Алиса Бейли
О НАМЕКАХ
"Теперь мы продолжим рассмотрение намеков, которые я уже дал вам. Их семь. Два из них я уже рассмотрел. Это:
Намек I. Изменения, осуществляемые в Иерархии, являются результатом работы учеников мира.
Намек II. Планирование человечества сегодня является одним из первых признаков проявления волевого аспекта.
Осталось рассмотреть пять намеков, и здесь я приведу их список не в форме вопросов, как в прошлый раз, но в их первоначальном виде. Я попросил бы вас тщательно перечитать их несколько раз, сосредоточив мысль, и отметить, как тесно они друг с другом связаны и какой свет они проливают на посвятительный процесс – единственный в своем роде, синтетический по значению и просветляющий. Как я уже говорил вам, каждый из них допускает семь интерпретаций, но для наших целей мы ограничим себя их изучением с позиции принятого ученичества, то есть точкой зрения учеников, работающих в Ашраме и готовящихся к служению и посвящению.
Намек III. Ученики во всех Ашрамах решают задачу “модифицирования, наделения качеством и адаптации божественного Плана” одновременно. Почему это так? Почему План не навязывается?
Намек IV. Посвященный знает, потому что работает. Что этот намек означает для вас?
Намек V. Ключ к правильной интерпретации намека можно найти, связав намек с идеей направления во времени и пространстве.
Намек VI. Ученик должен распознавать намек, который связан с его точкой сознания... Мое главное усилие заключается в том, чтобы указать на связь между посвящением и откровением.
Намек VII. Одним из признаков готовности к посвящению является способность видеть расширяющееся и включающее Целое и регистрировать тот закон, который трансцендируется, когда часть включается в Целое.
В связи с шестым намеком я указал, что откровение – вызванное правильной ориентацией и правильным мышлением – является частью тренировки посвященного. Многие тренирующиеся задерживают свой прогресс тем, что не распознают откровение, когда оно возникает на линии их духовного горизонта.
Вы отметите, что сами по себе намеки часто касаются природы самого намека, поскольку в действительности, при правильном рассмотрении, намек является семенем, или зародышем, будущего откровения. Учитель хорошо знает, каким будет следующее откровение для тренируемого ученика; посредством намеков Он сеет зерна откровения, но ученику предоставляется самому открыть то, что должен вызвать этот намек, для чего он предназначен, и самому растить и питать зерно до тех пор, пока оно не расцветет красотой откровения.
Стремясь разъяснить вам эти намеки, я не делаю ту работу, которую должны делать вы. Фактически я лишь упорядочиваю для вашей пользы идеи, информацию и концепции, которые уже находятся в вашем подсознательном уме – помещенные туда посредством медитации, изучения и критического анализа опыта. Сделав это, я оставляю их вам для самостоятельной работы в направлении достижения откровения. Вы говорите о серии посвящений, но сами Учителя изъясняются в терминах серии откровений, и Их работа со Своими учениками заключается в подготовке тех к откровению. Имейте в виду, братья мои, что откровение трудно получить и трудно удержать – это момент, который часто забывается. Оно изнурительно для личности ученика, но пока личность его не распознает, от него нет пользы. Оно исключительно сильно стимулирует, и посвященный проходит через три стадии откровения: сначала идет стадия экстаза и наивысшего распознавания; затем наступает тьма и почти отчаяние, когда откровение постепенно исчезает, и ученик обнаруживает, что он снова должен идти в обычном свете этого мира; он теперь знает что-то, что есть, но именно в этом и состоит испытание, так как он должен продолжить это внутреннее распознавание, но теперь обходиться без стимуляции, производимой откровением. Наконец, он становится настолько поглощенным своим служением, помогая своим собратьям и указывая им путь к их следующему откровению, что волнение и возбужденная реакция забываются. Тогда, к своему удивлению, он открывает, что в любое время и по его воле – если он служит бескорыстно – откровение всегда с ним. ПОРЗМЫСЛИТЕ НАД ЭТИМ.
Давайте теперь изучим оставшиеся намеки:
Намек Три. “Ученики во всех Ашрамах решают задачу «модифицирования, наделения качеством и адаптации божественного Плана» одновременно. Почему это так? Почему План не навязывается?”.
Вы сразу заметите связь этого намека с первым намеком. В основе его значения лежит концепция ответственности, и в связи с этим я хотел бы напомнить вам, что – с позиции эзотерической науки – чувство ответственности является первой и выдающейся характеристикой Души. Поэтому, насколько у ученика прочен контакт с Душой и насыщена Душой личность, направляемая, следовательно, душой, настолько ответственно он и берет на себя задачу, описанную в третьем намеке. Процесс “модифицирования, наделения качеством и адаптации” осуществляется через интеллектуально сфокусированную личность и при помощи того понимания, на которое способен конкретный ум. Этот процесс является результатом активности Души на ее собственном уровне и целиком относится к иерархическому групповому намерению и к проведению божественного Плана.
Понимание учеником Плана будет неизбежно меняться в соответствии с его точкой эволюции. На самых ранних стадиях ученичества его способность “модифицировать, наделять качеством и адаптировать”, действительно, мала, но каждое расширение сознания делает его все более к этому способным. Вам будет интересно вновь изучить стадии ученичества, описанные в Томе I “Ученичества в Новом Веке”. Вы отметите, как каждая стадия (когда она становится фактическим опытом) делает ученика способным со все более возрастающей ясностью видеть План с позиции Ашрама и Учителя; наконец, наступает время, когда ученик достигает самой сути всего и становится настолько близким сердцу Учителя, что иерархическое планирование становится для него тем, в чем он участвует и во что вносит свой вклад.
Есть две мысли, которые здесь следует рассмотреть. Прежде всего, должно быть осознано, что ученик, согласно Закону, должен совершенствовать технику духовного компромисса; во-вторых, нужно понять, что три слова – модифицировать, наделять качеством и адаптировать – имеют непосредственное отношение к трем мирам, в которых должен проявиться План. Существуют два вида компромисса, брат мой. Есть компромисс, при котором равновесие достигается ради выгоды и практической целесообразности; обычно это наименее желательно, более материально и является самым легким. Есть также компромисс, который уверенно поворачивает решение (а принятие решения всегда необходимо для проведения Плана) в сторону духовных ценностей и который в итоге влечет за собой наибольшее благо для наибольшего числа существ. Именно такому искусству компромисса должен научиться ученик, так как прямым внедрением, или навязыванием, духовных ценностей мало что достигается. Ученик должен находить компромисс между распознаваемой им стадией, достигнутой человечеством, и насущными аспектами Плана, которые, как чувствуют Учителя, должны быть представлены всем и распознаны каждым.
Ценность тренированного работающего ученика для Ашрама заключается в его способности “видеть вместе с Ашрамом” необходимые виды активности, а также технику и способ осуществления очередного достижения в рамках вечно существующего Плана; также ученику необходимо понимание цивилизации и культуры, частью которых он является, и постижение области, в которой ему необходимо работать. Являясь функционирующим человеческим существом и частью великой панорамы жизни, он может интерпретировать для Ашрама то, что он видит как распространение зла, то, что он отмечает как человеческое стремление к добру, а также “раскрывающийся голос” безмолвных масс. Его предложения, касающиеся необходимого способа превращения иерархических идей в простые человеческие идеалы, являются важными для Учителя его Ашрама. Его ценность в данном аспекте иерархической работы состоит в том, что он не Учитель, что он неизбежно находится в более близком соприкосновении с повседневной жизнью обычных людей и что в своей сфере деятельности он имеет дело с личностями, в то время как Учителя и старшие посвященные работают с душами. Когда ученик действительно становится насыщенной душой личностью, он может оказывать Учителю очень ценную помощь. Следует указать, что существует три типа иерархических работников:
1. Души; то есть те посвященные, которые приняли четвертое посвящение Отречения, и у кого тело души, каузальное тело, было разрушено. Они являются Хранителями Плана.
2. Насыщенные душой личности; это ученики и посвященные первых трех степеней, через которых “Души” работают для осуществления Плана.
3. Мыслящие, разумные стремящиеся, которые пока не являются насыщенными душой личностями, но которые признают необходимость проведения Плана и стремятся к благу своих собратьев.
Первая группа формулирует План; вторая группа “модифицирует, наделяет качеством и адаптирует” План к современным человеческим требованиям и таким образом обеспечивает постепенное и устойчивое развитие Плана;
третья группа предоставляет агентов, которые несут этот План человечеству и стремятся сделать его выполнимым, руководствуясь духовным компромиссом – компромиссом, демонстрируемым второй группой.
Основными агентами являются ученики, поскольку они улавливают План и духовно информируются о шагах, необходимых для модифицирования Плана на ментальных уровнях таким образом, чтобы его принятие человечеством было интеллектуально прогрессивным и не навязывалось динамически с вытекающими катастрофическими последствиями. Они принимают ответственность за необходимый компромисс, так как это их ответственность, а не ответственность Учителей. Затем различные аспекты Плана – как он был представлен им в Ашраме – модифицируются и приспосабливаются так, чтобы План становился серией последовательных шагов, а не яростным натиском неусвоенной идеи. Можно сказать, что духовный компромисс ученика (работающего с Планом) трансформирует исходную идею (посредством ментальной модификации) в приемлемый идеал.
Когда процесс модификации завершается, идея – в форме идеала – спускается на астральный план, план эмоций. Там она окрашивается качеством, которое, как считает работающий ученик, обеспечит наилучший призыв, или наилучшую привлекательность, для масс людей, с которыми он, возможно, работает, и особенно для стремящейся интеллигенции.
Сегодня два качества “окрашивают” идеал грядущей цивилизации, для которой работают все ученики: СВОБОДА и ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Это остается истиной, даже если человек, говорящий в терминах безопасности, опускает слово “духовный”. Так или иначе, но люди к этому стремятся. Затем идеал, “должным образом модифицированный и наделенный качеством”, представляется миру людей на физическом плане и там адаптируется для различных областей мысли, различных типов сознания, наций и групп, с которыми работает Новая Группа Мировых Служителей. Вышеуказанный треугольник работников охватывается со всех сторон миром Душ и людей; его вершина достигает высших уровней Иерархии; его вторая точка находится в Новой Группе Мировых Служителей; его низшая точка проникает в массы людей.
Поэтому, имеем:
Существует прямая линия духовного нисхождения от Учителей в ряды человечества, а Новая Группа Мировых Служителей продвигает вперед задачу “модифицирования, наделения качеством и адаптации”. Ошибки допускаются часто, поскольку эта троичная работа зависит от ясного видения и сбалансированного суждения, и все же работа движется вперед; то, что является божественной идеей, проявляется (в конечном счете) как принятый идеал и в должное время становится средством продвижения всего человеческого семейства по Пути Эволюции.
Намек Четыре. “Посвященный знает, потому что он работает. Что этот намек означает для вас?”.
Вся история эволюции охватывается этими несколькими словами. Христос выразил это другими словами, сказав: “Если человек будет исполнять Его волю, он будет знать”; согласно оккультному закону, действие всегда предшествует знанию, потому что знание обретается посредством эксперимента и опыта. Ученик или стремящийся всегда работает во тьме, особенно на ранних стадиях своего раскрытия, побуждаемый глубоким и скрытым инстинктом правильной активности. Посредством усердного и настойчивого исполнения долга, вначале под давлением совести, а затем согласно импульсу своей пробужденной Души и под влиянием Учителя, он движется вперед от тьмы к Свету; он открывает, что подчинение своим духовным инстинктам неизбежно ведет его в царство знания, и это знание – будучи обретенным – трансформируется в итоге в Мудрость. Тогда он становится Учителем и более не ходит во тьме.
Обычно стремящиеся горько сетуют на многочисленные циклы тьмы, через которые они вынуждены проходить; они жалуются на трудность работы во тьме и на то, что нигде не видят Света; они забывают, что умение работать во тьме или в Свете является одной и той же врожденной способностью.
Причина этого в том, что Душа не знает ничего, кроме бытия, а Свет и тьма являются – для Души – одним и тем же. Кроме всего прочего, знание приходит через сознательно проводимые эксперименты, а там, где нет экспериментальной активности, не может быть обретен и опыт. Знание это награда за оба эти фактора – знание не теоретическое, но испытанное, фактическое и являющееся интеллектуальным результатом тяжелой работы; оно есть результат частого страдания (если его правильно принимают и правильно с ним справляются) и духовного предчувствия.
Вышесказанное становится истиной в жизни и работе индивидуального стремящегося, по мере того как он бьется над проблемой подчинения своей собственной низшей природы и готовится к стадии, когда он становится личностью, насыщенной Душой. Все это так же истинно и для работающего ученика, ищущего знания и Мудрости по мере осуществления иерархического Плана настолько хорошо, насколько он может. Ему следует экспериментировать и обретать практический опыт; он должен делать выводы, как из успеха, так и из неудачи, и усваивать знание, которое таким образом может быть обретено. Сначала знание приходит посредством борьбы и приложения всех сил для продвижения в больший и более ясный свет; затем оно приходит, по мере того как стремящийся (добивающийся выражения Души) учится забывать себя, делая то, что нужно другим, когда они требуют того Света и знания, которыми он обладает; наконец, Мудрость занимает место знания, когда, трансмутируя огни борьбы, страдания и тяжкой работы, стремящийся трансформирует себя в работающего ученика и постепенно становится в ряды Иерархии.
Существуют другие, более глубокие смыслы, нежели вышеприведенные, и здесь я лишь указал вам путь к большему знанию; дальнейшие значения неизбежно откроются, по мере того как вы будете работать посредством эксперимента и опыта, переходя от опыта в проявляющееся выражение божественности.
Намек Пять.«Ключ к правильной интерпретации намека можно найти, связав намек с идеей направления во времени и пространстве».
Мне любопытно, брат мой, способны ли вы осознать, что намек не является намеком, пока он не может дать вам НАПРАВЛЕНИЕ и СИЛУ двигаться вперед? Намек не является статической точкой информации. Если к нему правильно подойти, он становится динамическим и указывает следующий шаг вперед на Пути Возвращения. Именно на этом Пути начинают иметь значение слова “во времени и пространстве”. Одна из первых вещей, которой ученик должен научиться, это правильное распределение и расчет времени, как при рассмотрении своей собственной экспериментальной духовной жизни, так и в связи с работой, которую он может исполнять в мире повседневных дел согласно иерархическому впечатлению. Это один из самых трудных для усвоения уроков, особенно в течение стадии, на которой ученик легко может быть охвачен импульсивным, эмоциональным энтузиазмом; этот момент особенно тяжело уловить людям на Шестом Луче Идеализма, или Преданности.
Там, где дело касается времени, начинающие ученики делают ошибок больше всего; этого естественно следует ожидать, поскольку время – это только слово для обозначения ежедневного, событийного проживания. Мне бы хотелось, чтобы вы отметили слово “событийный” как связанное с текущими событиями. Время есть не более, чем последовательность событий, регистрируемая сознанием физического мозга; эти события способны иметь чрезмерное и слишком мощное воздействие на ученика. Однако, когда он может думать о событиях как об аспектах времени, он начинает развивать не только необходимую непрерывность сознания, но и чувство пропорции, которое имеет стабилизирующий и оздоравливающий эффект. Учащимся следовало бы взять слова “НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ" и использовать их в качестве исходной мысли в медитации. Награда будет велика.
Не нужно забывать, что “ПРОСТРАНСТВО ЕСТЬ СУЩНОСТЬ” – как это выразила Е.П.Б. Когда она таким образом определила пространство, человечеству был дан один из наиболее важных намеков, которые оно когда-либо получало. Осознавание существования данной сущности ведет к практическому распознаванию афоризма “мы Им живем и движемся и существуем”. Этим объясняется необходимость в эзотерическом учении о планетарных центрах и планах как состояниях сознания. Ученик тогда начинает изучать себя в связи с этой “всеобъемлющей Сущностью”, постигать “направления”, из которых приходят различные энергии (которые наполняют его жизнь и мотивируют его действия) и постепенно определяет “местоположение тех могущественных станций и излучающих центров Света, которые – будучи основанными божественным Создателем – являются источниками жизни и началом Света и Знания”. Так это выражено в древних архивах, цитаты из которых я иногда пытаюсь для вас перевести.
НАПРАВЛЕНИЕ. ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВО.
При наличии в уме этих концепций оккультная информация начинает обретать новое и глубоко эзотерическое значение. Они могут изучаться учеником (а именно для учеников я и пишу) двумя путями:
1. Как указывающие во времени и пространстве направление, откуда мотивирующая энергия и просветляющая Любовь могут осуществить воздействие на воспринимающего ученика.
2. Как указывающие (опять-таки во времени и пространстве) направление, в котором должны посылаться энергии, находящиеся в распоряжении ученика – по мере того как он учится сотрудничать с иерархическим Планом и осуществлять его. Это уже позитивный, а не негативный аспект этих трех слов.
Ученик всегда движется в мире энергий; они оказывают на него воздействие, притекая из многих различных сфер и областей. Он должен научиться различать, какие энергии ему следует отклонять, а к каким он должен стать восприимчив; все эти энергии движутся во времени и пространстве и являются в реальности жизненным аспектом пространства-сущности; всё проявленное определяется временным фактором, с которым ученик должен освоиться. С другой стороны, этот процесс иногда изменяется, поскольку посредством собственных настойчивых усилий ученик учится использовать в какое-либо определенное время энергии – находящиеся и обнаруживаемые им в пространстве – и затем точно направлять их (через центр аджна) для выполнения необходимой работы, а также в группу, находящуюся под иерархическим влиянием. ПОРАЗМЫСЛИТЕ НАД ЭТИМ, так как в этих словах скрыто много просветляющего СМЫСЛА.
Оставшиеся два намека будут освещены в моем следующем сообщении, и тогда учение о Намеках будет завершено. Учение о Формулах было закончено в предыдущей инструкции; относительно этих глубочайших форм было выдано достаточно, чтобы в грядущем цикле они могли служить целям обучения".
Алиса А. Бейли «Ученичество в Новом веке», том 2, стр.388-397.
Свежие комментарии