Великий украинец Феофан Прокопович: идеолог Империи Петра I
На удивление хорошо принята аудиторией статья об Якиме Самко, великом казацком вожде, которого тщательно забыли в России, яростно вымарали из историографии Украины. Наверное, будем почаще вспоминать подобных персонажей. Родившихся в Малороссии, но жизнь посвятивших общему делу единой державы. Вот сегодня такой герой будет, очень старательно современными украинскими идеологами не замечаемый. А у наших православных иерархов его имя, по всем признакам, вызывает приступы зубной боли.
Тайны становления.
Архиепископ Феофан (Прокопович) отметился выдающимися заслугами, был почитаем как новатор в философии, поэзии, драматургии формирующейся российской Империи. Был непримиримым реформатором церковной и политической сферы. Вроде бы, … о нём известно много, имя часто мелькает. Но полноценной биографии не написано. Любой исследователь сразу сталкивается с огромными пробелами в его жизни. Принятие многих решений этим человеком — порой загадка и какая-то тайна. На грани конспирологии.
Всё начинается с происхождения, никто не скажет, как звали его родителей, кто они были. Известно место рождения — Киев. Не то сын торговца, не то церковного служителя при дворе митрополита. Спор идёт даже о крестильном имени, Елеазар или Елисей. Наиболее полное жизнеописание оставил тайный советник, доктор богословия Иларион Чистович.
Он утверждал: Елеазар рано потерял родителей, его воспитывал брат матери, наместник Братского монастыря и ректор киевской академии Феофан Прокопович. Игумен взял сироту в своё учебное заведение, тот сразу стал лучшим в русской грамматике и латыни. После кончины игумена покровительство над Елеазаром берет киевский митрополит Варлаам Ясинский.
Страну тогда крепко лихорадило, молодой Пётр I начал свои преобразования, патриархальное общество Малороссии пребывало в ужасе. Поступали странные циркуляры и Указы о введении системы общего образования. Россия не знала, с чего и как начинать. Некий образовательный эрзац уже существовал, был привычен, отвечал потребностям патриархальной страны. Каждый монастырь содержал свою школу для детей мирян.
Со времен митрополита Петра Могилы была знаменита своими выпускниками академия Киева. Лучшие из лучших ехали поступать в Москву. Где недавно открылась Славяно-греко-латинская академия. Но Пётр хотел чего-то большего. И требовал этого от церковных иерархов.
Вторая тайна
будущего архиепископа Феофана (Прокоповича) появляется сразу после окончания им киевской духовной «Могилянки». По официальной версии, он приходит к ректору и сообщает: хочу продолжить философское образование. Но в Москве не того уровня наставники. Благословите на учёбу за границей… например, в Польше. Громыхнул скандал. Учиться в Речи Посполитой можно конечно… если ты не православный. Униат или католик. Это обязательное условие при поступлении в университет.
Покровитель нашего героя Варлаам Ясинский сообщил «куда следует»: Елеазар перешёл в униатство, принял в одном из базилианских монастырей постриг под именем Елисей. Изменил православию. Вообще-то это была обычная практика, многие русские и малороссийские недоросли продолжали образование за границей и до Петра. Принимали греко-католическое униатство, по возвращении домой спокойно продолжали исповедовать православие. Попы ворчали, но закрывали глаза на безобразие.
«Новообращенный Елисей» ведёт себя странно, совсем не походит на обычного студента. Обходит почти всю Центральную Европу, посещает курсы лекций университетов Лейпцига и Галле. Всегда при деньгах, выглядит хорошо и модно, заводит много друзей из профессуры и студентов. Отказывается от предложений учительствовать, университетских должностей.
В 1701 году неожиданно появляется в Риме, с блеском сдаёт экзамены (на последний курс) в элитарное иезуитское заведение. Знаменитую коллегию святого Афанасия. Учреждалась она для «покаявшихся греков и славян», фактически занималась подготовкой шпионов и агентов влияния. Потом он напишет об этом «политическом разведцентре».
«…лучшие учители у них те, которые обучают искусству кокетничать… ничего не может быть обжорливее и пьянственнее людей этого рода».
Прослушав экстерном полный курс коллегии, «гениальный русский» пишет несколько комментариев к католическим богословским трудам. Обращает на себя внимание самого Папы Римского Климента XI-го. Тот уговаривает «Елисея» возглавить один из коллегиумов иезуитов, вступить в «Общество Христа» по его личной протекции. Но будущий архимандрит исчезает из Рима, через месяц вынырнув в Киеве.
Перед этим официально возвращается в православие, принимая в 1702 году постриг в Почаевском монастыре. Имя берет себе Самуил. Иеромонах Маркел Родышевский (будущий недоброжелатель архиепископа) оспаривает шаг «возвращенца», написав в канцелярию митрополита:
«ушедши из Рима сам на себя мантию одел без обычного пострижения и пришел в Киев монахом».
Но престарелый митрополит Варлаам лишь ухмыляется в бороду, назначает в 1705 году «монаха Самиула» преподавателем поэзии в «Могилянку». Чтобы успокоить разухарившееся ортодоксальное духовенство, «начисто постригает» своего протеже в иноки под именем Феофан. С того момента его начинают именовать в документах по фамилии дяди, Прокоповичем. Ряд биографов Феофана уверены: именно киевский митрополит спонсировал и организовал «европейский тур» своего любимого ученика. С тайными целями «познания врага»…
Драматург.
В год своего пострига, июле 1705-го, в киевской академии ставят трагедию Феофана «Владимир». Город гудит, впервые на подмостках разворачивается не какой-то классический античный сюжет. И не библейский, как принято во всей России. Актёры талантливо играют страницы древнерусской истории, закручивают постановку о князе-крестителе Руси. Пьеса посвящалась гетману Мазепе, покровителю «Могилянки». Этот факт биографы Феофана тоже вымарывали из жизнеописания архимандрита, как его униатство и «римские успехи».
Пьеса наделала много восторженного шума, сценарии запросили сразу несколько городов и кафедр митрополитов. Тем временем Феофан преподаёт риторику, философию и богословие. По всем предметам до сих пор остались пособия, которые он самолично писал, редактировал первые печатные экземпляры. Его «методички» отличаются ёмкостью, конкретностью, живостью слога, полным отсутствием схоластики.
После громкой победы в Полтавской битве, Феофан сочиняет звучную проповедь-панегирик. Которая разлетается сотнями рукописных списков по всей России. О произведении узнает Пётр I, приказывает автору перевести его на латынь. В таком виде проповедь рассылается по всей Европе уже государственными структурами. Университетские учёные рукоплещут неведомому «отцу Феофану», включают в образовательные программы «новый литературный жанр».
В 1711 году его вызывает к себе Пётр I, уходя в неудачный Прутский поход. Феофан сопровождает государя вплоть до подписания унизительного мирного договора с турками. Возвращается в Киев уже игуменом Братского монастыря и ректором академии. Как когда-то его дядя. Делами начинает заправлять энергично, временами жёстко, но он горячо любим братией и всем образованным киевским обществом.
По России расходятся его письменные и становящиеся популярными «рассуждения», «диалоги» и проповеди. Феофан нарушает все традиции старины, сложные богословские вопросы описывает понятным разговорным языком. Не чужд сатире и остроумию, необычный слог привлекает многих светских людей. Многое подвергнуто в его произведениях критическому анализу.
Особенно замшелые традиции Церкви в использовании схоластических приёмов риторики, бессилии в проповедническом искусстве, беззубости в богословских спорах даже с убогими униатами. Многие знаменитые проповеди Отцов он переписывает на понятном живом языке, к облегчённому восторгу духовенства среднего звена. Пишет Феофан и стихи. Дальние пределы России знакомятся с говором Малой Руси. Ректор «Могилянки» вводит в оборот простонародный разговорный «суржик»:
Пришли на Прут коломутный,
тут же то был бой окрутный,
тут же то был нам час смутный.
Стали рядом уступати,
иншего места искати,
а не всуе пропадати.
Эстеты начинают пенять Феофану на слишком вольное использование литературного русского языка. Но тот ухмыляется и продолжает свои вирши публиковать именно на этом, «украинском языке».
Революционер.
Третья тайна Феофана Прокоповича становится понятной, как только он занимает пост ректора «Могилянки». Сразу после назначения вводятся обязательные дисциплины для студентов: физика, арифметика и геометрия. Если раньше (будучи преподавателем риторики и богословия) он это преподавал факультативами, то теперь науки вошли в общий курс. Снабжённые прекрасно подготовленными «методичками».
Тут же получает тяжкий удар ректора-новатора схоластическая богословская система образования. Которая была построена в Киеве по образцу «католических авторитетов». Богословие базировалось на силе отвлечённых логических доводов, сочинениях «духовно озарённых отцов». Прокопович вводит учёно-исторический и критический метод. Несколькими публикациями вызывает переполох в униатской и католической церквях Речи Посполитой.
Отказавшись от традиционной, нудной, долгой схоластики отвлечённых рассуждений — несколькими страницами доказывает истины православия, одну за другой. Используя только Священное Писание и эпизоды церковной истории. Оставляя за скобками многовёрстное цитирование «святых отцов». Эти авторитеты он критически осмысливает временами. Православные иерархи и богословы в растерянности.
С одной стороны, никто более ёмко и кратко еще не опрокидывал греко-католиков. Не давал равный бой католическим богословам и иезуитам. Но в своей богословской публицистике Феофан Прокопович… использует методы протестантов! Именно он впервые берет наиболее эффективные критические приёмы этих еретиков против католицизма. Только разворачивая выводы… в пользу православной веры. Феофану отвечают даже из Ватикана несколькими книгами…
«Феофановские уроки» казались читателям и слушателям «Могилянки» новым светом, как писали современники. Его проповеди и уроки дословно конспектировали, многократно копировали, рассылали по всей России. Но ортодоксы православия немедленно записали его в еретики, «заражённого духом протестантским». Ректор Московской академии, яростный противник Феофана гневно вещал:
«занят писанием противничим, вносящим в мир Российский мудрования реформатские, доселе в церкви православной неслыханные, о законе Божии и оправдании».
Но самые отбитые «любители старины» признавали: благодаря блестящему католическому образованию, Феофан стал заклятым противником «всего поганства латинского». Ректор академии был страстным поклонником исторической науки, идей нового образования Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. Договорился до немыслимого: с монополией духовенства (как учительского сословия) нужно что-то делать. Священников можно и нужно готовить в специальных заведениях, мирянам незачем тратить уйму времени на узкие дисциплины духовного направления, зубрить сотни молитв, читать тома «Житий».
Впрочем, дела его в Киеве шли отлично, гнев врагов не докатывался до стен монастыря и аудиторий «Могилянки». Братский монастырь из убогой и нищей юдоли превратился в образцово-показательный, академия полнилась новыми слушателями, униаты тысячами возвращались в лоно православия… Прокопович вёл активную переписку с фаворитом царя Меньшиковым, близко сдружился с киевским губернатором князем Голицыным (самым образованным человеком России считался, кстати).
Тогдашний киевский митрополит Иоасаф Краковский уже отошёл от дел, сломленный возрастом и болезнями. Прокопович вместе с иеродиаконом Иоанникием Сенюковичем тащили на себе огромный груз повседневных дел епархии… Но насыщенная и интересная жизнь закончилась царским вызовом в 1716 году.
Меньшиков и Голицын уже проели плешь Петру I. Рассказывая об учебных новациях игумена Феофана, его идее разделения духовного и светского образования. Государь хорошо помнил того по Прутскому походу, когда Прокопович добровольно стал проповедником в войсках, избегая царского шатра и обязанностей «историографа». Но теперь задачу перед Феофаном поставили чудовищной сложности: Пётр приглашал его в Петербург для осуществления реформы Церкви. Буксовавшей с 1700-го года.
Реформатор.
Когда преставился московский патриарх Адриан, в том году преемника не избирали. Местоблюстителем патриаршего престола был рязанский митрополит Стефан Яворский, бывший униат и галичанин. Его власть местоблюстителя была крайне ограничена неистовством Петра. Запретившим любые самостоятельные решения. В духовных делах Стефан должен был совещаться с собором епископов, хозяйственные решали кто угодно… только не сами церковники. Стало понятно: Пётр не собирается назначать патриарха, сам институт патриаршества — ликвидировать.
Не рискуя испытать на своей шкуре гнев государя, Стефан постоянно просил отставки. Но Пётр цепко держал его при себе. Заставляя благословлять неприятные для местоблюстителя реформы. С появлением Феофана многое стало понятным иерархам православия, они со Стефаном начали строчить на киевского «выскочку» доносы. Прокопович ответил зеркально. Тем более, у двух иерархов из Малороссии были принципиальные идейные разногласия.
Местоблюститель Стефан хотел проводить реформы по католическим лекалам, заложить принцип главенства церкви в государстве. Феофан предложил древнюю модель «цезаропапизма»: император является главой над всеми епископами и над мирскими чинами. Его идея стала государственной идеологией Церкви вплоть до 1917 года. В «Присяге для членов Святейшего Синода», принадлежащей перу Феофана, сказано:
«Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием… Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего».
Так, в 1721 году, была учреждена новая форма церковного управления. Феофан стал первым вице-президентом Святейшего правительствующего Синода. Уже являясь рукоположенным епископом Псковским и Нарвским. С первого дня своего приезда из Киева он ни на шаг не отходит от Петра, став главным советником в делах духовного управления страной. Получив в нагрузку от беспокойного императора кучу других обязанностей.
По поручению Петра I пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг. Составляет и редактирует богословские учебники, переводит (с комментариями) политические трактаты. Из-под его пера выходит «Духовный регламент» (1721 год), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718 год), предисловие к «Морскому уставу» (1719 год).
Наконец Россия получает ёмкое и яркое «Руководство для проповедников», «Объявление о монашестве» (1724 год). И очень важный и подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии». Он известен как «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722 год).
Непростые времена.
В 1725 году император умирает, Феофан Прокопович произносит легендарную проповедь над его гробом: «Что это? Россияне, что мы видим, что мы делаем? Петра Великого погребаем!». Меньшиков инициирует новое назначение, пост архиепископа Новгородского. Он стойко держит удар во времена Екатерины I и Петра II от своих противников, уговаривая пять лет их следовать курсу покойного Петра I. Потом закрутилась крутая интрига в связи с вступлением на престол Анны Иоанновны.
Верховный Тайный Совет заставил императрицу подписать «Кондиции», существенно урезавшие её права абсолютного монарха. Феофан пришёл в ужас. Увидев, как делами империи по своей прихоти вертят несколько могущественных царедворцев. Архиепископ возглавил партию «среднего чина людей». Они подали государыне знаменитую «челобитную Прокоповича» с мольбой восстановить самодержавие. Анна вняла голосу разума, разорвала «Кондиции»…
Феофан начинает наводить порядок в Синоде. Против него созрел целый заговор «любителей старины», мечтавших о возвращении Патриаршества. Полемику богословскую пришлось вести не со страниц книг или с амвона… в подвалах Тайной канцелярии. Долгая история, но Феофан перестал стесняться в средствах и методах. Отстаивая точку зрения Петра I, свою собственную. Какое место должно занимать церкви во времена просвещённого имперского абсолютизма.
Пострадали сотни доносчиков и идеологических противников архиепископа, некоторых он подвёл под плаху. Вполне доказательно, кстати. Поскольку замарались в грязных политических интригах Тайного Совета против «кондиционной императрицы». Давать оценку нет нужды. Времена были суровые…
Выводы
каждый сделает собственные. Насколько исторически верным был курс молодой Империи в религиозном вопросе. Архиепископ одержал безоговорочную победу над представителями «православной старины», 8 сентября 1736 году умер. Тело было перевезено в Новгород, погребено в Софийском соборе. Феофан завещал имущество киевской академии, до последней дней — своей любимой «Могилянке». Его огромная библиотека (30 тысяч томов!) отдана в Александро-Невский монастырь. Личный друг Феофана и почитатель Татищев написал:
«Наш архиепископ Прокопович, в науке философии новой и богословии толико учен, что в Руси прежде равного ему не было».
Ох, как иной раз поносят его наши церковные «философы», демонстративно не замечают украинские идеологи. А почему? Уехал в «имперскую Россию», именно там раскрыл свой великий талант… Смешно. Чей Феофан Прокопович? Наш общий. Ироничный и мудрый, суровый и жестокий, талантливый и скрытный. Он первый оценил особый дар Антиоха Кантемира, дал ход научному гению Михайлы Ломоносова.
Украина должна гордиться таким сыном. Придумавшим России Святейший Синод, принципы престолонаследования и самодержавной власти, заложившим фундаменты общего и академического образования. До последнего дня любившем писать стихи… на киевском красивом «суржике».
-
Два христианства: библейское и настоящее. Страшные противоречия…
Не нужно сразу лепить дизы и бежать в комментарии с угрозами привлечь «за оскорбление чувств верующих». Как некоторые обожают свой интеллект и знания демонстрировать. Разговор серьёзный будет. Зайду с козырей. Уверен: Библия что угодно, только не Книга христианства. Хотя является настольной для верующих. Но ценности, которые сегодня существуют для воцерковлённого, — категорически не совпадают с теми, что живут на древних страницах.
Внешне все выглядит пристойно и понятно. Сегодня добропорядочный христианин верит в небесного Отца. Внимательного, сурового, но справедливого. Очень многим прощает слабости и неверие… ибо имя ему Любовь. Этим сегодня берут гламурные московские священники (каждый первый — бывший кришнаит по повадкам, имхо) свою паству. Заслушаешься и умилишься. Так много добрых слов, берущих до глубин печенки… В голове ангелочки щебечут. Сплошной позитив, а не культ.
Совсем подозрительно (для военного медика) выглядит вера в христианского Бога у сектантов всяких, иеговистов, адвентистов, десятков поющих и плачущих от счастья протестантских инфантильных церквей Света, Блага, Солнца и прочих Винни-Пухов плюшевых. Хотя у нас своих хватает.
Но няшное впечатление немедленно улетучивается, как садишься за рабочий стол. Начинаешь готовить очередную статью по Первоисточнику. Хоть убейся, но даже тени улыбки не возникает. Упираешь в очевидный парадокс: Бог Библии и Бог Христиан современности совсем разные персонажи. Полные антагонисты, взаимоисключающие сущности.
«Все говорят о Библии, но никто не читает её. Может быть, потому и верят». (Роберт Ингерсолл)
Точнее не скажешь, читая комментарии даже собственного канала. А почитать (и понять!) следовало бы. Потом гордиться опекой именно такого Бога. Прекрасно понимаю средневековых служителей культа, запрещавших мирянам самим читать Библию. Заменившим её изучение на тонны факультативной литературы о чудесах, святых, откровениях и житиях… А то неизбежно посыпались бы вопросы о морально-этическом облике Творца. С его откровенно порочными и мерзкими установками.
Библейский божок Яхве,
задумав небесные переворот против всемогущего Баала, готовит вместе с Моисеем (беседа идёт с глазу на глаз) «исход из Египта». Даёт патриарху совет:
«Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян». (Исход 3:22)
Что и было сделано. «Мошенничество на доверии» это называется в любом Уголовном Кодексе. Советы старого матерого Фимы Одесского начинающему Остапу Бендеру. Но увы, сие есть Слово Божие, абсолютная истина. Уничтожение Египта «десятью казнями» тоже вне всякого здравого смысла. Тем более, улыбающейся щенячьим счастьем христианской морали… Могущества устроить тотальный геноцид — хватило. А вывести по-тихому народец… нет.
Кому нужны были эти страшные и показательные расправы? При этом Яхве коварен и подл: лично внушает фараону мысль не отпускать евреев, «ожесточает его сердце».
«Войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте». (Исход)
Психологи скажут: налицо комплекс неполноценности. Отягощённый жаждой садизма. Госпитализация крайне рекомендуется. Но диагноз становится сложнее, как Яхве узнает о поклонении Золотому Тельцу… Вообще-то народ не был виноват, Заповедей не видел в глаза ещё (их Моисей только-только перетаскивал короткими перебежками). Собрали всё наворованное у египтян золото и переплавили в идола «благодарности» Богу. Как понимали его… Но увы, не угадали.
«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек». (Исход)
Красивая, но жестокая сказка, скажете? Нет, это побуждение к действию и точный рецепт. Как стоит верующему в Бога поступать с «идолопоклонниками». Улыбаемся от счастья дальше, берём в оборот воспитательные меры любящего свой народ Отца.
То «язву великую» нашлёт, то отправит в рабство всем списочным составом, то порешит пятьдесят тысяч жителей еврейского города Вефсамиса. За что? Да так, кто-то из них заглянул в Ковчег Завета. В качестве совсем лёгонького: мор, голод, засухи, военные поражения. Это уже смотрится… для тонуса, щекотка. Это, на секундочку — «богоизбранный народ». Остальным труба полная и карачун лохматый. Сначала по указанию свыше были перебиты все «мадианитяне»:
«Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя». (Книга Чисел)
Патриарх Моисей все-таки был совестливым человеком. Не решился войти в Землю Обетованную, зная, что там будет. Умер прямо на границе. Но крепкий верой и нервами Иисус Навин, с божественной помощью и полковым оркестром взял Иерихон:
«...Предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем… А город и всё, что в нём, сожгли огнём; только серебро и золото и все сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня».
В следующей битве при городе Гаваоне, Бог решает самолично поучаствовать в избиении союза местных народов, которые вышли после известий о судьбе Иерихона поквитаться со зверьём в человеческом обличье:
«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем».
Послушаем богословов, которые заплетающимся языком толкуют это как научение другим народам «поклоняться правильному Богу»? Пардон… Они Откровения, как евреи у Синая, не получали. В чем их вина? Бог забыл предупредительный в воздух дать? Или это откровенный расизм?
После бойни под Гаваоном Иисус Навин сотоварищи вырезали много кого ещё. Рука бойцов колоть устала. Принцип божественный понятен. А ведь он потом начал уточнять вероучение устами пророков. Например, необходимо убивать служителей и проповедников других религий. Это аккуратно исполняет пророк Илия, вручную (и ножиком) погубив 450 языческих жрецов. Библия (вместе со всем христианским миром) улыбается… Правильно, это деяние благочестивое и достойное подражания.
Но современный христианин не патологический маньяк, как его Бог. Это хоть радует. Нормальный человек понимает: убийство мусульманских мулл, буддийских лам, языческих долбославов и всяких аффтаров-атеистов — это плохо и недопустимо. Но это сегодня. Несколько веков назад операция частенько строго по инструкции исполнялась. С огоньком и выдумкой.
Совсем грустно должно быть современным христианам мегаполисов, если вчитаются в Библию по запросу «блудодеяние». Там как бы выскочит наказание «побитие камнями». До остановки пульса. Продолжайте офисные интрижки и т.д. Теперь о великой любви Бога-Отца. Переберём его арсенал воспитательный. Христианин!
«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя…
— Пошлёт Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать доколе не будешь истреблён.
— Пошлёт Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли.
— Поразит тебя Господь чахлостию, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною; … доколе не погибнешь… И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
— Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться.
— Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца…
— Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей…»
Хватит, пожалуй. Там во Второзаконии ещё девять десятых того, что приведено. Изобретательный Бог, с очень богатой фантазией. Интерес разбирает… кто с ним на Небесах жить-то хочет? Психологический портрет как представлю, так жутенько становится.
Успокоительное поднесу
впечатлительным… Кто Библию не читал. Ветхозаветный Отец-Бог… полностью чужд доброте, любви, гуманизму всем прочим общечеловеческим ценностям. Да, писалось это в очень суровые времена, когда по-другому заскорузлую психику архаичного человека не пробрать. Только ужасом кар. Вот и получаем первый парадокс. Когда из каждого утюга призывают нагламуренные попы и улыбчивые проповедники «жить согласно библейским принципам».
Сноски не забывайте, по каким именно. Дополнительно сообщайте честным людям, что религия за две с гаком тысячи лет изменилась полностью. До неузнаваемости. Далека от Книги… как конь хромой от радуги. Было бы неплохо криминалистам свой шекель занести в копилку понимания христианского.
Вместо рекламы вещая на «голубом глазу». Что если кто-то… вдруг…од каким-нибудь запрещенным веществом… начнет такое читать вслух (издавать, продавать, постить в интернете) — его ждёт суровое наказание. «За разжигание религиозной и национальной вражды, жестокое обращение с животными, пропаганду насилия и массовых убийств в самых извращённых формах».
Вернемся к работе.
Со времен Авеля Бог обожал человеческие и животные жертвоприношения. Он, сотворивший всё сущее, самодостаточный и могущественный… радуется убийству зверушек, своих творений. Когда директор плавучего зоопарка Ной выбрался из потопной передряги… то первым делом:
«устроил жертвенник Господу… и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека».
Ух… сильно. Господь зарёкся устраивать геноцид всего человечества впредь. Потому что кальяна хапнул из жжёных туш невинных созданий. Понимаю современных христиан-веганов… Или просто веганов, которые наверняка Библию читали.
Но Господь слукавил. Хоть не топил больше никого, предпочёл… жарить. Сжёг в Содоме и Гоморре огнём и серой. Перед этим произнеся странную (с точки зрения судебного психиатра) фразу:
«вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».
Никто до сих пор этого не объяснил. Как толковать? Чаще всего ссылаются на утерянный смысл некорректных переводов. Хотя всё понятно. Господь Бог не владеет ситуацией. Его «всезнание» — миф. Чтобы удостовериться в правильной прожарке пациентов, приходится лично ходить к сковородкам.
Человечка в жертву принести? Тоже не проблема. Авраам и его сын. Хитрый Бог испытывает веру своего неофита. Требует принести ему в жертву единственного наследника. Авраам даже бровью не ведёт, это ведь в порядке вещей. Такой Бог… такие времена. Точит ножик, распластывает парализованного ужасом пацана на камне. Но в последний момент любвеобильный Господь отводит руку сумасшедшего маньяка:
«Ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня».
Потом был эпизод не столь мирный в Библии. Военачальник Иеффай перед актом геноцида против аммонитян дал обет (в случае победы) принести жертву своему Богу. Человеческую. Дома. Кто встретит войско из похода первым — того на алтарь. Клинический дебил. Не соображал, что первыми его встретят родные? Узнав о победе, тут же бросятся обнять любимого (пользуясь служебным положением). Это не будет пешеходный раб или первосвященник-сосед, чьи куры гадят в цветнике полководческом каждое утро. Встретила идиота верующего родная единственная дочь. Бог спал в тот момент, руку палача не отвёл...
Совсем странным выглядит последнее знаменитое жертвоприношение Богу. «Искупительная жертва Иисуса Христа». Полная клиника. Бог-Отец послал на распятие теперь собственного Сына. Зачем? Ну как… искупить первородный грех Адама и Евы. С точки зрения формальной логики не очень сообразительного современного ребенка — чтобы умилостивить Себя же. Насладиться агонией жуткой казни.
То есть, допустив грехопадение (очень сомнительное по своей сути) этот любвеобильный Творец не может провести «прощение» в собственной канцелярии. Волевым решением столоначальника. Ему нужны страшные мучения Сына собственного. Который терпит не за свои проступки. За безалаберность папаши, недальновидность расплачивается. Вопрос: по какому это закону вершится? Правильный ответ: по закону Божьему, «без пролития крови не может быть прощения».
Согласен, такие времена, такие нравы. Кровная месть, то-сё. Но аффтар Закона этого — лично Бог. Как установил, так и отмени. Приостанови. Всемогущий, любовь там, милосердие, доброта… Да пёс с ними. Где хоть толика логики, здравого смысла и хвалёной справедливости? Где это видано казнить и мучить невиновного?
Хотя… какой он всемогущий. Байки это всё. Правду не скрыть, она каким-то чудом (происками сОтОны) просочилась в Библию. Вспоминаем муки раскаяния всемогущего Творца перед Великим Потом. Как он рвёт психику себе:
«И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю я с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо я раскаялся, что создал их».
Здрасьте вам, через окно… Не предвидел, не знал. Ладно, изделия получились сырыми, бывает. Напильник забыл сотворить? Перевоспитай, наставь, научи, подскажи. Как родной Отец займись прямыми своими обязанностями. Нет… всех утопить. Потом инцестом воспроизвести «правильное человечество». Гений антропологии.
Умильно смотрится эпизод, когда Всемогущий начинает торговаться с Авраамом. По поводу возможных праведников в Содоме. Ну просто Миша Зильбер на Привозе. Даёт себя переубедить. Какой восторг богословов! Мол, воля человеческая, молитва и праведность способны такие чудеса творить!
Пардон… наивысшее и мудрейшее существо торгуется с грешным планктоном? Обсуждает свои принципиальные решения? Потом отступается перед невнятными аргументами и откровенным нажимом? Молчу… Пророка Михея послушаем, как он описывает консилиум Небесный. Бог сидит и кубатурит с Воинством ангельским: как обмануть израильского царя Ахава.
«И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицем Господа, и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
Он сказал: я выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». (3-я Книга Царств)
Можно всплакнуть. Бог сломал башку, не зная как ввести в заблуждение несчастного смертного. Вместо того, чтобы просто устроить тому несварение желудка с посинением лица в войсковом сортире… Нет, мудрит с каким-то «лживым духом». Простите, добрые христиане… но это прямая хула на Господа, умаление его умственных способностей. Клевета и сомнения в могуществе. Никак иначе. Происки нечестивого.
Пора заканчивать
на сегодня… Снизить накал атеистический. Научно посмотреть на проблему. Существуют два христианства сегодня. Одно — жуткое и мракобесное, бесчеловечное и жестокое, противоречивое — из глубины веков. Другое опирается на систему морально-нравственных ценностей. Часть из них почерпнута из Нового Завета, часть — из горького опыта сожительства друг с другом на протяжении тысячелетий.
Хорошо и правильно быть христианином? Вне всякого сомнения. Если отдавать себе отчёт: что такое библейский Бог, а что — гуманистическое мировоззрение и правила общежития, еле-еле одолевшие мракобесие и террор церкви. Библейское «христианство» недопустимо в обществе. Оно впадает в противоречие со своим собственным Первоисточником. Та религия, когда-то взявшая за основу древнюю книгу иудеев, полностью изменилась. Но почему-то цепляется мёртвой хваткой за неизменность текста в ней.
Есть в этом смысл? Да, как бы это не прозвучало странно из уст аффтара. Потому что «гуманистическое мировоззрение» та ещё пакость. Другая крайность «общечеловеческих ценностей». С милым добрым хохотом, счастливыми улыбками, сияющими глазками, с именем Христа на устах… это несёт содомию, полное разрушение устоев традиционной семьи, здравого смысла и всяких ограничений. Лишает инстинкта самосохранения. Страха воздаяния.
С одной стороны, нужно быть честными. А современным христианам называть свою религию комплексом определённых морально-этических норм и правил поведения. Если хотите — жизненной философией, Кодексом. С выборочной апелляций к Новому Завету, словам и поступкам Христа. Но не называть его Богом. Тем самым… который и Отец. Психика будет крепче. Врать самому себе не придётся, что «исполняешь заповеди и Волю Его». Там кровь и жуть сплошные.
Свежие комментарии