Его тревожный призывный крик
До каждой деревни и фермы достиг,
Нарушив дремотный покой и мир.
Вдруг голос из тьмы, в дверь удар кулака
И слово, что эхом несётся в века.
То слово из прошлого ветер ночной
Разносит над нашей большою страной,
То в час тревоги, нарушившей мир,
Народ весь, поднявшись, слышит сквозь тьму,
Как в полночь с призывом несётся к нему
На скачущей лошади Поль Ревир.
Скачка Поля Ревира. Г. Лонгфелло. Перевод М. А. Зенкевича
Военное дело на рубеже эпох. В предыдущем материале про «драгун с хвостами» и без оных, мы рассказали о небольшом эпизоде Войны за независимость в США – действиях созданного там подразделения драгун британского офицера подполковника Банистра Тарлтона и также о том, что и в армии Джорджа Вашингтона тоже были драгунские полки, хотя их численность и была невелика. Однако тема использования драгунской кавалерии в война 13 американских колоний с Англией читателям «ВО» показалась интересной, и они попросили осветить ее более подробно. Выполняем их просьбу.
Начнем с того, что обратимся к книге Лилианы и Фреда Функенов, посвященной войнам XVII—XIX вв. на американском континенте. Из нее узнаем, что лошадей там белым переселенцам всегда не хватало, что по дороге морем из Европы они мерли как мухи, так что кавалерия колоний всегда была немногочисленной. Кавалерия была милиционной, то есть тот, кто по желанию в нее записывался, сам покупал и лошадь, и амуницию, причем лошадь должна была иметь в холке не меньше 14 ладоней, то есть около 1,5 м. Многие конные колонисты носили шлемы и полукирасы (только на груди), поскольку они хорошо защищали от оружия индейцев. С 1740 г. обязательным требованием стало наличие у всадника двух пистолетов и карабина.
В 1777 году Конгресс отделившихся колоний сформировал целых четыре кавалерийских полка так называемых «континентальных драгун». Первым был Виргинский полк майора Блэнда (1776 г.). Униформа полка была традиционного для тех лет покроя, причем двух видов: темно-синей с красной отделкой и коричневой с зеленой – какое сукно когда находили! Это на их кожаных касках наматывался черный тюрбан, а «хвост» на гребне был из белой конской гривы. Кстати, форма полка менялась не раз, прежде всего потому, что численность его была невелика: в 1781 году всего-то 60 человек, то есть меньше эскадрона!
Второй, полк майора Элайзы Шелдона, был создан в Коннектикуте, по сути стал первым, сформированным по решению Конгресса. И это было самое многочисленное подразделение. В нем насчитывалось 225 человек! Форма синего цвета с отделкой из желтого сукна. Каска с белым хвостом обматывалась голубого цвета тюрбаном.
Третий полк, «Драгуны леди Вашингтон», малоизвестен. Хотя есть документ о том, что в нем носили форму белого цвета с синим прикладным сукном. Командовал им Уильям Вашингтон, двоюродный брат Джорджа Вашингтона.
Самую необычную униформу в цветовом отношении носил четвертый полк. Необычную потому, что она была ярко-красного, «британского» цвета. Офицеры пошили ее себе из английского красного сукна, отличавшегося хорошим качеством, а вот рядовым… отдали трофейные мундиры английской пехоты! В итоге им велели во избежание путаницы надевать поверх своих мундиров домотканые рубахи, а то ведь в противном случае можно было «получить» и от своих.
Все четыре полка понесли тяжелые потери, так что их всадников, тех, что оставались в живых, постоянно присоединяли к другим полкам.
Однако участвовали в войне против англичан еще и многочисленные «партизанские драгуны» — по сути, те же милиционные формирования. Вот только создавались они очень часто совершенно случайным образом: по воле отдельных предприимчивых командиров и обычно они тоже были драгунами. Первым таким подразделением стала «легкая кавалерия Гарри», или «легион Ли», как эту часть еще называли. Создал ее 22-летний майор Гарри Ли, один из подписантов Декларации независимости. В легионе было около 300 человек, однако лошади были далеко не у всех. Вел он против англичан совершенно партизанские по своему характеру действия и даже схватывался с легионерами-лоялистами Тарлтона. Интересно, что его младший сын впоследствии станет… знаменитым Эдвардом Ли – легендарным полководцем южан! В легионе последовательно было целых три вида форменного обмундирования: зеленая с желтыми штанами и драгунской каской с белым хвостом; вся зеленая с белым камзолом и меховой продольной полосой на каске; и, наконец, третья – светло-желтого цвета (!) с прикладным зеленым сукном и таким же желтым камзолом.
Партизанами в прямом смысле этого слова, мундиров никаких не носившими, был и отряд нерегулярной кавалерии Френсиса Мориона численностью около 30 человек, которому лоялисты дали прозвище Болотная Лиса. Однако было в Америке еще и множество формирований отдельных штатов, которые носили униформу, причем, понятно, в каждом штате свою. Так, еще в 1774 году там появился отряд «легкой кавалерии Филадельфии», «легкая конница Коннектикута» и «легкая конница Южной Каролины. Был даже корпус жандармерии, о котором известно, что он был, что им командовал… немец, стал предшественником американской военной полиции, но это и все.
Зато хорошо известно, что войны привлекают авантюристов. Не была исключением и Война за независимость на американском континенте. Так, например, сражаться в Америку против англичан вместе с маркизом де Ла Файетом отправились и два знаменитых в Европе поляка: Тадеуш Костюшко и Казимир Пулаский. Конгресс присвоил ему чин бригадного генерала, а в 1778 году поручил начальствовать партизанским отрядом из 68 всадников и 200 пехотинцев. Причем всадники эти скорее уж были уланами, чем драгунами, так как были вооружены пиками с бунчуками из лисьих хвостов – единственный столь необычный опознавательный знак за всю войну. В боях он погиб, а его имя было присвоено форту, который оказался в руках у южан и который уже в года Гражданской войны бомбардировали северяне из крупнокалиберных пушек Парротта!
Отправился воевать в Америку и другой француз — 26-летний маркиз Шарль-Арман Таффин де ла Ройер, также получивший разрешение сформировать конный отряд из 200 человек и им командовать. Воевал он на американской земле под именем полковника Армана, дважды собирал заново свою разгромленную часть и сам же ее и экипировал! Сначала униформа его солдат (наполовину пехота, наполовину драгуны) была оливкового цвета, панталоны коричневыми, а ко всему этому серые чулки и черная треуголка, но в 1789 году у них появилась красивая форма голубого цвета с белым приборным сукном. Сам де ла Ройер покрыл себя славой, но, вернувшись во Францию, в годы революции поднял восстание в Бретани в поддержку роялистов (хотя в Америке и воевал за республику!) и, скорее всего, погиб в бою.
Участвовали в боях за независимость тринадцати штатов и гусары, но только французские, из отряда герцога де Лозена. Сначала это был добровольческий легион, который герцог де Лозен сформировал из иностранцев для службы в заморских колониях на военно-морском флоте. Но так уж получилось, что на море он не попал. Зато, когда экспедиционный корпус Рошамбо высадился в Северной Америки, для помощи восставшим колонистам в борьбе против британцев, легион Лозена оказался в его составе. Он принял активное участие в боевых действиях и был единственным подразделением в кавалерии инсургентов, носившим яркие гусарские мундиры. Правда, было их не очень много – всего-то около 300, но, разумеется, они очень сильно выделялись среди всех прочих тем, что носили красные и лимонно-желтые чакчиры, голубые ментики, а офицеры – впечатляющие меховые шапки-кольбаки, да еще и с красной лопастью и султаном. Ну а после победы повстанцев, завершившейся созданием США, легион возвратился во Францию и в 1783 был переименован в гусарский полк Лозена. В 1791 году полк гусар Лозена получил наименование 6-го гусарского, а позднее переименован в 5-й гусарский полк.
Драгунами, как об этом рассказывалось в одном из предыдущих материалов этого цикла, были и британские кавалеристы. Среди них были как собственно королевские солдаты, так и «партизанские» конные отряды лоялистов, аналоги подразделений армии инсургентов: «драгуны графства Бакс», «солдаты Джеймса» графства Честер, «королевские американцы», «драгуны острова Статен» из Южной Каролины. И большинство из них были одеты в красные мундиры. Хотя были и исключения. Уже упоминавшийся добровольцы британского легиона Банастра Тарлтона и так называемые рейнджеры Ее Величества, которые в 1776 году представляли собой только пехоты, но в 1780-м получившие… гусарский эскадрон из 30 человек!
Так что гусары в Войне за независимость на американском континенте сражались с обеих сторон, но в очень незначительном количестве. Кроме британских драгун, «за короля» сражались также гессен-кассельские егеря, выполнявшие обязанности конных разведчиков, и брауншвейгские драгуны, или «драгуны принцы Людвига», прибывшие сначала в Квебек и несшие гарнизонную службу в Канаде, а затем сражавшиеся с колонистами. Но было их тоже немного: сначала 282, а затем 312 человек при 20 офицерах.
Свежие комментарии