На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Маленький гимназист очень плохо учился. Ничего не понимал, не мог запомнить. И не мог сосредоточиться, собраться, сов...Сектор Газа: войн...
  • Юрий Ильинов
    Зеленскому напомнили его слова на инаугурации в 2019 году Президенту Украины Владимиру Зеленскому напомнили его слов...Укро-сержант «Арт...
  • Юрий Ильинов
    Европа движется к новой форме коммунизма – национальное государство будет упразднено Идущие в Европе экономические и...Сектор Газа: войн...

Формирование Древнерусского государства

https://artsgtu

 

Формирование Древнерусского государства


Предпосылки создания Древнерусского государства

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Назовите государства, существовавшие на территории России в древности. В чём причины исчезновения большинства из них?

Образование государства — это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный, т. е. закономерный, результат разложения родо-племенного строя. Предпосылки, т. е. предварительные условия создания государства, складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий.

Формирование Древнерусского государства

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими земли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Чёрным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия — место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд и воск лесных пчёл и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они меняли эти товары на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами.

Выясните, какая взаимосвязь судоходства и торговли существовала в древности. Куда и какие товары везли по рекам?

Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники — печенеги, которые в начале IX века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра.

С развитием торговли в центральных племенных посёлках, расположенных на водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в городаКиев — у полян, Чернигов — у северян, Смоленск и Полоцк — у кривичей, Любеч — у родимичей, Новгород — у ильменских словен и др.

Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники.

Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостных стен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или радимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения.

Таким образом, развитие торговли и городов привело к формированию новых порядков, отличных от тех, которые существовали в родо-племенном обществе. Возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов.

Появление княжеской власти у восточных славян

О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманнами («северными людьми»), выходцами из Скандинавии. В конце VIII—IX веке вооружённые норманнские отряды совершали торговые и завоевательные походы в разные страны Европы. Они вторглись и в северо-западные земли восточных славян. Не найдя здесь больших богатств, скандинавские пришельцы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также ильменских словен и кривичей. Получая в виде дани меха, мёд и другие товары, пользующиеся спросом, они стали вести активную торговлю на пути «из варяг в греки», вовлекая в неё и славянских купцов; заводили на землях восточных славян свои «торговые места», оседали здесь. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманнов, называли их «роутси», отсюда «росы», или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы — это та часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык и обычаи.

Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды русов во главе с военачальниками — князьями (конунгами). Наёмных воинов восточные славяне называли варягами. Варяги были отличными мореплавателями, имели богатый военный опыт. Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и иные обязанности. Так как в подчинении городов находились территории, населённые различными племенами, то князей всё чаще стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. Ведь они не были связаны ни с одним племенем, но в то же время имели общий со всем населением интерес, защищая славянскую землю от врагов. К тому же у князей была возможность при помощи своего войска заставить подчиниться непокорных. Постепенно из руководителей наёмных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалованья постоянную и более высокую плату — дань.

Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова «русь». Некоторые считают, что русы — это выходцы с Балтийского поморья (области Ругии или острова Рюгена), заселённого славянскими племенами. Часть историков доказывают, что слово «русь» пришло из Поднепровья, где по берегам реки Рось жило племя русичей (росичей).

Образование государственных центров

Согласно «Повести временных лет», в 862 году восточно- славянские и финноязычные племена, проживавшие на северо-западе, прекратили платить дань варягам и изгнали их «за море», т. е. в ту землю, откуда они пришли. Однако очень скоро племена рассорились, дело дошло до вооружённых столкновений. А в это время на их земли стали нападать другие враги. И тогда собрались представители всех племён на вече и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда [управления] в ней нет. Да пойдите [приходите] княжить и володети нами». На приглашение откликнулся князь Рюрик. Он обосновался со своей дружиной в городе Ладоге. Так в северо-западных землях возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал построенный Рюриком новый город — Новгород.

В первой трети IX века отряды русов появились и на юге. Знатные воины Рюрика Аскольд и Дир по Великому торговому пути отправились в столицу Византии Царьград. Спустившись вниз по Днепру, они увидели раскинувшийся на трёх холмах город. Это был центр полян Киев, который, по преданию, основали три брата: Кий, Щек и Хорив. Жители Киева платили дань хазарам, к тому же их «обижали» древляне и другие племена. Поляне пригласили в город варяжские дружины (возможно, сначала сюда прибыл Аскольд, а Дир — несколько позже). Русы освободили полян от хазарской зависимости. Более того, став правителем Киева, Аскольд принял титул хакана, демонстрируя тем своё равенство с по велителем Хазарии. Затем варяги вступили в борьбу и с другими «обидчиками» полян — древлянами, печенегами, булгарами.

Так в IX веке сложились два крупных восточно- славянских объединения, в которых правили приглашённые князья. Одно находилось на севере, в При- ильменье, с центром в Новгороде, другое — на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве.

Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья. Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города князей Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. В дальнейшем он победил ближайших соседей полян — древлян. Затем князь разгромил хазар и освободил от их зависимости северян и радимичей.

В результате объединения двух главных центров восточных славян — южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом — образовалось государство, получившее название Русь. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью.

Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на своё войско — дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах.

Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, в котором они обязывались уплачивать дань мехами, а также хлебом и другими продуктами.

С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем.

Племена были обязаны также в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. Решения принимались громкими криками согласия или несогласия — большинством голосов.

В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения — тысяцких. Местные князья нередко использовали любую ситуацию, чтобы избавиться от власти Киева, вернуть свою независимость.

Итог
Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.Государство это появилось как закономерный результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племён, и было ускорено внешним фактором — нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.В Древнерусском государстве сохранились элементы родо-племенного управления.

Проверяем свои знания
1. Найдите на карте (см. с. 37) города — центры расселения полян, северян, кривичей, ильменских словен. Покажите торговый путь «из варяг в греки». Почему он так назывался? 2. Как появились на землях восточных славян варяги? Чем они занимались? 3. Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги? Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства? 4. Как управлялось Древнерусское государство?

Учимся быть историками
1. Сравните власть киевского и новгородского князей. Можно ли считать, что власть киевского князя была ограничена? 2. По картине Н. Рериха «Заморские гости» и по материалу параграфа составьте устный рассказ о варягах и их набегах на соседей. 3. Нарисуйте схему управления восточнославянских городов до 862 года. 4. Представьте, что вы — древнерусский купец. Вам необходимо переправить свой товар из Чёрного моря в Великий Новгород. С помощью карты на с. 37 учебника и атласа определите, по каким рекам и населённым пунктам пройдёт ваш маршрут.

Документ

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ЗАХВАТЕ ОЛЕГОМ КИЕВА

В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»… Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…

1. Составьте по тексту документа сравнительную таблицу названий племён, воины которых входили в дружину Олега, и племён, которые Олег обложил данью после победы. 2. Как вы думаете, почему среди данников оказались участники захвата Киева? Поясните свой ответ.

Запомните новые слова

ПОЛЮДЬЕ — объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

-

Восточные славяне


Происхождение и расселение восточных славян

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно некоторые группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на несколько языков.

Восточные славяне

Что такое племя? Чем племя отличается от рода?

Примерно четыре тысячи лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на болтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

Женщина-славянка. Русский учёный М. М. Герасимов разработал способ восстановления облика древних людей по их черепам
В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном — до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в VI—VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам, 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где они жили. Например, поляне — «живущие в полях», древляне — «живущие в лесах», дреговичи — от слова «дрягва» — болото, трясина, полочане — от названия реки Полота и т. д.

Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных чернозёмных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощённая земля примерно 20—30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Орудия труда и оружие славян

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными, раздвоенными снизу концами, па которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной — боронили. Её делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Назовите продукты, которые употребляли люди в древности. Какие из них употребляют в пищу сегодня?

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание мёда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмена, т. е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремёсла — выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Быт и нравы

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Славянский посёлок, восстановленный по данным археологических раскопок

Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней (умыкали) и потом платили за неё выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многожён- ства, а после смерти мужа одна из его жён должна была следовать за ним в могилу. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озёр и рек. Жили они семьями в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашнюю посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чёрному — складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Верования

Восточные славяне были язычниками, т. е. поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — повелитель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — божество плодородия и др.

Каким богам поклонялись в Древнем Египте? Покровителями каких занятий они являлись?

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще тёмного леса обитал лесной дух — леший.

Идол древних славян

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов — идолы.

Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях — даже людей.

У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Управление

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться.

Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел.

Вопросы, требовавшие согласования всех общин, решались на племенном вече, а проблемы, касавшиеся всех племён, выносились на обсуждение представителей племён.

У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Взаимоотношения с соседними народами и государствами
Восточно-Европейская равнина до появления восточных славян была заселена другими народами. Мощные восточнославянские племена подчинили себе некоторые малочисленные народы, заставляли их платить дань. В то же время часть славян платили дань более сильным соседним племенам.

Славяне заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников.

Потомки ираноязычного скифосарматского населения, обитавшие в бассейне реки Южный Буг, на землях в среднем и нижнем течении Днепра, оказали большое влияние на славян. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, богатырь, боярин, хата, собака, топор и др.). Иранские имена носили некоторые славянские языческие божества — Хорос, Стрибог. А бог Перун имел балтское происхождение.

В VIII веке часть восточнославянских племён, обитавших близ степей, — полян, северян, вятичей и радимичей — покорили хазары, заставив их платить дань — «по горностаю и белке от дыма», т. е. с каждого дома.

Важную роль в жизни восточных славян играли их отношения с Византийской империей — культурным, сильным и экономически развитым европейским государством того времени. В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Чёрного моря и называли себя рось или русь. Так Византия познакомилась с восточными славянами.

Итог
Таким образом, в V—VIII веках огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие.

Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе, все вопросы решали сообща. Восточнославянские племена жили в окружении многих народов. Некоторые из них оказали значительное влияние на язык, культуру и быт восточных славян.

Проверяем свои знания
1. Используя настенную карту, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов. 2. Как происходило освоение славянами новых территорий? 3. Почему верования древних славян называют язычеством? Как в язычестве отразились занятия славян? 4. Опишите кратко основные виды трудовой деятельности славян.

Учимся быть историками
1. Проведите исследование: сравните сложившуюся систему управления восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Подсчитайте, сколько столетий разделяет первые греческие полисы и первые славянские вече. 2. Найдите современную карту России (в атласе или с помощью Интернета). перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян.

Документ
ВИЗАНТИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ

Эти племена… не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

1. Найдите в тексте факты, подтверждающие кочевой образ жизни славян. 2. Оцените, как относится автор к славянам — уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по- другому. 3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, кто был верховным богом у славян.

 

Запомните новые слова

БЫТ — повседневная жизнь.

ВЕРВЬ — название общины в Древней Руси.

ВЕЧЕ — народное собрание на Руси.

ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ — военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.

НРАВЫ — обычаи, уклады общественной жизни.

ЯЗЫЧНИК — последователь язычества — религиозных верований, отличающихся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

-

Первые киевские князья


Деятельность князя Олега ( даты правления 879—912)

Деятельность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во-первых, они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во-вторых, хотели выгодно продать полученное во время полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими странами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.

Первые киевские князья

Наиболее привлекательной и доступной для ру- сов была Византийская империя — самое развитое и богатое европейское государство того времени. Поэтому киевские князья совершали военные походы на Константинополь (Царьград), чтобы поддержать или восстановить прерванные торговые связи с Византией.

Используя интернет-ресурсы, напишите короткое эссе (нс более 100 слов) о причинах существования двух названий византийской столицы — Константинополь и Царьград.

Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «из варяг в греки». В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нём участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за стенами города.

Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. Попутный ветер погнал парусники русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Результатом похода стал выгодный для русских купцов торговый договор с Византией, который Олег заключил в 911 году.

Согласно преданию, Олег, которого современники называли Вещим, умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня.

Правление Игоря (912—945) и Ольги (945—957)

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.

В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи русов особой горючей смесью — «греческим огнём».

Выясните с помощью Интернета, когда и кем впервые был использован в битвах «греческий огонь».

Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошёл на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свои дружины назад. Заключённый им в 944 году договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения киевского князя впервые были названы Русской землёй.

Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода. Но, вернувшись домой, в 945 году Игорь по настоянию дружины сам отправился за данью к древлянам. Древляне не стали перечить князю. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем.

После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство.

Походы князя Святослава (957—972)

По возвращении из Византии Ольга передала княжение своему сыну Святославу, которому суждено было стать одним из самых выдающихся полководцев своего времени. Вся жизнь этого князя прошла в походах и сражениях.

Святослав был голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий пугающий вой. Но Святослав не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы».

Святослав присоединил к Руси последний восточнославянский союз племён — вятичей, которые до того платили дань хазарам. Из земли вятичей он двинулся на Волгу. Разорив земли волжских булгар, Святослав устремился в Хазарию, которая чинила препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем через Каспийское море в богатые страны Востока.

Во время двух походов против Хазарского каганата (965—969) войска Святослава разгромили главные хазарские города — Итиль, Семендер и Саркел. Затем русский князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове было образовано зависимое от Руси Тмутараканское княжество. Хазарский каганат вскоре после походов Святослава перестал существовать как самостоятельное государство.

Победоносные походы Святослава встревожили византийского императора. Он всеми силами старался превратить киевского князя в своего союзника, рассчитывая с помощью русских дружин восстановить свою власть над дунайскими болгарами.

В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил своей новой столицей.

Подобный поворот событий не входил в планы Византии. У её границ появлялся новый сильный противник. Император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев, где находилась престарелая княгиня Ольга с внуками. Святослав с частью дружины поспешил домой и отогнал печенегов от столицы. Но князь заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мёд, воск и рабов». Но старая княгиня Ольга не хотела отпускать князя в новый поход. Вскоре она умерла. Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка. Второго сына — Олега он отправил в землю древлянскую. Третьего сына — малолетнего Владимира, которого ему родила ключница Ольги рабыня Малуша, с дядей его Добрынею отпустил в Новгород. А сам князь устремился на Дунай, где ситуация изменилась не в его пользу.

Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии.

В 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов (каменных нагромождений, перекрывающих реку) и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши.

Проверяем свои знания
1. Что было общего в деятельности первых русских князей? 2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря? 3. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение? 4. Покажите на карте (с. 37) направления главных походов Святослава. 5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

Учимся быть историками
1. По рисунку в учебнике (скульптура Е. А. Лансере «Князь Святослав») составьте описание внешнего облика князя. Что можно сказать о его характере? 2. Найдите сведения о печенегах в сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Можно ли считать эту информацию исторически достоверной?

Документ

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ТОМ, КАК КНЯГИНЯ ОЛЬГА ОТОМСТИЛА ДРЕВЛЯНАМ

В лето 946. Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа её… И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге… Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут [высушенный прутик, воспламеняющийся от искры]. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

1. Определите главную, с точки зрения княгини Ольги, причину убийства князя Игоря. 2. Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила древлянам за убийство мужа?

Учимся быть историками
1. По рисунку в учебнике (скульптура Е. А. Лансере «Князь Святослав») составьте описание внешнего облика князя. Что можно сказать о его характере? 2. Найдите сведения о печенегах в сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Можно ли считать эту информацию исторически достоверной?

Запомните новые слова

ПОГОСТЫ — места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.

УРОКИ — размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

-

Владимир Святославич. Принятие христианства


Начало правления князя Владимира

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержат Владимир Святославич (980—1015).

Владимир начат княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

Владимир Святославич. Принятие христианства

После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государством западных славян. В 981 году Владимир завоевал польские города Червенъ, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

Причины принятия христианства на Руси

Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве.

Назовите основные традиционные для России религии

Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь — среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из европейских стран.

Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие Византийскую империю. При Игоре киевские христиане возвели для себя храм Святого Ильи. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.

Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

Пользуясь дополнительными источниками, составьте сравнительную таблицу организации византийской и русской православных церквей в этот период.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

Крещение Руси

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с Перуном.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, в результате ожесточённых столкновений язычников с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром.

По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей.

Русская православная церковь

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.

Русь была разделена па церковные округа во главе с епископами, подчинёнными митрополиту.

Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах.

Была ли при князе Владимире церковь на Руси независимой организацией? Аргументируйте свою позицию.

При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие моления, а также за все проступки нравственного характера.

Значение принятия христианства

Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека.

Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертвоприношения, многожёнство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.

Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.

Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.

Итог
Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры

Проверяем свои знания
1. Как князь Владимир расширил и укрепил границы Древнерусского государства? 2. Каковы были причины принятия христианства Древнерусским государством? 3. Какие события предшествовали Крещению Руси? О чём они свидетельствовали? 4. Каково значение принятия Русью христианства? 5. Используя материал параграфа, опишите процесс крещения киевлян. 6. Что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей? Чем Владимир отличался от них?

Учимся быть историками
1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Языческие традиции дохристианской Руси». 2. С помощью Интернета проведите исследование, подтверждающее необходимость принятия князем Владимиром христианства. 3. Подсчитайте, сколько лет существует христианство в России.

Документ

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ РУСИ

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры [идолы]. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.

1. В каком году и в каком городе происходят описываемые события? 2. Как восприняли идею крещения наши предки?

Запомните новые слова

ЕПИСКОП — высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.

ЕРЕСЬ — учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.

МИТРОПОЛИТ — титул главы Русской православной церкви.

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ — свод правил, регулирующих деятельность церкви.

-

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром


Борьба за власть сыновей Владимира

Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Таким путём он рассчитывал усилить свою власть и укрепить единство державы.

Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Князь Владимир явно желал передать Борису после себя Киевское княжество. Это очень не нравилось двум старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 году он отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал собирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав в свою очередь призвал на помощь наёмные варяжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 года помешала столкновению отца с сыном.

Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от брата Глеба, подослав к ним тайных убийц (Борис и Глеб впоследствии Русской православной церковью были причислены к лику святых). Позже Святополк организовал убийство ещё одного брата — Святослава, правившего в древлянской земле. За свои ужасные преступления Святополк был прозван в народе Окаянным.

Найдите значение слова «окаянный». Объясните, почему человек мог получить такое прозвище.

Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, во главе наёмной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Свято- полка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч и почти три месяца простояли на разных берегах Днепра, осыпая друг друга насмешками. Ярослав первым переправился через Днепр и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к отцу своей жены (тестю) — польскому князю Болеславу Храброму. В 1017 году Ярослав вступил в Киев и занял княжеский престол.

Болеслав Храбрый, стремившийся расширить свои владения, увидел подходящий для этого случай. В 1018 году он пошёл вместе со Святополком на Ярослава и разбил его войско. Овладев Киевом, Болеслав не возвратил его Святополку, а стал править сам. Униженный князь начал подстрекать киевлян выступить против поляков. Болеслав был вынужден вернуться в Польшу. В Киеве вновь утвердился Святополк.

В 1019 году по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву, Ярослав опять выступил против Святополка и одолел его. Святополк попытался найти приют в Польше, но по дороге умер.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал ещё один сын Владимира — Мстислав, княживший в Тмутаракани. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси. Кровавая усобица между сыновьями Владимира Святославича показала, что объединение Руси оставалось непрочным, что некоторые земли по-прежнему стремились к отделению от Киева. Этим настроениям поддавались и сыновья Владимира, поднявшие оружие друг против друга.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Время княжения Ярослава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства.

Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.

Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого.

Стремясь установить порядок и законность в своём государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название Правда Ярослава. Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т. п. Правда Ярослава сохранила ещё пережитки родового строя, в частности право кровной мести родственников за убитого человека. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.

Управление государством при Ярославе Мудром

При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским государством.

Вспомните, как была в современных Ярославу Мудрому европейских государствах организована власть. Кто стоял во главе государства, кому и какие полномочия он мог передать?

Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьёй и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т. е. внешнюю политику.

Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.

В распоряжении киевских князей была мощная военная сила — дружина. Дружинники помогали князю судить, управлять его хозяйством, вести переговоры с другими государствами. Дружина, которая прежде выполняла в основном воинские обязанности, вместе с князем стала управлять государством.

Киевский князь правил при помощи сыновей, которых он отправлял в качестве своих наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное ополчение — основа военной организации Древнерусского государства.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда — Владимира и Святослава. Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь.

Ярослав расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ. В 1030 году он утвердил свою власть на за падном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (своё второе имя — Юрий — киевский князь получил при крещении). В 1041 году Ярослав заключил союзный договор с польским королём.

В 1043 году произошло последнее военное столкновение Руси с Византией. Поход туда был неудачным. Налетевший шторм разметал и потопил часть русских кораблей. Воины, выбравшиеся на сушу, попали в плен. Византийцы ослепили их и отпустили домой для устрашения Руси. В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, который был закреплён браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля. Свою сестру отдал в жёны польскому королю Казимиру. Сын Ярослава Изяслав взял в жёны сестру Казимира Гертруду. Дочь Ярослава Анна стала супругой французского короля Генриха I. Другая дочь стала королевой Венгрии. Третья дочь — Елизавета была выдана замуж за норвежского принца Гарольда Грозного, который впоследствии стал королём. После гибели мужа Елизавета вышла замуж за датского короля. При дворе Ярослава одно время жили сыновья английского короля.

Формирование древнерусской народности

В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с родимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность.

Назовите известные вам литературные произведения о витязях, богатырях.

Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.

Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.

Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.

Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Итог
Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству.Князь значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси. В процессе укрепления Древнерусского государства происходит складывание древнерусской народности.В то же время на Руси очень медленно шло формирование феодальной земельной собственности, большинство населения составляли свободные люди.

Проверяем свои знания
1. Каковы причины усобицы между сыновьями Владимира Святославича? 2. Почему современники назвали Ярослава Мудрым? 3. Как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром? Какие изменения произошли в управлении страной по сравнению с предшествующим периодом? 4. Расскажите о внешней политике Ярослава Мудрого и охарактеризуйте её, используя карту на с. 57 учебника. 5. Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности? 6. Каковы особенности земельных отношений в Древнерусском государстве? 7. Расскажите об основных группах населения Древнерусского государства.

Учимся быть историками
1. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов напишите рассказ о повседневной жизни во времена Ярослава Мудрого (не более 100 слов) на тему «Один день из жизни боярина (смерда, закупа и др.)». 2. Учитывая стилистику документа в конце параграфа, напишите два-три варианта (по группам) правил поведения для класса, в котором вы учитесь.

Документ

ИЗ ПРАВДЫ ЯРОСЛАВА

1. Если убьёт свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…

13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней…

16. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его.

1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?

Запомните новые слова

БОЯРИН — старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

ВОТЧИНА — наследственное земельное держание. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК — брак между представителями правящих династий разных государств.

НАМЕСТНИК — глава местного управления, назначенный центральной властью.

ОБЩЕСТВО — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

ПОЛИТИКА — искусство управлять государством. УСОБИЦЫ — княжеские раздоры на Руси.

ХОЛОПЫ — зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.

-

Культура Древней Руси


Особенности культуры Древней Руси

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Культура Древней Руси

В каких памятниках древнерусской культуры ощущается византийское влияние? В чём оно проявляется?

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

C чем были связаны патриотические мотивы в культуре этого периода?

Устное народное творчество

С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное творчество — песни, сказки, былины. Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, весёлый и сметливый Алёша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоевания, крещения иноверцев, русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Вы гюстойте-тко за веру, за отечество,

Вы ностойте-тко за славный стольный Киев-град.

Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.

Письменность и грамотность

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.

Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времён Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. В XI веке многие грамотные русские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой корой — берестой.

Литература

В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написанные его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?»

Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Ещё до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митрополит — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова — торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесённое в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. В первой части своего произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Во второй части — «Похвала князю Владимиру» — он славит Владимира, крестителя Руси. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, которого Иларион изображает как достойного продолжателя дела Владимира. При этом через всё произведение красной нитью проходит идея величия Руси, её особой роли в христианском мире.

Зодчество и изобразительное искусство

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество — искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

Какие самые древние постройки в своей местности вы знаете? К какому времени они относятся?

После принятия христианства византийские мастера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т. д. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

В XI—XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нём удивительное единство.

Художественное ремесло

Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений — серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Итог
Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Проверяем свои знания
a1. Каковы были особенности культуры Древней Руси? 2. Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? 3. О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Прочитайте дома и перескажите содержание одной из былин. 4. Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей? 5. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры. 6. Пользуясь иллюстрациями учебника, расскажите о достижениях древнерусского зодчества и живописи. 7. Какую технику использовали древнерусские ремесленники? 8. Какие произведения древнерусского искусства заинтересовали вас больше всего? Почему?

Учимся быть историками
1. Подготовьте презентацию (не более 5 слайдов) на тему «Святая София — символ Древней Руси». Предположите, какие чувства испытывали жители Древней Руси в этом храме.2. Можно ли объяснить стремление современных людей сохранить памятники древнерусской культуры только любовью к Отечеству?

Запомните новые слова

ЖИТИЕ — биография человека, причисленного церковью к лику святых.

МИНИАТЮРА — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

ПАТРИОТИЗМ — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

САМОБЫТНЫЙ — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

Картина дня

наверх