками, устроив засаду.

Ватажники не доходя до места засады, но в пределах ее видимости, стали высаживать на берег десант. Татары спеша показать свою удаль, гурьбой бросились к месту высадки, а когда подъехали - увидели переодетых девок и пленников. Пока удивлялись, пока радовались и обнимались... постепенно успокоились и остро встал вопрос: а где тогда ушкуйники???

А робяты пользуясь сумятицей и боевым порывом татар, преспокойно доплыли до преграды, перетащили по берегу свои легенькие ушкуи на другую сторону и были таковы. При этом летописец гордо подчеркивает, что некоторые гаремные девки наотрез отказались покидать ватажников, уйдя с ними в Хлынов.

перекатывание лодки по волоку
перекатывание лодки по волоку

Наперекор истории

Как видно из сохранившихся летописей, татарские ханы не могли противостоять грамотным военным действиям и боевому мастерству ушкуйников, которые не надеясь на князей и бояр, своей волей давали укорот зарвавшимся ордынцам. А что же делали страшные ханы "непобедимой" Орды, "темной тенью подобно грозовой туче, нависавшей над беззащитными русскими княжествами"?

Ну как что, вы же ведь помните про вассальные отношения могучей Орды и русских князей, вынужденных ездить в ставку за "правом на княжение"? Они жаловались, топали ногами и писали гневные письма Великим русским князьям, требуя оградить их от обид чинимых татарам ушкуйниками. Такая переписка сохранилась. Жалобы, стенания, воззвания к справедливому княжескому суду. Такие вот сюзерены...

Напомню, что до нас дошли очень скудные сведения о походах ушкуйников и можно перечислить только самые крупные и знаменитые, но многие источники пишут о ежегодных набегах на супостата. Ответку за набеги на мирные русские поселения и пограничные городки, ордынцы получали серьезную и это сильно охлаждало их жажду наживы.

Что же случилось с вольным братством, которое судя по его успехам должно было процветать и усиливаться? Примерно так все и было, но до поры, до времени. Пока набравшее силу Московское княжество не подмяло их под себя и не уничтожило вольное сословие народного воинства - ушкуйников. 

ß

Ушкуйники. Месть - дело благородное

Ушкуйники. Месть - дело благородное

После крестовых походов Запада на Дунайскую и Варяжскую Русь, многие выжившие и не согласные сгибаться под новый порядок славяне уходили в последнее пристанище исконной традиции - Восточную Русь. Здесь оформилось новое воинское сословие - новгородская вольница, позже названная ушкуйниками.

Это вольное братство жило предоставлением силовой поддержки купцам и охраной речных (морских) торговых маршрутов. Однако часто эти вольные стражи Русского Севера вступались за мирные русские поселения, подвергавшиеся нападениям извне и совершали ответные походы. Так было в Скандинавии и в Золотой Орде, города которых порой не успевали оправиться от нападений ватажников.

Такое народное сопротивление поддерживал простой люд и настоящая, истинная русская христианская церковь, но оно сильно мешало и путало карты самовластию князей, боярства и духовенства византийской епархии. По мере усиления централизации власти концентрировавшейся вокруг Москвы, конфликт усиливался. Вольному воинству надо было либо меняться, либо подчиняться государству.

Ушкуйники. Месть - дело благородное

Месть - дело благородное

В предыдущей статье я кратко рассказал о предательстве Суздальского, Нижегородского и Ростовского князей, которые с помощью боярства Костромы обманом смогли поймать и выдать на расправу татарскому хану старшИну ушкуйников, вернувшихся из похода и отдыхавших в городе. Не в обычаях вольного братства было забывать предательство, минуло 10 лет.

В 1370 году значительные силы ушкуйников напали на предавший их город и разграбили его, при этом внятно объяснив причины атаки. В 1375 году поход мести был повторен, причем делалось все напоказ, открыто - костромичи знали о нападении и готовились его отразить.

Была собрана рать из 5000 воинов, им противостояли примерно 2000 ушкуйников, которые сошли с судов и разделившись, напали на костромичей с двух сторон одновременно. Первым сбежал храбрый костромской воевода, за ним потянулись и все остальные, сражение было проиграно, а Кострома вновь разграблена.

А в 1380 году (чрез 20 лет после выдачи ушкуйников) был разграблен и сожжен уже Нижний Новгород. Подобные примеры наказания за предательство интересов русского народа, нашли свое отражение в оставшихся после подчистки летописях.

Вся идеология вольного воинского братства ушкуйников строилась на товариществе, поддержке и взаимовыручке. Когда же их предавали за то, что они мстили татарам за набеги на мирные селения, ватажники ожидаемо реагировали, иначе бы они не были силой с которой считались не только вороги, но и князья, боярство княжеское. А подтверждением тому - образование Вятской вечевой республики.

Вятская земля - справа вверху
Вятская земля - справа вверху

Оплот народоправства

Считается, что активное заселение тех земель стало происходить начиная с 12-го века, когда некоторые новгородцы, разочаровавшись в способе управления городом и республикой, отправились строить свою версию народной демократии. В 14-ом веке новое образование попадает в сферу интересов ушкуйников и начинает бурно развиваться.

Приток денег от походов и беженцев из приграничных областей других княжеств, дают возможность расширения, строительства новых городов, заявления о себе как о самостоятельной силе. Центром республики стал город Хлынов (позже Вятка, а сегодня город Киров), куда со временем переместилось из Новгорода все ушкуйное братство.

В отличии от единовластного правления князей и трехсот "золотых поясов" (богатейших людей) контролировавших вече Новгорода, здесь власть была у двух выборных воевод, которым подчинялись ватаманы и подвойские (исполнители решений воевод). На этом все. Налоги платили один раз в год. Республика имела союзные отношения то с одним, то с другим княжеством, при этом сохраняя свою независимость.

Несмотря на наличие множества церквей, поповства не было совершенно. Ориентация на народ и веротерпимость - важные отличия старой христианской веры славян, последний ее крупный оплот. Учитывая общую тенденцию на централизацию власти и усиление роли патриархата, так долго продолжаться не могло. У Москвы оказались очень длинные руки...

бой
бой

Подчинение или перемещение?

Московские князья делали несколько попыток подчинить Вятскую республику, но до середины 15-го века все они были неудачными. В конце концов Василию I удалось добиться признания своего влияния, но опять-таки только номинально, по сути вятичи оставались самостоятельными. Военные походы на Вятку перемежались с внутренними заговорами и попытками внутреннего переворота сторонниками подчинения Москве.

От ратей 1457, 1459 и 1464 года вятичам удалось банально откупиться. По настоящему серьезно за них взялись уже после полного подчинения Новгорода. Иван III в 1471 году своим военным походом, присоединил Новгородские земли к Московскому княжеству, а в 1478 году и вовсе получил прямое управление в них. Настала очередь Вятской республики ждать гостей.

В этот раз подготовка была основательной. Князь Щеня и боярин Морозов привели в вятские земли примерно 70 000 воинов и татарский отряд в придачу, сняв тем самым вопрос о исходе противостояния. После осады и зажжения городских стен, Вятка сдалась.

Всю вятскую знать ее переселили в подмосковные земли, а трех наиболее знатных земских воевод казнили на Красной площади. Кроме того, видимо чтобы исключить вопросы по наследникам, втихую удавили и их семьи (согласно данным летописцев).

Однако было бы ошибочно предполагать, что на этом традиции народной вольницы и воинского братства пресеклись. Как уже случалось в начале 12-го века, самые яркие представители ушкуйников снова переместились подальше от княжеской власти - в донские степи.

казачьи струги в походе
казачьи струги в походе

Новая история ушкуйников - казачество

На берегах Дона, между крымскими татарами и ногайцами, осели остатки вольных ушкуйников. Вполне вероятно, что выбор места определялся уже налаженными связями с бродниками - исконными обитателями тех мест. Так что ватажники пришли не на пустое место и значительно усилили прихожан Крутицкой (Сарайской) христианской епархии. Да, да, те места были населены в том числе христианами.

Первое официальное упоминание о донских казаках относится к 1550 году в жалобе ногайского князя Юсуфа - все как и было у ушкуйников. А уже в 1570 году, самый прогрессивный русский царь Иоанн Грозный сообразил дать казакам официальный статус своей пожалованной грамотой, считающейся теперь точкой основания Войска Донского. И тем самым, признать наконец их заслуги в охране людей русских.

Обычаи ушкуйников - вольница, народоправство, походы по рекам и морям, защита народа от набегов, веротерпимость и привечание всех вольных людей прибывающим к ним - все это мы наблюдаем и у донских казаков. Типичные представители: Ермак, Разин и Афанасий Никитин - полностью укладываются в продолжение традиций ушкуйников.

надпись на этой гравюре - Степан Разин, хан Астраханский
надпись на этой гравюре - Степан Разин, хан Астраханский

А что до веры казачьей, то вот как говаривал атаман Степан Разин: "В церковь не ходите, а свадьбы в кругу берез водите, как велят старинные обычаи..." - совсем не то, что нам пытаются втиснуть в голову попы и официальные историки, правда? Но история казачества, это тема отдельных статей, к которой возможно, мы вернемся позже.

В серии статей об ушкуйниках, я представил вам версию возникновения этого сословия и его служения народу русскому, отличную от взглядов официальной истории. Так это или нет - судить вам, читателям, но мне эта версия ближе к сердцу. Непрерывная преемственность духа наших предков с берегов Варяжского моря, от самых стен белого Храма Арконы...

Картина дня

наверх