1. ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
2. ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.
3. ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.
4. АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.
5. БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.
6. ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.
7. БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.
8. ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.
9. СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.
10. ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.
11. СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).
12. КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.
13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.
Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид принял Зевс, плененный красотой гречанки. Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.
«Даная» (1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса? Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.
Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.
Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой. Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».
СПРАВКА
Рембрандт Харменс ван Рейн
1606 — Родился в семье мельника в Лейдене (Нидерланды).
1621–1624 — Учился у лейденского живописца Якоба ван Сваненбюрха.
1625 — Основал собственную мастерскую.
1632 — Поселился в Амстердаме, написал «Урок анатомии доктора Тюлпа».
1634 — Женился на Саскии ван Эйленбюрх.
1635 — Написал «Автопортрет с Саскией на коленях ».
1636–1647 — Работал над «Данаей».
1642 — Завершил картину «Ночной дозор».
1645 — Написал «Святое семейство».
1654 — Написал «Вирсавию».
1656 — Обанкротился.
1660 — Написал картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
1662 — Завершил работу над «Заговором Юлия Цивилиса» и групповым портретом «Синдики».
1666–1669 — Работал над картиной «Блудный сын».
1669 — Умер, похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.
Антигравитация уже не фантастика
Французские ученые продемонстрировали удивительный эксперимент. Они показали, как крошечная лодка плывет по «морю», которое буквально парит в воздухе. Исследователи смешали силиконовое масло и глицерин, то есть вещества, более густые, чем вода. Затем установили емкость в аппарат, совершающий вертикальные колебания с частотой 100 раз в секунду. Легкая тряска привела к тому, что жидкость поднялась со дна ровным слоем и «улеглась» на воздушной подушке. По словам команды ученых, им удалось приподнять пол-литра смеси.
На этом чудеса не кончились. В емкость опустили маленький кораблик с парусом, который поплыл по поверхности маслянистой жидкости. Когда же его протолкнули вниз, сквозь левитирующую смесь, он не упал, а снова прочно прикрепился к «морю», но не верхушкой паруса, а донышком, то есть, проще говоря, стал плавать «вверх тормашками». Этот эффект в Times назвали «кажущимся невозможным».
«Люди говорят, что это похоже на сцену из «Пиратов Карибского моря», когда судно плывет вверх дном, – сказал Эммануэль ФОРТ, профессор ESPCI в Париже и соавтор статьи о проекте, опубликованной в журнале Nature. -Это невероятно. Это заставляет людей говорить о воплощение идей научной фантастики, и это очень приятно». Ученые утверждают, что их необычное изобретение может иметь множество вариантов использования, например, для удержания газов во взвешенных жидкостях при очистке сточных вод.
ß
Трагичные снимки женщин, работающих в 200-летнем борделе
Бангладеш — одна из немногих стран, где проституция является легализованной профессией. Здесь живут и процветают огромные бордели с магазинами и чайными домами, в этих борделях рождаются и вырастают целые поколения, которые уверенно вступают во «взрослую» жизнь с мужчинами, которые за это платят.
Независимый фотожурналист из Германии Сандра Хойн приехала в Бангладеш снимать один из борделей Тангайла — «Кандапару», история которого началась еще в XIX веке. В 2014 году его снесли, но уже через некоторое время его восстановили на деньги местных некоммерческих организаций. При этом за восстановление разрушенного здания ратовали не столько мужчины (т.е. клиенты), сколько сами секс-работницы и участницы Национальной ассоциации женщин-юристов. Они-то и смогли убедить Верховный суд восстановить бордель, и не выгонять его работниц на улицу.
Что примечательно, многие сотрудницы «Кандапара» там же и росли, некоторые там даже родились. Это не считается чем-то зазорным, местные жители уверены, что сфера секс-услуг — такая же работа, как и любая другая занятость в сфере обслуживания. К тому же в «Кандапару» у женщин гораздо больше прав, чем у «свободных». В целом, в публичном доме ужиться просто. Тяжело приходится лишь «новичкам», и то недолго.
Как правило «новенькие» — это девушки не старше 14 лет. В публичный дом они попадают разными путями: некоторых продают «рабовладельцы», некоторых родственники, кто-то сам приходит. Девушек, которые оказались в «Кандапаре» поневоле, называют «кабальными», они бесправны и обязаны во всем слушаться главу борделя. Обычно, за 5 лет бесплатного труда они расплачиваются с догами и могут покинуть стены публичного дома, но решаются на это немногие.
«Кандапара» для многих женщин стала единственным местом, которое их приютило. Взрослые женщины обычно приходят сюда с одной целью — избавиться от произвола домочадцев и спастись от бедности. Девушки не решаются покинуть стены «Кандапара», они нередко остаются здесь навсегда, заводят и воспитывают детей, посещают чайные дома. Просто продолжают жить.
ß
Мы все живем в матрице?
«Он — твоя иллюзия»: как появилась гипотеза симуляции
Совершенно неверно думать, что идея о том, что наш мир – это всего иллюзия, появилась только недавно. Такую идею высказывал еще Платон (конечно, в другом виде, не имея в виду компьютерную симуляцию). По его мнению, истинную материальную ценность имеют только идеи, остальное все – всего тень. Подобные взгляды разделял и Аристотель. Он считал, что идеи воплощаются в материальных объектах, следовательно, все есть симуляция.
Французский философ Рене Декарт в XVII веке заявил, что «какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману», заставил человечество думать, будто все, что вокруг людей, – реальный физический мир, в действительности же наша реальность – это лишь фантазия этого гения.
Несмотря на то что сама идея теории симуляции уходит корнями в далекое прошлое, расцвет теории произошел с развитием информационных технологий. Одним из главных терминов в развитии компьютерной симуляции является «виртуальная реальность». Сам термин был придуман в 1989 году Жароном Ланье. Виртуальная реальность – это некий искусственный мир, куда индивид погружается через органы чувств. Виртуальная реальность имитирует и воздействие, и реакции на эти воздействия.
В современном мире теория симуляции все чаще становится предметом обсуждения в контексте разработок искусственного интеллекта. В 2016 году Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик, доктор философии по физике, провел дебаты с учеными и исследователями на тему гипотезы симуляции. Даже Илон Маск заявлял, что верит в теорию симуляции. По его словам, возможность, что наша «реальность» основная, крайне ничтожна, однако так для человечества даже лучше. В сентябре того же 2016 года Банк Америки выступил с обращением к клиентам, в котором предупредил, что с вероятностью 20-50% наша реальность – это матрица.
Гипотеза симуляции: как это работает
Давно ли вы играли в компьютерные игры? Пришло время освежить в памяти, как в юности вы с друзьями проходили миссии GTA. Вспомните: мир в компьютерной игре существует только вокруг героя. Как только предметы или другие персонажи исчезают из поля зрения виртуального героя, они исчезают совсем. За пределами пространства героя ничего нет. Машины, здания, люди появляются только тогда, когда есть ваш персонаж. В компьютерных играх такое упрощение делается с целью минимизации нагрузки на процессор и оптимизации игры. Сторонники гипотезы симуляции примерно таким видят и наш мир.
Доказательства теории
Шведский философ и профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей статье 2001 года «А не живем ли мы в «Матрице»?» предложил три доказательства, что гипотеза симуляции действительно верна. Как он говорит, минимум одно из этих доказательств однозначно верное. В первом доказательстве философ заявляет, что человечество в качестве биологического вида исчезнет, «не достигнув «постчеловеческой» стадии» (об этом читайте в нашем другом материале). Второе: любое новое постчеловеческое общество навряд ли запустит большое число симуляций, которые бы показывали варианты ее истории. Третье его утверждение – «мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции».
В своих рассуждениях Бостром постепенно опровергает первые два своих доказательства, что автоматически дает ему право говорить о верности третьей гипотезы. Опровергнуть первое утверждение легко: по мнению исследователя, человечество способно развить искусственный интеллект до такой степени, что сможет симулировать работу многих живых организмов. Верность второй гипотезы опровергается теорией вероятностей. Выводы о количестве земных цивилизаций никак нельзя относить ко всей Вселенной. Следовательно, если и первое, и второе суждения ошибочны, то остается принять последнее: мы находимся в симуляции.
В пользу теории симуляции говорит и исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего в 2012 году. Они выяснили, что все самые сложные системы – Вселенная, человеческий мозг, интернет — обладают схожей структурой и развиваются одинаково.
Одним из доказательств виртуальности нашего мира можно считать странное поведение фотонов при наблюдении за ними.
Опыт Томаса Юнга в далёком 1803 году перевернул «современную» физику с ног на голову. В своем эксперименте он выстреливал фотонами света сквозь экран с параллельной прорезью. За ним располагался специальный проекционный экран, чтобы зафиксировать результат. Выстреливая фотонами через одну прорезь, ученый обнаружил, что фотоны света выстроили на этом экране одну линию, которая была параллельна прорези. Это подтвердило корпускулярную теорию света, которая гласит, что свет состоит из частиц. Когда в опыт добавили ещё одну щель для прохождения фотонов, ожидалось, что на экране будут две параллельные линии, однако, вопреки этому, появился ряд чередующихся интерференционных полос. Благодаря этому эксперименту, Юнг подтвердил другую – волновую — теорию света, которая говорит, что свет распространяется в качестве электромагнитной волны. Обе теории, кажется, противоречат одна другой. Невозможно, что свет – это и частица, и волна одновременно.
Позже учёными было установлено, что странно ведут себя и электроны, и протоны, и другие части атома. Для чистоты эксперимента ученые решили измерить, как именно фотон света проходит через щели. Для этого перед ними был поставлен измерительный прибор, который должен был зафиксировать фотон, и поставить точку в спорах физиков. Однако тут учёных ждал сюрприз. Когда исследователи наблюдали за фотоном, он опять проявлял свойства частицы, и на проекционном экране снова появились две линии. То есть один факт постороннего наблюдения за экспериментом заставил частицы поменять свое поведение, будто фотон знал, что за ним наблюдают. Наблюдение смогло разрушить волновые функции и заставить фотон вести себя как частица. Это вам ничего не напоминает, геймеры?
Исходя из вышесказанного, приверженцы гипотезы компьютерной симуляции сравнивают этот эксперимент с компьютерными играми, когда виртуальный мир игры «замирает», если в его пределах нет игрока. Так же и наш мир, для оптимизации условной мощности центрального процессора, облегчает нагрузку и не просчитывает поведение фотонов, пока за ними не начинают наблюдать.
Критика теории
Безусловно, приведенные доказательства теории симуляции критикуются другими учеными – противниками этой гипотезы. Основной акцент они делают на том, что в научных статьях, где представлены доказательства теории, есть грубые логические ошибки: «логический круг, автореференция (явление, когда понятие ссылается на само себя), игнорирование неслучайной позиции наблюдателей, нарушение причинности и пренебрежение контролем симуляции со стороны создателей». По словам кандидата экономических наук, одного из основателей координационного совета Российского трансгуманистического движения Данилы Медведева, основные принципы Бострома не выдерживают философских и физических правил: например, правило причинности. Бостром, вопреки всей логике, допускает влияние будущих событий на события современности.
Кроме того, наша цивилизация, вероятно, вообще не вызывает интерес для симулирования. Глобальное общество, по мнению Данилы Медведева, не такое интересное, как, например, государства и локальные сообщества, а с технологической точки зрения современная цивилизация еще слишком примитивна.
Симуляция огромного количества людей не несет никаких достоинств по сравнению с небольшим числом. Такие большие цивилизации хаотичны, и симулировать их не имеет никакого смысла.
В 2011 году Крейг Хоган, директор Центра квантовой физики лаборатории Ферми в США, решил проверить, действительно ли то, что человек видит вокруг, реально и это не «пиксели». Для этого он придумал «голометр». Он провел анализ пучков света из излучателя, встроенного в устройство, и определил, что мир – это не есть двухмерная голограмма, и он реально существует.
Теория симуляции в киноиндустрии: что посмотреть, чтобы быть в теме
Активно идею о жизни в матрице пытаются раскрыть режиссеры. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря кино эта теория дошла до массовой аудитории. Конечно, главный фильм о компьютерной симуляции – «Матрица». Братьям (сейчас уже сестрам) Вачовски довольно точно удалось изобразить мир, где человечество с самого рождения и до смерти контролируется компьютерной симуляцией. Настоящие люди в «Матрице» могут переходить в эту симуляцию, чтобы создавать «второго я» и переносить свое сознание в него.
Второй фильм, с которым нужно познакомиться тем, кто хочет узнать подробнее о компьютерной симуляции, – «Тринадцатый этаж». Именно в нем отражена идея, что в симуляции возможно перемещаться с одного уровня на новый. В киноленте воплощается вероятность нескольких симуляций. Наш мир представляет симуляцию, однако американская компания создала еще одну новую – для отдельного города. Герои перемещаются между симуляциями путем перемещения сознания в телесную оболочку реального человека.
В фильме «Ванильное небо», с молодым Томом Крузом, в компьютерную симуляцию возможно попасть после смерти. Физическое тело героя подвергают криогенной заморозке, а сознание перемещают в компьютерную симуляцию. Этот фильм – ремейк испанского «Раскрой глаза», снятого в 1997 году.
***
Сейчас очень трудно однозначно ответить на вопрос: живем ли мы в компьютерной матрице или нет. Однако такая гипотеза имеет место: слишком много загадок и белых пятен хранит наша Вселенная. Эти тайны не может объяснить даже физика. И даже вслед за их разгадкой появляются новые, куда более сложные вопросы.
Как и на многих островах вулканического происхождения, на Тенерифе ведется активная добыча полезных ископаемых. Из-за большого количества драгоценных камней, которые здесь хранятся. Из-за этого здесь сотни заброшенных и туманных шахт и переходов. Именно в этом сценарии произошел случай со светящимися существами.
Гуи́мар - муниципалитет в провинции Санта-Крус-де-Тенерифе, видел один из самых леденящих кровь событий в истории паранормальных явлений Испании...
Таинственный случай светящихся гуманоидов
В 1912 году два шахтера работали в шахтах Агуа Исанья, в высохшем русле реки в ущелье Бадахос.
День прошел нормально, они начали открывать новую шахту в надежде обнаружить новые пласты алмазной породы.
В течение 10 минут после размахивания кирками рабочие заметили, что трещины открываются быстрее, чем обычно. Они ускорили темп, и быстро появился своего рода вход размером 3х3 метра.
Когда пыль осела, люди обнаружили, что это был вход в коридор, ранее им неизвестный. Несмотря на 10 лет, что они работали в этом районе.
Казалось, что шахта была обработана в прошлом, и ее интерьер был чрезвычайно темным. Что делало невозможным увидеть, насколько далеко она простиралась.
Они взяли свои фонари и вошли в открывшееся перед ними новое пространство. Стены были твердыми и гладкими, как стекло. Трещин и неровностей не было.
По мере того как они продвигались вперед, тропа начала уходить влево. При этом шахтеры были слегка удивленны мягким светом, исходящим от стены. Для них это событие не было чем-то очень странным, поскольку они уже видели флуоресценцию в пещерах. Странное явление, но возможное.
Через 500 метров рабочие резко остановились. Впереди к ним шли 3 Существа Света ( светящиеся гуманоиды).
Секретные шахты и светящиеся гуманоиды
Их внешний вид был гуманоидный, но невооруженным глазом, можно было видеть, что они не были людьми. Эти существа парили примерно в футе (0, 3 метра) от земли.
Испугавшись, шахтеры бросили кирки и в ужасе побежали к выходу из пещеры. Выйдя на улицу, полагая, что они в безопасности, они поняли, что Существа Света были не далеко, от входа в пещеру.
Шахтеры бежали к ближайшему посту Гражданской гвардии, которая находилась примерно в 4 километрах от них. Они рассказали, что произошло, и, после того как полицейские исключили воздействие алкоголя или других веществ, согласились сопровождать их на место происшествия.
Проблема в том, что по прибытии не было никаких следов открытой шахты, а тем более Световых существ. Не было никаких доказательств того, что они испытали.
Интересно, что каждая шахта зарегистрирована Горной комиссией, и, как и сегодня, записи обновляются ежеквартально.
Комиссия по горному делу засвидетельствовала, что на строительство шахт в этом районе потребовалось много лет. Хотя этой, таинственной, нет ни в одной из ее исторических записей. Так что случилось?
Это загадочное событие с Существами света остается нераскрытым. И, хотя многие скептики заявляют, что это была не более чем «галлюцинация», это не первый случай, когда подобные инциденты происходят в пещерах.
Трованты: древние и загадочные «живые камни» из Румынии
Небольшой город в Румынии под названием Костешть является «домом» для необычных геологических образований — выпуклых луковичных валунов, называемых тровантами. Эти камни давно заинтриговали местных жителей своей органической формой и странным сочащимся из трещин цементом, вдохновляя мифы о способности камней расти и двигаться подобно живым существам.
Среди множества геологических диковинок есть та, о которой вы вряд ли слышали — необычные камни из Румынии. Согласно легендам, они могут расти и даже перемещаться с места на место
Трованты сильно различаются по размеру и форме — некоторые из них могут уместиться на ладони, а другие достигают 4,5 метров в высоту. Из 100 известных тровантов, замеченных по крайней мере на 20 участках Румынии, некоторые показались на свет только после удаления больших масс песка из каменоломней.
Хотя многие таинственное обелиски и прочие странные объекты действительно путешествуют по миру в разных частях света, эти трованты, вероятно, в ближайшее время никуда не денутся – по крайней мере, без посторонней помощи.
Фактически, некоторые из них прочно (хотя и ненадежно) прикреплены к земле с помощью каменного основания. Наиболее известными из подобных тровантов являются «Старушки» из Ульмета. Их причудливые и словно бросающие вызов гравитации выпуклости напрямую связаны с происхождением необычных камней.
Трованты, вероятно образовавшиеся в результате землетрясений около 6 миллионов лет назад, представляют собой тип конкреции — песчинок или горных пород, связанных известняковым (карбонатным) цементом.
Трованты из Ульмета,«Некоторые из них образованы из песчаника, другие — из гравия, — поясняет менеджер национального парка Била-Вантурарита Флорин Стойкан. – Если использовать термины геологов, то они сделаны из песчаника и конгломератов».
Исследователи не обнаружили разницы между тровантами и окружающим их песчаным субстратом. Таким образом, они подозревают, что формы сфероидов были сформированы необычно длительной и интенсивной сейсмической активностью среднего миоцена. Ударные волны, исходящие от земли, уплотняли песчаные отложения и концентрировали известняковый цемент, чтобы сформировать их в сферические комки.
Под проливными дождями часть цемента может вытекать на поверхность, постепенно увеличивая внешнюю окружность камня. Об этом процессе известно не так много, но говорят, что камень растет всего на 4-5 см за 1200 лет.
Окружающие пласты песчаника имеют прослои — последовательность тонких слоев – так что этот район, скорее всего, был древним морем или океаном на тот момент, когда отложились камни и основной осадок. Это также подтверждают окаменелости двустворчатых и брюхоногих моллюсков, которые можно найти в некоторых тровантах.
И хоть «живыми» назвать эти камни язык не повернется, они определенно многое повидали на своем веку.
Свежие комментарии