Чего ждет Черноморский флот?
В своем материале Александр Борисович Широкорад ставит три вопроса: «Чего ждет ЧФ? Морской трафик из Одессы растет, а украинские безэкипажные катера минируют наши гавани». Это вообще был заголовок, но вопросы в нем заданы совершенно по теме.
И рискну дать некоторые осмысленные ответы на эти вопросы, а в самом конце, по итогам разбора, сам задам один вопрос.
Но начнем не по порядку, начнем с того, что действительно, трафик по морю в/из Одессы растет и уже начинает постепенно возвращаться на довоенный уровень. Другой вопрос – а что возят эти суда?
Цитата Широкорада:
«В отечественных СМИ приведены сведения о пребывании на 28 ноября 2023 года 12 судов на рейде Сулина. Причём, указаны их координаты и названия. А далее с рейда Сулина суда, выключив транспондеры, «идут на прорыв» в украинские порты Одессу, Южный, Черноморск (бывший Ильичевск).
Большинство этих судов — контейнеровозы с водоизмещением 20 тыс. тонн и более. Понятно, что в контейнерах зерно не возят, а что возят, нашим адмиралам неинтересно».
Да, нельзя не согласиться с мэтром: контейнеровоз не очень подходит под перевалку зерна. Зато на нем просто шикарно можно перемещать контейнеры с паллетами, на которых упакованы, например, снаряды. Или ракеты. Да что там, в морской контейнер и бронетехнику можно закатить легко и непринужденно.
Знали об этом у нас в верхах? Ну конечно! Один наш теперь бывший руководитель даже как-то промямлил нечто такое, «мы знаем, что они прикрываются зерновой сделкой для того, чтобы получать оружие, мы этого так не оставим» ну или что-то в таком духе.
Естественно, ничего не изменилось, как ходили суда в украинские порты, так и ходят, а на Банковской подсчитывают доллары, полученные за зерно. Почти 2 миллиарда выручили. Всем довольны.
И реально напрашивается вопрос о том, что это надо каким-то образом, но прекращать. Понятно, что время от времени российские ракеты попадают в объекты портовой инфраструктуры, но увы, ракеты сегодня не такие мощные, чтобы разнести то, что строили после войны советские люди. Эффект был, скажем так, невеликий. И что тогда?
Цитата Широкорада:
Нельзя не согласиться. Порты можно ковырять сколь угодно долго, британцам и американцам понадобились тысячи самолето-вылетов чтобы уничтожить военные базы Кригсмарине. Десятки потерянных самолетов и весьма большое количество членов экипажей.
Тысячи ракет сегодня – это фантастика, тут речь идет о сотнях, хотя, конечно, современная ракета во много раз точнее бомбы времен Второй Мировой войны, это понятно. Но на Гамбург и Киль бомбы сыпались тысячами тонн, на Одессу такого не получится.
Гамбург образца 1945 года
Мины – вполне вариант.
Тут стоит подходить даже не столько с политической, сколько с психологической точки зрения. Если бить по порту, да, рано или поздно объемы перевалки грузов сократятся. Но если сделать так, что корабли перестанут ходить?
Поставьте себя на место иностранного моряка на таком сухогрузе: идешь вдоль берега, в порт страны, которая участвует в боевых действиях, и в любой момент может раздаться страшный взрыв, ломающий корабль буквально пополам…
Вообще не в упрек иностранным морякам, но уверен, что после первого подрыва на мине количество экипажей, желающих «сплавать по пшеничку» убавится в арифметической прогрессии. После второго – в геометрической.
Это вам, простите, не Северные конвои. Времена другие, да и люди тоже.
И о политической составляющей. Очень важный момент, потому что если плывет, скажем, греческое судно под флагом Багамских островов, то такое дело, как торпеда или ракета – это будет акт агрессии против этого государства. Или обеих стразу.
А вот мина… Да еще и сделанная в советские времена (хотя какие эксперты это докажут, но на всякий случай)… Да она запросто может оказаться миной, которую украинцы вбулькнули в то лето 2022 года, когда они сыпали мины, вообще не задумываясь, кто на них может подорваться.
И, кстати, болгары, румыны и турки не оценили порыва, вылавливая и обезвреживая украинские подарки.
Так что тут вообще все нормально, тем более что на складах у нас пара-тройка сотен старых мин точно есть. Почистить, контакты смазать – и вперед!
Тем более, что тут как в спорте – не забиваешь ты – забьют тебе.
Цитата Широкорада:
«…вот в конце июня 2024 года американское издание The Wall Street Journal сообщило, что украинские морские беспилотники сменили тактику и теперь занимаются активной постановкой донных мин у российских портов. По данным западных СМИ, для минирования использовались итальянские мины Manta, которые были переданы ВСУ.
Наши официальные источники ничего конкретного, к сожалению, не сообщали. Зато американские адмиралы поздравили Киев с первой в истории постановкой мин с помощью дронов.
Риторический вопрос: почему Черноморский флот не ставит мины в Одесском заливе?»
И здесь я попробую дать ответ, правда, частично, на это неприятный вопрос, задав другой: а кто будет ставить мины?
Морских беспилотников, подобных британским или итальянским (ну не будем повторять сказки про то, что в незалежной Украине разрабатывают и строят такие суда) корабликам, у нас нет. И если и появятся, то никак не завтра, тут бы с воздушными дело на широкую ногу поставить, где уж с морскими еще…
Надводные корабли. Что же, есть такое. В составе Черноморского флота есть такие корабли, откровенно немного, но есть. Это тральщики старые, проекта 266М «Аквамарин-М» (2 шт.), для 70-х годов прошлого века корабли просто шикарные. И новые тральщики, проекта 02668 «Агат» (2 шт.) и проекта 12700 «Александрит» (3 шт.), корабли великолепные по многим параметрам. Но есть один нюанс, который заставляет меня усомниться в правильности идеи постановки мин с этих кораблей.
Что объединяет тральщик «Аквамарин» и тральщик «Александрит»? Да, они помимо траления мин способны их устанавливать. «Аквамарин» может взять на борт 7 мин КМД-1000, эта мина выпускается и стоит на вооружении аж с 1953 года. «Александрит» может ставить весь ассортимент смертоносных изделий, порожденных советским ВПК. Мины РМ-2, ПМК-1 «Кальмар», ПМК-2 «Голец», которые могут применяться и по надводным кораблям – но все эти изделия опять-таки родом из 70-х годов прошлого века, что говорит о том, что в российском флоте на мину, как на оружие, фактически плюнули. И вот зря.Так, хорошо, корабли есть, мины есть. Осталось поставить мины где-то между Сулиной и Одессой. И тут мы давайте посмотрим на карту.
В видите, что работать придется весьма далеко от своей и весьма близко к вражеской территории? А сегодня у противника современного оружия значительно больше, чем в 2022 году. То, что постоянно висящие БПЛА американцев, спутники на орбите или самолеты ДРЛОиУ стран блока НАТО увидят выход кораблей и их движение в направлении Сулины.
Но Сулина – это фактически крайняя точка Румынии. Дальше начинается украинская территория, дальше начинаются проблемы. Чем может закончиться такой поход, ясно и понятно, постановка мин примерно соответствует набеговым операциям ЧФ в годы Великой Отечественной войны, когда при мизерных результатах было потеряно большое количество крупных кораблей.
То, что украинцы смогут организовать противодействие при помощи тех же переданных им ПКР «Гарпун» - это понятно. Да и от Сулины до Одессы каких-то 170 км, это опять-таки в зоне действия многих систем вооружений, имеющихся в распоряжении ВСУ.
А вот что объединяет тральщики разных веков – так это полная их беззащитность от угрозы с воздуха.
«Аквамарин».
Вооружен артиллерийской установкой АК-230-МР-104 (установка КЛ-302 с ПУС «Рысь»), принятой на вооружение в 1962 году. 30-мм снаряд с отличной баллистикой, очень хорошая скорострельность, но сами понимаете – ни о каком наведении при помощи РЛС мы не говорим. А чего говорить, если его в те времена и не было?
Второй вид артиллерии - 25-мм спаренное универсальное орудие 2М-3. Все уже могли видеть эту установку на различных шасси в СВО, установка хорошая, но – наведение по коллиматорному прицелу.
А если посмотреть на расширенные ТТХ этих пушек, то максимальная скорость целей, по которым есть вероятность попасть – это 500 км/ч. Ну и то, вы понимаете, что расчет может сбить такую цель при условии должной подготовки.
Третий вид. МТПУ «Жало». То есть, тумбовая установка с пулеметом ДШК 12,7-мм или КПВ 14,5-мм. Естественно, с ручным наведением.
Четвертый вид. 2x4 ПЗРК «Стрела-2» с боекомплектом 16 ЗУР 9М32. Тоже очень скептически смотрю на этот вид вооружения, понимая, что против морского патрульного самолета или вертолета еще куда ни шло, а вот против ПКР или БПЛА – нет.
«Агат»
Это корабли, которые предназначались для ВМС Вьетнама, но остались в российском флоте. По сути – те же «Аквамарины», но с много более улучшенным радиоэлектронным вооружением и поисковыми системами. Как тральщики – отличные, для наших минных задач – так себе.
Первый вид: 30-мм зенитная шестиствольная автоматическая пушка АК-306. Всем хороша, кроме одного: нет радарного наведения. Наведение дистанционное от системы ПУС, связанного с оптическим прицелом ОПУ-1 и оптической прицельной станцией «Лазурь», у которой отсутствуют измерение дальности до цели, баллистический вычислитель, стабилизатор линии прицеливания. То есть, примерно то же самое по эффективности против ПКР и БПЛА, как и АК-230.
Второй вид: 14,5-мм МТПУ «Жало-1». Все то же самое, что и у предшественника.
Третий вид: те же 2x4 ПЗРК «Стрела-2» с боекомплектом 16 ЗУР 9М32.
«Александрит»
Первый вид: все та же 30-мм зенитная шестиствольная автоматическая пушка АК-306.
Второй вид: 8 ПЗРК 9К38 «Игла-1» или 8 ПЗРК 9К333 «Верба».
Что можно сказать по сути проблемы? А можно сказать только то, что в 2024 году тральщики что 70-х годов прошлого века, что начала нынешнего, что совсем современные не могут отразить большинство угроз с воздуха, так как средства вооружения рассчитаны на стрельбу по целям, находящимся в прямой видимости и двигающиеся на небольших скоростях.
За 50 лет с момента постройки тральщиков типа «Аквамарин» произошло небольшое качественное улучшение противовоздушных возможностей кораблей «(ПЗРК «Стрела-2» заменили на «Вербу» или «Иглу»), в остальном все осталось на уровне 60-х годов прошлого века.
Поэтому отправить корабли ставить мины в территориальных водах Украины (а смысл из ставить в открытом море?) – это значит, обречь корабли. Естественно, ничего хорошего из этого не выйдет.
Значит, вариант – прикрытие?
О прикрытии с воздуха даже не говорим, все ЗРК, которые только могут быть стянут в Белгород-Днестровскую область, будут там. Учитывая, насколько близко от береговой линии идут транспорты, вот как раз обеспечить им прикрытие с берега будет возможно.
Остаются корабли? А у нас они есть?
Есть сторожевые корабли проектов 1135 («Ладный») и 1135М («Пытливый»).
ПВО у них, в общем и целом, есть, «Оса-М» в двухбалочном варианте с барабанной перезарядкой. Каждый из кораблей оснащен двумя такими ПУ, что в общем итоге дает возможность пуска 4 ракет каждые 30 секунд. Боекомплект на каждую ПУ – 2 ракеты плюс 10 ракет в двух зарядных барабанах.
«Оса-М» - это неплохо, но это опять-таки 70-80-е годы прошлого века. То есть, с дозвуковыми ПКР справится худо-бедно, а вот как будет с новомодными веяниями типа баллистических ракет и БПЛА – тут сложнее.
В общем, как прикрытие в такой операции от всех видов угроз ветераны не смотрятся, не в обиду им будет написано. Корабли устаревшие напрочь и ничего с этим не поделать.
А вот 11356Р – это совсем другое дело.
Это хоть и потомки 1135, но радиолокационная база у них вполне современная, на борту появились артустановки АК-630. Да, все те же 30-мм, все те же 6 стволов, все те же 60-е годы разработки. Но разница только в том, что огнем управляет МР-123-02/3 «Багира», система с радиолокационным наведением, что совершенно меняет дело.
И таких установок на «Буревестниках» по две.
Ну и 24 ПУ вертикального запуска (2 по 12 ячеек) комплекса «Штиль-1», а это уже не «Оса», это перенесенный на борт «Бук-М3», одни из самых трудных для всего летающего ЗРК.
Вот такой корабль вполне бы смог помочь в осуществлении такой операции, однако все равно остается большая вероятность противодействия противника и в результате повреждение или потеря кораблей.
И потом, на все Черное море у нас два таких фрегата, третий («Григорович») вроде как в Средиземном море выполняет какие-то задачи.
Хотя, простите, какие задачи могут быть важнее, чем срыв военных поставок противнику? Ситуация более чем странная, конечно.
И в итоге на роль кораблей прикрытия на всем Черноморском флоте годятся только два фрегата. Которые, конечно, на такой риск, как операция в сотне километров от украинского берега, никто не отправит. Крейсер «Москва» уже сходил, достаточно. И есть очень большие сомнения в том, что подобная операция может быть спланирована и осуществлена, в основном потому, что у противника имеется полная осведомленность о тактической обстановке в Черном море.
Увы, это так: спутники, самолеты ДРЛО, разведывательные беспилотники просто не дадут возможности скрытно подойти к району и осуществить там такую операцию. Хотя просто накидать макетов – уже было бы интересно, как на минную угрозу отреагировали бы экипажи иностранных кораблей.
Но ведь у нас есть подводные лодки!
Кто мешает отправить на такую операцию наши «Варшавянки»?
Каждая лодка этого класса способна взять на борт и выставить 24 мины. Выход лодки из порта отследить можно, но много сложнее, чем выход корабля. А уж маршрут даже обычной ДЭПЛ, способной трое суток пробыть под водой будет, как говорится, неисповедим врагам нашим.
С той скоростью, с какой ходят «Варшавянки», в районе постановки они будут в течении 9-10 часов. 24 мины – это в три раза больше, чем берет каждый тральщик, шесть лодок Черноморского флота выставят 124 мины. Это вполне приличное заграждение. Украинские тральщики (Британия передала два) – это не совсем тральщики, это искатели мин типа «Сэндаун». Единственным назначением кораблей типа является поиск и уничтожение морских мин с помощью дистанционно управляемых поисковых аппаратов. Корабли типа «Сэндаун» не имеют приспособлений для траления мин, а вот снабдили ли украинцев этими аппаратами, информации нет.
В любом случае, им пришлось бы изрядно поработать, район немаленький. И как раз со стороны Крыма могло бы пожаловать в гости что-то этакое… А ПВО у «Черкасс» и «Чернигова», как теперь называются заморские гости, совершенно отсутствует.
И вот тут впору задавать тот самый вопрос: почему Черноморский флот не ставит мины?
Вариантов два. И оба так себе.
Первый: минное дело в России незаслуженно оставлено без внимания и ему просто не уделялось времени при подготовке экипажей. Конечно, в этом вопросе более интересно мнение Тимохина, но имеем то, что имеем, а вероятность того, что экипажи просто не имеют практики работы с минами имеет место. В итоге корабли стоят, а мины ждут своего часа.
Второй: командно-политическая составляющая. И вот это намного хуже. Это значит, что экипажи обучены, но нет приказа. Почему – вот это тоже вопрос. У меня сразу возникает историческая параллель действий командования КЧФ в 1941-1942 годах, что повлекло за собой запрет Сталиным на применение кораблей от эсминца и выше. В итоге самый мощный флот в Черном море просто простоял в ожидании того, что сухопутные войска все за него сделают: освободят Севастополь, Керчь и Одессу.
Да, освободили. Силами в том числе и флотских экипажей, сошедших на берег. Но факт в том, что мощнейший флот, на начало войны насчитывающий 1 линкор, 5 крейсеров, 3 лидера эсминцев, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда. Ничего не смог сделать толком. А ВВС флота, это вообще нечто! Они насчитывали 625 самолётов, в то время как Люфтваффе как на параде топили корабли.
Некрасивые параллели, но увы: ни надводные корабли Черноморского флота, ни подводные, не делают того, что должен делать флот. А именно нарушать коммуникации противника, срывать подвозы и поставки и так далее. Даже вывоз зерна, все-таки 1,9 миллиарда долларов за зерно, которые получила Украина – это огромная цифра.
А у нас почему-то спокойно так наблюдают, как корабли идут в Одессу, как идут из Одессы… При этом у Черноморского флота есть все возможности для того, чтобы прекратить все это. Минами, торпедами…
Или Верховный главнокомандующий Путин осведомлен ничуть не хуже Верховного главнокомандующего Сталина и именно потому Черноморский флот застыл в базах?
Свежие комментарии