На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Снаряды с управляемым подрывом. Путь в войска

Рябов Кирилл

Снаряды с управляемым подрывом. Путь в войска

 
В разных родах войск российской армии эксплуатируется большое число артиллерийских систем калибром 30 мм. В настоящее время ведутся работы по повышению основных характеристик такого оружия – за счет применения перспективного боеприпаса. Разработан новый тип 30-мм унитарного выстрела, оснащенный снарядом с управляемым взрывателем. В скором будущем такие изделия отправятся на государственные испытания.

Новость о снарядах


20 мая информагентство ТАСС процитировало заместителя генерального директора концерна «Техмаш» Александра Кочкина. Тот рассказал, что его предприятие в настоящее время выполняет новый заказ министерства обороны. Военное ведомство заказало первую опытно-промышленную партию перспективных 30-мм снарядов с управляемым подрывом.



БМП-2 с боевым модулем "Бережок" - основным оружием является 30-мм пушка 2А42


Выпуск заказанной партии переводит текущий проект в стадию государственных испытаний. По мнению А. Кочкина, этот этап удастся завершить уже в следующем году. Из этого следует, что в 2020-м российская армия сможет принять на вооружение новые боеприпасы и тем самым повысить эффективность артиллерии.

Заместитель гендиректора «Техмаша», комментируя последние события, напомнил, что системы калибра 30 мм используются в разных областях – на авиационной и сухопутной технике, а также на кораблях. Для обеспечения совместимости с новыми боеприпасами носители 30-мм пушек будут нуждаться в некоторой модернизации. Их следует оснащать определенной аппаратурой управления.

Перспективное направление


Работы по созданию снарядов с программируемым или управляемым взрывателем продолжаются уже несколько лет. Ведущую роль в этом направлении играет НПО «Прибор», входящее в состав «Техмаша». Первые реальные результаты были получены несколько лет назад, и за прошедшее время в «Приборе» разработали новые образцы боеприпасов.

По известным данным, первым образцом такого рода стал снаряд калибра 57 мм. Осенью 2016 г. стало известно о старте испытаний такого изделия. 57-мм боеприпас рассматривался в контексте будущего перевооружения сухопутной техники с использованием систем увеличенного калибра.

Тогда же в НПО «Прибор» рассказали о своих планах по дальнейшему развитию направления. Предприятие планировало создать новый снаряд с управляемым взрывателем в калибре 30 мм. Впоследствии неоднократно появлялись новые сообщения о таких проектах, а также упоминались некоторые технические подробности.

Особенности проекта


С точки зрения общей концепции новые отечественные снаряды похожи на уже известные зарубежные образцы. Осколочный боеприпас комплектуется электронным взрывателем, способным принимать команды от приборов управления. Задача такого взрывателя состоит в подрыве снаряда в заданный момент времени – при его нахождении вблизи цели. Это позволяет усиливать осколочное воздействие на цель, а также поражать сложные цели, недоступные для «обычных» боеприпасов.


БМП-3 - носитель орудия 2А72


В прошлом году руководство НПО «Прибор» раскрыло основные принципы работы предлагаемых снарядов. Оказалось, что в основе российского проекта лежат собственные идеи и наработки, и он не повторяет зарубежные. В первую очередь, это связано с архитектурой систем управления и, как следствие, с требованиями к носителю пушки.

Для использования зарубежных снарядов пушка нуждается в установке некоторых новых систем управления и электромагнитного программатора. Монтаж последнего может быть связан с существенными трудностями компоновочного и конструктивного характера. Проект НПО «Прибор» предусматривает применение более простой и дешевой лазерной системы управления.


Из доступных данных следует, что российский взрыватель не является программируемым, как у зарубежных разработчиков. Снаряд получает оптический приемник для получения сигналов управляющего лазера. Взрыватель не имеет возможности самостоятельно определять дальность полета, за него это делает СУО боевой машины. При выходе снаряда в нужную точку по лазерному каналу идет команда на подрыв.

Подобный подход в разы упрощает и удешевляет конструкцию взрывателя, снаряда и выстрела в целом. Кроме того, упрощается внедрение боеприпаса в войсках. Если «традиционные» конструкции требуют существенной переработки орудия, тракта боепитания и систем управления, то комплекс от НПО «Прибор» позволяет обойтись минимальными переделками носителя.

Утверждается, что можно взять любую боевую машину с 30-мм орудием, в минимальное время установить на нее необходимые компоненты СУО и вернуть к службе.

Преимущества такой архитектуры очевидны. Она позволяет дать технике новые возможности с минимальными тратами времени и денег. При этом экономия имеет место как при модернизации техники, так и во время ее эксплуатации. Снаряд с дистанционным управлением существенно дешевле изделия с полноценным программируемым взрывателем.

Вопросы внедрения


На вооружении российской армии имеется несколько артиллерийских систем калибра 30 мм. В сухопутных войсках используются автоматические пушки 2А42 и 2А72. Авиация применяет системы семейства ГШ-30 и 2А42. На флоте используется несколько многоствольных зенитных автоматов. Все эти системы и их носители в теории могут применять перспективные управляемые боеприпасы.


БТР-82А(М) - другая современная бронемашина, вооруженная 30-мм пушкой


В прошлом году сообщалось, что первыми новые снаряды и средства управления получат сухопутные боевые бронированные машины. В частности, на 2019 г. планировались испытания снарядов на пушках 2А42 боевой машины поддержки танков «Терминатор». Также стоит ожидать испытания с участием бронемашин разных типов – БТР-82А(М), БМП-2 и БМП-3, а также всего семейства БМД.

В ближайшем будущем ожидается принятие на вооружение нескольких новых образцов бронетехники, вооруженных 30-мм автоматическими пушками. Вполне возможно, что эти варианты «Курганца-25», «Бумеранга» и «Арматы» тоже получат средства управления новыми взрывателями. Возможно, в дальнейшем к испытаниям привлекут ВВС и ВМФ.

Концерн «Техмаш» планирует завершить государственные испытания 30-мм управляемых снарядов в следующем году. Примерно тогда же может появиться первый заказ на полноценное серийное производство боеприпасов, а вместе с тем и контракт на модернизацию строевой бронетехники. В зависимости от разных факторов и обстоятельств, первые машины с обновленным боекомплектом могут поступить на службу в начале двадцатых годов. Пока не вполне ясно, какие именно машины будут первыми – модернизированные или полностью новые.

Следует отметить, что 30-мм автоматические пушки советской / российской разработки активно используются и за рубежом. Таким образом, у снарядов от НПО «Прибор» имеются определенные экспортные перспективы. Очевидно, что перед выполнением заказов зарубежных армий следует осуществить перевооружение собственной, но это вряд ли станет помехой для получения выгодных контрактов.

Впрочем, перевооружение российской и зарубежных армий начнется лишь после завершения испытаний и последних этапов отработки конструкции. Согласно оптимистичным прогнозам промышленности, этот процесс закончится в следующем году.
 

Лоботомия. История потрошения мозгов, или Самая постыдная Нобелевская премия

Рассекая белое вещество


Виновным во всей этой истории можно считать американского железнодорожного рабочего Финеаса Гейджа, который в 1848 году в результате несчастного случая получил стальной прут в голову. Стержень вошел в щеку, разворотил мозговое вещество и вышел в передней части черепа. Гейдж, на удивление, выжил и стал объектом пристального изучения американских психиатров.

Интересовало ученых не то, что железнодорожник остался в живых, а то, какие изменения случились с несчастным. До травмы Финеас был примерным богобоязненным человеком, не нарушающим общественных норм. После того как прут диаметром 3,2 см разрушил часть его лобных долей мозга, Гейдж стал агрессивным, богохульным и невоздержанным в половой жизни. Именно в это время психиатры всеми мира поняли, что хирургическое вмешательство в мозг способно значительно изменить психическое здоровье пациента.


Спустя 40 лет Готлиб Буркхардт из Швейцарии у шестерых тяжело больных пациентов психиатрической больницы удалил части коры головного мозга в надежде облегчить их страдания. После процедур один больной умер спустя пять дней в эпилептических припадках, второй позже совершил суицид, на двух буйнопомешанных операция никак не подействовала, а вот оставшиеся два действительно стали спокойнее и доставляли окружающим меньше хлопот. Современники Буркхардта говорят, что психиатр остался доволен результативностью своего эксперимента.


Финеас Грейдж


К идее психохирургии вернулись в 1935 году, когда появились обнадеживающие результаты лечения буйных шимпанзе иссечением и удалением лобных долей головного мозга. В лаборатории нейрофизиологии приматов Джона Фултона и Карлайла Джекобсона осуществляли операции на коре лобных долей мозга. Животные становились спокойнее, но теряли всякие способности к обучению.

Португальский нейропсихиатр Эгаш Мониц (Эгас Монис) под впечатлением от таких результатов заокеанских коллег в 1936 году решил испытать лейкотомию (предшественницу лоботомии) на безнадежно больных буйных пациентах. По одной из версий, сами операции по разрушению белого вещества, связывающее лобные доли с другими областями мозга, проводил коллега Моница Алмейда Лима. Сам 62-летний Эгаш не мог этим заниматься из-за подагры. И лейкотомия оказалась эффективна: большая часть больных становились спокойными и управляемыми. Из двадцати первых пациентов у четырнадцати было обнаружено улучшение, а у остальных все оставалось на прежнем уровне.

Что же из себя представляла такая чудодейственная процедура? Все было очень просто: доктора коловоротом в черепе сверлили отверстие и вводили петлю, рассекающую белое вещество. В одной из таких процедур Эгаш Мониц получил тяжелую травму – пациент после рассечения лобной доли мозга пришел в бешенство, схватил пистолет и выстрелил в доктора. Пуля попала в позвоночник и вызвала частичный односторонний паралич тела. Что, однако, не помешало ученому раскрутить широкую рекламную кампанию нового метода хирургического вмешательства в головной мозг.

Все было на первый взгляд отлично: из больницы выписывались спокойные и управляемые пациенты, чье состояние в дальнейшем почти не отслеживалось. Это и стало роковой ошибкой.



Лоботомия. История потрошения мозгов, или Самая постыдная Нобелевская премия

Эгаш Мониц и его метод лейкотомии


А вот у Моница в дальнейшем все оказалось очень позитивно — в 1949 году 74-летний португалец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях». Половину премии психиатр разделил со швейцарцем Вальтером Рудольфом Гессом, проводившим аналогичные исследования на кошках. Эта премия до сих пор считается одной из самых постыдных в научной истории.


Схема лоботомии




Пациент, перенесший лоботомию


Нож для колки льда


Реклама нового метода психохирургии особенно подействовала на двух американских врачей, Уолтера Фримана и Джеймса Уатта Уотса, которые в 1936 году лоботомировали в качестве эксперимента домохозяйку Алису Хеммет. Среди высокопоставленных пациентов оказалась Розмари Кеннеди, сестра Джона Кеннеди, подвергнутая лоботомии в 1941 году по просьбе отца. Несчастная до операции страдала перепадами настроения – то чрезмерная радость, то злоба, то депрессия, а после превратилась в инвалида, не способного даже ухаживать за собой. Примечательно, что большую часть пациентов составляли женщины, которых отцы семейств, мужья или другие близкие родственники отправляли в психиатрические учреждения для лечения буйного нрава. Чаще всего особых показаний даже для лечения не было, не говоря уже о хирургическом вмешательстве. Но на выходе заботливые родственники получали управляемую и покладистую женщину, конечно, если после процедуры она выживала.




Фриман за работой. Нехитрый инструментарий


К началу 40-х годов Фриман настолько усовершенствовал свою лоботомию, заключающуюся в отделении лобных долей мозга, что приноровился обходиться без сверления черепа. Для этого он вводил тонкий стальной инструмент в предлобные доли мозга через отверстие, которые предварительно им же и пробивал над глазом. Врачу оставалось только немного «пошарить» инструментом в мозгу пациента, разрушить лобные доли, вынуть окровавленную сталь, вытереть салфеткой и приступить к новой лоботомии. С началом войны в США потянулись тысячи психически надломленных ветеранов боевых действий, лечить которых было нечем. Классический психоанализ не особенно помогал, а химические методы лечения еще не появились. Гораздо экономичнее было лоботомировать большую часть фронтовиков, превратив их в послушных и смирных граждан. Фриман сам признавался, что лоботомия «оказалась идеальным в условиях переполненных психиатрических больниц, где ощущалась нехватка во всем, кроме пациентов». Управление по делам ветеранов даже развернуло программу по подготовке специалистов-лоботомистов, что очень негативно отразилось на дальнейшей психиатрической практике. Еще Фриман неожиданно приспособил нож для колки льда («ледовую пешню») под инструмент лоботомии – это предельно упростило варварскую операцию. Теперь разрушать лобные доли человеческого мозга можно было чуть ли в сарае, а сам Фриман приспособил для этих целей небольшой фургон, прозванный лоботомобилем. 





[center]


Пациенты, перенесшие психохирургическое вмешательство


Врачи нередко делали до 50 лоботомий в сутки, чем позволили заметно разгрузить психиатрические больницы США. Бывших пациентов просто переводили в молчаливое, спокойное, смиренное состояние и отпускали домой. В подавляющем большинстве случаев никто не вел наблюдение за людьми после операций – их было слишком много. Только в США было проведено более 40 тыс. фронтальных лоботомических операций, десятую часть которых осуществил лично Фриман. Однако, следует отдать должное врачу, он вел наблюдение за частью своих пациентов.

Катастрофические последствия


В среднем у 30 пациентов из 100 лоботомированных в той или иной степени проявлялась эпилепсия. Причем у части людей заболевание проявляло себя немедленного после разрушения лобной доли мозга, а у некоторых спустя несколько лет. До 3% пациентов умирали во время лоботомии от кровоизлияния в мозг… Фриман назвал последствия от подобного оперативного вмешательства синдромом фронтальной лоботомии, проявления которого часто были полярными. Многие становились несдержанными в пище и зарабатывали тяжелые степени ожирения. Раздражительность, циничность, грубость, неразборчивость в половых и социальных связях становились чуть ли не визитной карточкой «вылечившегося» пациента. Человек терял всякую способность к творческой деятельности и критическому мышлению.

Фриман писал в своих трудах по этому поводу:
«Больной, подвергшийся экстенсивной психохирургии, первое время реагирует на внешний мир инфантильно, одевается небрежно, совершает поспешные и иногда лишенные такта поступки, не знает чувства меры в еде, в употреблении спиртных напитков, в любовных усладах, в развлечениях; сорит деньгами, не задумываясь об удобстве или благополучии других; теряет способность воспринимать критику; может внезапно разозлиться на кого-нибудь, но гнев этот быстро проходит. Задача его близких – помочь ему скорее преодолеть эту инфантильность, вызванную хирургическим вмешательством».
.



Реклама отца-основателя лоботомии Эгаша Моница и его последователя Фримана, а также последовавшая Нобелевская премия сделали такое грубое и варварское вмешательство в головной мозг человека чуть ли не панацеей от всех психических заболеваний. Но уже к началу 50-х стал накапливаться огромных объем данных, обличающий порочную сущность лоботомии. Мода на такую психохирургию стремительно прошла, врачи дружно покаялись в своих грехах, но вот почти 100 тыс. лоботомированных несчастных так и остались наедине со своими приобретенными недугами.

В Советском Союзе сложилась парадоксальная ситуация. Монополия учения Ивана Павлова, которая сложилась в физиологии и психиатрии в 40-50-х годах, во многом ограничивала развитие медицинских наук, но вот здесь эффект оказался обратным. Проведя 400 лоботомий, медицинская общественность отказалась от модной методики с формулировкой "воздержаться от применения префронтальной лейкотомии при нервно-психических заболеваниях как метода, противоречащего основным принципам хирургического лечения И. П. Павлова".

По материалам книги Самуэля Чавкина «Похитители разума. Краткая история лоботомии».

Картина дня

наверх